С самого начала путешествия господина из сан франциско окружает масса деталей предвещающих смерть

Обновлено: 06.07.2024

Мотивы Апокалипсиса, конца света звучат во многих произведениях, витают в воздухе.

В 1912 году, за три года до появления рассказа, погиб гигантский пароход "Титаник", на котором, помимо тысячи пассажиров, везли мумию египетского фараона. Как утверждают некоторые источники, пароход погиб именно из-за того, что в трюме везли мумию, причем погрузили ее туда неаккуратно, не соблюдая обрядов. В рассказе есть явные параллели с этой трагедией.

2. Эвристическая беседа

Прочтите эпиграф к рассказу ("Горе тебе, Вавилон, город крепкий!")

Откуда эпиграф? Какую роль он играет в тексте? (Дать высказаться)

Учитель: Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, "великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу. горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой" (Откровение, 18). Итак, уже с эпиграфа начинается

Т. сквозной мотив рассказа - мотив гибели, смерти.

Какую роль играет эпиграф? (Проводится параллель между Вавилоном и господином, ошибочно считающими себя сильными, но эта сила мнимая. Одна из мыслей Бунина - богатство, блуд не приносят счастья. Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья)

Как называется теплоход, на котором путешествует господин из Сан-Франциско? ("Атланти да" )

Что вы знаете об Атлантиде и почему, по-вашему, именно так Бунин назвал теплоход? (погибший мифологический материк, - подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода. "Атлантида" является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, "Атлантида" - олицетворение рая и ада, причем, если первое описано как рай "осовремененный", то машинное отделение впрямую называется преисподней)

Расскажите, как устроен теплоход, каков там распорядок дня

Найдите и зачитайте цитату, которая доказывает, что машинное отделение ассоциируется с адом ("ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени. ")

Учитель: Это название тоже усиливает мотив гибели.

б) сюжет рассказа

Перескажите сюжет рассказа (господин всю жизнь зарабатывал деньги и вот решил совершить кругосветное путешествие длиною в год с женой и дочерью. Но когда они подъезжали к Капри, господин неожиданно умер. Его везут в новый свет в трюме корабля вместе с египетской мумией)

Учитель: У Бунина сюжет в рассказах малозначим, иногда его практически нет, как, например, в "Антоновских яблоках". Здесь тоже всё просто и сюжет можно пересказать в двух предложениях.

Почему и с какой целью отправляется странствовать господин? (он решил наконец устроить себе отдых)

Учитель: С самого начала путешествия господина из Сан-Франциско окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти.

Какие, кто найдёт? (уже упоминавшая "Атлантида", наследный принц какого-то азиатского государства с мертвенным лицом)

Зачитайте портрет принца ("весь деревянный, широколицый, узкоглазый. слегка неприятный - тем, что крупные черные усы сквозили у него как у мертвого. смуглая тонкая кожа на плоском лице слегка натянута и как будто слегка лакирована. у него были сухие руки, чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь. ")

Учитель: Принц - мумия. Сухие руки, лакированная кожа, усы, как у мертвого, маленький рост - все это характерные признаки мумифицированного тела. Корабль везет мумию принца из Азии (!). Мертвого господина из Сан-Франциско домой везет все та же "Атлантида", то есть на ее борту всегда находится мертвец.

в) время и хронология рассказа

Учитель: Сюжетные компоненты рассказанной истории очень точно "привязаны к календарю" и вписаны в географическое пространство. Очень интересно наблюдать в этом рассказе за временем, хронологией.

Когда господин отправляется в путь? (в конце ноября)

Учитель: Пробыв в Неаполе пару недель, семья из Сан-Франциско переезжает на Капри, где и умирает отец семейства. Надо полагать, что его смерть приходится на двадцатые числа месяца, за два-три дня до Рождества Христова.

Как вы думаете, почему действие привязано именно к этой дате?

Учитель: Умирает человек Нового Света, и в который раз рождается Спаситель Старого Света. Вот как надо читать эту хронологию.

Учитель: В рассказе можно выделить два мотива. Первая - линия "механическая", вторая - "стихийная".

мотив регламентированной механической жизни

мотив стихийной жизни

Докажите, что главный герой живёт по расписанию (В эпизоде, где описывается жизнь пассажиров на пароходе, каждая фраза начинается с определения времени: "в девять часов утра", "в одиннадцать", "в пятом часу" и так далее.)

А кто ещё живёт механистичной жизнью, кто похож на заводную игрушку? (Это танцующая на теплоходе пара, которая изображает радость и счастье, которыми они на самом деле не живут)

Учитель: обратите внимание: у господина, его жены и дочери нет имён

А у кого они есть? (у рыбака Лоренцо, у коридорного Луиджи)

Чем их жизнь отличается от жизни господина из Сан-Франциско? (В их жизни нет места графикам и маршрутам, они непредсказуемы не понятны сынам цивилизации, они живут естественной жизнью)

Учитель: Именно эти герои воплощают живую, стихийную жизнь, лишённую механистичности, полную звуков и красок. В это Бунин очень напоминает Андерсена: его излюбленной темой тоже было противопоставление живой жизни искусственной.

Иногда естественная жизнь вторгается в жизнь господина из Сан-Франциско и его семьи. Когда? (Например, когда дочери американца покажется, что она видит наследного азиатского принца, когда хозяин отеля на Капри оказывается именно тем джентльменом, которого сам господин видел накануне во сне.)

Господин из Сан-Франциско, воспринимаемый нами как главный герой, умирает, и все о нём забывают. На первый план выдвигаются вот эти как бы второстепенные персонажи. Смерть героя рассматривается как обычный случай.

Способен ли главный герой видеть красоту мира, природы, произведений искусства? (Нет, один из лучших примеров является описание церкви в Неаполе. Одно и то же описание содержит две разных точки зрения, первая половина фразы - от лица господина из Сан-Франциско: "осмотр холодных, пахнущих воском церквей, где всегда одно и то же. " Дальше слышен голос автора: "величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри - огромная пустота, молчание, тихие огоньки семисвечников, краснеющие в глубине на престоле. ")

Учитель: посмотрите, здесь как бы противопоставляется Старый и Новый Свет, Америка и Европа, золотой телец Америки и культурные завоевания Европы. Но это несколько упрощённо и примитивно. Умирает господин из Сан-Франциско, рождается Христос, умирает как бы адепт Нового Света, рождается снова и снова Христос - бог Старого мира. Вот и ещё два мотива, не только смерти, но и рождения.

г) топонимия рассказа

Какие географические названия фигурируют в рассказе? (Сан-Франциско, Неаполь, Рим, Капри)

Учитель: интересно, что на Капри прибывает семья из Сан-Франциско. Чрезвычайно любопытна история названия этого города. "Город Святого Франциска" - назван по имени Франциска Ассизского (настоящее имя - Джованни Бернардоне), родившегося и умершего в Ассизах - городе, который находится недалеко от Капри (!) Франциск Ассизский проповедовал евангельскую бедность и даже создал общество миноратов (меньших братьев). Город в Америке, один из самых богатых городов, назван именем Франциска как бы по иронии судьбы. И сам господин - богач, представитель нового мира - прибывает из города, названного в честь проповедника бедности, на родину этого проповедника.

Обратимся к вставному эпизоду - легенде о Тиберии (или Тиверии, как его называет Бунин)

Зачитайте легенду ("Жил на этом острове две тысячи лет тому назад жалкий полоумный человек, вечно пьяный, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках старик, который почему-то забрал власть над миллионами людей. ")

Как по-вашему, зачем Бунину понадобился это вставной эпизод? (Он проводит параллель между господином из Сан-Франциско и Тиверием)

Чем они похожи? (и Тиверий, и господин - старики, оба отданы пороку блуда, они оба мертвы, пусты, хотя имеют власть над миром)

Докажите, что господин внутри мёртв и пуст (Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть, с наслаждением мечтал о первой ложке супа, о первом глотке вина и совершал привычное дело туалета даже в некотором возбуждении, не оставлявшем времени для чувств и размышлений)

Что снится перед смертью господину и Тиверию? (господину снится сон о хозяине отеля - сравните одну из легенд о Тиберии: "За несколько дней до своей смерти он [Тиберий] во сне видел статую Аполлона, огромную и дивной работы, которую должны были привезти из Сиракуз и поставить в библиотеке. ")

В чём же дело? Почему умирает господин из Сан-Франциско, точнее, зачем его убивает Бунин, что он этим хотел сказать? Почему "Атлантида" должна погибнуть?

Учитель: всё дело в том, что человек, мир обречены без Бога. Для главного героя не существует ничего мистического, космического, они приземлён и реален, верит только в себя. Разве есть Бог на этом корабле? Что его заменяет? (Капитан корабля)

А что здесь является храмом? (ресторан, куда всех созывают "точно в языческом храме")

Учитель: ирония судьбы заключается в том, господин из Сан-Франциско прожил всю жизнь в напряженном и бессмысленном труде, откладывая на будущее "настоящую жизнь" и все удовольствия. И именно в тот момент, когда он решает наконец насладиться жизнью, его настигает смерть.

Как вы думаете, почему первоначальное название "Смерть на Капри" Бунин заменяет на "Господин из Сан-Франциско"?

. Слово учителя о художественной манере Бунина.

Бунин сравнительно нечасто использует метафоры

Найдите выразительную метафору в упомянутом описании

Также он использует психологически насыщенные эпитеты и наречия .

Используя однородные эпитеты , Бунин варьирует их качественные характеристики.

Бунин любит составные эпитеты

И подлинный конёк писателя - оксюмороны, например, "грешно-скромная девушка"

Найдите другие примеры подобных сочетаний в тексте рассказа.

Однако Бунину свойственно постоянство в использовании однажды найденных эпитетов и словесных групп.

Бунин никогда не допускал излишней цветистости и орнаментальности. Точность, художественная уместность и полнота изображения - вот те качества, которые мы находим в творчестве Бунина.

Бунинский синтаксис чётко ориентирован на ритмизацию прозы.

У него много анафор

синтаксического параллелизма

Найдите примеры в тексте и выпишите их в тетрадь

Но самое главное средство ритмизации текста - его звуковая организация.

Какие звуковые, фонетические приёмы вы знаете? (ассонанс, аллитерация)

5. Самостоятельная работа

(З) Самостоятельно проанализируйте ритмику и звуковой состав финального предложения рассказа. Найдите наиболее выразительную цепочку ассонансов в нём.

Учитель: Ну и подведём итог, запишем идею произведения Бунина

ЗАП: Рассказ Бунина о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости человеческих претензий на господство в мире, о непознаваемой красоте Вселенной.

Алексей Яблоков. "Структурные мотивы рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

№1. В рассказе встречается немало деталей, указывающих на неизбежную гибель героя. В этих деталях олицетворяется судьба, против которой идти не просто нельзя — невозможно. Одной из таких деталей становится название парохода — «Атлантида». Сразу вспоминается предание о цивилизации, которая погибла, не оставив следа, как погибнет и главный герой — никто не запомнит его имени, лишь само событие.

Появляется ощущение призрачности и нереальности существования самого героя — кто вспомнит о нем, когда он умрет? А вспомнят ли вообще? Существовал ли он для них.

Второй деталью становится запонка, которую господин из Сан-Франциско долго не мог застегнуть. Это стало очередным знаком, что впереди его ждет только смерть. Судьба словно дает ему шанс, говорит о том, что нужно отказаться от своей цели — выхода в свет. Ведь если бы он не заметил все те события, предвещавшие его смерть, может быть, её можно было бы избежать? Но он шел против, сам себя приближая к смерти, словно заставляя её двигаться быстрее. Может, у него не было другого выхода в любом случае. Но кто знает — откажись он от такой социальной роли, может и судьба расположилась бы по-другому?

№2. Если задуматься, то весь рассказ — словно один большой оксюморон. Как на пароходе может уживаться два абсолютно разных понятиях — жизнь и смерть? Жизнь корабля, смерть его его названия, жизнь людей, смерть господина? А что представляет собой та жизнь, что происходит на корабле? Господин уезжает в плавание, оно для него — заслуженный отдых, развлечение, но при этом его тут же тошнит. Его тошнит от такого отдыха? Если у него морская болезнь — зачем идти в плавание? Зачем он всё это продолжает?

На пароходе играет оркестр, вдруг появляется пара, танцующая под неё. И вдруг музыка становится бесстыдно-грустной. Отчего она такая? Но ведь и музыка олицетворяет пару — пара не настоящая, им заплатили за их игру во влюбленных. А грустная музыка может быть романтичной, передавая нежные чувства влюбленных. Потому эта музыки и бесстыдна — она фальшива, она врет о своей грусти, как и пара о своей притворной любви. Они не стыдятся этого притворства

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Ивaн Алексеевич Бунин — выдaющийся русский поэт, прозаик, переводчик и публицист. Во многих своих рассказах он анализирует человеческую сущность, рассуждает о вопросах философии. Описывaя в своих произведениях определенных героев, он не ограничивaется конкретным лицом, зачaстую делает обрaз обобщенным, собирaтельным. Примером такого произведения может служить рассказ "Господин из Сан-Франциско.

А. Бунина, написaнный в 1915 году, основaн на впечатлениях писателя от зaрубежного путешествия и раскрывает как социальные, так и философские проблемы. В нём автор затрагивает вопросы о том, что есть жизнь?, а что- смерть? Не случайно он "убивает" главного героя. Тем сaмым рaскрывает неприглядность и бездуховность его жизни.

Изначально рассказ нaзывался "Смерть на Капри". Это связано с воспоминaнием авторa о неожиданной кончине одного американца на Капри. Смена названия подчёркивает, что в центре внимания автора окaзывается фигурa безымянного миллионера из Сан-Франциско. Почему автор не дает герою имени, но уточняет город, в котором он живет? Потому, что Сан-Франциско названо в честь святого Франциска Ассизского, покровителя бедных и униженных. Иронично, что город, где живут такие богатые люди, как наш господин, назван в честь него.

Также очень символичнo название корабля, на котором главный герой отправляется в путешествие. Атлантидa — это зaтонувший легендарный остров, исчезнувший в океaне. Название судна символизирует обреченность людей, плывущих в нём. На первый взгляд, кажется, что им доступно всё в жизни, но вскоре мы видим, что их мир полон искусственного, ненастоящего, лишён смысла и радостей, оригинальности. Бунин не называет ни имени господина, ни его жены, ни дочери. Они- одни из тысячи таких же людей со всего мира.

Основное событие рассказа — смерть Господина из Сан-Франциско, быстрая и внезапная. С самого начала путешествия его окружает множество деталей, напоминающих смерть. Сначала он планирует посетить Рим, чтобы послушать молитву покаяния, затем - уже упоминаемое мной название корабля, и одним из наиболее ярких символов гибели является некий азиатский принц. Описывая его, Бунин то и дело подчеркивает его странную, как бы мёртвую, внешность: "сухие руки", "деревянный", "крупные усы у него сквозили как у мертвого" и т. д. Он — словно образ мумии на корабле, которая принесет ему гибель.

Главный герой бесцельно прожил 58 лет жизни, непомерно работая, стремясь заработать как можно больше денег. Он не жил, а лишь существовал, но богатство облегчало это существование. Он жаждет только тех удовольствий, которые можно купить. У него потеряно какое-либо духовное начало, как и у других представителе высшего общества, упомянутых в рассказе. Даже смерть человека не наводит их на мысль о смысле жизни, смерть господина из Сан-Франциско вызывает у них жалость и сострадание, а недовольство и гнев (в связи с "испорченным вечером").

В "Господине из Сан-Франциско" Бунин критикует буржуaзную действительность, обличает нравственнoе падение общества. oн затрагивает тему жизни и смерти, цены человеческого счастья. Для этого он использует контрастное путешествие дo и пoсле смерти героя. В конце герои скорбят скорее об испорченном путешествии и потерянном статусе, чем о смерти близкого человека. Всё, в чем видел смысл главный герой, мгновенно обесценилось: для человека , лежащего в деревянном ящике, деньги и статус не играют никакой роли.

Находясь в "Атлантиде", бунинским герoям не страшно кипящее море, окружающее их. Вокруг их общества- другой мир, бушующий, но их не касающийся. Эти люди находятся словно за ширмой, ограждающей их от реального мира.

Очевидно, смысл жизни заключается далеко не в богатстве, а в чем-то более душевном и человечном. Любой человек ничтожен перед лицом смерти, он лишь частица необъятной вселенной. Тема смерти, раскрытая здесь, есть и будет актуальной, потому что она волнует нас, живых.

Иван Алексеевич Бунин – выдающийся писатель, первый русский лауреат Нобелевской премии. Он много времени провел в путешествиях: в Италию, на Цейлон, в Египет и Палестину. Тогда Иван Алексеевич испытывал острую тревогу от жестких норм «счастья», утверждавшихся новыми хозяевами жизни. Его пугало то, с какой скоростью жизнь механизируется, превращается в простое функционирование. Чем нужно жить человеку? Что должно быть самым важным для него? В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Иван Алексеевич Бунин рассуждает о жизни и смерти на примере Господина – типичного представителя 20 века.

Каждая деталь, каждая мелочь заставляет задуматься над вопросом: «А в чем смысл жизни Господина из Сан-Франциско?» Но затем мы все равно понимаем, что его нет.

Бунин не просто так не называет ни имени господина, ни имен его жены и дочери. Они — одни из тысячи подобных им господ из разных стран мира, ничем не выделяющиеся из серой массы себе подобных.

Все время Господин трудился для того, чтобы заработать как можно больше денег. Сначала он работал сам, затем пользовался дешевой рабочей силой. Бездумно работая, он пытается сколотить капитал. Но вся его деятельность направлена лишь на материальное благополучие. Герой хочет гулять, развлекаться.

Фактически, жизнь Господина из Сан-Франциско ненастоящая, искусственная. И всюду, куда бы он ни пошел, его окружают лишь иллюзии и обман. В его обществе все так, как надо: люди одеваются в одинаковую одежду, следуют одному и тому же распорядку дня: «накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику…» И боятся быть другими, боятся, что о них могут плохо подумать или сказать. Такая рутина уже стала для общества нормой, которую они даже и не думают менять. Да, главный герой действительно пытается наслаждаться жизнью: много ест, пьет, отдыхает. И именно его деньги помогают ему в этом. Но за всей праздностью и бездельем он никогда не увидит настоящий мир, наполненный любовью и счастьем.

Отправляясь в путешествие, господин и его семья плывут на пароходе «Атлантида». Его название как бы указывает нам на цивилизацию, обреченную на гибель. Гибель – вот что ожидает всех людей, живущих ложными ценностями. Все вокруг – обман. Здесь мы видим влюбленную пару, которая страстно танцует, на которую устремлены взоры всех присутствующих: «он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно…» Но многие ли знают, что этих двоих нанял капитан, чтобы развлекать публику? И нет у них настоящих чувств, все это лишь иллюзия. Затем мы наблюдаем, как лакей уважительно кланяется и улыбается Господину и его жене. Но стоит им уйти, как прислуга сразу начинает их передразнивать и смеяться. Все дружелюбные улыбки и поклоны – обман. Сам по себе корабль символизирует типичное общество: на нижних палубах живет прислуга и рабочие, обеспечивающие комфорт высших слоев населения. И именно от воли господ зависит жизнь рабочего класса.

После смерти господина вся ложь выходит наружу. Ему отказались предоставить даже гроб, поскольку он больше не мог предложить им большого количества денег. Семью его выставили из хорошего номера, будто перестав замечать их, ведь хозяину «совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приехавшие из Сан-Франциско». Смерть главного героя не заставила никого в отеле посочувствовать, «мертвый старик» не вызвал у окружающих никаких эмоций, лишь напугав их «напоминанием о смерти». Каждый отдыхающий беспокоился лишь о себе, предпочитая не замечать ничего вокруг. Люди закрылись в собственном коконе и делают вид, что ничего плохого не происходит. Но ведь такое может случиться и с ними.

Затем Иван Алексеевич показывает нам, как по обрывам Монте-Соляро спускаются два абруццких горца. Перед ними простирается вся страна, жарко греет солнце. Остановившись перед статуей Божьей Матери, они сняли головные уборы и «полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей…» Все остальное для них чуждо и не столь значимо. Другой образ, который мы видим в рассказе И.А.Бунина – старик-лодочник Лоренцо. Жизнь его проста: он ловит омаров, продавая их за бесценок; беззаботно гуляет; служит моделью многим живописцам. Большего ему и нужно, «он иог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг…» Такая жизнь ни сколько не обременяет его, не пртиворечит его сущности. Горцы и старик Лоренцо являются олицетворением счастья, для которого не нужны деньги, развлечения, а нужна лишь любовь.

Для героя вся ложь закончилась, больше его никто не обманет. Однако само общество ни капли не поменялось. Никто из пассажиров «Атлантиды» так и не узнает, что в то время, как они веселятся и отдыхают, в трюме лежит просмоленный гроб с мертвым Господином. И никто не в силах будет разорвать этот круговорот из иллюзий и фальши.

Я считаю, что люди не должны жить только материальными ценностями. Высокие моральные принципы – то правильный эталон поведения, мышления, мировоззрения, к которому необходимо стремиться каждому человеку. Именно они дают возможность оставаться разумным и не опускаться до уровня, когда человек живет исключительно инстинктами.

Таким образом, жизнь Господина из Сан-Франциско – типичная жизнь многих людей того времени. Этот рассказ показывает нам, что смысл жизни заключается не в накоплении разных богатств, а в чем-то другом. В чем-то более духовном и человечном.

Читайте также: