С какого возраста настольные игры

Обновлено: 03.07.2024

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познания мира, в котором они живут и который призваны изменить»

Какие бывают настольные игры? Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно.Сюда входят: вкладыши, паззлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатныхигр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития. Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.

Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка? Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В. А.Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе. Кроме того,игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности. Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают привычки правильного поведения, помогают детям осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников. Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

Какие самые популярные настольные игры? Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Паззлы». Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными паззлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы паззлов (с их ключами) уменьшаются. Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель – собрать гармоничное целое из частей. «Паззлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом. Главное в играх с правилами – решение поставленной задачи, соблюдение правил. Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи – Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей – дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух – научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать «Картинки-половинки». Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

Игра «Большие и маленькие» - маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» — домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т. д.? Когда можно учить собирать мозаику? Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т. к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность. А мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т. к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные паззлы – безопасные игры для здоровья детей. Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

Разнообразны и умственные задачи,решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

«Большие и маленькие» — игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

«Разные по названию и разные по цвету» — помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

«Что за форма?» — учить детейразличать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

«Тук-тук» — позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

«Собери целое» — учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровки – развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму).

Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов,следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.

Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

К. Д.Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры» народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

Сколько времени в день нужно уделять настольным играм? Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры. В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

Занимательность игры возрастает, если в неёвключаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников» Консультация для педагогов. Тема: «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников». Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй,.

Консультация для педагогов «Роль экспериментирования в развитии дошкольников» Литвинова Оксана Ивановна Ребёнок — это исследователь всего окружающего. Малыш видит мир через свои ощущения. «Чем больше ребёнок видел,.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Консультация для родителей «Развивающее значение игры и ее роль в развитии речи детей» Консультация для родителей "Развивающее значение игры и ее роль в развитии речи детей". Игра-обязательный спутник детства, своеобразный.

Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Что такое досуг - это свободное времяпровождение детей, т. е. их.

Настольно-печатные игры «Собери цветок», «Подбери правильно» и «Когда это бывает?»

Настольно-печатные игры «Собери цветок», «Подбери правильно» и «Когда это бывает?» В группе для игр с детьми я подготовила много настольно-печатных игр. Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Сегодня.

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Шрайнер И. В., воспитатель МБОУ «ОО Песчанская школа, дошкольная.

Проект «Ознакомление с окружающим миром через дидактические (настольно — печатные) игры» во второй младшей группе Слайд 1 Ознакомление с окружающим миром через дидактические (настольно-печатные) игры Слайд 2 Актуальность проекта Дидактические игры —.


Дети современного мира проводят очень много времени за смартфоном или планшетом. Эти гаджеты снабжают новой информацией, развлекают, помогают изучать иностранные языка, развивать логику и тренировать память. Но ни один электронный гаджет не может заменить живое общение с родителями или друзьями. Изучить что-то новое и отлично повеселиться можно, проведя время за настольной игрой.

Преимущества игр настольного типа

  1. Развивают усидчивость, внимание, фантазию, память, расширяют кругозор, учат находить компромиссы, делать выбор и принимать решения;
  2. Нет необходимости постоянных финансовых затрат – игра покупается один раз и надолго;
  3. Развивают социальные и эмоциональные навыки;
  4. Безопасна для нервной системы (в сравнении с компьютерными видеоиграми);
  5. Помогают сплотить детей и развивать навыки общения;
  6. Широкий ассортимент разнообразных вариаций сюжетов.

Настольная игра сразу представляет собой и развитие, и развлечение в одной коробке.

Разновидности настольных игр

  1. Интеллектуальная. Развивает мышление, эрудицию логику, и память. Для решения установленной задачи от игроков нужно применить свой интеллект и знания. Бывают в виде головоломок (шахматы, шашки, логические кубики, нарды) или викторин (требует эрудиции игроков, вопросы могут быть связаны с событиями, числами, географическим положением стран и т.д.);
  2. Стратегическая. Учит составлять план действий, рассчитывать ресурсы, которые есть в распоряжении, развивает системное мышление. Целью является решение широкого круга задач для постройки сильного государства, города или цивилизации финансовыми средствами или политическими многоходовками;
  3. Экономическая. Объясняют базовые понятия экономики, дают представление об устройстве рынка и проведения финансовых сделок. В игре отлично моделируются экономические отношения: потребление, спрос, распределение, обмен и продажа. Среди популярных игр такого типа – «Монополия»;
  4. Детективная. Развивает сообразительность, внимание к деталям и мышление. Сочетает сразу головоломку и ролевую игру. Цель игры – раскрытие загадочного происшествия или разоблачение преступника в ходе расследования;
  5. Военная. Имеет сходства с играми стратегического типа. Развивает системное мышление, память и умение составлять план своих действий на несколько шагов. В игре воспроизводятся придуманные или реальные бои;
  6. Активная. Отлично подойдет для детской компании на День Рождение. Количество игроков достигает 12. Как правило, имеют простые правила. Для выполнения заданий, игроки должны проявлять активность в виде хорошей реакции, внимательности и ловкости рук;
  7. Творческая. Это «спокойные» игры для проявления творческих способностей: рисование, пантомимы, пение и пр.

Возраст ребенка

От 1,5 до 3 лет. Правила игры очень просты, а игровое поле – яркое и красочное. Это могут быть игры, которые знакомят малышей с формой и цветом предметов, а также требуют делать отличия и соответствия. В таких играх важно участие взрослых. Лучше всего проговаривать с малышом название предметов на карточке, так как именно этот период крайне важен для развития речи. Например, игра «Домино». Для развития мелкой моторики рук координации движений подойдет игра «Забей в лунки».


От 3 до 5 лет. Игра занимает до получаса. Поле для и детали имеют красочный облик. Игры основываются на сюжетах из любимых мультиков или сказок («Кот в сапогах», «Золушка»), игры на скорость для развития внимая и ловкости («Рыбалка»), развивающие викторины. В таком возрасте дети быстро поддаются азарту, поэтому придутся по нраву игры на скорость реакции, где нужно обыграть соперника за счет быстрой реакции и ловкости.

От 5 до 7 лет. В таком возрасте начинается подготовка к школе, поэтому будут полезны игры, которые помогают научиться взаимодействовать с другими детьми, научать новым знаниям. Подойдут веселые игры по типу «Тик так бумм». Главная задача игры – быстро придумать слово, с тем или иным набором букв. Также, можно выбрать «Скрэббл» («Эрудит»), которая поможет пополнить словарный запас.


От 7 до 10 лет. В таком возрасте дети уже могут справляться со сложными стратегическими играми, но, если они не слишком затянуты и скучны, а наоборот – предназначены для большой компании друзей и выглядят очень привлекательно и красочно. Например, «Имаджинариум», разнообразные квесты, «Набор юного мага».

Старше 10 лет. При выборе нужно сконцентрироваться на предпочтениях и желаниях ребенка. Для такого возраста хорошо подойдут классическая «Монополия», популярная «Мафия», «Дженга», «Твистер».


Популярные бренды настольных игр

Стиль жизни


в магазин Бренд-флагман на рынке детских развлечений игр настольного формата. В каталоге бренда насчитывается около 700 видов игр разного жанра. Продукция компании сертифицирована и одобрена психологами и учителями высшей категории из стран Европы: Германии, Франции, Британии. Творческая команда по разработкам игр состоит из художников, специалистов по комиксам и иллюстраторов.

Hasbro


в магазин Американский бренд, продукция которого представлена в 80 странах мира. Основным акцентом производителя является безопасность материалов, в том числе бумаги и краски, использующиеся при изготовлении настольных игр. Все игрушки и игры соответствуют европейским стандартам качества и испытываются тестами в собственной лаборатории, где проходят испытания «жизнью». Даже сломанные детали считаются безопасными.

Bondibon


в магазин Компания располагает большим количеством игрушек и настольных игр для развлечения и развития детей. Коллекции бренда регулярно пополняются новинками. При изготовлении учитываются развивающие функции, безопасность деталей, качество сборки и выполнения, актуальность игры.

Bradex


в магазин Израильская компания, которая подходит к разработке товара с большой ответственностью и энтузиазмом. Вся продукция бренда имеет сертификаты качества и заключения от санитарно-эпидемиологических инстанций. Игрушки реализуется на территории России, Китае, Корее, а также в странах СНГ.

Советы по выбору

При выборе необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. Материалы (должны не токсичными и безопасными, стойкими к истиранию);
  2. Качество издания (игра должна иметь продуманный дизайн, а детали и фишки хорошую прорисовку и качество);
  3. Необходимо учитывать количество участников, возраст ребенка и круг его общения.

Настольная игра будет отличным подарком ребенку. В их разработке часто принимают участие опытные преподаватели и психологи. Останавливая свой выбор на покупке именно настольной игры в качестве подарка для ребенка, каждый родитель делает значительный вклад в развитие ребенка и обеспечивает его хорошим настроением.

Некоторые родители думают, что настольные игры бесполезны для маленьких детей. Мол, они не помогают развить интеллект ребенка, и нужны просто для хорошего времяпрепровождения. Но это не так.

Эти изделия помогают развить мышление малыша и логику. Сыграв в них, ребенок сможет научиться продумывать свои действия на несколько шагов вперед. Он разовьет свои навыки стратегии, и научится действовать максимально эффективно, чтобы выигрывать.


Плюсом настольных игр является то, что вы в любой момент сможете сыграть в них всей семьей. Подобные процедуры сплотят ваш "коллектив", и смогут научить вас взаимоподдержке.

Но к подбору таких изделий нужно подойти максимально ответственно. Иначе, положительного эффекта от них не будет. Если вы ошибетесь при выборе, то купите неинтересную игру, которая вызовет отторжение у всех играющих, не поможет развить интеллект малыша, и вы просто потратите деньги на ветер. Мы расскажем, как купить правильное изделие.

На что обращать внимание при покупке настольных игр?

Первое, на что стоит обратить внимание при покупке такого изделия - какой возраст у вашего малыша. Стоит также учесть, что ему нравится.

Для чего детям нужны настольные игры?

Такие изделия для маленьких детей очень полезны. Они нужны для того, чтобы ребенок научился отличать расцветки изделий, их форму, а также смог логически мыслить, и принимать быстрые решения.

Также одной из основных функций изделий для детей является улучшение памяти ребенка. Для этого можно приобрести ему игру под названием "пары". Ее суть заключается в том, чтобы малыш запоминал, что изображено на определенной карточке, а затем выбрать вторую такую же.

Настольные игры также полезны и для развития двигательной системы ребенка. Когда он будет играть в них, то будет часто двигать ручками и пальчиками, тем самым развивая их.

Также такие изделия полезны с точки зрения развития логики. Когда малыш будет играть в них, то начнет нестандартно мыслить. А если мыслительные процессы у ребенка будут проходить правильно, то он быстро научится разговаривать.

Для какого возраста подойдут настольные игры?

В настольные игры обычно играют малыши в возрастной категории от двух до четырех годиков. А для детей старше пяти лет они окажутся бесполезны, потому что им уже станет скучно играть в них.

Старайтесь поддерживать интерес ребенка к настольным играм

Во время игры вам постоянно нужно поддерживать интерес ребенка. Каждый раз ставьте перед ним новые цели и задачи. Если не делать этого, то малыш может заскучать, и не будет играть с вами. А это очень плохо, потому что в таком случае ребёнок не сможет развиваться.

В раннем возрасте необходимо приобретать игры из раздела развлекательных

Основной упор нужно делать на игры, в которых нужно постоянно двигаться. Например, твистер. Малыш, играя в него, не заскучает. Ему будет весело, и он даже сможет подкачать некоторые группы мышц и двигательную систему.


Чтобы развить логику и интуицию, можно приобрести ролевые сражения. Например, морской бой. Ребенок будет играть в него, и угадывать, где находится кораблик соперника. Когда он попадет в одну из клеток, он должен будет узнать, где находится остальная часть его корабля. Это полезно, потому что малыш сможет научиться мыслить логически.


Можно также приобрести различные стратегии и пошаговые игры. Например, монополию. Там малыш должен передвигаться по доске, и принимать определенные решения в вопросах экономики. Так он сможет не только научиться логически мыслить, но и развиться в финансовом плане. Кто знает, возможно, дав малышу эту игру, вы откроете в нем «хватку бизнесмена».


Настольные игры для развития логики

Если вы хотите сделать особый упор на развитие логики малыша, то рекомендуем приобрести соответствующие игры. Для этого нужно покупать нарды, лабиринты и домино.


Можно покупать и познавательные игры. Они нужны для того, чтобы малыш научился проходить что-либо шаг за шагом, а также получил какие-либо новые знания. Например, можно приобрести игру со специальными вопросиками, которые размещены на ее страницах.

Существует также игра скрабл. Ее суть заключается в том, чтобы составить определенную фразу или слово из буковок, которые предложат малышу.


Одной из самых интересных игр является "Операция". Там ребенок должен будет проводить реальную операцию на органах человека. Так вы сможете развить у малыша тягу к анатомии и медицине (если она у него есть).


Примечательно, что более старшие дети тоже любят играть в некоторые настольные игры.

Вам нужно обращать особое внимание на то, что нравится ребенку. Если ему интересно играть в "монополию", то почему бы ее не приобрести?

Набор фокусника

Есть специальные игры, которые рассчитаны не только на взрослых детей, но и на очень маленьких детей. Так, можно приобрести набор фокусника. Малыш сможет научиться некоторым фишкам, и будет удивлять этим других людей.


В таком изделии есть подробная инструкция о том, как делать определенные фокусы. В большинстве подобных наборов представлены не сложные фишки, которым может научиться даже маленький малыш. С помощью такого изделия ребенок сможет развить свои способности, и ловкость рук.

Главной функцией такого изделия является научить малыша образно мыслить. Когда малыш научиться делать определенный фокус, его нужно подтолкнуть к тому, чтобы он усовершенствовал его, и максимально правильно выполнял. Так, чтобы люди не понимали, как малыш сделал это.

Если он добьется этого, то сможет развить мелкую моторику.

А если малыш научится понимать, как делают большинство фокусов, то он разовьет в себе логическое мышление.

Также популярностью среди малышей обладают стратегии, экономические и карточные игры.

Эти изделия кардинально отличаются от прошлых тем, что они статичны. Вместо того, чтобы проявлять активность, малышу придется долго сидеть и думать. В подобных играх основной упор идет на мозговую активность, а не на физическую.

Одной из самых лучших игр подобного типа является "монополия". В ней нужно много думать, и просчитывать ходы наперед.

Это изделие развивает хватку в финансовой деятельности - если малыш не успеет приобрести определенное предприятие, то это сделает его конкурент. А ребенок потеряет прибыль. Это довольно полезно с точки зрения экономики - малыш поймет, как это работает в реальной жизни.

Примечательно, что в "монополию" играют не только дети, но и взрослые. Она будет интересна всем. А это значит, что вы сможете играть всей семьей.

Играть только лишь в монополию не обязательно. Есть множество аналогичных игр. Например, Капиталист или Империя. В коробке есть подробная инструкция, как в них играть. Развлекаясь с такими играми, ребенок учится мыслить логически, а также быстро мыслить в экстренных ситуациях.


Также одной из популярных игр является "Мафия". Здесь нужно не только играть, но и продумывать различные ходы наперед. "Мафия" научит малыша вводить людей в заблуждение, а также "читать" жесты тела других игроков, определяя кто из них мафиози, а кто - нет.

Но стоит учитывать, что играть в нее вдвоем с малышом вы не сможете. Придется собирать всю семью (желательно, вместе с бабушками и дедушками), чтобы всем было весело. Потому, что для полноценной игры нужно несколько участников.

На прилавках магазинов очень много подобных изделий. Большинство из них эффективно для малыша. Мы рекомендуем приобретать игры от популярных компаний, потому что они гарантируют качество и полезность для развития ребенка.

Настольные игры для детей и взрослых — не что иное, как симуляция жизни, маленькая модель какого-то из ее проявлений. Это может быть мир экономики или волшебства, путешествие по космическим просторам или по листку в клеточку. Подобно книгам и интернету, «настолки» могут быть не только развлечением, но и мощным развивающим средством. В увлекательной форме они дают новые знания в самых разных областях, эффективно тренируют память, логическое мышление, внимание, реакцию, учат выстраивать стратегии и взаимодействовать с другими игроками.

Семья играет в детскую настольную игру

Настольные игры как инструмент для обучения

Изучая, какие бывают детские настольные игры, и выбирая подходящую, нужно ориентироваться на несколько общих критериев. Хорошая игра должна:

  • подходить ребенку по возрасту;
  • содержать достоверную информацию, без опечаток и ляпов;
  • изготавливаться из безопасных материалов;
  • вызывать интерес и положительные эмоции у малыша;
  • иметь удобную упаковку для хранения и транспортировки.

При соответствии всем этим параметрам развивающий эффект от обучающей игры обеспечен. А какие знания и навыки получит ребенок — будет зависеть от ее содержания и цели.

Мальчик и девочка за настольной игрой

В каком возрасте можно начинать

Знакомить малыша с настольными играми можно начиная с 2 лет (под контролем родителей). В этом возрасте дети непоседливы и не могут подолгу концентрироваться на чем-то одном, но яркая мозаика или пазл с крупными деталями способны занять его на длительное время, в течение которого будет интенсивно работать мозг. Разбирая картинку на несколько частей, а потом пытаясь ее собрать, ребенок незаметно для себя будет совершенствовать:

  • мелкую моторику;
  • логическое мышление;
  • воображение.

Игры, предполагающие наличие противника, можно практиковать с 3–4 лет. Здесь хорошо себя зарекомендовали многочисленные детские варианты лото и домино.

Играя с малышом, например, в домино, не оставляйте его первое время одного: пусть на его стороне играет один из родителей, а соперником будет другой. Это поможет ребенку чувствовать себя защищенным, пока он не привык играть сам за себя.

Девочки играют в настольную игру

Какие бывают игры для детей

Все современные «настолки» можно разделить на несколько крупных категорий в зависимости от характера игрового поля, необходимых деталей, фигурок; от количества участников и задач, которые перед ними ставятся. Есть игры, стилизованные в соответствии с полом ребенка: например, обычные шашки, где вместо черных фишек — розовые, предназначены специально для девочек. Игры для мальчиков предполагают спортивную или автомобильную тематику.

Настольная игра с цветными фишками

Ходилки

Каждый игрок выбирает себе фишку, которая будет передвигаться по клеточкам на карте согласно числу, выпавшему на игральной кости. Поле может быть оформлено в духе известных сказок или мультфильмов, содержать дополнительные задания для участников, поэтому чем больше детей играет, тем интереснее.

Победа или поражение в ходилке чаще всего зависит от удачи, а не от сообразительности противников, но бывают и исключения. Например, в популярной стратегической игре «Монополия для детей» (Monopoly Junior) и ей подобным («Марракеш», «Моя веселая ферма», «Зоолоретто», «Дети Каркассона») ребенку нужно тщательно продумывать каждый свой шаг. Развиваются умение планировать, оценивать риски и выгоду, просчитывать действия соперников.

Лото для детей

Главное преимущество игры — возможность наполнить ее огромным количеством полезной информации. Если самым маленьким предлагается заполнять готовые карточки с изображениями овощей, цветов, рыб, птиц, то детям 7–8 лет будет интересно играть в тематические лото, составленные для них педагогами, — литературное, математическое, по иностранному языку. Любой предмет с помощью этой игры можно подать в увлекательной соревновательной форме.

Домино для детей

Домино

Детская версия домино — с рисунками вместо точек на костяшках. Обычно на них изображаются животные, сказочные персонажи, растения, виды транспорта. Нужно выкладывать костяшки таким образом, чтобы одинаковые картинки соприкасались друг с другом. На первый взгляд ничего сложного, но чтобы выиграть, ребенку придется, исходя из имеющихся у него сочетаний картинок, анализировать, какие фишки могут быть у противника, а каких нет. Прикидывать, сколько одинаковых изображений уже выложено, а сколько еще осталось. Все эти подсчеты нужно производить быстро, держать в голове возможные комбинации и не выдавать эмоций противнику. Игра тренирует память, устный счет, логическое мышление и учит владеть собой.

Поле для шахмат на развивающем коврике

Шашки, шахматы

В традиционные игры с использованием стандартного игрового поля — шашки, шахматы, нарды — при желании можно начинать играть с 6 лет. Они хороши тем, что подходят для любого уровня развития, а сложность игры увеличивается вместе с ростом мастерства игрока. Это проверенные временем средства для тренировки логического мышления, памяти, стратегического планирования.

Мальчик с фрагментами пазла

Пазлы

Это одна из игр, которые остаются интересными детям в любом возрасте. Если малышам в 2 года подойдут картинки, разрезанные на 4 части, то дошкольникам в 5 лет рекомендуется собирать пазлы из 40–60 деталей размером не менее чем 3х3 см. Картины из самых мелких частей можно предлагать детям в возрасте 7–9 лет. Головоломка развивает внимание, усидчивость, терпение, мелкую моторику, воображение.

Крестики-нолики на бумаге

Игры с бумагой и карандашом

Самые ценные и интересные игры не продаются в магазине. Они разворачиваются на листочке в клеточку с помощью карандаша, а участников, как правило, двое.

Настольные игры с реальными соперниками, а не с бездушным компьютером или невидимым оппонентом приносят детям огромную пользу. И дело не только в тренировке высших психических функций. Ребята получают ценный опыт: они узнают, что такое радость победы, и учатся достойно переносить поражения.

Читайте также: