Самый первый вольфенштайн

Обновлено: 07.07.2024

В 1992 году вышел Wolfenstein 3D – чуть ли не первый трехмерный шутер на персональных компьютерах. Управлялась игра исключительно с клавиатуры, роль фашистов играли простенькие спрайты, которые при приближении превращались в набор громадных пикселей, а звуки оружия изображал встроенный спикер, чей писк мог вывести из себя покруче любой электродрели. Но по тем временам это был настоящий прорыв, торжество компьютерных технологий. Шутка ли – трехмерная игра, с видом из глаз главного героя, в которой можно передвигаться во все четыре стороны, обходить врагов сбоку и целиться в них из настоящего оружия!

Другая приятная особенность этой игры выяснилась спустя многие годы – по ней регулярно стали выпускать очень качественные ремейки. В 2001-м вышла Return to Castle Wolfenstein, а теперь вот в продаже появился экшен Wolfenstein авторства Raven Software, который, конечно, не хватает звезд с неба, но является приятной во всех смыслах игрой.

Вторая мировая. Австрийский городок Айзенштадт оккупирован фашистами. Тем не менее где-то в его закоулках прячутся и партизанские группировки, и нелегальные торговцы, и наш герой – лихой спецагент Би-Джей Блажкович, настоящая гроза фашистов.

Поначалу игра действительно выглядит как шутер очень старой школы – линейная, коридорная и достаточно простая. Однако совсем скоро становится ясно, что Wolfenstein не чужды и последние модные находки в экшен-жанре.

Сначала нам предстоит выяснить, что Айзенштадт силами разработчиков превратился в пусть и маленький, но по-настоящему открытый мирок. В Wolfenstein смоделированы несколько районов городка, по которым можно вполне свободно бродить, «рискуя» напороться на какого-нибудь персонажа, готового подкинуть квест. По периметру этой резервации раскиданы выходы на отдельные уровни, где разворачивается большинство событий сюжета.

Нашлось на улочках Айзенштадта место и для настоящей торговли. Мы находим золото, конвертируем его в валюту, которую тратим на апгрейды для оружия. Для самых крутых наворотов недостаточно просто обладать крупной суммой денег – сначала надо разыскать секретные данные.

Геймплей Wolfenstein недолго прикидывается обычным «шутером про Вторую мировую» – совсем скоро Блажкович похищает прямо из-под носа у фашистов кристалл Черного Солнца, который наделяет своего обладателя невиданными способностями. Самая главная – возможность перехода в Тень. Это потусторонний мир, попав в который герой остается видим для окружающих, но начинает двигаться в два раза быстрее и может проходить сквозь некоторые стены. Кроме того, в Тени проще ориентироваться – пейзаж отлично виден даже глубокой ночью, а враги еще и заботливо подсвечиваются.

Со временем Блажкович найдет еще три кристалла и научится замедлять время, создавать защитное поле и стрелять сквозь стены. Некоторые небольшие апгрейды можно приобрести и на черном рынке.

Вообще, благодаря возможности использовать Тень, играть в Wolfenstein просто, но… красиво. Это не тот шутер, который постоянно бросает вызов игроку, однако в нем можно получить море удовольствия от красивых и зрелищных боев.

А вот графика чуточку подкачала. Престарелый движок от Doom 3, конечно, подлатали, но чуда не случилось – картинка выглядит посредственно. Зато постарались дизайнеры – уровни проработаны детально и совершенно непохожи друг на дружку.

Wolfenstein – очень приятная игра. Причем понравится она не только тем, кому посчастливилось поиграть в «Вульфа три-дэ» живьем, но и просто любителям качественных экшенов – проект хоть и не претендует на какие-то революции, но очень добротный.

  • Интересный нелинейный сюжет
  • Грамотно вплетенные в игру сверхъестественные способности

Чем удивительна компания Raven Software?

Какие апгрейды есть для оружия?

На кого становится похож Блажкович после того, как находит кристалл?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА WOLFENSTEIN В «ИГРОМАНИИ» № 10/2009 И «ИГРОМАНИИ ЛАЙТ» № 9/2009.

Рассказываем о том, как развивалась легендарная серия шутеров про Би-Джея Бласковица и ненавистных нацистов.

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus
История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus
История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Серия Wolfenstein имеет богатую историю, насчитывает уже почти десяток проектов — от первых двумерных экшенов до современных зубодробительных шутеров с великолепной графикой — и считается одной из самой долгоживущих. Вскоре выйдет еще одна часть знаменитой франшизы — Wolfenstein 2: The New Colossus. Вот мы и решили освежить в памяти историю серии, начав с самых истоков.

Castle Wolfenstein (1981)

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Первая игра серии, за разработку которой отвечала Muse Software, вышла в 1981 году и представляла собой первый проект жанра стелс-экшен. Игра полностью выполнена в 2D и повествует о похождениях безымянного шпиона в стенах замка Вольфенштайн где-то в немецком тылу. Герою нужно выкрасть секретные документы и выбраться из замка живым.

У персонажа был только десятизарядный пистолет и гранаты, и с их помощью ему предстояло одолевать уровень за уровнем. Вся прелесть в том, что игру можно было пройти как по-тихому, никого не убивая, так и в открытую, уничтожая всех врагов на пути. Какой путь выбрать, решал игрок, что несомненно шло на пользу геймплею.


Beyond Castle Wolfenstein (1984)

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Вторая часть стала прямым продолжением оригинала, и тут нам в роли все того же безымянного диверсанта нужно выполнить куда более важную, нежели похищение документов, задачу: попасть в бункер фюрера и заложить бомбу около кабинета, где он проводит совещание с высшим командованием.

Геймплей почти не изменился со времен первой части, однако в новой игре было больше простора для стелсовой составляющей: к стандартному пистолету на десяток патронов добавился нож, позволяющий бесшумно убивать противников, а также пища, одежда и другие плюшки — их можно найти в шкафах и за дверьми кладовых, заменивших пресловутые ящики.


Здесь не стоило спешно убивать всех подряд, ведь появилась система пропусков, благодаря которым можно было пройти опасный участок без шума. Остановил нас, значит, вражеский солдат — мы сунули ему пропуск. Если все было хорошо, он ободрительно орал «Heil!», что означало «путь свободен». А когда охранника что-то не устраивало, он либо атаковал нас, либо врубал тревогу, на которую сбегались подкрепления, и в таких случаях на помощь приходил старый добрый огнестрел. Если мы все сделали правильно, в итоге бункер взлетал на воздух.

Wolfenstein 3D (1992)

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Настал 1992 год. Студия id Software выкупила у Muse Software права на серию Wolfenstein, надолго связав себя с ней, и в мае того же года выпустила Wolfenstein 3D, шутер от первого лица и прародительницу этого жанра. Сказать, что игра произвела фурор, значит ничего не сказать.

Именно в этой части появился герой, ставший лицом серии, — Уильям «Би-Джей» Бласковиц, который в очередной раз (что ж, поверим игре на слово) пытается свергнуть нацистский режим. От прежнего духа стелс-экшена почти ничего не осталось: теперь мы просто-напросто ломимся через орды противников, будь то простые солдаты СС с МР-40 в руках или монстры, стреляющие в нас из оружия прямо-таки футуристического вида. Главной задачей, как и в оригинале, было выбраться все из того же замка Вольфенштайн, в очередной раз избранного нацистами местом осуществления чуть ли не всех секретных проектов.



Игра заметно выросла как в графическом плане, так и в плане проработки уровней. Игрок помещался в полутрехмерный мир, состоявший из шести эпизодов по девять миссий, в коих помимо прочего было огромное количество секретов: нужно было внимательно искать входы в секретные комнаты. В одних лежали полезные предметы — аптечки, золото, оружие, — а некоторые были отсылками и пасхалками (к примеру, одна из таких секретных дверей ведет на уровень, чуть ли не копирующий игру Pac-Man). Но самым лакомым «кусочком» игры стали вовсе не секретные уровни, а возможность в конце лично убить Адольфа Гитлера, облаченного в механическую броню.

Return to Castle Wolfenstein (2001)

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Прошел неполный десяток лет, и id Software вновь решили порадовать фанатов и выпустить Return To Castle Wolfenstein, добавившую Wolfenstein еще больше шарма и давшую то, чего франшизе так не хватало: хоть сколь-нибудь логичный сюжет и долгожданное полное 3D.


1943 год. Разведка союзников узнает, что нацисты ведут разработку оружия, призванного изменить ход войны, и забрасывает на немецкую территорию отряд из двоих диверсантов с уже полюбившимся всем агентом Бласковицем, которому поручают остановить безумства генерала Вильгельма Штрассе по прозвищу Тотенкопф (ну, или генерала Черепа, кому как привычнее), с которым у главного героя будут очень сложные и длинные «отношения». Генерал Череп — гениальный ученый, ведущий ум отдела секретных проектов СС. Как и подобает злодею, он строит свои козни миру, создавая неведомые вещи.


Само собой, диверсантов схватили и отправили в замок Вольфенштайн (снова здравствуйте!), и Бласковиц, верный долгу, проходит огонь, воду и медные трубы, благо концепция игры совершенно не изменилась. Он сражается с огромным количеством нацистов, уничтожает всякого рода нежить, рвет на части уберсолдат Черепа, останавливает паранормальную дивизию СС, а в самом конце уничтожает Генриха I, похоронив вместе с ним планы Третьего Рейха по завоеванию мира.

Wolfenstein (2009)

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Сиквел Return to Castle Wolfenstein получил неоднозначные оценки игроков. Оно и понятно: разбавить отточенную формулу совершенно новыми фишками — довольно рискованный шаг.

Дело происходит в немецком городе Айзенштадт, где начинают происходить непонятные вещи, и туда снова забрасывают нашего «дружелюбного» агента Бласковица. По ходу прохождения становится понятно, что к обычной науке нацисты во главе со все тем же генералом Черепом, не забывшим прошлого унизительного поражения, решили примешать немалую толику магии и мистики. Итог?

Во-первых, целая орда разнообразных противников: солдаты вермахта, маги-книжники, монстры, вылезающие из порталов, и другие не менее опасные товарищи. Во-вторых, арсенал впечатляющего оружия: магические тулийские медальоны, непробиваемые энергетические щиты — черт возьми, да о таком можно было только мечтать, ведь благодаря таким «игрушкам» врагов можно сжигать, убивать током, испарять (в буквальном смысле), расчленять и делать другие пакости!


Собственно генерал Вильгельм Штрассе, он же генерал Череп, он же Тотенкопф.


Игра с самого начала не спешила: помимо вяло развивающейся кампании появилось некоторое количество побочных заданий, и, если нам надоедало проникать в секретные лаборатории, можно было, например, залезть в дом высокопоставленного офицера и украсть шифровальную книгу «Энигмы», чтобы кружку Крейсау и Каролине Бекер (они тоже играют здесь не последнюю роль) было легче расшифровывать переговоры противника. Также увеличилась информационная наполненность вселенной — по ходу сюжета можно прочитать и прослушать кучу приказов, записок, отрывков из научных отчетов и других документов, которые понемногу приоткрывали для нас смысл происходящего на экране.

Wolfenstein: The New Order (2014)

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

«16 июля 1946 года. Рассвет. Все в полной заднице. » — с этих слов начался очередной поход Би-Джея против нацистского режима.

1946 год. Третий Рейх совершил технологический скачок на десятилетия вперед и теперь побеждает на всех фронтах. Наша задача — пресечь активность старого знакомого, неведомым образом выжившего после крушения цеппелина, — генерала Вильгельма Штрассе.

Однако остановить злодея в ходе штурма его крепости не получается, главный герой получает травму головы и впадает в вегетативное состояние на четырнадцать лет, а война оканчивается безоговорочной победой Германии, к тому же подчинившей себе и бывших союзников. Очнувшись в 1960 году в антиутопическом мире, герой организовывает борьбу с нацистским режимом, правящим миром железной рукой.


Именно такую удручающую историю рассказывает нам Wolfenstein: The New Order. Шведская студия MachineGames не побоялась изменить серию и явить нам свое видение альтернативной истории. Игра имеет свой шарм: «знакомые незнакомые» послевоенные годы просто поражают.

Тут и огромное количество газетных вырезок, показавших то, как нацисты победили в войне, и знаменитая ливерпульская четверка, ныне поющая на немецком, и монументальные сооружения Альберта Шпеера в Берлине, воплощенные в жизнь немецкими инженерами, и многое другое. Даже Джимми Хендрикс, рубящий рок в убежище кружка «Крейсау» в катакомбах Берлина, выглядит так, будто так и должно было быть изначально (да-да, тот темнокожий парень с гитарой — это Джимми Хендрикс).


Wolfenstein: The Old Blood (2015)

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

На волне популярности The New Order студия MachineGames снова принялась за работу и уже через год выпустила дополнение размером с полноценную игру — Wolfenstein: The Old Blood, ставшее приквелом прошлой части.

Здесь после долгого отсутствия наконец-то засветился в австрийских Альпах знаменитый замок. Игра, как бы возвращаясь к истокам, почти слово в слово повторяет сюжет Return To Castle Wolfenstein: тот же замок, Агент-1, который умирает во время пыток, побег из замка. и снова, забыв про здравый смысл, нас погружают в атмосферу магии, попутно требуя найти документы с координатами штаба генерала Черепа (того самого штаба, который мы будем штурмовать в начале The New Order).

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Старый добрый Wolfenstein в совершенно новой обложке оказался глотком свежего воздуха, однако не переплюнул прошлую часть. Игру можно было раскритиковать разве что за откровенно слабенький сюжет и ту вакханалию, что творится ближе к концу, ведь иногда казалось, что вся игра была лишь прологом к шикарной завершающей кат-сцене.

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Wolfenstein 2: The New Colossus (2017)

Концовка The New Order оставила в душе очень горький осадок, однако здравый смысл восторжествовал. «Не может умереть просто так столь важный герой, ну не может!» — твердили мы себе. И оказались правы: новая часть серии, под названием Wolfenstein 2: The New Colossus, первым своим крупным тизером с Е3 поведала, что обожаемый нами Би-Джей Бласковиц выжил, однако инструкцию по выживанию после атомного взрыва, к сожалению, не показали.

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Итак, опишем вкратце, что мы знаем на данный момент. События разворачиваются после уничтожения крепости Черепа атомной бомбой с борта «Молота Евы». Герой приходит в себя в США, оккупированных злобными нацистами, где он и остатки «Крейсау» собираются устроить вторую американскую революцию. Однако за ними по пятам идет фрау Энгель, с которой у нас тоже не лучшие отношения с момента уничтожения лагеря в Белице. Возлюбленная Бласковица, Аня Олива, беременна двойней (по словам Сета Рота), а сам герой, облаченный в технологичный костюм, снова крошит нацистов, чтобы принести свободу Америке, а затем и всему миру.

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Помимо очередной истории о сопротивлении нас ждут некоторые нововведения в геймплее. В роликах засветились пока что не известные модели оружия, способные плавить стены и испарять людей. Кроме того, известно, что мы побываем в знаменитой Нью-Йоркской атомной воронке и Новом Орлеане, а также сможем оседлать панцерхунда и с его помощью убивать ненавистных нацистов.

История серии Wolfenstein: от Castle Wolfenstein до The New Colossus

Кто бы что ни говорил, но Wolfenstein будет жить еще очень и очень долго. Подтверждение тому — успешная реанимация серии студией MachineGames и скорый выход новой части похождений всеми любимого Би-Джея. Будем надеяться, что The New Colossus не ударит в грязь лицом. Мы с нетерпением ждем релиза!

В нашей новой ностальгической и насквозь субъективной рубрике мы разбираемся в «закулисье» культового шутера и в том, как он смотрится в 2017 году.

Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия

Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия
Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия
Взгляд в прошлое: Return to Castle Wolfenstein. Не моя ностальгия

Сразу подчеркну: я никогда прежде не играл в Return to Castle Wolfenstein. Стыдно для игрового журналиста, согласен. Именно поэтому я исправляю пробелы в своих (и иногда читательских) познаниях, прикасаясь к золотому фонду классических игр впервые, без ностальгических чувств и розовых очков на переносице.

Летняя игровая засуха — катастрофическое явление для всех домоседов, интровертов, геймеров и всего игрожура. А раз мы в редакции прониклись недавним анонсом Wolfenstein: The New Colossus, я подумал: «Почему бы не поиграть в Return to Castle Wolfenstein?» Она не так уж стара, работает без нареканий и дала ход «современной» франшизе Wolfenstein. Наверняка здесь будет о чем поговорить.

Хорошо забытое новое


Я? Струсил? Не хватает только плевка в лицо для пущего эффекта.

Небольшая историческая справка. Return to Castle Wolfenstein была выпущена в 2001 году под патронажем Activision, которая купила права на использование франшизы у id Software. За сюжетную часть игры отвечала студия Gray Matter Interactive (не id; здесь они выступили продюсерами), а за сетевой режим — Nerve Software. По существу, «Возвращение в замок Вульфенштейн» было «мягким» перезапуском Wolfenstein 3D. Переосмыслением классической игры, которая уже тогда считалась ретро, но с поправкой на современные технологии, которые позволят разработчикам полностью реализовать свои амбиции.

Ведь в конце девяностых шутеры вступили в новую эпоху — эпоху кинематографичности и эпика. Вот Gray Matter и попыталась аккуратно сплавить старые принципы и новые веяния в одну крепко сбитую игру на слегка модифицированном id Tech 3.

В шкуре бессменного бича фашизма и рекордсмена по количеству срезанных скальпов — Би-Джея Бласковица — игрокам поручалось собственноручно докопаться до правды о мистических изысканиях нацистских ученых. А по пути, разумеется, разрушить все зловещие замыслы, пиная каждый портрет Гитлера и съедая все продовольственные запасы немцев на своем пути.


Чертовы фрицы. Начитаются своих гримуаров и вызывают Сатану.

Геймплейно RtCW — образцовый компьютерный шутер. Однако сравнивать его с Doom и Quake не совсем правильно. Отцы жанра уделяли больше внимания скорости и чистым рефлексам. RtCW — про хитрость и умение пользоваться инструментами в арсенале Бласковица. Она далеко не так требовательна к игроку как в сингле, так и в мультиплеере, но компенсирует новообретенную «казуальность» необычной динамикой игрового процесса.

Прыг, скок, хендехох

Как в Quake, игра состоит из «миссий», разделенных на три-пять глав — каждая со своими целями, локациями и нюансами. Так и темп игры не проседает от гигантских пустых уровней, и движок не страдает от излишней нагрузки. Вместо того чтобы в угоду «эпичности» шутеров-современников делать внушительные и довольно блеклые локации, Gray Matter создали серию миниатюрных испытаний длиной в основном не больше десяти минут.

Архитектурно уровни — нечто среднее между бесконечными кислотными лабиринтами Doom и современными «коридорами». Заблудиться нельзя, но искать нычки, секретики и баловаться с интерактивным окружением можно долго — золото фашистов само себя не перераспределит в мировую экономику. Вдобавок, в отличие от предшественниц из рода аренных шутеров, здесь локации пестрят деталями. Многие из них можно «потрогать» каленым сапогом Бласковица, от чего те с треском разваливаются на куски. В бараках немцев почти всегда можно найти неизменный братвюрст, нарезанное сало и шнапс. Би-Джей — как Машенька из «Маши и медведей». Убил нацистов, съел их еду, поспал в их постели. Еще и наследил в каждом углу.


За пинок отвечает отдельная кнопка. Если приноровиться, можно научиться гарцевать по уровням в безостановочном канкане.

Задачи у Бласковица чаще всего более хитрые, чем «убей всех и дойди до конца». Может, сразу и не скажешь, но главный герой — специальный агент. Поэтому на него частенько возлагается задача украсть особо важную информацию, которую нацисты удобно и доступно записывают в особых книгах (всегда бы так!). Или, например, угнать экспериментальный самолет, сначала подготовив его ко взлету. По инструкции. Записанной в особой книге. Нацисты очень любят свои книги.

Игра старается лишний раз не встревать в собственный темп. Она явно очень хочет (оно и понятно) влезть в ботинки Half-Life постоянным построением мира, регулярной сменой декораций и интерактивностью. Мешает старое с новым, но. скромно, что ли. Не раздувая из мухи слона. В современном шутере высадка десантников СС наверняка удостоилась бы собственной двухминутной катсцены, тогда как в RtCW она просто случается, и всё. Ее можно и не заметить вовсе, если не услышать гул пролетающих самолетов. Вам же выйдет боком, потому что парашютисты фантастически больно и метко стреляют.


Он ни о чем не подозревает. Потом его найдут с тридцатью ножевыми ранениями.

Бои, случайные диалоги и экспозиция происходят, но не кричат о себе. Либо это дань уважения старым шутерам, либо знак того, что RtCW достаточно хорошего мнения о соображалке игрока, чтобы тот всегда был начеку. Мы ведь на вражеской территории, здесь может произойти что угодно. Никогда не знаешь, где тебя поджидают недруги, и игра нисколько не стремится облегчить задачу. Ну, знаете, не как во многих нынешних шутерах, где по дизайну локаций четко понимаешь, какой сегмент окажется следующим. Здесь у нас красивые декорации — значит, будут разговоры и сюжет, бояться нечего. О, а здесь арена со множеством укрытий — очень интересно, будет ли перестрелка?

Бласковиц ведь не маленький. На что хочешь, на то и обращай внимание, но не жалуйся, когда игра напомнит, что не стоит долго щелкать клювом. Скажем, героя заранее предупреждают, что один из уровней охраняется женским спецотрядом «амазонок» — хорошо обученными убийцами. Побегут ли они с гиканьем в бой? Нет. Они будут ждать в засадах и брать числом. Чего вполне можно ожидать, если на секунду остановиться и подумать.

Ауфидерзейн, оружие!

Другая деталь, которая серьезно отличала RtCW от «беги-стреляй» шутеров, — ганплей.

Во-первых, Бласковицу доведется подержать в руках аутентичное и хорошо смоделированное оружие времен второй мировой. По большей части фашистское — будучи засланным в немецкие тылы, добыть родной звездно-полосатый BAR или «беретту» непросто. В редкие моменты, когда начальство дарит допотопный «Томпсон» и «Кольт-1911», патроны к ним считаешь так же скрупулезно, как седые волосы на голове.


Во-вторых, это оружие не только нарисовано с опорой на реальные прообразы — оно еще и ведет себя своевольно. Взять в руки какой-нибудь MP-40 и, зажав курок, с криком рвануть в толпу немцев можно, но пули, скорей всего, попадут куда угодно, кроме вражьих тушек. Куда выгодней стрелять очередями, контролируя отдачу. Словом, стоит действовать практично, а не как герой боевиков. Хотя казалось бы, какие разговоры о практичности, когда всего один человек собственноручно истребляет целые батальоны фашистов?

В какой-то момент Бласковиц даже получит «бесценную» возможность палить сразу из двух «кольтов». Круто, да? Какие разговоры, конечно, круто. Только калибр у пулек недостаточно большой, чтобы впечатлить эсэсовцев стрельбой по-македонски. Даже если стрелять исключительно по головам. В противостоянии «Стена» и «Два пистолета» победу приносит первый вариант, вопреки всему, чему нас научили боевики.


Читать? В моем старом шутере? Вы за кого меня держите, за человека, умеющего читать?

Все правила практичности и здравый смысл распространяются и на врагов. Одинокий пехотинец с MP-40 может хоть десять минут пытаться обстрелять вас с дальней дистанции, но попадет только пару раз. Этот же самый пехотинец за пару секунд превратит Бласковица в решето, если застанет его врасплох вплотную. И парашютистов, о которых я сказал ранее, стоит бояться не из-за их черной формы, а потому, что их FG42 очень метко и больно бьет на неприличное расстояние. Если зазеваться, то даже три или четыре пистолета не спасут. В то же время страшенных тяжеловесов-огнеметчиков в броне можно водить за собой хороводами и осыпать неприличными шутками. Ровно до тех пор, пока Бласковиц держится достаточно далеко.

А уж зомби. Гм, да. Зомби. Чуть не забыл о них. Гиммлер добился-таки желаемого и докопался до того, до чего докапываться не стоило. Поэтому в паре (буквально) уровней можно встретить живых мертвецов, очень нехотя волочащих ноги в сторону вкусного сочного Бласковица. Или скелетов с бронзовыми щитами, которые так хорошо выкованы, что способны отражать пули любого калибра.

Если вам показалось, что все это звучит как-то не очень интересно, вы правы. «Паранормальные» секции — самые скучные с игровой точки зрения.

Спиритические сеансы с Би-Джеем Бласковицем

Серия Wolfenstein никогда не чуралась абсурдного мистицизма, граничащего с откровенным бредом. Один меха-Гитлер из Wolfenstein 3D чего стоит. Однако, по мнению руководителя разработки Return to Castle Wolfenstein Дрю Маркхэма, из-за технологических ограничений много информации и задумок осталось «в скобках». Игрокам оставалось только додумывать, что к чему и есть ли где-то двойное дно.


Теперь, вооружившись id Tech 3, Маркхэм провозгласил, что RtCW будет гибридом второй мировой и «Секретных материалов». В результате эстетика игры вобрала в себя прорву источников вдохновения, реальных прототипов, слухов и «секретных документов». Благодаря этому тон и реализм происходящего скачут так сильно, что порою непонятно, как лучше называть разработчиков — гениями или безумцами.

С одной стороны, все локации в игре более или менее скопированы с реальных прототипов. То же самое относится к аутентичному оружию. Игра шутит (собственными устами) целых два раза за все прохождение. С другой стороны, нацисты занимаются поднятием мертвецов, весь женский отряд СС — ведьмы (нет, правда, игра так и говорит), а лучшая замена ногам для перекачанного наркотиками мутанта — гигантская Тесла-катушка.

Все абсолютно серьезно, ни одна живая душа ни разу не удивляется. Даже актеры в длинных и очень скучных катсценах в начале каждой миссии уделяют балагану не больше внимания, чем просто «хм, ну это немного странно».


Ракурс «сквозь занавески» освежает рутинное совещание командования союзников. Или нет. Скорее нет.

В 2017 году все это выглядит дымящейся кучей низкопробных клише. Может быть, может быть. Важно другое. Этот цирк с уберзольдатен — самое что ни на есть любовное письмо бульварному чтиву, сдобренное историческими отсылками. Фашисты действительно занимались мистицизмом в попытках обратить себе на пользу все, что может послужить оружием. Генрих Гиммлер, один из антагонистов RtCW, был сильно повернут на теме превращения политики в религию. Последний босс игры — реально живший император, прославившийся завоеваниями и объединением земель. Кличка злодея игры — «Череп» — совпадает с названием одного из романов Лео Кесслера, известнейшего деятеля в области военного бульварного чтива.

Даже женский отряд СС, затянутый в латекс по самую макушку, — не просто фансервис, а отсылка к жанру трэшевого кино «нацисплотейшн». Как «эксплотейшн»-кино («Мачете» или «Планета мертвых»), только с фетишизацией и сексом.


Одновременно с этим Gray Matter никогда особо не привлекали внимания к культурной базе, на которой строится игра. Несмотря на весь простор для абсурдного юмора в стиле Тарантино, нельзя сказать, что RtCW использует его. Неумышленно — возможно, но игра не осознавала себя. Это сейчас метатекстуальность и заигрывания с «четвертой стеной» стали правилами хорошего тона; в 2001 году, наверное, достаточно было пожать плечами и сказать — «альтернативная история». Если игра не парится, то и мы не будем.

Игра нашего времени

Return to Castle Wolfenstein — старенький кровавый шутер? Как же. Gray Matter Interactive гораздо хитрей, чем кажутся. Со своей находчивостью в работе с источниками они сильно опередили свое время, но эстафету вполне успешно перехватили Machine Games с новой дилогией о Бласковице. Именно этот контраст реализма с пышным букетом штампов и вдохновений они успешно перенесли в The New Order, которую местами совсем не стыдно сравнивать с «Бесславными ублюдками» Тарантино.


Череп считает, что технологии эффективней магии. В The New Order он доказал это с помощью атомной бомбы. Человек слова.

RtCW играется приблизительно так же, как более или менее вменяемые современные шутеры. В меру интересно. Куда интересней перемывать игре косточки и изучать, откуда ноги растут у каждой из ее деталей. Смешно, но в 2000—2001 годах ни в одном из интервью не поднималась тема художественного своеобразия игры. Это не укор журналистам прошлого. Просто факт: в те времена о культурологическом багаже игр беспокоились гораздо меньше, чем сейчас. Тем более когда речь шла о шутере про вторую мировую.


Фашистские офицеры любят погорячей. Хорошо, что у нас с собой всегда огнемет.

Дрю Маркхэм сам подчеркивал, что игры в этом сеттинге делать несложно, потому что не нужно волноваться о моменте сопереживания и прочей высокодуховной «ерунде». Фашисты плохие — их надо перестрелять, все просто. Этот тезис сложно оспорить, но легко применить на практике. Что, например, сделала Call of Duty, которая во многом следовала за Medal of Honor и RtCW. Она была эпичной, инновационной, по-киношному красивой, но в ней не было ни капли изобретательности своей предшественницы.

Кого в этом винить? Бездушный конвейер и Activision? Не стоит. Gray Matter полностью слились с Treyarch в 2004-м, спустя три года после выхода RtCW и год — после первой Call of Duty. Так что, возможно, над играми (в какой-то мере) работали одни и те же люди. Аддон United Offensive точно вышел из рук Gray Matter, а там кто знает, насколько тесно они сотрудничали с Treyarch.

Скорее всего, дело в видении. Художественном представлении о том, какой должна была получиться игра. В случае с Wolfenstein 3D и RtCW это видение существовало и постепенно развивалось — одновременно с технологиями. Были вещи, что определяют игру, помимо ее привязанности к войне. Мистика, зомби, приключенческая атмосфера, иногда — слегка черный юмор. Все это с отменной графикой и в реально существовавших местах, чтобы усилить погружение.

У Call of Duty иное видение: реконструировать реальные баталии в разных театрах военных действий. Какое-то время оно работало замечательно, однако мы пресытились. Очерствели. Быть «понятной» и красивой игрой теперь недостаточно.

Мы знали, мы всегда знали, что Би-Джей Бласковиц по кличке Бласко выжил! Что ему какая-то ядерная бомба и распоротый живот!

К сожалению (или к счастью), Return to Castle Wolfenstein сделала и стрельбу, и культурный подтекст одинаково хорошо. Первое видно невооруженным глазом, а второе никого особо не интересовало. Поэтому за рождение современных шутеров, в частности — Call of Duty, вы можете поблагодарить именно ее.

Реалистичные локации? Вульфенштайн. Оружие? Вульфенштайн. Умопомрачительно серьезные брифинги перед миссиями? Он же. Зомби-роботы-пираты-фашисты-волшебники? «Вульфенштайн» и тот странный уровень из Medal of Honor: Underground про щелкунчиков с немецким акцентом.

Главной целью Gray Matter при разработке было качество, и они своего добились. Но не все качество так легко подхватить, как механическое и технологическое. Уместить с десяток клише на минуту игрового времени довольно просто. Сложнее оперировать клише, чтобы воплотить в жизнь собственное творческое видение.


Решил познакомиться с серией данных игр. Как понимаю - каждая часть связана по сюжету, играть в особо старые не хочется, потому с какой начать: Wolfenstein: The New Order / Wolfenstein: The Old Blood / Wolfenstein II: The New Colossus

И пойму ли я вообще что то по сюжету, начав с этих частей?


Можно играть в следующем порядке (по хронологии сюжета): The Old Blood / The New Order / The New Colossus.
Более старые можно проигнорировать, но я все равно рекомендовал бы познакомиться с Return to Castle Wolfenstein (2001) - отличная игра.


Old blood как по мне слишком слабый аддон, чтобы с него начинать, лично себе все впечатление о серии испоганил, слава богу new order на голову выше оказался.


FiftyFour7250
Не парьтесь и проходите по дате выхода, тем более графика приятная.

The New Order
The Old Blood
The New Colossus

Они все связаны сюжетно.
Все игры выпущенные до New Order никакого отношения к данной сюжетной линии не имеют, кроме имен главных действующих лиц.


1) Wolfenstein: The New Order - Основная часть

2) Wolfenstein: The Old Blood - Второстепенная часть - Пролог первой части

3) Wolfenstein II: The New Colossus - Вторая часть


:) Самая-самая первая часть есть в самой этой игре (я совершенно серьёзно) :)


Знакомиться лучше так:

1. Return to Castle Wolfenstein (игра уже старенькая, но интересная и довольно сложная, уже на среднем уровне сложности настоящий хардкор)
2. Wolfenstein 2009 (частично связана сюжетно с The New Order, в этой игре мы впервые встречаем Кэролайн Беккер и там показано почему она стала передвигаться на коляске, а также там есть генерал Череп со своим личном телохранителем Гансом Гроссе, ну и после финальных титров имеется намек на главного злодея The New Order, да и Би-Джей там еще совсем молодой)
3. The Old Blood (сюжетный приквел к The New Order)
4. The New Order
5. The New Collossus


dr.shurich
Новая серия Wolfenstein от Machinegames не зависит от предыдущих игр серии. Она может заимствовать персонажей и прочее из старых игр, но сюжетно и по "игровой вселенной" с ними никак не связана.

FiftyFour7250
The Old Blood лучше начинать после прохождения New Order'a, т.к. "настроения" у них отличаются, и если начать с аддона можно чуть подпортить себе впечатления от основной игры. Впрочем, если торопишься по скорее ознакомиться со второй частью, "Old Blood" вполне можно пропустить. Потом наверстаешь. В нем нет ничего такого архиважного и интересного для понимания Wolfenstein 2.


На прошедшей выставке E3 студия Bethesda представила Wolfenstein II: The New Colossus, новую порцию приключений бравого солдата Уильяма «Би Джея» Бласковича, непрестанно сражающегося с фашистами в совершенно разной, порой даже фантастичной форме.

Считается, что именно тайтл 1992-го года, Wolfenstein 3D, разработанной легендарной студией id Software, подарил игровой индустрии шутеры от первого лица. Однако мало кто знает, что на самом деле история франшизы начинается гораздо ранее, а именно в 1981-м году.

Castle Wolfenstein (1981)

Жизнь серии подарил американский программист Сайлас Уорнер, основавший с друзьями свою небольшую студию Muse Software. Разработчики старались делать так, чтобы каждый их следующий проект отличался от предыдущего. Среди игр компании можно вспомнить Escape!, где игрок с видом от первого лица бродит по лабиринту, или RobotWar, своего рода обучающее приложение, в котором необходимо самостоятельно программировать поведение юнитов. Также стоит выделить The Voice — одну из первых игр, позволяющих записывать и воспроизводить аудио на Apple II.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

В какой-то момент на глаза Уорнеру попался аркадный автомат Berserk. Игра представляла собой шутер с видом сверху, в котором главный герой обстреливал роботов, бегая по лабиринтоподобным уровням. Уорнеру очень полюбилась концепция тайтла, но тему сай-фай он считал довольно избитой. Вдохновленный фильмом «Пушки острова Наварон», программист принялся за создание Castle Wolfenstein.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

В итоге Muse Software продала 20 тысяч копий меньше чем за год. Castle Wolfenstein оказалась настолько популярной, что Уорнер решил разработать сиквел.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Beyond Castle Wolfenstein (1984)

Beyond Castle Wolfenstein стала своего рода улучшенной первой частью серии. На этот раз игроку требовалось не сбежать из замка, а наоборот, пробраться в его сердце и уничтожить Адольфа Гитлера. Появилось много новых элементов геймплея, типичных для стелс-жанра. Уорнер добавил возможность расправляться с противниками холодным оружием, не привлекая при этом лишнего внимания, давать взятки патрульным, прятать тела убитых врагов и другое.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

К сожалению, тот факт, что касательно графики прогресс был сделан минимальный, сослужило игре плохую службу. Также критики ругали Beyond Castle Wolfenstein за низкий уровень сложности. На каждом уровне достаточно было узнать код доступа, и враги переставали представлять собой большую проблему.

Все это, вместе с недостатком продвижения тайтлов Muse Software на рынке, привело к закрытию студии в 1987.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Wolfenstein 3D (1992)

В начале девяностых на рынок успешно ворвалась id Software и ее ключевые участники, изменившие индустрию навсегда: Джон Кармак, Адриан Кармак, Том Хилл, и Джон Ромеро.

Их визитной карточкой стал 3D-движок, позволяющий игроку исследовать уровни с видом от первого лица. Впервые id Software испытали движок, разработав игру Hovertank 3D, которая, при всей своей инновационности, выглядела бедно с одноцветными стенами.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Узнав, от коллег, работавших над серией Ultima, о новой технологии наложения текстур на плоские полигоны, Джон Кармак решил реализовать подобную идею на своем движке. Таким образом, получилась Catacomb 3D. Игра выглядела значительно лучше предшественницы, но все равно страдала от таких нюансов, как отсутствие дверей на уровнях, и врагов, смотрящих только в сторону игрока.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

То, что подарила игрокам Wolfenstein 3D в 1992-м, сложно было описать. Для индустрии доминируемой в то время стратегиями и более медленными играми в целом, ураганный геймплей от id Software стал настоящим открытием.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

При этом игра была на удивление провокационной для своего времени. Адриан Кармак как следует постарался, чтобы в Wolfenstein 3D в изобилии присутствовали скелеты, море свастики и портретов Гитлера. Отдельного упоминания стоит уровень кровавости игры, который наряду с отсылками к фашизму вызвал немало критики.

Помимо основания нового жанра, успех Wolfenstein 3D также укрепил условно-бесплатную модель распространения игр и подарил любителям модов новую платформу для творчества.

История серии Wolfenstein

Spear of Destiny (1992)

Год спустя id Software выпустила Wolfenstein 3D: Spear of Destiny — приквел к Wolfenstein 3D. В то время как основной геймплей остался без изменений, разработчики добавили в игру новые уровни и противников. По сюжету, Бласковиц должен отбить у фашистов Копье Лонгина, христианскую реликвию, которую, по легенде, римский воин Лонгин вонзил в подреберье, распятого на кресте, Иисуса Христа. Теперь же артефактом завладел Адольф Гитлер и надеется с помощью него стать непобедимым.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Return to Castle Wolfenstein (2001)

Wolfenstein 3D подарила индустрии новую платформу, которую тут же начали развивать другие разработчики. В 1993-м id Software закрепила успех, выпустив их главный хит Doom, а в 1996 — Quake, тем самым окончательно утерев нос критикам, прогнозирующим скорую смерть шутерам от первого лица.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Тем не менее, компания не была заинтересована в разработке сиквела к Wolfenstein и отказывалась рассматривать любые предложения на этот счет от сторонних разработчиков. Ситуация изменилась, когда благодаря кинематографу в моду вошла тема Второй мировой войны.

Id Software отдала лицензию на разработку франшизы Activision, а та в свою очередь поручила процесс двум студиям: Gray Matter Interactive (сингл) и Nerve Software (мультиплеер).

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Игрокам представили еще более темный и мрачный экшен, чем в 1991-м. Военный сеттинг был умело сплетен с оккультными темами и фантастикой, выраженной в киборгах мутантах и других монстрах. Также, разработчики не забыли корни серии и добавили в игру возможность проходить миссии тихо, наряду с привычными перестрелками.

Мультиплеер был еще одной сильной стороной тайтла. Его выверенная классовая система, состоящая из солдата, медика, лейтенанта, и инженера, настолько впечатлила игроков, что многим из них сетевой режим понравился больше сюжетной кампании.

Return to Castle Wolfenstein успешно вдохнула новую жизнь в пропадающую с радаров серию и продалась мультмиллионным тиражом

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Wolfenstein: Enemy Territory (2003)

Сначала Enemy Territory задумывалась просто как дополнение к Return to Castle Wolfenstein. Через некоторое время, было решено, что тайтл станет отдельной игрой. Студия Mad Doc Software разрабатывала для Enemy Territory командный сингл, а Splash Damage — многопользовательский режим. В конце концов, после того, как работа над кампанией зашла в тупик, id Software решила бесплатно выпустить мультиплеер Enemy Territory.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Позаимствовав механику сетевой игры у Return to Castle Wolfenstein, Splash Damage добавили в нее множество элементов, таких как очки опыта, новое оружие, и более масштабные локации. Игра быстро нашла дорогу к сердцам игроков, которые соревнуются в ней и по сей день.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Wolfenstein RPG (2008)

Wolfenstein RPG стала одной из попыток Джона Кармака повысить качество мобильных тайтлов. Игра является идейной наследницей Doom RPG, вышедшей в 2005, и представляет собой пошаговую стратегию от первого лица. По сравнению с основными частями серии Wolfenstein RPG отличается медленным темпом прохождения, ввиду особенности механики игры и наполненности ее всевозможными секретами.

Можно с уверенность сказать, что Кармак не соврал и презентовал мобильную игру классом выше большинства конкурентов. Критики дружно хвалили управление, арт, и обилие контента в Wolfenstein RPG. К сожалению, будущие разбирательства между правообладателями закончились тем, что на сегодняшний день в официальных магазинах игру уже не найти.



Wolfenstein (2009)

Сиквелом к Return to Castle Wolfenstein занялась студия Raven Software, ранее уже работавшая с id Software над Quake 4. Изначальной идеей было создать открытый мир с нелинейным сюжетом и многочисленными концовками. Однако после двух лет разработки Raven Software поняли, что игра потеряла дух серии. Спустя еще два года, игра, названная просто Wolfenstein, была закончена.

На этот в руки Би Джея Блажковича попал магический медальон, принадлежащий немецкому оккультному обществу Туле. Собственно, главные геймплейные нововведения сосредоточены вокруг использования этого самого артефакта. С помощью него игрок может замедлять время, находить потайные комнаты и тропы, создавать защитное пуленепробиваемое поле, и обнаруживать слабые места на теле роботоподобных противников.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Помимо этого до финальной версии Wolfenstein все же дошли некоторые элементы песочницы, такие как апгрейд оружия или нелинейные уровни.

Критики приняли игру довольно тепло, но сошлись во мнении, что франшизе нужно что-то большее, чем просто добротный экшен. Нужна новая кровь.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Wolfenstein: The New Order (2014)

В 2009 Кармак, сославшись на усталость от работы с многочисленными издателями, продает id Software компании ZeniMax Media. Одновременно с этим бывшие сотрудники шведской студии Starbreeze Studios, ответственные за The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay и The Darkness, основали новую компанию MachineGames и активно продвигали идеи разным издателям.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Когда шведы узнали, что ZeniMax приобрела id Software, они связались с последними и предложили им концепцию новой игры по Wolfenstein. id Software были в восторге. В 2010 ZeniMax взяла под свое крыло MachineGames, которая через четыре года подарила игрокам Wolfenstein: The New Order.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Wolfenstein: The New Order имела невероятный успех и вошла в историю, как один из самых успешных переосмыслений франшизы. Разработчикам удалось создать совершенно свежий шутер, при этом каким-то образом сохранив атмосферу классических частей. За первый месяц было продано 400 тысяч копий, и MachineGames тут же принялись за разработку продолжения.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Wolfenstein: The Old Blood (2015)

По традиции, The Old Blood сначала задумывалась просто как дополнение, но позже разработчики увидели в ней потенциал для полноценного сиквела. К сожалению, на этот раз, MachineGames, возможно, стоило придерживаться первоначального плана.

История серии Wolfenstein

История серии Wolfenstein

Несмотря на то, что изумительный геймплей прошлой части остался на месте, и даже стал еще более кровавым, критики не смогли закрыть глаза на сюжет The Old Blood, сильно уступающий The New Order.

В итоге медиа дружно пришли к выводу, что The Old Blood является отличной самостоятельной игрой, но шагом назад по сравнению с пробивной прошлой частью.

История серии Wolfenstein История серии Wolfenstein

Показанный на E3 трейлер The New Colossus ярко демонстрирует желание разработчиков и дальше развивать серию в сторону яркого кинематографичного экшена. Сможет ли MachineGames сделать это, не растеряв по дороге фирменный дух серии, мы узнаем 27 октября 2017 года.

Читайте также: