Сравнение готики франции и германии

Обновлено: 06.07.2024

2.1 Готика. Наименование «готическое искусство» (от итальянского gotico — «готский», по названию германского племени готов) возникло, как уничижительное название всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению (иконы) и религиозным по тематике, поскольку оно было соотнесено с вечностью и с «высшими» иррациональными силами.

В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу — изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в оконный проем. Внутри церкви широко использовались скульптурные украшения, которые вместе со светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создавали образ небесного мира, воплощая мечту о чуде.

В уникальных готических витражах в окне-розе (большое круглое витражное окно) можно разглядеть сцены, отсылающие к круговороту времени. Свет, который проникает через яркие витражные стекла, обозначает Божественный свет, Божественное провидение. Созерцая витражи, человек отстраняется от материального, телесного, человеческого мира и «попадает» в имманентный, духовный, Божественный мир.

Со временем в готике возникает интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

Изменился образ Христа — на первый план выдвинулась тема мученичества. В готике сложился культ Богоматери — практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерном для Средневековья и рыцарства.

В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклор, острые жизненные наблюдения.

В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, наряду с церковными книгами, богато иллюстрированными изображениями святых и сценами из Священной истории.

2.2. Готика Франции. Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII века. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму.

Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи. Внутреннее убранство храма создаёт сюжетную систему, в которую входят эпизоды Священного писания и аллегорические образы. Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и желтые тона.

К ранней готике относится собор Нотр-Дам в Париже (1163—1345), где сохранились витражи, порталы и барельефы. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличавшийся драматичной и нередко экзальтированной экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью.

Появились росписи на светские сюжеты (например, в папском дворце в Авиньоне, XIV—XV веков). В росписях храмов наметилось стремление к одухотворенной человечности образов, к передаче пространства и объема.

С XIII века в орнаментах миниатюр все чаще встречаются образцы флоры родной природы. Например, в миниатюрах Псалтыря Людовика Святого, созданного между 1252 и 1270, используется цветочный орнамент.

2.3. Готическое искусство Германии. Расцвет немецкой готики относится к середине XIII века. Например, в Наумбургском соборе святых апостолов Петра и Павла, построенном в XIII веке, интерьер типичен для позднероманской архитектуры: лишенное динамики пространство, тяжелые арки, приземистые столбы. Резные каменные рельефы изображают страницы Евангелия (арест Христа).

Наиболее близкими французским прототипам оказались восточный хор Кёльнского собора (1248) и собор в Страсбурге., которые отличают жизненная конкретность и монументальность, глубокая выразительность образов, однако по сравнению с французской, произведения немецкой готической скульптуры исполнены менее изящно и тонко. Художественный образ готического храма выражает прежде всего устремление к Богу, трансцендентную идею слияния с ним. Достигли расцвета алтарная скульптура, живопись и книжная миниатюра.
Например, миниатюра «Евангелист Лука.около 1000» из Евангелия Оттона III прославляет стремление Луки к Богу.

2.4. Нидерландская готика. Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно богато декорированные гражданские постройки: суконные ряды (в Брюгге.1248—1364), ратуши (в Брюгге.1376—1421, в Брюсселе.(1401—1455), в Генте, 1518—1535).

Наумбурге (районный центр с Саксонии) есть удивительный рельеф: «Тайная вечеря», созданный неизвестным мастером в середине XIII века. Какая выразительность в лицах! Какая смелость в позах! А в складках облачений вся страстная угловатость поздней готики.

ФРАНЦИЯ: Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.


Реймский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета. Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов. Две 80-метровые башни западного фасада Реймского собора - самые высокие во Франции.

Особенность Реймского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников.

Реймский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом.


В Реймском соборе взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождает то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой.Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Размеры их находятся в точном соотношении с архитектурными формами,

В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.

Скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Отношение готических мастеров к окружающему миру носило более личный, эмоциональный характер. Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и интересе к единичному, частному, индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному.

Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику.Расцвет скульптуры начался на рубеже 12-13 столетий во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме. Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства.

Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны(внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги(остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах(поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях(в архитектуре выступающий из стены камень, имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.

Скульптуры в готических соборах изображали не только людей, но и мифических животных, таких как гаргульи и химеры. Гаргулья (от фр. gargouille; употребляются также формы написания горгулья, гаргуйль или гаргойль) - это драконовидная змея, согласно легенде обитавшая во Франции, в реке Сене. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Св. Роман, архиепископ Руана, заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане. Впоследствии статуи гаргулий стали нести функциональный характер, мастера вырезали изображения гаргульи на водостоках, которые сооружались, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий.

В средневековье считали, что с одной стороны, гаргульи были охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты. Крылатость гаргулий была одним из обязательных атрибутов, так как они всегда сидели на крышах или фасадах зданий, довольно высоко и как бы добраться до своих мест обитания могли лишь с помощью крыльев.

Химеры - в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи, порождение Тифона и Ехидны. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, - чисто декоративная. Наиболее известная химера Нотр-Дама - это Стрикс,

ГЕРМАНИЯ: Немецкая скульптура готического периода назидательна, теснее связана с политическими проблемами времени. В образном строе немецкой скульптуры на первый план выступили черты экспрессии и характерности. Обращение к новым художественным формам раньше всего обозначилось в западных областях, находившихся в непосредственной близости к Франции.

Скульптурный декор в немецких храмах применяется больше в интерьере, чем снаружи, он разнообразнее по материалу: не только камень, но и дерево, бронза.

Шедевром немецкой скульптуры периода готики, без сомнения, по справедливости считается декор собора в Наумбурге. Рельефы «Страстей Христовых», изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. В самом помещении хора наумбругские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма, его донаторов. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Скульптура донаторов- Маркграф Эккегард и его супруга Ута Реглинда и тд. Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью, и одновременно типы человеческих характеров той эпохи.

В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в.). Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Они странно выгнуты и настолько рассчитаны на внешний эффект, что почти лишены действительного внутреннего содержания. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью.

В конце XIII века готический стиль появился в Италии, но господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» - немецкий стиль.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Не отрицая приоритета французов, германские искусствоведы склонны видеть в германском художественном гении самого полного и яркого выразителя готического идеала красоты. Этот гений и готика, говорят они, как бы созданы друг для друга.

Действительно, готика была периодом расцвета германского искусства, лишь с трудом и не до конца воспринявшего впоследствии идеалы Ренессанса. А созданное германским художественным гением в готическую пору представляет драгоценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры.

Трудно точно измерить, взвесить значительность великих достижений искусства. Оставим открытым вопрос, кто в готике завоевал первенство: Германия или Франция? Но доводы обеих сторон для нас очень показательны.

Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть очень стройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это - в ущерб той стихии, что должна быть развязана до конца в готическом зодчестве.

Но французы скажут в ответ, что в их готике порыв не сдержан, а упорядочен, что это придает зданию большую ясность и завершенность и в то же время большее изящество, что безудержная порывистость чужда французскому художественному гению, что она смущает человека, а не возвышает его, что чувство меры необходимо во всем.


Тут два взгляда, как будто несовместимые. И однако те немцы, что по-настоящему любят искусство, восхищаются Реймским собором, равно как столь же любящие искусство французы


И французы восхищаются Кёльнским

Термин "готика" так же условен , как и "романский".Возник этот термин в эпоху Возрождения, когда преклонялись перед наследием классической античности, а средневековое искусство считали варварским, "готским"( одно из племён варваров было племя готов), идущим из Германии.

Искусство Франции готического периода XII-XIV вв.

Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Во Франции ранняя готика охватывает последнюю, треть 12 и первую четверть 13 в. Здания этого периода четкостью архитектурной композиции и монументальной простотой своих форм несколько напоминают романское зодчество. Наиболее характерные особенности ранней готики заметны в архитектуре соборов в Нуайоне, Лане и в соборе Парижской Богоматери. Памятники зрелой готики создавались с 20-х гг. и до конца 13 в. Самые I значительные из них — соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Зрелой, или высокой, готике присуще не только совершенное владение каркасной конструкцией, но и высокое мастерство при создании богатых архитектурных композиций, с обилием скульптуры и витражей.

Поздняя готика охватывает 14 и 15 вв. Однако некоторые ее черты — изощренность и утонченность архитектурного декора — давали о себе знать уже в памятниках конца 13 в. Иногда позднеготическое искусство 15 века выделяют в особый период так называемой «пламенеющей» готики.

Наиболее выдающиеся памятники готической архитектуры находятся во Франции-на родине готики, которая занимала ведущие позиции в храмовом зодчестве.К шедеврам французской готики относятся собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Амьене, Реймсе, Шартре.

Читайте также: