Сделать самому свидетельство о смерти

Обновлено: 05.07.2024

До конца 2021 года в регионах-добровольцах проводится эксперимент по "электронному" порядку оформления медицинских документов о смерти (Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2161).

Схема предполагается такая:

  • с использованием ЕГИСЗ будет создан отдельный федеральный реестр медсвидетельств о смерти/перинатальной смерти (информресурс медицинских свидетельств о смерти);
  • медики будут оформлять свидетельство о смерти в электронной форме (очевидно, в ЕГИСЗ). ПФР обязан предоставлять сведения о СНИЛС умершего, а ФФОМС – о полисе, оба – в электронной форме;
  • такое свидетельство будет передаваться в упомянутый информресурс, не позднее одного рабочего дня с момента его формирования. Если медсвидетельство выдано на бумажном носителе, то сведения о смерти вносятся в информресурс медицинской организацией в течение одного рабочего дня с момента выдачи медицинского свидетельства о смерти на бумажном носителе;
  • одновременно это свидетельство будет передаваться в единый госреестр записей АГС. На основе этих данных ЗАГСы будут осуществлять государственную регистрацию смерти;
  • данные из информресурса будут передаваться в Росстат для целей статучета в деперсонифицированном виде;
  • всё взаимодействие – исключительно в рамках СМЭВ. Форматы инфообмена будут разработаны ведомствами-участниками эксперимента.

Кстати, медорганизация будет "видеть" в информресурсе только "свои" свидетельства о смерти.

Участие региона в эксперименте – по желанию (он должен подать специальную заявку в Минздрав России), из федеральных ведомств в эксперименте заняты Минюст России, Минздрав России, Минцифры России, ФНС России, Росстат, ПФР и ФФОМС, и, само собой, органы ЗАГС. Что касается медорганизаций, то обязательное участие – только для тех (государственной региональной системы здравоохранения), на которые укажет губернатор. Все остальные, в том числе частные, могут участвовать в эксперименте добровольно, как и граждане, – им не могут насильно заменить бумажное медсвидетельство о смерти на электронное.

Смерть застала всех врасплох. Но тут появился ритуальный агент и предложил помощь.

Никто и не подумал искать другого агента, не спросил про цены, а мысли залезть в интернет и прицениться не возникло вообще. Когда мы пришли в себя, то поняли, что что-то не так: затраты превысили 100 тысяч рублей.

Я решил узнать, какие ошибки мы совершили. Для этого поговорил с людьми со схожим опытом, почитал форумы, внимательно изучил законодательство и сайты ритуальных агентств. Вот что я узнал.

Констатация смерти и перевозка тела в морг

Если человек скончался не в больнице, на место необходимо вызвать скорую и полицию. Медики выдадут справку о констатации смерти, а полицейские составят протокол осмотра. Дома покойного оставить нельзя: чтобы установить причину смерти, тело должен осмотреть патологоанатом, делать он это будет в специально оборудованном месте. Исключением могут быть люди старше 60 лет, которые постоянно наблюдались у врача.

Скорая не занимается перевозкой умерших. Чтобы доставить тело в морг, нужно обратиться в специализированную службу — обычно это должны сделать прибывшие медики или полицейские.

В Москве услуги по транспортировке бесплатны, если тело везут в морг при ближайшей больнице. Если нужно доставить умершего в какой-то определенный морг или, например, с дачного участка в Подмосковье в один из столичных моргов, за такую перевозку придется заплатить.

Получение документов о смерти

На следующий день человек, взявший на себя организацию похорон (это может быть не только родственник умершего), должен обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти. С собой нужно взять паспорт умершего, его медицинский полис, справку о констатации смерти, которую выдала скорая, протокол осмотра тела полицейскими, а также свой паспорт. Если паспорт покойного пропал, нужно взять выписку из домовой книги по месту прописки — в этом случае она считается полноценной заменой.

Морг обязан выдать документ в день обращения бесплатно — для этого не требуется заказывать платные услуги и другие ритуальные принадлежности. Если смерть была насильственной, может понадобиться судебно-медицинская экспертиза — ждать придется дольше.

Без медицинского свидетельства о смерти не сделают гербовое. Без гербового морг не выдаст тело покойного, а администрация кладбища или крематория не даст провести захоронение

Затем нужно официально зарегистрировать смерть человека и получить гербовое свидетельство. Его бесплатно выдает загс по месту прописки покойного или ближайший МФЦ при предъявлении медицинского свидетельства о смерти. Также выдадут справку о смерти по форме 33, которая понадобится для получения пособия на погребение.

Подготовка к похоронам в морге

После определения причины смерти санитары морга готовят покойного к захоронению. Основные услуги они обязаны оказать бесплатно: хранение тела до 7 дней, омывание, одевание и помещение умершего в гроб.

Морг оказывает и платные услуги: бритье, стрижка, нанесение макияжа, восстановление прижизненного облика — например, если человек стал жертвой автокатастрофы.

Одна из самых дорогих услуг — бальзамирование. Иногда оно необходимо: если планируется отпевание покойного в церкви, там потребуют справку; для транспортировки умершего в другой город необходимо «двойное» бальзамирование. Если покойного заберут домой для прощания, эта процедура тоже может понадобиться. В остальных случаях можно обойтись без нее.

Предлагают услугу — пусть покажут цену в официальном прейскуранте

Прежде чем заказывать услуги, запросите официальный прейскурант с подписью руководства морга и печатями — так вы убедитесь, что цены на услуги взяты не с потолка. Если предлагают обойтись рукописной квитанцией, можно пригрозить звонком в Роспотребнадзор и департамент здравоохранения.

Получение места на кладбище

Закон гарантирует каждому жителю России бесплатный участок для захоронения. Обычно при этом учитывается, где покойный был прописан: например, на кладбищах Москвы хоронят людей только с московской пропиской.

Земля для могилы передается не в собственность, а в бессрочное пользование ответственному за захоронение — обычно это родственник умершего, занимающийся похоронами. Для этого оформляется специальный документ — паспорт захоронения. В нем указывается точное расположение могилы, данные умершего и ответственного. Без предъявления такого паспорта нельзя распоряжаться участком — проводить повторные захоронения или установку памятника.

Если после похорон на руках этого документа нет, нужно обратиться в администрацию кладбища. Там проверят по спискам, в которых регистрируется каждое захоронение. Эти записи хранятся в архиве бессрочно

Хотя участок предоставляется бесплатно, заплатить всё же придется. Администрация кладбища берёт деньги за рытьё могилы, установку ограды и другие дополнительные услуги. Минимальный набор стоит 9070 Р летом и 10 880 Р зимой.

стоит рытье могилы зимой. Летом немного дешевле

Если хватает места, в уже имеющуюся могилу можно хоронить еще, но это должны быть только близкие родственники покойного: родители и дети, усыновители и усыновленные, родные братья и сестры, супруги, которые расписались в загсе. Администрация кладбища попросит свидетельства о рождении или браке. Двоюродного дядю или гражданского супруга так подхоранивать не дадут.

Если могила одиночная, в Москве повторное захоронение «гробом на гроб» возможно только после 15-летнего санитарного периода, в некоторых регионах — 20-летнего.

Если за могилой никто долго не ухаживает, а ответственного разыскать не удается, администрация кладбища может изъять участок под новые захоронения.

Кремация

Кремация считается менее затратным способом захоронения. В Москве действуют четыре крематория, в которых ежегодно кремируют до 40% умерших. Сама процедура стоит 3400 Р . Но с учетом покупки урны для праха и оформления документов стоимость кремации сравнима с ценой за рытьё бесплатной могилы.

Для кремации рекомендуют выбирать скромные деревянные гробы без синтетических и легкоплавких материалов, чтобы не повредить оборудование крематория. Обычно на церемонии прощания не используются венки и цветы — их некуда будет положить.

стоит процедура кремации. Еще 2000 Р — рытье могилы под прах

Урну с прахом нужно обязательно захоронить: либо в могилу, либо в нишу колумбария. Прах выдают на следующий день и только в обмен на справку с кладбища о планируемом месте захоронения. Поэтому даже если прах развеют или оставят дома, место для захоронения всё равно придется оформить. С другой стороны, с этим можно не спешить: около месяца крематорий будет хранить прах бесплатно, потом за 30 Р в день.

Рытьё могилы под прах стоит 2000 Р , урну можно хоронить в обычную могилу над гробом — в таких случаях санитарный период не действует. Другой вариант — ниша в колумбарии. Это ячейка в специальной стене: урна помещается туда и замуровывается аккуратной мраморной табличкой. Ниши практически не требуют дополнительного ухода, в них в любой момент можно поместить еще одну урну.

В отличие от могил ниша сдается в аренду — это стоит примерно 250 Р в год. Если не платить, нишу изымут. Цена такого захоронения зависит от местонахождения кладбища и расположения самой ниши: от 180 Р и до нескольких сотен тысяч.

Для кремации есть ограничения: если смерть носила криминальный характер, кремацию тела могут запретить. Православная церковь считает кремацию нежелательной, но в ряде случаев относится к кремированному усопшему со снисхождением, разрешая его отпевание по православному обряду.

Установка памятника

Памятник, в отличие от могилы, не обязательный атрибут захоронения. Устанавливают его не сразу: из-за больших перепадов среднегодовой температуры в России могильной земле нужно около года для усадки. Как правило, администрация кладбища разрешает установку памятников с мая по октябрь.

Цены начинаются с 5000 Р , но в этом случае памятник обычно изготовлен из некачественного камня, имитирующего ценные сорта. Такой памятник быстро потускнеет и пойдет трещинами. Натуральный камень сложно добывать и обрабатывать, но зато он остается как новый десятилетиями. Цены на него начинаются с 20 000 Р и сильно зависят от размеров памятника и дополнительных элементов — надгробной плиты, цветника, столика и скамейки.

Самый распространенный материал — гранит, он же диабаз. Он красивый, устойчивый к погодным условиям, и на нем хорошо делать портреты. Мрамор легче в обработке, и из него можно делать сложные композиции, но за мраморным памятником придется постоянно ухаживать.

Лучше всего заказывать памятник в конце осени и зимой: в это время мастерские сидят без заказов и готовы предложить клиентам хорошие скидки. Так можно сэкономить до 20%. В среднем памятник изготавливают около 2 месяцев; если проект сложный — дольше. При выборе фирмы уточните, есть ли у нее своя мастерская и можно ли подъехать на производство. Если нет — это перекупщики, которые зарабатывают на разнице цен. Если мастерская есть, обратите внимание на готовые памятники — в хороших компаниях полно заказов.

Стоимость установки в Москве обычно составляет 30% от цены самого памятника. Лучше не экономить: если не учесть особенности и уклон местности, памятник завалится набок или пойдет трещинами. Стоит спросить, есть ли гарантия и распространяется ли она на установку.

Перед выбором памятника нужно обязательно проконсультироваться с администрацией кладбища: обычно она накладывает ограничения.

Средняя стоимость похорон в Москве

Захоронение в могилу61 680 Р Кремация52 100 Р
Траурный зал4000 Р Траурный зал крематория (30 минут)900 Р
Гроб полированный12 000 Р Гроб, обитый тканью6 000 Р
Постель в гроб1000 Р Постель в гроб1000 Р
Венки (2 шт.)4000 Р Венки и цветы0 Р
Рытьё могилы на новом участке открытого кладбища10 880 Р Захоронение урны с прахом в землю2000 Р
Деревянный крест с табличкой6000 Р Деревянный крест с табличкой6000 Р
Доставка ритуальных принадлежностей в морг2800 Р Доставка ритуальных принадлежностей в морг2800 Р
Катафалк без обратного рейса6000 Р Катафалк без обратного рейса6000 Р
Поминки ( 1000 Р × 15 чел. )15 000Поминки ( 1000 Р × 15 чел. )15 000 Р
Кремация3400 Р
Урна для праха6000 Р
Подготовка документов в крематории и работа с прахом3000 Р

С учетом места на кладбище и поминок, но без платы агенту и за дополнительные услуги морга

Подготовка документов в крематории и работа с прахом

Похороны — это бизнес, поставленный на поток. Но похороны каждого конкретного человека — это всегда отдельная история. Слишком от многих факторов зависит цена: время года, скоропостижность и причины смерти, возраст, город, способ захоронения.

Достойные похороны — это всегда дело вкуса и финансовых возможностей. В каждом случае родственники умершего сами решают, какой гроб выбрать, хоронить на обычном кладбище или на престижном, везти гроб на газели или мерседесе, прощаться с умершим в траурном зале, в церкви или дома, организовать всё самим или обратиться в ритуальные службы.

Как избежать обмана

В похоронном деле пытаются обмануть на каждом шагу, на то есть две причины:

  1. Похороны — относительно редкое, болезненное и эмоциональное событие, и большинство людей не захотят глубоко вникать в расходы. Агенты и работники учреждений пользуются подавленным состоянием своих клиентов, умножают их расходы и ставят это на поток.
  2. Во время похорон на родственников покойного легко надавить аргументами про достоинство, честь, память и уважение. Мне кажется сомнительной мысль, что гроб за 30 тысяч лучше сохраняет память, чем гроб за 10 тысяч, но у ритуальщиков может быть и такой аргумент.

Хорошо, если во время подготовки похорон рядом окажется человек, не знавший покойного близко, но которому можно доверять. Родственники подавлены горем и не всегда могут критически оценивать происходящее. Порой можно сэкономить до половины всех затрат на похороны, просто попросив показать официальный прейскурант.

Чтобы помочь родственникам организовать похороны и повысить средний чек, создаются похоронные бюро и агентства — это люди, которые за деньги берут на себя всю организацию и бумажную волокиту. Для них это прибыльный и востребованный бизнес, потому что люди умирают постоянно, а хладнокровно заниматься похоронами собственных родственников не хочет никто.

Какие бывают мошенники

Вот кто вам может попасться.

«Черные» ритуальные агенты. Это люди, которые стучатся в дверь еще до того, как по вызову приехала скорая и полиция. Иногда они приходят вместе с медиками или полицейскими и представляются государственным похоронным агентством или социальной службой.

Все, кто пришел без приглашения, купили информацию о смерти у коррумпированных сотрудников скорой помощи и полиции. Такая информация стоит около 20 тысяч рублей. Похороны, организованные такими агентами, обойдутся намного дороже, потому что за каждый заказ они уже дали взятку и теперь им нужно вернуть потраченные деньги с прибылью.

стоит информация о смерти одного человека

В обычной жизни никакие социальные и похоронные службы сами к вам не приходят. Наоборот: если вам потребуются какие-то справки и пособия, это вы должны будете ходить по кабинетам. Если пришли к вам — будьте начеку: скорее всего, хотят денег.

«Государственные» похоронные службы. Многие ритуальные агентства любят использовать в своем названии слова «государственное» или «муниципальное», а на сайтах вывешивать герб города или области — так к ним больше доверия. В своей рекламе они называют конкурентов мошенниками и говорят, что только у них всё по нормам, установленным государством.

Но единой стоимости государственных ритуальных услуг не существует, а те компании, которые когда-то создавались государством, давно стали частными. Попросите документы: возможно, где-то в конце мелкими буквами написано что-то типа «ИП Иванов».

Ритуальные бюро при морге. Обмануть могут и в морге, когда родственники придут за медицинским свидетельством о смерти. Недобросовестные сотрудники попытаются навязать свои платные услуги или помощь ритуального бюро, обычно расположенного в этом же помещении.

Если человек не хочет ничего заказывать, ему могут пригрозить затягиванием выдачи документов и тела.

Если с семьей умершего уже работает другой ритуальный агент, могут позвонить и заявить, что он мошенник, и посоветовать разорвать с ним договор, заказав все услуги в морге. Бывали случаи, когда людей шантажировали пропажей тела умершего из морга.

Еще могут потребовать деньги за вскрытие, хотя это обязательная операция и делать ее должны бесплатно. Она нужна, чтобы выяснить истинные причины смерти.

В такой ситуации нужно объяснить сотрудникам морга, что их действия незаконны, а вы уже звоните на линию департамента здравоохранения, а потом в прокуратуру.

Если свои услуги навязывают ритуальщики, можно пригрозить заявкой в Роспотребнадзор и управление Федеральной антимонопольной службы — жалобу туда можно подать через интернет за пять минут.

Похороны под ключ. Часто подавленные горем родственники покойного спрашивают у ритуальных агентов, сколько будут стоить похороны. Им называют цену без детализации, на что уйдут эти деньги. Дальше клиента берут в оборот: либо разными способами увеличивая бюджет, либо подсовывая копеечные услуги под видом дорогих. Отдельные деятели берут деньги за похороны под ключ (до чего циничный бизнес), а потом предлагают клиенту доплатить за транспорт, одежду, ресторан или что-нибудь еще.

Покупка престижной могилы. Кладбища делятся на два типа: открытые — на них выдаются новые участки, но они находятся за границей города, и закрытые — это старые кладбища в черте города, которые считаются более престижными, но на них возможно только подзахоронение в родственные могилы.

На закрытых кладбищах есть так называемые сервисные участки — это ранее заброшенные или бесхозные могилы, которые администрация кладбища изымает и готовит под новые захоронения: убирает старые надгробья, спиливает деревья, делает ограду и бетонный цоколь. Стоимость работ может доходить до сотен тысяч рублей. За это платит новый заказчик, обычно это называют «покупкой» могилы. Но земля на всех кладбищах России считается государственной и не продается в частную собственность.

Вымогатели. Без справки о смерти из морга никто не даст похоронить человека, но получить ее может любой, кто покажет паспорт умершего. Мошенники говорят, что они из ритуальной службы, забирают у родственников все необходимые документы, а потом требуют с них деньги, угрожая сорвать похороны. Никогда не отдавайте никому документы умершего и деньги за ритуальные услуги, пока не подпишете договор.

Всегда заключайте договор

Обращение в ритуальное агентство — стандартный случай оказания услуг, который должен фиксироваться договором. Иногда ритуальные службы пытаются заменить полноценный договор ворохом расписок и квитанций, которые не имеют юридической значимости. Так они скрывают реальную стоимость своих услуг, а клиент рискует тем, что в итоге цена может многократно вырасти.

Сначала читать, потом подписывать

Договор убережет от этого, а еще докажет, кто именно платил за похороны. Это потребуется при получении пособия на погребение от государства и компенсации с банковского счёта умершего.

Чем поможет государство

Молодых людей часто шокирует, что у их дедушек и бабушек есть специальная заначка — «гробовые». Но когда наступает трагический момент, у тех, кто избегает мыслей о смерти, денег на похороны просто нет. Приходится влезать в долги. Чтобы помочь людям в этой ситуации, у государства есть несколько инструментов.

Пособие на погребение. После похорон родственники умершего могут получить от государства денежную компенсацию за погребение. Если на момент смерти человек был трудоустроен, получить ее можно в бухгалтерии работодателя. За пенсионеров пособие выплачивает ПФР, а за безработных — управление соцзащиты. Нужно будет написать заявление и предъявить гербовое свидетельство о смерти.

При этом учитывается базовая ставка пособия, а также районные коэффициенты и другие дополнительные выплаты. Они зависят от региона, где-то их нет вообще. В Москве дополнительные 11 000 Р выплатят только за человека, который на момент смерти не работал. Обратиться за выплатой нужно не позже чем через полгода после похорон.

1 сентября 2021 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 апреля 2021 г. № 352н, обновивший бланки медицинских документов о смерти (как таковой и перинатальной) и порядок их выдачи. Они выдаются в течение суток с момента установления причины смерти и являются основанием для госрегистрации смерти в органах ЗАГС.

Новым порядком предусмотрено, что медицинское свидетельство о смерти (о перинатальной смерти) оформляется на бумажном носителе или с согласия получателя формируется в форме электронного документа. Упомянутое согласие может быть оформлено в бумажном или электронном виде.

Медицинское свидетельство о смерти (о перинатальной смерти) в форме электронного документа выдается в день его регистрации в федеральном реестре электронных медицинских документов путем направления в личный кабинет получателя на ЕПГУ. В этот же день получателю в личный кабинет на ЕПГУ отправляется уведомление о выдаче медицинского свидетельства о смерти.

По запросу получателя после формирования медицинского свидетельства о смерти (о перинатальной смерти) в электронной форме медицинская организация изготавливает документ на бумажном носителе, подтверждающий содержание медицинского свидетельства о смерти в форме электронного документа.

Соответствие бумажной копии оригиналу должно быть удостоверено подписью руководителя медицинской организации (иного уполномоченного лица в установленном федеральным законом случае) или ИП, осуществляющего медицинскую деятельность, и печатью (при наличии).

Напомним, что с конца прошлого года в ряде регионов проводится эксперимент по оформлению цифровых медицинских свидетельств о смерти.

Расскажем как и где получить свидетельство о смерти, если вы делаете это впервые после гибели близкого человека.

Свидетельство о смерти

Свидетельство о смерти

Расскажем как и где получить свидетельство о смерти, если вы делаете это впервые после гибели близкого человека.

В этой статье расскажем о получении свидетельства о смерти умершего. Алгоритм действий, стоимость и сам процесс оформления документа, если вы делаете это в первый раз.

С наступлением смерти человек утрачивает статус физического лица и субъекта права. Для того, чтоб этот факт был оформлен надлежащим образом, он должен быть зафиксирован определенным государственным органом.

Описание

В качестве такого органа выступает ЗАГС, где происходит замена главного удостоверения личности человека — паспорта — на свидетельство о смерти. Делается это сразу же в день обращения, по закону на это отводится 3 дня с момента смерти человека. Это, скорее рекомендательный срок, так как никакой ответственности за его нарушение не предусматривается. Известны случаи, когда документ получали гораздо позже, препятствий к этому никаких не существует. Самое главное, чтоб документ был получен до церемонии похорон, так как это обязательное условие для того, чтоб можно было похоронить человека на московском кладбище.

В гербовом свидетельстве о смерти должны быть указаны такие сведения, как: паспортные данные умершего, дата и место гибели и регистрации этого факта, номер и дата составления акта, дата выдачи самого документа о смерти.

Если паспорт удостоверяет личность живого человека, свидетельство о смерти — это основной документ, удостоверяющий личность покойного. Факт смерти означает утрату дееспособности и правоспособности. Свидетельство о смерти необходимо для того, чтоб родственники или уполномоченные лица могли заняться дальнейшими церемониями.

Для чего нужно свидетельство о смерти

Таким образом получается, что гербовое свидетельство о смерти необходимо для осуществления следующих действий:

  1. Непосредственно проведения церемонии захоронения умершего человека. Получения выделяемой государством социальной компенсации на погребение (для его получения необходима справка No11, ее можно получить в любом МФЦ).
  2. Оформления о транспортировки груза 200 в другие регионы.
  3. Заказа проведения кремации останков в крематориях.
  4. Оформления особого документа, в котором регистрируются оказанные ритуальные услуги и все сопутствующие товары, что были приобретены клиентом у похоронного агентства — так называемая форма БО-13.
  5. Заказа и оформления эксгумации останков для дальнейшего их перезахоронения.
  6. Решения вопросов, касаемых наследования имущества покойного.
  7. Получения всех тех пособий и выплат, которые предусмотрены законом после гибели человека. Наглядный пример — оформление пенсии по потере кормильца.
  8. Решения вопроса с местом захоронения на кладбище, а так же для последующего переоформления ответственного за могилу.

Свидетельство о смерти как получить

Документальное подтверждение факта смерти человека необходимо для официальной регистрации этого факта и получения свидетельства о смерти.

В качестве документального подтверждения факта смерти могут служить:

1. Медицинское свидетельство о смерти — это первичный документ, подтверждающий, что человек ушел из жизни. Оно выдается медицинским учреждением, специалисты которого произвели констатацию смерти. Именно на основании этого документа выдают гербовое свидетельство.

2. Решение судебного органа, если для подтверждения смерти потребовалось прибегнуть к его помощи. Это обычно происходит, когда человек считался без вести пропавшим. Только суд выносит решение о признании человека умершим, но не ранее, чем спустя 5 лет после пропажи человека.

3. Документ из прокуратуры или органов МВД если требуется подтвердить факт смерти репрессированного, но позднее реабилитированного лица.

Какой-либо из вышеуказанных документов получает либо родственник, либо лицо, на которое легли обязанности по подготовке похорон. Помимо собранного пакета документов обязателен паспорт ответственного лица.

Где получить свидетельство о смерти

Еще совсем недавно выдача таких свидетельств входила в обязанности исключительно органов ЗАГС. Постепенно на смену привычным всем ЗАГСам пришли МФЦ — многофункциональные центры. Помимо множества других оказываемых населению услуг МФЦ выдают свидетельства о смерти на основании документальных подтверждений этого факта. Определить, в какой именно МФЦ следует обращаться, следует, исходя из адреса регистрации покойного. Так же подойдет и тот МФЦ, который обслуживает адрес, где зафиксирована смерть человека. Если покойный был найден на улице и определить место его проживания не представляется возможным, то должно последовать обращение в тот МФЦ, на территории которого это случилось.

Помимо вышеуказанного способа есть еще два: обратиться в ЗАГС города Москвы (не в любой, а в Новомосковский, Южное Бутово, Троицкий и Новофедоровский) или прибегнуть с помощи центрам «Мои документы». Последние два способа подходят в следующих случаях

  • Если Москва - это последнее проживания усопшего человека.
  • Если именно в Москве был констатирован факт смерти.
  • Если в Москве расположена организация, выдававшая документ, устанавливающий факт смерти.
  • Если в Москве проживают родители умершего, его дети или супруг\супруга.

Несмотря на то, что в последнее время множество услуг можно получить в режиме онлайн на едином портале Госуслуги, получение свидетельства о смерти и регистрация смерти к числу таковых не относится. Для того, чтоб оформить все необходимые документы, потребуется личное присутствие гражданина, который является ответственным за похороны.

Алгоритм получения документа в МФЦ Мои документы

Сам процесс получения услуги происходит согласно следующему алгоритму:

Документы для свидетельства о смерти

Для того, чтоб можно было получить гербовое свидетельство, вне зависимости от места его получения, потребуются документы:

1. Оригинал документа, подтверждающего личность умершего — паспорт

Таковая выдается только после проведенной по всем правилам патологоанатомической экспертизы. Этот документ так же изымается принимающим сотрудником. Медицинское свидетельство должно быть оформлено в строго установленной форме, для этого имеется форма No106/у-08. Данная форма утверждена приказом Министерства здравоохранения от 26.12.2008 года. После получения медицинского заключения, важно внимательно проверить соответствие всех личных данных покойного. Если в последующем обнаружится некое несоответствие или даже опечатка, то в регистрации факта смерти в МФЦ или ЗАГСе могут отказать. Не может быть принята так же справка без всех требуемых подписей и синей печати. Все поля справки, обязательные к заполнению, должны быть заполнены.

3. Оригинал паспорта лица, ответственного за похороны

За услугой не может обратиться лицо, который имеет только временную справку, заменяющую паспорт. Точно так же услугу не предоставят лицу, которое предоставит ксерокопию своего паспорта. Все эти моменты так же служат гарантированным поводом для отказа в предоставлении услуги. Конечно, паспорт обязательно возвращается владельцу.

После предоставления указанных документов гербовое свидетельство о смерти выдается ближайшим родственникам покойного. Так же этот документ может получить лицо, взявшее на себя ответственность за исполнение всех формальностей и проведение похорон. Причем вовсе не обязательно, чтоб данное лицо являлось родственником умершего. После получения свидетельства важно проверить соответствие всех данных, во избежание недоразумений в дальнейшем.

В случаях смерти младенцев первой недели жизни, то предварительно обязательно должно произойти получение свидетельства о рождении. Таковая процедура не требуется, если смерть младенца констатирована в родах — здесь сразу же выдается гербовое свидетельство о смерти.

Кто может получить свидетельство о смерти

Вопреки расхожему мнению, получить на руки свидетельство о смерти может не только близкий родственник умершего человека. Это связано, в первую очередь, с тем, что не в каждой ситуации представляется возможным документальное подтверждение родства. Во-вторых, у умершего может вовсе не оказаться родственников, а похоронной церемонией кому-то заниматься все равно придется.

На этот случай есть ФЗ No8 от 12.01.1996, который гласит, что данное свидетельство может выдаваться либо законному представителю покойного, либо лицу, уполномоченному заниматься похоронами.

Таким образом государственные органы, при условии предоставления полного пакета вышеуказанных документов, обязаны выдать гербовое свидетельство лицам из следующего списка:

1. Супругу/супруге, детям погибшего, а так же постороннему лицу, которое либо присутствовало рядом с человеком в момент его смерти, либо владеет какой-либо информацией, касающейся этого факта.

2. Представителю медицинской или социальной организации, если человек находился в ее стенах и там же был констатирован факт смерти.

3. Представителю учреждения исправления-наказания, если на момент смерти гражданин находился в местах лишения свободы.

4. Представителю ОВД, если смерть человека стала следствием примененной к нему высшей меры наказания.

5. Представителю следственных органов или органов дознания, уполномоченному на проведение проверки по факту смерти неопознанного лица.

6. Командиру воинской части или любого другого подразделения, если гражданин умер во время прохождения военной службы.

7. Представителю похоронного агентства, которому родственники усопшего добровольно передали полномочия по организации похорон, сделав его таким образом своим законным представителем.

Стоимость документа

На территории всей России плата за получение гербового свидетельства о смерти не занимается, эта услуга совершенно бесплатна, вне зависимости от способа ее получения. Но государственную пошлину в размере 350 рублей придется оплатить в случае получения дубликата документа, к примеру, в связи с утерей или кражей оригинала.

Кто может помочь в оформлении документов

Не всегда у близкого круга родственников имеется возможность взять на себя организацию похорон и всего, что с этим связано. Тем более, что этот процесс связан с получением определенного количества документов.

Читайте также: