Правильный обгон на механической коробке

Обновлено: 07.07.2024

Запомните, самый опасный маневр на дороге, это обгон! Выполняя его, нужно обязательно делать все правильно и не допускать ошибок. Ведь любая из них, может стоить вам очень дорого. Я изучил статистику ДТП и собрал 10 самых распространенных ошибок, которые допускают водители во время обгона, и провоцируют происшествия.

1. Нарушение правил дорожного движения. Очень часто, водители не следуют правилам, обгоняют на подъемах, поворотах, перекрестках и так далее. Нарушают ПДД и провоцируют ДТП. Перед тем как нарушить ПДД задумайтесь о том, что они, как и армейский устав, написаны «кровью». Кстати, именно нарушение ПДД является самой частой причиной дорожных происшествий.

2. Затяжной обгон. Происходит из-за того, что водитель не включил пониженную передачу или не знает характеристики своего автомобиля. Водитель, к примеру, думает, что успеет выполнить маневр за 10 секунд, а в итоге, тратит на это 15 секунд. Опасен такой обгон тем, что его можно не успеть завершить и пересечь сплошную линию разметки или подрезать попутный автомобиль и напугать встречный. Медленно обгонять любят люди, которые экономят топливо. Они специально не включают пониженные передачи и не давят сильно на газ, чтобы не увеличивать расход горючего.

3. Не смотрит в зеркало. Очень много автолюбителей банально забывают посмотреть в зеркало заднего вида, перед тем как начать маневр обгона. А ведь по встречной полосе уже может двигаться автомобиль, который начал маневр раньше вас. Таким образом, вы подставляете под удар свою машину, и чем это закончится, на высокой скорости, лучше даже не представлять.

Это же действие водителя провоцирует двойной обгон. Водитель автомобиля, который начал обгон раньше вас и которого вы подрезали, дабы не врезаться начинает обгонять еще и вас и совершает двойной обгон. Но, у него велик риск зацепить обочину и даже если с управлением он справится, то маневр для него значительно увеличится. На картинке вы увидите, как на дороге выглядит подобная ситуация, схематично.

4. Игнорирование поворотников. Многие в нашей стране любят игнорировать сигналы поворота. Если допустим, вы забыли посмотреть зеркало заднего вида перед началом маневра, но включили сигнал поворота, то другой водитель, который уже едет по встречной полосе, поймет, что вы сейчас перестроитесь и успеет сбросить скорость или просто посигналит вам, чтобы вы не делали этого. Более того, сигнал поворота может спасти вам жизнь, сейчас внимательно прочитайте текст ниже!

Если вы не правильно рассчитали расстояние до встречного авто или возможности своего авто и не успеваете закончить маневр, но и в свою полосу вернуться не можете, так как ваше место уже заняла другая машина или для этого вам придется резко тормозить, что может привести к заносу. Вам нужно максимально прижаться вправо, к обгоняемому автомобилю. При этом не зацепить его и включить правый поворотник.

А так же моргнуть дальним светом встречному водителю. В этом случае, водитель встречного авто уже будет понимать, что для того, чтобы с вами разминуться, ему достаточно принять вправо. Ситуация опасная и иногда случается, что оба водителя, дабы разминуться, начинают сворачивать в одну сторону, так они не договорились при помощи сигналов. И происходит столкновение лоб в лоб. Правила указывают, что для того, чтобы избежать ДТП, провокатором которого являетесь вы, вам нужно именно прижаться к машине справа от вас, а не выезжать на левую обочину!

5.Не обращать внимания на погодные условия. Многие люди привыкли ездить на работу и с работы по одной и той же дороге. Они уже знают, какая разметка на дороге, где светофоры и так далее. Они чувствуют себя максимально уверенно на этой дороге, и даже плохие погодные условия не помешают им ехать с привычной скоростью и совершать привычные маневры обгона. Излишняя самоуверенность это плохо. Нужно всегда быть внимательным и конечно, не стоит обгонять в туман, сильный ливень или гололед. Сам лично наблюдал столько «ослов», которые в невероятно сильный ливень, когда видимость почти нулевая и я еду с осторожностью 80 км.ч, пролетают мимо со скоростями 110 и более. Куда они интересно торопятся, на тот свет что ли?

6. Обгон паровозиком . Думаю, все знают, что это такое. Когда обгон совершают подряд несколько машин и те авто, которые едут позади, не видят дорожную картину и находятся, поэтому, в опасности. Уже много есть видео разборов данных ситуаций, часто говорят об опасности такого обгона и все равно, постоянно на дороге вижу, как люди выполняют обгон «паровозиком». Когда уже запомнят, что нельзя так делать, это же очень опасно. Ведь первый авто, все рассчитал и он, как правило, сразу перестроится после выполнения обгона, а вам еще и его обгонять придется. В итоге начинали обгонять одну машину, а придется обогнать две и не факт, что у вас на это хватит времени.

7. Обгон сразу нескольких автомобилей. Часто бывает, что на дороге, из-за одного тихохода собирается целая колонна авто. Некоторые не хотят ждать и обгонять по одному авто и стараются за один раз, обогнать как можно больше, подвергая себя риску. А вот как еще часто бывает. Начинаете вы обгон и думаете, вот обгоню три машины подряд и перестроюсь за 3 по счету газелью. А когда обгоняете газель, вдруг оказывается, что за ней едет малолитражка, просто ее не было видно. И вам встать некуда. Вы думаете, ну обгоню еще и ее, и может еще одну машину, а расстояние до встречного авто сокращается и сокращается. Опасная ситуация да? Все из-за того, что когда идет такая колонна, большинство водителей не соблюдают дистанцию, находясь в ней. А так же, из-за водителей, которые стараются обогнать как можно больше машин за один раз.

9. Прижиматься, перед тем как обогнать . Очень многие водители, перед тем как совершить обгон, прижимаются к машине, которую собираются обогнать. Во-первых, это несоблюдение дистанции, во-вторых, ваш обзор становится минимальным, а в-третьих, если вы прижались к грузовику, то он перестает вас вообще видеть и не знает, что позади него движется машина, это опасно для вас.

Был период, связан он с автомобилем Mitsubishi Outlander XL с двигателем V6 объемом 3 литра, 220 атмосферных сил. Вспоминаю те пять лет владения с теплом даже сегодня – камер ещё особо не было, только гаишники с “фенами”, бензин достаточно адекватных денег стоил, любил педаль продавать, особенно в безопасных для этого местах.

Однако время идёт, потребности меняются, средства нужно распределять в другие русла, а ездить куда проще на новом. В итоге имеем атмосферник 1.6 литра в паре с МКПП на автомобиле весом чуть более 1100 кг. Признаться, первое время чувствовал себя чайником, конечно 220 сил и V6 это не потолок, но тяги там хоть отбавляй, тут же включил кондиционер и чувствуешь, как вся машина трудится во благо прохлады в салоне. Обгоны, резкие перестроения, всё нужно делать по-другому, просчитывать.

Но как говориться, нам ехать, а не шашечки, всё-таки 1.6 от VAG достаточно неплох. Хорошие советы, на мой взгляд, дал тесть, который без малого почти 15 лет работает автомобильным инструктором. Советы касаются правильной работы с тем, что имеется, для более уверенных обгонов (а всё-таки это самый опасный маневр на дороге).

Начал он с того, что многие водители просто не умеют пользоваться коробкой передач. Простой пример, тихоход уступает дорогу и прижимается к обочине или появляется окно для обгона – водитель за тихоходом прожимает педаль газа и ждет, пока его несчастный 1.6 наберет оборотов. В итоге вяло, еле-еле объезжает тихоход, водитель которого уже пожалел, что решил дать дорогу.

Уважаемый Игорь! При скорости 110 км/ч вообще обгон запрещен. Вы уже нарушаете правила, если только Вы не на магистрали. Да и на магистрали на такой скорости уже нельзя обгонять. Тем более с Вашим стажем.
А кинематика, раз уж Вы спросили - проста. Так как сам нередко ухожу на пониженные (люблю ездить "внатяг", когда машина плавно катится на высокой передаче с небольшими оборотами двигателя), поясняю.
Идеальным для авто должны быть такие обороты двигателя, когда у него максимальный крутящий момент. Не выше. Тогда он будет наиболее экономичным и тяговитым. Можно пониже. Но тогда мощности движка не хватит для обгона. Поэтому для обгона надо перейти на ту передачу, на которой движок развивает максимальный крутящий момент.
Предположим, вы едете на 5-й передаче со скоростью 85-90 км/час (самая распространенная ситуация). Обороты двигателя - около 2200 об/мин. Режим экономичный, но мощности движка недостаточно. Догоняете ПАЗик, плетущийся со скоростью 60 км/ч. Если Вы затормозите, то на 5-й передаче обороты движка окажутся около 1600 об/мин и вам придется перейти на пониженную. Вы принимаете решение обгонять.
Как обгоняете .
1. Выжимаете сцепление и включаете нейтраль (потом, когда набьете руку, нейтраль можно не включать).
2. В голове за долю секунды делаете расчеты типа - я ехал со скоростью 85 км/ч, обороты движка на 5 передаче были 2200, значит, на той же скорости на 4-й будут 2600, на 3-й 3100.
3. Выбираете, на какую передачу переключиться - на 4 или на 3, и доводите педалью газа обороты движка до вышеуказанных цифр (я бы рекомендовал через передачу новичку не прыгать). Предположим - выбрали 4-ю, значит, газанули до 2600 об/мин. Помните, что сцепление у Вас сейчас отжато.
4. Сразу же, пока обороты не упали, воткнули 4-ю передачу - она войдет мягко, так как скорости шестерен примерно совпадают.
5. Если все манипу ляции вы проделали за долю секунды, то обороты движка не упали от 2600 об/мин, и вы плавно, но достаточно резко отпускаете сцепление. Машина практически не дергается. Если протелились и обороты уже упали, снова газуете до 2600 и на этих оборотах отпускаете сцепление.
6. Все, вы на пониженной, газуйте, обгоняйте, и уходите снова на повышенную.

З.Ы.
Да, Вам езду "внатяг&qu ot; не рекомендую - она чревата быстрым износом движка, если на небольших оборотах будете сильно газовать - двигатели не любят больших нагрузок на низких оборотах, изнашиваются коренные и шатунные вкладыши.

Уважаемый Игорь! При скорости 110 км/ч вообще обгон запрещен. Вы уже нарушаете правила, если только Вы не на магистрали. Да и на магистрали на такой скорости уже нельзя обгонять. Тем более с Вашим стажем.
А кинематика, раз уж Вы спросили - проста. Так как сам нередко ухожу на пониженные (люблю ездить "внатяг", когда машина плавно катится на высокой передаче с небольшими оборотами двигателя), поясняю.
Идеальным для авто должны быть такие обороты двигателя, когда у него максимальный крутящий момент. Не выше. Тогда он будет наиболее экономичным и тяговитым. Можно пониже. Но тогда мощности движка не хватит для обгона. Поэтому для обгона надо перейти на ту передачу, на которой движок развивает максимальный крутящий момент.
Предположим, вы едете на 5-й передаче со скоростью 85-90 км/час (самая распространенная ситуация). Обороты двигателя - около 2200 об/мин. Режим экономичный, но мощности движка недостаточно. Догоняете ПАЗик, плетущийся со скоростью 60 км/ч. Если Вы затормозите, то на 5-й передаче обороты движка окажутся около 1600 об/мин и вам придется перейти на пониженную. Вы принимаете решение обгонять.
Как обгоняете .
1. Выжимаете сцепление и включаете нейтраль (потом, когда набьете руку, нейтраль можно не включать).
2. В голове за долю секунды делаете расчеты типа - я ехал со скоростью 85 км/ч, обороты движка на 5 передаче были 2200, значит, на той же скорости на 4-й будут 2600, на 3-й 3100.
3. Выбираете, на какую передачу переключиться - на 4 или на 3, и доводите педалью газа обороты движка до вышеуказанных цифр (я бы рекомендовал через передачу новичку не прыгать). Предположим - выбрали 4-ю, значит, газанули до 2600 об/мин. Помните, что сцепление у Вас сейчас отжато.
4. Сразу же, пока обороты не упали, воткнули 4-ю передачу - она войдет мягко, так как скорости шестерен примерно совпадают.
5. Если все манипу ляции вы проделали за долю секунды, то обороты движка не упали от 2600 об/мин, и вы плавно, но достаточно резко отпускаете сцепление. Машина практически не дергается. Если протелились и обороты уже упали, снова газуете до 2600 и на этих оборотах отпускаете сцепление.
6. Все, вы на пониженной, газуйте, обгоняйте, и уходите снова на повышенную.

З.Ы.
Да, Вам езду "внатяг&qu ot; не рекомендую - она чревата быстрым износом движка, если на небольших оборотах будете сильно газовать - двигатели не любят больших нагрузок на низких оборотах, изнашиваются коренные и шатунные вкладыши.

Уважаемый Игорь! При скорости 110 км/ч вообще обгон запрещен. Вы уже нарушаете правила, если только Вы не на магистрали. Да и на магистрали на такой скорости уже нельзя обгонять. Тем более с Вашим стажем.А кинематика, раз уж Вы спросили - проста. Так как сам нередко ухожу на пониженные (люблю ездить "внатяг", когда машина плавно катится на высокой передаче с небольшими оборотами двигателя), поясняю.Идеальным для авто должны быть такие обороты двигателя, когда у него максимальный крутящий момент. Не выше. Тогда он будет наиболее экономичным и тяговитым. Можно пониже. Но тогда мощности движка не хватит для обгона. Поэтому для обгона надо перейти на ту передачу, на которой движок развивает максимальный крутящий момент.Предположим, вы едете на 5-й передаче со скоростью 85-90 км/час (самая распространенная ситуация). Обороты двигателя - около 2200 об/мин. Режим экономичный, но мощности движка недостаточно. Догоняете ПАЗик, плетущийся со скоростью 60 км/ч. Если Вы затормозите, то на 5-й передаче обороты движка окажутся около 1600 об/мин и вам придется перейти на пониженную. Вы принимаете решение обгонять.Как обгоняете. 1. Выжимаете сцепление и включаете нейтраль (потом, когда набьете руку, нейтраль можно не включать).2. В голове за долю секунды делаете расчеты типа - я ехал со скоростью 85 км/ч, обороты движка на 5 передаче были 2200, значит, на той же скорости на 4-й будут 2600, на 3-й 3100. 3. Выбираете, на какую передачу переключиться - на 4 или на 3, и доводите педалью газа обороты движка до вышеуказанных цифр (я бы рекомендовал через передачу новичку не прыгать). Предположим - выбрали 4-ю, значит, газанули до 2600 об/мин. Помните, что сцепление у Вас сейчас отжато.4. Сразу же, пока обороты не упали, воткнули 4-ю передачу - она войдет мягко, так как скорости шестерен примерно совпадают.5. Если все манипуляции вы проделали за долю секунды, то обороты движка не упали от 2600 об/мин, и вы плавно, но достаточно резко отпускаете сцепление. Машина практически не дергается. Если протелились и обороты уже упали, снова газуете до 2600 и на этих оборотах отпускаете сцепление.6. Все, вы на пониженной, газуйте, обгоняйте, и уходите снова на повышенную.З.Ы.Да, Вам езду "внатяг" не рекомендую - она чревата быстрым износом движка, если на небольших оборотах будете сильно газовать - двигатели не любят больших нагрузок на низких оборотах, изнашиваются коренные и шатунные вкладыши.
АГА, ТАК ЭТО И ЕСТЬ ПЕРЕГАЗОВКА.

Уважаемый Игорь! При скорости 110 км/ч вообще обгон запрещен. Вы уже нарушаете правила, если только Вы не на магистрали. Да и на магистрали на такой скорости уже нельзя обгонять. Тем более с Вашим стажем.
А кинематика, раз уж Вы спросили - проста. Так как сам нередко ухожу на пониженные (люблю ездить "внатяг", когда машина плавно катится на высокой передаче с небольшими оборотами двигателя), поясняю.
Идеальным для авто должны быть такие обороты двигателя, когда у него максимальный крутящий момент. Не выше. Тогда он будет наиболее экономичным и тяговитым. Можно пониже. Но тогда мощности движка не хватит для обгона. Поэтому для обгона надо перейти на ту передачу, на которой движок развивает максимальный крутящий момент.
Предположим, вы едете на 5-й передаче со скоростью 85-90 км/час (самая распространенная ситуация). Обороты двигателя - около 2200 об/мин. Режим экономичный, но мощности движка недостаточно. Догоняете ПАЗик, плетущийся со скоростью 60 км/ч. Если Вы затормозите, то на 5-й передаче обороты движка окажутся около 1600 об/мин и вам придется перейти на пониженную. Вы принимаете решение обгонять.
Как обгоняете .
1. Выжимаете сцепление и включаете нейтраль (потом, когда набьете руку, нейтраль можно не включать).
2. В голове за долю секунды делаете расчеты типа - я ехал со скоростью 85 км/ч, обороты движка на 5 передаче были 2200, значит, на той же скорости на 4-й будут 2600, на 3-й 3100.
3. Выбираете, на какую передачу переключиться - на 4 или на 3, и доводите педалью газа обороты движка до вышеуказанных цифр (я бы рекомендовал через передачу новичку не прыгать). Предположим - выбрали 4-ю, значит, газанули до 2600 об/мин. Помните, что сцепление у Вас сейчас отжато.
4. Сразу же, пока обороты не упали, воткнули 4-ю передачу - она войдет мягко, так как скорости шестерен примерно совпадают.
5. Если все манипу ляции вы проделали за долю секунды, то обороты движка не упали от 2600 об/мин, и вы плавно, но достаточно резко отпускаете сцепление. Машина практически не дергается. Если протелились и обороты уже упали, снова газуете до 2600 и на этих оборотах отпускаете сцепление.
6. Все, вы на пониженной, газуйте, обгоняйте, и уходите снова на повышенную.

З.Ы.
Да, Вам езду "внатяг&qu ot; не рекомендую - она чревата быстрым износом движка, если на небольших оборотах будете сильно газовать - двигатели не любят больших нагрузок на низких оборотах, изнашиваются коренные и шатунные вкладыши.



При обычном трассовом движении постепенным переключением передач достигается оптимальная скорость. Не обязательно доходить до пятой передачи, многих водителей устраивает движение на низших передачах. Появление ограничивающих знаков, препятствий, медленного попутного транспорта заставляет замедляться притормаживанием, постепенным включением низших передач.

Правильные действия при обгоне: догнав попутный автомобиль, притормозить, уравнять скорости, встать на нужную передачу. При появлении достаточного просвета нужно переключиться на самую динамичную передачу (как правило, на третью), быстро совершить обгон.

Распространенная ошибка новичков — обгон на текущей передаче (возможен только при чистой встречной полосе), при внезапном появлении встречной машины не дает свободы маневра. Так же опасно переключение непосредственно во время обгона — это доступно только опытным водителям, переключающимся мгновенно.

Шаг второй Освойте расположение скоростей передач

Прежде чем научиться ездить на механике необходимо освоить расположение каждой скорости передач, которые обозначаются на ручке переключения. Ведь не будете же Вы во время движения автомобиля смотреть на ручке, где какая скорость расположена?! Помните, что для идеального переключения передач необходимо полностью нажимать педаль сцепления, иначе каждая скорость будет включаться с характерным скрежетом или хрустом, что может привести к поломке трансмиссии.

Если Вы водитель новичок, то советуем Вам посмотреть сначала со стороны с переднего пассажирского сидения, как другой более опытный водитель синхронно нажимает педаль сцепления и переключает скорости

Обратите внимание на максимальную скорость автомобиля на каждой передаче

Первое время даже, изучив месторасположение каждой скорости, Вы все равно будете мысленно вспоминать, где находится та или иная передача. Со временем Вы перестанете каждый раз думать о переключение передач и будете это делать на бессознательном уровне (машинально). Все дело в привычке. Так что если у Вас не будет в самом начале идеального навыка управления автомобилем с МКПП, то не расстраивайтесь и не впадайте в отчаяние. Быстрота переключения передач и многое другое к Вам придет по мере накопления опыта вождения.

Еще одна проблема любого новичка водителя, который управляет автомобилем с механической коробкой — это не знание, когда и какую скорость включать. Для того, чтобы знать правильная ли передача включена при определенной скорости движения транспортного средства советуем Вам ориентироваться на звук двигателя.

Если обороты двигателя очень низкие и автомобиль не разгоняется то, Вы включили завышенную передачу и Вам необходимо перейти на более низкую передачу.

Если обороты двигателя очень большие, то Вам необходимо включить более высокую передачу, чтобы разгрузить коробку.

Если Ваш автомобиль оборудован тахометром, то для того, чтобы понять, когда необходимо переключать скорость ориентируйтесь количеством оборотов двигателя. Несмотря на то, что каждая марка и модель автомобиля с механической коробкой требует разного порядка переключения передач, в основном каждую передачу можно переключать при достижении двигателем 3000 оборотов в минуту. Также Вы можете ориентироваться по спидометру, чтобы знать, когда необходимо переключить скорость передачи.

К примеру, переключайте скорость каждые 25 км/час (1-я передача 1-25 км в час, 2-ая 25-50, 3-ая 50-70 и т.д.). Помните, что это всего лишь общее правило переключения передач механической коробки. И, чем мощнее Ваш автомобиль эти значения будут отклоняться в сторону увеличения.

Запуск двигателя при низких температурах

Зимой машина (особенно, если у нее «за плечами» сотни километров) мерзнет, как и люди, поэтому запускается мотор труднее. Чтобы ему помочь «согреться» рекомендуется прикрывать заслонку мотора, а стартер не запускать дольше 10 секунд, делая перерыв хотя бы в пару минут между попытками. За это время батарея успеет вернуться в нормальное состояние.

Если после 3-4 попыток завести двигатель не удалось, нужно разобраться в причине.

Если мотор завелся, необходимо выждать время, контролируя его работу, т.е. нужную частоту вращения коленвала. Иначе авто может вновь заглохнуть.

Выполняют это с помощью педали газа и заслонки. Заглохнуть двигатель может при сильно или недостаточно открытой заслонке, поэтому задача водителя – научиться ее корректировать, прислушиваясь к работе двигателя.

Для прогревания мотора в стоячем автомобиле, времени потребуется больше, увеличится и количество вредных выбросов в окружающую среду, но к минимуму сведется износ двигателя.

Существует еще понятие «частичный» прогрев, называемый «золотой серединой», поскольку он сокращает время прогрева (износ при этом невелик).

Три верных друга

Теперь самое время познакомиться с педалями на «механике». Слева находится сцепление, посредине – тормоз, а справа – газ. Скажу, что такое расположение одинаково как для праворульных, так и для леворульных автомобилей. Поэтому запоминать придется один раз, даже если впоследствии понадобится пересесть на другой автомобиль с механической КПП.

В машине, работающей на «механике», сцепление отвечает за:

  • плавное трогание с места;
  • отключение мотора от КПП;
  • переключение передач.


Убедитесь в том, что вы полностью выжимаете сцепление. Для этого просто нажмите на него левой ногой. Переключать передачи можете только тогда, когда сцепление полностью выжато.

Как делал я? Вначале я нажимал педали по очереди, затем вразброс, стараясь запомнить и привыкнуть к их расположению. Газ и тормоз нажимал правой ногой поочередно. В самом начале, главное, запомнить правильное расположение и не путаться.

Работа с педалями

Как пользоваться педалью сцепления на «механике»? Попробуйте выжать сцепление «в пол» и переключить рычаг КПП в положение одной из скоростей. После того как включили передачу, плавно отпустите педаль. Никаких резких рывков и резких движений. Я так делал несколько раз подряд, пока не запомнил свои ощущения.

Прежде всего, обязательно убедитесь, что тормоза в вашем автомобиле исправны. Тренироваться на неисправных тормозах – пустое занятие, которое не даст никаких результатов. Да и учиться управлять таким автомобилем довольно рискованно.

Очень важно запомнить и почувствовать, какой должна быть педаль, ее жесткость, чтобы вовремя заметить неисправность. Если она:

  1. Слишком мягкая и при небольшом нажатии резко уходит в пол.
  2. Излишне жёсткая, когда следует прилагать большие усилия, чтобы выжать тормоз.


Это говорит о наличии неисправностей. Если при нажатии вы испытываете подобные ощущения, то это серьезный повод обратиться в автосервис.
Педаль тормоза в машине на «механике» расположена по центру. Чтобы привести ее в действие нажмите на нее правой ногой. Чтобы затормозить, при включении скорости одновременно нужно выжать тормоз и сцепление. По собственному опыту скажу, что сцепление надо нажимать на некоторую долю секунды быстрее, чем тормоз.

Педаль газа расположена справа. Нажимая или отпуская ее правой ногой, вы даете команду топливной системе автомобиля увеличить или уменьшить подачу топливной смеси. В результате подобных действий ваш автомобиль будет набирать или сбрасывать скорость. Чем сильнее нажимаете на газ, тем выше будет скорость движения. На видео выше ещё раз всё подробно расписано — стоит посмотреть.
Расположение педалей на «механике» можно посмотреть на фото выше. Так вам будет понятно, что к чему. Уверен, что уже после нескольких занятий вы легко сможете управлять своим автомобилем.

Шаг первый Для чего нужны передачи в МКПП

Механическая коробка передач требует от водителя самостоятельно переключать скорости. Большинство автомобилей с МКПП имеют 4 или 5 скоростей и плюс одна задняя скорость передачи. Для того, чтобы освоить, где какая скорость передач находится и для чего каждая из них нужна, Вам необходимо знать следующее:

Педаль сцепления. При нажатии на педаль специальный механизм в коробке дает Вам возможность с помощью ручки переключения скоростей включить необходимую передачу. Помните, что переключать коробку передач можно, только если педаль сцепления нажата до конца.

Нейтральная передача на самом деле обозначает, что крутящий момент от двигателя не будет передаваться на колеса. При работающем двигателе и при включенной нейтральной передаче, если нажать педаль газа, автомашина не тронется с места. При включенной нейтральной передаче, Вы можете включить из этого положения любую скорость, в том числе и заднюю передачу.

Для большинства автомобилей с механикой 2-ая передача является рабочей лошадкой, так как первая передача в основном предназначена для трогания с места. Вторая передача поможет Вам спуститься на автомобиле с крутого склона или поможет Вам передвигаться в пробке.

Задняя передача несколько отличается от других скоростей в МКПП. Эта скорость получила немного больший диапазон работы, чем первая передача. На задней скорости Вы можете разогнаться быстрее, чем на 1-ой. Но задняя передача не «любит» когда автомобиль в этом режиме едет очень долго (может привести к выходу из строя механизма коробки передач).

Так что задняя передача — это не способ основного передвижения.

Педаль газа позволяет на каждой скорости использовать максимальный крутящий момент двигателя, установленный для каждой скорости. Разгоняясь на автомобиле, оборудованным механической трансмиссией, Вы чувствуете каждую скорость, что дает каждому водителю неповторимые ощущения драйва и лучший контроль над машиной.

Как трогаться в гору с МКПП

Зачастую проблемы начинающего водителя вызывает процесс начала движения на подъеме. Конечно, у человека нет удобной третьей ноги, для одновременного воздействия на сцепление, тормоз и газ. Но и без этого при постоянных тренировках трогаться в горку или со светофора вы в конечном итоге научитесь. Это не так сложно.

Первое время используйте способ троганья с ручником. Для этого стоя на подъеме, выполните следующие действия:

  • Поставьте автомобиль на ручник и выжмите сцепление.
  • Переключитесь на первую передачу.
  • Начинайте нажимать на педаль газа и, как только тахометр покажет 1500 оборотов, зафиксируйте ногу в таком положении.
  • Далее нужно отпускать педаль сцепления до того момента, как вы почувствуете, что диски сцепления соприкоснулись, определить этот момент можно по звуку или вибрациям двигателя.
  • После этого снимите машину с ручного тормоза.
  • Когда автомобиль начнет движение, по мере увеличения скорости аккуратно продолжайте усиливать давление ноги на педаль газа, одновременно с этим отпуская сцепление. Таким образом, машина поднимется в горку.

Полезное видео, как тронуться в горку используя ручной тормоз, обязательно смотрим:

Параллельно стоит осваивать и другой метод: фиксации сцепления. Суть его в следующем:

  • При выжатом сцеплении включаем первую скорость и нажимаем на тормоз.
  • Отпускаем педаль сцепления и следим за стрелкой тахометра – обороты двигателя должны слегка упасть. Включенная скорость противодействует тормозу, поэтому появляется дрожание машины.
  • Как только вы ощутили эту вибрацию, необходимо зафиксировать положение ног на сцеплении и тормозе, до возможности начать движение.
  • Отпустив тормоз, машина, скорее всего, начнет медленное движение вперед или зафиксируется в текущем положении. В любом случае при правильном выполнении машина не станет откатываться назад.
  • Нажимая на педаль газа, продолжаем отпускать педаль сцепления до тех пор, пока полностью не снимите ногу со сцепления.

Смотрим видео, трогаемся в горку, используя педаль тормоза:

Все эти действия, подкрепленные регулярной практикой, позволят вам в полной мере освоить механическую коробку передач и получить удовольствие от полного контроля над своим автомобилем.

Новые статьи

  • Как научиться женщине водить машину на механике с нуля?
  • Учимся переключать передачи правильно, избегая ошибок во время движения автомобиля

Предыдущие статьи

  • Вождение на автодроме: полезные советы и рекомендации для начинающих водителей
  • Как научиться водить машину на механической коробке передач?

Как правильно трогаться

Для многих механика связана со страхом в самом начале пути, особенно когда нужно выехать с небольшой территории. Как трогаться с места, на светофоре, в пробке и в других оживленных местах, чтобы не заглушить мотор? Главное в данном случае это плавность и размеренность на протяжении всего пути. Трогайтесь без рывков, ведь это нарушает работу всей системы в целом. Зная, как правильно трогаться с места, вы сможете использовать возможности механики на полную мощность.

Выжимаем сцепление, так чтобы оно было максимально близко к полу, и ставим рычаг в положение первой скорости. Начинаем плавно отпускать сцепление и медленно нажимать на газ. Эти действия должны быть максимально синхронными, иначе механизм переключения передач заглушит систему и тронуться с места на автомобиле не получиться. Авто с МКПП начинает медленно двигаться по указанному направлению, а значит у вас получилось тронуться с места на машине с механической коробкой передач. Помните о том, что правила гласят никогда не бросать педаль сцепления, а постепенно ослаблять напор.

Правильное переключение во время движения

Часто встречаются ситуации, когда неопытные водители начинают переключаться, не набрав нужную скорость. В конечном итоге это губит не только трансмиссию, но и двигатель авто. При движении по трассам или магистралям переключение должно происходить плавно, передачи следует менять по мере увеличения скорости автомобиля.

У вас не должно быть цели достигнуть самой высшей передачи при маленькой скорости движения автомобиля, как и наоборот, постоянно ездить на высоких оборотах двигателя. Выбирать следует только нужную передачу, соответствующую текущей скорости движения автомобиля. Так как каждая передача имеет свой оптимальный скоростной режим, при котором двигатель работает наиболее эффективно и экономично.

Смотрим полезное видео, как переключать передачи по спидометру или тахометру во время движения:

Обгон на механике

Осваивая коробку, учтите, что низкие передачи наиболее мощные, но они имеют и низкий предел допустимых скоростей. Как осуществить обгон медленно едущего автомобиля в населенном пункте или на трассе за городом, двигаясь с той же скоростью, что и он?

Здесь тоже есть своя заповедь: идете на обгон, снижайте передачу. Текущая передача не всегда позволит быстро набрать необходимый разгон для совершения маневра, поэтому стоит сбавить обороты двигателя, понизить передачу и только после этого, убедившись в отсутствии препятствий, полностью втопить педаль в пол. Достигнув крайних показаний тахометра, переключиться снова.

Обычные переключения передач механической трансмиссии при трогании, во время движения, торможения

Кажущаяся сложность работы с «механикой» преодолевается довольно легко — этому научились миллионы людей. Овладение тонкостями управления механической трансмиссией учит уверенному стилю вождения, умению заранее просчитывать дорожную обстановку.

Задумываться, как правильно переключать передачи на механике, опытный водитель не должен. Все операции проводятся автоматически, на уровне рефлекса. Добиться этого можно упражнениями с коробкой при выключенном двигателе, но лучшим опытом становится практическая езда:

  1. Внешне трогание с места выглядит просто: нужно выжать сцепление, поставить на первую передачу рычаг КПП, плавно отпустить сцепление, добавить газ акселератором. При возрастании скорости — операции повторяются с постепенным переходом на высшие передачи.
  2. В движении слишком часто переключаться не нужно. Выбрав оптимальную передачу (например, третью), можно двигаться в потоке достаточно долго. Переключения передач при ускорении производите строго по порядку (2,3,4,5).
  3. При замедлении можно, выжав сцепление, поставить рычаг коробки в положение «нейтраль», отпустить сцепление. При падении скорости до 30 км/час, снова выжать сцепление, перейти на вторую передачу.
  4. При экстренном торможении, одновременно с тормозом нужно полностью выжать сцепление, отключая двигатель. Перевести рычаг в нейтральное положение можно позже, но не отпуская сцепление.

Видеоурок по правильному троганию с места на механике

Переключение передач происходит в зависимости от отбора мощности, скорости движения автомобиля. Опытные драйверы определяют этот момент по звуку двигателя, интуитивно, не задумываясь. Начинающим приходится ориентироваться на показания спидометра.

Общепринято считать, что первая передача работает с нуля до скорости 20 км/час. Оптимальными скоростными диапазонами переключения для остальных передач считаются:

  • для второй 20 — 40 км/час;
  • для третьей 40 — 60 км/час;
  • для четвертой 60 — 90 км/час;
  • для пятой — выше 90 км/час.

На практике уже со второй передачи начинаются расхождения с теорией. Мощность современных автомобилей позволяет на второй скорости разгоняться и до семидесяти километров с час. Другой вопрос, что это очень неэкономично. На пятую скорость многие водители предпочитают переключаться со скорости в 110 км/час, вместо рекомендованных 90. Для каждой машины, стиля вождения — выбор скорости для переключения индивидуален. Неизменным остается главное правило — сцепление нужно выжимать плавно, передачи переключать быстро.

Читайте также: