Рр урок диспут поговорим о превратностях любви

Обновлено: 07.07.2024

Из книги Беляевой Н.В.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций[1]

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

Цель: сформировать у учащихся представление о концепции любви в творчестве писателей конца XIX – начала XX вв. (на примере рассказов И.Бунина, А. Чехова и А. Куприна).


Задачи урока:

обобщить, подвести итог изучения темы;

рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов;

проследить за мастерством писателей в изображении мира человеческих чувств;

выявление отношения писателей к любви как одной из главных человеческих ценностей;

обучение умению вести дискуссию, отстаивать свою позицию, высказывать своё мнение;

воспитание нравственных качеств личности на примере вечных

ценностей художественной литературы;

воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

• развивать навыки анализа текста, способность аргументировать ответ с опорой на примеры из литературного произведения.

Учитель: Мы закончили знакомство с рассказами русских писателей А.П.Чехова, И.А.Бунина и А.И.Куприна, объединённых общей темой. Какой? Сегодня у нас не совсем обычный урок, а в форме дискуссии. Давайте уточним, что означает слово «дискуссия».

(Ответы учащихся) ( Спор, обсуждение какого-нибудь вопроса)

Учитель: Дискуссия предполагает диалог, а чтобы он состоялся, необходимо помнить несколько основных правил. Давайте их установим и будем стараться соблюдать. Каковы ваши предложения?

(Ответы учащихся) (не перевивать друг друга, уметь выслушать точку зрения оппонента, приводить доказательные аргументы и пр.)

Концепция:
Любовь – самое загадочное чувство. Люди до сих пор не могут сформулировать точный ответ на вопрос «Что такое любовь?». Потому что ответа не существует. Вернее, все же существует, но он будет таким же длинным, как список перечислений возможных вариантов проявления самого любовного чувства. Причем в этом ответе будут содержаться прямо противоположные мысли. Действительно, любовь может быть великим счастьем или великой трагедией, а может сочетать две эти ипостаси одновременно. Мы сегодня с вами должны доказать многообразие и противоречивость этого чувства и обусловленность конкретного его проявления характером (в широком смысле) героя и его выбором (сознательным или бессознательным).

hello_html_44032f36.jpg

Посмотрите внимательно на получившийся кластер. В чем, по вашему мнению, заключается особенность любовного чувства (противоречивость, неоднозначность, многообразие…).

Попробуйте сформулировать тему урока… (из разных вариантов, предложенных учащимися, формулируется обобщенный вариант темы «Поговорим о превратностях любви». Дается разъяснение слову «превратность» - неожиданная перемена в жизни, судьбе)


Давайте сформулируем идею урока: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин

Эпиграф урока:

Любовь, любовь — загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Вс. Рождественский

Перед нами слова В. Рождественского, которые станут эпиграфом урока. Как вы понимаете смысл данного высказывания?

В каких произведениях русской литературы мы встретились с темой любви?

Любовная тема стала одной из центральных в творчестве Бунина, Чехова и

Куприна, и каждый из них попытался разобраться в ее морально-этических и нравственных проблемах. Для одних это - счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

Для работы на уроке мы определили три группы, каждая из которых будет анализировать концепцию любви в творчестве автора на примере определенного произведения по плану:
1. Краткая характеристика влюбленных.
2. Зарождение любовного чувства.
3. Развитие отношений.
4. К чему приводит любовь.
5. Концепция любви (в виде ключевой цитаты из текста).
6. Любовь – это … (продолжить одним словом, опираясь на цитату И.Бунина из идеи урока).

(В каждой группе выбираются спикеры, которые будут представлять тезис и антитезис)

В каждой группе определите тезис и антитезис, с которыми спикеры будут представлять выводы работы группы.

1 группа – рассказ А.И.Куприна «Куст сирени

2 группа – рассказ А.П.Чехова «О любви

3 группа – рассказ И.А.Бунина «Кавказ

По итогам работы группы в ходе выступления спикеров должны прозвучать цитаты, подтверждающие вашу точку зрения.

В качестве экспертов попросим выступить наших гостей, которые определят, чьи аргументы более убедительны – команды утверждения или команды отрицания в каждой группе. Исходя из этого, и будет формироваться оценка работы группы.

Несколько минут группам на обсуждение. Свои выводы запишите в таблицу.

На партах у каждой группы, кроме текстов, есть цитаты из стихотворений, которые вы можете использовать в качестве итога работы группы. Выберите один из отрывков, который, по-вашему, характеризует позицию автора произведения. Чтение этого отрывка и будет рефлексией работы вашей группы.

Давайте смоделируем ответ на вопрос «Какая бывает любовь?»

Куприн «Куст сирени»

Любовь способна облагородить душу любящего человека.

Герои жертвуют ради любви и находят в этом своѐ счастье.

Герои отдают любовь друг другу и получают еѐ друг от друга.

Что такое любовь? Любовь - умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.

Бунин «Кавказ».

Любовь – это необыкновенная сила.

Любовь часто приносит страдание и боль.

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.

«Украденная» любовь Счастье одного может привести к трагедии

Чехов «О любви»

Мечты о счастье вдребезги разбиваются о тусклую и неинтересную

В заключение давайте вернемся к эпиграфу урока и услышим мнение Всеволода Рождественского

Любовь, любовь — загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

Подведение итогов урока.
Вернемся к вопросу: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?"

Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по главному вопросу урока: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин.

Раздаточный материал

Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой.
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей.

Ольга Высотская

Любовь - она бывает разной.
Бывает бурной, как река,
Все разрушающей, опасной,
На все глядящей с высока,
Превозносящей выше крыши
Пронзительное "я хочу! "
И заставляющей всех слышать:
"Любой ценою получу! "
Любовь кипит смолою страстной,
Сжигая веру, совесть, честь.. .
И вот уж пламенем ужасным
Взметается лихая месть
За то, что в руки не досталось,
За то, что счастье -- не твое,
За то, что все-таки расстались,
Что все-таки вы не вдвоем.. .

Михаил Зырянов

Любовь бывает тихой, мягкой,
Смиренной, кроткой и простой,
С улыбкой, брошенной украдкой,
С душевной лаской, теплотой.
Любовь такая созидает --
Кому-то счастье и уют,
Семью, детей.. . И воспевают
Любовь такую. И поют,
Любовь прощает, терпит, верит,
Не злится, в ней корысти нет,
Нет страха муки и потери.
Любовь мудра -- найдет ответ
Она на многие напасти.
Безумны лишь все наши страсти.
Любовь я тихую пою,
И лишь ее я признаю.

Михаил Зырянов

Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

Эдуард Асадов

Самые прекрасные мгновения всегда полны грусти. Чувствуешь, что они мимолетны, хочется их удержать, а это невозможно. Андреˊ Моруаˊ

Единственное, что может сделать любовь прекрасным чувством, – это верность, верность несмотря ни на что и до самой смерти. Андреˊ Моруаˊ

1. Краткая характеристика влюбленных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Зарождение любовного чувства. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Развитие отношений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. К чему приводит любовь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Концепция любви (в виде ключевой цитаты из текста).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Любовь – это … (продолжить одним словом, опираясь на цитату И.Бунина из идеи урока). ____________________________________________________________

Пушкин

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

И. А. Бунин

Позабыв про горе и страданья,
Верю я, что, кроме суеты,
На земле есть мир очарованья,
Чудный мир любви и красоты!

Ф. И. Тютчев

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И поединок роковой

Байрон

Любовь глубокой нежности полна,
В соблазнах, горестях закалена,
Крепка в разлуке, вдалеке — горда,
Все та же — чудо, долгие года.

Шекспир

Любовь — над бурей поднятый маяк,
Не меркнувший во мраке и тумане.
Любовь — звезда, которою моряк
Определяет место в океане.

Ф. И. Тютчев

Несчастен — кто, любя, любим не может быть.
Несчастнее его — кто, не любя, томится,
Но всех несчастней тот, кто к счастью не стремится,
Кто больше никогда не в силах полюбить.

Эдуард Асадов

Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

(Нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей).

Используемый учебник: «Литература. 8 класс» в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев, В.П. Полухина, издательство«Просвещение», 2014.

Учитель русского языка и литературы МОУ «Кокуйская СОШ №2» Егорова С. А.

Выразительное чтение стихов и прозы о любви. Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).

Личностные: формирование готовности обучающихся к саморазвитию с учётом устойчивых познавательных интересов; совершенствование нравственных качеств личности; развитие умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные: развитие умения осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; совершенствование ИКТ-компетенции.

Предметные: осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания разных жанров.

Определение темы и проблемы урока

На доске эпиграф урока:

Любовь, любовь — загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Перед нами слова В. Рождественского, которые станут эпиграфом урока. Как вы понимаете смысл данного высказывания?

В каких произведениях русской литературы мы встретились с темой любви?

Как раскрывают писатели эту тему в своих произведениях?

(В ходе беседы формулируется тема и проблема урока. Тема записывается в тетради и на доске.)

Чтобы провести диспут, класс делится на три группы (можно по рядам). Представитель группы вытягивает карточку для работы.

Краткий сюжет рассказа.

Главные герои и их отношение к любви.

А как вы оцениваете такое отношение к любви?

Выбранные произведения, изученные в 8 классе:

А. П. Чехов «О любви»,

И. А. Бунин «Кавказ»,

А. И. Куприн «Куст сирени»

3 . Просмотр фрагментов по данным темам (Сайт «Инфоурок», гл. редактор И. В. Жаборовский)

4 . Работа в группах (ученики сами распределяют в группах работу, обсуждают вопросы).

- Только ли писатели обращаются к этой теме? Назовите стихотворения о любви?

Подготовленный ученик читает стихотворение В. Рождественского полностью.

Любовь, любовь — загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

- А как вы относитесь к этому чувству? Выразите свои мысли в домашней миниатюре.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

УРОК-ДИСПУТ
«ПОГОВОРИМ О ПРЕВРАТНОСТЯХ ЛЮБВИ»

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 47-48

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

УРОК-ДИСПУТ
«ПОГОВОРИМ О ПРЕВРАТНОСТЯХ ЛЮБВИ».
Урок развития речи 6
УРОКИ 47-48

Основное содержание урока
Нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение стихов и прозы о любви. Инсценирование фрагментов рассказов. Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Нравственный смысл историй о любви
в рассказах русских писателей

Урок проводится в игровой форме.
Учащиеся объединяются в группы по 4—6 человек и участвуют в нескольких учебных играх.

Работу групп и отдельных учащихся оценивает группа экспертов (ими могут быть учителя-словесники, работающие в других классах, старшеклассники, студенты-практиканты, работники школьной и районной библиотек и др.). Во время игры ведётся протокол, в котором отмечаются результаты работы каждой группы.

Учебная игра 1

Эстафета выразительного чтения стихов И. А. Бунина о любви.
Конкурс мелодекламаторов (до 4 баллов).

Группа 3.
Стихотворения «Счастлив я, когда ты голубые…», «В столетнем мраке чёрной ели…».

Группа 4.
Стихотворения «Осыпаются астры в садах…», «Песня» («Зацвела на воле…»).

Группа 5.
Стихотворения «Тихой ночью поздний месяц вышел…», «Одиночество».

Дополнительный вопрос (до 2 баллов):

— Каким эпизодам, героям, настроениям рассказов созвучны эти стихи?

Слово экспертов. Подведение итогов игры 1.

Учебная игра 2

Инсценирование фрагментов рассказов о любви (до 6 баллов).

Группа 1.
А. П. Чехов. «О любви» (автор, Алёхин, Анна Алексеевна). Сцена в театре.

Группа 2.
И. А. Бунин. «Кавказ» (автор, герой, героиня). Свидание героя и героини на Арбате в Москве.

Группа 3.
И. А. Бунин. «Солнечный удар» (автор, герой, героиня). См. практикум «Читаем, думаем, спорим…». Встреча героя и героини на пароходе и свидание в гостинице.

Группа 4.
А. И. Куприн. «Куст сирени» (автор, Алмазов, Верочка). Рассказ Алмазова об экзамене и сборы драгоценностей для поездки в ломбард.

Группа 5.
А. И. Куприн. «На разъезде» (автор, Шахов, Любовь Ивановна). См. практикум «Читаем, думаем, спорим…». Последнее объяснение Любови Ивановны и Шахова.

Слово экспертов. Подведение итогов игры 2.

Учебная игра 3

Диспут на уроке проводится с использованием технологии «Дебаты» (до 5 баллов каждому игроку).

ДЕБАТЫ — чётко структурированный публичный обмен мыслями между двумя сторонами, разновидность публичной дискуссии.
Цель: убеждение в своей правоте третьей стороны (группы экспертов), а не друг друга.
Вербальные и невербальные средства участников дебатов направлены на создание у слушателей позитивного впечатления от собственной позиции.

ДЕБАТЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды.
Требует подготовки участников и ведущего. Последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Правила организации дискуссии в форме дебатов:

— играют две команды (1-я утверждает тезис, а 2-я его отрицает);

— команды состоят из двух или трёх игроков (спикеров, которые словесно отстаивают свою позицию);

— команды должны убедить нейтральную третью сторону (зрителей, судей), что их аргументы лучше (убедительнее), чем у их оппонента; — подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса), которая формулируется в виде утверждения.

Форма дебатов:

У1 — 1-й спикер команды утверждения. (Члены команды У2 и У3.)

О1 — 1-й спикер команды отрицания. (Члены команды О2 и О3.)

Правила дебатов:

— каждый спикер выполняет свои функции, роли первых спикеров различны, а роли вторых и третьих совпадают;

— «тайм-кипер» (буквально «держатель времени»; хронометрист R — игрок, следящий за временем и за соблюдением правил игры) карточкой предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления;

— в конце игры судьи оценивают выступления команд и объявляют победителя.

Роли спикеров:

Спикер У1:
— представление команды;
— объявление темы, её актуальности и ключевых понятий;
— выдвижение критерия (ценности и цели команды);
— представление кейса утверждающей стороны (кейс — от английского слова case) — слово многозначное, одно из его значений — доводы, доказательства, поэтому представление кейса — это представление доказательств и аргументов утверждения тезиса);
— заключение (таким образом. готов ответить на вопросы. ).

Спикер О1:
— представление команды;
— формулировка тезиса отрицания;
— принятие определений ключевых понятий;
— атака или принятие критерия оппонентов;
— опровержение позиции утверждения;
— представление кейса отрицающей стороны (доказательства и аргументы отрицания тезиса).

Раунд 1. Группы 1 и 2:

Подготовка и произнесение защитной речи в адрес Алёхина.
Тезис: Алёхин — глубоко порядочный и любящий человек, который бережёт семью Лугановичей.

Группа 2 (3 человека). «О любви».

Подготовка и произнесение обвинительной речи в адрес Алёхина.
Антитезис: Алёхин — робкий и нерешительный человек, который не борется за свою любовь и разрушает чужую семью.

Раунд 2. Группы 3 и 4:

Подготовка и произнесение защитной речи в адрес героя (или мужа-офицера).
Тезис: герой рассказа — уверенный и сильный человек, который любит героиню.

Группа 4 (3 человека). «Кавказ».

Подготовка и произнесение обвинительной речи в адрес героя (или мужа-офицера).
Антитезис: герой рассказа — неуверенный и слабый человек, который не готов к серьёзным отношениям с героиней.

Раунд 3. Группы 5 и 6 (по 3 человека из числа «добровольцев» или болельщиков):

Подготовка и произнесение защитной речи в адрес Алмазова.
Тезис: Алмазов горячо любит свою жену, благодарен ей за всё и может сделать Верочку счастливой.

Группа 6 (3 человека). «Куст сирени».

Подготовка и произнесение обвинительной речи в адрес Алмазова.
Антитезис: Алмазов не любит свою жену и не может сделать её счастливой, а только использует её энергию для своей служебной карьеры.

После завершения дебатов:

— происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников;

— анализируются подготовка команд к дебатам, их способы выдвижения аргументов, ответы на вопросы оппонентов и другие элементы деятельности.

Учебная игра 4

Синквейн на тему «Любовь» (до 5 баллов команде).

Каждая группа придумывает свой синквейн.

Слово СИНКВЕЙН (от английского слова cinquain) происходит от французского слова пять, что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк».

СИНКВЕЙН — это часть образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», представляющая собой способ синтеза материала в пяти строках:

1-я строка. Тема (одно имя существительное);

2-я строка. Описание темы (2 слова, прилагательные);

3-я строка. Описание действия (3 слова, глаголы);

4-я строка. Фраза (4 слова, отношение автора к теме);

5-я строка. Обобщение (одно слово — синоним к первому, повторяющее суть темы).

Примеры синквейна на тему «Любовь»:

1. Любовь.
Нежная, страстная.
Возвышает, окрыляет, даёт силу.
Не пропусти свою любовь.
Счастье.

2. Любовь.
Тайная, горькая.
Ранит, убивает, опустошает.
Найди в себе силы пережить и это.
Страдание.

Показ и рецензирование учебного проекта — электронной презентации «Лики любви в рассказах А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна».

И т о г о в ы й в о п р о с:

В чём нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей?

Домашнее задание

Написать контрольное сочинение — ответ на итоговый вопрос урока.

Прочитать стихотворения и прослушать песни из раздела учебника «Песни о любви на стихи поэтов XX века» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Устно ответить на вопрос: «В чём различие в восприятии любви в рассказах Чехова, Бунина, Куприна и в стихах о любви XX века, ставших песнями?»

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение стихотворений из цикла «На поле Куликовом».

Подготовиться к промежуточному отчёту по подготовке рефератов и докладов о русской литературе с последующим рецензированием и обсуждением наиболее интересных работ в классе (контроль за выполнением годового перспективного задания).

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
«Снова сон, пленительный и сладкий…»
И. А. Бунин (1870—1953)

* * *
Снова сон, пленительный и сладкий,[2]
Снится мне и радостью пьянит, —
Милый взор зовёт меня украдкой,
Ласковой улыбкою манит.

Знаю я, — опять меня обманет
Этот сон при первом блеске дня,
Но пока печальный день настанет,
Улыбнись мне — обмани меня!
1898
Источник: Бунин И.А. Стихотворения: В 2 т. — СПб.: Изд-во Пушкинского дома, Вита Нова, 2014. Т. 1. С. 181 (вернуться к уроку)
«Мы рядом шли, но на меня…»
И. А. Бунин (1870—1953)

* * *
Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека
И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
И был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.
28 сентября 1917
Источник: И.А.Бунин. Стихотворения и переводы. — М.: Современник, 1985. (вернуться к уроку)
«Беру твою руку и долго смотрю на нее…»
И. А. Бунин (1870—1953)

* * *
Беру твою руку и долго смотрю на нее,
Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:
Вот в этой руке — все твое бытие,
Я всю тебя чувствую — душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?
Но Ангел мятежный, весь буря и пламя,
Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,
Уж мчится над нами!
1898
Источник: И. А. Бунин. Собрание сочинений в 9 т. Том 1. М.: Художественная литература, 1965. (вернуться к уроку)
«Мы встретились случайно, на углу…»
И. А. Бунин (1870—1953)

* * *
Мы встретились случайно, на углу.[3]
Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп, — прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком блеске глаз
Я уловил былое оживленье.

И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом… Была весна…
Она меня простила — и забыла.
1905
Источник: Бунин И. А. Полное собрание сочинений в 13 томах. — М.: Воскресенье, 2006. — Т. 1. Стихотворения (1888—1911); Рассказы (1892—1901). — С. 139. (вернуться к уроку)
2. Снова сон, пленительный и сладкий. — дата создания: 1898, опубл.: Южное обозрение. 1898. № 525, 12 июля. (вернуться)

3. Мы встретились случайно, на углу. — дата создания: 1905. Впервые опубликовано под названием «Новая весна» в 1906 году в сборнике «Стихотворения 1903—1906» (СПб., 1906). (вернуться)

Читайте также: