Returnal объяснение концовки

Обновлено: 06.07.2024

Уже третье поколение подряд финская студия Housemarque в некотором смысле спасает консоли PlayStation, выпуская заточенные под реиграбельность рогалики: например, именно в ее Resogun первые владельцы PS4 коротали время в ожидании inFamous: Second Son. Видимо, в качестве благодарности Sony выделила студии дополнительные ресурсы на разработку нового проекта – на этот раз для PlayStation 5. Так получилась Returnal – игра с сердцем рогалика и аркадного bullet hell, но с постановкой и сюжетом практически AAA-класса.

Правильно расходуйте оболиты

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Оболиты — самый распространённый ресурс, который выпадает из противников или находится почти в каждой локации биома. Тратить его на бесполезные артефакты не стоит. Лучше при помощи них прокачать здоровье, увеличить урон или получить дополнительную жизнь, купив астронавта. Крайне не рекомендуется использовать фабрикатор со случайными предметами, поскольку полученный артефакт может оказаться совершенно бесполезным.

Это рогалик, в котором умирать очень обидно (но придется)


Действительно, вполне разумно играть в Returnal ради сюжета – в этом плане трейлеры игры, во многом сфокусированные на повествовании, не оказались ложной рекламой. Только вот для высасывания всех нарративных соков придется столкнуться с далеко не самым казуальным геймплеем игры и стать в нем если не профи, то как минимум уверенным любителем. Настройки сложности в Returnal нет, можно разве что включить помощь в прицеливании.

Каждый цикл-жизнь Селин начинает с базовым запасом здоровья (прочности скафандра), простым пистолетом и без апгрейдов. Покидая начальную «комнату» с разбившимся кораблем, стоит ожидать чего угодно – за проходом может оказаться как мирная зона с несколькими ресурсами, так и арена с кучей беспощадных врагов.

Чтобы пережить любую стычку, придется постоянно двигаться, уклоняясь от ярких и многочисленных «выстрелов» врагов (те самые элементы bullet hell) и в то же время не подпуская их близко к себе – иначе противники переключатся на ближний бой, а это даже хуже. Returnal стоит воспринимать как очень подвижный шутер от третьего лица, ведь изначально героиня не может драться вблизи. Эта способность откроется после получения инопланетного меча – одного из нескольких гаджетов, которые останутся с Селин даже после смерти.


Все оружие в игре, как и полагается представителю жанра, классное. Оно делится на несколько видов: уже упомянутый пистолет, ракетница, подобие дробовика, дальнобойная винтовка, автомат и еще десяток других. Каждый образец имеет случайный набор характеристик – бонус к урону, скорость перезарядки, скорость полета выстрелов, – а также особые перки. Некоторые добавляют успешным попаданиям шанс вампиризма, другие вообще меняют поведение оружия: например, некоторые пистолеты стреляют короткими очередями, параллельно выпуская самонаводящиеся ракеты.

Можно найти типаж оружия, подходящий под ваш стиль (для меня это автоматические ракетницы), находить их в каждом ране (доставая из сундуков или получая в качестве дропа из монстров) и бегать с ними до победного. Со временем у Селин поднимается уровень, от которого зависит мощность выпадающего оружия, но даже если ваша пушка несколько отстает по характеристикам от «актуальных моделей», это не так страшно. Главное, чтобы вам было комфортно из нее стрелять.

При этом у каждой пушки есть два режима стрельбы: основной и второстепенный вроде суператаки. С первым все просто: стреляете, пока не закончится обойма, потом ждете перезарядки или ускоряете ее, зажав «огонь» в нужный момент (как в Gears of War) – патроны бесконечны. Для переключения на альтернативный режим стрельбы левый курок нужно зажать до конца, преодолев физическое сопротивление в середине хода. После каждого особого выстрела начинается длительная перезарядка – о ее завершении вы узнаете по характерному звуку из динамика геймпада. Returnal – вторая игра после предустановленного платформера Astro’s Playroom, полностью использующая фишки геймпада DualSense. И теперь больше уверенности в том, что контроллер PS5 станет реально крутой особенностью консоли.

На геймплей в каждом конкретном ране, помимо оружия, влияют и другие вещи. Во-первых, это модификаторы – понятные улучшения в духе «+10% к защите» или «при получении урона персонаж выпускает залпы во все стороны». Во-вторых, паразиты – биомеханизмы, обладающие случайным положительным и случайным негативным свойством. Например, он может увеличивать шанс получения хорошего лута, но увеличивать время перезарядки рывка (что, надо сказать, очень неприятно).


Вообще в плане подбора экипировки Returnal постоянно вынуждает взвешивать плюсы и минусы каждого «бонуса», подписываясь на осознанные риски . Это касается не только паразитов, но и даже подбора некоторых ресурсов или открытия части сундуков – они могут быть злокачественными, то есть с шансом вызвать неполадку костюма при использовании. Не угадаешь, какую именно: может быть ерунда в духе «падения с большой высоты наносят урон» (лайфхак: достаточно делать рывок перед приземлением), а может попасться что-то адовое уровня «откат рывка увеличен на 2,5 сек» или «вы не можете лечиться».

К слову о здоровье – само по себе оно, разумеется, не восстанавливается. Нужно либо подбирать соответствующие ресурсы, иногда валяющиеся на земле или выпадающие из убитых врагов, либо искать другие способы регенерации: особые паразиты (тот, что восстанавливает часть здоровья на низком уровне – мастхэв), разные бонусы, оружие на вампиризм и так далее.

Как можно догадаться, в Returnal все условия для того, чтобы героиня как можно скорее умерла – прикончить может каждая следующая комната. Нужно быть всегда готовым, что за поворотом окажется какой-нибудь мини-босс, окруженный 5-10 вашими нелюбимыми обычными монстрами. Полноценных боссов всего несколько, сражения с ними похожи на классический bullet hell: в сторону Селин все время летит по несколько волн разноцветных выстрелов в разных паттернов, от которых нужно уклонять, бегая по круглой арене, и параллельно стрелять в цель. Это нормально, если при первой встрече вы, не зная атак, умрете (хоть и можно вытащить на рефлексах). Но готовьтесь, что сброс цикла вас не обрадует.


Как и обещали разработчики, после смерти Селин возвращается к моменту сразу после крушения корабля: ваше любимое оружие, прокачанная шкала здоровья, апгрейды и паразиты при этом теряются . Вам снова нужно бежать к своей цели через всю карту, заново зачищая локации от монстров и преодолевая различные препятствия. В первые разы от такого обнуления опускаются руки – как раз из-за того, что Returnal, в отличие от многих рогаликов, можно пройти по сюжету, а не просто стремиться к более продолжительному рану, чем в прошлые разы.

На самом деле глобальный прогресс все-таки сохраняется, но гораздо реже, чем в других сюжетных играх. Например, если вам нужно не только найти комнату с боссом, но и добыть ключ для ее открытия – после выполнения этой задачи, в следующих циклах можно будет сразу идти сражаться. С босса выпадает ключ для активации портала в следующий биом (всего их несколько) – достаточно получить его один раз за всю игру. В следующем цикле можно сразу бежать из мрачных джунглей в пустыню (самая ненавистная мной локация), а можно сперва пофармить в первом мире или еще раз убить босса. То есть проходить всю игру за один раз вас все-таки не заставят, хотя ощущение полного сброса цикла Returnal все равно успешно сохраняет.


Есть два способа получить дополнительную жизнь. Первый – особые артефакты, иногда продающиеся в случайно расположенных «магазинах» за ресурс, выпадающий при убийстве монстров или из объектов на уровне. Такие вещи воскрешают Селин с полным здоровьем, чего обычно достаточно, чтобы, например, добить босса. Вторая «воскрешалка» не такая удобная – можно найти комнату с устройством, которое сохранит копию героини за несколько единиц другого, более редкого ресурса. В таком случае, после смерти вы возродитесь именно там – до того же босса придется бежать заново.

Чаще используйте меч, чтобы срубать лозы и пробивать вражеские щиты

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Меч Селены не всегда удобен в управлении. Часто происходят ситуации, в которых героиня промахивается по противнику. Однако не стоит списывать его со счетов. Им можно не только срубать лозы растений и разбивать вражеские щиты. Это оружие эффективно против турелей и слабых или раненых врагов, которых легко можно уничтожить одним точным ударом.

Теория 2. Смерть сына

Гелиос — важный персонаж. Когда вы уходите от корабля, появляется надпись, что «Гелиос» остался без присмотра. Это приобретает дополнительный смысл, как только вы узнаёте имя ребёнка.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Селена писатель. Она интересуется древнегреческой мифологией и космосом. У неё действительно есть мать — Тея, прикованная к инвалидной коляске после аварии. Тея всегда была строга к дочери, возможно даже винила её в случившемся, или очень хотела привить ей свою любовь к космическим полётам.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

В один из вечеров Селена ехала на машине с сыном. Из-за рассеянности внимания, она не следила за дорогой и машина упала с моста. Селена повторила судьбу своей матери. К сожалению, сын не спасся, что стало для женщины последней каплей. Её мозг выстроил целый мир, защищающий от чувства вины и отчаяния, а сама героиня зациклилась на моменте аварии — крушении Гелиоса.

Селена бросает ребёнка и пытается выплыть сама. Однако мозг не может принять подобную правду, поэтому придумывает астронавта и подводного пришельца, который якобы насильно спасает героиню волшебной технологией оживления.

Учитывая, что в астронавте Селена видит мать, вполне ожидаемо, что Тея и есть Селена, точнее её другая личность. На расщепление сознания намекают и разные версии героини, тела которых она постоянно находит по мере прохождения.

Ищите Сильфийную смолу, чтобы повысить здоровье (прочность скафандра)

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

На протяжении всего прохождения Returnal игрок ни один раз столкнётся с ресурсом здоровья — Сильфийная смола (Silphium Resin). Этот предмет очень важен для Селены, так как позволяет улучшить показатели здоровья персонажа. Для повышения прочности скафандра потребуется собрать три куска сильфийной смолы. Первый и четвёртый биомы лучшего всего подходят для поиска этого предмета.

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

В игре также существует испорченная смола, которая может повредить игроку, сняв небольшое количество здоровья, или вызвать критический сбой скафандра. Активация негативного эффект происходит совершенно рандомно, поэтому с некоторой вероятностью игрок повысит здоровье. Для дополнительной безопасности смолу можно очистить эфиром, однако в большинстве случаев это делать не рекомендуется, так как эфир в игре очень ценен, поэтому бездумно разбрасываться им не имеет смысла.

Returnal – мощная научная фантастика о временной петле


Космонавт-исследовательница Селин получает сигнал бедствия от некой Белой тени и, вопреки протоколам безопасности, отправляется искать его источник на неизученную планету Атропос. Уже в атмосфере перед героиней на секунду возникает образ космонавта в старомодном скафандре (которого тут быть не может), после чего корабль терпит крушение. Уцелевшая Селин берет верный пистолет и отправляется исследовать планету – она, как вскоре окажется, кишит враждебной фауной и усыпана руинами местной цивилизации.

Вскоре героиня, по вине пока что неопытного игрока, наверняка умрет – тогда и покажется настоящая завязка сюжета. Гибель не станет для Селин концом, а лишь вернет ее к моменту сразу после крушения. Планета же, как сразу подметит исследовательница, после ее смерти заметно изменится. Селин застряла в цикле жизни и смерти в очень опасном месте, а как из него вырваться или хотя бы вызвать подмогу – непонятно.

Да, Returnal из числа рогаликов (точнее, игра относится к поджанру rogue-lite – здесь после смерти частично сохраняется прогресс), в которых условная бессмертность протагониста объясняется сюжетно. Цикл здесь играет еще и центральную роль, в том числе как основной инструмент повествования. В некотором смысле, для раскрытия сюжета нужно умирать, но при этом все-таки не специально: в каждом ране игрок может увидеть определенные кусочки истории, изучая руины и активируя некоторые триггеры. Со временем каждая изученная надпись здешних жителей (точность перевода зависит от количества встреченных символов), каждый аудиодневник погибших Селин из других циклов (о которых наша героиня не помнит) и другие сценки начнут складываться в единый сюжет.


Особенность задумки разработчиков в том, что планета Атропос существует не как самостоятельная сущность, а по каким-то причинам откликается на присутствие своего единственного разумного гостя, Селин. Не только перестраивается после каждой смерти героини, но еще и пугающим образом отражает кусочки ее сознания и воспоминаний, загадочным образом интегрируя их в свою историю. Здесь исследовательница, например, найдет точную копию своего старого дома на Земле – внутри него камера переключается на вид от первого лица, начинаются небольшие линейные секции в духе кодзимовского хоррора P.T. Именно в эти минуты игра показывает важнейшие нарративные зарисовки – если немного подумать, их можно связать между собой и лучше понять происходящее.

Правда, из-за того что Атропос подстраивается под разум Селин и знает ее лучше, чем она сама (по собственному признанию героини), сюжет до последнего сохраняет интригу. Не так просто разобраться, что реально, а что – нет.

Гайды по Returnal

Что значат имена

В игре не так много имён, но все они лишь укрепляют теорию об иллюзорности происходящего. Вполне вероятно, что на самом деле и нашу героиню зовут совсем иначе.

Селена — это древнегреческая богиня, которая долгое время олицетворяла собой Луну. Если обратиться к мифам, то быстро выяснится, что братом Селены был никто иной, как Гелиос — бог солнца, чьи обязанности часто пересекались с Аполлоном. Матерью Селены и Гелиоса была Тея. В игре мы также встречаем это имя — так зовут мать героини, которая реально существует и находится на Земле, что мы можем выяснить по дневникам.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Также внимания заслуживает название самой планеты. Атропос — богиня человеческой участи, перерезающая нити жизни. В других трактовках она отвечала за формирование человеческого будущего.

Если вспомнить о древнегреческом происхождении местных противников, то почти не остаётся сомнений, что Селена очень интересуется мифами и даже пишет о них книги. А все события вокруг — нереальны.

В процессе исследования вы сразитесь с пятью боссами. Несмотря на то, что героиня якобы на неизвестной планете, она всегда будет знать имена противников, хотя даже не поговорит с ними.

О Фрике никакой информации нет, однако в германо-скандинавской мифологии есть созвучная богиня — Фрия или Фригга. Она была покровительницей любви, брака и деторождения, а также знала судьбу каждого человека.

Иксион ещё один древнегреческий персонаж. По версии мифов это первый человек, убивший родственника. В последствии Иксион был прощён, однако снова оскорбил Зевса и был навечно привязан к колесу в подземном царстве.

Немезида — крылатая богиня возмездия, которая карала как смертных, так и бессмертных за любую несправедливость и грех. Немезида воплощала собой понятие «божественный гнев».

Гиперион — дословно сияющий бог. Он был супругом Теи и соответственно отцом Селены и Гелиоса. Интересный факт — в игре Гиперион играет на органе, и музыка очень негативно сказывается на героине. Как мы знаем из обрывков воспоминаний — Селена тоже играет на пианино, о чём не раз упоминает.

Офион — древнегреческий змей и один из создателей сущего. В более поздних вариантах мифа Офион выступает как антигерой, которого свергли в Тартар за гордыню.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Важно также обратить внимание на название самой расы пришельцев — когниты. Если вам кажется это слово знакомым, то оно созвучно слову «когниция» — познание. Когнитивный означает всё, что относится к познавательным процессам — восприятие, мышление, память, внимание, способность строить планы и оценить последствия своих действий. Проще говоря, это то, что относится к уму и интеллекту.

Существует когнитивное расстройство — при нём страдает одна из сфер познания, а иногда и несколько. Часто болезнь приводит к деменции и психологическим расстройствам.

В теории, упадок когнитов в игре показывает внутренние психологические проблемы Селены или разложение её когнитивных функций. Она не просто погружена в иллюзии, она психически нездорова. Бои с боссами также стоит воспринимать метафорически — это не просто воображаемые существа, а внутренние конфликты героини, которые оказывают на неё наиболее сильное влияние.

Ищите потайные комнаты

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Во всех локациях Returnal находятся секретные комнаты. Они помечены жёлтым пучком сверкающего оболита. Как только Селена провалится вниз, она окажется запертой в потайной комнате. В ней можно встретить полезные награды, однако в некоторых случаях для получения бонусов придётся сразиться с особо сильным противником. Также по всем биомам разбросаны различные закрытые двери и высокие платформы с оружием, артефактами и смолой. Ознакомиться с тем, как попасть в такие труднодоступные места можно в нашем отдельном руководстве.

Берите детские часы и астронавта, чтобы повторно вернуться у жизни

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Returnal настолько сложен, что одно неверное движение может привести к катастрофе и потере всего накопленного опыта. Для этого и существуют два уникальных предмета, способные выручить игрока в самый критический момент. К ним откроется доступ после изучения дома, который можно обнаружить в первом и четвёртом биоме.

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Фигурка астронавта сразу же возвращает Селену к жизни с полным здоровьем, а детские часы восполняют только половину единиц здоровья. Игрок может иметь оба предмета одновременно, однако при получении фатального урона сначала автоматически активируются детские часы. Только после повторной потери всей прочность скафандра используется фигурка астронавта. Похожее действие применяется при нахождении соответствующего паразита, который позволяет пережить смертельный удар, но сразу же активирует два критических сбоя.

Успех во многом зависит от рандома

Это подразумевается жанром: в рогаликах случаются как удачные раны, так и не очень. В одном случае вас ждут комнаты с десятком самых нелюбимых врагов сразу после стартовой зоны, в другом – тонна нужных апгрейдов и хорошее оружие. Нужно адаптироваться к любой ситуации и не полагаться на удачу – она обязательно подведет.

Используйте удобное оружие

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Не всегда более сильное оружие является самым полезным. Найденная винтовка может не подходить игроку для битвы с боссом или сражений в узких проёмах. Выберите для себя наиболее удобное оружие и используйте только его, пока не найдёте его улучшенную версию. Мы рекомендуем чаще использовать тахиоматический карабин, который позволяет быстро нанести средний урон нескольким целям. На крайний случай можно воспользоваться пистолетом.

Как показывает практика дробовик, в большинстве случаев не достреливает до нужной дистанции, скорострельная винтовка наносит слишком мало урона, а другим бронебойным винтовкам и карабинам не хватает патронов. Также советуем изучить различные варианты альтернативного огня и подобрать для себя наиболее подходящий.

Это ад перфекциониста

Во-первых, примерно половина эффективной сборки подразумевает «осознанные риски». Одни из самых полезных бонусов дают паразиты: существа, обладающие одним случайным положительным и одним случайным негативным эффектом. Многие предметы и сундуки «злокачественные» – при их поднятии есть реальный риск получить поломку – еще один случайный негативный эффект (правда, с возможностью его снять при выполнении случайного же условия). Всегда нужно прикидывать, что для вас важнее, а играть без негативных эффектов – тоже риск и не самая лучшая стратегия.

Во-вторых, в игре очень много артефактов, предметов, видов оружия и перков для них – чтобы собрать все предметы, придется пройти Returnal десятки раз. Вообще-то это хорошо – значит, в игре достаточно много контента, – но комплиционистам придется выделить на зачистку около 50 часов, а то и больше.


Returnal стала первой игрой, демонстрирующей все возможности PlayStation 5. У проекта нетипичный для эксклюзивов Sony геймплей, но это далеко не всё, чем удивляет новинка. Сюжет — одна из сильных сторон игры. В духе лучших фантастических фильмов он многослоен и метафоричен, а концовка заставляет строить догадки о произошедшем. В этом материале мы расскажем о всех теориях и трактовках сюжета Returnal и её концовок.

Для начала разберёмся, что нам точно известно. Селена, главная героиня, попадает во временную петлю на неизвестной планете Атропос. После смерти она всегда возвращается к моменту крушения её корабля. А ещё женщину преследует молчаливый астронавт, который хотя и не нападает, но очень пугает Селену.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

В процессе прохождения мы находим дом, который странным образом погружает героиню во флешбеки с её жизнью на родной планете. Так мы узнаём о ещё нескольких важных моментах — матери Селены, с которой у неё очень сложные отношения, и сыне Гелиосе, которого зовут также, как корабль астронавтки.

Кто такой астронавт

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

В секретной концовке выясняется, что астронавтом все это время была Селена. Это полностью разрушает теорию, что всё происходящее с ней — реальность. Астронавт очень важен для сюжета. Если вы собрали достаточно аудиодневников, то могли подумать, что астронавт — это мать героини, однако в конце выясняется, что это не так.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

В концовке мы видим, что Селена вместе со своим сыном попадает в аварию и их машина падает с моста. Несчастье случается из-за неожиданно появившегося на дороге астронавта. Конечно же его там не было, и это игра разума. Поэтому выходит, что Селена подсознательно считает себя виновной в произошедшем, а её нездоровый мозг сам достроил образы. Преследование астронавтом по ходу прохождения игры ни что иное, как напоминание о правде. Само его присутствие заставляет Селену вспоминать, что случилось и испытывать ужас и вину.

Когда мы разобрались с основными моментами сюжета, пора обратиться к теориям обо всей истории в целом.

Что случилось с Селеной

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

К сожалению, точного ответа нет. Даже после истиной концовки цикл продолжается. Это говорит о том, что свои психологические проблемы Селена так и не решила. Вероятно то, что мы видели в процессе прохождения, может быть интерпретацией травмирующих событий, на которых перед смертью зациклился нездоровый мозг. Героиня так и не смогла выбраться из глубины, значит это может быть и кома после аварии. В любом случае, учитывая общий уровень иллюзии, маловероятно, что на момент игры Селена в сознании.


Returnal — эксклюзивный roguelike-шутер от третьего лица для PlayStation 5, который заметно отличается от других проектов излишней хардкорностью. Футуристичный «рогалик» не прощает ошибки игрока и испытывает его умения в динамичных, напряжённых схватках. В этом руководстве мы предлагаем ознакомиться со всеми самыми важными советами и хитростями, которые помогут игрокам быстрее изучить основы и моментально погрузиться в игру.

Здесь почти нет сохранений

Важность выживания в игре мы уже обозначили – а что с сохранениями? Они редкие: игра запоминает только выполнение основных сюжетных задач или добавление перманентных предметов в инвентарь.

Зато разработчики все-таки предусмотрели две системы для получения дополнительных жизней. Первая – покупка особых артефактов вроде фигурки космонавтов, которые воскресят героиню в случае гибели. Вторая – сканирование персонажа в специальных рефабрикаторах, которые иногда встречаются в отдельных комнатах – в них и возродится игрок. Оба варианта не бесплатные – понадобятся разные ресурсы, выпадающие из убитых врагов и иногда лежащие на земле.

Используйте перезагрузку

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

В игре есть функция быстрой перезарядки. Для её активации необходимо повторно нажать на клавишу стрельбы, когда полоска перезарядки будет в соответствующем прямоугольнике. Постоянно тренируйтесь на любых монстрах, чтобы потом совершать это действие автоматически.

Избегайте фиолетовые и оранжевые лазеры

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Игроки, которые знакомы с предыдущими играми Housemarque, не будут удивлены. Все снаряды противников окрашены в соответствующий цвет, по которому можно заранее определить направление перемещения и силу урона. Оранжевые и фиолетовые лазеры могут сбить с толку неопытного игрока. Будьте аккуратны, так как оранжевые проходят через стены, однако через них можно проходить при помощи рывка. Уклониться от фиолетового лазера таким способом не получится, поэтому необходимо обойти его стороной.

Теория 3. Ребёнок и Селена — один человек

Эта теория одна из самых безумных, однако в её пользу говорят многие мелочи и сама концовка.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Селена психически нездорова. Её мозг то и дело проваливается в фантазии, а сама героиня активно борется сама с собой. Она принимала таблетки, однако давно перестала это делать, а ещё она одержима работой, как и её мать когда-то.

Из-за провалов в памяти и дезориентации она даже забывала кормить собственного сына.

Селена чувствует себя нереализованной и пытается найти виновных, однако раз за разом возвращается к тому, что винить кроме себя некого.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

В концовке мы впервые видим как выглядит ребенок. Он сильно похож на девочку. Авария действительно была, но за рулём сидела Тея, которая была астронавтом и обожала свою работу больше, чем собственную дочь Селену. Из-за усталости Тее почудился на дороге астронавт, после чего машина слетела с трассы. Дочь чудом спаслась, однако мать навсегда осталась прикованной к инвалидной коляске, стала жить в подвале и превратилась в озлобленное существо, которое мы встречаем в истинной концовке.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

О том, что Селена и есть ребёнок, говорит ещё и то, что мы всегда играем только за героиню. При этом камера иногда переключается на вид от первого лица. В доме мы также смотрим на происходящее глазами женщины. Селена узнаёт игрушку осьминога и говорит о ней так, будто это её вещь. Только после этого мы неожиданно переключаемся на ребёнка, у которого тоже есть любимая игрушка осьминога и астронавта, чей костюм сильно отличается от современного снаряжения Селены, то есть это модель старого образца.

Сын у героини несомненно был, однако к моменту игры его давно нет в живых. В некоторых воспоминаниях мы видим, что дом сгорел. Вероятно тогда же настоящий Гелиос и Тея погибли.

В одной из записей на борту корабля Селена пишет, что в этом путешествии ей нечего терять, что прямо намекает на судьбу сына.

Создавайте артефакты на исцеление

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

В самых масштабных битвах Селене чаще всего не хватает здоровья. Обнаружьте фабрикатор и создайте соответствующий артефакт, который предоставит героине эффект вампиризма. Наилучшим предметов исцеления является артефакт, который восстанавливает небольшой процент здоровья при активном адреналине. В этом случае герой будет постоянно восстанавливать прочность скафандра при точных попаданиях во врага.

Теория 1. Всё правда

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Первая теория самая простая и поверхностная. Героиня действительно попадает на Атропос, где когда-то жила высокотехнологичная раса когнитов. Из-за чрезмерно агрессивной окружающей среды пришельцы разработали сложную систему перерождения — вознесение. Она должна была помочь им сохранить себя и технологии, несмотря на регулярные смерти от враждебных существ. Со временем бессмертие стало сводить когнитов с ума, произошла гражданская война между теми, кто хотел решить проблему и другими, кто считал вечную жизнь даром бога Создателя/Разрушителя.

Временная петля действовала автоматически на всех, кто жил и умирал на планете, поэтому Селена, один раз получив бессмертие, не потеряла его, когда улетела домой. Вероятно, технология была нестабильна, поэтому большинство когнитов уже мертвы.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Тея, мать героини, попала в аварию, после которой больше не смогла заниматься любимым делом — летать в космос. Дочь чудесным образом не пострадала. Из-за собственной нереализованности в работе Тея хотела, чтобы дочь пошла по её стопам. Поэтому Селена и полетела в космос.

По причине занятости героиня мало уделяла внимания сыну и постоянно чувствовала вину, что хорошо видно, когда Селена боится заходить в его комнату.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Терзаемая чувством вины, Селена выбирается с Атропоса, после чего решает начать жизнь сначала. Однако даже умерев от старости, она так и не находит способ разорвать петлю и снова возвращается на знакомую планету.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Несмотря на общую логичность, у этой теории есть множество слабых мест. Тот же астронавт, земной дом на неизведанной планете или личные вещи, которые героиня находит по ходу путешествия, прямо указывают на несостоятельность первой теории. Важно упомянуть, что в одном из последних посещений дома мы видим кат-сцену, где выясняется, что Селена сама взорвала свой корабль. Это также противоречит общей линейности данной теории.

«Прошел» игру за 14 часов, но не могу отлипнуть до сих пор

Один из важнейших критериев успеха рогаликов – то, насколько они смогут занять игрока. С Returnal ситуация такая: на неполное прохождение игры (до титров) у меня ушло примерно 14 часов . Я не мастер в bullet hell играх и шутерах, но обладаю достаточно хорошей реакцией – думаю, более скилловый игрок справился бы на 2-4 часа быстрее.

Другое дело, что сейчас я наиграл уже почти 30 часов и все еще не готов удалить Returnal с консоли – мне еще есть, чем в ней заняться. Как минимум, открытием финальной порции сюжета (игра всячески намекает, что «финальная кат-сцена» и титры – не конец истории). Да и хочется найти все виды оружия, артефакты и модификаторы – судя по встроенной базе данных, пока я видел не все. Ну и просто насладиться действительно хорошей стрельбой еще несколько часов, заодно прокачав дополнительные перки на разных пушках – интересно, как они поменяют ощущение от геймплея.


При этом случайная генерация Атропоса для меня уже несколько потеряла шарм. Алгоритм составляет карту примерно одного и того же размера для каждого биома, используя случайные готовые модели «комнат» из всего набора и каждый раз наполняя их разными врагами и предметами. Я заметил странную особенность генерации: после нескольких смертей от мерзкого летающего мини-босса в пустыни та локация практически не менялась между циклами. Только после того, как я преодолел преграду и продвинулся дальше, следующие посещения пустыни выглядели иначе. Непонятно, задумано ли подобное разработчиками или это какая-то ошибка: получается так, что можно нарваться на конкретную сложную ситуацию в одном ране, умереть и вернуться к той же сцене в следующей жизни. В этом плане рогалики должны быть рандомнее, чем «сейчас я дойду вот до той части биома и меня наверняка снова убьет тот злой чувак».

Из-за таких странностей Returnal не всегда работает как ультимативный рогалик с бесконечной реиграбельностью – в некоторых длинных сессиях игра может приесться чуть сильнее, чем более абстрактный Resogun от тех же разработчиков. Но все-таки это больше похоже на какой-то странный субъективный опыт, случившийся конкретно со мной, ведь «на бумаге» игра предусматривает все для десятков уникальных прохождений.

Бонус для тех, кому и этого мало – ежедневно меняющиеся испытания. В них подразумевается набор положительных и негативных условий, а для выполнения нужно зачистить отдельный биом, стремясь к как можно более высокому итоговому счету – он попадет в онлайн-таблицу с результатами других игроков. Это тот самый более аркадный опыт, который будет привычнее фанатам жанра.


Returnal – отличная игра для поклонников научной фантастики, рогаликов и bullet hell (или хотя бы любых двух пунктов из перечисленных). Если вы морально готовы столкнуться с более высоким уровнем сложности, чем в типичных сюжетных блокбастерах PlayStation, новому проекту от Housemarque определенно стоит дать шанс. Ведь, помимо прочего, пока что это одна из главных возможностей получить какой-никакой некстген-опыт: пусть без по-настоящему прорывной графики, но с полным отсутствием загрузок, геймплеем в 60 FPS и новыми ощущениями от геймпада.

Чем она может отпугнуть?

С кем говорит Селена

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Во многих аудиозаписях героини вы можете услышать, что это как будто отрывок из диалога. Селена в процессе путешествия почти не комментирует происходящее, зато в дневниках она очень эмоциональна. Если придерживаться теории об иллюзорности происходящего, то Селена говорит скорее всего с психологом, либо записывает свои мысли для врача, так как у неё деменция и она перестаёт ориентироваться в пространстве, постоянно забывая где она и что делает.

Отрегулируйте настройки

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Помимо стандартных настроек яркости и режима дальтонизма в настройках игры есть две очень полезные функции:

  1. Бег (Toggle Sprint). По умолчанию игрок должен нажать и удерживать левый стик для активации ускоренного перемещения. Этот параметр можно изменить на постоянный автоматический бег или использовать стик в качестве переключателя. В первом случае Селена будет всегда бегать при возможности, а во втором способе при нажатии на кнопку будет происходить переключение между бегом и ходьбой.
  2. Помощь в прицеливании (Aim Assist). Для того, чтобы игрок мог больше сконцентрироваться на тактических действиях, разработчики внедрили полноценную систему помощи в прицеливании. По умолчанию она установлена на средний режим, однако мы рекомендуем поднять её до максимального значения. Это значительно упростит прохождение Returnal.

Обходите каждый угол

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Благодаря процедурной генерации локаций, разработчики смогли разместить множество полезных предметов во всех частях биомов. Прежде, чем идти по основному заданию, необходимо изучить каждую возможную территорию для поиска полезных артефактов, оружия и смолы. Это поможет в значительной мере усовершенствовать умения Селены или обнаружить что-то новое. Учтите, что любой предмет в Returnal может быть полезен.

Чаще пользуйтесь уклонением для контроля происходящих действий на поле боя

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Скафандр Селены оснащён специальной технологией, которая позволяет проскакивать сквозь пространство на коротком расстоянии. Это помогает протиснуться сквозь вражеские снаряды или лазеры на самом близком расстоянии. Учтите, что фиолетовые лазеры таким способом обойти нельзя. Также можно использовать эту тактику для быстрого отхода из эпицентра битвы.

Смерть обнуляет цикл прохождения, выключение консоли или закрытие игры – тоже

Героиня Returnal после гибели возвращается не к последнему чекпоинту, а в самое начало игры. При этом игрок лишается своего оружия, всех улучшений (кроме нескольких перманентных), карта генерируется заново, враги возрождаются – все по правилам рогаликов. Единственное утешение: если до смерти вы выполнили глобальную сюжетную задачу (найти ключ, убить босса), то повторяться не нужно, можно идти к следующей цели.

Но есть и более странное решение: закрытие игры почему-то приравнивается к смерти. И полное выключение консоли (не путать с переводом в режим ожидания) – тоже. Поэтому Returnal может не подойти игрокам, делящим свою консоль с кем-то еще – пустить другого человека поиграть во что-то другое без потерь не получится.


Сюжет есть, но геймплей важнее

Из-за упора трейлеров Returnal на сюжет и репутации эксклюзивов PlayStation можно предположить, что Housemarque выпустила еще одно кинематографическое приключение на несколько вечеров. Это не совсем верно.

Да, в игре есть цельный сюжет, ведущийся через аудиодневники, кат-сцены, отдельные эпизоды от первого лица и большие ролики со «взрослой» постановкой. Тем не менее примерно 80% игры составляет чистый геймлпей: бесконечные перестрелки с разными врагами, преодоление препятствий, сбор ресурсов. В этом Returnal сильно отличается от игр, к которым привыкла массовая аудитория во времена PS4.

Так что Returnal можно покупать ради сюжета, но лучше делать это с четким пониманием: это не игра-фильм, в которую можно расслабленно поиграть после работы часок-другой.

Кто такая Селена

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Внимательный игрок заметит много подсказок о том, что главная героиня не совсем та, за кого себя выдаёт. Об этом говорит сама Селена. В одной из найденных в мире игры записей женщина отмечает, что монстры, с которыми она сражается, сильно похожи на мифических древнегреческих существ из её книги. Но зачем астронавту писать книги? Также в доме вы можете найти кусочки истории о приключениях совершенно иной героини.

В другой записи Селена кому-то объясняет, что её иллюзии помогают ей абстрагироваться. Это интересно по ряду причин. Во-первых, мы понимаем, что Селена не просто записывает аудиодневники, она либо ведёт монолог, либо отвечает на чьи-то вопросы. Во-вторых, она творческий человек, который не раз погружался в мир фантазий.

Объяснение сюжета и концовки в Returnal — кто такая Селена, теории о астронавте и прошлое героини

Из всего этого мы получаем логичный вывод — Селена никогда не была в космосе и тем более не является астронавтом. Она писатель. Заметив данный факт, всё остальное в игре станет намного яснее.

Всегда продолжайте двигаться

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Несмотря на всю очевидность, постоянные движения и быстрые перемещения из стороны в сторону являются главным ключом к победе. Никогда не останавливайтесь в бою. Инопланетным враждебным обитателям будет гораздо труднее поразить подвижную цель.

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

Все сражения происходят в очень быстром темпе, поэтому придётся ежесекундно адаптироваться к сложившейся ситуации. Делаем несколько выстрелов и тут же меняем позицию., а затем прячемся за укрытиями или прыгаем по платформам. Самые нестандартные действия позволят быть всегда на шаг впереди противника и сохранить драгоценную прочность скафандра.

Перефармить врагов не получится

Можно собрать очень хороший билд с большим количеством здоровья и огромным уроном, но какой бы прекрасной ни была ваша пушка, Returnal продолжит наказывать вас за любую ошибку. В этой игре нельзя переоценивать свои силы.

Проблема в том, что игра не предусматривает никаких реальных способов преодолеть тяжелые места, например, потратив несколько дополнительных часов на подготовку и фарм. Если вы не понимаете, что делать во время сражения с боссом (точнее, как уклоняться от его атак) – вас вряд ли что-то спасет.


Игра сложная. И ее не облегчить


В Returnal нет выбора сложности: упростить прохождение можно разве что настройкой «Помощь в прицеливании», которая поможет попадать по врагам во время маневрирования. В остальном игрок предоставлен сам себе: умереть можно в любой момент, стоит лишь немного расслабиться и потерять инициативу. Это отличный вариант для тех, кто ждет от игр вызова, но более казуальной аудитории будет сложно адаптироваться.

Не тратьте эфир просто так

Гайд для новичка Returnal. Как выбрать лучший артефакт, получить дополнительную жизнь, найти потайную комнату и так далее

При поиске оружия и предметов игрок может обнаружить заражённые порчей сундуки и скопления оболитов. Их можно очистить эфиром, но делать этого совершенно не нужно. Эфир очень трудно достать. К тому же это один из немногих ресурсов, которые переносятся на следующий забег после смерти. Лучше всего эфир подходит для разблокировки новых артефактов в соответствующих монументах или сохранения накопленного опыта в реконструкторах на одну жизнь.

Читайте также: