Проблемы университетов в казахстане

Обновлено: 02.07.2024

Цель исследования - выявление проблем совершенствования развития высшей школы в Казахстане и предложение мер по их решению.

Методология - изучение зарубежного опыта совершенствова­ния профессионального образования, анализ показателей развития вузов в Казахстане.

Оригинальность/важность - предложения по совершенство­ванию взаимодействия участников системы образования: госу­дарств- образование-производство.

Выводы - определение потенциальных внутренних возможно­стей вузов и трудоустройства их выпускников с целью создания и развития национальных особенностей системы образования.

Введение

Образование является одним из главных социально-экономи­ческих приоритетов, влияющих на все сферы общественной жиз­ни, во многом определяющих эффективность экономики страны, возможности для интеграционных процессов и др.

Позитивные перемены в социальной, экономической и поли­тической жизни общества в преддверии третьей индустриальной революции создают растущую потребность в высококвалифици­рованных кадрах. В своем послании Президент Казахстана Н. На­зарбаев отмечал «ключевое условие успеха новой экономической политики должно быть подкреплено кадрами» [1].

Отечественное высшее профессиональное образование, так же как и экономика, длительное время развивались, ориентируясь на потребности внутреннего рынка. Процессы глобализации ускорили тенденцию вхождения Казахстана в международную образователь­ную сферу и выявили несоответствия качественных характеристик результатов образования новым требованиям к подготовке кадров.

Казахстанская высшая школа с целью вхождения в междуна­родный образовательный блок, поддержала интегрирование в Бо-лонский процесс (страна-участник с 2010 г.), основными целями которого являются содействие в мобильности обучения и трудо­устройства граждан, повышение международной конкурентоспо­собности высшего образования.

Вместе с тем имеются структурные проблемы, указывающие на необходимость организационно-экономических изменений в системе образования.

В сложившихся условиях представляется целесообразным ис­пользовать возможности Болонского протокола по выбору индиви­дуального образовательного проектирования и получения дополни­тельных карьерных преимуществ на внутреннем и международном рынке труда, повысив тем самым его доступность и качество.

Основная часть исследования

В мировом сообществе роль и значение образования в послед­нее время рассматриваются в качестве главного фактора социаль­но-экономического прогресса. Как отмечают специалисты Органи­зации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «темпы базового долгосрочного роста экономики в странах ОЭСР зависят от поддержания и расширения базы знаний. Сравнительные пре­имущества стран все меньше и меньше определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силой и все больше - тех­ническими инновациями и конкурентным применением знаний. Экономический рост сегодня является в такой же мере процессом накопления знаний, как и процессом накопления капитала» [2]. Об этом же ведет речь Н. Назарбаев в своем послании народу Казахста­на, называя десять глобальных вызовов ХХІ века: ускорение исто­рического времени; глобальный демографический дисбаланс; угро­за глобальной продовольственной безопасности; острый дефицит воды; глобальная энергетическая безопасность исчерпаемость природных ресурсов; Третья индустриальная ре­волюция; нарастающая социальная нестабильность; кризис ценностей нашей цивилизации; угроза новой мировой дестабилизации [1, С. 8].

Мировое пространство соединяет национальные образова­тельные системы разного типа и уровня и позволяет выделить со­временные тенденции:

  • стремление к демократической системе образования, до­ступности образования для всего населения, преемственно­сти уровней, предоставлению большей самостоятельности учебным заведениям;
  • увеличения учебно-организационных мероприятий, на­правленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся;
  • рост рынка образовательных услуг;
  • сочетание централизации и автономии в управлении;
  • постоянное обновление образовательных и исследователь­ских программ;
  • ориентир на воспитание «одаренной» молодежи посред­ством раскрытия и развития ее способностей.

Основные макроэкономические показатели развития стран, 2011 г.

Для стран с активно развивающейся экономикой инвестиции в человеческий капитал становятся приоритетом конкуренто­способности государства, сохранения и воспроизводства ресур­сов, формирования общества знаний. Идеи устойчивого развития открывают массу возможностей для всех сфер народного хозяй­ства, бизнеса, транснациональных компаний и др.

Показатели мирового развития экономики свидетельствуют о сложных процессах, когда динамично развивающееся государ­ство сохраняет уровень страны с низким размером произведённой валовой продукции на 1 человека, а страны с меньшим населением перешагнули 6-ой и даже 7-ой технологический уклад, демонстри­руют высокие технологии (таблица 1).

Уровень образования в странах с населением свыше 15 млн. чел., 2010 г.

Зарубежными аналитическими центрами в 2009 г. в число 10 наиболее динамично развивающихся экономик мира были вклю­чены: Россия, Бразилия, Китай, Индия, Польша, Мексика, Арген­тина, Турция, ЮАР, Индонезия [3]. Казахстан также добился вы­соких темпов развития национальной экономики. Средние темпы развития экономики за последнее 10-летие составили 6,7%, а мак­симальное значение - 10,7% - достигнуто в 2006 г. Эти достиже­ния позволяют говорить о возможности перехода экономики стра­ны в разряд в динамичным развитием.

Ключевым фактором успешной реализации программ разви­тия является человек, уровень его грамотности и возможность постоянного обновления знаний. Исследования международных организаций в области грамотности населения различных стран, доступности образования и системе подготовки специалистов, демонстрируют современное состояние и потенциал к их разви­тию (таблица 2).

Казахстан присоединился к процессу формирования обще­европейского пространства высшего образования в первом деся­тилетии нового тысячелетия, когда в Европе был накоплен полу­вековой опыт сотрудничества в сфере образования. В настоящее время систему образования в Казахстане можно оценить как ре­формирующуюся. Существующая политика в образовании под влиянием внутренних и внешних факторов в течение последних 10 лет претерпевает ряд изменений (таблица 3).

Динамика показателей высшего профессионального обучения в Казахстане, 1980-2010 гг.


В настоящее время в республике отмечается перенасыщение рынка высшими учебными заведениями и качества предоставляе­мых в них услуг. На почти 16 миллион населения приходится 150 вузов или 1 вуз на чуть более 100 тысяч человек. В то время как страны-лидеры в области образования имеют значительно показате­ли по соотношению числа учебных заведений и населения 650-700 тысяч человек (Великобритания: 89 вузов на 60,4 млн. населения; соответственно, Финляндия: 20 и 5,2 млн.; Чехия: 60 и 10,2 млн.).

В этих целях проводится политика по сокращению числа вузов путем оценки соответствия материально-технической базы, квалифи­кации профессорско-преподавательского состава требованиям Мини­стерства образования и науки РК к качеству образовательных услуг. Оптимизация продлится до 2015 г. путем объединения, поглощения и ликвидации вузов и формирования профильных образовательных центров в соответствии с их территориальным размещением.

Еще одна проблема - снижение контингента абитуриентов в вузах, обусловленное низкой рождаемостью детей в 90-е гг. про­шлого столетия, имеющее тенденцию к углублению, а сокращение числа молодежи старшего школьного и студенческого возраста будет продолжаться по прогнозам демографов до 2017 -2018 гг. Так, число выпускников школ, сократилось в 2006 г. со 191 тыс. до 138 тыс. в 2010 г.

Сокращение количества вузов на фоне усложнения демогра­фической ситуации способно привести к росту качества обучения, но и побуждает вузы к снижению требований к абитуриентам и не­добросовестной конкуренции или могут быть продиктованы лишь корпоративными или политическими интересами.

Доступность образования выступает еще одним сдерживаю­щим фактором качественных изменений в образовательной поли­тике. Массовость высшего образования привела к потере стандар­та высокой теоретической и практической подготовки выпускника и была сведена к выдаче образовательного документа. Тем самым, у населения пропало доверие к системе образования и качеству предоставляемых знаний. Вместе с тем экономические реалии тре­буют постоянного обновления знаний в связи с научно-техниче­ским прогрессом и высокой конкуренцией трудовых ресурсов в условиях глобализации.

Переход на Болонскую систему содействует встраиванию от­ечественных вузов в глобальное университетское сообщество, в котором бакалавры могут получать магистерские степени в других странах. Объем мирового рынка образовательных услуг составля­ет порядка 100 млрд. долл., при этом если только США ежегодно получают в среднем 14-15 млрд. долл. от обучения иностранных студентов, то доля Казахстана на мировом рынке образовательных услуг не превышает одного процента, что заметно меньше нашей доли в населении или в экономике мира.

Неудовлетворенность качеством и стоимостью предоставля­емых образовательных услуг в вузах подтолкнуло к поиску аль­тернативы отечественному обучению и оттоку казахстанской мо­лодежи за рубеж. Так, к 2012 г. за рубежом обучались около 30 тысяч казахстанских студентов по программе «Болашак» и другим международным образовательным проектам [4].

В настоящее время растет потребность в поливалентных спе­циалистах, быстро адаптирующихся к колебаниям рынка и гото­вых решать разнообразные задачи в рамках деятельности пред­приятия, в отличие от узко-специализированных профессионалов, работающих в условиях гарантированной занятости. Опыт запад­ных стран показывает, что для их подготовки не нужно получать несколько высших образований, достаточно, ввести дополнитель­ные курсы на других факультетах или сертифицированные кур­сы. Это позволит создать ключевую компетенцию, которую дру­гие будут дополнять.

Также серьезной задачей остается повышения уровня знаний слушателей в технических и профессиональных учреждениях об­разования (ТиПО), которые второй год подряд показывают низкие результаты. За последние 8 лет средне-специальное образование получили 130 тысяч казахстанцев. В комплексном тестировании абитуриентов 2013 г. приняли участие 65 тысяч человек, из ко­торых государственный экзамен смог сдать лишь каждый третий.

Схема взаимодействия участников системы образования

Массовость высшего образования связана не столько с тягой молодежи к знаниям, сколько со сложившимся представлением о том, что высшее образование является необходимым услови­ем для принадлежности к среднему классу. При этом отношение работодателей к выпускникам двойственное: необходим диплом бакалавра или магистра с набором общекультурных компетенций. В связи с этим, работодатели смогли бы помочь вузам с организа­цией производственных практик, сформировав четкие запросы к набору и уровню навыков, которыми должны обладать по выходе из вуза специалисты, т.к. отрасль ставит личностные компетенции выше профессиональных. То есть необходимо пересмотреть пере­распределение ресурсов высшего образования в пользу подготов­ки специалистов, способных работать в смежных отраслях.

В настоящее время в Казахстане реализуется ряд социально-ори­ентированных государственных программ, каждая из которых пред­полагает подготовку кадров и трудоустройство, развитие бизнес-ини­циатив и участие частного капитала на принципах государственно-частного партнерства, а также создано Министерство регионального развития РК (МРР РК), которому предписано осуществлять коорди­нацию и контроль за исполнение этих программ (рисунок 1).

Совершенствование организационного механизма высшего профессионального образования с участием Министерства обра­зования и науки Республики Казахстан, работодателей и органи­заций высшей школы:

  • Министерство образования и науки Республики Казахстан (МОН) - администратор программы по подготовке и пере­подготовке кадров; разработка государственных стандартов образования; показатели качества образования; госгранты на 2,3 уровни обучения
  • Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан (МТиСЗ) - мониторинг и расчет потребности в трудовых ресурсах (регион, специальность, количество); система квалификации профессии; тарифы
  • Министерство регионального развития Республики Казах­стан (МРР) - координация реализации социально-ориенти­рованных программ
  • Акимат, социально-предпринимательская корпорация (СПК) - разработка программы развития региона; площадка для формирования интересов местных производителей то­варов и услуг и университета (трудоустройство, налоговые льготы и др.); финансирование 1 и 2,3 уровней обучения
  • Бизнес, в т.ч. малый и средний, их объединения - квалифи­кационные требования к специалисту; экспертиза учебных планов; финансирование 1 и 2,3 уровней обучения; обуче­ние; трудоустройство; переподготовка кадров; НИР; соци­ально-экономическое развитие региона
  • Научно-исследовательские учреждения - подготовка ка­дров; квалификационные требования к специалисту; экс­пертиза учебных планов; вовлечение молодежи в научные проекты; трудоустройство; наука для бизнеса; исследова­ния для рынка; финансирование 2,3 уровней обучения
  • Зарубежные научно-образовательные центры - участие в программах обмена студентами, в т.ч. по программе «Бола­шак» и научно-педагогическими кадрами (2,3 уровень об­учения)
  • Университет - подготовка и переподготовка кадров по мно­гоуровневой системе; воспитание личности; гранты (1,2,3 уровни обучения).
  • Абитуриент - получение знаний.

Для Казахстана актуально не столько прямое инвестирова­ние в создание отдельных учебных заведений, сколько в его ин­фраструктуру — обеспечение свободным доступом к интернету, компьютеризацию, создание интернет-платформ. В Украине уже несколько лет принята Национальный проект «Открытый мир», финансируемый частными инвесторами (700 млн. долл.).

Фундаментальное образование должно оставаться прерога­тивой государства, где необходимо делать отбор из небольших групп интеллектуалов, которые должны получать «штучное» об­разование мирового уровня. Причем доступ в эти группы необхо­димо осуществлять на строгой основе меритократических начал.

Также следует обратить внимание на возможности институ­та дополнительного образования, служащего повышению общей культуры - фактора, необходимого для современного работника высокой квалификации. Этот сегмент образования способствуют развитию гражданского сознания, что важно для формирующего­ся общества.

Кроме того, необходимо пересмотреть размещения нацио­нальных и государственных вузов с учетом индустриально-инно­вационных кластеров страны; определить ежегодные потребности региона в квалификацированных кадрах и специалистов с высшим образованием в зависимости от концепции его развития; решить социально-финансовые проблемы студентов, преподавателей и научных работников.

Полученные результаты (выводы)

Таким образом, система управления казахстанскими высшими учебными заведениями не позволяет реализовать потенциальные возможности в обеспечении опережающего развития экономики страны в силу множества объективных и субъективных причин. И для решения сложившихся проблем при выпуске специалистов не­обходима направленная работа по повышению компетентности и мотивации труда педагогов, совершенствованию материально-тех­нической базы учреждений образования, широкому использованию международного опыта, современных образовательных технологий и информационных ресурсов, совершенствованию образовательных программ, внедрении механизмов управления, стимулирующих ра­боту учреждений, в т.ч. по формированию духовно-нравственных ценностей, навыков здорового образа жизни, гражданственности и патриотизма, ответственности и трудолюбия молодежи.

Современное положение может обостриться после присоеди­нения Казахстана ко Всемирной торговой организации и притока иностранных провайдеров академических услуг.

Отечественному образованию нужны достойные бренды, спо­собные конкурировать в международном масштабе.

На сегодняшний день в Казахстане во многих отраслях экономики остро стоит проблема с наличием высококвалифицированных специалистов. Парадоксальным является тот факт, что причиной нехватки квалифицированных специалистов не является недостаточность людских ресурсов или учебных заведений, занимающихся подготовкой данных специалистов, напротив, в стране наблюдается высокий процент безработицы и избыточность учебных заведений. Процентный показатель количества учебных заведений к общему числу населения страны является одним из самых высоких в мире, и в разы превышает аналогичный показатель в европейских странах. А основной причиной нехватки квалифицированных специалистов является низкий средний уровень подготовленности выпускников в учебных заведениях страны.

Причины, повлиявшие на возникновение проблемы.

Причины такого низкого уровня образования в РК много, но одним из основных факторов повлиявшим на сферу образования были просчеты, допущенные на заре становления образовательной системы в независимом Казахстане. В период существования СССР высшее образование можно было получить только в государственных ВУЗах, где набор студентов производился только по госзаказу, и из всех желающих получить высшее образование лишь малая часть имела возможность обучаться в ВУЗах. С получением независимости и введением рыночной экономики коммерция стала входить во все сферы жизни общества, в том числе и в сферу образования; у населения появилась возможность получить высшее образование на платной основе, при этом, не проходя сложных экзаменов. Накопленный неудовлетворенный спрос наряду с текущим высоким спросом на получение высшего образования выразился в большом числе людей, готовых платить за получение образования. Данный ярко выраженный спрос подстегнул рынок образования к порождению предложения в виде быстрого открытия множества частных ВУЗов с широкой филиальной сетью. Совершенно логично, что открытие ВУЗов на скорую руку негативно повлияло на качество образования в данных ВУЗах. Вместе с тем обеспечение профессорско-педагогического состава в новых ВУЗах производилось за счет привлечения преподавателей с уже существовавших государственных ВУЗов, тем самым, ухудшая положение дел и в государственных ВУЗах. В итоге на основе реалии того времени сформировался неудовлетворительный средний уровень образования.

«Родительский долг»…

С годами спрос на высшее образование не снижался, напротив, среди населения сложился твердый стереотип, согласно которому обеспечение детей высшим образованием считалось одним из главных родительских обязательств. Все это стимулировало открытие все новых ВУЗов и расширению уже имеющихся. Но со временем рост числа обучающихся студентов прекратилось. Произошло это за счет того, что студенты, поступившие в университеты, в пике высокого спроса начали завершать свою учебу. Следовательно, число обучающихся студентов приобрело определенную константность за счет того, что число поступающих на учебу было примерно одинаково к числу завершающих учебу. Но, несмотря на то, что определились границы спроса, рынок предложения по инерции продолжил расширение, что неизбежно привело к росту конкуренции среди университетов. В данной ситуации большинство частных ВУЗов в сравнении с государственными ВУЗами оказалось в проигрышном положении, так как имели более слабую техническую оснащенность и профессорско-педагогический состав. Единственным выходом в данной конкурентной борьбе было снижение оплаты за обучение, за счет этого они и смогли занять свою определенную нишу. Снижение платы за образование сопряженное со снижением числа студентов ограничивало возможности ВУЗа к капитальным вложениям, требовавшимся для улучшения качества образования, и многие ВУЗы ограничивались лишь покрытием текущих расходов, не вкладывая в качественное развитие ВУЗа. В дополнение к этому каждому из ВУЗов пришлось столкнуться с четко выраженным конфликтом интересов с одной стороны, согласно правилам студент с плохой успеваемостью должен быть отчислен, но с другой стороны отчисление студента означает потерю дохода равной оплате за обучение данного студента. В данной ситуации, нередко учебные заведения первостепенной задачей ставили получение прибыли и, как вследствии снижали свои требования к знаниям студентов. Также в стремлении привлечь все новых студентов, ВУЗы до минимума снижали свои требования к поступающим. В итоге сложилась ситуация когда де факто единственным ограничением для поступления в ВУЗ явилась оплата за обучение. В конечном результате все это привело к увеличению числа выпускаемых молодых дипломированных специалистов с низкой профессиональной подготовкой.

Порочный круг образования…

Отдельного внимания требует проблема низкого статуса высшего образования. Все эти годы среди выпускников школ сохранялся большой процент поступающих в ВУЗы, это привело к увеличению общего числа людей с высшим образованием, тем самым высшее образование лишилось своей элитарности и стало неотъемлемым общим признаком для большинства соискателей работы. В ситуации, когда наличие диплома с одной стороны стало общим признаком для большинства соискателей, и с другой стороны не гарантирует наличие необходимых знаний. Ценность диплома снизилась, а работодателям пришлось искать дополнительные критерии отбора новых сотрудников по прошествии времени эволюционным путем, доминирующим критерием стало наличие у соискателя опыта работы, так как опыт работы давал определенные гарантии на наличие необходимых знаний и навыков. В дальнейшем соискатели, имеющие дипломы ВУЗов, но не имеющие опыта работы и не нашедшие работу по своей специальности стали вынужденно переходить на нишу, которую до этого традиционно занимали выпускники СУЗов, тем самым еще больше снижая статус высшего образования. В последствии, стало привычным, что работодатели привлекая соискателей на должности низшего и среднего звена необоснованно указывают обязательным условием наличие высшего образования. В результате складывается порочный круг, с одной стороны за счет снижения статуса высшего образования даже на вакансии низшего и среднего звена обязательно требуется высшее образование. Это означает, что если у соискателя не будет высшего образования, его шансы на трудоустройство даже на среднее и низшее звено резко снижаются. Вполне логично, что этот факт подталкивает соискателя к получению любой ценой высшего образования. С другой стороны тот факт, что все будущие соискатели повально получают высшее образование, способствует еще большему снижению статуса высшего образования и вот так вот и замыкается порочный круг образования. Необходимо учесть, что негатив, присутствовавший в ВУЗах существовал и в СУЗах. При этом в отдельных случаях положение могло принять еще более худшую форму. Но самое главное на фоне общего недоверия работодателей дипломам ВУЗов, которые является локомотивом всей системы образования, дипломы СУЗов оказались в еще более проигрышном положении.

Легко в учении тяжело в бою…

Необходимо отдельно сказать и о проблеме того, что используемая учебная программа не в полной мере дает знания и навыки необходимые в реальной практической деятельности будущего работника. Отчасти это складывается за счет низкой мобильности учебных заведений, которые не успевают внедрять в свою учебную программу все новшества, требуемые в работе современного сотрудника.

Все вышесказанное не может не сказаться на низкой мотивации студента к активному и качественному усвоению учебной программы. Говоря более конкретно, то можно отметить, что в процессе учебы, у среднего студента отсутствует «кнут» в виде жестких требований к знаниям, вместе с тем отсутствует и «пряник», так как хорошее усвоение учебной программы не дает больших преимуществ при дальнейшем трудоустройстве. Это связано сразу с несколькими причинами: во-первых, существует не совсем тесная увязка учебной программы и реальных знаний и навыков, требуемых на потенциальной работе; во-вторых, низким статусом высшего образования, которое не может существенно повлиять на выбор работодателя. Все это сказывается на отношении студента к обучению как некой формальности, не требующей от него реальных усилий.

В конечном результате, мы имеем следующее положение дел на сегодня - в стране много дипломированных специалистов, но мало в действительности квалифицированных специалистов. Ярким примером может послужить ситуация с бухгалтерами, на рынке труда существует дефицит квалифицированных бухгалтеров, но вместе с тем существует огромное количество соискателей с дипломами бухгалтеров. В реальности для работодателя более ценен человек который прошел месячные курсы 1 С бухгалтерии и пол года проработал помощником бухгалтера нежели новоиспеченный выпускник ВУЗа который 4 года учился по специальности бухучет и аудит.

Образно говоря, в университетах 4 года учат воевать на мечах и луках, в то время как в реальном мире требуются навыки ведения боя с автоматом и гранатами.

Почему проблема не решается…

Необходимо заметить, что министерство образования периодически проводит работу с целью исправления сложившейся ситуации. В частности снижалось число ВУЗов и их филиалов, ужесточались требования при прохождении ВУЗами и СУЗами плановой аккредитации, а также целый ряд реформ коснулись самого процесса обучения, взаимоотношении преподавателей со студентами, форм проверок знании студентов, требований к преподавателям и т.п.. Но несмотря на все это Казахстан так и не получил конечного результата в виде хорошо подготовленных кадров, которые бы удовлетворяли внутренние потребности рынка труда, как с позиции количества, так и качества.

И главной причиной такого негативного результата является – конфликт интересов. Все это время данную проблему пытались решать только локальной работой в сфере образования, а это значит, что одни и те же лица оказались ответственными за качественное усвоение учебной программы и в тоже время и за контроль за качеством. Вполне логично что никто не хочет заниматься самобичеванием… И это проявляется начиная с самых низов, когда в вузах проводиться комплексная проверка каждый преподаватель пытается помочь своей группе успешно пройти экзамен (так как в случае не прохождения группой данного экзамена начальство вуза «спросит» с данного преподавателя) и возможны случаи когда преподаватель заранее ознакомляет студентов с будущим тестом или дает им возможность использовать шпаргалки и т. п.) В свою очередь руководство вуза не препятствует преподавателям в оказании помощи студентам, так как оно заинтересованы в том, чтобы вуз в целом успешно прошел экзамен (всем очень важно, какое место возьмет его вуз в последующем рейтинге мин. образования в соответствии с результатами тестов). В свою очередь мин образование, которое отвечает за работу всех вузов в целом, не хочет признавать свою работу неудовлетворительной и придерживается позиции «в Багдаде все спокойно»…

Отдельного внимания требует конфликт интересов, возникающий в финансовом вопросе, как уже говорилось выше, вузы часто не хотят лишаться денег, которые студент оплачивает за обучение и всеми правдами и неправдами избегают отчисления студента даже, несмотря на плохую успеваемость.

Ключ к решению

В первую очередь необходимо посмотреть на проблему более масштабно и не ограничиваться только лишь проблемами учебных заведений, а искать комплексное решение. Данная проблема связана с интересами разных участников рынка труда. В первую очередь нужно определить, чьи интересы являются первостепенными, а чьи интересы являются второстепенными. Для этого необходимо провести четкую градацию интересов участников рынка труда.

Первостепенными интересами должны стать интересы государства, а последующее место отводиться интересам работодателя. Далее, необходимо указать интересы соискателей и только в последнюю очередь нужно рассматривать интересы учебных заведений.

1. Интересы государства

2. Интересы работодателей

3. Интересы соискателей

4. Интересы учебных заведений

На сегодняшний день все эти интересы не имеют тесной взаимосвязи между собой. К примеру, учебные заведения в своей работе не в полной мере считаются с интересами работодателей и больше ориентированы на спрос населения и привлечение студентов. Вследствие чего наблюдаются перегибы в обучении определенных специальностей (эконом, юристы). Учитывая, что среди определенной части населения имеется спрос на формальное прохождение обучения с последующим получением диплома, часть учебных заведений идут на поводу данного спроса и предоставляют возможность к прохождению обучения без особых усилий. По завершению предоставляют официальный диплом и тем самым, удовлетворяя интересы только соискателей и учебных заведений, без учета интересов государства и работодателей.

Следует учесть, что в данном аспекте интересны государства и работодателей совпадают и им нужно, чтобы выпускники не имели формальных дипломов, а имели реальные прикладные знания . В этой связи на рынке труда требуется игрок, который будет являться связующим звеном между интересами всех участников рынка труда и в первую очередь будет представлять интересы работодателей.

Вариантов работы данного игрока очень много, все зависит от полноты полномочии которые будут в его распоряжении. Одним из направлении его работы могло бы быть проведение независимой и объективной проверки знаний соискателей, с последующей выдачей сертификатов подтверждающих их реальный уровень знаний. Благодаря этому, в мотивации студента появиться «пряник» так как он будет знать, что при наличии хороших знаний он сможет документально доказать работодателю что он является перспективным соискателем.

Данная проверка ни в коем случае не должна быть обязательной, а должна проводиться только на добровольных началах, так как обязательная форма неизбежно приведет к негативным результатам. Главной задачей данной проверки должно быть предоставление соискателю с реальными хорошими знаниями возможности документального доказательства наличия хороших знаний (необходимо заметить что мин образование вводит в вузах систему сертификации но учитывая она будет, проходит в обязательном порядке и проводится через вузы в конечном результате де факто станет простым очередным гос экзаменом).

На сегодняшний день работодатели уже уставшие от формальных дипломов начали внедрять практику проведения экзаменов у потенциальных соискателей, в этой связи они расширяют свой HR штат и выстраивают мини университеты при HRотделах которые не только проводят отбор соискателей, но и переучивают уже набранных сотрудников в соответствии со знаниями, которые им реально требуются. Но такую практику могут себе позволить только крупные компании, а более мелкие компании должны мирится со сложившемся положением дел.

Показательным является пример с тестовыми центрами TOEFL, данные центры проводят тестирование по всему миру на предмет определения уровня знаний английского языка. При этом данный центр гарантирует и обеспечивает полною объективность проверки знании тестируемых. И если какой то иностранный вуз или работодатель хочет быть уверен, что вы знаете английский язык, он просит вас пройти тест в данном центре и в случае если Вы успешно прошли, тест, работодатель будет уверен, что вы реально знаете английский язык и не важно где вы заканчивали вуз в Казахстане, Германии или в Монголии.

В прочем это только один из примеров работы данного игрока главное чтобы данный игрок был совершенно независим от всех участников рынка, в случае, какой-либо зависимости возможно возникновение конфликта интересов.

Отзыв лицензии у Академии транспорта, одного из старейших вузов Казахстана, вызвал дискуссию об их качестве. Что на него негативно влияет и как изменить ситуацию - у DW.

Здание Казахской Академии транспорта и коммуникаций

Казахская Академия транспорта и коммуникаций с 16 октября остановила свою деятельность

Казахская Академия транспорта и коммуникаций, в которой обучаются около 5 тысяч студентов, 16 октября вынуждена была остановить свою деятельность. Сославшись на многочисленные выявленные нарушения учебного процесса, министерство образования и науки отозвало лицензию у вуза, основанного в далеком 1931 году.

В числе основных претензий к нему - отсутствие качественного профессорско-преподавательского состава и условий для прохождения производственной практики. Кроме того, министерство указало на серьезную нехватку необходимой учебно-методической и научной литературы. Опрошенные DW эксперты полагают, что аналогичные претензии могут быть предъявлены едва ли не ко всем высшим учебным заведениям Казахстана. Ожидается, что в ближайшее время прекратят свою деятельность еще несколько из них. В чем причина такого положения дел, и что нужно для его изменения - у DW.

Главные проблемы казахстанских вузов

Разумеется, резко и в короткие сроки повысить уровень профессорско-преподавательского состава не может, наверное, ни один университет. Ситуацию в Казахстане усугубила пандемия коронавируса. С марта во всех учебных заведениях страны действует карантин. Университеты закрыты, сохранятся серьезные ограничения на въезд в страну. Так что пока невозможно ни запустить программы по повышению квалификации преподавателей, ни пригласить специалистов из-за границы.

Проходная Академии транспорта и коммуникаций

С марта во всех учебных заведениях Казахстана действует карантин

По оценке профессора Рустама Бурнашева, преподававшего в ряде зарубежных вузов, еще одной из проблем, с которыми постоянно сталкиваются казахстанские университеты, является их соответствие стандартам профильных министерств.

"Поскольку у нас пока еще выдают дипломы гособразца, наличие неких определяемых министерствами стандартов выглядит правильно. Но дело в том, что нынешние стандарты строятся на каких-то фантастических и логически непрозрачных представлениях, которые каждый раз меняются у чиновников от образования вместе с приходом нового министра. Например, до сих пор непонятно, какой процент преподавателей вузов должны иметь ученую степень", - пояснил в интервью DW Бурнашев. Он также обратил внимание на странные, по его выражению, лицензионные требования к использованию научной литературы, которая должна быть не старше 5 лет.

Еще одной острой проблемой высшей школы Казахстана профессор Бурнашев назвал тотальную коммерциализацию местных вузов. По его словам, из-за того, что в большинстве их отсутствуют ограничения на прием студентов, профессора узнают о количестве учащихся на их кафедрах только перед началом семестра. Излишняя же загруженность, считает собеседник DW, подталкивает преподавателей задуматься о возможном переезде в другие государства.

В Казахстане не хватает вузовских специалистов различного профиля

В свою очередь, депутат нижней палаты парламента Ирина Смирнова в интервью DW выразила надежду, что профильное министерство, отзывая у Академии транспорта (среди ее студентов немало граждан Узбекистана) и других вузов лицензии на образовательную деятельность, не допустит прекращения подготовки необходимых специалистов.

врач проводит тест на коронавирус в Алма-Ате

Пандемия коронавируса усугубила проблемы казахстанских вузов

"У нас не готовят инженеров по обслуживанию сложной медтехники, уже не обучают по таким специальностям как гидротехнолог, гидромелиоратор. Я так понимаю, что скоро мы не станем готовить и инженеров железнодорожного транспорта. Сильно не хватает технологов пищевой промышленности, есть проблемы с кадрами в легкой промышленности. И это не может не тревожить", - призналась Смирнова.

И напомнила историю с внедрением Минздравом в 2006 году новых стандартов в медицинском образовании. Тогда, последовав рекомендациям ВОЗ, власти Казахстана по всей стране закрыли в медицинских вузах факультеты педиатрии, одновременно предложив детским врачам перепрофилироваться в семейных докторов общего профиля. Потребовалось 10 лет, чтобы осознать допущенную ошибку. При этом, по мнению Смирновой, восстановить казахстанскую педиатрию полностью пока так и не удалось. Немало врачей и преподавателей факультетов педиатрии из-за отсутствия востребованности покинули страну.

Плохие вузы закроются сами?

Для улучшения ситуации в системе высшего образования Казахстана, прежде всего, полагает профессор Бурнашев, нужен детальный и взвешенный анализ работы вузов. "Сегодня решения, которые принимают органы управления, строятся не на основе серьезных исследований, а на желаниях и представлениях отдельных чиновников о том, каким должно быть высшее образование. У нас сейчас нет четкой картины того, что происходит в системе высшего образования Казахстана", - констатирует Бурнашев.

В свою очередь, президент частного университета AlmaU Асылбек Кожахметов в комментарии для DW отметил, что не стоит определять административным путем, какие вузы хорошие, а какие - плохие. "Я считаю, что университеты должны сами выживать в условиях рыночной экономики. Если они дают качественное образование, то это своей деятельностью покажут их выпускники. Непопулярный у работодателей и студентов вуз сам закроется. Надо создать правила и проводить такую политику, которые позволят вузам расти", - уверен Кожахметов. При этом он поддерживает одобренный президентом Казахстана Касымом-Жомартом Токаевым проект министерства образования, который должен сделать вузы страны более привлекательными.

"Предполагается, что все высшие учебные заведения будут разбиты на четыре категории. Первая лига - это вузы, конкурентоспособные на международном уровне; вторая - на национальном; третья - на региональном. Четвертая - оставшиеся. Первые две группы министерство не будет проверять, а кто и в какой лиге окажется - определит специальная международная комиссия", - поделился информацией Асылбек Кожахметов, отметив важность участия в работе комиссии уважаемых в стране и за ее пределами людей. Ведь занявшие в своей лиге последние места университеты будут заменены теми, что в более низкой лиге завоевали первые три позиции.

В министерстве образования и науки, как и в Академии транспорта и коммуникаций, на вопросы DW не ответили. Основные акционеры Академии ведут переговоры с представителями профильного министерства, надеясь, что им удастся не допустить расформирования вуза, годовая стоимость обучения в котором в зависимости от факультета составляет от 840 до 2950 евро.

Рынок. Самарканд, Узбекистан.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Общее прошлое, похожее настоящее

Страны Центральной Азии роднит не только общее советское прошлое. Экономическая ситуация везде оставляет желать лучшего, уровень коррупции и рейтинг свободы слова во всех странах примерно одинаковый, и даже прирост населения похож. Хотя, конечно, есть и различия.

Самарканд, Узбекистан

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Узбекистан: Сельское хозяйство отступает

В Узбекистане с момента распада СССР кардинально изменилась структура экономики: раньше доля сельского хозяйства превышала треть, а сейчас не составляет и одной пятой. За последние пять лет в стране существенно выросла безработица. Минимальная зарплата - 36 евро, пенсия - 71 евро. Раньше именно Узбекистан "поставлял" большинство гастарбайтеров в РФ.

Ташкент, Узбекистан

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Узбекистан: Политические эмигранты

Во времена правления Ислама Каримова, жестко подавлявшего любые формы инакомыслия, на долю Узбекистана приходилось больше всего политических беженцев из региона - в первую очередь в страны Запада. Многие жители республики вынуждены были бежать, спасаясь от репрессий после подавления узбекскими властями восстания в Андижане.

Похороны Ислама Каримова, Самарканд, 3 сентября 2016 г.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Узбекистан: Смена президента

С 1991 года в Узбекистане было всего два руководителя. Ислам Каримов правил с 1991 года вплоть до своей смерти в 2016 году (ему было 78 лет). После него президентом стал Шавкат Мирзиёев. Сейчас ему 59 лет - и сложно угадать, как надолго он "задержится" во власти. Формально в парламенте представлены 4 партии плюс движение экологов, однако независимые СМИ называют выборы "политическим шоу".

Скейтеры, Таджикистан, Душанбе

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: Гастарбайтеры покидают РФ

Боевики ИГ, 2013 г.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: Исламский фактор

Многих иностранных боевиков ИГ вербуют в Таджикистане, а потом, через другие страны, переправляют их на боевые территории. Западные эксперты считают, что с точки зрения исламизма Таджикистан - самая уязвимая страна в регионе. Таджикские власти используют этот фактор для подавления всякого инакомыслия.

201-я военная база в Таджикистане

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: 201-я военная база

На таджикской территории находится 201-я военная база РФ. В 90-е годы российские военные участвовали в миротворческой миссии, остановившей гражданскую войну в Таджикистане. Сейчас база существует для того, чтобы служить своеобразным "щитом" для опасностей, исходящих из соседнего Афганистана. На базе в качестве вольнонаемных служащих работает много таджиков, получая высокие зарплаты.

Эмомали Рамон голосует на конституционном референдуме, 2016

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: Преследования оппозиции

Глава Таджикистана - Эмомали Рахмон. И хотя он во власти уже 22 года, он не первый и не единственный президент страны - до него Таджикистаном руководили Кахар Махкамов и Рахмон Набиев (каждый - меньше года). В нынешнем составе таджикского парламента представлены 4 партии, однако реальной оппозиции в стране нет. HRW заявили, что власти Таджикистана арестовывают и пытают оппозиционеров.

Turkmenistan Eröffnung der Ost-West Gas Pipeline in Shatlyk (Getty Images/AFP/STR/)

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Туркмения: Без свободы, но с ресурами

Статуя Сапармурата Ниязова

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Туркмения: Жизнь после Туркменбаши

О двух местных президентах слагают песни и легенды. Сапармурат Ниязов, знаменитый "Туркменбаши" - отец всех туркмен - правил (на разных должностях) с 1985 года. В 2006 он скончался, а эстафету перенял Гурбангулы Бердымухамедов. Ему всего 59 лет, а президентские выборы он уже выигрывал трижды. Говорить о какой-либо оппозиции в Туркмении, одной из самых диктаторских стран региона, нельзя.

Степь в Казахстане

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Казахстан: Зависимость от нефти

Экономика Казахстана - крупнейшая в регионе и вторая на постсоветском пространстве. Однако ее благополучие вплотную зависит от цен на природные ресурсы, включая нефть. За последние годы курс тенге неоднократно опускался. Средняя зарплата в стране - около 410 евро (по данным forbes.kz).

Астана, Казахстан, Байтерек

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Казахстан: Астана - визитная карточка

Казахстан стремится быть как можно более близким к европейской культуре. Столица Астана - визитная карточка страны. Здесь находятся основные административные учреждения страны и офисы крупных компаний.

Площадь Республики, Алматы, Казахстан

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Казахстан: Под руководством долгожителя

Казахстаном правит главный постсоветский долгожитель - Нурсултан Назарбаев (официальный титул - "Елбасы", лидер нации). У власти он находится с 1989 года. Очередные выборы, в 2015 году, он выиграл, набрав почти 98% голосов. Оппозиция в Казахстане существует, однако она находится под жестким прессингом властей.

Озеро Иссык-Куль, Киргизия

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Киргизия: Иссык-Куль и свобода слова

Не так давно внешний долг Киргизии резко вырос, что осложняет экономическое положение страны. Зато именно здесь находится знаменитый Иссык-Куль - и туризм приносит казне немало денег. Да и со свободой прессы тут неплохо: в рейтинге "Репортеров без границ" Киргизия на 89-м месте - выше всех соседей, РФ, Беларуси и Украины!

Американские самолеты на военной база в Манасе, Киргизия

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Киргизия: Базы в Манасе и Канте

Киргизия зарабатывала на том, что предоставляла право размещать на своей территории иностранные военные базы. Так в аэропорту "Манас" вблизи Бишкека до 2014 года находилась военная база США - в числе прочего, здесь дозаправлялись американские самолеты, летевшие в Афганистан. А в Канте до сих пор размещена российская военная база.

Wahlen Kirgistan Kirgisien Kyrgyztan (picture-alliance/dpa/I. Kovalenko)

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Киргизия: Уже четыре президента

В сравнении с другими странами региона, в Киргизии царит относительная демократия - там с 1990 года правит уже четвертый президент (включая одного временного), причем первых двух - Аскара Акаева и Курманбека Бакиева - свергали в результате революций. Многим памятны трагические события 2010 года, когда на юге страны погибли более 200 человек. Очередные выборы президента пройдут в ноябре 2017 года.

Образование – это фундамент успешного будущего наших детей. И очень важно знать, каким это будущее будет.

Министерство образования и науки РК проводит постоянные реформы, которые не всегда получают одобрение в обществе. На кону судьбы будущих граждан Казахстана, их место в современном мире. Поэтому любые изменения в системе образования вызывают живой интерес у казахстанцев. Всегда есть опасность, что реформа провалится, а это упущенные возможности и потраченные в пустую годы обучения. Свои провалы в реформировании образования государство решает назначением нового министра. Но, восполнить провалы в знаниях детей это вряд ли поможет.

Весь опыт проведения реформ в этой сфере сопровождается негативным информационным фоном. Большинство нововведений внедрялись молниеносно, без широкого обсуждения с общественностью. Зачастую сами педагоги не понимали целесообразность многих реформ.

Стоит признать, что в постоянно меняющемся мире, нововведения также должны внедряться быстро, без промедлений. При этом должна быть хорошая информационная поддержка и исчерпывающие материалы, подробно описывающие плюсы реформы. С этим Министерство образования и науки справляется плохо. Из-за этого появляется много негативных комментариев со стороны общества, растет непонимание и неприятие.

Вот и сейчас МОН затеяла очередную реформу. Как изменится система образования, повысится ли качество образования или реформу свернут через несколько лет?

Эти и другие важные вопросы на круглом столе «Актуальные проблемы образования в Казахстане» обсудили 23 сентября с.г.коммунисты-народники совместно с представителями областного и городского департамента образования, преподавателями ПГУ, ИНЕУ, Павлодарского пединститута, ГПО «Казахстанское общество слепых», Общества глухих, ООИРЦ «Самал», ОО «Женщины – за будущее нации», ОФ «Матери против наркотиков», с Совета ветеранов, и члены политических партий «Нур Отан», «Ак Жол».

Дауенов Е.Н. рассказал, что на начало 2016-2017 учебного года в области функционирует 168 -детских садов , 387 школ, 50-колледжей. Контингент на начало учебного года составил 96 380 детей, в том числе в 1 класс пошли 12 750 детей.

По сравнению с прошлым годом, сеть учреждений сократилась на 13 объектов: в Иртышском районе – 1 основная школа (Тогызакская ОШ), в Баянаульском районе – 4 начальных школ (Кокдомбакская НШ, Мурынтальская НШ, Акмектепская НШ, Медетская НШ, Акшиская НШ), в Железинском районе – 2 начальные школы (Жанабетская НШ, Жанабирликская НШ), в Успенском районе – 1 начальная школа (Надаровская НШ), в Щербактинском районе –1 начальная школа (Сугурская НШ), в Качирском районе–1 начальная школа (Благовещенская НШ), в Павлодарском районе – 1 начальная школа (Максимовская НШ), в Актогайском районе – 2 начальная школа (Разумовская НШ).

В г.Экибастузе будет сдана в эксплуатацию 24 августа новая школа с государственным языком обучения на 1200 мест.

Капитальный ремонт

В текущем году капитальный ремонт был запланирован на 81 объекте образования, в том числе в 5 детских садов, в 65 школах и в 11 других типов учреждений. Общая сумма выделенных средств составила 1,3 млрд.тенге.

По состоянию на отчетный период во всех организациях ремонтные работы завершены.

Для введения нового спецкурса по робототехнике в 48 учреждениях приобретаются обучающие комплекты, на эти цели из бюджета выделено более 90,0 млн.т. В каникулярное время 170 учителей прошли курсы по роботехнике.

Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 3 до 6 лет составляет 100%,

Обеспечение учебниками и учебно-методическими комплексами

В текущем году, согласно приказу МОН РК, подлежали обновлению базовые учебники для 1 класса в связи с обновлением содержания, учебники для 8 класса, также учебники английского языка для 4-х классов и по предмету «Основы религиоведения» для 9-х классов. Сумма выделенных средств на приобретение учебников составляет 635,9 млн. тенге (689,4 тысяч экземпляров).

На отчётный период поставка учебников завершена.

Кадровое обеспечение

В организациях образования области работают более 20 тысяч педагогов, в том числе в школах –11 502 учителя. (из них на селе 6 706 - 58,3%).

По итогам распределения молодых специалистов 2016 года, в школы области направлено 520 педагогов.

Докладчику были заданы вопросы по реформированию 12-летнего образования, по сельским школам, в которых чаще всего устаревшая мебель и недостаточное современное учебное оборудование, и отсутствие предметных кабинетов: химии, физики, биологии, а также есть сведения о том, что школы в селах снабжаются некачественным углем и дети зимой мерзнут в классах.

Темой обсуждения также были зарплату учителей. На фоне ежегодного роста тарифов на коммунальные услуги и ростом цен на продукты питания зарплата учителя не соответствует достойной жизни. По мнению коммунистов педагогический труд является одним из напряженных видов деятельности, она сопряжена с эмоциональными и психологическими перегрузками. Вследствие этого необходимо введение для работников образования льготных пенсий по выслуге лет, которая будет наступать после 25-летнего стажа работы. Льготная пенсия по выслуге лет есть уработников внутренних дел, у военных. Поэтому врачи и учителя заслуживают такого же права.

Темой обсуждения были образование детей с ограниченными возможностями. Высокая социальная зависимость и препятствия, возникающие на пути образовательной, трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражаются на образовательном и культурном уровне лиц с ограниченными возможностями, а также на уровне и качестве их жизни. В условиях, когда на рынке труда в избытке имеются предлжения со стороны трудоспособных граждан, необходимо предоставить молодым людям с ограниченными возможностями быть конкурентоспособными, создавать условия для получения качественного образования и чувствовали себя полноценными членами общества.

Обсуждали вопрос сохранения интеллектуальной элиты в лице одаренных и талантливых детей и молодежи в Республике Казахстан и в ее регионах.

Без решения этих вопросов, вряд ли в обозримом будущем, мы сможем переломить ситуацию, сложившуюся в системе образования. В этой связи Коммунистическая Народная партия Казахстана предлагает:

  • Министерству здравоохарненения и социального развития РК рассмотреть возможность увеличения заработной платы педагогам в первый же год работы.
  • Министерству здравоохарненения и социального развития РК рассмотреть предложение о возврате «Выслуги лет» педагогам, проработавшим 25 лет на педагогическом поприще.
  • Министерству образования и науки РК увеличить финансирование школ, усовершенствовать материально-техническую базу школ.
  • Во всем мире, сейчас идет тенденция, когда к работе учителями привлекают успешных людей, из разных сфер. Бывшие банкиры, экономисты, IT специалисты, после прохождения педагогических курсов идут работать в школы. Такой подход позволяет дать детям уникальные знания и навыки. Предлагаем Министерству образования и науки РК рассмотреть такой вариант привлечения специалистов в казахстанские школы.
  • Министерству образования и науки РК усилить информационную поддержку деятельности ведомства, особенно, что касается внедрения 12-летнего обновленного образования (12-летку убрали, теперь «нулевой» класс – в подготовительной группе или в мини-центре либо при школе), трехязычия, снабжению школ учебниками.
  • Осуществить теоретико-методологическое обоснование содержания непрерывного образования: детский сад – школа – колледжи – ВУЗы – послевузовское образование.
  • МОН РК и Национальной академии образования им. И. Алтынсарина централизованно обеспечить научно-методическое сопровождение процессов модернизации образования деятельности педагогов (паспорт компетенции всех уровней образования, контрольно-измерительные материалы по предметам согласно ГОСО).
  • Министерству образования и науки РК разработать программу модернизации педагогического образования, создать систему оценки качества знаний студентов, обучающихся на педагогических специальностях. Пересмотреть задания ВОУД для студентов направления «Образование» с ориентацией на компетентностный подход.
  • Такие предметы как физика, химия, биология формируют мировозренческие взгляды личности, изобилуют различными терминами, сложными для понимая на иностранном языке. В этой связи мы считаем, что эти предметы необходимо преподавать на родном языке. Считаем, на английском языке можно преподавать такие предметы как информатика и технология. Просим Министерство образования и науки РК рассмотреть такой вариант.
  • Зачастую классную мебель, которую заказывают в школы, не соответсвует стандартам. Из-за этого, дети с раннего возраста могут быть поддвержены различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Просим Министерство образования и науки РК разработать типовые стандарты классной мебели, вести контроль за их исполнением.
  • Для сохранения интеллектуальной элиты в лице одаренных и талантливых детей и молодежи в Казахстане и в регионах необходимо следующее:

- Создание при акимах областей Координационного Совета поиска и поддержки талантов, призванного консолидировать средства региональных и частных ресурсов;

- Привлечение средств промышленных предприятий, бизнес-структур, общественных фондов регионов для поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи. Развитие целевой контрактной подготовки в системе «предприятие – образовательное учреждение – личность (школьник или студент).

- Разработка комплексной национальной системы поиска, поддержки и обеспечения профессионального становления талантливых детей и молодежи (проект «Творческое поколение Казахстана»).

Читайте также: