Проблема влияния произведения искусства на душу человека

Обновлено: 04.07.2024

Творческие люди согласятся с тем, что искусство оказывает достаточно сильное влияние на человека. Возможно, некоторые думают, что искусство - это когда повар может приготовить не только незабываемое вкусное блюдо, но сделать его настоящим произведением искусства, и трудно с этим не согласиться. Искусство является тайной, которую может раскрыть в себе любой человек. Разные виды искусства присутствуют в жизни человека и наполняют его дни пленительными моментами, даже в какой-то степени свободой. Оно заложено самим Творцом и побуждает делать что-то прекрасное в разных сферах ее проявления.

  • Определение искусства
  • Влияние искусства. Аргументы
  • Единый государственный экзамен (ЕГЭ): аргументы
  • Влияние искусства на творческих личностей
  • Искусство и интеллект
  • Правильный выбор искусства

Определение искусства

Сложно сформулировать однозначное определение. Сколько существует словарей, столько и человеку известно определений искусства. Для художника это выражается в написании картин - он показывает свое искусство миру, так как в словах часто невозможно что-либо выразить. Для писателя - в работе над художественной книгой.

Важно! Также это можно назвать процессом познавания окружающего мира или желанием человека повлиять на мир лучшим образом в результате творческого процесса. Оно является даром, где человек смотрит дальше горизонта.

С другой стороны, оно приобщается к социальным процессам. Здесь человек взаимодействует как с окружающими людьми, так и с самим собой. Искусство присутствует как в повседневной жизни человека, так и в каких-то профессиональных сферах жизни. Оно объединяет многие поколения, привлекая своей подлинностью.

Влияние искусства. Аргументы

  • Во-первых, выражается любовь к сказкам . Литература здесь играет важную роль. Многим в детстве читали сказки, в которых можно увидеть плохих и хороших героев. Развязка этих рассказов учит хорошей морали. Когда ребенок подрастает, у него меняется интерес к книгам. В школе или университете задают уже более сложные произведения, которые заставляют учащегося думать более глубоко, задавая себе вопросы о морали, чести, правильном жизненном пути. Чтение делает человечество более коммуникабельным. Однако в разных видах искусства ставятся разные цели.
  • Во-вторых, искусство способно подтолкнуть человека на восхитительные подвиги. Например, прослушивание слов любимой песни. Проникновенная музыка дарит чувствительным личностям вдохновение.
  • В-третьих, влияние можно увидеть в активном развитии хенд-мейда. Бог заложил в человека желание творить. Невозможно встретить человека, который бы не любил что-то делать своими руками. Например: рукодельницы вышивают, жены устраивают уютную клумбу, мужья делают тумбочки, инженеры создают, строители строят и т.д. Дети готовы сделать все вышеперечисленное и сразу. Любовь к прекрасному есть в каждой личности и ее может заглушить только сам человек.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ): аргументы

  1. Из произведения Льва Николаевича Толстого “Война и мир” нам известна история Николая Ростова, который проиграл значительную сумму денег, играя в карты. Из-за этого он был сильно расстроен. Он должен признаться родителям, но ему очень тяжело это сделать. Однако под влиянием прекрасного пения Наташи Ростовой герой переполняется светлыми эмоциями и решается рассказать всю правду отцу.
  2. Антон Павлович Чехов “Скрипка Ротшильда”. Здесь литературный герой Яков Матвеевич представляется не совсем приветливым человеком. Люди его воспринимают как мрачного и грубого. Такой Яков Матвеевич был до того момента, пока его слуха не коснулась мелодия, случайно попавшая к нему. Услышав пленительные ноты, Яков переосмыслил свои поступки и пожалел о том, что так грубо относился к людям. В результате - он понял, что мир намного лучше, если в нем нет ненависти и злости. . Творчество главного героя Петруся, а именно музыка, является смыслом его жизни. Петрусь был слепым с самого рождения. Однако это не помешало ему стать музыкантом. В дальнейшем он стал очень известным пианистом. А все началось с того, что будучи ребенком он услышал мелодию дудки.
  3. Константин Георгиевич Паустовский “Старый повар” . В произведении говорится о старом поваре, который находился при смерти. Он просит свою дочь, чтобы та позвала первого встречного для исповедания грехов, так как священников повар не любил. Дочь встречает на улице молодого музыканта и передает последнюю просьбу умирающего отца. Музыкантом оказывается всем теперь уже известный Моцарт. Он заходит в дом и начинает играть на клавесине. Музыка очаровывает старика, приносит ему счастье и облегчает его страдания.

Влияние искусства на творческих личностей

Нельзя не отметить Александра Сергеевича Пушкина, который с раннего детства был окружен заботой своей няни Арины Родионовны, читавшая ему сказки, пословицы и поговорки. Это коренным образом отразилось на его творчестве. Впоследствии искусство в судьбе А. С. Пушкина сыграло значимую роль. Это повлияло на выбранные им жанры, например: ода, элегия, эпиграмма, лирические стихотворения. В поэзии Ю. В. Бондарева говорится о юном возрасте, где происходит формирование мировоззрения. Поэт убежден, что самым страшным для человека является его духовная пустота. Данным утверждением Бондарев побуждает человека думать о самом важном. В романе “Свидание с Нефертити” В. Ф. Тендряков рассуждает о том, как искусство влияет на общность. По словам автора, оно помогает воспитать душу. Человек должен учиться и стремиться делать добрые поступки безвозмездно.

Рис. 3. "Свобода, ведущая народ". Эжен Делакруа. 1830 год

Искусство и интеллект

  • Леонардо да Винчи , который на протяжении своей жизни не только прекрасно рисовал, но и хорошо справлялся с математикой, механикой, анатомией.
  • Известный физик-теоретик из Америки Ричард Филлипс Фэйнман является одним из создателей квантовой электродинамики. Несмотря на любовь к точной науке, он любил играть на барабане, а также увлекался живописным искусством.
  • Микробиолог Копровский известен тем, что стал основателем вакцины против полиомиелита, занимался музыкальным искусством.
  • Становление одного из основателей физики А. Эйнштейна начиналось еще в возрасте четырех лет, когда он занимался на скрипке. Также Альберт играл на фортепиано. Музыка являлась помощницей в его теориях. Время от времени он шел для того, чтобы поиграть, а потом возвращался к науке.

Правильный выбор искусства

Искусство является неотъемлемой частью человека. Оно помогает постигать вершины, если только назначение его является правильным. Оно открывает другой мир или показывает его цельным. Сила искусства способна изменить человека.

Важно! Несмотря на все плюсы, искусство может ранить человека, если подходить к выбору необдуманно. Например, почти все современные фильмы пропитаны насилием, войнами, стрессами, что приводит к духовной проблеме человека. Под исключение не попадают и мультфильмы, во время просмотра которых подсознание ребенка нередко видит то, что не способно увидеть сознание.

Тест для закрепления материала

1 Что Николая Ростова побудило рассказать всю правду отцу о проигранных деньгах?

  • Скачка на лошадях
  • Пение Наташи Ростовой
  • Проникновенные стихи, давящие на совесть

2 В какой момент литературный герой Яков Матвеевич изменил свое отношение к людям?

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Тезисы

  • Бессмертными произведения искусства делает исключительная художественная ценность.
  • Если произведения искусства остаются актуальными всегда, они никогда не будут похоронены в забытье.
  • Настоящее искусство бессмертно, потому что всегда злободневно и значимо для человека.
  • Произведение становится бессмертным, когда находит место в душе людей, представляющих разные народы и эпохи.
  • Искусство становится вечным, когда вызывает интерес у каждого нового поколения людей, воспринимающих его.
  • Бессмертие искусства определяется его эстетической ценностью.
  • Красота делает произведения искусства бессмертными, потому что она небезразлична людям прошлого, настоящего и будущего.
  • Если творчество значимо и всегда актуально для человечества, оно станет бессмертным.
  • «История искусств есть история их многократного возрождения» (С. Батлер)

Аргументы

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Искусство обретает бессмертие тогда, когда люди ссылаются на него даже спустя сотни лет со дня его сотворения. В этом мы убеждаемся, читая повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Георгий Желтков годами писал своей избраннице о любви, ведь не мог претендовать на нечто большее. Он был лишь обычным телеграфистом, а она принадлежала к княжескому роду. Она нашла счастье в союзе со своим супругом, а Георгий так и остался наедине с мечтой о ней. Но его подарок на именины возлюбленной заставил ее родственников найти таинственного обожателя. Они потребовали, чтобы он не позорил имени порядочной женщины и не досаждал ей своими письмами. Желтков поговорил с Верой и понял, что мешает и ей. Поэтому он покончил с собой, но, предвидя ее угрызения совести, отправил последнее послание с просьбой послушать одну из симфоний Бетховена. Вера винила себя в гибели Желткова, но неожиданное утешение ей доставила музыка, которую порекомендовал ей Георгий. Услышав мелодию, героиня поняла то, что хотел сказать ей покойный. Они оба продолжали беседовать на языке искусства и наладили контакт, даже находясь в разных мирах. Этот пример говорит о том, что творчество не умирает, как человеческий язык, потому что из года в год, из эпохи в эпоху служит средством для выражения чувств и мыслей и для обмена ими.

Н.В. Гоголь, «Портрет». Искусство становится вечным, если находит путь в душу каждого представителя новых поколений и времен. Это доказывает пример из повести Гоголя «Портрет». Главный герой случайно наткнулся на картину, поразившую его воображение. Автору удалось передать демоническую сущность известного ростовщика, нарисовав его жуткие и выразительные глаза, которые настигали жертву, в каком бы углу комнаты она ни находилась. Под влиянием впечатления от полотна Чартков увидел во сне, как заимодавец предлагает ему крупную сумму. Утром он и вправду нашел деньги в складках холста и изменил свой образ жизни. Талантливый, но бедный живописец стал продажным и бесчестным дилетантом, чтобы жить в роскоши. В финале Чартков разочаровался в себе и покончил с собой. Но история картины убеждает нас в том, что у этого полотна были и другие жертвы. Это означает, что оно не утрачивает свою гипнотическую силу со временем, а значит, является бессмертным шедевром кисти мастера. Что бы ни произошло, оно все также будет пленять зрителей своим инфернальным влиянием.

Рэй Брэдбери, «Улыбка». Настоящее искусство всегда вызывает сильные эмоции, поэтому остается в веках и восхищает представителей каждой эпохи. Это доказывает пример из рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка». В нашем фантастическом будущем люди решили, что во всех их бедах виновато прошлое, и стали уничтожать и унижать то, что от него осталось. Поэтому народ на площади собрался не для того, чтобы сфотографировать шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза», а затем лишь, чтобы в него поплевать. Но мальчику, которого тоже привели с этой целью, полотно показалось очень красивым: «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Его восторженное впечатление о картине, написанной сотни лет назад, является объяснением бессмертия искусства. Каким бы древним оно ни было, все тот же трепет, все те же волнения оно пробуждает в сердцах людей.

А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». Искусство бессмертным не становится, а рождается. Если произведение изначально талантливо и красиво, то таковым его признают и через сотни лет. Это доказывает пример из произведения А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Молодой композитор Моцарт и не сам не подозревает, что пишет гениальные мелодии. Он относит старшему коллеге и не видит в своих произведениях особой притягательности. Написав их, он никак не анализирует полученный результат. Зато его прекрасно видит Сальери: « Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Музыка Моцарта пережила его, ведь уже родилась бессмертной «песнью херувима». До сих пор его симфонии являются эталоном мастерства композитора. Но ведь они и изначально были таковыми, ведь это признавали знатоки уже при жизни Моцарта. Несомненная художественная ценность работы позволяет нам сделать вывод, что она останется в веках.

И.А. Бунин, «Баллада». Настоящее искусство обретает бессмертие тогда, когда люди делятся им друг с другом. Если запереть его и никому не показывать, оно, конечно, не останется в памяти потомков и не будет играть никакой роли в их жизни. Подтверждение этому мы находим в рассказе И.А. Бунина «Баллада». Странница и богомольница Машенька рассказывает герою сюжет баллады, которую ей читали господа, воспитавшие крепостную девочку вместе со своим ребенком. История повествует о судьбе похотливого и несдержанного барина, который сделал несчастными многих девушек. Он постоянно искал новые возможности для блуда и докатился до того, что задумал похитить невесту своего сына. Юноша оказался дальновидным и сбежал вместе с избранницей, но князь отправился за ним в погоню и даже убил несколько лошадей, как вдруг за ним увязался огромный волк. Выстрелы никак не задевали чудовище, и оно убило князя, а потом скрылось. Окровавленного героя привезли домой, и он признался во всех своих грехах, а в назидание потомкам велел изобразить зверя в фамильной часовне. Эта баллада ожила в речи Машеньки даже спустя несколько сотен лет с момента ее сотворения. Ее бессмертие обусловлено культурным обменом между поколениями, благодаря которому самые интересные произведения искусства остаются в народной памяти.

И.А. Бунин, «Весной, в Иудее». Искусство становится бессмертным, если в нем изначально заложена красота. Эстетические ценности никогда не устаревают, в них человечество нуждается всегда. На языке поэзии говорит любовь, объединяющая первого человека с нашим современником. Подтверждение этому мы находим в рассказе Бунина «Весной, в Иудее». Главный герой бродил по Иудее и любовался красотой этих земель. Ему непроизвольно вспомнились строки из «Песни Песней», древнееврейского фольклорного произведения: «Зима уже прошла, цветы показались на земле, время песен настало, голос горлицы слышен, виноградные лозы, расцветая, издают благоухание». Прекрасные строки, описывающие преображение природы, подходили для передачи эмоционального состояния рассказчика. В них он находил отражение своих чувств, хотя произведение было создано за несколько веков до начала нашей эры. Это говорит о том, что настоящее искусство становится бессмертным, если является носителем нетленной красоты, искреннего чувства, мудрой мысли, в которых нуждается каждый человек.

Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы». Искусство служит выражению наших эмоций и мыслей, образуя особый язык метафор и аллюзий, яркий и образный. Поэтому бессмертие обретают те произведения, которые способствуют обогащению внутреннего мира человека и его коммуникации с внешним миром. Пример, подтверждающий это, мы видим в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Федор Карамазов часто упоминает героев драмы Шиллера «Разбойники». Он сравнивает своих сыновей с потомками графа Моора и часто делает отсылки к сюжету этой пьесы, рассуждая о своей жизни. Ивана он все время норовит назвать Карлом, подсознательно чувствуя его неприязнь к порокам, мстительность и тягу к справедливости, а, быть может, и попытку сына сделать мир лучше, благословив расправу над отцом. Дмитрия он называет Францем Моором, пытаясь тем самым унизить сына, который предъявлял к нему имущественные претензии и боролся за расположение Груши, приглянувшейся Карамазову. Литературные аллюзии помогали герою выразить свои чувства полнее и ярче, а автору они были нужны для того, чтобы глубже проанализировать образы персонажей и точнее раскрыть идею произведения. Достоевский, очевидно, был согласен с Шиллером и полагал, что царствие небесное нельзя построить на крови, даже если это кровь грешника. Так, драма «Разбойники» стала бессмертной из-за того, что образы и символы из этого произведения стали частью языка искусства, на котором говорят просвещенные люди.

Искусство – неотъемлемая часть жизни каждого цивилизованного и образованного человека. Искусство – это совокупность всего, что создано человечеством: произведений литературы, шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальных композиций. Даже проходя по городу, его жители постоянно сталкиваются с проявлениями искусства своих земляков: мастерски обработанными зданиями в центре города в разных архитектурных стилях, современной музыкой, которая звучит из динамиков на площадях или даже в супермаркетах, выточенными из камня скульптурами известных деятелей.

Влияние искусства на человека трудно и практически невозможно переоценить. Оно мотивирует, создаёт нравственную базу моральных ценностей, прививает способность созидать и любоваться прекрасным. Довольно многие люди восхищаются искусством, но стать настоящим его ценителем очень непросто. Стать ценителем – это значит научиться отличать оригинал от дешёвых подделок и копий, видеть важность даже в том, что другим может показаться заурядным и примитивным.

Ещё тяжелее, чем оценивать искусство, естественно, его создавать. Процесс создания настоящих произведений искусства может занять месяцы, годы, десятилетий. Известно множество гениальных художников, которые писали картины по несколько лет, день за днём дополняя их новыми деталями, множество писателей, которые создавали образы героев, подкрепляя их всё новыми и новыми мыслями.

Я считаю, что любой образованный человек должен хоть немного разбираться в искусстве. Лучше всего прививать любовь к искусству с детства: ходить с ребёнком в музеи, на выставки картин, показывать культурные места города. Это даст положительный эффект и со временем ребёнок вырастет в знающего человека, разбирающегося в культурных традициях своего прошлого и настоящего, человека, способного создавать достойное искусство для будущих поколений.

Сочинение 2

Искусство, по истине удивительно, оно способно влиять на духовный мир человека и передать ему те невообразимые эмоции, которые он мог никогда не испытывать в своей жизни. Также, искусство - инструмент многих деятелей, который служит для передачи главной мысли автора, передавая человеку некоторые ценности и приучая его к прекрасному. То, как влияет искусство на жизнь человека, является довольно сложным и важным вопросом.

Искусство необходимо для жизни и хорошего эмоционального состояния человека. Искусство способно воздействовать на определённые чувства человека. К примеру, можно взять музыку, часто бывало такое, что прослушав какую-то мелодию, возникают очень сильное эмоциональное пробуждение, которое может мотивировать человека, дать ему прилив радости или грусти. Музыку, как и любой другой вид искусства необходимо уметь ценить и чувствовать.

Искусство - самое прекрасное в жизни человека, а именно по этому, оно может оказать существенное влияние на него и изменить его внутренний мир. Искусство, это то, к чему должен быть приучен каждый человек. Ведь без искусства, для человека закрыт мир тех ярких эмоций, которые могут вызвать у него печаль, либо же эйфорию.

К примеру, возьмем произведение Гончарова "Обломов". В этой повести очень хорошо описывается связь главного персонажа с музыкой. В момент посещения Ольги Ильинской он впервые услышал игру на фортепиано, которая заворожила его до слез, дала ему прилив сил. В этот момент автор показывает то, как искусство может воздействовать на чувства человека и его внутренний мир.

Противоположный пример - роман Тургенева "Отцы и дети". Главный герой этого рассказа очень негативно относится к искусству и не может понять его. Он был весьма ограничен в своих взглядах. Он пытался отыскать материальную пользу искусства для человечества, не видя всей духовной ценности. Герой не мог прочувствовать его и не видел никакого смысла в его существовании. Вся его жизнь была лишена духовных благ, которых он не хотел увидеть, была скучной и однообразной.

Искусство - одна из самых важных частей жизни любого человека. Впустив его в свое сердце можно улучшить духовный мир в лучшую сторону.

11 класс

С дневных времён и по настоящее время человек тесно связан с искусством. Первое искусство стало зарождаться в первобытные времена в виде наскальной живописи. Позже появилось письмо. Люди из устного творчества перешли к письменному.

Роль искусства в жизни человека нельзя не оценить положительно. На протяжении всех жизни человек получает необходимые знания и навыки. Культура и искусство помогаю человеку лучше понять прошлое и вникнуть в историю своего или другого народа. Даже во время Великой Отечественной войны люди занимались творчеством. При фронтах существовали кружки самодеятельности. Военный период заслужил даже отдельного направления в искусстве тех годов.

Живопись, культура, архитектура, музыка, поэзия помогают человеку раскрыться. Понять свои вкусы и предпочтения. Уловить мысли и дать волю фантазии. Большинство творческих людей скажут, что привело их в искусство именно предыдущий опыт талантливых людей.

Литература развивает память и усидчивость, музыка благоприятно влияет на нервную систему, архитектура побуждает человека к путешествиям. Всюду окружает искусство в виде того или иного проявления. Даже одежда, которую носит человек – творение модельеров. Мы пьем из чашек, слепленных по эскизу, гуляем по паркам и аллеям, придуманным архитекторами. Все это также своего рода искусство, хотя и казалось бы, просто часть жизни.

Искусство – это творчество в узком смысле слова. Однако не все творчество можно признать массовым искусством. Поделки, лепка, вышивка, мозаика – человек неограничен в творческом потенциале. Но не все из этих видов творчества станет великим искусством. Но даже малый творческий потенциал приносит пользу человеку.

Искусство – это момент создания шедевра: массового, либо маленькой поделки. Это момент раскрытия души ради создания вещи, что привлечёт сознание других. Всеобщее благо, оказывающее благотворное влияние на психику человека. Не зря врачи советуют вышивать, либо рисовать, чтобы успокоить нервы. Просветление человеческого ума и повышение работоспособности часто приходят с искусством.

Если сравнить человека, который регулярно интересуется искусством, пусть даже не создает что-то сам, и человека, который абсолютно к этому равнодушен, то можно заметить их различия. Различия будут касаться речи, воспитания, поведения и чувства юмора. Человек, склонный к искусству, более развит интеллектуально. Искусство создает особенное мышление, творческий подход, который можно использовать и при решении бытовых проблем.

Также читают:

Картинка к сочинению Влияние искусства на человека

Популярные сегодня темы

Невероятно привлекательным зрелищем в осеннюю пору являются массивы деревьев, каждое из которых может похвастаться своей раскидистой кроной, сотканной из разноцветных листьев.

В научном институте профессор Громов изобрел робота. В качестве модели он взял фотографию в журнале обычного подростка из московской школы Сережи Сыроежкина. Мальчику-роботу дали имя Электроник.

Николай Семенович Лесков — известный русский писатель, драматург и публицист 19-го века. Рассматривая его творчество хочется отметить, что произведения Николая Семеновича вышли в свет довольно поздно, лишь когда ему исполнилось 26 лет

Одним из положительных героев романа «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Тридцатипятилетний пристав следственных дел.

Проблема чинопочитания — главная проблема русского общества. Эта проблема не определённой эпохи. Эта проблема всегда была и есть до сих пор. Множество литературных произведений посвящено осмеянию чинопоклонства

Как искусство влияет на психику человека: краткий ликбез

Искусство влияет на сознание и психику человека независимо от того, хочет ли этого сам человек. Конечно, никто не заставит вас идти в музей, но и вы не всегда можете заставить соседей выключить надоедливую музыку. Никто не заставит вас пойти в кино на премьеру нашумевшего фильма, но вы все равно услышите о нем в новостях.

Да и наши праздничные традиции тоже немыслимы без массовых форм искусства. В Новый год мы смотрим «Иронию судьбы» и «Песню года» по телевизору, на свадьбу приглашаем кавер-группу или действующего исполнителя хотя бы регионального масштаба, чтобы наших гостей развлекли новыми и старыми хитами.

Таким образом, искусство есть в нашей жизни в любом случае. И, как и все прочее, что есть в нашей жизни, оно оказывает на нас влияние. Каким образом? Давайте разбираться!

Что такое искусство?

Для начала стоит определиться, что же мы будем понимать под термином «искусство». Итак, искусство – это отражение окружающей действительности и внутреннего состояния человека в художественных образах. Образы могут быть динамическими (кино, танец) или статическими (картина, скульптура). Образы могут быть звуковыми (песня), визуальными (живопись) или аудиовизуальными (фильм, музыкальный видеоклип).

Таким образом, искусство весьма многогранно. Соответственно, многогранны и разнообразны возможности его воздействия на нашу психику. Прежде чем перейти к возможностям искусства по воздействию на психику человека, стоит вникнуть в механизмы такого действия. Как и многое другое в этой жизни, искусство может оказывать прямое или непрямое воздействие на субъект. И это тоже привносит свою лепту в ответ на вопрос.

Механизмы влияния искусства на психику человека

В зависимости от способа воздействия будет отличаться результат. Молодежь копирует привычки и образы супергероев из кинолент. Чувственные натуры могут расплакаться при просмотре фильма «Белый Бим Черное ухо» или какой-нибудь мелодрамы. А слушая зажигательную музыку, мы физически ощущаем, как ноги чуть ли не сами несут нас в пляс. Это примеры прямого воздействия искусства на психику.

А вот как воздействует на человека, к примеру, опера Чайковского «Евгений Онегин» по одноименному произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Эмоции обычно множественны и противоречивы, потому что ситуации неоднозначны и трудноразрешимы. Тут нет материала для прямого подражания, особенно, если в данный момент вы не находитесь в ситуации выбора или отвержения. Тут нет деления на «белое» и «черное», на «прав» и «не прав», потому что по ходу развития событий главный герой меняет свое мнение на противоположное.

Тем не менее произведение давно разобрали на цитаты, и многие даже не всегда помнят, что игривое «любви все возрасты покорны» и «счастье было так возможно, так близко» тоже оттуда. Искусство такого уровня является примером опосредованного воздействия на сознание человека. Это, скорее, материал к размышлению, и выводы каждый сделает свои.

Для кого-то «Евгений Онегин» стал гимном супружеской верности: вспомним главную героиню, которая «другому отдана и будет век ему верна». А для кого-то вся почти трехчасовая опера Чайковского «Евгений Онегин» исключительно о том, что «не пытайся снова вернуть назад того, кого однажды отпустил».

Массовое искусство позволяет ту же самую мысль насчет «не пытайся снова вернуть назад» вместить в трехминутный видеоклип на песню «Шагай» композитора Константина Меладзе в блестящем исполнении певицы Полины Гагариной. По сути, это тоже пример опосредованного воздействия на сознание человека. Песня и клип заставляют больше думать, нежели копировать, т.к. копировать там особо нечего. Ну, может, прическу Гагариной или атлетическую фигуру актера, снявшегося в клипе, но это уже частности.

Значит ли все вышеизложенное, что искусство «прямого воздействия» является плохим, а искусство, воздействующее опосредовано, хорошим? Вовсе нет! То, что непонятно современникам, может быть оценено потомками, и наоборот.

Искусство и оценочные суждения

Влияние искусства на сознание человека вряд ли всегда возможно описать словами «сильное» или «слабое», «плохое» или «хорошее». Если у кого-то в душе не находит отклик кино «про любовь», это не всегда значит, что кино плохое и слабое. Возможно, человеку больше нравятся детективы. И уж тем более ошибочно отнесение искусства к «плохому» или «хорошему» исключительно по дате создания произведения. Истории известно множество случаев, когда гениальные произведения искусства получили признание после смерти автора.

Так, величайший художник 19 столетия Винсент ван Гог не был широко известен при жизни и, возможно, был бы изрядно удивлен, если бы узнал, какой ажиотаж его работы вызывали на протяжении 20 века и вызывают по сей день. При жизни относительный интерес критики проявили разве что к его картине «Едоки картофеля» с простым бытовым сюжетом, как понятно уже из названия. И то, отзывы были чаще негативные. Пейзажи, автопортреты и прочие работы Ван Гога получили признание лишь спустя десятилетия.

Возможно, для современников Ван Гога «Луковичные поля» и «Башмаки» казались чем-то слишком простым, обыденным и не заставляли задумываться. А вот потомкам такое послание из прошлого отозвалось множеством эмоций и размышлений о жизни ушедших поколений. Отчасти это логично: современники Ван Гога видели такие луковичные поля своими глазами и лично носили такие же башмаки, как на его картине. А вот для жителей мегаполисов 21 столетия такого рода обувь будет настоящей экзотикой, да и не многие горожане сегодня имеют представление, как растет лук.

Другими словами, оценочная тенденция «чем старше произведение искусства, тем оно лучше» имеет место. Поэтому то, что нам сегодня кажется ерундой и безвкусицей, спустя столетие может показаться потомкам гениальным. А какая-нибудь композиция наподобие «Этот котик не придет» с повторением данного заклинания около 50 раз за время звучания песни обретет глубокий смысл в умах новых поколений.

Более того, человеческое восприятие весьма противоречиво. В наше время только ленивый забыл сказать, что рифмовать глаголы в стихах и песнях – это плохо. Тем не менее желающие могут послушать запись романса на стихи классика русской поэзии Афанасия Фета в исполнении величайшей оперной певицы 20 века Елены Образцовой «Я тебе ничего не скажу». Эти строки написаны в далеком 1885 году, и там отлично уживаются рифмы «дрожу – скажу», «скажу – твержу», «зайдет – цветет». И это ничуть не умаляет гениальности произведения.

Как видим, человек бывает часто противоречив и неправ, оценивая то или иное произведение искусства. В то же время, мы уже выяснили, что искусство влияет на человека, хочет он того или нет. Есть ли какие-то универсальные параметры влияния, которые проявляются во всех случаях? Такие элементы универсальности есть!

Каким образом искусство воздействует на подсознание?

Даже когда наше сознание занято чем-то другим, подсознание продолжает работу в своем, только ему известном направлении. Мы легко можем сказать, нравится или не нравится нам песня, не вникая в наличие или отсутствие глагольной рифмы или правильность подбора аккордов для данной тональности.

Мы почти сразу определяем для себя, нравится или не нравится нам картина, даже не зная названия, автора, и не разбираясь в нюансах подбора цвета и техники нанесения изображения. И нам практически все равно, насколько достоверным является сюжет фильма или спектакля, если он нас цепляет. Это потому, что над всем этим поработало Его Величество Подсознание.

Итак, каким же образом работает искусство с подсознанием:

  1. Искусство способствует развитию эмпатии и умению сопереживать. Это исключительно эмоциональные состояния, которым тяжело обучиться. Произведение искусства буквально заставляет нас поставить себя на место другого человека и ощутить его эмоции.
  2. Искусство расширяет наш спектр эмоций. Мы сочувствуем попавшим в беду героям, даже если сюжет выдуман, мы ненавидим подлецов и злодеев, если таковыми они представлены в произведении искусства. Эти эмоции могут быть заметно сильнее, чем в обычной, особенно уже налаженной в плане семьи, быта и работы жизни.
  3. Искусство влияет на содержание гормонов стресса в организме. Известен эксперимент, когда перед и сразу после посещения святилища Девы Марии в Викофорте все участники экскурсии сдали на анализ слюну. Оказалось, что после экскурсии уровень гормона стресса кортизола был в среднем на 60% меньше.
  4. Искусство учит думать, т.е. пользоваться своим мыслительным потенциалом. Даже если вы думаете о произведении искусства и его авторе очень плохо, вы все равно в этот момент думаете. Даже если вы не планировали думать, а просто пошли в музей или на концерт, чтобы развеяться.
  5. Искусство влияет на интеллект, т.е. способность мыслить как таковую. Чаще всего подобные исследования проводят с использованием музыкальных произведений. Результаты, в целом, сходны. Студенты и школьники, слушавшие классику (особенно Моцарта!) перед выполнением тестовых заданий, справляются с тестами лучше, чем слушавшие рок-музыку.

К слову, вопреки долго господствовавшему заблуждению, рок-музыка позитивно влияет на психику (не на интеллект!) человека. В Университете Квинсленда в Австралии провели исследование, в ходе которого участникам задавали провокационные вопросы, способные их разозлить. Время от времени участникам включали пост-панк, хэви-метал и прочую агрессивную музыку. Оказалось, во время звучания все 39 участников эксперимента реагировали на раздражающие их вопросы спокойнее, чем без музыки.

И, кстати, гормон удовольствия дофамин усиленно вырабатывается в любом случае, когда мы слушаем ту музыку, которая нам нравится. Это было подтверждено итогами исследования с участием студентов Университета Макгилла (Канада, Монреаль, Квебек). В этом случае студентам разрешили самим выбрать музыкальное произведение, которое вызывает у них максимум положительных эмоций. Уточним, что для эксперимента были отобраны студенты, имеющие музыкальную подготовку минимум 8 лет, т.к. музыкально образованные люди реагируют на музыку острее, а методы позитронно-эмиссионной томографии дают более точный результат.

Итак, вот они, основные факторы, позволяющие оценить влияние искусства на психику и подсознание. А еще лучше узнать себя и понять глубинные механизмы влияния окружающей среды на психику вам поможет онлайн-программа «Психическая саморегуляция», рассчитанная на полтора месяца. Этого достаточно, чтобы научиться осознанно регулировать свое психическое состояние, использовать адекватные механизмы воздействия на сознание и подсознание для разных ситуаций.

А собственно познавательный и образовательный аспект искусства, делающий нас культурнее и интеллигентнее, не подлежит сомнению. Поэтому пользуйтесь любой возможностью прикоснуться к волшебному миру искусства.

Читайте также: