Родиной какой настольной игры считается индия

Обновлено: 07.07.2024

По классическим канонам родиной шахмат является Индия, а их история насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что изобретенные в Индии в V-VI веках шахматы распространились по миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Даже узбекский ученый Абу Райхан Беруни в своем трактате "Хиндустан" упоминает о древней легенде, приписывающей создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈1,845×1019 зерен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объемом 180 куб.км). Так это было или не совсем, сказать сложно, но до 1990 года считалось, что родиной шахмат является Индия.

Самую сенсационную находку, перевернувшую наше классическое представление об истории шахмат, обнаружил профессор Юрий Буряков, узбекский археолог и историк-востоковед недалеко от Самарканда в 1990 году при раскопках руин древней части города Афрасиаба. Он нашел наиболее уникальный набор из семи изящно выточенных из слоновой кости миниатюрных шахматных фигурок, которые составили самую полную в мире коллекцию среди подобных ранних собраний: шах (король), колесница, воин на коне, всадник на слоне и всадник с львиной маской на лице и львиной мордой коня, пехотинцы.

Через шесть с лишним лет, в 1996 году, японские археологи при раскопках древнего городища Дальверзинтепе нашли две уникальные шахматные фигурки – слона и быка-зебу. Это позволило установить, что в прототип шахмат на древней земле Узбекистана играли еще в начале II века нашей эры. Эти фигурки относятся ко времени существования Кушанской империи, включавшей в те времена территории современных государств – Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Пакистана и Индии.

Эта историческая находка на юге Узбекистана заставила пересмотреть существовавший классический взгляд на время и место происхождения шахматной игры. Согласно классической «Истории шахмат» английского ориенталиста Х.Мюррея, опубликованной в Оксфорде в 1913 году, игра в шахматы зародилась в Индии не позже V века и попала в Иран в VI веке, а оттуда в Европу.

В Узбекистане шахматные фигурки довольно часто находят в ходе раскопок под развалинами древних домов, во дворах ремесленников и даже в банях. Это является убедительным свидетельством популярности шахмат среди самых широких слоев населения.

Еще одним неопровержимым фактом, подтверждающим происхождение шахмат в Узбекистане, является смысл названия «шахматы».

По истории известно, что в Индии в период со II по начало XVI века не было шахов и падишахов. Они появились в период правления Бабуридов, создавших Великую империю на территории Индии.

До этого периода Индией правили многочисленные «раджи». Поэтому нельзя даже предположить, что название «шахматы» может иметь индийское происхождение. Вторая часть названия «мот» используется на современном узбекском языке как «безвыходная ситуация» или «тупик», куда загоняется «шах». Отсюда и этногенез происхождения слова «шахмат» от узбекского слова «шохмот», т. е. «загнанный в тупик шах».

Следует отметить, что в шахматы в тот период играли все – от высокопоставленной знати до последнего ремесленника. Уместно отметить, что великий Амир Темур тоже был выдающимся шахматистом и внес в игру интеллектуалов свои усовершенствования. В его биографии описывается случай, когда ему, увлеченному очередной великолепной комбинационной атакой соперника, в которой была задействована ладья (рух), сообщили радостную весть о том, что у него родился сын. Темур, не поднимая голову от доски, сказал: «Даю ему имя Шохрух! (Королевская ладья).

Состязание умов на Востоке не случайно называли «игрой дворцов и чайханы». Подтверждают это находки фигурок не только из слоновой кости, но и из самых простых материалов: ребер домашних животных, керамики, стекла, металла.

По мнению академика Юрия Бурякова, центрами распространения шахмат на Великом шелковом пути являлись Самарканд, Бухара, Хива, Термез, Ташкент и другие древние города, а направления распространения этой игры интеллектуалов совпадают с маршрутами караванов верблюдов на этом пути. Он также пришел к выводу, что игра в шахматы в современном ее виде сформировалась на древней земле Узбекистана, что распространителями шахмат были не буддийские монахи, как считают приверженцы классической истории шахмат, а прежде всего купцы из древнего Самарканда, основавшие свои представительства на Востоке, включая территории юга Сибири и Китая, а на Западе – вплоть до Египта.

В Европу шахматы, как считает Юрий Буряков, попали не от арабов, как это записано в классической истории шахмат, а были завезены болгарами, переселившимися со своей прародины – Поволжья. С этим краем, как известно, Самарканд и Бухара в течение многих столетий имели тесные экономические связи. Подтверждением служит староболгарская книга «Кормчията», датированная X веком. Ее автор употребляет заимствованное из восточных языков слово «шахматы» – «шаху смерть». Вне сомнений через Поволжье шахматы могли попасть и в Древнюю Русь.

В соответствии с классической историей считалось, что игра в шахматы проникла на Запад двумя путями: сначала, вероятно, не раньше середины Х века, средиземноморским путем: через арабские страны и Испанию (где они впервые упоминаются в каталонском тексте), Сицилию, Южную Италию. В индийской и арабской игре с самого начала сходились черная и красная армии, по пришествии на Запад в шахматы уже играли белыми (либо позолоченными) и красными фигурками, которые с XIII века под влиянием религии и теории Аристотеля о двух крайних полюсах цветовых систем уступили место белым и черным. Что касается цвета шахматного поля, то встречались варианты доски, когда чередуются красно-черные или красно-белые квадраты, а то и просто расчерченные вертикальными и горизонтальными линиями на монохромной поверхности. Можно было и вовсе не использовать доску, а нарисовать поле мелом на камне или начертить пальцем на земле.

Кроме того, необходимо переосмыслить и сам подход к игре, поскольку христиане и мусульмане использовали здесь разные подходы по ведению битв и сражений, которые изначально эта игра олицетворяла. Для средневековых христиан сражения мыслились как ряд нескончаемых боев между маленькими группами, беспрестанных налетов, случайных набегов, и важна не сама победа, а процесс сражения, поэтому их смущал сам ход развития шахматной партии и ее финальная цель – поставить королю противника "мат", одержать победу, низвергнуть его, что было не особо принято. А по мусульманским традициям преобладал конечный результат, основанный на стратегии обязательного захвата шаха (короля) в плен. К тому же пришлось переосмыслить, трансформировать под знакомую им реальность и сами фигуры, из которых им были понятны король (шах), всадник и пехотинец, но вот фарзин (визирь) вызывал много вопросов, поэтому его превратили в королеву. Поскольку пешки по мере продвижения по доске могли становиться королевами, у христиан, в отличии от мусульман, возникало новое затруднение, поскольку король мог иметь нескольких советников, но никак не жен, поэтому пешки, прошедшие все поле, у них стали называть "дамками", а королевой могла называться только одна фигура, составляющая пару с королем. Изменилась и роль слона, который часто превращался в графа, знаменосца, епископа или даже шута, а колесница трансформировалась в мировоззрении христиан в башню (по-русски – ладью) и т. д.

Все это свидетельствует, что шахматы зародились на Востоке и, прежде всего, предками народов Узбекистана в развитие шахматной мысли внесен весомый вклад.

Таким образом, шахматные игры закрепляются в Европе и приобретают современный вид лишь к XVI веку.

Размышления ученых и представителей шахматной общественности о происхождении шахмат в Узбекистане даже представить невозможно было в условиях советского правления. Шахматы тогда были прерогативой партийной и государственной политики страны. Говорить о национальных особенностях великой истории республик Центральной Азии жестоко каралось со стороны властей.

Традиционная большая любовь населения, особенно молодежи, к шахматам, и, что немаловажно, возможность в них играть без возрастных ограничений, способствовала созданию в марте 1996 года Федерации шахмат Узбекистана, которая представляет шахматистов нашей страны в Международной федерации шахмат (ФИДЕ), Азиатской шахматной федерации и других международных организациях.

В настоящее время членами Федерации шахмат Узбекистана являются свыше 168 тысяч человек.

Наш шахматист, международный гроссмейстер Рустам Касымджанов стал чемпионом мира по версии ФИДЕ в 2004 году. Сейчас он входит в когорту сильнейших шахматистов мира.

Сегодня в Узбекистане 22 международных гроссмейстера, включая самого молодого международного гроссмейстера в мире – 12-летнего Нодира Абдусатторова, 4 женщины международных гроссмейстера, 24 международных мастера ФИДЕ.

В соответствии с древними шахматными традициями узбекского народа все больше к этому виду спорта привлекается подрастающее поколение. Его представители – дети дошкольного и младшего школьного возраста становятся чемпионами мира по шахматам в своих возрастных категориях.

Всем привет. Сегодня хотелось бы начать свою первую статью в моём блоге о настольных игр. Почему же именно о настольных играх? Ну во-первых потому что я этим интересуюсь и мне кажется что на СГ то же есть люди которым по душе настольные игры. Именно этим людям будет посвящён этот блог, а также привлечь тех кто ещё не пристрастился к этому увлекательному миру настольных игр. Но перед тем как начать рассказывать о конкретных настольных играх хочется рассказать о самых истоках зарождения такого нового развлечения как настольные игры.

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр высказывается мнение, что их история была общей. Так, ветеран настольных игр, английский учёный Дэвид Парлетт в своей исследовательской работе «Оксфордская история настольных игр» считал, что все, даже самые современные настольные игры имеют древнейшие прототипы и, следовательно, общие корни.


Самой древней из настольных игр считается древнеегипетская игра сенет.

Как светское развлечение он известен в додинастический период (около 3500 лет до н. э.), в более поздние времена стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир. Первые находки игровых наборов для Сенета были сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти палетки с фигурками древними шахматами, после — шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними очень мало общего.


Следующей одной из самых древнейших игр являются нарды.

Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).


Первой индийской настольной игрой в сегодняшней истории будет чаупар.

По одной из версий чаупар возник в IV веке н. э. Однако чаупар упоминается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (причём исход игры влияет на судьбы государств и их правителей). Интересный факт. Чаупар — одна из любимейших игр махараджей. В этом может убедиться каждый, кто хоть раз бывал во дворце индийского императора Акбара Великого из династии Моголов. Огромное игровое поле посреди двора выложено красным и белым мрамором. Когда-то по клеткам этого поля передвигались прекрасные наложницы императорского гарема, которые и служили ему живыми фишками. Похожие поля для игры в чаупар сохранились ещё в Агре и Аллахабаде.


Если вы думаете что маджонг это первая созданная китайцами настольная игра, то вы ошибаетесь. Первой была игра под названием Го.

Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры, приписывая её создание одному из легендарных китайских императоров или их ближайшим придворным. Объективные исторические свидетельства позволяют утверждать, что игра определённо существовала и была достаточно распространена 2500 лет назад — именно к этим временам относятся первые упоминания о го в документах. Первые материальные свидетельства (найденные археологами доски и камни для го) и достоверные записи сыгранных партий относятся к первым векам нашей эры.


Ну вот наконец и появляется та игра, в которую наверное играл каждый-шашки.

Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила. Вполне вероятно, что различные игры шашечного типа изобретались на протяжении истории человечества многократно и независимо, чему способствовала простота инвентаря и правил. Считается, что известные сейчас игры шашечного типа представляют собой различные этапы эволюции игр на доске, так что все они в определённом смысле родственны друг другу, что подтверждается близостью инвентаря и названий игр. Так, названия шашек: русское «тавлеи» и польское «warcaby» связаны с европейским названием нардовой игры: tavola reale (в Италии), tables reales (в Испании), tavli (в Греции), tavla (в Турции), tables или backgammon (в Великобритании), vrhcaby (в Чехии). Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта. Народам, населявшим территорию нынешней России и прилегающие регионы, шашки были известны ещё в III веке. История появления шашек очень велика, поэтому всю её я описывать сейчас не буду.


А вот и настольная игра из Кореи под названием чанги.

Чанги читается производной от китайской игры сянци. Она играется на практически аналогичной доске, тем же набором фигур, но имеет несколько отличающиеся правила.


Первой японской игрой в нашей истории будет настольная игра сёги.

По мнению современных историков, сёги представляют собой обособившуюся ветвь шахмат. В точности неизвестен ни момент появления этой игры, ни её первоначальный вариант, но, по всей видимости, во второй половине I тысячелетия н.э. распространённый на арабском Востоке шатрандж попал в Юго-Восточную Азию, где стал основой для ряда местных настольных игр, среди которых наиболее известны китайские шахматы сянци, родственные им корейские шахматы чанги, а также таиландские шахматы макрук, гораздо более двух первых игр напоминающие шатрандж и европейские шахматы. Видимо, от этих игр, в свою очередь, сёги и произошли.


И ещё одна игра в которую вы наверняка играли, а в моём дворе до сих пор собираются деды и каждый вечер играют в домино.

Корни игры в домино уходят в Индию и Китай, именно там появились кости в виде пластинок. Точки на костях в китайском домино разноцветные (белые и красные), в наборе нет пустышек. В XVIII веке игра была привезена в Италию и видоизменена. Современное домино также тесно связано с игрой в кости. Две половинки костяшки домино — это одна из возможных комбинаций, выпадающих при броске двух костей. Считается, что домино было названо в честь чёрно-белых маскарадных костюмов, которые, в свою очередь, произошли от одеяния монахов-доминиканцев, носивших белые плащи с чёрными капюшонами. Монахам было запрещено играть в карты, и тогда, по легенде, аббат Домино изобрел домино. Достоверно, что игра в домино дозволялась в католических монастырях, а там, как правило, любое дело начиналось с «восхваления Господнего» (лат. benedicamus Domino или Domino gracias) — эти слова произносил игрок, выставлявший первый камень.


Так же можно рассказать о так называемых польских шашках.

В 1723 английский шашист польского происхождения, оставшийся в истории под прозвищем Поляк, предложил увеличить шашечную доску до 100 клеток и немного изменить правила игры — появились стоклеточные (польские) шашки. Широкое распространение и отсутствие расхождений в правилах игры сделало этот вариант шашек международным.


Ну вот мы наконец добрались и до самой известной китайской настольной игры-маджонга.

По одной из теорий создателями игры были офицеры китайской армии, служившие во время восстания тайпинов и придумавшие игру, чтобы проводить время, по другой — игру создал некий дворянин, проживавший в окрестностях Шанхая между 1870 и 1875 годами. Распространение игры сначала было довольно ограниченным, вплоть до начала XX века в неё играли лишь на территории в нижнем течении Янцзы и в пригородах Пекина, но затем произошёл резкий скачок популярности: за два первых десятилетия XX века игра распространилась по всей территории Китая и попала в соседние страны. К 1920 году маджонг уже считался национальной игрой, неотъемлемой частью китайской культуры, и был известен не только в Азии, но и в Америке и Европе. По поводу происхождения названия игры также нет единого мнения. Первоначальное название переводится как «воробей». По одной версии, стук фишек напоминает щебетание воробья. Некоторые исследователи связывают название с тем, что в Китае воробей символизирует сообразительность или ищут другие параллели в культуре и мифологии.


Первой английской настольной игрой в моей статье может считаться реверси.

Игра была изобретена в Великобритании в 1880 году и пользовалась большой популярностью, но впоследствии была забыта. Возродили её в Японии, где она в 1971 году под названием отелло вновь стала популярна. С 1977 года регулярно проводятся чемпионаты мира по игре в реверси.

И вот наконец появляется игра, которая по сравнению с остальными, вышла относительно недавно-«Монополия».

В 1934 году в разгар Великой депрессии Чарльз Дэрроу из Германтауна, штат Пенсильвания, показал представителям компании Паркер Бразерс (англ. Parker Brothers) проект игры Монополия. Проект был отклонен из-за «52 ошибок в дизайне», но это не остановило безработного Чарльза, который решил выпустить игру своими силами.

С помощью друга Чарльз Дэрроу изготовил и продал 5000 самодельных копий «Монополии» в универмаге Филадельфии. Через некоторое время он уже не мог справляться с возросшим спросом, и решил снова обратиться к представителям Паркер Бразерс. Монополия вошла в историю — уже в 1935 году она стала самой продаваемой игрой в Америке. На сегодняшний день число играющих в Монополию перевалило за полмиллиарда человек. В мире проводятся коммерческие соревнования (в том числе мировые чемпионаты) по игре Монополия с существенными призовыми фондами.


Ещё одной игрой созданной во время Великой депрессии является скрэббл.

Её история началась в тридцатые годы прошлого века в США. Именно тогда безработный архитектор Альфред Мошер Баттс решил создать свою собственную настольную игру и в 1938 он воплощает свою задумку.


Очередная известная во всём мире игра под названием «Риск».

Игра была изобретена французским кинорежиссёром Альбертом Ламоросси и выпущена во Франции в 1957 году с названием La Conquête du Monde (в переводе с фр. «Завоевание мира»).


А вот и первая коллекционная карточная игра-Magic: The Gathering. На рассказ о других карточных игр этой статьи просто не хватит, так что как нибудь в другой раз.

Изобретена американским математиком Ричардом Гарфилдом в 1991 году. Изначально называлась «Mana Clash». Права на издание были куплены у автора компанией «Wizards of the Coast», которая выпустила первое коммерческое издание 5 августа 1993 года. Первыми фанатами новой игры стали любители ролевых игр. Со временем она завоевала сердца любителей стратегий. В середине девяностых разразился мировой бум коллекционных карточных игр. Многие из них ничем не выделились из массы себе подобных и ныне забыты. Дожить до наших дней «Магии» помогли качественная разработка, сбалансированность и грамотный маркетинг.


Ну и последняя игра в сегодняшней статье-«Колонизаторы».

Создателем этой настольной игры является известный немецкий разработчик настольных игр Клаус Тойбер. Впервые издана в 1995 году в Германии издательством Franckh-Kosmos Verlags-GmbH & Co. (Kosmos).

Ну что ж сегодня мы слегка окунулись в историю появления первых настольных игр и всемирно известных настольных игр. Как вы наверняка могли заметить я пропускал описание геймплея и всего прочего, но это лишь история. Обзорами я буду заниматься, но не эти игры(если вы конечно не попросите), а на вот эти…









… и многое другое.

Шахматы

Шахматы – это классическая настольная игра на логическое мышление для двоих игроков. Партия разыгрывается на специальной 64-клетчатой доске. Родиной возникновения шахмат считается Индия. Но когда и кто именно изобрел эту игру, мы можем только догадываться или поверить в одну из легенд о ее происхождении.

В первой легенде упоминается об одном из подданных раджи, который придумал эту игру, чтобы наглядно показать, что могущество и благополучие во многом зависит от других людей. И действительно, в игре шах (или король) – хоть и главная фигура, однако он мало что значит без поддержки и помощи других фигур. Радже очень понравилась игра, и он пообещал ее создателю исполнить одно желание, даже не заметив нотки его нравоучений. Тогда подданный попросил, чтобы раджа дал ему зерна в следующем количестве: за первую клетку – одно зернышко, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь и так далее. Раджа думал, что это немного. Но после подсчетов оказалось, что такого количества зерен не нашлось бы и во всем мире.

Вторая легенда гласит, что шахматы появились в первом веке нашей эры, когда с помощью этой игры правители древних государств устраивали поединки, в которых могли сразиться друг с другом без кровопролитий и потерь своих войск. Первым прототипом шахмат была игра "чатуранга", в которой присутствовали четыре вида войск под руководством своих предводителей, и называлась также "игрой четырех королей". В игре принимали участие четыре игрока, а движение фигур определялось бросанием костей. Это была военная игра, и в то же время "игра случая". Вскоре в Центральной Азии появилась игра "чатранг", которая была немного измененной преемницей индийской игры "чатуранга".

Правила изменились: теперь играли два игрока, и целью игры было поставить "мат" королю. Таким образом, игра превратилась в интеллектуальную. В период раннего Средневековья, когда арабы завоевали Испанию, об игре узнали и в Европе. В это время игра покорила всю Азию, Индию, Европу, а вскоре и весь мир. Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику.

У каждого игрока есть следующие фигуры:

  • 2 ладьи;
  • 2 слона;
  • 2 коня;
  • Король с королевой (ферзем);
  • 8 пешек.

Свой современный вид шахматы приобрели лишь в XV веке, когда и были изданы первые общие правила:

  • Игроки делают ходы по очереди, и первым начинает тот, у кого фигуры белого цвета.
  • На каждой клетке может находиться только одна фигура.
  • Взятием фигуры считается момент, когда на занятую клетку становится фигура другого цвета. При этом "съеденная" фигура снимается с доски.
  • Ничья называется «пат». Суть ее состоит в том, что у одного из участников больше нет ходов, но при этом мат не поставлен. В этом случае партия завершается.
  • "Шахом" называется ситуация, когда король одного из игроков находится в прямой опасности, и тогда необходимо устранить эту опасность изменением позиции короля.
  • "Матом" называется ситуация, когда королю одной их сторон поставлен "шах", но хода для устранения опасности нет. В этом случае игра заканчивается.

Шахматы – это игра, развивающая одновременно логическое мышление, способности прогнозировать, абстрактное мышление, память и концентрацию. Игровые наборы конвейерного производства, практически всегда сочетаются с шашками и нардами. Как правило, они недорогие и выполнены из пластика. Зачастую наборы имеют внешнее покрытие доски из листовой стали, а сами шашки пластиковые. Такие наборы являются самыми дешевыми и имеют компактные габариты, что позволяет их без проблем переносить, вкладывая в сумку или рюкзак. На порядок выше по цене предлагаются наборы ручного изготовления, которые делаются из дерева. Набор может быть искусно расписан сложными геометрическими узорами, драконами или животными. Набор может быть выкрашен специальной износостойкой эмалью.

Благодаря привлекательному внешнему виду комплекты для данной игры стали объектом коллекционирования, так же как и нарды. Фигуры могут быть искусно вырезаны из дерева или сделаны из камня, а может даже и минералов. Фигуры могут быть украшены золотым или серебряным орнаментом или выполнены в классическом стиле без всяких украшений. «DREAM MAKERS» предлагает шашки и шахматы из дерева, выполненная с красивым оформлением. У компании «Город Игр» можно найти красивые яркие шахматы для игры с детьми. «Рыжий Кот» выпускает работ три в одном: шахматы, шашки и нарды, так же, как и компания «Играем вместе».


[Истории свойственно повторяться. Истории настольных игр тоже, ведь когда-то они уже были популярны, а у некоторых игр, таких, как нарды и шахматы, даже был свой собственный золотой век. Другие же игры, несмотря на всю свою славу, исчезли во тьме веков вместе с народами, их придумавшими. Питер Аттья, владелец небольшого онлайн-магазина настольных игр, вспоминает самые яркие истории из прошлого и настоящего настольных игр. Поможет ли это предугадать их будущее? — Прим. пер.]


Игра урских царей, 2600 г. до н. э.

В последние годы настольные игры переживают настоящий бум. В 2012 году «The Guardian» окрестил это «золотым веком настольных игр», отметив, что каждый год их показатель прироста увеличивается на 40 %, а это больше, чем у «Google», у которого он 20 %.

Но как вообще могло стать так популярно столь архаичное развлечение? С чего всё это началось?

Первая настольная игра

(5000 г. до н. э.)

Немногие знают, что настольные игры существовали ещё в доисторические времена, то есть задолго до появления письменности. Вы спросите, какая игра была самой первой. Кости! Неотъемлемый атрибут многих современных игр — кубик — являлся основой и древнейших игр человечества.

В могильном кургане Башур-Хаюк на юго-востоке Турции был обнаружен набор из 49 обтёсанных и раскрашенных камешков. Эти 5000-летние камни являются самыми древними когда-либо найденными игровыми компонентами. Похожие камешки уже находили в Ираке и Сирии, что позволяет предположить, что родина настольных игр где-то на Плодородном полумесяце, охватывающем территории вокруг Нила, Тигра и Эвфрата. То есть получается, игры пришли оттуда же, откуда и спиртные напитки, бумага, мятные леденцы и календари — всё то, без чего непросто обойтись при подготовке очередного игрового вечера.

Существовали и другие игры в кости, в которых использовались плоские палочки с одной окрашенной стороной. Их собирали вместе и подкидывали, результатом броска служило количество «выпавших» окрашенных сторон. Месопотамские кости различались видом и материалом, для игр годились обтёсанные таранные кости, деревяшки, раскрашенные камешки и панцири черепах.


Четырёхсторонние кости и палочки-кости из Месопотамии


Кости из таранных костей, 500–300 лет до н. э., Греция/Фракия


Со временем кости стали изготавливаться из других материалов: из меди, олова, слоновой кости, мрамора и др. Кости, сохранившиеся со времён римского владычества, похожи на обычные 6-гранные кубики, которыми мы пользуемся по сей день. Существовали также кубики с дополнительными усечёнными гранями (как на картинке выше), дававшими дополнительные возможности для счёта — что-то вроде кубиков с большими цифрами из «D&D» и прочих ролевых игр.

Игры на царском столе

(3100 г. до н. э.)


Настольные игры пользовались популярностью у египетских царей. Особенно сенет. Игру неоднократно находили в захоронениях додинастической эпохи и периода первой династии. Сенет можно увидеть на настенных рисунках древнеегипетских гробниц. Ко времени Нового царства (1550–1077 гг. до н. э.) игра стала своеобразным талисманом путешествия в мир мёртвых.


Древние египтяне свято верили в концепцию судьбы. Вероятно, высокий элемент везения в сенете был тесно связан с этой концепцией. Считалось, что удачливому игроку покровительствуют сами боги египетского пантеона: Ра, Тот, а порой и Осирис. Вследствие этого, сенет часто клали в усыпальницу умершего наряду с другими необходимыми вещами для опасного путешествия в загробный мир. В связи с этим сенет упоминается в главе XVII «Книги мёртвых».

Если говорить о процессе игры, тут единого мнения нет. Сама по себе доска для сенета — это прямоугольное поле из 30 квадратов: 3 ряда по вертикали, 10 по горизонтали. В игре было два набора фишек (как минимум по 5 каждой, иногда находили и больше, а иногда находили укороченные версии игры с меньшим числом фишек). Историки выдвинули несколько гипотез относительно процесса игры, которые были подхвачены некоторыми компаниями, выпустившими собственные версии сенета.

Настольные игры подаются в религию

(3000 г. до н. э.)

Став популярными среди высших сановников, настольные игры заинтересовали рабочий класс, а вскоре и религиозные круги. Одним из последствий такого интереса стал мехен. Несмотря на то, что правила игры так и не были найдены, известно, что она была связана с богом Мехеном. Культ солнца изображал его в виде гигантсткого змея, кольцами опоясывающего бога солнца Ра (доска для игры тоже делалась в виде свернувшегося кольцами змея).


На каком-то этапе (гораздо раньше Древнего царства) игра и бог стали неразделимы, игра стала чем-то большим, нежели праздным времяпровождением — она во всех отношениях стала отождествляться со змееподобным богом. Тим Кендолл, исследователь Древнего Египта, говорит, что невозможно сказать (на основе имеющихся данных), чем именно было вдохновлено появление подобного божества: игрой или существовавшей мифологией.


Фигурка льва из мехена

Несмотря на то, что правила мехена так и остались неизвестными, существовала гиена, арабская игра с похожими параметрами. По этой причине правила гиены были адаптированы и под мехен.

Каждый игрок начинал с шестью шариками и одним львом. Палочки-кости (такие, как на одном из рисунков выше) определяли очки движения. Игроки начинали в хвосте змеи, с края доски, и наперегонки двигались шариками к её центру — туда, где покоилась голова змеи. Как только один из шариков достигал центра, направление движения менялось — игроки начинали двигаться к месту старта — а в игре появлялся лев, съедающий (забирающий) шарики соперников.

Первое свидетельство о самой старой современной игре

(2650 г. до н. э.)

Многие полагают, что самая старая настольная игра, в которую играют до сих пор, — это нарды, однако, на самом деле, это игра урских царей. Игра, которая считалось утерянной, была полностью вытеснена нардами 2000 лет назад. Однако горячий поклонник игр Ирвин Финкел неожиданно увидел её правила, высеченные на древней каменной табличке. А потом с удивлением обнаружил фотографию такой же игры, сделанной в современной Индии. Вскоре после этого Финкел познакомился с учителем-пенсионером, который играл в эту же игру, когда был ребёнком. Всё это делает игру урских царей самой древней игрой в мире, в которую играют до сих пор.

Своё название игра получила от места, где её нашли — царской гробнице в иракском городе Уре. Также комплект этой игры был обнаружен в гробнице Тутанхамона. В игре урских царей использовались два набора из 7 фишек, чёрных и белых, а также три пирамидальные кости (4-гранных кубика).


Первое свидетельство о нардах

(2000 г. до н. э.)

Ludus duodecim scriptorum — популярная игра в Римской империи. Её название переводится как «игра в двенадцать отметок», по-видимому, в названии отражается элемент игровой доски, на которой имелось три ряда по 12 отметок в каждом. Считается, что Ludus duodecim scriptorum стала родоначальницей табулы, в любом случае, и та, и другая игра похожа на современные нарды.


Ludus duodecim scriptorum в музее г. Эфеса

На каждой из двух сторон игрового поля игры, предшествовавшей нардам, имелось по 12 отметок. Как и сейчас, каждый игрок использовал 15 шашек и шестигранные кубики. Цель игры была той же — первым убрать за поле все свои шашки. Отличия от современных нард заключались в использовании одного дополнительного кубика (итого трёх кубиков вместо двух) и начале игры за пределами поля — шашки вводились в игру с бара наподобие того, как это делается в современных нардах.


Короткие нарды стали безумно популярны в 1960-е годы благодаря князю Алексису Оболенскому, «отцу современных нард», одному из основателей Международного нардового сообщества, составившего официальные правила игры. Помимо этого, в 1963 году Алексис основал Международный нардовый клуб на Манхэттене, который разработал турнирную систему игры, а в марте 1964 года организовал первый масштабный международный турнир по нардам, привлёкший внимание аристократии, знаменитостей и прессы.

Игра мгновенно стала модным увлечением, в неё играли в колледжах, на дискотеках и в загородных клубах. По всей Америке и стар, и млад только и делали, что гоняли шашки по доскам. Производители сигарет, спиртных напитков и автомобилей начали спонсировать нардовые турниры, а Хью Хефнер устраивал нардовые вечеринки в своём особняке «Playboy Mansion». Стало открываться всё больше клубов нард и проводиться турниров, что естественным образом привело к Международному чемпионату 1967 года, проведённому в Лас-Вегасе.

Относительно недавно, в 2009 году, с целью возродить былую популярность нард в США была организована Американская нардовая федерация (USBGF). Среди её членов правления и комитета числится немало знаменитых игроков, организаторов турниров и авторов научных работ со всего мира.

Псы войны приносят военно-стратегические игры

(1300 г. до н. э.)

Ludus latrunculorum («игра в разбойников») была стратегической настольной игрой для двух участников, в которую играли по всей Римской империи. Во времена Гомера о ней уже было хорошо известно и, судя по описаниям, она напоминала шахматы. Об игре не сохранилось подробных сведений, поэтому воссоздать её правила не представляется возможным, однако большинство историков сходятся во мнении, что это была военная тактическая игра. Существует теория, что именно воины XIII века до нашей эры повлияли на появление военно-стратегических игр.


В игре было множество фишек, а её поле напоминало шахматное. Поле называлось городом, а фишки — псами. Фишки были двух цветов, и идея игры заключалась в том, что фишка одного цвета, оказавшаяся между двух фишек другого цвета, выходила из игры.

Существует гипотеза, что ludus latrunculorum могла повлиять на историческое развитие ранних шахмат, особенно на ходы пешек. Когда шахматы появились в Германии, термины «шахматы» (chess) и «шах» (check) вошли в язык под словом «шах» (schach), однако в исконном немецком слово «шах» означало «разбой», поэтому словосочетание ludus latrunculorum часто использовалось в качестве средневекового латинского названия шахмат.

Игры — детям!

(500 лет до н. э.)

Поначалу настольные игры были достоянием исключительно взрослых представителей древних культур, однако со временем они пустили настолько глубокие корни в общественную жизнь, что стали частью детских забав. Несмотря на то, что классики нельзя назвать настольной игрой, они стали одной из первых игр, ориентированных на детей. Да-да, эта игра старше, чем вы думали.


Впервые играющие в классики (римские) дети упоминаются около 500 лет до н. э. Сегодня существует множество вариантов этой игры, однако основные правила остаются неизменными. Первый игрок бросает битку (камешек, монетку, жестяную банку) на первый квадрат, причём битка должна оказаться внутри очерченного квадрата и не должна задевать его границы. Далее, прыгая на одной ноге, игрок перемещается из квадрата в квадрат, толкая перед собой битку.

Первые письменные упоминания об игре в англоязычном мире датируются концом XVII века, чаще всего игру называют словами «scotch-hop» и «scotch-hopper». Согласно «Оксфордскому словарю английского языка», слово «hopscotch» («классики») происходит от слов «hop» («прыжок на одной ноге») и «scotch» в значении «прочерченная или процарапанная линия».

Настольные игры по-азиатски

(400 г. до н. э.)

Несмотря на то, что в азиатской культуре настольные игры появились задолго до 400 г. до н. э., это были преимущественно переработанные версии игр Среднего Востока. Любо стала первым исключением из этого правила и первой известной нам игрой, созданной азиатской культурой. (А вскоре за ней последовала и го).


Игра была рассчитана на двоих, предполагается, что у каждого игрока было по 6 фишек, которые перемещались по точкам квадратного поля с характерным симметричным рисунком. Очки движения определялись броском шести палочек-костей.

Любо была весьма популярна во времена династии Хань, но впоследствии её слава сошла на нет. Возможно, игру затмила набирающая вес го. Как бы то ни было, любо оказалась практически забыта. В недавние годы, благодаря археологическим находкам её досок и фишек в древних гробницах, учёным удалось собрать больше сведений об этой игре.

Как правило, эту игру находили среди разных других вещей в гробницах времен династии Хань. Для изготовления любо служили разные материалы, она могла быть сделана из каменной плиты, дерева или представлять собой массивный стол с вырезанным игровым полем и бронзовыми фишками. Однако игровое поле, нарисованное или высеченное на поверхности, оставалось неизменным во всех версиях игры.


Компоненты многих дошедших до нас экземпляров практически не сохранились, поскольку традиционно изготавливались из органических материалов (например, дерева), которые со временем обращались в пыль. Однако в 1973 году археологам удалось отыскать полноценный набор игры в довольно хорошем состоянии.


Он включал в себя:

Как и в случае с большинством древних игр, правила любо не дошли до нас целиком. Однако вот краткий пересказ гипотетических правил:

Двое игроков садятся перед игровым полем друг напротив друга. Поле разделено на 12 троп с 2 концами, область посередине называется водой. В игре используется 12 фишек: согласно древним правилам, 6 чёрных и 6 белых. Также в игре имеются фишки «рыб», две помещаются в воду.

Игроки по очереди перемещают фишки в зависимости от результата брошенных палочек-костей. Когда фишка достигает определённого места, она ставится на ребро и превращается в «сову». После этого она может войти в воду и съесть (выудить) рыбу.

Каждый раз, когда игрок выуживает рыбу, он получает 2 счётные фишки. Если он выуживает 2 рыбы подряд, то за вторую рыбу получает уже 3 фишки. Если игрок выуживает 2 рыбы, но не побеждает, это называется двойным уловом.

Читайте также: