Проблемы управления рисками в техносфере спб университет гпс мчс рф

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церфус Д.Н., Карагачева М.В.

Представлены результаты экспериментального изучения оценки качества и уровня жизни обучающихся Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Анализ результатов исследования оценки качества и уровня жизни обучающихся вне зависимости от социального, культурного, демографического и политического контекста проводился при помощи Опросника качества жизни «ВОЗКЖ-100», разработанного Всемирной организацией здравоохранения (ядерный модуль).

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церфус Д.Н., Карагачева М.В.

Психологическое состояние и индекс качества жизни пациентов с катарактой Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей и характеристик когнитивного стиля у обучающихся вуза МЧС России Иерархия субсфер качества жизни больных ВИЧ-инфекцией Отражение и учет специфики представлений чрезвычайной ситуации обучающихся университета в преподавании дисциплины «Экстремальная психология» Психологические предикторы успешности адаптации у обучающихся к условиям образовательной среды i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE QUALITY OF LIFE OF TRAINEES SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

The results of a pilot study assessing the quality and the standard of living of the trainees of St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia are presented. Analysis of the research results of the quality assessment and the standard of living of students, regardless of their social, cultural, demographic and political context was conducted using questionnaires quality of life «WHOQOL-100» developed by the World Health Organization (kernel module).

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты изучения качества жизни обучающихся Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Д.Н. Церфус, кандидат медицинских наук, доцент; М.В. Карагачева, кандидат психологических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Представлены результаты экспериментального изучения оценки качества и уровня жизни обучающихся Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Анализ результатов исследования оценки качества и уровня жизни обучающихся вне зависимости от социального, культурного, демографического и политического контекста проводился при помощи Опросника качества жизни «ВОЗКЖ-100», разработанного Всемирной организацией здравоохранения (ядерный модуль).

Ключевые слова: уровень жизни, качество жизни, «сфера и субсфера качества жизни», индивидуально-психологические особенности, адаптация

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE QUALITY OF LIFE OF TRAINEES SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

D.N. Tserfus; M.V. Karagacheva.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The results of a pilot study assessing the quality and the standard of living of the trainees of St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia are presented. Analysis of the research results of the quality assessment and the standard of living of students, regardless of their social, cultural, demographic and political context was conducted using questionnaires quality of life «WHOQOL-IOO» developed by the World Health Organization (kernel module).

Keywords: standard of living, quality of life, individual psychological characteristics, adaptation

В современных условиях развития государства сфера образования должна представлять собой одну из наиболее инновационных отраслей развития страны. Обучение специалистов экстремального профиля деятельности предполагает большие материальные затраты, финансируемые из государственного бюджета. На сегодняшний день разработано много методической, технической и иной специальной литературы, а также педагогических технологий, позволяющих готовить высокопрофессиональные кадры для силовых ведомств.

Новые требования в сфере высшего образования увеличивают долю самостоятельного обучения, ориентированного на высокую заинтересованность и мотивацию обучающегося в процесс обучения. Слабая преемственность между средней и высшей школой, высокие информационные и физические нагрузки, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение у обучающихся. Курсанты при поступлении в вуз испытывают нагрузку, которая под силу субъекту с достаточно хорошим уровнем адаптивной способности [1].

Адаптация студентов к условиям обучения в вузе представляет собой одну из основных общетеоретических проблем, исследуемых на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях, и до настоящего времени является предметом дискуссий.

Из года в год увеличивается число курсантов, испытывающих осложнения в профессиональной адаптации. Как известно, затруднения в адаптации к новым условиям деятельности могут проявляться в деятельностной, коммуникативной сферах, а также в снижении уровня здоровья и нарушении дисциплины и т.п. [1].

Одним из критериев оценки адаптации обучающихся является анализ оценки качества и уровня жизни, потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Предполагается, что определение самим индивидом степени удовлетворенности своих потребностей, своего жизненного положения дает наиболее достоверную картину [2].

В психологической науке накоплен достаточно большой опыт оценки качества и уровня жизни. Анализ обобщающих индикаторов объективно, надежно и достоверно отражающих уровень и качество жизни, являющимся одним из критериев оценки адаптации обучающихся всегда остается актуальной проблемой [3, 4].

По определению Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), качество жизни -это «восприятие модели своего положения в жизни, в контексте культуры и системы ценностей, в которых он живет, в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума».

Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими. Качество жизни - это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества.

В психологической науке измерение качества жизни проводилось двумя основными подходами: измерение объективных условий жизни и измерение субъективных оценок жизни. В рамках этих двух подходов сложились две модели качества жизни, которые в научной литературе называют объективистской и психологической.

В психологической модели качество жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов, которые формируются на основе развития познавательных психических процессов индивида, его жизненного опыта и т.п.

В качестве индикаторов изучаемого явления могут входить следующие критерии: когнитивная составляющая (оценка общей удовлетворенности жизнью); аффективная составляющая (позитивная оценка - ощущение счастья, социальная поддержка, личностная компетентность; негативная оценка - ощущение депрессии, тревожности и стресса).

В настоящее время существует значительное число способов оценки уровня и качества жизни. Так, например, принято разделять два базовых подхода к процедуре оценки качества жизни: субъективный и объективный.

Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. Это главным образом показатели, отражающие оценочные характеристики со стороны руководителей, коллег, друзей и т. п.

С другой стороны, потребности и мотивы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты [5]. Они не фиксируются статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Качество жизни показывает степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Предполагается, что определение самим индивидом степени удовлетворенности своих потребностей, своего жизненного положения дает наиболее достоверную картину.

Качество жизни - совокупный или интегральный показатель, включающий в себя значительное число составляющих. Конкретный набор показателей и индикаторов качества жизни определяется в зависимости от задач исследования, места его проведения и другими факторами.

Учет оценки качества и уровня жизни как интегрального показателя, включающего в себя значительное число составляющих (здоровье, социальные взаимоотношения, духовность, религия, личные убеждения и т.п.) позволит прогнозировать успешность адаптации курсантов к условиям учебно-профессиональной деятельности.

Цель данного исследования состояла в получении качественного и независимого инструмента оценки качества жизни обучающихся Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России (СПб университет ГПС МЧС России).

Выборка составила 56 курсантов первого (n=26) и пятого курсов (n=30) факультета пожарной безопасности, в возрасте от 19 до 22 лет.

Качество жизни изучались при помощи Опросника качества жизни «ВОЗКЖ-100», разработанного ВОЗ с целью получения данных оценки качества жизни людей вне зависимости от социального, культурного, демографического и политического контекста [6].

Согласно мнению Организации Объединенных Наций (ООН), социальная категория качества жизни включает 12 параметров, из которых на первом месте стоит здоровье. Европейская экономическая комиссия систематизировала восемь групп социальных индикаторов качества жизни, при этом здоровье также поставлено на первое место. Следовательно, качество жизни, связанное со здоровьем, можно рассматривать как интегральную характеристику физического, психического и социального функционирования здорового человека, основанную на его субъективном восприятии.

Авторами была использована сокращённая версия, состоящая всего из шести сфер жизни человека (ядерный модуль), включающая 26 пунктов и 24 шкалы (табл. 1).

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждая из сфер состоит из различного количества субсфер, например, «Физическая сфера» включает в себя субсферы «Физическая боль и дискомфорт»; «Жизненная активность», «Энергия и усталость» и «Сон и отдых». Кроме того, четыре вопроса оценивали качество жизни в целом. При этом первый вопрос субсферы являлся шкалой интенсивности, второй - шкалой способности, третий - шкалой частоты, четвёртый - шкалой оценки.

Каждая субсфера вносит равный вклад в значение сферы, но все сферы имеют различное количество субсфер, поэтому для нормализации получаемых данных значение сферы равно среднему арифметическому значению всех входящих в неё субсфер:

«Духовная сфера»: равно значению этой субсферы.

Таблица 1. Сферы качества жизни, измеряемые опросником «ВОЗКЖ-100»

№ п/п Измеряемое качество

Сферы жизни человека

1 I. Физическая сфера F1 «Физическая боль и дискомфорт»

F2 «Жизненная активность, энергия и усталость»

2 II. Психологическая сфера F4 «Положительные эмоции»

F5 «Мышление, обучаемость, память и концентрация»

F7 «Образ тела и внешность»

F8 «Отрицательные эмоции»

3 III. Уровень независимости F9 «Подвижность»

F10 «Способность выполнять повседневные дела»

F11 «Зависимость от лекарств в лечении»

F12 «Способность к деятельности - работе, учебе и т.п.»

4 IV. Социальные взаимоотношения F13 «Личные отношения»

F14 «Практическая социальная поддержка»

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F15 «Сексуальная активность»

5 V. Окружающая среда F16 «Физическая безопасность и защищённость»

F17 «Окружающая среда дома»

F18 «Финансовые ресурсы»

F19 «Медицинская и социальная помощь»

F20 «Возможности для приобретения новой информации и навыков»

F21 «Возможности для отдыха и развлечений и их использование»

F22 «Окружающая среда вокруг»

6 VI. Духовность, религия, личные убеждения F24 «Духовность, религия, личные убеждения»

7 Интегральный показатель оценки качества и уровня жизни (КЖ)

Каждая из субсфер, даже если её название звучало негативно, оценивалось следующим образом, чем выше значение по любой из субсфер, тем выше качество жизни по ней. Для негативно названных шкал это означало низкую выраженность проблемы.

Все вопросы имели одинаковый вес, и каждый относился только к своей субсфере, поэтому результат достигался простым суммированием (или вычитанием) полученных баллов.

Результаты сравнительного анализа качества жизни обучающихся курсантов первого и пятого курсов СПб университета ГПС МЧС России оценки уровня и качества жизни «ВОЗКЖ-100» представлены в таблице 2.

По результатам сравнительного анализа обращает внимание на себя тот факт, что в разных группах курсантов первого и пятого курсов по субсферам F18 «Финансовые ресурсы», F23 «Транспорт», F24 «Духовность, религия, личные убеждения» наблюдалась тенденция к повышению среднего балла от учебной группы первого курса к группе пятого. В то же время статистически значимых отличий по величине среднего балла в группах

не было выявлено, за исключением результатов анализа среднего балла по субсферам Б1 «Физическая боль и дискомфорт», Б 6 «Самооценка», Б8 «Отрицательные эмоции», Б17 «Окружающая среда дома», Б19 «Медицинская и социальная помощь», где были выявлены достоверные различия (табл. 2).

В частности, на взгляд авторов, это может свидетельствовать о конкретных аспектах жизни, связанных с состоянием здоровья обучающихся в этот период обучения. Курсанты в начальном периоде обучения, в рамках физического функционирования, субъективно оценивают свое состояние как физический дискомфорт, усталость и недостаток энергии и сил, а также невозможностью полноценно восстановиться и отдохнуть с помощью сна, в снижении самооценки. Результаты исследования отражены в снижении показателей шкалы субсферы Б1 «Физическая боль и дискомфорт»; Б6 «Самооценка», при (р<0,05) (табл. 2).

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа качества жизни обучающихся курсантов первого и пятого курсов СПб университета ГПС МЧС России

№ п/п Изучаемая характеристика Курсанты 1-го курса (п=26), кол-во чел. (в баллах) Курсанты 5-го курса (п=30), кол-во чел. (в баллах)

1. Б1 15,09±2,44 17,04±2,78*

2. Б6 15,83±2,44 17,76±2,80*

3. Б8 15,52±2,31 17,52±2,87*

4. Б15 13,17±3,79 16,28±4,25**

5. Б17 15,04±3,67 17,14±3,22*

6. Б18 15,56±3,60 14,52±3,70

7. Б19 15,86±4,30 13,09±4,10*

8. Б23 15,73±2,75 14,76±4,12

9. Б24 15,95±4,13 14,57±5,38

Примечание: * - Р<0,05; ** - Р<0,01

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особо обращает на себя внимание тот факт, что оценка динамики качества жизни обучающимися, имела субъективный характер и зависела от многих факторов, в том числе, от индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, типологических особенностей и воспитания. Результаты исследования представляют научный интерес и подлежат дальнейшему углубленному изучению. Данные были получены по результатам методики «СМИЛ» по Л.Н. Собчик, экспертной оценки командирами и преподавателями.

Результаты исследований могут быть использованы в психологическом обеспечении профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, в частности, при осуществлении мероприятий психологического сопровождения курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России.

1. Чермянин С.В., Корзунин В. А., Юсупов В.В. Методологические аспекты диагностики нервно-психической неустойчивости у специалистов экстремальных видов деятельности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008. № б. С. 49-54.

2. Новик А. А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М.: Олма-Пресс, 2002. 318 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. М.: Аркти, 2004. С. 206-207.

4. Управление качеством. Качество жизни / Б.И. Герасимов [и др.]. СПб.: Форум-М, 2014. 304 с.

5. Иванова Т.В., Солнцев В.О., Церфус Д.Н. Ведущие мотивы профессиональной деятельности курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 3 (31). С. 127-130.

6. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / под ред. Н.Д. Ющука. М.: Изд-во «Перо», 2012. 659 с.

Проблемы управления рисками в техносфере 2011 №01

Научно-аналитический журнал. Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2011. – 156 с. Председатель – Артамонов В.С, доктор военных, доктор технических, профессор, генерал-лейтенант внутренней службы, начальник университета.

Аннотация.
Включен в подписной каталог российской прессы «Почта России» в межрегиональную часть; в Научную электронную библиотеку. Имеет Международный классификационный номер (ISSN); свидетельство о регистрации СМИ.
Освещает научно-исследовательскую деятельность университета, пропагандирует достижения отечественной науки, техники, теоретических изысканий, результатов прикладных исследований, передового опыта в области пожаротушения и спасения населения при чрезвычайных ситуациях.

Предлагаемые рубрики.
Безопасность критически важных и потенциально опасных объектов.
Пожарная и промышленная безопасность.
Снижение рисков и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение безопасности в ЧС.
Пожарная тактика, физико-химические основы процессов горения и тушения;
Математическое моделирование, компьютерные технологии в теории управления сложных процессов.
Экономика, системы управления.
Охрана труда.

Содержание.
Безопасность критически важных и потенциально опасных объектов.
Акулов А.Ю., Кондрашин А.В., Смирнов В.В. Алгоритм проектирования огнезащитного состава для металлических конструкций объектов нефтегазового комплекса.

Пожарная и промышленная безопасность.
Хорошилов О.А., Котов И.Ю., Марухин П.Н. Методологические и нормативные испытания промышленных огнепреградителей на пламенепроницаемость и огнестойкость.
Осавелюк П.А., Гуляева Е.В., Брюханов А.В. Результаты исследования общественного мнения по проблемам пожарной безопасности на промышленных объектах в Российской Федерации.
Таранцев А.А., Шидловский Г.Л. Обеспечение безопасности людей в культовых зданиях и сооружениях.

Снижение рисков и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Обеспечение безопасности в ЧС.
Аверьянов В.Т., Полынько С.В. Имитационное моделирование процессов технического обслуживания и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.
Савчук О.Н. Особенности прогнозирования выявления последствий при авариях (разрушениях) резервуаров с аварийно химически опасными веществами при транспортировке автомобильным транспортом.

Пожарная тактика, физико-химические основы процессов горения и тушения.
Башаричев А.В., Жуков Ю.И. Принятие управленческих решений при организации тушения пожаров в зданиях повышенной этажности с использованием CASE-технологий.
Васьков В.Т., Малыгин И.Г., Плотников Ю.А. Автоматизированная геоинформационная система поддержки принятия решений по управлению оперативными подразделениями пожарной охраны.

Математическое моделирование, компьютерные технологии в теории управления сложных процессов.
Смирнов А.С. Концептуальная модель повышения эффективности надзорной деятельности органов государственного пожарного надзора в условиях динамического изменения параметров среды функционирования.
Смирнов А.С., Козьмовский Д.В., Пантиховский О.В. Принципы классификации деятельности пользователей в информационных системах распределенных сетей.

Экономика, системы управления.
Куприн А.А., Амельченко Е.Н., Бардулин Е.Н. Адаптивность системы управления субъектов предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям внешней среды.
Ворона-Сливинская Л.Г., Авилова Т.В. Стратегические целевые программы в пространстве анклавных стратегических структур.
Чеботарёв С.С., Горелик В.А. Формализованный подход к экономической эффективности деятельности МЧС России.

Охрана труда.
Ложкина О.В., Марченко В.C., Новиков В.Р. Мониторинг «экстремального» воздействия автомобильного транспорта на городское население по показателям индивидуального санитарно-гигиенического риска.
Собкалов А.В., Нахин А.Н. Некоторые аспекты утилизации полимерных материалов.
Артамонов В.С., Скороходов Д.А., Стариченков А.Л. Навигационное сопровождение маломерных судов для обеспечения безопасности судоходства.

Психолого-педагогические аспекты подготовки сотрудников МЧС России к условиям чрезвычайных ситуаций.
Алексеик Е.Б., Алексеев С.Н., Шаталов С.Э. Дистанционное обучение на основе интегративно-модульной модели виртуального лабораторного практикума.
Баскин Ю.Г., Канисев П.В., Степанов Р.А. Проблема управления качеством профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы в условиях модернизации российского пожарно-технического образования.
Солнцев В.О., Бардаева Н.А. Психологические последствия воздействия экстремальных условий профессиональной деятельности на сотрудников службы пожаротушения МЧС России.

Правовые основы обеспечения безопасности человека и общества в экстремальных ситуациях.
Филимонова Е.Г. Налоговые механизмы – инструмент обеспечения экологической безопасности.

Проблемы управления рисками в техносфере 2008 №02

Научно-аналитический журнал. Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2008. – 138 с. Председатель – Артамонов В.С, доктор военных, доктор технических, профессор, генерал-лейтенант внутренней службы, начальник университета.

Аннотация.
Включен в подписной каталог российской прессы «Почта России» в межрегиональную часть; в Научную электронную библиотеку. Имеет Международный классификационный номер (ISSN); свидетельство о регистрации СМИ.
Освещает научно-исследовательскую деятельность университета, пропагандирует достижения отечественной науки, техники, теоретических изысканий, результатов прикладных исследований, передового опыта в области пожаротушения и спасения населения при чрезвычайных ситуациях.

Предлагаемые рубрики.
Безопасность критически важных и потенциально опасных объектов.
Пожарная и промышленная безопасность.
Снижение рисков и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение безопасности в ЧС.
Пожарная тактика, физико-химические основы процессов горения и тушения;
Математическое моделирование, компьютерные технологии в теории управления сложных процессов.
Экономика, системы управления.
Охрана труда.

Содержание.
Безопасность критически важных и потенциально опасных объектов.
Климантов А. А., Вагин А. В. Метод обоснования количества резервных резервуаров в составе резервуарных парков складов и баз нефтепродуктов.
Поляков А. С., Квашнин Б. С., Климантов А. А. Концептуальные основы оптимизации
надежности резервуаров для нефтепродуктов с учетом требований промышленной безопасности.
Савчук О. Н. Определение потерь населения и сотрудников ГПС МЧС России при
авариях на химически опасных объектах с учетом их действий на местности.

Снижение рисков и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. обеспечение жизнедеятельности.
Климантов А. А., Вагин А. В. Применение системного анализа по оптимизации
надежности резервуаров для нефтепродуктов с учетом требований промышленной
безопасности.

Пожарная тактика, физико-химические основы процессов горения и тушения.
Лыткин А. С., Бегак О. Ю., Хорошилов О. А. Гетероорганические соединения в дизельных топливах.
Троханов В. А. Алгоритм проведения оценки эффективности управления силами и средствами (на примере тушения пожара).
Запорожец А. И. Содержание показателей, оценивающих порядок взаимодействия сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Математическое моделирование, компьютерные технологии в теории управления сложных процессов.
Спесивцев А. В., Уланова Н. Ю., Вагин А. В. Интеллектуальная экспертная система
поддержки принятия решений в нечетких условиях конъюнктуры рынка.
Абдылдаев Т. А., Артамонов А. С., Парфенова М. Я., Гущин Ю. Г., Лошаков И. А. Информационное моделирование поиска эвристических решений в научно-техническом творчестве.
Алексеев С. А. Оценка характеристик процесса функционирования системы «оператор (группа операторов) – корпоративная сеть» МЧС.
Абдылдаев Т. А., Артамонов А. С., Парфенова М. Я., Гущин Ю. Г., Лошаков И. А. Методологические основы информационного моделирования явления диссимметрии в развитии интеллектуального капитала.
Алексеев С. А. Модель организации и процесса функционирования социальной организационно-технической системы как корпоративной сети МЧС.
Абдылдаев Т. А., Парфенов И. И., Артамонов А. С., Гущин Ю. Г., Лошаков И. А. Вопросы практической реализации диссимметрии в формализованном пространстве.
Святенко И. Ю., Волков О. С., Афанасьев К. А., Фирсов А. В., Трефилов Г. Б., Ярош В. Л. Моделирование информационных потоков в интегрированных системах безопасности и мониторинга потенциально опасных объектах.

Экономика, системы управления.
Артамонов В. С., Булавчик В. В. Формирование инвестиционной стратегии регионального электроэнергетического комплекса.
Савчук О. Н., Савчук М. И. Обоснование методики расчета денежных компенсаций
в случае потери кормильца.
Иванов С. А., Уткин Н. И. Малый бизнес как стратегический ресурс развития экономической безопасности.

Правовые аспекты обеспечения безопасности человека и общества в экстремальных ситуациях.
Тангиев Б. Б., Уткин Н. И. Проблемы правового регулирования экологической безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в контексте борьбы с экологическими правонарушениями.
Тангиев Б. Б. Проблемы законодательного обеспечения в сфере охраны окружающей среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Особенности юридической техники и механизмов правоприменительной практики.

Психолого-педагогические основы подготовки сотрудников МЧС России к условиям чрезвычайных ситуаций.
Коннова Л. А., Вакуленко С. В., Савчук М. И. Педагогические аспекты воспитания в вузах ГПС МЧС России культуры безопасности.
Коннова Л. А., Ткачёв П. А. О формировании аутопсихологической компетенции в системе подготовки специалистов ГПС МЧС России.

Attach your article in the form below and we will send the contact details of the journal Проблемы управления рисками в техносфере, and alternative journals for your research

على معلومات حول خدماتنا ، و اختر نوع الخدمة التي تحتاجها ، و ملء الطلب ، و التفاعل مع أفضل الخبراء و تحقيق أهدافك. سوف تنجح!

ORES Science Platform هي خدمة رائدة مصممة لدعم العلماء من رابطة الدول المستقلة وآسيا. نحن نعمل مع مؤلفي المقالات العلمية ونسعى جاهدين لتعزيز العلوم على المستوى العالمي ، ونوحد الباحثين مع خبراء دوليين لتحسين جودة أبحاثهم العلمية.

Читайте также: