Проблемы при приеме на службу в овд

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялт Виктор Сергеевич, Трифонов Виталий Анатольевич

В статье рассмотрены и проанализированы некоторые вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием порядка отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Авторами исследованы отдельные правовые нормы в указанной сфере, выявлены их недостатки, а также сформулированы и обоснованы конкретные предложения, направленные на совершенствование механизма административно-правового регулирования отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бялт Виктор Сергеевич, Трифонов Виталий Анатольевич

Правовое регулирование условий прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: актуальные проблемы и пути решения Актуальные проблемы нормативного правового регулирования условий прохождения службы в органах внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: историко-правовое исследование О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовой аспект Контракт о службе в органах внутренних дел как административный акт i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

To the question of admission to the service in the bodies of internal affairs of the Russian Federation

In the article there are considered and analyzed some of the issues associated with the normative legal regulation of the order of selection of the service in the bodies of internal affairs of the Russian Federation. The authors examined some of the legal norms in this sphere, revealed their limitations, as well as formulated and substantiated by concrete proposals aimed at perfection of the mechanism of the administrative-legal regulation of the selection of candidates for service in the bodies of internal affairs .

Текст научной работы на тему «К вопросу о приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»

8.3. К ВОПРОСУ О ПРИЕМЕ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бялт Виктор Сергеевич, майор полиции, к.ю.н. Должность: преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: vic-torkwr@mail. ru

Ключевые слова: отбор на службу в органы внутренних дел; кандидаты на службу в органы внутренних дел; правовые нормы, регламентирующие прием на службу в органы внутренних дел.

TO THE QUESTION OF ADMISSION TO THE SERVICE IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: selection to the service in bodies of internal affairs; candidates for service in the bodies of internal affairs; legal norms that regulate the admission to the service in bodies of internal affairs.

В системе мер, связанных с улучшением экономического и социального уровня жизни нашего общества, важное место занимает обеспечение эффективного государственного управления, которое составляет одно из главных направлений деятельности Российского государства. Существенная роль здесь принадлежит органам, службам и подразделениям, осуществляющим правоохранительные функции, среди которых ведущее

место занимают органы внутренних дел. При этом сотрудники полиции выполняют возложенные на них задачи в крайне неблагоприятных, критических условиях. С учетом этого современная концепция прохождения службы в органах внутренних дел предполагает замещение должностей на основе механизма отбора, комплектования, расстановки кадров в органах внутренних дел в соответствии с принципами объективности, состязательности и антикоррупционности. Это обусловливает необходимость строгого отбора достойных кандидатов на замещение должностей в органах внутренних дел при предъявлении повышенных требований как к уровню их профессиональной и физической подготовки, так и к морально-нравственному состоянию на конкурсной основе, которая позволит обеспечить состязательность при замещении должностей и их комплектование объективно лучшими кандидатами1.

Актуальность вопросов отбора на службу (работу) в органы внутренних дел подчеркивает и Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, в частности он постановляет «пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»2.

На сегодняшний день основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы отбора на службу (работу) в органы внутренних дел, являются Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД России от 19 мая 2009 года № 386.

Проанализируем некоторые моменты, связанные с отбором на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации.

Назначение на отдельные должности в органах внутренних дел осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности3.

Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел устанавливаются Инструкцией о порядке проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 июля 1995 года № 270. Этим же приказом утвержден Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел, замещаемых по конкурсу. Согласно данному Перечню на конкурсной основе замещаются следующие должности:

1 См.: Зенцова Ю.А. Замещение должностей правоохранительной службы в органах внутренних дел: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2010. С. 3.

2 См.: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.

Кроме того, на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно- розыскной деятельности.

Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом МВД России.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о службе гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, предусмотренных пунктами 1,2,4–9 части 1 статьи 14 данного Федерального закона, а также в случаях, если он:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

5) не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

При этом следует учитывать следующее:

Погашение или снятие судимости согласно статье 86 Уголовного кодекса Российской Федерации аннулирует только правовые последствия, связанные с судимостью, которые предусмотрены данным кодексом, а не иными законодательными актами.

Таким образом, запрет, связанный со службой в органах внутренних дел, установленный пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о службе, носит абсолютный характер и не противоречит иным нормативным правовым актам.

Вопросы нахождения на службе сотрудника, осужденного за деяние, преступность которого устранена уголовным законом до момента поступления на службу в органы внутренних дел, Законом о службе отдельно не урегулированы. Одновременно частью 1 статьи 10 УК определено, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. При этом данную норму следует толковать исходя из смысла части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Кроме того, из правового смысла абзаца второго пункта 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 г. №19-П следует, что совершение деяния, которое впоследствии утратило уголовно - правовую оценку в качестве преступного, не может служить таким же основанием для установления ограничения трудовых прав, как совершение преступления. Это требование распространяется на все декриминализованные деяния независимо от времени их совершения и на всех лиц. Осуществление в отношении родственников и знакомых сотрудника (гражданина) уголовного преследования, а также наличие у них судимости действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к числу обстоятельств, препятствующих прохождению или поступлению на службу в органы внутренних дел, не отнесено.

Вместе с тем противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость, являются факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, проводимых при поступлении на службу в органы внутренних дел в соответствии с Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 17 Закона о службе гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случае если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения. По прошествии одного года с момента привлечения к административной ответственности данный факт не является препятствием для поступления на службу в органы внутренних дел.

При этом необходимо учитывать, что лишение права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного административного наказания, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а статьей 32.7 КоАП определено, что течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. То есть, в состоянии административной наказанности гражданин, лишенный права управлять транспортным средством, находится как на период такого лишения, так еще и в течение года после исполнения наказания.

Обязательность прохождения службы в армии для поступления на службу в органы внутренних дел?

Законом о службе прохождение гражданином военной службы в качестве обязательного условия поступления на службу в органы внутренних дел не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва граждан на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел по окончании образовательных организаций высшего образования МВД

России, при наличии у них высшего образования и специальных званий – на время службы в органах внутренних дел. Предоставление указанной отсрочки не освобождает сотрудников органов внутренних дел от обязанности прохождения военной службы по призыву в случае их увольнения со службы и отсутствия иных оснований для отсрочки от

призыва на военную службу. Кроме того, самостоятельным правовым институтом, предоставляющим право на освобождение от призыва на военную службу, в соответствии с законодательством Российской Федерации является обучение граждан по

программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах. По окончании образовательной организации высшего образования, в которой такое обучение не предусмотрено, гражданин подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Предусмотрено ли оформление личного поручительства при переводе сотрудника органов внутренних дел по службе?

В соответствии с частью 7 статьи 17 Закона о службе на гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников Законом о службе и другими федеральными законами. Согласно части 4 статьи 19 Закона о службе личное поручительство учитывается уполномоченным руководителем при принятии решения о приеме на службу в органах внутренних дел.

Оформление личного поручительства при переводе сотрудника по службе в органах внутренних дел (статья 30 Закона о службе) не предусмотрено. Аналогичный порядок предусмотрен главой II Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г.№50. Оформление поручительства двух представителей федерального государственного органа из числа лиц, замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров либо высших специальных званий, и знающих кандидата по совместной службе не менее двух лет, на кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв предусмотрено подпунктом «з» пункта 12 Положения о формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. №1653.

По вопросу делегирования полномочий по назначению на должности в органах внутренних дел.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона о службе назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом Законом о службе, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3 ФЗ «О полиции» и нормативными правовыми актами МВД России.

Под уполномоченным руководителем согласно пункту 5 статьи 1 Закона о службе понимается заместитель Министра, руководитель (начальник) структурного подразделения МВД России, руководитель (начальник) территориального органа МВД России, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке Министром полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.

Перечень таких руководителей (начальников) и соответствующие им полномочия по назначению на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава определены приложениями №14 к Порядку организации прохождения службы.

Делегирование полномочий по назначению на должность рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава уполномоченными руководителями своим заместителям Законом о службе и Порядком организации прохождения службы не предусмотрено. Аналогичным образом не делегируются полномочия руководителей (начальников) по зачислению сотрудников в распоряжение, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, назначению служебных поверок и т.д., за исключением случаев, указанных в законодательных и иных нормативных правовых актах. Так, пунктом 182 Порядка организации прохождения службы определено, что должностные регламенты (должностные инструкции) утверждаются Министром, заместителями Министра, руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений системы МВД России, а также иными руководителями (начальниками), которым названными руководителями (начальниками) предоставлено соответствующее право.

О некоторых вопросах присвоения специальных званий.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о службе очередные специальные звания присваиваются сотруднику органов внутренних дел последовательно по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании, и при условии, что сотрудник замещает должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрено специальное звание, равное специальному званию, присваиваемому сотруднику, или более высокое, чем специальное звание, присваиваемое сотруднику. При этом в данный срок не засчитываются периоды прохождения военной службы, государственной гражданской, иной государственной или муниципальной службы, предшествующие поступлению на службу в органы внутренних дел и присвоению первого специального звания. Частью 1 статьи 46 Закона о службе определено, что гражданам, проходившим государственную гражданскую или муниципальную службу, специальное звание присваивается с учетом присвоенного классного чина и продолжительности пребывания в классном чине только при назначении на должности в органах внутренних дел (первое специальное звание). Учет продолжительности пребывания в классном чине при присвоении очередного специального звания Законом о службе не предусмотрен. В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о службе гражданам, проходившим муниципальную службу, при назначении на должности в органах внутренних дел специальное звание присваивается в соответствии со статьями 41 и 43 Федерального закона, с учетом присвоенного классного чина и продолжительности пребывания в нем. При этом в настоящее время отсутствует законодательный или иной нормативный правовой акт, устанавливающий соотношение специальных званий и классных чинов муниципальных служащих. Одновременно частью 6 статьи 41 Федерального закона определено, что гражданину, впервые поступающему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность первое специальное звание присваивается в соответствии с замещаемой должностью, но не выше подполковника полиции, внутренней службы, юстиции, если он не имеет более высокого воинского звания или специального звания. Присвоение специальных званий осуществляется в общем порядке и на условиях, предусмотренных Законом о службе. Возможности «сохранения» специального звания, присвоенного при прохождении службы в органах внутренних дел в иностранном государстве, Закон о службе не предусматривает. Механизм «сохранения» специального звания, присвоенного при прохождении службы в органах внутренних дел в иностранном государстве, может быть предусмотрен соответствующим международным договором с участием Российской Федерации. В настоящее время подобного рода договоры отсутствуют.

Михайлов Владимир Иванович, доцент кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат социологических наук, доцент.

В статье на основе сравнительного анализа результатов научных исследований делается вывод о том, что в органах внутренних дел (ОВД) имеются проблемы кадрового обеспечения, рассматриваются вопросы профессионального отбора кадров и требования к кандидатам на службу в ОВД.

Ключевые слова: кадры ОВД, профессиональный отбор, требования к кандидатам, профессиональная адаптация.

Topical issues of professional selection of personnel for the service in the agencies of internal affairs

Mikhajlov Vladimir Ivanovich, docent of department of Management of the Internal Affairs of Ufa Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russia PhD, docent.

The article covers the issues on the basis of a comparative analysis of the results of scientific research that there have been problems of staffing in the Internal Affairs Agencies. It sifts the issues of occupational staffing and requirements needed for candidates to serve in the Internal Affairs Agencies.

Key words: staff of the Internal Affairs Agencies, staffing, requirements for candidates, occupational adaptation.

В условиях обострения борьбы с организованной преступной деятельностью и коррупцией в органах внутренних дел (ОВД) просматриваются утрата отдельными сотрудниками профессионализма и снижение уровня их общей культуры. В связи с этим одна из наиболее важных проблем заключается в надлежащем кадровом обеспечении процесса обновления ОВД. Следует пересмотреть критерии оценки кандидатов на службу в ОВД в целях ужесточения требований к их морально-нравственным качествам, уровню образования, а также степени психологической устойчивости и физической подготовки. Необходимо вернуть доверие населения к ОВД, т.к. в настоящее время 34% респондентов заявляют, что не доверяют полиции в обеспечении своей личной и имущественной безопасности, а 54% - доверяют. Притом подавляющее большинство россиян (88%) в той или иной степени полагают, что следует помогать полиции. По их мнению (40% опрошенных), органы внутренних дел - это одна из наиболее эффективных структур по защите интересов граждан от преступных посягательств. Вместе с тем полиция, проводя в жизнь непопулярные, недостаточно продуманные законы, вызывает раздражение и недовольство граждан. И вся вина сотрудника заключается в последовательном исполнении соответствующих правовых предписаний. Вот почему несоответствие законов требованиям общественного развития, их несовершенство и бездействие, в том числе и регулирующих работу полиции, вполне понятно, отражается на общей оценке деятельности ОВД.

Сравнительный анализ результатов опроса граждан и работников полиции по вопросу о факторах, снижающих авторитет полиции, выявил следующие моменты. Сотрудники полиции практически, как и граждане, в числе первых и основных факторов, способствующих снижению авторитета полиции, называют нарушения дисциплины и законности, грубость, бестактность, низкую культуру общения, вымогательство, поборы, взяточничество. На это обращает внимание и руководство МВД России, которое, как и граждане РФ, в качестве действенного средства укрепления общественного порядка и усиления борьбы с преступностью указывает на фактор повышения качества отбора сотрудников и противодействие коррупции в органах внутренних дел (55% и 53% соответственно). Третье из широко разделяемых мнений - это необходимость улучшения профессиональной подготовки и повышения квалификации действующих сотрудников полиции (46%) [1].

В кратчайшие сроки в ОВД необходимо повысить эффективность механизма работы с кадрами, основными элементами которого являются: подбор (отбор) и расстановка кадров; воспитание и обучение кадров. Под термином "отбор кадров" следует понимать выделение какого-либо кандидата из числа других, наиболее соответствующего характеру и содержанию предстоящей трудовой функции. Профессиональный отбор предполагает именно выбор лучшего из нескольких кандидатов, который может оптимально осуществлять в будущем профессиональную деятельность. Научно обоснованный отбор должен строиться не на выборе наиболее способного кандидата из всех, а на основе соответствия качеств кандидата необходимым требованиям. Качества, необходимые работнику ОВД, могут быть выявлены только путем современных научных методик. В своей повседневной служебной деятельности сотрудник должен обладать интуицией, приобретенным опытом, различными творческими способностями, творческим нешаблонным мышлением, объемом и скоростью памяти, вниманием, волевыми компонентами, выдержкой, самообладанием, эмоциональной зрелостью, быстротой умственной ориентировки, переключением внимания и т.д.

Требования, предъявляемые к сотруднику ОВД, изложены в ст. 9 ФЗ "О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а также в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [2]. Законодательством установлены определенные критерии в отношении лиц, принимаемых на службу в ОВД. Возрастной критерий для поступающих на службу - от 18 до 35 лет (п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного ФЗ), однако в п. 2 ст. 17, если говорить о нижнем пределе, следует учесть, что в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет и не старше 25 лет (п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 17 вышеуказанного ФЗ). Второй критерий для поступающих на службу - уровень образования. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего (полного) общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности (п. 2 ст. 9 вышеуказанного ФЗ). Третий критерий - личные и деловые качества, позволяющие выполнять возложенные на сотрудника обязанности. Однако расплывчатость и неопределенность данного требования не позволяют объективно подойти к отбору кадров. Четвертым критерием является физическая подготовка будущего сотрудника.

Отбор кандидатов для службы в ОВД требует переноса центра тяжести на подбор нужных людей, т.е. кадровые и воспитательные аппараты, руководители горрайорганов должны сами выбирать и всесторонне проверять каждую кандидатуру и лишь затем ходатайствовать о ее направлении для дальнейшего изучения. Некоторые руководители, стараясь в количественном отношении выполнить утвержденную разнарядку, рекомендуют в ряде случаев на работу в ОВД недостойных кандидатов, которые не могут устроиться в других отраслях. В результате поверхностного изучения деловых и моральных качеств вновь принятых в ОВД проникают случайные люди, политически незрелые, склонные к нарушениям служебной дисциплины. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы в отборе кадров самое непосредственное участие принимали руководители и оперативный состав заинтересованных служб, т.е. нельзя считать подбор людей монополией кадрового аппарата. Возможности для реализации этой задачи предоставлены действующим порядком отбора кадров на службу в ОВД, установленным соответствующим ведомственным нормативным актом. Данный порядок отбора положительно скажется на уровне организаторской работы по комплектованию органов, значительно повысится требовательность, будут тщательно изучаться моральные и деловые качества кандидатов, их поведение в быту, состояние здоровья.

Закрепление кадров ОВД, стабилизация их профессионального ядра во многом зависят от способности конкретного сотрудника переносить большие физические и психологические нагрузки. Поэтому необходимо проведение тщательного медицинского освидетельствования лиц, принимаемых на службу, ибо работа в ОВД в силу ее специфичности и повышенной ответственности за каждое действие практически противопоказана в среднем каждому третьему. При этом следует учитывать и виктимологические аспекты службы. Некоторые категории лиц в определенных условиях имеют предрасположенность чаще других нести ущерб от правонарушений. Существование фактора повышенной виктимности требует научно обоснованного определения психологических свойств личности сотрудника, специфических качеств профессиональной пригодности к службе в ОВД. Сотрудник, обладающий отрицательными психологическими свойствами, нередко собственными действиями провоцирует ответную реакцию отдельных людей против себя, что приводит к нарушениям законности, влекущим увольнение из органов.

Кроме того, граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами (п. 6. ст. 17 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в законодательные акты РФ"). В настоящее время в МВД России приняты дополнительные меры по совершенствованию механизмов, не позволяющих поступить на службу людям, имеющим корыстные мотивы, связанным с криминальной средой, обладающим рядом других качеств, исключающих возможность службы в полиции.

Однако существовавшая до сих пор и во многом сохранившаяся практика подбора кадров не способствовала выполнению в полной мере главной задачи - комплектованию ОВД людьми, способными в короткий срок стать высокими профессионалами. Причиной данных обстоятельств могут быть "анкетный" подход к кандидатам, невысокий престиж сотрудника правоохранительных органов в обществе, недостаточность социальных гарантий и правовой защищенности сотрудников, высокий уровень правового нигилизма в обществе. Все это приводило к тому, что в органы, утрированно говоря, брали не того, кто нужен, а того, кто сам пришел. В результате порой до 50% должностей начальствующего состава ОВД укомплектовано лицами, имеющими среднее специальное и высшее неюридическое образование [3].

Немаловажную роль в комплектовании кадров ОВД должны играть высшие юридические учебные заведения РФ и в первую очередь качество подготовки современного юриста, которое непосредственно зависит от качества организации учебного процесса, куда входит наличие в вузе научно-педагогической "школы", высокий уровень профессорско-преподавательского состава, учебно-методического, научно-исследовательского, материально-технического обеспечения и т.п. [4]. Порой формальное выполнение разнарядки комплектующими органами; поверхностное изучение кандидатов на учебу; слабая разъяснительная работа о профиле подготовки специалистов; уделение незначительного внимания подбору кадров и оформлению личных дел абитуриентов; отсутствие продуманной долговременной профориентационной работы, способности выявить подготовленных во всех отношениях кандидатов, имеющих склонности к работе в правоохранительных органах, - все это позволяет сделать вывод о том, что с таким подходом абитуриенты по своим моральным качествам и социальной ориентации не будут соответствовать требованиям, предъявляемым к сотрудникам ОВД.

Отбор кандидатов на обучение необходимо проводить не только по результатам собеседования и приемных экзаменов, но и строгого тестового контроля (профессионального, интеллектуального и физического), т.е. в определенной степени нужно проводить диагностику их профессиональной пригодности. При Департаменте государственной службы и кадров МВД России функционирует Управление организации морально-психологического обеспечения и сформированы соответствующие подразделения на местах. Установление соответствия этих качеств и свойств личности кандидата, поступающего на службу в органы внутренних дел или на учебу в образовательные учреждения системы МВД России, нормативно одобренным требованиям является основной задачей профессионального психологического отбора. Важным является и тот факт, что отказ в приеме на службу или учебу по результатам этого отбора защищает как самого кандидата от непосильной по психоэмоциональным и психофизическим параметрам деятельности, снижая риск возникновения у него психосоматических заболеваний, так и общество от негативных последствий его профессиональной несостоятельности. Одновременно профессиональный психологический отбор обеспечивает правовую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата, определяет качества и характеристики, проявления которых следует учитывать, контролировать, корригировать в процессе профессионального становления, предотвращая тем самым профессиональную деформацию.

Для успешного проведения профессионального отбора кадров необходим научно обоснованный системный подход, т.к. определенная трудовая деятельность имеет свои условия и организацию. Человек, претендующий на конкретную профессию, должен соответствовать по психологическим и физиологическим характеристикам модели специалиста. Создание моделей специалистов является одним из важных направлений для определения программы обучения в учебных заведениях МВД РФ. Создание такого рода моделей в значительной степени позволит поставить всю профориентационную деятельность в системе МВД РФ на научную основу. Так, требования к кандидатам на службу в ОВД можно выразить четырьмя уровнями профессиональной модели.

1. Требования, предъявляемые к кандидату всей системы МВД РФ. Все работники системы ОВД должны отвечать требованиям, перечисленным в Присяге, в основных нормативных документах ОВД. Репутация кандидата, его прошлое, окружение кандидата должны быть безупречными. Требования в основном касаются морально-психологических качеств кандидата.

  1. Профессиональные требования. Работник ОВД должен обладать способностью в любой момент быстро принимать решения, действовать организованно и целесообразно в сложных ситуациях и при этом обладать эмоциональной устойчивостью и зрелостью.
  2. Требования к кандидату по конкретным специальностям. Каждая специальность ОВД имеет "набор" требований, предъявляемых к кандидату. Одни требования присущи участковым уполномоченным, другие - работникам ГИБДД и т.д.
  3. Соответствие кандидата конкретной должности.

Работник полиции - всегда и всюду представитель государственной власти, олицетворение закона, его справедливой и гуманной силы. На грубость и дерзость он не только не должен, но и не имеет права отвечать грубостью и дерзостью. Он всегда и всюду должен своим обликом, своей манерой поведения внушать доверие людям.

В нормативных актах МВД России достаточно четко и подробно регламентированы процедура и критерии отбора кадров на службу в ОВД. Однако даже тщательный отбор не может твердо гарантировать, что принятые люди смогут эффективно выполнять свои профессиональные задачи. Такой отбор может быть эффективным при наличии в ОВД системы профессиональной ориентации и адаптации кадров. Особое место в профессиональной ориентации занимают руководители учебных заведений и подразделений, которые помогают будущему сотруднику получить первоначальные профессиональные навыки и адаптироваться в коллективах. Под профессиональной адаптацией понимается система мероприятий по оказанию помощи лицу, только что поступившему на работу, в быстрейшем приспособлении к условиям труда, в успешном овладении профессией и специальностью. Психологи выделяют четыре этапа профессиональной адаптации.

  1. На первом этапе молодой работник должен усвоить основные нормативные акты, должностные инструкции и элементы своей деятельности.
  2. На втором этапе работник должен перейти к самостоятельной деятельности.
  3. На третьем этапе работник эффективно исполняет свои функциональные обязанности.
  4. Этап профессионального мастерства, высокой степени служебной деятельности - этап, требующий продвижения сотрудника.

Необходимо заметить, что по многим причинам профессиональная адаптация не для всех молодых работников заканчивается хорошо. Порой неудовлетворенность работой приводит их к разочарованию, желанию сменить место работы, а то и вовсе уволиться из ОВД. Думается, что введение испытательного срока для лиц рядового и младшего начальствующего состава ОВД, когда решением специальной комиссии служба может быть прекращена именно по профессиональным мотивам, снимет многие современные проблемы.

Руководство Министерства внутренних дел пришло к выводу, что практика экстенсивного подхода к комплектованию подразделений ОВД фактически себя исчерпала. Кадровая политика Министерства требует модернизации. Необходимо сосредоточить усилия на подборе кадров, обеспечить привлекательность и престиж полицейской службы, гарантировать карьерный рост тем, кто будет добросовестно исполнять свои обязанности, совершенствовать и развивать систему социальной политики, проводимой в ОВД, которая должна быть адекватной жизни современного общества, способной воздействовать на мотивы и стимулы к повышению служебной деятельности [5]. Это задача не только для МВД, это задача для всего государства. В этом контексте органам внутренних дел необходимо иметь долгосрочную концепцию кадровой политики и конкретные меры по ее реализации, которые способствовали бы улучшению работы с кадрами, повышению уровня профессионализма, исполнительской дисциплины и научной организации труда.

Статья посвящена изучению основных проблем, возникающих при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Политов А.А.

К вопросу о приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации К проблеме отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по конкурсу Организация замещения должностей государственной правоохранительной службы за рубежом. Конкурсный отбор Профессиональная ориентация молодежи как залог успешного профессионального отбора кандидатов на обучение в образовательные организации МВД России Административно-правовое моделирование в обеспечении кадрового потенциала органов внутренних дел i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the study of the main problems arising in the selection of candidates for service in the internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионального отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел»

«Гуманитарный научный журнал» Электронный

2018, №1 ||i) СУИЦн научный журнал

ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Саратов, Россия

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Статья посвящена изучению основных проблем, возникающих при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Ключевые слова: кадры, отбор кадров, изучение кандидатов, органы внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, прохождение службы, критерии отбора граждан на службу.

На современном этапе развития общества существует значительное множество преобразований в различных сферах его жизни. Существенные изменения в социальной, экономической и культурной сферах общества стали предпосылкой к реформированию государственного аппарата. Безусловно, преобразования затронули и органы внутренних дел России. В период проведенной в 2011 году реформы ОВД было издано большое количество законодательных актов, регулирующих деятельность подразделений системы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, в том числе касающиеся кадровой политики ведомства.

Именно поэтому комплектование кадров в системе органов внутренних дел имеет занимает особую позицию. Рассматривая проблемы кадровой политики в правоохранительной деятельности, стоит отметить, что в настоящий момент они не теряют своей актуальности. Одной из причин является уменьшение числа количества сотрудников, имеющих высокий уровень квалификации.

Основным направлением деятельности подразделений кадрового аппарата принято считать отбор сотрудников, то есть предпочтение одного, более подготовленного и подходящего для выполнения служебных обязанностей работника, другому, который в меньшей степени подходит под выдвигаемые требования. Такая задача главной своей целью имеет повышение профессионального уровня всей системы правоохранительной службы в целом.

Если на первоначальном этапе отобранный кандидат соответствует требованиям, выдвигаемым к замещаемой должности, то далее следует процедура приема на прохождение службы. Данная процедура состоит из двух этапов: 1) поверхностное ознакомление с кандидатом; 2) детальное

«Гуманитарный научный журнал» Электронный

2018, №1 ПАРШИ[|Ц(1 научный журнал

изучение личности работника в процессе прохождения вступительных испытаний.

Начальник конкретного подразделения, в котором планирует проходить службу сотрудник, лично встречается с будущим подчиненным и уясняет для себя интересующие моменты, такие как: побудительные мотивы, повлиявшие на выбор профессии сотрудника, уточняет ожидаемый характер работы и разъясняет реальный и т.п. [3]

По нашему мнению на данном этапе недостаточно проводить беседу только лишь с самим сотрудником. В случае, если работник имеет семью, то целесообразно провести беседы с ее членами, чтобы в дальнейшем отсечь ситуации в семейной жизни, которые могут способствовать ее распаду или вынужденного увольнения с места службы по семейным обстоятельствам. При таких беседах не лишним будет привлечь психолога, который поможет руководителю построить психологический тип рассматриваемого кандидата. Это позволит определить, способен ли последний в дальнейшем качественно выполнять поставленные перед ним служебные задачи.

Кроме этого в целях получения притока достойных кандидатов на службу в полицию, которые способны повысить качество осуществляемой ею деятельности, на глобальном уровне необходимо повышать ее авторитет в глазах общества путем использования содействия средств массовой информации, что предусмотрено положениями Федерального закона «О полиции» [2] в части принципов ее деятельности. В этой связи необходимо демонстрировать положительные примеры из практики деятельности полиции. В настоящее время в средствах массовой информации по большей мере иллюстрируются негативные примеры, которые резко воспринимаются общественностью, при этом положительных примеров службы гораздо больше, однако они отражаются реже.

Проводя анализ современного состояния кадровой работы в органах внутренних дел, следует сделать вывод, что реформы в этом направлении должны иметь в основе развивающееся вместе с обществом законодательство, должны быть последовательны и целесообразны, а также иметь поддержку со стороны общества. Именно тогда можно будет достичь высоких результатов в повышении качества профессионального отбора кадров полиции, а вместе с этим повышения качества выполняемых должностных обязанностей.

1. Румянцев Н.В. Полицейский как эталон профессионализма и высокой нравственности // Вестник кадровой политики МВД России. 2012. № 2 (18). С. 7.

«Гуманитарный научный журнал»

2. Карагодин А.В., Николаенко Е.А. Особенности организации государственной службы в органах внутренних дел на современном этапе // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1.

3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

4. О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации»): приказ МВД России от 19 мая 2009 г. № 386 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 3 авг. № 31.

5. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

6. Фурсов А.Л. Правосознание юристов в контексте социологического исследования правовой социализации // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2012. - N 7 (15). - С. 1-15.

7. Фурсов А. Л. Качество подготовки юридических кадров: анализ компетенций юристов // Методология и практика на преподаване в XXI век: Сборник от научни статии. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016 - 120 с. - С. 103-107.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The problem of professional selection of candidates on service in bodies of internal

Abstract. The article is devoted to the study of the main problems arising in the selection of candidates for service in the internal Affairs bodies. Keywords: staff, staffing, learning of candidates, the bodies of internal Affairs, employees of internal Affairs bodies, military service, the criteria for the selection of citizens for service.

Читайте также: