Resident evil revelations приколы

Обновлено: 02.07.2024

Есть небольшой шанс, что вы уже давным-давно прошли Resident Evil: Revelations, — игра вышла на 3DS еще год назад. Для всех остальных Capcom приготовила подарок только сейчас, портировав Revelations на домашние консоли и PC.

Рассчитана игра явно на ту аудиторию, которая по какой-то причине осталась разочарованной в недавнем Resident Evil 6. Основная претензия к серии заключается в том, что она постепенно отступает от идей жанра survival horror. Разработчики под руководством геймдизайнера Масатика Кавата стали экспериментировать с популярными механиками в ущерб первоосновам. Напомним, что изначально смысл Resident Evil был в том, чтобы всегда держать игрока на грани, сталкивая с монстрами в маленьких комнатах, при этом выдавая патроны и аптечки строго порционно. Так, чтобы на последнем дыхании и с полупустым магазином нервно прикидывать, стоит ли пробираться через полный бешеных собак холл или нет?

Revelations в данном случае выступает некоторым гибридом: о возвращении к «тем самым Resident Evil» не может быть и речи, тем более что за игрой стоит Кавата-сан, а не Синдзи Миками, но отчаиваться не стоит — передать настроение канонических выпусков ей все-таки удалось.

В морской глуши

На дворе 2005 год. Доллар по 27, недавно вышла Half-Life 2 , а у борцов с биотерроризмом очередная проблема. На задании пропадает оперативник Крис Редфилд; последний сигнал шёл из Средиземного моря. Туда отправляется его коллега Джилл Валентайн, за которую предстоит играть. Сигнал приводит её на обезлюдевший лайнер "Королева Зенобия", где и будет происходить основная часть игры.

2012 год, когда вышла Resident Evil: Revelations, - время зарождения современной волны сериалов, у которых игра позаимствовала структуру. Повествование состоит из 12 эпизодов продолжительностью 30-40 минут с обязательным экраном Previously в начале каждого. Сами эпизоды тоже разделены на 2-3 части, словно предлагая вставить рекламную паузу. Такое разделение служит удобным переключателем на другого персонажа. "Сериальное" повествование обусловлено не столько стилизацией, сколько особенностями платформы: Revelations создавалась для портативной Nintendo 3DS, где изначально и вышла. Короткие сюжетно-игровые сессии на такой консоли смотрятся подходяще. Да и за компьютером больше эпизода за раз проходить не хочется. Последнее, впрочем, вкусовщина.

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

История, рассказываемая в Revelations - типичный для "резидентов" сюжет категории Z. Снова вспышка вируса, которая требует расследования, даром что была год назад. Снова биотеррористы. Даже "лабораторию под особняком" умудрились добавить. Привычные клише приправили намеренно усложнённой детективной интригой с парой вотэтоповоротов. Для полного счастья не хватает только клиффхэнгеров в конце эпиз. а, стоп. Занятно, но даже в таком сценарии нашлось место серьёзным темам, но Capcom будто боится их раскрывать.

как в наше короновирусное время изменилось восприятие вспышек зомби-апокалипсиса. Если раньше это казалось условностью, то сейчас думаешь: какого чёрта оно не разрослось до мирового масштаба?!

По механике перед нами классический экшен от третьего лица наподобие четвёртой части. Отвечая на незаданный вопрос: да, ходить и стрелять одновременно можно. Впрочем, без перехода в режим прицеливания не обойтись, иначе персонаж тыкает ножом в лучших традициях провинциальной подворотни. В остальном всё по классике, так что перейдём к тем решениям, которые создают survival-horror.

Первый столп геймдизайна "выживачей" - ограничение ресурсов. На логичный вопрос: "В чём это выражается?" ответ приходит моментально. Патронов и лечилок постоянно не хватает. Нет, не мало, а именно недостаточно. Собранные патроны уйдут на монстра за следующим углом, а единственная вожделенная трава не протянет в инвентаре и пяти минут. Дело не только в банальном урезании спавна, а ещё и в игровой режиссуре. Хотя "Зенобия" открыта для исследования и игрок волен повернуть назад, продвижение по сюжету линейно. Стало быть, геймдизайнерам легче расставить припасы на локациях, ориентируясь на среднестатистического игрока.

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

Из идей попроще: первые часы прохождения устранение врагов намеренно сделали сложным. Морская зомбятина требует не просто много, а очень много патронов. Которых, напомню, вечно не хватает. Бьют гады тоже ощутимо: три-четыре пропущенных удара подряд, и ближайший чекпоинт радостно запрыгает от внезапной встречи.

В ту же копилку мелких, но важных решений идёт архитектура. Корабль, особенно в начале, тесный и прямолинейный. Разойтись вдвоём с представителями восставших тварей в местных коридорах почти невозможно. Отступать назад чаще некуда: сзади только дверь на прошлую локацию, где как минимум один зомби заждался Джилл. Здесь на помощь геймдизайнерам пришёлся косяк программистов. В Revelations добавлены уклонения от атак врагов: если игрок в нужную фазу удара нажмёт кнопку вперёд, то протагонистка останется невредимой. Загвоздка в том, механика редко срабатывает. Получается, что какое бы решение игрок не принял при встрече с противником, персонаж гарантировано получит урон: либо враг успеет подойти во время стрельбы, либо разок ударит при безуспешной попытке от него уклониться. Такая неприятная совокупность в первую очередь влияет на и без того небольшой запас лечилок.

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

Только успеваешь привыкнуть к недостаткам и начинаешь получать мазохистское удовольствие, как игра уклоняется к быстрому экшену в стиле Resident Evil 6 . И чем дальше по сюжету, тем переход становится ощутимее. Игроку дают больше припасов и новое оружие. Кроме того, накапливается запас модификаций "стволов". Система прокачки модульная: по кораблю разбросаны наборы улучшений, которые устанавливаются в специальных сундуках. За редкими ограничениями игроку предоставлена полная свобода кастомизации; разве что нельзя ставить два одинаковых улучшения на одно оружие.

Именно при уходе от "выживача" вскрываются проблемы геймплея. У Revelations фундаментально слабая боёвка. Стрельба выглядит картонной: отдачи оружия не чувствуешь, выстрелы звучат как "пиу-пиу", а если противник среагирует на попадание, то впору запускать салют. Как экшен игра очень слаба, гораздо хуже той же "шестёрки". Там игроки справедливо жаловались на неоднозначное прицеливание, но зато каждый выстрел чувствовался. Финальный босс "Откровений" - гигантский повод если не разочароваться в игре, то уж точно испортить послевкусие. И в целом за десятичасовое прохождение игры от злости дважды выключил игру, что со мной случается крайне редко.

В следующей серии

С портативным происхождением игры связана еще одна условность: Revelations структурно поделена на главы, которые, в свою очередь, разбиты на несколько эпизодов, а между этапами в сериальной манере рассказывают краткое содержание предыдущей главы. Понятно, что все это сделано для обеспечения принципа сессионности, но видеть такое в Resident Evil немного странно.

Уровни здесь не столь длинные, как в Alan Wake, поэтому подход кажется… издевательским, что ли. Будто разработчики считают, что у вас слишком короткая память и воспринимать что-то длиннее музыкального клипа вы не в состоянии.

Resident Evil: Revelations HD

Другая проблема связана с тем, что повествование часто прерывается на флэшбеки и небольшие сцены за других персонажей. Поначалу идея выглядит уместной, но провалы в чужое сознание выполнены не так здорово, как того хотелось бы. Представьте, что вы этаж за этажом, отсек за отсеком увлеченно исследуете интерьеры монументального судна, раскрываете все больше тайн, как тут вас насильно заставляют отвлечься на отстрел одинаковых чудовищ в офисном помещении. Несколько раз подряд.

Визуализируй свой страх

Расстраивает другое. У HD-переиздания проблемы с картинкой: если модели персонажей вполне аккуратны, а монстры, кажется, стали еще страшнее, то окружение выглядит весьма и весьма бедно (при этом уровни почему-то могут подгружаться мучительно долго). Кроме графики, Capcom не стали что-либо менять в основной кампании, разве только добавили скучного противника Wall Blister. Это такой аналог барнаклов из Half-Life — подобие улитки с непробиваемым панцирем, которая сидит на стенах и потолке. Чаще всего они не реагируют на внешние раздражители и мирно спят, но могут ожить и резко напасть на персонажа.

Классический режим Mercenaries (убийство волн врагов на время), который распространялся для 3DS на отдельном картридже, в комплект с игрой включать не стали. Надеемся, что его хотя бы выпустят в виде DLC.

Зато появился новый режим прохождения — Raid. Вы выбираете себе персонажа (для HD-версии добавили двух новых, в том числе и спецназовца Ханка), приобретаете ему на внутриигровую валюту оружие, выбираете эпизод и отправляетесь убивать чудовищ. Особенность в том, что в этом режиме герои растут в уровнях и различаются по характеристикам (скажем, Джилл быстрее перезаряжает пистолет, а Паркер больно бьет вблизи).

Та же история с монстрами. У них над головой появляется полоска здоровья, некоторые приобретают новые способности: один становится невероятно быстрым, другой увеличивается в размерах и получает непробиваемый панцирь и т.д. Этапы можно перепроходить, чтобы, скажем, подкачаться перед боссом, да и чем выше уровень героя, тем шире ассортимент в магазине.

Со стороны монстров идет постоянное давление на игрока (или игроков — Raid можно проходить с товарищем), переводить дух просто некогда; режим позволяет во всей красе оценить, насколько опасными могут быть мутанты и что такое настоящая нехватка боеприпасов.

Для хардкорщиков в переиздании ввели дополнительный уровень сложности, в котором чудовища не просто очень сильные, но и появляются каждый раз в произвольном порядке. Если раньше можно было запомнить примерное расположение противников и выработать определенную тактику, то здесь на угрозы приходится реагировать по мере возникновения.

Resident Evil: Revelations получилась не такой зрелищной, как пятая или шестая часть, — здесь никого не преследуют зараженные на мотоциклах, а люди не трансформируются в биодинозавров и обратно. Это увлекательное камерное приключение в духе старых игр серии, которое ни в коем случае не нужно воспринимать как побочное и недостойное внимания только потому, что оно изначально вышло на портативной консоли. Если вы истосковались по хорошим survival horror, обязательно ознакомьтесь.

Советы:
— Всегда используем «Генезис» для поиска боеприпасов и целебных зелий;
— «Генезис» позволяет сканировать врагов и получать за это целебные зелья. Повторное сканирование одного и того же врага, со временем уменьшает количество прибавляемого процента. Если тела недругов исчезают сразу после смерти, то сканировать их нужно еще при жизни. И самое главное: сканирование мертвого и живого противника – это разные результаты.
— Обыскиваем ящики, контейнеры и шкафчики;
— Не ленимся осматривать все комнаты, ведь в них нередко можно обнаружить новое оружие и уникальные детали для улучшения характеристик оружия;
— При взломе электрощитов, в первую очередь распутываем провода (они не должны соприкасаться). Затем уже расставляем элементы по светящимся ячейкам.

Эпизод 1: «В пучину»
18:08
Средиземное море

Смотрим вступительный ролик. Джил и ее напарник Паркер прибывают на корабль «Королева Зенобия». Именно отсюда был передан последний сигнал от Криса и Джессики. Поднимаемся наверх и добираемся до двери. Чтобы попасть внутрь, простреливаем красный замок. В правом верхнем углу отображается удобная мини-карта. Двери обозначаются серыми полосками. После взаимодействия с ними, они окрашиваются в синий или красный цвета: открытые и запертые двери соответственно. Пробираемся по темным коридорам до самого последнего помещения – кухни. Вскрываем решетку в полу, под которой обнаруживаем руку держащую пистолет. Как выясняется – это не Крис. Уничтожаем появившегося врага. Желательно стрелять в голову.

15:50
Побережье Средиземного моря

Resident Evil: Revelations

Совсем недавно на берег стало выбрасывать странные трупы. От Квинта мы получили новое устройство под названием «Генезис». Оно позволяет не только сканировать тела на предмет вируса, но и искать полезные предметы (патроны, целебные травы). Спрыгиваем вниз, подходим к О’Брайану и применяем Генезис на коричневой массе. Прицелившись, удерживаем соответствующую кнопку и дожидаемся завершения анализа. После этого на верхней части экрана отобразится увеличения процентного числа. Продолжаем сканировать массы. Вторая из них впереди; третья еще дальше на верхушке столба. Четвертая на носу лодки, пятая в углу под голубенькой вывеской. Теперь идем вдоль каменного сооружения и над лодками обнаруживаем шестую массу. Переходим на другую сторону. Седьмая масса начнет активно двигаться, поэтому сначала расстреливаем ее. В туннеле маленькая масса лежит на земле. Выбравшись из туннеля, сканируем девятую массу до и после взрыва. Сворачиваем направо, где за бочкой находится десятая масса. Проходим до конца, подбираемся поближе к причалу и под ним обнаруживаем последнюю маленькую массу. Уровень анализа достиг 100%, за что мы получаем предмет лечения. Возвращаемся к О’Брайану, попутно расправившись с врагом. Ему сообщают, что связь с Крисом и Джессикой потеряна.

18:20
«Королева Зенобия»

Продолжаем поиски Криса. Открываем дверь перед нами и спускаемся вниз. За следующей дверью обнаруживаем человека привязанного к стулу. Так как попасть в комнату мы не можем, поэтому сворачиваем направо. Поднимаемся по лестнице, подбираем целебную траву справа от двери. Выбираемся в коридор и сканируем Генезисом ящики преградившие путь. В них всегда можно найти полезные предметы. Идем в обход через каюты и душевую. Снова движемся по коридору до конца. Спускаемся вниз и проходим в помещение, где только что убили девушку. Расправляемся сразу с двумя противниками. Сканируем тело девушки и подбираем ключ, лежащий возле нее. Возвращаемся к Паркеру, попутно осматривая комнаты, которые можно отпереть с помощью ключа. Вместо Криса обнаруживаем обычный манекен и через пару секунд помещение заполняется усыпляющим газом.

Эпизод 2: «Двойная тайна»
18:42
Горы в Европе

Поднимаемся по склону и наблюдаем за крушение самолета. Добравшись до места крушение, проходим прямиком в кабину пилота. Сканируем выпавшее тело и подбираем план полета. Сворачиваем направо к шахте. Простреливаем ящики для обнаружения боеприпасов и целебных зелий. Совместными усилиями поднимаем решетку. В шахте сталкиваемся с волками. После убийства, их тела быстро исчезают, поэтому сканируем врагов еще при жизни. Крупные черные волки способны призывать более мелких. С альфа-самцами расправляемся в первую очередь. Перепрыгиваем через небольшую пропасть и с ящика забираем «биоловушку». Спрыгиваем вниз, расстреливаем врагов и выбираемся с другой стороны. Срываем вниз и с ушибленной ногой отбиваемся от волков. Экономим боеприпасы, стараясь целиться в голову. Сдержав натиск врагов, встаем и сворачиваем налево. Поднимаемся по лестнице, совместно вскрываем решетку и оказываемся у обрыва. О’Брайан сообщает, что Джил и Паркер попали в ловушку. Тем временем, вдалеке замечаем гребень «Вельтро».

20:32
Гостевая каюта

Resident Evil: Revelations

Очнувшись, общаемся с Паркером и проходим в ванную комнату за спиной, предварительно протолкнув комод в сторону. Спускаем воду в ванной и осматриваем унитаз. Забираем отвертку и целебную траву в углу. Возвращаемся в спальню, где появится противник. Уклоняемся от его атаки и тем самым заставляем его врезаться в телевизор. Применяем отвертку на щитке левее от двери. Выстраиваем элементы таким образом, чтобы линии не пересекались и сами элементы были расположены в светящихся ячейках. Быстро выходим в коридор и сворачиваем направо. Выбравшись в холл, поворачиваем налево и проходим в следующий коридор. Идем до развилки, на которой сворачиваем налево и входим в комнату. Обыскиваем спальню на наличие полезных предметов. Идем обратно и быстро пробегаем к следующей комнате. Не тревожа противника, обходим его с правой стороны. Отодвигаем комод и выбираемся в холл. Спустившись вниз, сворачиваем налево и встречаемся с Паркером.
Следуем за напарником. Получаем несколько биоловушек и начинаем продвигаться по библиотеке. Выбираем оптимальный маршрут, чтобы как можно реже сталкиваться с врагами. Добираемся до склада, проламываем дверь и забираем наше оборудование. Возвращаемся к спальне, где мы очнулись, и в коридоре обнаруживаем дверь с замком. Простреливаем его или просто ударяем ножом. Используем лифт для перемещения на мостик. Добравшись до него, осматриваем панель управления и сталкиваемся с неизвестным.

Эпизод 3: «Призраки Вельтро»
Год назад
Серая земля

Город потихоньку разваливается от действий террористов. Прослушиваем инструктаж и одновременно собираем боеприпасы со столов. Выбираемся в холл и спускаемся вниз по левой стороне. Расправляемся с множеством врагов и активно собираем добро, раскиданное по всей территории. Далее, следуем за напарницей к лифту. Поднявшись наверх, отправляемся ко второму лифту. В коридоре подбираем дробовик. По лестнице поднимаемся на шестой этаж и попадаем в офисное помещение. Действуем осторожно, так как противники могут окружить нас. Добравшись до лифта, не спешим вызывать его. Сперва собираем боеприпасы и целебные травы. Врагов будет много, поэтому активно используем против них гранаты. Не стоим на месте: хоть напарница и не оказывает увесистой поддержки в бою, всё же она ненадолго отвлечет врагов. Как только прибудет лифт, входим внутрь и поднимаемся на вертолетную площадку.

21:00
Мостик

Незнакомцем оказался Реймонд – тот самый кадет, который работал и по-прежнему работает на ФКБ. Спускаемся вниз вслед за Паркером. Сворачиваем направо, затем на развилке снова направо. Забираем сверкающий ключ со шлемом. Возвращаемся в коридор и проходим прямо. Отпираем дверь, проходим внутрь и направляемся к стене, из которой извлекаем карту верхнего помещения. Идем назад на мостик и проходим через синие двери, отмеченные на карте. На лифте отправляемся в нижние каюты. Отпираем дверь и сворачиваем налево. Движемся через библиотеку к холлу. Уничтожаем врага, перебираемся на другую сторону и отпираем решетку. Добираемся до желтой метки на карте. Решетка заперта, поэтому читаем записку с левой стороны. Связист сообщает, что он находится на прогулочной палубе.

Resident Evil: Revelations

Благодаря руке-бензопиле противник представляет большую угрозу в ближнем бою

Разворачиваемся, спускаемся вниз и направляемся к дверям. Пройдя через них, сворачиваем направо. Добираемся до желтой метки на карте. За дверью слышен жуткий голос. Перед тем, как прострелить замок, не лишним будет пройтись по территории и собрать полезные предметы. Как только мы освободим дверь от цепей, наружу вырвется игровой мини-босс. Уничтожать его придется долго и упорно. Почаще используем гранаты и биоловушки. Также активно перемещаемся по всей территории и расстреливаем красные баллоны, когда противник находится рядом с ними. Множество мелких врагов постоянно попытаются окружить нас. Против них применяем те же самые взрывчатые вещества. Одержав победу, подбираем ключ и отпираем дверь на нижнем этаже. Возвращаемся к двери, где мы ранее обнаружили записку от связиста. Отпираем решетку, проходим через двери и настигаем Реймонда. Главный террорист в маске демонстрирует действие вируса T-Abyss. Как выяснилось, предводителем «Вельтро» оказался наш человек.

Эпизод 4: «Снова кошмар»
21:28
Радиорубка экстренной связи

Покидаем рубку и общаемся с Реймондом. Получаем от него ключ, отпирающий дверь казино. Спускаемся вниз, разворачиваемся и проходим под лестницу. Войдя в казино, спускаемся по эскалатору, переходим на другую сторону и поднимаемся наверх. Тянем рычаг для подачи электричества. Спускаемся вниз и подбираем папку с отчетом сотрудников возле фонтана. В нем рассказано, как можно обойти охранную систему. Нажимаем на кнопку фонтана, после чего вода окрашивается в красный цвет и рыбы мутируют в настоящих пираний. Уничтожаем всех и от последнего противника выпадает монета. Подбираем ее, подходим к крайнему автомату и сразу же отыгрываем джек-пот у однорукого бандита. Поднимаемся к двери и взаимодействуем с картонной девушкой. Опускаем десять серебряных и одну золотую монету (справа). Таким образом, общий вес должен составить 107 грамм.

Resident Evil: Revelations

Войдя в комнату наблюдения, спрыгиваем вниз через открытый люк. Добираемся до грузового лифта, для которого требуется ключ. Проходим дальше и добираемся до обычного лифта. Вскрываем щиток с правой стороны и расставляем элементы по соответствующим ячейкам. Спускаемся в уже знакомое место. Здесь мы должны отыскать Рэйчел, напарницу Реймонда. Ориентируясь по карте, отправляемся к указанному месту. Изучаем записи, после чего за стеклом видим изуродованную Рэйчел. Собираем боеприпасы и покидаем помещение. Поднявшись по лестнице, сразу же сталкиваемся с врагами. В первую очередь стреляем в Рэйчел. Нанеся ей определенный урон, она скроется. Преследуем ее, то есть возвращаемся к лифту тем же путем, каким прибыли сюда. Не забываем заглянуть в ранее закрытую комнату, где лежит автомат МР5. Вскоре на помощь прибудет напарник. Вместе одолеваем врагов и на грузовом лифте спускаемся вниз.

Эпизод 5: «Раскрытые тайны»
22:20
Аэропорт «Белая хижина»

Нам поручено осмотреться на местности. Штурмуем подземное помещение, спускаемся пониже и добираемся до двери со щитком с левой стороны. Чтобы вскрыть его, нужна отвертка. Наш рассеянный напарник Квинт потерял ее по пути. Идем назад, используем генезис и обнаруживаем отвертку возле стеллажа. Как раз в том самом месте, где на голову напарника упала емкость. Возвращаемся к щитку, вскрываем его и расставляем элементы по соответствующим ячейкам. Проходим внутрь и осматриваем панель управления. Усилиями Квинта, открылась следующая дверь. Просматриваем видеозаписи, на которых грузовое судно терпит крушение. Также после крушения, невидимое существо уничтожили бойца «Вельтро». Проходим в то самое помещение и осматриваем тело. Развернувшись, сканируем активные участки с помощью генезиса и обнаруживаем жетон охранной системы.

Resident Evil: Revelations

22:25
Проход скулового блока

Спустившись, проходим через открытую дверь. Спрыгиваем в воду и добираемся до рубки. Изучаем схемы корабля на экранах. Нам необходимо попасть в машинное отделение и возобновить подачу электроэнергии. Продолжаем движение по единственному пути. В воде плавают существа, представляющие опасность на близкой дистанции. Из нее они выплывают лишь на несколько секунд. Не отпуская прицел, выслеживаем и уничтожаем врагов. Пар преградил проход, поэтому сворачиваем налево. Прибываем в машинное отделение и тянем рычаг. Стрелка переместилась на «С». Подача пара в нижнем отсеке прекратилась. Попасть туда можно вернувшись назад и пойдя по параллельной развилке. Затем перебираемся на другую сторону, открываем дверь и поднимаемся наверх. Осматриваем механизм, на котором отсутствует зубец. Спускаемся вниз к воде и сразу расстреливаем пираний. Разворачиваемся и перебираемся на другую сторону. Идем налево, поднимаемся наверх и оказываемся напротив напарника. С этой стороны для панели управления требуется ключ.
Тянем рычаг, и стрелка переходит на «В». Теперь мы можем перейти к первоначальному рычагу и снова потянуть за него. Стрелка переходит на «А». Как мы помним, еще на самой первой развилке нам пришлось свернуть налево. Теперь же возвращаемся туда и из помещения забираем шестерню. Здесь же крутим вентиль и прекращаем подачу пара на всех уровнях. Добираемся до механизма, вставляем шестерню и извлекаем ключ для перезапуска. Возвращаемся в машинное отделение, вставляем ключ в панель управления и производим перезапуск системы. Внезапно двери заблокировались, и началось затопление всего отделения.

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

Писать обзоры игр старше трёх лет непросто. Интересующиеся в массе давно поиграли, и сообщество сложило консенсус. Рассказать новое сложно, а писать обзор ради обзора не хочется. Вот и приходится изворачиваться: рассматривать игру под нетипичным углом или погружать в интересный контекст. Сегодняшний текст лишён подобных мучений, потому что контекст пришёл сам.

Resident Evil: Revelations обделена вниманием современной широкой публики, пусть и стала известной в кругах хардкорных фанатов. Между тем, во многом благодаря этой игре серия сидит на нынешнем троне. "Откровения" не стали большим откровением, но зато указали Capcom новый вектор развития.

Вернёмся в уже далёкий 2012 год. Конца света не случилось, но завершение второй трилогии номерных Resident Evil было не самым радужным. Шестая часть продалась неплохим по меркам тогдашней индустрии тиражом - 6 миллионов отгруженных дисков в первый месяц - но не удовлетворила ожидания издателя. Успех год спустя изначально портативной Revelations на "больших" платформах стал первым шагом возвращения серии к истокам и широкому признанию. Хотя тогда казалось, что время survival-horror безвозвратно ушло, и уж его точно не сделать на механике Resident Evil 4 . Сегодня предлагаю сконцентрироваться на том, как Resident Evil: Revelations поставила "выживач" на рельсы экшена от третьего лица.

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

Стоит корабль

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

Трёхмерная карта - идея хорошая, но реализована здесь слабовато

Встречаются подходы поизобретательнее. На медленное продвижение игрока по "Королеве Зенобии" влияет тягучая атмосфера, которая строится на звуках. Блуждания Джилл сопровождаются низкими, едва слышимыми эмбиентами, которые можно спутать с движением воздуха. Они создают околотишину: не полную тишину, в которую не веришь, но что-то близкое, более реалистичное. Мелодии сопровождаются периодическими относительно резкими всплесками, словно показывающими, что героиня здесь не одна. Продвигаться дальше как-то страшно. Конечно, важно играть в наушниках: атмосфера окружения передаётся куда живее. Проверил лично: часть игры проходил со встроенными нотбучными колонками, они и вполовину не тормозят темп.

Раз затронул тему компьютеров, то одним абзацем пройдусь по технической стороне игры. Портативные корни влияют на производительность в самую лучшую сторону: низкие системные требования соседствуют с высоким фреймрейтом. На моём неигровом ноутбуке 2014 года Revelations выдаёт комфортные 45-50 кадров в секунду. Просадки встречаются при переходе через двери, когда подгружается соседняя локация.

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

Вернёмся к нашим баранам. Темп в survival-horror'ах. В игре встречается тонкий психологический приём замедления, связанный с нехваткой ресурсов. В моменты особого нагнетания атмосферы подсознательно хочется убежать назад, дабы не тратить патроны и лечилку на страшную баку в конце коридора. Мучения выбора не способствуют быстрому продвижению. Риск - одновременно и небольшой самостоятельный столп, и продолжение рассказа о темпе. Речь не только о "Пойти дальше или поисследовать тут", а в большей степени о "Не посетить ли побочную комнату, где я могу получить ресурсов и сильно огрести".

Лепту в тему риска вносит Генезис. Нет, "Терминатор" тут не при чём. В Revelations так называется внутриигровой сканер. У него две функции: искать на локации спрятанные ресурсы и сканировать противников. За последнее игрок получает очки в отдельную шкалу исследований; как только наберётся 100 попугаев, то в инвентаре Джилл образуется новая лечилка. С точки зрения геймдизайна Генезис - убийство двух зайцев. Во-первых, сканирование требует времени: на пару-тройку секунд игрок становится беспомощным, а пауза замедляет темп. Во-вторых, за сканирование живых противников дают больше обезьянок, чем за мёртвые тела. Которые, к тому же, через несколько секунд от стыда проваливаются под землю.

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

Кстати о противниках. В игре представлен простенький, не отличающийся фантазией набор. Поехали по списку: гуманоид простой, гуманоид стреляющий, гуманоид с руками-пилами и для компании лягушкоящерица-переросток. По дизайну они и близко не похожи на привычных для серии живых мертвецов. С одной стороны, новизна во франшизе, однако во внешности человекообразных противников так и веет Лафкравтовскими мотивами. Периодически этой дебилбригаде компанию составляют большие НЁХ. Сканировать этих ребят не стоит: они убивают с одного удара, так что любое неверное движение телепортирует к точке сохранения. Напомню, она скучала. Завершает пирамиду тварей по резиденту пачка боссов. Около полудюжины, из которых выделяется финальный (о котором уже говорил) и бывший агент BSAA, неудачно расставшаяся с жизнью. К ней подход нестандартный: несчастная появляется на пути Джилл и, получив дневную норму свинца, уходит в небытие. И так несколько раз. Битва происходит в начале игры, когда ещё чувствуется атмосфера "выживача", так что ассоциации с Мистером Икс и Немезисом возникают сами собой. Остальные боссы - обычные ящики для пуль: всаживаете полный боезапас и бой заканчивается.

Что подумаешь о нём?

Последний геймдизайнерский вопрос на сегодня - бэктрекинг. Слово ужасное для многих, но вьетнамские флешбэки четвёртого DMC оставьте при себе. В Revelations бэктрекинг условно делится на два типа: осознанный и неосознанный. С последним просто: Джилл побывает по нескольку раз одних местах. Чаще всего она попадает туда разными путями, один короче другого. Такой приём показывает единство места действия: персонаж всё это время находится на одном и том же корабле.

Осознанный бэктрекинг обусловлен личным желанием игрока вернуться назад. Например, чтобы передохнуть или попасть в ранее закрытые места. Каждый игрок определяет сам, сколько раз будет бегать туда-сюда и как долго пробудет на знакомых локациях. Во многом такой бэктрекинг сопряжён с риском, а ещё сильно снижает темп. Иногда даже слишком сильно.

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

Слоняясь туда-сюда, игрок не может не обратить внимание на интерьеры "Королевы Зенобии". Местами лайнер напоминает типичный для серии особняк: просторные залы, казино с автоматами и комната-имитация парижской улицы. Тем не менее, большая часть локаций - корабельные коридоры, трюмы и рубки, которые сопровождаются тёмно-синим цветофильтром.

Хотя Resident Evil: Revelations вышла в 2012м, картинка отправляет привет началу поколения Xbox 360. Иными словами, анимации выглядят более-менее современно, и, если не присматриваться, игра не вызывает отвращения. Однако происхождение всплывает и тут: стоит малость приглянуться, и видны типичные для портатива "мыльные" текстуры. Самый ужас местной графики - безэмоциональные лица героев: физиономии анимированы минимально, а о переживаниях приходится догадываться по голосу.

Обзор Resident Evil: Revelations. Поворотный момент серии

Как бы я ни старался внести мелкие аспекты обзора внутрь повествования, все они не влезают. Например, локализация, которая заслуживает пары нелестных слов. До уровня пиратских переводов из нулевых далеко и каждая реплика в отдельности понятна, но впечатления ужасные. Переводы страдают заметными грамматическими ошибками, но главная проблема русской Revelations - отсутствующий контекст. В результате одно и тоже английское слово переводится по-разному чуть ли не в соседних репликах. Соболезнования всем незнающим иностранный язык *вставить рекламную интеграцию здесь*. Большое и серьёзное издательство такого себе позволять не должно.

Закончить, тем не менее, хочется на позитиве. Прекрасный оркестровый саундтрек, который за многолетнюю историю Resident Evil стал незаметной фишкой, отметился и здесь. В композициях кроется своеобразие, выделяющее написанную японцами музыку: плавность звучания, сочетание эпичности и чувственности момента. Таких мелодий в RE немного, но появляются ближе к концу, в самые волнительные моменты, отчего лучше их запоминаешь.

Если говорить отстраненно, то Resident Evil: Revelations скорее понравилась, чем нет. Игра слаба как экшен, но перепаковка элементов survival-horror в современную обёртку разработчикам удалась. Пусть главным фактором обратного перехода серии от экшена к "выживачу" стал успех переиздания Resident Evil Remake, нельзя недооценивать Revelations. Похождения Джилл по "Королеве Зенобии" не только породили ответвление серии, но и дали Capcom большую кастрюлю пищи для размышлений. Разве это плохо?

В какой-то момент серия Resident Evil резко поменяла курс. Сперва это были фундаментальные, укрепившие жанр survival horror игры — которые позже превратились в кооперативные шутеры. Resident Evil 5 и 6, давшие серии массового игрока, растеряли и «ужас», и «выживание», и, хотя оба концепта имеют право на жизнь, споры не утихают — кто-то от последних частей в восторге, иные на дух их не выносят. Чтобы разобраться в этих хитросплетениях, нужно, видимо, следить за серией с самого-самого начала.

Крутой поворот разработчики совершили после знаковой четвертой части. Ответвления в серии бывали и раньше. Resident Evil Survivor — интерактивный тир от первого лица. Resident Evil: Dead Aim — то же самое, но c поддержкой светового пистолета и USB-мыши на консоли. Resident Evil Outbreak впервые связал игру с интернет-сервером. Можно, конечно, сказать, что серия неуклонно приближалась к жанру боевика и перестрелкам, но от номерных частей поклонники всегда ждут чего-то традиционного.

Когда анонсировали Resident Evil 5, мало кто почуял подвох — большинство поверило, что кооперативный режим вполне совместим с чистокровным хоррором. Но разработчикам пришлось выбирать — и выбор они сделали не в пользу ужасов. Resident Evil 6, несмотря на длину и разделение на тематические главы, ушел от истоков еще дальше. Последняя же часть, с ее неуместным драйвом и поминутными взрывами, почти догнала Contra Hard Corps.

И все же возвращение к истокам произошло. Поначалу Resident Evil: Revelations радовал только владельцев Nintendo 3DS, но спустя год игра добралась и до больших платформ. И, похоже, не все еще потеряно для поклонников Resident Evil «старой школы».

Как всегда, рекламный тизер немного приукрашивает действительность. Хотя в данном случае правильнее сказать — сгущает краски.

События Revelations происходят между событиями четвертой и пятой частей. Если вы их пропустили, не страшно — здешняя история вполне самостоятельна, хотя подана довольно-таки примитивно. Без иронии на сюжет не взглянешь.

Resident Evil: Revelations HD

► На«Королеве Зенобии» полно трупов. Как упокоившихся, так и ходячих.

Большую часть времени нам предстоит провести в компании Джилл Валентайн, этакой Лары Крофт от мира Resident Evil. Вместе с новым напарником, суровым бородачом Паркером, она прибывает на борт дрейфующего лайнера «Королева Зенобия», некогда находившегося в распоряжении небезызвестной корпорации «Амбрелла».

Джилл ищет своего пропавшего товарища Криса Редфилда, главного героя Resident Evil 5, но это только начало. История разбита на двенадцать глав, в течение которых мы перемещаемся не только в пространстве, но и во времени. Нам дают поиграть за других персонажей (включая Редфилда и даже неких неизвестных доселе лиц) и регулярно отсылают в прошлое во флэшбеках.

Но разработчики так старались удивить игрока и расставили по кустам столько роялей, что ближе к середине игры за ними уже не уследить. Если бы не события на самом лайнере, ролики можно было бы смело пропускать: нас ждут либо прямолинейные ходы с очевидной личностью предателя, либо не поддающиеся логическому объяснению сюжетные финты.

ЭТО ВАЖНО: AI виртуальных напарников перекочевал с Nintendo DS почти без изменений, а там на него жаловались много. Спасибо, что товарищи хотя бы не умирают, но на помощь в бою рассчитывать нечего.

Resident Evil: Revelations HD

► Если бы не болтовня оперативников, о том, что рядом бегает напарник, можно и забыть.

Впрочем, Revelations — это в первую очередь не сюжет, а замкнутые пространства и то самое чувство страха, по которому успели соскучиться многие поклонники. Локализаторы, тоже, как видно, проникнувшись ностальгическим духом, переложили игру на русский в стиле «промтовых» пиратских переводов девяностых годов, когда вместо «мертвого солдата Брика» за углом лежал «глухой кирпич» (пример из любительской локализации Knights of the Old Republic, если что). К счастью, нам оставили возможность переключить субтитры и интерфейс на более понятный язык, скажем — английский.

Resident Evil: Revelations HD

► Камера наблюдения зафиксировала полтергейст. Хотите вы того или нет, а столкнуться с этой угрозой все же придется.

«Королева Зенобия» получилась воистину голубых кровей. Таких изысканных интерьеров мы не видели уже давно. Порой даже забываешь, что находишься на океанском лайнере, а не в каком-нибудь особняке. Роскошные каюты, узкие коридоры, тесные комнаты, библиотеки, картины на стенах, замысловатая мебель, канделябры в обеденном зале и огромные, словно сошедшие со страниц рассказа Эдгара По часы с маятником в многоярусном холле мгновенно вызывают в памяти мрачные отголоски одиночества, беспомощности и обреченности из первого Resident Evil.

Интерьеры настолько разнообразны, что их с лихвой хватило бы на всю игру. Тем не менее нам будут подсовывать новых героев, а вместе с ними — невыразительные горные перевалы, секретные базы и погрузившийся в хаос утопический город. Каждое такое перемещение — как ножом по сердцу. Скорей, скорей бы опять на «Королеву Зенобию»! Слишком уж много лакомых секретов хранит этот корабль. Не хватает ему только умных, добротных загадок. Всё как-то по мелочи: там вставить гербовую печать в отверстие, тут выстроить нужную комбинацию из цифр.

Resident Evil: Revelations HD

► В роскошных жилых отсеках светлее, но так же опасно.

Не все помещения доступны изначально. По старой доброй традиции большинство дверей надежно заперто, а ключи даются по мере продвижения по сюжету. Придется не раз посетить уже знакомые места, возвращаться и отпирать ранее недоступные помещения. Лучше сразу запоминать переходы между этажами и отсеками, потому как 3D-карта на редкость бесполезна и неудобна: ни повернуть как следует, ни приблизить. Главное — помните, что никто не будет вас подгонять. Изучать обстановку можно сколько душе угодно, даже в самые напряженные моменты. В тех случаях, когда от игрока требуется расторопность, игра недвусмысленно включает секундомер.

Жанр ужасов не терпит спешки, тишина и неторопливость нагнетают саспенс. И у Revelations с этим, слава богу, все в порядке.

Зомби. Генетические мутанты. Бесконечное число модификаций вирусов. Каждая часть серии Resident Evil вносит свою лепту в эту колоссальную энциклопедию. В Revelations нам предстоит иметь дело с новой биологически активной добавкой «T-Abyss» (не является лекарством). Вирус, тестируемый на обитателях глубоководного мира, вышел из-под контроля. Экипаж стремительно мутировал и расселился уже не по каютам, а в системе вентиляции и прочих темных и сырых уголках. В мутантах легко прослеживаются черты морских обитателей. В основном они напоминают миниатюрных лавкрафтовских дагончиков и манекенообразных тварей из Silent Hill. Пущее сходство с последними придает «рваная» анимация.

Resident Evil: Revelations HD

► Боссы начинают пугать задолго до того, как появляются в кадре. «Я тебя нашла», — звучит из каждой вентиляционной решетки протяжный голос. И ведь вправду — нашла.

Разработчики не стали имитировать качку, как в давнем Cold Fear, — тем более что и с этим явлением научились справляться. Но попасть в противника все равно не просто: монстры шатаются на ходу, переваливаются с боку на бок, словно бычок из детского стишка. И даже пристрелявшись, понимаешь, что в механике стрельбы что-то неладно. Противники почти не реагируют на попадания. Прямой выстрел из обычного пистолета — даже в голову — мутанта не остановит. Словно перед тобой квашня, а не чье-то тело. Сработает лишь крупнокалиберный магнум и дробовик с очень близкой дистанции. Автоматическое оружие хорошо дробит кости, а снайперскими винтовками, хоть они и убойные, неудобно орудовать в тесных помещениях, как и гранатометом.

ЭТО ВАЖНО: в Revelations каждый противник, кроме разве что медуз из живой плоти, имеет скелет. Простреленные, повисшие плетьми руки зараженных все равно смертоносны, только замах будет чуть более долгим. Зато изувечив противнику ноги, можно подбежать к распластавшемуся на палубе бедолаге и затыкать ножом, сэкономив патроны.

Но даже неудачная механика стрельбы может оказаться на руку в хорроре. Из-за того, что мутантов почти ничем не остановить, появляется то самое, забытое, чувство беззащитности. Не спасает даже возможность целиться и стрелять на ходу. Не успели — готовьтесь уклоняться!

А уворачиваться приходится часто, и каждый раз — как в первый. Чтобы вас не загрызли, надо одновременно нажать кнопку действия и направление движения, причем строго в момент анимации вражеской атаки. Подгадать момент непросто. Нажмете раньше времени — и развернетесь к плотоядному гаду спиной, а тот не замедлит укусить.

Масла в огонь подливает любовь игры к случайным уклонениям в моменты, когда вы и не думаете о маневре. Особенно это заметно в бою с финальным боссом. Если на обычной сложности игру можно худо-бедно пробежать и так, то в последнем столкновении без четко поставленных уворотов ловить нечего. Тренируйтесь в процессе, чтобы не пришлось откладывать игру «до лучших времен» на финишной прямой.

Resident Evil: Revelations HD

► Рукопашный бой — самый эффективный метод борьбы с мутантами. Но и самый небезопасный.

В Revelations своеобразный арсенал. Пистолеты, пулеметы, крупнокалиберные револьверы, снайперские винтовки, дробовики — каждый тип оружия насчитывает несколько моделей, но все они безлики.

В Resident Evil 4 у всех стволов была своя особенность. Здесь же оружие внутри одного класса различается в основном внешним видом и количеством ячеек для улучшений. И это отнюдь не привычные лазерные целеуказатели (их тут нет вовсе), оптические прицелы и съемные приклады. Усовершенствованное оружие внешне не меняется, просто в инвентаре в пустовавших ячейках для улучшения будет красоваться соответствующая надпись. Увы, эстетического удовольствия от модернизации оружия, как в той же Army of Two, не получишь.

ЭТО ВАЖНО: модификаторы оружия универсальны, их можно снять с одного пистолета и повесить на другой или, если усовершенствование многофункционально, — на автомат или снайперскую винтовку.

Resident Evil: Revelations HD

► На борту «Королевы Зенобии» настали тяжелые времена. Оперативники выживали как могли.

Роль токарного станка исполняет знакомый по первой части сундук, в котором можно хранить излишки. С собой носят не более трех экземпляров оружия. Сундуки расставлены по всему кораблю и, как правило, появляются перед боссами, позволяя подготовиться и поэкспериментировать с арсеналом. Но патроны, гранаты и целебные порошки сложить в них не дают, из-за чего возникает искусственный дефицит боеприпасов. Обнаружив на полке патроны к укомплектованному револьверу, вам придется либо пропустить ценный трофей, либо возвращаться за ним позже. Спасают только сумки, увеличивающие максимальный боезапас. А спрятаны они хорошо и надежно.

Resident Evil: Revelations HD

► Огнестрельное оружие под водой бесполезно. А вот холодное — в самый раз.

Лежащие на полках патроны отчего-то не видны обычному глазу. Нужно использовать особый сканер, который выдадут в самом начале игры, и осматривать каждое помещение через его объектив. Сканировать полезно не только мебель, но и врагов, при этом заполняется особая шкала. Заполните ее на 100%, и вы получите бесплатный, материализующийся из воздуха лечебный спрей. Вот такая она — суровая борьба с биотерроризмом.

ЭТО ВАЖНО: количество патронов и мутантов на корабле напрямую зависит от сложности. Неопытным игрокам лучше выбирать максимальную уже пройдя один раз кампанию. Улучшенное оружие и запас патронов из предыдущего прохождения будут как нельзя кстати.

Resident Evil: Revelations HD

► Сканировать в игре приходится все и вся, особенно на высоком уровне сложности. Иначе и без патронов останемся, и подлечиться не сможем.

При переиздании создатели не ограничились улучшением текстур. Версия для больших платформ обзавелась нововведениями в сетевом режиме «Рейд». Он открывается в ходе прохождения кампании и представляет собой набор миссий в тех же декорациях, что и основная игра. Нам разрешат выбирать персонажа, которых в HD-издании больше. Каждый из бойцов предпочитает свой тип оружия: Джилл хорошо обращается с автоматическим оружием и обычными пистолетами, а Крис — с автоматами и снайперскими винтовками.

Оружие, в свою очередь, бывает разных уровней. Развиваем персонажа, проходим более сложные этапы и покупаем в магазине более совершенные модели. Система хорошо знакома всем любителям дьяблоподобных ролевых игр — это цветовая дифференциация. Чем ярче название оружия, тем выше его характеристики и сильнее бонусная особенность, и наоборот.

Resident Evil: Revelations HD

► Крис в роли морячка. Чего только не увидишь в мультиплеере!

Кооперативный режим вписывается в игру очень органично. Не вредя сюжетному прохождению, он позволяет пережить все знаковые моменты кампании на пару с другом, испытать себя в сражениях с боссами и просто продемонстрировать мастерство. А мастерства порой потребуется не в пример больше, чем в соло-режиме.

Resident Evil: Revelations HD

Но самое интересное — в особых посылках. Если у вас есть друзья в этом сервисе, вы можете отправлять им усиленное вооружение, патроны к нему, гранаты и прочий расходный материал. При входе в игру эта «гуманитарная помощь» добавится в инвентарь друга. Ну а если живых соратников вы не найдете, можете сделать такой подарок сами себе, никто не осудит.

Все посылки покупаются за особые очки, которые начисляются за достижения. Получается своеобразный замкнутый круг. Конечно, в условиях отнюдь не запредельной сложности передачи эти больше приятны, чем полезны. Но кто знает, во что со временем выльется эта разработка.

► Дебютный ролик новой игры от Capcom — Deep Down — заканчивается демонстрацией странного чата, где игрок просит выслать ему припасов и снаряжение, чтобы выпутаться из сложной ситуации. Похоже, Capcom продолжит развивать идею общения игроков посредством своих сервисов.

Resident Evil: Revelations не стремится возвращаться к истокам. Хоррор здесь — скорее дань прошлому и ностальгирующим поклонникам, чем полноценный элемент геймплея. Но даже слабого ощущения ужаса и одиночества хватает, чтобы удачно выделиться на фоне последних номерных частей. Красочные интерьеры, интересные локации и неспешный темп игры только способствуют погружению в атмосферу дрейфующего океанского лайнера. Первый шаг в нужную сторону Capcom сделали, осталось избавиться от подводных камней, и, быть может, следующая номерная часть сериала получится тем самым, настоящим, survival horror.

Меньше — не значит лучше

Не в последнюю очередь это связано с выбором сеттинга, продиктованным ограничениями изначальной платформы: в игре очень мало открытых пространств, герои почти все время проводят в тесных каютах и узких коридорах корабля «Королева Зенобия». Этот шикарный круизный лайнер, предположительно, связан с крупномасштабным биологическим терактом, и, по данным разведки, где-то на судне держат Криса Редфилда.

Морской дьявол

На спасение коллеги отправляются Джилл Валентайн вместе с Паркером Лучиани. Если первую мы знаем по предыдущим играм, то Паркер — совершенно новый персонаж, обаятельный полноватый итальянец с приятным акцентом.

Хотя внутри корабль и похож на особняк из самой первой части, населяют его не зомби, а жертвы совершенно нового вируса, который превращает людей в бледных аморфных мутантов. У них скользкая кожа, тело деформировано. Движения скованы, существа постоянно дергаются, норовят схватить персонажа и присосаться к нему, словно пиявка.

Resident Evil: Revelations HD

Противники не работают сообща, предпочитая бездумно преследовать героя, что, впрочем, не делает их менее опасными: бежать ввиду отсутствия свободного пространства чаще всего некуда, а привычная тактика «выстрели в колено, а потом ударь со всей силы» срабатывает редко. Впрочем, пальба по ногам все-таки имеет смысл: чудовища теряют равновесие, начинают медленнее двигаться. Главное — не потратить разом все боеприпасы.

Отчасти проблема нехватки патронов решается использованием сканера — героев снабдили чудо-устройством для изучения новой биологической угрозы, которое также прекрасно находит разные полезные предметы. Обоймы и медикаменты редко лежат на виду, поэтому приходится «просвечивать» каждую комнату.

При помощи гаджета можно еще и сканировать монстров, как в Metroid Prime. Отличие в том, что в игре Nintendo о существах выводилась полезная информация, а в Revelations за изучение бестиария дают целебные растения.

К слову, система лечения немного изменилась — одновременно с собой можно носить до пяти «аптечек», а заняться творческим оформлением багажа, как в четвертой части, не дают: персонаж в состоянии таскать до трех видов оружия, но их размер, хм, значения не имеет.

Прокачку пушек за валюту у подозрительных торговцев тоже упразднили. Хотите увеличенную скорость стрельбы и убойную силу? Обследуйте корабль миллиметр за миллиметром в поисках соответствующих апгрейдов.

Читайте также: