Смерть чехова кратко самое главное

Обновлено: 07.07.2024

1860, 17 (29) января - А. П. Чехов родился в Таганроге в мещанской семье.

1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др.

1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.

1890 - А. П. Чехов совершает поездку на Сахалин, где совершает сплошную перепись каторжных и ссыльных поселенцев. Пишет книгу «Остров Сахалин» (1893-94).

1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район), близ Лопасни (ныне город Чехов), в приобретенной им усадьбе (с 1944 г. - музей-усадьба Чехова). Создает повести и новеллы - «Дуэль», «Дом с мезонином», «Палата номер 6» и проч.

1897-99 - участие во всеобщей переписи населения, работа участковым врачом во время эпидемий холеры. Создает пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

1901 - женился на актрисе художественного театра О.Л. Книппер.

1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту, где сближается с Горьким. Вместе с В.Г. Короленко в знак протеста против отмены Николаем II избрания Горького почетным академиком отказался от звания почетного академика, присужденного ему в 1900 г.

1903-04 - пишет пьесу «Вишневый сад».

1904, июнь - А. П. Чехов в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался

2 (15) июля А. П. Чехов похоронен в Москве.

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, А. П. Чехов, родился 17 января 1860 г., в Таганроге. Учился сначала в греческой школе при церкви царя Константина, потом в Таганрогской гимназии. В 1879 г. поступил в Московский университет на медицинский факультет. Вообще о факультетах имел тогда слабое понятие и выбрал медицинский факультет - не помню по каким соображениям, но в выборе потом не раскаялся. Уже на первом курсе стал печататься в еженедельных журналах и газетах, и эти занятия литературой уже в начале восьмидесятых годов приняли постоянный, профессиональный характер. В 1888 г. получил Пушкинскую премию. В 1890 г. ездил на о. Сахалин, чтобы потом написать книгу о нашей ссыльной колонии и каторге. Не считая судебных отчетов, рецензий, фельетонов, заметок, всего, что писалось изо дня в день для газет и что теперь было бы трудно отыскать и собрать, мною за 20 лет литературной деятельности было написано и напечатано более 300 печатных листов повестей и рассказов. Писал я и театральные пьесы.

Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок. Знакомство с естественными науками, с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, соображаться с научными данными, а где невозможно - предпочитал не писать вовсе. Замечу кстати, что условия художественного творчества не всегда допускают полное согласие с научными данными; нельзя изобразить на сцене смерть от яда так, как она происходит на самом деле. Но согласие с научными данными должно чувствоваться и в этой условности, т. е. нужно, чтобы для читателя или зрителя было ясно, что это только условность и что он имеет дело со сведущим писателем. К беллетристам, относящимся к науке отрицательно, я не принадлежу; и к тем, которые до всего доходят своим умом, - не хотел бы принадлежать. Что касается практическ<ой> медицины, то еще студентом я работал в Воскресенской земской больнице (близ Нового Иерусалима), у известного земского врача П. А. Архангельского, потом недолго был врачом в Звенигородской больнице. В холерные годы (92, 93) заведовал Мелиховским участком Серпуховского уезда.

А.М. ГОРЬКИЙ. «СКВЕРНО ВЫ ЖИВЁТЕ, ГОСПОДА!»

«Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость, искусством, которое доступно только человеку высоких требований к жизни, которое создается лишь горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными. Пошлость всегда находила в нем жестокого и строгого судью. < . >

Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, тесные дома, серенькие люди. Все так странно - одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали - пустынны, и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает «душечка» - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба. Рядом с ней грустно стоит Ольга из «Трех сестер»: она тоже много любит и безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены своего лентяя-брата, на ее глазах ломается жизнь ее сестер, а она плачет и никому ничем не может помочь, и ни одного живого, сильного слова протеста против пошлости нет в ее груди.

Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишневого сада», - эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, паразиты, лишенные сил снова присосаться к жизни. Дрянненький студент Трофимов красиво говорит о необходимости работать и -бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников.

Вершинин мечтает о том, как хороша будет жизнь через триста лет, и живет, не замечая, что около него все разлагается, что на его глазах Соленый от скуки и по глупости готов убить жалкого барона Тузенбаха.

Проходит перед глазами бесчисленная вереница рабов и рабынь своей любви, своей глупости и лени, своей жадности к благам земли; идут рабы темного страха пред жизнью, идут в смутной тревоге и наполняют жизнь бессвязными речами о будущем, чувствуя, что в настоящем нет им места.

Иногда в их серой массе раздается выстрел, это Иванов или Треплев догадались, что им нужно сделать, и умерли.

Многие из них красиво мечтают о том, как хороша будет жизнь через двести лет, и никому не приходит в голову простой вопрос: да кто же сделает ее хорошей, если мы будем только мечтать?

Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

- Скверно вы живете, господа!»

А.И. КУПРИН. ПАМЯТИ ЧЕХОВА

«Бывало, в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день - еще крепишься кое-как, хотя сердце - нет-нет, и сожмется внезапно от тоски. Занимают встречи, поражают перемены в лицах, оглушают шум и движение.

Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется, - о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевают маленькой душой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь жаркими слезами, и знаешь, что никогда не насытишь ими своего горя. И вот тогда-то понимаешь впервые весь потрясающий ужас двух неумолимых вещей: невозвратимости прошлого и чувства одиночества. Кажется, что сейчас же с радостью отдал бы всю остальную жизнь, перенес бы всяческие мучения за один только день того светлого, прекрасного существования, которое никогда не повторится. Кажется, ловил бы каждое милое, заботливое слово и заключал бы его навсегда в памяти, впивал бы в душу медленно и жадно, капля по капле, каждую ласку. И жестоко терзаешься мыслью, что по небрежности, в суете и потому, что время представлялось неисчерпаемым, - ты не воспользовался каждым часом, каждым мгновением, промелькнувшим напрасно.

Детские скорби жгучи, но они растают во сне и исчезнут с завтрашним солнцем. Мы, взрослые, не чувствуем их так страстно, но помним дольше и скорбим глубже. Вскоре после похорон Чехова, возвращаясь с панихиды, бывшей на кладбище, один большой писатель сказал простые, но полные значения слова:

- Вот похоронили мы его, и уже проходит безнадежная острота этой потери. Но понимаете ли вы, что навсегда, до конца дней наших, останется в нас ровное, тупое, печальное сознание, что Чехова нет?

И вот теперь, когда его нет, особенно мучительно чувствуешь, как драгоценно было каждое его слово, улыбка, движение, взгляд, в которых светилась его прекрасная, избранная, аристократическая душа. Жалеешь, что не всегда был внимателен к тем особенным мелочам, которые иногда сильнее и интимнее говорят о внутреннем человеке, чем крупные дела. Упрекаешь себя в том, что из-за толкотни жизни не успел запомнить, записать много интересного, характерного, важного. И в то же время знаешь, что эти чувства разделяют с тобою все те, кто был близок к нему, кто истинно любит его как человека несравненного душевного изящества и красоты, кто с вечной признательностью будет чтить его память, как память одного из самых замечательных русских писателей».

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ЧЕХОВА

Антон Павлович тихо, спокойно отошел в другой мир. В начале ночи он проснулся и первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. Ощущение чего-то огромного, надвигающегося придавало всему, что я делала, необычайный покой и точность, как будто кто-то уверенно вел меня Помню только жуткую минуту потерянности: ощущение близости массы людей в большом спящем отеле и вместе с тем чувство полной моей одинокости и беспомощности. Я вспомнила, что в этом же отеле жили знакомые, русские студенты - два брата, и вот одного я попросила «сбегать за доктором, сама пошла колоть лед, чтобы положить на сердце умирающего. Я слышу, как сейчас, среди давящей тишины июльской мучительно душной ночи звук удаляющихся шагов по скрипучему песку…

Пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Их стербе» <»Я умираю»>. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда…

Биография Антона Павловича Чехова полна путешествий и открытий. Этот русский писатель и драматург известен во всем мире - за 25 лет творческой жизни он написал более трехсот произведений в разных жанрах, большинство из которых вошли в списки классики русской литературы и переведены на сотню языков мира. Самые знаменитые: “Три сестры”, “Дама с собачкой”, “Дядя Ваня”, “Палата №6”, “Драма на охоте”, “Вишневый сад”, “Чайка”.

  • Детские годы и первые пробы пера
  • Начало творческого пути
  • Поездка на Сахалин
  • Жизнь в Москве и Подмосковье
  • Ялта
  • Дети
  • Смерть

Детские годы и первые пробы пера

Писатель появился на свет 17 (29) января 1860 года в г. Таганрог. Семья Чехова была довольно большой: отец – Павел, мать – Евгения, а также 4-е брата и сестра. С малых лет дети помогали родителям в лавке, которую держал папа купец. В 1868 году юный Чехов начал учебу в гимназии Таганрога . Именно здесь начали выстраиваться его видение мира, страсть к литературе и драматическим произведениям. Здесь же были появились первые рассказы, которые он подписывал “Чехонте”. С 13-ти лет Чехов любил ходить в театр. Первым спектаклем, который он посетил, стала оперетта “Прекрасная Елена”. С тех пор он не мог представить себе жизни без драматургии.

Рис. 1. Антон Павлович Чехов В годы обучения он сам создает журналы юмористического направления, для которых пишет материалы, сценки, делает рисунки и подписи к ним.

Важно! Первую драматическую пьесу он написал в 18 лет. Она называлась “Безотцовщина”.

В 1876 году наступил непростой период – глава семьи разорился и спешно уехал в Москву, распродав все имущество. Чехов начал давать уроки, чтобы выжить. Спустя 3 года, окончив школу, он едет получать медобразование в Московском университете. Тогда же его брат Иван переехал под Москву, где получил квартиру. Наведываясь к нему в гости, Антон Павлович завел знакомство с доктором Архангельским, спустя несколько лет он устраивает молодого выпускника земским доктором в Чикине.

Рис. 2. Антон Чехов с артистами Московского художественного театра

Начало творческого пути

С начала студенческих лет он начинает печатать свои тексты. В 1879 году были опубликованы первые рассказы и юмореска автора в “Стрекозе”. Несколько лет Антон Павлович много сочиняет, и часто печатает небольшие юморески, зарисовки и рассказы под разными именами. Его печатали такие журналы как “Осколки”, “Стрекоза”, “Будильник”. Первый его сборник был подготовлен в 82-м году, однако так и не опубликовали (по одной из версий - из-за цензуры). Поэтому первой книгой считается собрание рассказов под названием “Сказки Мельпомены”, подписанное “А.Чехонте”, которое выпустили в 1884 году. 85-86-е гг. ХIХ в. стали временем расцвета писателя как мастера коротких рассказов. Он издает сборники под названием “Невинные речи” и “Пестрые рассказы”, которые становятся очень популярны, и писатель начинает подписывать их своей настоящей фамилией.

Важно! Чехов писал много и хорошо, но однажды получил письмо от критика Д. Григоровича, который посоветовал не рассыпать талант на мелочи и написать большое стоящее произведение. Этот совет оказал свое влияние – Чехов постепенно свел к минимуму сотрудничество с периодическими изданиями. С 87-го года он пишет длинные рассказы на серьезные темы и была успешно поставлена на сцене первая пьеса Антона Павловича под названием “Иванов”.

Поездка на Сахалин

Недалекие поездки не удовлетворили писателя. Он решает, что ему нужен далекий вояж и отправляется на Сахалин. Свои планы Чехов долго держал в секрете, рассказав о них родным в 1890 году за пару месяцев до отправления. Его дорога проходила через Сибирь и заняла более 80-ти суток. За это время он написал 9 очерков “Из Сибири”. На острове Антон Чехов пробыл очень долго. Здесь он много говорит со ссыльными, узнает об их жизни, судьбах, причинах пребывания на острове. Он общался даже с политзаключенными, несмотря на запрет администрации.

Рис. 4. Антон Чехов и Максим Горький Путь Чехова домой прошел по морю. На пароходе он посетил множество интересных мест, в том числе Суэцкий канал, Цейлон, Одессу, Гонконг. Закончилось странствие зимой 1890 года в Туле, где его с радостью встретила семья.

Важно! Это путешествие оставило большой отпечаток в творчестве писателя. Он получил огромный опыт и обширный материал для создания новых произведений. Перепись населения, которую он провел на острове каторжников, была опубликована только в 2005 году. Она включила 10000 опросных карт.

Жизнь в Москве и Подмосковье

После дальней дороги в 1890 году Чехов осел в Москве. Он жил в доме на Малой Дмитровке, где прошла работа над книгой “Остров Сахалин”, а также известными произведениями “Дуэль”, “Палата №6”. Здесь писатель часто встречается с литераторами, актерами, художниками и другими известными людьми искусства. В 1892 году он стал владельцем имения Мелихово под Москвой, осуществляя свою многолетнюю мечту. В нем он живет со своей сестрой Марией и активно работает. За несколько лет он написал 42 произведения. Также в это время Чехов работает как местный врач, строит школы, пожарную часть для крестьян и колокольню. Он принимает участие в строительстве дороги в Лопасню и ж/д станции почты, помогает засадить лес и открывает библиотеку в родном Таганроге. В этой усадьбе появились на свет такие великие пьесы как “Чайка”, “Дядя Ваня”. Затем писатель опять отправляется в путь: он много ездит по Европе.

В конце 1898 года по состоянию здоровья Чехову пришлось переехать в Крым. У него началось обострение туберкулеза, поэтому больше времени писатель проводит здесь. В 1899 году он продал имение в Мелехове и окончательно осел в Крыму. Писатель приобретает землю в Ялте и возводит дом. Собственноручно Чехов разбивает уникальный сад, созданный так, чтобы круглый год в нем было зелено и цвело хотя бы одно растение. В его доме в Крыму часто бывают известные писатели, драматурги, актеры, в числе которых И. Бунин, И. Левитан, А. Куприн, М. Горький, Л. Толстой. В 1900 г. Антон Павлович получил звание почетного академиком изящной словесности, от которого он спустя 2 года вместе с В. Короленко отказался из-за того, что аналогичного звания указом Николая II был лишен М. Горький. Летом 1900 года у него гостит Ольга Книппер, которая вскоре становится его женой. Она играет несколько главных ролей в его пьесах. Чехов остался жить в Ялте, а она в столице, но он часто навещал жену вплоть до самой смерти.

Важно! Именно в Ялте Чехов пишет пьесу “Вишневый сад”. Она была поставлена в столице в 1903 году и стала последним написанным произведением.

Рис. 6. Антон Чехов с семьей на крыльце мелиховского дома

В биографии Чехова была далеко не одна влюбленность. Писатель был популярен, имел приятную внешность и внушительный рост (более 180 см), поэтому всегда привлекал женщин. Все его пассии стали прототипами героинь рассказов и пьес. Считается, что у Чехова нет детей, но в 1900 году Нина Корш родила от него внебрачную дочь Татьяну, которая стала врачом . Писатель не знал о рождении ребенка, так как связь с Ниной он прервал из-за романа с Ольгой Книппер.


Приглашаю в Музей со многими смыслами для всех возрастов!



Популярное

КАК УМЕР АНТОН ЧЕХОВ

В истории болезни Чехова, которую вёл в клинике лечащий врач писателя Максим Маслов, записано, что в гимназические и студенческие годы Чехов болел туберкулёзным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал ещё в 10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдал от кровотечения из правого лёгкого.

Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин — была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках (сам Чехов и его близкие связывали заболевание именно с поездкой). Другие причиной обострения туберкулёзного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время.

В четверг 1 июля Чехов попросил пододвинуть кресло к окну. Ольга Леонардовна не отходила от него ни на шаг, но среди дня Чехов упросил жену выйти немного отдохнуть в сад. Когда же она вернулась в комнату, Чехов полулежал в кресле веселый и улыбался.

"Антон Павлович, - вспоминала Ольга Леонардовна, - начал придумывать рассказ, описывая необычайно модный курорт, где много сытых, жирных банкиров, здоровых, любящих хорошо поесть, краснощеких англичан и американцев, и вот все они, кто с экскурсии, кто с катанья, с пешеходной прогулки - одним словом, отовсюду собираются с мечтой хорошо и сытно поесть после физической усталости дня. И тут вдруг оказывается, что повар сбежал и ужина никакого нет, - и вот как этот удар по желудку отразился на всех этих избалованных людях. Я сидела, прикорнувши на диване, после тревоги последних дней, и от души смеялась. И в голову не могло прийти, что через несколько часов я буду стоять перед телом Чехова!"

Смерть писателя в эту ночь была неожиданной не только для Ольги Леонардовны. Позднее на вопрос, заданный Иоллосом доктору Швереру, была ли кончина Чехова и для него неожиданной, тот ответил утвердительно: до наступления припадка острой сердечной недостаточности в ночь с первого на второе июля Шверер думал, что жизнь может продлиться еще несколько месяцев. Даже после тяжелого припадка во вторник 27 июня состояние сердца еще не внушало больших опасений, потому что после принятых мер пульс улучшился и Чехов спокойно уснул.

В первом часу ночи на 2 июля Антон Павлович проснулся от очень затрудненного дыхания и впервые в жизни попросил ночью вызвать врача. Затем он впал в забытье, стал бредить.

- Матрос, уехал он.

Бред, по-видимому, имел связь с войной. Так продолжалось несколько минут. Потом бред прекратился. Чехов, по словам Ольги Леонардовны, начал "маяться", его подташнивало, он стал жаловаться на жесткую пoстель.

"Нужно было что-то делать, - рассказывала Ольга Леонардовна. - Я положила ему на грудь лед, а он с грустной улыбкой сказал:

- На пустое сердце льда не кладут.

Действительно, сердце писателя уже едва наполнялось кровью. Шверер, пришедший в два часа ночи, пульса почти не прощупал. Чехов спросил его по-немецки:

- О, нет, нет. Что вы! - попытался успокоить его Шверер и распорядился, чтобы принесли баллон кислорода. Бывший в комнате русский студент пошел за баллоном.

- Не надо, - сказал Чехов, - пока принесут кислород, я уже умру.

Пульс бился все слабее. Шверер понял, что до конца остались минуты и велел дать умирающему бокал шампанского. Чехов, взглянув на жену, тихо сказал:

Затем он обратился к Швереру, который не понимал по русски:

Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

мертвый чехов

Гроб с телом писателя был доставлен в Москву в вагоне с надписью «Устрицы». Кто-то воспринял это как насмешку над великим писателем, однако в начале XX века немногие вагоны были оборудованы холодильными установками.

9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание.

Вынос из вагона гроба с телом А.П. Чехова. Николаевский вокзал, 1904 г.

Вынос из вагона гроба с телом А.П. Чехова. Николаевский вокзал, 1904 г.

Новодевичий монастырь. У могилы Чехова артисты Московского Художественного академического театра им. М. Горького: М. М. Яншин, О. Л. Книппер-Чехова, В. А. Орлов и А. К. Тарасова. Фотография. 1954
Траурное собрание у могилы А. П. Чехова, 1954
Софи Лорен на могиле А.П.Чехова, 1965.
Могила писателя на Новодевичьем кладбище

В истории болезни Чехова, которую вёл в клинике лечащий врач писателя Максим Маслов, записано, что в гимназические и студенческие годы Чехов болел туберкулёзным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал ещё в 10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдал кровотечением из правого лёгкого.

Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин — была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках (сам Чехов и его близкие связывали заболевание именно с поездкой). Другие причиной обострения туберкулёзного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время.

Гроб с телом писателя был доставлен в Москву в вагоне с надписью «Устрицы». Кто-то воспринял это как насмешку над великим писателем, однако в начале XX века немногие вагоны были оборудованы холодильными установками. 9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца. На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки. В годовщину смерти А. П. Чехова 2 (15) июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л. М. Браиловского. В 1933 году, после упразднения кладбища на территории Новодевичьего монастыря, по просьбе О. Л. Книппер состоялось перезахоронение Чехова на кладбище за южной стеной монастыря. 16 ноября 1933 года в присутствии немногочисленных родственников и близких знакомых, могила была вскрыта и гроб на руках перенесён на новое место. Вскоре сюда были перенесены и оба надгробия — А. П. Чехова и его отца (при этом захоронение П. E. Чехова было оставлено на старом месте).

Читайте также: