Прокофьев летний день описание

Обновлено: 07.07.2024

Музыкальные способности Сережи Прокофьева проявились очень рано. Во многом этому способствовала его мать Мария Григорьевна Прокофьева (в девичестве Житкова), которая поддерживала творческую атмосферу в доме Прокофьевых в имении Сонцовка, где отец будущего композитора был управляющим.

С детства Сергей слышал произведения Шопена, Бетховена, Листа, Чайковского и А. Рубинштейна. И, как сам композитор признавался впоследствии, к 12 годам он «сознательно» презирал «легкую» музыку.

Первая самостоятельная пьеска, подобранная 5-летним Прокофьевым на фортепиано и бережно записанная его матерью на нотной бумаге, имела весьма необычное название: «Индейский галоп». Название это было связано с разговорами взрослых о голоде в Индии, которые произвели впечатление на юного композитора и отложились в маленькой головке.

ОПЕРА «ВЕЛИКАН»

В следующий раз опытный переписчик переписывал уже оперу юного композитора. На Прокофьева произвело большое впечатление посещение Москвы в 1900 г., где Сергей вместе с родителями посмотрел оперу Гуно «Фауст», оперу «Князь Игорь» Бородина и балет Чайковского «Спящая красавица». Театральные воспоминания привели к тому, что Прокофьев стал организатором собственных спектаклей в доме в Сонцовке. Его помощниками и соратниками в этом деле выступили дети: Стеша, Сережа Власовы, Егорка Шумейко, чьи родители следили за большим хозяйством, организованным отцом Прокофьева в Сонцовке. В импровизациях и театральных играх с юными друзьями и родился у 9-летнего композитора замысел оперы «Великан».

Сюжет оперы в трех действиях, полон хитросплетений: два храбрых друга Сергеев (Сережа Прокофьев) и Егоров (Егорка) спасают героиню Устинью (Стешу) от злого Великана и помогают королю организовать выступление против главного злодея оперы. В конце спектакля обезумевший от долгого противостояния с Великаном король заявляет, что не может больше бороться и закалывает себя ножом. Потрясенный народ, придя в себя, весьма неожиданно для зрителя, начинает петь славу Великану.

Первое представление оперы было дано в 1901 г. в доме тети Прокофьева (еще одной сестры Марии Григорьевны), Екатерины Раевской. В спектакле приняли участие сам автор (исполнял роль Сергеева), его двоюродные братья и сестры, а также уже известная нам тетя Таня (исполняла роль Великана).

К слову, своего «Великана» Сергей посвятил тете Тане по просьбе Марии Григорьевны, которая хотела таким образом хоть немного утешить сестру после смерти матери, бабушки Прокофьева.

Публика оценила по достоинству талант композитора, несмотря на возраст, ему удалось очертить характеры главных героев, каждый имел по два сольных номера, ярким получился образ Великана.

После «Великана» последовала опера «На пустынных островах» (не окончена), она, по словам композитора, полностью завладела его творческим воображением и «проглатывала» более мелкие сочинения, появлявшиеся в это время. Затем была очередная поездка в Москву, где Прокофьев получил первые уроки гармонии и теории музыки у профессионального музыканта, и в этот же приезд юный Прокофьев был показан Сергею Танееву. Знаменитый композитор и уважаемый профессор посоветовал матери Прокофьева начать систематические уроки с Сергеем и сам подыскал для них учителя, которым стал молодой композитор, недавно окончивший консерваторию Р. Глиэр.

«Моим настоятельным желанием было построить себе домик в саду. Я собирал обломки кирпичей и даже приступил к кладке. Стены были толщиною в полкирпича, но и то материалу не хватило, построение же скоро завалилось. О домике я мечтал так упорно, что он даже снился по ночам, и сны были так интенсивны, что о них я помнил через тридцать лет».

Вероятно, что яркие и насыщенные приключениями дни, проведенные в Сонцовке, отразились потом в светлой и жизнеутверждающей оркестровой сюите Прокофьева «Летний день», куда вошли 7 пьес:

В сборник вошли 12 разнохарактерных пьес, которые рассказывают о насыщенном яркими событиями одном летнем дне ребенка. То, что в «Детской музыке» царит атмосфера именно летнего дня, уточнил сам композитор: в 1941 г. Прокофьев сделал оркестровую транскрипцию нескольких пьес из своего фортепианного сборника «Детская музыка» и объединил их в сюиту, которой дал название «Летний день» (опус 65 bis). Один день маленького героя «Детской музыки» Прокофьева наполнен веселыми играми и встречами, детскими мечтами и фантазиями, яркими впечатлениями от знакомства с природой. Каждая пьеса цикла имеет название, помогающее лучше раскрыть содержание музыки перед маленькими слушателями и исполнителями.

В образной сфере сборника продолжают развиваться темы детских музыкальных альбомов XIX в. (сказка, природные образы, сцены из детской жизни, жанровые танцевальные пьесы). Важную роль в цикле играют образы природы, музыка отдельных пьес пронизана интонационными оборотами, характерными для народных песен. Вдохновляясь, картинами русской природы и народной песней, опираясь на традицию кучкистов и на традицию, заложенную детским альбомом Чайковского, Прокофьев создает уникальный цикл детской музыки, в котором ярко и отчетливо проявился неповторимый почерк композитора-новатора. Простота форм и лаконичность, ясность музыкальной лексики, сочетаются в пьесах с типичными для композитора приемами: по-театральному яркие сопоставления контрастных эпизодов, широкий охват клавиатуры, разнообразные скачки, четкий «упругий» ритм, остинатность и моторность в музыке, смелые тональные соотношения и колоритные тембральные краски, терпкие гармонии (аккорды-«кляксы») и импровизационно извивающаяся хрупкая мелодика светлых лирических эпизодов – все это присутствует в «Детской музыке». Цикл прекрасно подходит для первого знакомства маленьких слушателей с творчеством Прокофьева и музыкой XX века.

Тема детства с ее задором и неиссякаемой жаждой открытия новых горизонтов, с ее отважными и в то же время мечтательными юными героями близка композитору. Не только произведения, посвященные детям (которых, следует отметить, немало: симфоническая сказка «Петя и волк», симфоническая поэма «Гадкий утенок», фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Золушка», оратория «На страже мира») отличаются приподнятым настроением и необыкновенно светлыми музыкальными образами, все творчество Прокофьева в целом неразрывно связано с оптимистическим взглядом на мир, жизнелюбием и верой в доброе начало. Пьесы из сборника Прокофьева «Детская музыка» звучат в мультфильме «Прогулка» (Союзмультфильм, режиссер И. Ковалевская).

Сергей Прокофьев «Детская музыка»


Беззаботный мир детства! Эта тема с её жизнерадостностью, наивностью и неустанными желаниями новых открытий во все времена привлекала и находила отражение в творчестве многих композиторов. Произведения для детей сочиняли такие великие музыканты, как И.С. Бах, В.А. Моцарт, Й. Гайдн, Р. Шуман, П.И. Чайковский. Для юных исполнителей ими были созданы высокохудожественные творения, в нынешнее время составляющие бесценный фонд педагогического репертуара. Впоследствии эту замечательную эстафету продолжил выдающийся советский композитор Сергей Прокофьев , написавший для подрастающего поколения немало прекрасных произведений, среди которых особое место занимает фортепианная сюита «Детская музыка».

Историю создания фортепианной сюиты «Детская музыка» Сергея Прокофьева, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Краткая история

Сергей Прокофьев

Впрочем, путешествуя по миру, где талантливый музыкант с большим успехом выступал в лучших концертных залах, он постоянно думал о России, а после 1923 года, когда на несколько лет обосновался в Париже, стал задумываться о гастрольных поездках на Родину. В то время во Францию частенько стали приезжать советские писатели и артисты, на оживлённых встречах с которыми Прокофьев узнавал о переменах, происходившими в молодом Советском государстве. Ко всему прочему в тот период композитор стал ловить себя на грустной мысли, что накопленные им ранее в России творческие ресурсы, стали постепенно иссякать, и ему нужны были особые впечатления.

Первая поездка в СССР, состоявшаяся в 1927 году, убедила Сергея Сергеевича, что на Родине его помнят, любят и ценят, а следующие визиты в Москву и Ленинград в 1929 и 1932 году окончательно подтвердили это. Помимо того, композитор для себя отметил возросший культурный уровень страны, в которой слушатели созрели до восприятия и понимания новой современной музыки. Впоследствии, в результате долгих размышлений у Прокофьева назрело судьбоносное решение: вернуться в Россию.


Вскоре поездки Сергея Сергеевича в СССР стали ежегодными. Здесь он выступал с новыми концертными программами, консультировал студентов, а также с увлечением работал над новыми произведениями, среди которых музыка к кинофильму «Поручик Киже» и спектаклю «Египетские ночи», впоследствии преобразованные композитором в симфонические сюиты. Иначе говоря, Сергей Сергеевич старался активно влиться в музыкальную жизнь молодого государства, а самое главное понять новую преобразовывающуюся Россию. Вдобавок ко всему особую радость композитору доставляли в то время встречи с его студенческими друзьями, среди которых необходимо особо отметить Веру Алперс.

Будучи блистательной концертирующей пианисткой, Вера Владимировна занималась педагогической деятельностью: преподавала в школе имени Н.А. Римского-Корсакова и Музыкальном училище при консерватории. Так, в 1934 году в одной из дружеских бесед она посетовала Прокофьеву на недостаток ученического репертуара и попросила композитора сочинить небольшие пьески для детей. Сергей Сергеевич не забывал об этой просьбе, однако в то время он был загружен иной работой и нашёл возможность выполнить её летом 1935 года, когда после подписания соглашения с Большим театром на постановку балета «Ромео и Джульетта » выехал в дом отдыха в Поленово. Там в летние месяцы в спокойной обстановке композитор сочинил музыку не только к будущему выдающемуся спектаклю, но также выполнил обещание данное Вере Владимировне Алперс. Так появилась сюита, состоящая из двенадцати очаровательных пьес с общим названием «Детская музыка», которая была издана и вошла в собрание сочинений композитора, как опус под номером 65.

ноты «Детской музыки» Прокофьева
Вера Алперс

Сергей Прокофьев

Интересные факты

  • Первый фортепианный цикл для детей создал немецкий композитор-романтик Роберт Шуман. Свой « Альбом для юношества» он написал в 1848 году. Вслед за тем такое полезное начинание продолжил французский маэстро Жорж Бизе . В 1871 году он сочинил 12 пьес для фортепиано в 4 руки, который объединил общим названием «Детские игры». Через семь лет, в 1878 году появился знаменитый « Детский альбом » великого Петра Ильича Чайковского, а в 1908 году маленькой сюитой «Детский уголок», состоящей из шести фортепианных пьес педагогический репертуар для начинающих пианистов пополнил Клод Дебюсси. Среди советских композиторов, помимо Сергея Прокофьева, эту замечательную традицию продолжили Георгий Свиридов, создавший в 1948 году «Альбом пьес для детей» и Дмитрий Шостакович, написавший в 1952 году фортепианную сюиту «Танцы кукол»
  • Сергей Прокофьев на протяжении всей жизни в своём творчестве уделял большое внимание произведениям для детей и юношества. Помимо фортепианного альбома «Детская музыка» необходимо особо отметить такие замечательные сочинения композитора, как цикл фортепианных пьес «Сказки старой бабушки», симфоническую сказку «Петя и волк », балет « Золушка», сюита «Зимний костёр», «Три детские песни для голоса с фортепиано».
  • Фортепианный цикл Сергея Прокофьева «Детская музыка» состоит из двенадцати небольших пьес. Композитор выбрал из них семь полюбившихся тем: «Утро», «Пятнашки», «Вальс», «Раскаяние», «Марш», «Вечер», «Ходит месяц над лугами» и на их основе в 1941 году создал замечательную камерно-оркестровую сюиту, озаглавив её «Летний день».
  • Во время гастрольных поездок в СССР Сергей Прокофьев был поражён горячим приёмом советской аудитории на его концертных выступлениях. Такой грандиозный успех, который он не имел за границей, и особое внимание властей, посуливших ему множество привилегий, заставили композитора серьёзно задуматься о возвращении на Родину. Стоит отметить, что все данные Сергею Сергеевичу обещания были выполнены. Впоследствии он получил роскошную квартиру в Москве, а самое главное заказы, которые сыпались как из рога изобилия.
  • С Верой Владимировной Алперс, которая была инициатором создания цикла «Детская музыка», Сергей Сергеевич Прокофьев поддерживал теплые дружеские отношения до самых последних дней.
  • Сюита Сергея Прокофьева «Детская музыка» была положена в основу мультипликационного фильма «Прогулка», который в 1986 году в рамках экранизации шедевров музыкальной классики сняла знаменитый режиссёр – мультипликатор Инесса Ковалевская.
  • В США Сергея Прокофьева называли «музыкальным большевиком», во Франции, после его возвращения на Родину, объявили предателем, а в Германии во времена Третьего рейха композитор был официально запрещён.

Содержание сюиты «Детская музыка»

«Детская музыка». Это фортепианная сюита, состоящая из двенадцати лёгких пьес, имеющих программное содержание и повествующих об одном, насыщенном событиями, летнем дне из жизни ребёнка. Композитор в данном альбоме колоритно изобразил мир детства, в котором маленький герой играет, мечтает, переживает, а помимо того получает яркие впечатления от знакомства с природой. Разные по характеру музыкальные картинки погружают слушателей и исполнителей в мир детских образов, фантазий и переживаний, а заголовки миниатюр помогают раскрыть их содержание. Все пьесы цикла между собой композиционно связаны, так как объединены общей сюжетной линией, которая включает в себя пейзажные зарисовки, жанровые сценки и танцевальные миниатюры.

  • «Утро». Это пейзажная зарисовка, которой открывается сюита. В ней автор музыкальными звуками, словно нежными акварельными тонами, нарисовал начало нового летнего дня, а вместе с тем и пробуждение природы. В данной пьесе композитор характерным для него почерком живописно отобразил утреннее настроение, которое наполнено свежестью и чистотой.
  • «Прогулка». Вторая пьеса цикла - это жанровая сценка, знакомящая слушателей с главным героем, которым является любознательный малыш. В композиции, наполненной радостным настроением, автор колоритно рисует портрет «деловитого» мальчугана, который отправился на утреннюю прогулку.
  • «Сказочка». Необходимо заметить, что данная композиция по настроению является ярким контрастом предыдущим двум пьесам сюиты, так как по своему характеру спокойна и нетороплива. Уже само название миниатюры говорит о том, что она наполнена фантастическими образами, которые, как правило, живут в волшебной сказке.
  • «Тарантелла». Эта виртуозная композиция, звучащая задорно и легко, весьма эффектна. Яркое впечатление на слушателей она производит своим искрящимся темпераментом, который поддерживается стремительным темпом, а также упругим и острым ритмом, основанном на пульсирующем триольном движении.
  • «Раскаяние». Данную композицию называют тонкой психологической миниатюрой. В ней автор музыкальными звуками с подлинной чувствительностью передал печальные размышления и душевные переживания из-за поступка, который сам ребёнок считает неблаговидным.
  • «Вальс». С этой пьесой настроение в сюите вновь контрастно меняется. К нежной музыке этого танца можно подобрать множество прекрасных эпитетов. Её можно охарактеризовать такими красивыми словами, как изящная, ласковая, вдохновенная, взволнованная, парящая и обаятельная. Данная композиция, пленяющая своей пластичностью и красотой, в нынешнее время пользуется большой популярностью и широко применяется в педагогической практике.
  • «Шествие кузнечиков». Забавная миниатюра, которую можно характеризовать как крошечное остроумное скерцо. Само шутливое название пьесы говорит о программной задумке композитора и о том, что к ней нужно относиться с улыбкой, ведь радостно стрекочущие кузнечики и их удивительные прыжки у маленьких детишек всегда вызывают большой интерес.
  • «Дождь и радуга». Пьесу с уверенностью можно назвать музыкальным пейзажем, который композитор словно акварельными красками нарисовал звуками. Данная композиция не похожа ни на одну из пьес сюиты, так как в ней автор использовал импрессионистическую звукопись, например смелые аккордовые «кляксы» или монотонное повторение одной ноты, изображающий стук дождя.
  • «Пятнашки». Жанровая сценка, в которой автор изобразил подвижную детскую игру. Эта композиция имеет большое сходство с «Тарантеллой»: тоже стремительный темп, тактовый размер 6/8 и непрерывное движение восьмых нот. Музыкальный материал композиции картинно отражает озорство и радость, которую ребёнок получает от весёлой забавы.
  • «Марш». Данная пьеса пользуется большой популярностью и входит в число излюбленных композиций педагогического репертуара. Эта жизнерадостная бодрая музыка с игривыми форшлагами и задорными акцентами колоритно рисует игрушечно-комическое шествие, которое очень нравиться юным пианистам.
  • «Вечер». Эта миниатюра, так же как и пьеса «Утро», открывающая сюиту «Детская музыка», является пейзажной зарисовкой, однако в отличие от первоначальной композиции, автор в ней воссоздаёт завершение дня. Композитор представил «Вечер» в виде поэтического ноктюрна, живописно отображающего природу, которую накрывают сгущающиеся сумерки.
  • «Ходит месяц над лугами». Данная композиция завершает сюитный цикл. Мелодия пьесы, несмотря на то, что по своему рисунку близка русской народной хороводной песне, является собственной темой композитора.

«Детская музыка». Эта превосходная фортепианная сюита Сергея Прокофьева в нынешнее время причисляется к уникальным произведениям, созданным для юных пианистов. Популярность цикла заключается в том, что каждая пьеса цикла благодаря ярким образам доставляет молодым исполнителям большое удовольствие, а помимо того ощутимо развивает творческую фантазию и технические навыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Детская музыка»

Читайте также: