Sega rgb схема

Обновлено: 06.07.2024

ZX - Mega Drive


SEGA Mega Drive в качестве видео контроллера для ZX-Spectrum .
(Или ZX-Spectrum в качестве загрузчика бинарников для SEGA ;)

Не то что бы прям так сильно надо подключать всю приставку целиком , просто это гораздо проще чем выискивать раритетный экземпляр на рассыпухе чтобы отпаять от него видео контроллер и припаять на новую плату .

Конечно приставку можно будет использовать не только как видео сопр., но и как звуковую карту аля GS/TS FM . А так же по прямому назначению , т.е. для запуска чисто приставочного контента . Что можно считать большим плюсом , т.к. это позволит опробовать девайс сразу во всей красе , не дожидаясь когда кто то что то начнёт под него делать .

Сам картридж можно использовать независимо от спектрума . Допустим подключив к картриджу микроконтроллер с картой памяти можно получить флэш картридж для сеги . Так же в принципе возможно сделать устройство по типу программатора для заливки игры с ПК (не вынимая картриджа из приставки).

Принцип работы

У обычного видео контроллера доступ к регистрам осуществляется через порты , но в данном варианте такой доступ к ним невозможен . Поэтому приходится использовать програмно/железную прослойку ввиде картриджа со статической памятью (SRAM) (доступ к которому поочерёдно будут иметь как спектрум так и сега) и загружаемой в приставку управляющей программы - драйвером .

Для начала работы достаточно перекинуть со спектрума в картридж сеги драйвер (который затем будет перемещен во внутреннюю память приставки), он будет передавать данные (записываемые в картридж со спектрума) в реальные регистры видео контроллера (а так же записывать данные из регистров в картридж). Отличия в программировании между реальным видео контроллером лишь в том что данные будут записываться/читаться не через порты , а будто напрямую в регистры . А так же из-за особенностей связки можно помещать данные которые будут меняться в регистрах видео сопроцессора по ходу луча без участия спектрума (напримера для скрола отдельных строк спрайтов и смены палитры).

Доступ к картриджу со стороны спектрума осуществляется через окно ПЗУ страницами по 16килобайт . Для управления используются два порта . Один системный (отключение ПЗУ/подключение страницы картриджа в окно ПЗУ , управление сбросом сеги , передача сеге доступа к картриджу , выбор прерывания для спектрума - ZX/SEGA , . ). Другой для выбора страницы картриджа .

После включения связки ZX-SEGA , доступ к картриджу имеет только спектрум . После загрузки драйвера в картридж , доступ к картриджу передаётся приставке , и генерируется сброс для приставки . Тип используемого прерывания переключается на приставочное . Драйвер переносится из картриджа во внутреннюю память приставки после чего начинает свой цикл работы .

Начинается цикл всегда по прерыванию от самой приставки . Драйвер обновляет видео память новыми тайлами и переносит из картриджа данные для регистров в видео контроллер или в память приставки (если понадобится проделать эффек по ходу луча), а так же записывает данные из некоторых регистров видео контроллера в картридж . Далее управление картриджем передаётся спектруму . При этом автоматически формируется прерывание для спектрума (аппаратно). После записи и считывания всех необходимых данных спектрум должен сразу передать управление картриджем приставке (приставка не получает прерываний от спектрума , поэтому цикл подпрограммы спектрума чтения/записи данных в картридж должен быть не дольше периуда следования прерывания и работы драйвера с картрижем).

Прервать или изменить цикл драйвера можно только программно (способ завит от конкретного драйвера).

В принципе драйвер для приставки может быть какой угодно , например можно поместить в память приставки кусок кода для работы с градиентной заливкой заднего плана / сменой палитры на определённых строках , со скролом отдельных строк , с организацией высоких спрайтов и прочие прелисти связанные с изменением значений регистров по ходу луча . Не говоря уже о работе с музыкальными сопра-ми приставки . И естественно при достаточном объёме памяти в картридже вместо драйвера можно загружать приставочные игры .

Бесчисленная армия китайских клонов SEGA Mega Drive выпускается и по сей день (есть даже проэкт на FPGA), так что с их поиском проблем быть не должно . Цена на новую китайскую приставку менее 600р (с.м. на "вместе дешевле") примерно столько же стоит и фирменная старая сега (на "молотке" и т.п.). Старая китайская стоит

С поиском статической памяти проблемм возникнуть не должно . Её можно заказать через все возможные интернет магазины . Либо взять со старых материнских плат и прочей древней электроники . Легче всего будет найти SRAM 62256 (32Kx8) , для конструирования картриджа в 128к их понадобится всего четыре штуки .

Необходимый минимум памяти которым можно обойтись для эксперементов - 128к (с ШД 16бит). Этого хватит для нескольких игр ( FATALL LABYRINTH , BLOCKOUT , COLUMNS , ISHIDO , SHOVE IT! , Flicky , . ) которыми можно протестировать картридж . Но лучше конечно остановиться хотя бы на 512к (ШД 16бит). Это позволит хранить много тайлов (и прочие данные) не засоряя и без того не большую память спектрума . И главное это позволит видео контроллеру на максимальной скорости (7380байт за вертикальное гашение) набивать себе видео память более разнообразными тайлами при скроле и анамации , так что эти 512к можно считать чем то вроде расширения видео памяти . Сеговских игр которые можно будет загрузить станет на пару сотен больше ( SONIC , GOLDEN AXE , GOLDEN AXE 2 , AFTER BURNER II , ALIEN3 , BONANZA BROZ. , DOUBLE DRAGON , ELEMENTAL MASTER , FORGOTTEN WORLDS , FANTASTIC DIZZY (. ), BATTLE TOADS , HARD DRIVIN , ROBOCOD , THE REVENGE SHINOBI , SPACE HARRIER II , TURRICAN , . ).

На данный момент схема и дизайн платки немного изменились (не причёсанный вариант - ZX-SEGAMONTv2.jpg ZX-SEGASCHv2.jpg ), в часности можно использовать всего один восьмибитный чип SRAM (аналогично флэш картриджу , старший байт защёлкивается в отдельном регистре), можно для тестов установить флэш чип (предусмотрены перемычки / ША & ЩД распутаны), вся рассыпуха в дип корпусах , часть рассыпухи заменена на матрицу (на ebay стоит меньше шести баксов). Платка стала более ЛУТово пригодна (в отверстиях под ножки чипов нет переходов). Далее идёт описание схемы первоначального варианта .



Click to enlarge.

Со стороны приставки память используется как 16 битная (два чипа статики по 64 килобайт с ШД 8бит , дадут 128к с ШД 16 бит). Используется только первая четверь адресного пространства приставки (4 мегабайта). Со стороны спектрума память используется как 8 битная , 16 битные данные автоматически распределяются на чётные и не чётные байты . За это отвечает элемент IC21A/B/C , который управляет дешифраторами IC18 и IC19 . Низкий уровень сигналала ZX_/OE-T (с прямого выхода IC20A) на входах IC21A/C переводит режим работы памяти в восьмибитный , по состоянию младшего адресного бита ZA0 (с шины данных спектрума) происходит распределение байтов данных на четные и не чётные .

Группа регистров со стороны приставки IC1 - IC5 и группа регистров со стороны спектрума IC6 - IC10 под управлением триггера IC20A играют роль гигантского мультиплексора , что позволяет предоставлять доступ к памяти в один момент времени либо приставке либо спектруму . Дать доступ приставке может только спектрум , а спектруму только приставка .

Предоставление доступа спектруму делается путём записи любых данных во вторую четверть адресного пространства приставки (которое не используется) и автоматически заканчивается прерыванием со стороны приставки . Начало отрицательного импулься формируется триггером IC20B по положительному перепаду сигнала SEGA/OE . Возврат в исходное состояние триггера IC20B (завершение преревания) происходит по комбинации сигналов /M1=0 и /IORQ=0 от процессора спектрума . Выбор какой вариант прерывания использовать ZX / SEGA , осуществляется битом 2 (INT SEGA /ZX) системного регистра .

Картридж управляется через два порта двумя регистрами доступными только на запись (их значение нужно дублировать в памяти спектрума). Один регистр предназначен для выбора 16к страниц картриджа (подключаемых в окно ПЗУ) . Другой для управления . Значение битов системного порта -

0 - ROM / CART - отключение ПЗУ спектрума и подключение страницы картриджа в окно ПЗУ .
1 - SEGA /RESET - формирует сброс после загрузки/смены управляющей программы и передачи управления приставке .
2 - INT SEGA /ZX - выбор типа прерывания для спектрума - SEGA / ZX .
3 - SEGA_CTRL - передача управления картриджем приставке (возврат упраавления только со стороны приставки).
4 - VIDEO OUT SELECT - выбор видео сигнала SEGA / ZX (идет либо на свитч , либо на конструкцию его заменяющую).
5 - SEGA LOCK - блокировка передачи управления от приставки к спектруму .
6 - SEGA 50/60 Hz - выбор частоты кадров (если позволяет приставка) .
7 - SEGA PAL/NTSC - выбор видео стандарта (если позволяет приставка).

Значение битов порта выбора страниц по 16к -

0 - A14 CART 16 Kword - 32 Kbyte --- ( Some INTROs )
1 - A15 CART 32 Kword - 64 Kbyte --- ( Some INTROs & DEMOs )
2 - A16 CART 64 Kword - 128 Kbyte --- ( FATALL LABYRINTH , . )
3 - A17 CART 128 Kword - 256 Kbyte --- ( HARD DRIVIN , CHAMPIONSHIP PRO-AM , Prince of Persia (Beta 1) )
4 - A18 CART 256 Kword - 512 Kbyte --- ( SONIC , . )
5 - A19 CART 512 Kword - 1024 Kbyte --- ( Ecco the Dolphin , R_RASH2 , R_RASH (768 КБ) , Mega Turrican (aka Turrican 3) )
6 - A20 CART 1024 Kword - 2048 Kbyte --- ( Alien Soldier , R_RASH3 , WORMS , SYNDICATE , Mortal Kombat , SUBTERRANIA )
7 - A21 CART 2048 Kword - 4096 Kbyte --- ( WWF Wrestlemania Arcade , MK3 , MK2 (3,00 МБ), SF2TURBO (3,00 МБ) )

From Speccy (Data bus of RAM is 16bit , A0 used for H / L byte switching )
A_1 CART - 2 word
A_2 CART - 4 word
A_3 CART - 8 word
A_4 CART - 16 word
A_5 CART - 32 word
A_6 CART - 64 word
A_7 CART - 128 word
A_8 CART - 256 word
A_9 CART - 512 word
A10 CART - 1 Kword (1024 word)
A11 CART - 2 Kword (2048 word)
A12 CART - 4 Kword (4096 word)
A13 CART - 8 Kword (8192 word) - 16 Kbyte



Click to enlarge.

Дизайн платы специально затачивался под домашние технологии - ЛУТ & фоторезист . Толщина дорожек и диаметр пятаков сделаны как можно больше , типы корпусов подбирались более удобные для данного варианта разводки , поэтому размер платы получился относительно большой

8,9x16,7см . Плату картриджа в принципе можно устанвить в приставку , спектрум подключить через шлейф , но длинные провода скорей всего не лучшим образом повлияют на стабильность работы . Такой вариан скорее актуален при использовании старой приставки с большой платой . Лучше конечно установить плату в спектрум (через райзер ака "ёлка"), а плату приставки пристроить вторым этажём на картридже .

ZX-SEGAPCBTop1200dpi.tif , ZX-SEGAPCBBottom1200dpi.tif - Верхний и нижний слои . Отверстия уменьшены до 0,3мм .

Если у вас не получается точно совместить два слоя , то лучше сделайте их на двух односторонних кусках текстолита и затем склейте вместе . Если вы планировали устанавливать платку в слоты приставки или спектрума , а она получилась слишком толстой , то вы можете отдельно наростить ламели сделаные уже из двухстороннего текстолита и припаять при помощи штыревого соединителя (что гораздо проще чем делать плату целиком на двухстороннем текстолите).


Платка расчитана на установку до четырёх чипов SRAM одинакового объёма . Для минимального объёма картриджа в 128К , нужно установить 4шт 62256 (32K x8bit) или 2шт 62512 (64K x8bit) . Без дополнительных изменений на плате можно получить такие комбинации памяти - 4шт 32K = 128К / 4шт 64K = 256К / 4шт 128K = 512К / 4шт 256K = 1024К . Если у вас чипы памяти только маленького объема (допустим штук восемь 62256) то дополнительные чипы можно будет подключить вторым этажём , подпаяв отдельно сигналы /CS* с дешифраторов .

Распиновки слотов

Часть схемы фирменного спектрума . Синалы /ROM CS и /INT идут с чипсета через резистор . Это позволяет их легко "задавить" внишми источниками . Если в вашем комьютере нет ничего подобного , то вам придётся сделать такую доработку .


Распиновка слота для картриджа (вид сверху , названи приставки спереди).

TPWPSMDIIdjvu.rar , TPWPSMDIItif.rar - С. Рюмик " Третье поколение видеоприставок SEGA MEGA DRIVE II " ( схема и описание приставок на чипе - SM801-A1 / TCT6005 / ATT6005 ). Пригодится для вывода стерео звука (если его нет).

RGB в Sega Megadrive на чипе SM801-A1(TCT6005 / ATT6005) - то чего нет в статье Рюмика (пины RGB даже не отмечены).

Дёмки - Censor C64 Picture Demo (Hi Res) - 576 КБ ; Censor Movie Trailer Demo (Nice Movie DEMO winh sound) - 480 КБ ; Matrix Movie Intro (Nice Movie DEMO - 256 КБ ; .

Опубликовывать материалы этого сайта в каких либо других СМИ допустимо только с разрешения автора .

Flash Cartridge

Заточенный под лазерный утюг вариант картриджа с двумя восьмибитными чипами .


Заточенный под лазерный утюг вариант картриджа с четырьмя восьмибитными чипами .


Заточенный под лазерный утюг вариант картриджа с восьмибитным чипом .

Данный вариант может не работать на современных клонах приставки из-за отсутствия разводки сигнала /CAS2 (/CAS) на контакте разъёма картриджа B21.


Перед заливкой бинарника внём нужно поменять байты местами . (В Hex Workshop - Tools/Operations/ByteFlip).



Опубликовывать материалы этого сайта в каких либо других СМИ допустимо только с разрешения автора .

2016-9-10 22:48 Sega

ZW-162-02 DH5-10-2001

2016-09-10
2016-09-10

2017-07-09

Схема платы в формате PDF:

Фотография того, что было до:

2016-09-13

Фотографии того, что стало после:

2016-09-13
2016-09-13

2016-09-10
2016-09-10

2017-07-09

Схема платы в формате PDF:

Фотография того, что было до:

2016-09-13

Фотография того, что стало после:

2016-09-13

Схемы простые, чего-либо объяснять не вижу смысла.

Внимание! Копирование, в том числе частичное, запрещено!

2015-9-29 21:01 Sega

Попалась в руки не рабочая игровая приставка Sega MegaDrive выполненная всего лишь на одной микросхеме TecToy TCT6705. Не работала она из-за микротрещин в пайке разъемов для джойстиков и плохого контакта в переключателе региона и формата тв сигнала. Быстро восстановив, захотелось сдуть все радиодетали с платы и срисовать схему. К тому же, в интернете ещё не было схемы сеги на аналогичных микросхемах. На фотке можно заценить как выглядела плата до разборки.

2015-09-29

Убить приставку было не страшно, поэтому распаивал без страха В результате разборки получилась небольшая кучка запчастей.

2015-09-29

Самым сложны было выпаивание слота картриджа. Выпаивал специальной иглой диаметром 1.0 мм, но она быстро забилась, поэтому пришлось греть феном, Плата чуть погнулась, но после распайки, она снова выпрямилась.

Плата с двух сторон в отличном качестве ниже, это то ради чего всё это затеивалось.

2015-09-29
2015-09-29

Распиновка разъема переключения региона и формата тв сигнала.

2015-09-29

По плате срисовал схему. Спасибо, модератору с форума Emu-Land, Rumata за консультации и подсказки.

2015-09-29

Было приятно обнаружить то, что сигнал M3 распаян, а это значит, что TCT6705 поддерживает режим MARK III, т.е. клон способен запустить игры Sega MasterSystem или Sega GameGear. Но кроме этого, при запуске игры Water Margin не отображаются спрайты персонажей игры и врагов. Из-за чего это происходит смогут объяснить только хакеры. Видимо что-то не поддерживает этот процессор, а значит производители что-то урезали и этот клон не полностью повторяет железо оригинальной Sega MegaDrive 2.

После удачной разборки, я также удачно собрал всё на место. Электролитический конденсаторы расположил с обратной стороны, по высоте подходят идеально и сверху не мешаются. Приставка заработала с первого включения. Больше ничего от неё мне не нужно. Отдам какому-нибудь своему знакомому.

2015-09-29
2015-09-29
2015-09-29

Данный вариант клона потребляет 40 мА без картриджа. С картриджем 60 мА, но это зависит от картриджа. Микросхема TCT6705 явно придумана для использования в портативных клонах. Её напряжение питания 3.3в ну и низкое потребление тока только подтверждают это. Кроме этого в разных вариантах приставки MegaDrive Portable используются аналогичные микросхемы той же серии TCT67xx.

Схема в формате PDF.

Внимание! Копирование, в том числе частичное, запрещено!

Читайте также: