Resident evil 7 цитаты

Обновлено: 02.07.2024

Искусно жонглировать цитатами, аллюзиями и заимствованиями, выстраивая из них цельные и самодостаточные сюжеты, умеют не только Тарантино и авторы третьего «Ведьмака». Сотрудники Capcom этот трюк тоже успешно освоили. Дом маньяков-каннибалов Бейкеров не просто под завязку набит отсылками к классическим фильмам ужасов, он сам — интерактивный музей истории хоррора. Не верите? Прогуляемся по тёмным коридорам и посмотрим на выставочные экспонаты обители зла.

Предупреждаем: в тексте встречаются сюжетные спойлеры к Resident Evil 7. Поэтому, если вы ещё не прошли игру, трижды подумайте, готовы ли раньше времени узнать тайны безумного семейства.

«Зловещие мертвецы»

Они агрессивны и сильны. Умеют отращивать отрубленные части тела и практически бессмертны. Подвержены мутациям и могут увеличиваться в размерах. Готовы без устали преследовать жертву, осыпая её скабрезностями и проклятиями. Да, всё это относится к дедайтам — кандарийским демонам из саги о «Зловещих мертвецах», с которыми Эш Уильямс сражается не покладая бензопилы с 1981-го. Но похожими способностями обладают и Бейкеры. Не удивляйтесь, пересечений с лентами Сэма Рэйми у творения Capcom столько, что его впору переименовывать в Resident Evil 7: Evil Dead.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

Загибайте пальцы. Итан на бледно-желтой машине, как и персонаж Брюса Кэмпбелла, мчит в злополучную хижину в лесу. Он же, подобно Эшу Уильямсу из сиквела, убивает любимую женщину, но она возвращается с того света и пытается распополамить его бензопилой. Далее — узнаваемый эпизод с отрезанием руки. Даже схватка Итана с Маргаритой в теплице обыгрывает бой Эша с Генриеттой.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

Мутировавший Джек Бейкер, которого усмиряет герой Resident Evil 7 в лодочном сарае, похож на финального демона из «Зловещих мертвецов 2»: ах, эти глаза напротив. Нашлось и применение обложке «Некрономикона»: ожила, расплылась чернильной медузой и напала на Итана. Финальная схватка со злом в «Семёрке» отзеркаливает эпизод с ожившим деревом из второго фильма Сэма Рэйми. Посредственности заимствуют, гении — воруют.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

Не забыт и ремейк «Зловещих мертвецов» 2013 года, откуда японцы вычерпали всю кровь, грязь и натуралистичность для своего проекта. В замогильно-серьёзной ленте Федерико Альвареса зло вселяется в темноволосую девушку по имени… Мия. Совпадение? Не думаем.

«Чужие»

В финале шедевра Джеймса Кэмерона Рипли выцарапывает Ньют из кокона Королевы Чужих. В Resident Evil 7 знаменитая сцена воспроизведена близко к оригиналу: Мия освобождает Итана из сгустка затвердевшей плесени. Надо ли говорить, что огнемет и коконы с насекомыми, которые откладывает Маргарита Бейкер в теплице, оказались в Resident Evil 7 неспроста?

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

О фильмах про ксеноморфов напоминает ещё и структура хоррора Capcom. Первая половина игры подражает «Чужому» Ридли Скотта (клаустрофобия, страх, прятки от неубиваемого монстра), вторая — отвешивает поклоны сиквелу Джеймса Кэмерона (отстрел тварей в тесных пространствах).

Что общего у мрачных ремейков «Рассвета мертвецов» и «Кошмара на улице Вязов» с комедиями «Один дома», «Последний герой боевика» и «Люди в черном»? Досрочный ответ команды знатоков: Кайл Купер. Вы, возможно, не слышали об этом дизайнере, но наверняка видели его вступительные титры к голливудским блокбастерам, телесериалам и видеоиграм (он приложил руку ко второй, третьей и пятой частям Metal Gear Solid). Помните вступительную заставку триллера «Семь»?

Сотрудники Capcom тоже помнят о великом фильме Дэвида Финчера и гениальном дизайне Кайла Купера: закрывающие титры Resident Evil 7 перемежаются газетными вырезками, архивным видео и дневниковыми записями. Джон Доу одобряет!

Мужские взгляды женщинам презренны, а бедняков заботит лишь одно:
Отдать владыке урожай отменный, чтоб поскорее потекло вино.

Настоящий испуг понарошку

Фокусы разработчиков, провоцирующие выброс адреналина, стары как мир. По крайней мере, в кино они обкатаны от и до. Вот из тьмы внезапно возникает монстр, вот тусклый фонарь дрожит над скрипящими половицами, здесь кого-то жуют каннибалы, а в отдельных случаях вид из глаз героя сменяется видоискателем камкордера. Но что поделать? Сколько раз ни попадай в такие ситуации, они срабатывают с надёжностью швейцарских часов. Подоплёка из фильмов ужасов, а также заезженность приёмов запугивания заметна и эксперту-психиатру.

Виктор Самохвалов: Мне она показалась (на основании изученных фрагментов) написанной в классике Хичкока, но слишком скучной и неоправданно затянутой. По замыслу авторов это должно стимулировать нарастание тревоги и страха. Но, поскольку атмосфера и цвет среды почти не меняются, вместо страха и тревоги возникает скука и недоумение от возникающих с неведомыми намерениями фигур зомби. Конечно, следовало бы для полноты суждения посмотреть всю игру, но и приведённых в YouTube фрагментов достаточно, чтобы предположить, что игра основана на противопоставлении ожидания, тревоги, страха и… скуки. Это атмосфера первого этапа формирования бреда, так называемая трема.

С ума сойти: психиатры комментируют Resident Evil 7

Почему тогда люди хотят, чтобы их как следует напугали, особенно в виртуальной реальности, которая усиливает ощущения?

Виктор Самохвалов: Если вы живёте в ситуации войны и бомбёжек, нищеты и насилия — вы уже не боитесь быть испуганными, но и не хотите большего страха. Если же пребываете в мире и стагнации — возникает потребность в стрессе. Она у животных и человека реализуется в игре, в том числе в агрессивной. По мере адаптации к ужасу меняется порог переживания страха, и вам требуется страх усилить — например, болью, унижением, разложением. Такое усиление связано с тем, что вам известно — это игра, фильм, настоящая гибель здесь невозможна.

Александр Данилин: Очки виртуальной реальности напоминают мне фиксаторы век, заставлявшие пациента непрерывно смотреть сюжеты, демонстрируемые ему «терапевтом» модной в 60-е годы «поведенческой терапии» Скиннера. Подробности можно увидеть в культовой ленте Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» (если не смотрели, в связи с Resident Evil 7 настоятельно советую). Фиксаторы век надевали на человека принудительно, очки виртуальной реальности человек надевает добровольно — вот, в сущности, и вся разница.

С ума сойти: психиатры комментируют Resident Evil 7

Почему человек сегодня готов платить за то, что в 60-е и 70-е годы в Америке сочли бы пыткой? Потому что в виртуальной реальности человеку легче совершать некоторые действия, которые социальная реальность считает неприемлемыми. Классический психоанализ считает увлечение фильмами ужасов «наказанием за пассивную жизненную позицию» (как в сексуальном, так и в социальном смысле этого слова). Поэтому люди и хотят, «чтобы их напугали»: испуг во время просмотра фильма или в игре оказывается иллюзорной подменой чувства, которое человек не хочет испытывать в реальности. Мы не хотим сталкиваться со смертью, насилием и разочарованиями в жизни, но — с удовольствием! — переживаем их в игре.

«Пила: Игра на выживание»

Конструктор Джон Крамер давно мёртв, но дело его живет. Лукас Бейкер, подобно злодею из триллеров «Пила», похищает людей и предлагает «сыграть в одну игру». Игру на выживание. Запертая комната, механическая кукла, садистские головоломки — Лукас, как и Конструктор, умеет преподать урок эффективной мотивации и тайм-менеджмента. В триллере «Пила» 2004 года одна из жертв Конструктора сгорает заживо, не успев решить загадку со свечой. Итан, играя с огнем, оказывается не в пример удачливее.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

«Сияние»

Ричард Пирси, ведущий сценарист Resident Evil 7, обожает творчество Кубрика. Об этом понятно уже по твиттеру разработчика, в котором тот не перестает петь хвалебные оды «Сиянию». Любовь проявилась и в работе над седьмой частью сериала Capcom. «Все кончено, малыш», — рычит Джек Бейкер, преследуя Итана. «Иди сюда, свинка!», — продолжает издеваться злодей, круша стены лопатой. Как тут не вспомнить сцену погони с Джеком Торренсом из кубриковского «Сияния»?

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

Дело не только в узнаваемом безумии, набухающем в бездонных блюдцах зрачков антигероев, или в почти дословных репликах. Куда важнее сюжетная рифма: оба Джека изначально не были садистами или психопатами. Торренс попал под влияние паранормального зла, живущего в отеле «Оверлук». Бейкер пал жертвой биологического зла по имени Эвелина, опутавшего черной плесенью поместье. Два Джека, две трагических судьбы.

«Настоящий детектив»

Как говорил один харизматичный мизантроп, всё, что мы сделали или сделаем, будет повторяться снова и снова по кругу. Луизиана, машина на безлюдном шоссе. Смельчак в белой рубашке, шагающий в сердце тьмы. Алтарь в лесной чаще. Чудовище в человеческом обличье, живущее в ветхом, заваленном хламом доме. Когда-то это место называли Каркозой, а теперь оно стало обителью Бейкеров. Имена не важны, ведь всё повторяется. Снова и снова. По кругу.

Нельзя просто так сделать игру о деревенских маньяках из Луизианы и не процитировать первый сезон культового сериала HBO. И хотя дословных цитат в Resident Evil 7 немного (кадр с автомобилем героя, захламленная кухня), эстетика «Настоящего детектива» выпирает из всех щелей людоедского особняка.

«Ключ от всех дверей»

Чем вдохновлялись разработчики «Семёрки», придумывая ветхий дом на сваях, в котором полно атрибутики вуду? Наиболее вероятный ответ: мистическим триллером «Ключ от всех дверей» 2005 года. События фильма разворачиваются на окраине Нового Орлеана — в старинном особняке, окруженном топями и лесами. Шорохи, скрипы, амулеты вуду и липкая атмосфера кошмара — знакомо? Кульминационная сцена «Ключа от всех дверей» происходит в окрестностях дома: ночь, болото, ливень, молодая девушка прячется от злобной старухи с фонарём. Ну здравствуй, сестрица Маргариты Бейкер.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

Хоррор детям не игрушка

Как представители поколения, смотревшего «Чужого» и Xtro в детстве на видеомагнитофоне и игравшего в Mortal Kombat на приставках SEGA Mega Drive, мы не могли не спросить о главном.

Хотя Resident Evil 7 предназначена для взрослой аудитории, в неё наверняка будут играть и подростки. Как это может повлиять на их психику?

Виктор Самохвалов: Считаю, что по правилам 18+ и по содержанию игры, подростков и детей следует от неё оградить. Подросток в норме ищет постоянной идентификации, ищет себя. Будет печально, если, погрузившись в мир неожиданного и непрогнозируемого насилия, он зафиксирует агрессию, тревогу и страх. Это может воплотиться в неврозе или психозе.

Александр Данилин: Могут ли подобные игры навсегда сломать подростку жизнь? Могут, увы. Всё остальное можно обсуждать только на конкретных примерах.

Похожие цитаты

У этих мясо на столе, из миндаля пирог отменный,
А эти впроголодь живут, добыть им трудно хлеб ячменный.

Женщины, как правило, лишены чувства юмора, поэтому считают юмор одним из мужских достоинств.

Мужская забота о женщине всегда имеет какую-то цель. Иногда — благородную, но всегда — эгоистичную. Они проявляют заботу для того, чтобы заявить о себе, оставить след, задержаться в памяти, сблизиться, а может быть — и очаровать женщину.

— Скажешь что-нибудь напоследок?
— Спасибо.
— За то, что я тебя убью?
— Что снова сделал меня человеком.
(Вескер и Элис. ОЗ 4: Жизнь после смерти)

— Может, теперь развяжешь меня?
— Сначала надо узнать друг друга получше.
(Клэр и Элис. ОЗ4: Жизнь после смерти)

— Я всегда знал, что ты вернешься к своим друзьям. Преданность — дурацкое качество.
(Вескер. ОЗ 4: Жизнь после смерти)

Красная Королева
Уходите, уходите. Вам нельзя здесь находиться.
Вы все здесь погибнете.
Ти-вирус был настоящим прорывом в области медицины, хотя было очевидно, что он обладает высочайшим военным потенциалом. Организм человека продолжает жить даже после его смерти. Растут ногти и волосы, обновляются клетки, мозг получает электрические заряды, которые исчезают спустя несколько месяцев. Ти-вирус значительно усиливает процессы клеточного роста, проще говоря он реанимирует организм.

Карлос Оливера
Это не для нас.
Мы просто расходный материал, Николай. И нас уже списали.

Доктор Айзекс
Пропустите её. Программа Элис активирована.

Клэр Рэдфилд
Эти люди доверили мне свои жизни, им не нужны несбыточные мечты.
Рассредоточиться. Ищите всё, что можно использовать: бензин, еду, боеприпасы.
Вегас. Это единственное место, где мы найдем бензин и припасы.
За шесть месяцев мы опустошили все маленькие города, нам нужем большой город.

Доктор Айзекс
Я же сказал - я не могу умереть.
Генетическая структура - вот ключ, мы найдем Элис и сможем вернуться на поверхность.
Я так долго считал, что ты - будущее. Но я ошибался. Я - будущее.
Всё знать не обязательно.

Элис
[глядя на живого Вескера, которого она считала мертвым] И почему я не удивлена?

Альберт Вескер
Отправляйтесь в ад.
Спутниковая система до сих пор работает. Да и летают в наше время не многие. Кроме того, я всегда знал, что ты вернёшься к своим друзьям. Преданность - дурацкое качество.
Вот и воссоединилась большая дружная семья - Крис и Клэр Рэдфилд. Вы стали доставлять мне слишком много хлопот.

В попытках застращать геймера авторы игр разошлись не на шутку, так что вопрос Вааса из Far Cry 3 о безумии с каждым годом звучит всё более наивно. Ведь мы уже убегали: от маньяков — в Outlast, от призраков — в Amnesia, от ксеноморфа — в Alien: Isolation. А уж сколько физиологически отвратных картин развернул перед нами Синдзи Миками, сходу не сосчитаешь. Правда, с тех пор как он прекратил заниматься главным сериалом в своей карьере, тот скатился до тривиального зомби-боевика.

С ума сойти: психиатры комментируют Resident Evil 7

Не удивительно, что Resident Evil 7: Biohazard переосмысливает франшизу, обращается к истокам игрового, а заодно и кинематографического ужаса. Это срез жанра, интерактивная версия фильма «Техасская резня бензопилой» пополам со «Зловещими мертвецами», сдобренная видом от первого лица, технологией VR и крупным бюджетом разработки. Заведомый блокбастер, короче.

Отсюда вполне закономерный вопрос: можно ли потреблять такой концентрат без подготовки и не дозированно? И чем грозит одиссея в мир маньяков и чудовищ владельцу шлема виртуальной реальности? Поскольку значение Resident Evil 7 трудно переоценить, а от её обзоров скоро начнёт рябить в глазах, редакция 4PDA шагнула дальше обычной критики и обратилась за мнением к психиатрам, которые любезно ответили на наши вопросы. Сразу оговоримся: будучи экспертами в области психики, спикеры ни в коем случае не претендуют на роль игровых журналистов, и даже продолжительных видеороликов с текстовым описанием игры вряд ли достаточно для фундаментальных выводов. Диагнозов тоже никто никому не ставит. Но, открывая форточку в ад, не жалуйтесь на дым и серу.

Виктор Павлович Самохвалов — психиатр, доктор медицинских наук, профессор, основатель Крымской ассоциации психиатров, психотерапевтов и психологов, автор книг «Психический мир будущего», «Эволюционная психиатрия», учебника «Психиатрия» и других публикаций. Александр Геннадьевич Данилин — психиатр, врач-нарколог, член Международной ассоциации психоаналитиков, автор книг «LSD: галлюциногены, психоделия и феномен зависимости», «Прорыв в гениальность», «Ключи к смыслу жизни» и других публикаций.

«Техасская резня бензопилой»

Признаваться в любви «Техасской резне» 1974 года начал ещё Синдзи Миками в Resident Evil 4, натравливая на Леона Кеннеди выродков с бензопилами. В последующих выпусках эта традиция сохранилась. К седьмой части восхищение нетленкой Тоба Хупера приобрело характер религиозного поклонения: японцы позаимствовали типажи персонажей, монтажные приёмы, сюжетные ходы и декорации. Скажем, обратите внимание на качели возле дома Бейкеров и на холл рядом с лестницей на второй этаж.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

Семейный ужин каннибалов — хрестоматийный эпизод «Техасской резни», который обыгрывали многие подражатели Тоба Хупера («Дом 1000 трупов», «Граница», «Адский мотель»). Не удержались от соблазна и сотрудники Capcom. Сравните, например, внешность парализованной Эвелины со стариканом из «Резни»: если бы у бабушки был молоток, она была бы дедушкой.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

Дуэль Итана с Джеком на бензопилах разработчики подглядели во второй «Резни». Правда, в творении Тоба Хупера всё обставлено гораздо абсурднее: шериф с тремя бензопилами против семейки каннибалов.

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Отвешивать реверансы кинематографу Resident Evil 7 начинает уже в прологе: темноволосая девушка Мия, глядя в объектив камеры, рассказывает о поездке и обещает скоро вернуться. Но пропадает без вести. Похожая сцена открывает и фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», в котором студентка-кинематографистка вместе с друзьями бесследно исчезает в лесу.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

«Ведьма» — не первый псевдодокументальный ужастик (основоположником был «Ад каннибалов»). Но именно эта лента 1999 года популяризировала жанр found footage: толпа балбесов с видеокамерой отправляется в опасное место, чтобы на потеху зрителям слабоумно и отважно помереть. В новом хорроре Capcom премия Дарвина настигает троицу блогеров (подмигивание «Искателям могил»), охотящихся на привидений в старом доме Бейкеров. Бесславная кончина сам-себе-режиссёров, запечатлённая на VHS-кассету, обыгрывает финальные кадры «Ведьмы из Блэр».

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

«Изгоняющий дьявола»

Минуту назад Мия хотела расцеловать и обнять Итана, а сейчас, словно в неё бес вселился, бросается с ножом на дражайшего супруга. Не пора ли звонить экзорцисту? Дважды оскароносная лента Уильяма Фридкина обогатила в 1973-м палитру киноужасов темой одержимости. В Resident Evil 7 никто не засовывает распятия в интересные места и не поминает демона Пазузу незлым тихим словом. Однако инфернальное обаяние «Изгоняющего дьявола» ощущается во многих сценах с бесноватой Мией.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

«Звонок»

Раз уж зашла речь о зловещих девочках и шумящих телевизорах, вспомним о творчестве японского режиссера Хидео Накаты, подарившего миру один из главных символов хорроров нулевых. Наследие «Звонков» проявляется в Resident Evil 7 не только в эксплуатации образа девочки-вируса или в эпизодах с проигрыванием видеокассет. Но также и в те леденящие душу моменты, когда на Итана из темноты медленно, но неотвратимо надвигается нечто со спутанными черными волосами.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

«Полтергейст»

Девочка перед телевизором, подёрнутом рябью статических помех, — иконическая сцена из «Полтергейста» Тоба Хупера. Образ не менее узнаваемый, чем, скажем, кричащая в душе девушка из хичкоковского «Психо». Классика языка ужасов. В Resident Evil 7 перед экраном сидит юная Эвелина, когда мы впервые встречаем её на корабле.

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

От «Пилы» до «Сияния»: какие фильмы цитирует Resident Evil 7

Лечит или калечит

Раз уж Resident Evil 7 то и дело погружает геймера в стрессовую ситуацию, впору задуматься и о том, вредит ли это психике, или, наоборот — может быть употреблено с пользой для души. Всё-таки перед нами не инди-пугалка из закромов «Гринлайта», а продукт первой величины, так что познакомиться с ним — при помощи VR-гарнитуры или без неё — захотят многие.

До недавнего времени виртуальные ужастики напоминали ярмарочные балаганы: развлечений хватало на 20-30 минут, да и качество изображения оставляло желать лучшего. В случае же Resident Evil 7 прохождение займёт 15 часов. В связи с чем вопрос: может ли геймер, раз за разом погружающийся в жуткий мир маньяков, заполучить расстройство психики или психический припадок?

Виктор Самохвалов: Отношусь с уважением к геймерам и думаю, что в большинстве случаев им будет неинтересно развлекаться более 20 минут в день, ведь наблюдаемое в сущности неприятно. Можно ли, погружаясь в мир маньяков, получить психическое расстройство? Можно, если существует предрасположенность к аномалии или болезни. Ведь не все полицейские, расследующие особо опасные преступления, и не все психиатры становятся невротиками, а ведь именно они сплошь и рядом имеют дело с насилием. Но среди них встречаются и «ангарский Чикатило» (М.Попков), и психиатры-организаторы тоталитарных сект.

С ума сойти: психиатры комментируют Resident Evil 7

Думаю, что расстройство от Resident Evil 7 будет в стиле компьютерной болезни, как и от остальных игр, но с оттенком посттравматического расстройства, характерного для солдат, принимавших участие в военных действиях. Для компьютерной болезни характерно внезапное видение в окружающем деталей игры (персонажей, опасности, ландшафтов), стереотипные и повторяющиеся действия, характерные для игры, слуховые и зрительные иллюзии. В нашем случае на этом фоне должны появляться тревога и страх, которые сменяются безразличием.

Александр Данилин: Возможно, подобные игры могли бы иметь и терапевтический эффект, но терапия всегда дозирована. Пациенты Скиннера, например — не преступники, подвергавшиеся «экспериментальному перевоспитанию», а пациенты, обратившиеся за помощью — проходили подобные «сеансы полного погружения» не чаще одного раза в год. Иначе возникает «промывка мозгов».

Что же такое «промывка мозгов»? Это подмена реальности. Место привычного восприятия реальности занимает реальность, внушаемая «гипнотизером», «тоталитарной пропагандой» или. шлемом виртуальной реальности. Игрок в Resident Evil 7 вряд ли ограничится одной игрой в год. Значит, его субъективная реальность и восприятие реальности материальной будут постепенно изменяться. Его «тоннель реальности» будет заполняться насильниками и маньяками, поджидающими за каждым углом, мера его пассивности — возрастать, а внешняя реальность — вызывать всё больше и больше страха…

С ума сойти: психиатры комментируют Resident Evil 7

Можно ли подобные изменения субъективной реальности считать «психическим расстройством»? Не знаю. «Психическое расстройство» — слишком неопределенное и социально зависимое понятие. Отечественная психиатрия (не я лично), несомненно, будет считать возникающие проблемы «шизофренией» и лечить психотропными препаратами. Именно так, собственно, это сейчас и происходит. Я с подобным подходом категорически не согласен. Но дело не в разногласиях.

Виктор Самохвалов: Существуют методики психотерапии, которые позволяют лечить фобии «наводнением страха», а также описания, что после острого страха наступает избавление от тревоги. Принцип систематической десенсибилизации, основанный на том, что можно ранжировать страх, и к каждому из рангов присоединить релаксацию, применяется при фобических и тревожных расстройствах. Подобные игры могут использоваться в психотерапии, но только если в разработке принимают участие психологи и психиатры, и если игра применяется под их наблюдением.

С ума сойти: психиатры комментируют Resident Evil 7

Каким именно образом? Существуют и применяются ли какие-то задокументированные методики?

Виктор Самохвалов: Единственная отечественная методика, которая совершенствовалась последние 25 лет — так называемая личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И. М. Мирошник и Е. В. Гаврилина. Но она не включает модификацию поведения с помощью игры. Это скорее психодиагностика. На Западе описаны случаи позитивной модификации поведения с помощью гаджетов и игр, но, насколько мне известно, это не специально разработанные методики, а скорее экспериментирование.

Александр Данилин: Я не знаком с документированным использованием коммерческих виртуальных игр в психотерапии. Используются же специально разработанные модели виртуальной реальности, как, например, при восстановлении двигательных и когнитивных нарушений после перенесенного инсульта. Главный принцип терапии заключается в создании искусственной реальности, где пациенту легче совершать некоторые действия, вызвавшие затруднения в реальности материальной. Однако любая психотерапия подразумевает ограниченную длительность сеанса — около одного часа. Представьте себе «терапию», длящуюся 15 часов (например, медицинский гипноз или психоанализ) — и вы поймёте, что речь идёт о «промывании мозгов», попытке изменить личность.

Читайте также: