Появление третьего слоя клеток в зародыше червей направление эволюции

Обновлено: 05.07.2024

Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.

А) удлинение ушей у зайцеобразных

Б) редукция пищеварительной системы у бычьего цепня

В) появление третьего слоя клеток в зародыше червей

Г) развитие маскирующей окраски у тигров

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ароморфозы — это крупные преобразования, которые выводят организмы на более высокую ступень развития. Из перечисленных примеров к ароморфозам относится: появление третьего слоя клеток в зародыше червей, формирование хорды у хордовых.

Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Из перечисленных примеров к идиоадаптации относится: удлинение ушей у зайцеобразных, развитие маскирующей окраски у тигров и редукция зрения у кротов.

Какие изменения произошли в черепе птиц в связи с полётом? Дайте аргументированный ответ.

1) формирование конусообразного черепа в направлении от клюва к чешуе затылочной кости для повышения обтекаемости при полете;

2) утончение костей черепа для облегчения веса черепа;

3) формирование клюва — редукция зубов, беззубые челюсти покрыты роговым облегчённым чехлом.

Стрижи и ласточки относятся к разным отрядам птиц, к Стрижеобразным и Воробьинообразным соответственно. Оба вида питаются летающими насекомыми и имеют схожую форму тела с раздвоенным хвостом. Примером какого эволюционного процесса является сходство стрижей и ласточек? Объясните с позиций современного дарвинизма, каким образом могло сформироваться подобное сходство.

2. У предков стрижей и ласточек возникали случайные мутации.

3. Питание летающими насекомыми способствовало закреплению у видов тех мутаций, которые обеспечивали манёвренный полёт.

4. Схожие пищевые предпочтения (схожий образ жизни) обеспечили закрепление схожих мутаций.

Рассмотрите таблицу «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИИЗМЕНЕНИЕ
появление третьего слоя клеток в зародыше червей
Идиоадаптацияудлинение ушей у зайцеобразных

НАПРАВЛЕНИЯ (ПУТИ) ЭВОЛЮЦИИ (пути достижения биологического прогресса):

1) ароморфоз — сопровождается приобретением крупных изменений в строении, существенно повышающих уровень организации организмов (примеры: появление головного мозга у рыб, появление легких у земноводных)

2) идиоадаптация — сопровождается приобретений частных приспособлений к условиям среды, без изменения уровня организации (появление разных клювов у птиц в связи с пищевой специализацией, появление покровительственной окраски), в том числе утрата отдельных органов (частная дегенерация) без снижения уровня организации (примеры: редукция глаз у крота, исчезновение конечностей у змей, исчезновение хвоста у бесхвостых амфибий);

3) общая дегенерация — сопровождается упрощением организации, исчезновением органов активной жизни, а также целых систем органов в связи с переходом к паразитическому или прикрепленному (малоподвижному) образу жизни (примеры: утрата органов паразитическими растениями и животными).

Появление третьего слоя клеток в зародыше червейароморфоз, так как это крупное изменение в строение, существенно повысившее уровень организации червей по сравнению с предшествующей им группе двуслойных животных.

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИИЗМЕНЕНИЕ
АРОМОРФОЗпоявление третьего слоя клеток в зародыше червей
Идиоадаптацияудлинение ушей у зайцеобразных

Млекопитающие отличаются от остальных позвоночных наличием:

Диафрагма – это признак млекопитающих.

Наличие диафрагмы составляет характерную особенность млекопитающих.

Согласно данным филогенеза, диафрагма отсутствует у некоторых видов рыб, а у рептилий и амфибий имеется только центральная ее часть. У птиц диафрагма представляет сухожильную ткань и не содержит мышечных волокон. Только у млекопитающих и у человека диафрагма является сухожильно-мышечным образованием. Органами дыхания млекопитающих служат легкие альвеолярного строения. Дыханию способствуют движения диафрагмы, разделяющей грудную и брюшную полости.

Брюшная полость крокодилов отделена от грудной клетки диафрагмой, чего не наблюдается y прочих рептилий. Однако эта диафрагма отличается от диафрагмы млекопитающих - у крокодилов она образована соединительнотканным и мышечным сращением между желудком, печенью и плеврой легкого.

Не вполне корректное задание, т.к. и в ответе 4 (верном), и в ответе 2 (не верном) - есть исключения.

Ответ 1 — не верный, т.к. Птицы тоже способны к терморегуляции (теплокровные)

Ответ 3 — не верный, т.к. четырехкамерное сердце ещё есть у Птиц, и Крокодилов (строение сердца Крокодилов - исключение из строения сердца всех остальных Пресмыкающихся)

Ответ 2 — не верный, т.к.

Зубы животных разных видов различаются способом прикрепления к челюстям, формой и частотой смены зубов. Существует три вида прикрепления зубов к челюстям:

- по краю челюсти (акродонтные зубы);

- внешним краем зуба к внутреннему краю челюсти (плевродонтные зубы);

- в костных ячейках челюстей (текодонтные зубы).

Акродонтные зубы характерны для акул и костистых рыб; они могут образовываться не только на челюстях, но и на языке, костях дна черепа, в глотке. Плевродонтные зубы имеются у некоторых видов ящериц. Текодонтные зубы впервые появились у древних рептилий, текодонтное крепление зубов в челюсти имеют и ныне живущие крокодилы и аллигаторы. Высшие позвоночные и млекопитающие имеют более совершенные - текодонтные зубы.

Отличительный признак Млекопитающих - дифференцированные зубы (именно по зубной формуле Млекопитающие делятся на отряды).

Если бы нужно было в задании ответить (часть с развернутым ответом) - "Назовите признаки Млекопитающих", то называем: «Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные; они сидят в альвеолах»

Елизавета Бойцова (Сертолово, Ленинградская область) 24.03.2013 18:31

Прошу прощения, но как мне казалось диафрагма имеется и у некоторых так называемых рептилий. Да, ее роль в дыхании, например, не велика, но все же.

Заранее благодарю за ответ.

Наличие диафрагмы составляет характерную особенность млекопитающих.

Согласно данным филогенеза, диафрагма отсутствует у некоторых видов рыб, а у рептилий и амфибий имеется только центральная ее часть. У птиц диафрагма представляет сухожильную ткань и не содержит мышечных волокон. Только у млекопитающих и у человека диафрагма является сухожильно-мышечным образованием.

Диафрагма свойственна и крокодилу , хотя крокодил и не млекопитающее

Вполне с Вами согласна.

Не впол­не кор­рект­ное за­да­ние, т.к. и в от­ве­те 4 (вер­ном), и в от­ве­те 2 (не вер­ном) - есть ис­клю­че­ния.

Брюшная полость крокодилов отделена от грудной клетки диафрагмой, чего не наблюдается y прочих рептилий. Однако эта диафрагма отличается от диафрагмы млекопитающих - у крокодилов она образована соединительнотканным и мышечным сращением между желудком, печенью и плеврой легкого.

Составите сайта публикуют задания и ответы, так как они даны в "реальных" заданиях.

Отличием млекопитающих от всех других классов позвоночных является

Осевой скелет — признак Хордовых; четырехкамерное сердце — и птицы и млекопитающие; когти — пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по биологии. Вариант 2.

Выберите примеры идиоадаптаций.

1) сходство мухи-журчалки с пчелой

2) второй круг кровообращения у жабы

3) теплокровность у голубя

4) длинный корень верблюжьей колючки

5) диафрагма у волка

6) обтекаемая форма тела пингвина

Идиоадаптация — это одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Второй круг кровообращения у земноводных, теплокровность у птиц и диафрагма у млекопитающих — это ароморфозы.

Разве сходство мухи-журчалки с пчелой, не мимикрия?

Мимикрия, приспособление — относятся к идиоАДАПТАЦИИ

Почему биологический регресс ведёт к исчезновению вида? Приведите примеры животных исчезнувших с лица Земли в результате биологического регресса.

1) Биологический регресс — это эволюционное движение, при котором происходит сокращение ареала обитания; уменьшение численности особей из-за неприспособленности к среде обитания; снижение числа видов групп из-за давления других видов, исчезновение вида.

При биологическом регрессе резко сокращается численность вида; Резко сокращается размер ареала; Уменьшение численности и сокращение ареала приводит к близкородственному скрещиванию, проявлению вредных мутаций, понижению уровня приспособленности, нарушению воспроизводства и гибели организмов.

2) Общая причина регресса — отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды. Деятельность человека служит мощным фактором биологического регресса. Человек влияет на виды непосредственно, уничтожая их, или опосредованно, изменяя среду их обитания.

3) Примеры животных исчезнувших по вине человека: дикий тур, стеллерова корова.

Исчезли в процессе исторического развития: динозавры, гигантский торфяной олень (слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками)

Примечание: В начале XVII века были истреблены дикие быки туры. Во второй половине XVIII века были полностью уничтожены морские млекопитающие стеллеровы коровы. К началу XIX века охотники полностью истребили крупных нелетающих птиц моа в Новой Зеландии, рост которых достигал трех метров.

Общая причина биологического регресса - отставание в темпах эволюции группы от скорости изменений внешней среды. Ограничивающие факторы сужают возможности дальнейших эволюционных изменений и зачастую приводят к биологическому регрессу. Быстрое изменение окружающей среды, вызванное деятельностью человека, ведет к увеличению числа видов переходящих в состояние биологического регресса и обреченных на вымирание.

Действию биологического регресса могут подвергнуться и высокоорганизованные, процветавшие в свое время формы, оказавшиеся не приспособленными к новым или меняющимся условиям обитания — вымирание динозавров и мамонтов, многие виды земноводных, папоротниковидных, мхов.

В процессе эволюции многие виды и более крупные систематические единицы обнаруживали заметный прогресс, который затем сменялся регрессом. Так, в каменноугольном периоде прогрессировали споровые растения (псилофиты) и земноводные. Затем наступил их регресс, который сопровождался прогрессом голосеменных растений и пресмыкающихся. Наконец, в кайнозое и эти группы подверглись регрессу, в результате чего численность их особей и систематических групп резко сократилась, а некоторые отряды (динозавры) исчезли вовсе. Наступил прогресс покрытосеменных растений, млекопитающих и птиц. В настоящее время в результате антропогенного давления на среду происходит регресс многих видов животных, в первую очередь крупных млекопитающих.

При посевах человек часто вторгается в живую природу, уничтожает на больших площадях множество диких популяций, заменяя их немногочисленными искусственными. Усиленное истребление человеком многих видов ведет к их биологическому регрессу, который грозит вымиранием.

Сегодня вспомним частичку ОООЧЕНЬ важной темы в ЕГЭ (15 и 16 в тесте — это эволюция!), изображение №1

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ (СТЭ) — современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма.

Она несколько отличается от теории Дарвина:

Здесь все также присутствуют наследственная изменчивость, естественный отбор и борьба за существование

+ Элементарной единицей эволюции является ПОПУЛЯЦИЯ.

Популяция — это совокупность особей одного ВИДА, длительно существующих на определенной территории, свободно скрещивающихся и относительно изолированных друг от друга

+ Элементарные факторы эволюции: изоляция, популяционные волны, дрейф генов

Популяционные волны — это изменения численности особей в ПОПУЛЯЦИЯХ, возникающие под влиянием среды и приводящие к изменению интенсивности Естественного отбора, а также к изменению генетической структуры популяции.
Дрейф генов — это случайные колебания ЧАСТОТ АЛЛЕЛЕЙ в популяциях ограниченного размера
Изоляция — это разобщение особей в результате возникновения барьеров для свободного скрещивания

Ну и разберем самое важное!

МАКРОЭВОЛЮЦИЯ

А.Н.Северцов создает учение о биологическом прогрессе и биологическом регрессе.

Сегодня вспомним частичку ОООЧЕНЬ важной темы в ЕГЭ (15 и 16 в тесте — это эволюция!), изображение №4

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Сегодня вспомним частичку ОООЧЕНЬ важной темы в ЕГЭ (15 и 16 в тесте — это эволюция!), изображение №5

АРОМОРФОЗ = арогенез = морфо-физиологический прогресс;

ОБЩАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ = катагенез = морфо-физиологический регресс

1) Ароморфоз — процесс возникновения КРУПНЫХ изменений, повышающих общий уровень организации групп организмов. Приводит к появлению: КЛАССОВ, ТИПОВ, ОТДЕЛОВ.

Пример: появление многоклеточности, появление хорды у животных, появление легочного дыхания, появление вегетативных органов у растений, размножение спорами у растений и тд

2) Идиоадаптация — процесс возникновения БОЛЕЕ МЕЛКИХ изменений, которые НЕ влияют на общий уровень организации групп организмов. Это ЧАСТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Приводит к появлению: ОТРЯДОВ, СЕМЕЙСТВ, РОДОВ.

Пример: окраска тела животных, строение конечностей (роющие, плавательные, бегательные…), приспособления к опылению у растений, видоизменения вегетативных органов у растений

3) Общая дегенерация — процесс приобретения изменений, приводящих к резкому УПРОЩЕНИЮ уровня организации живых организмов. Связано с переходом к ПЕЩЕРНОМУ, СИДЯЧЕМУ или ПАРАЗИТИЧЕСКОМУ образу жизни.

Пример: растение повилика (нет фотосинтеза, нет нормальных корней, листьев), паразитические ленточные черви и др.

Повилика (рыжая на фото)

СПОСОБЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА:

3) Параллелизм (я его не встречала в ЕГЭ, но пусть будет)

Сегодня вспомним частичку ОООЧЕНЬ важной темы в ЕГЭ (15 и 16 в тесте — это эволюция!), изображение №7

Сегодня вспомним частичку ОООЧЕНЬ важной темы в ЕГЭ (15 и 16 в тесте — это эволюция!), изображение №8

. ЗАДАНИЯ (сначала делаете, а потом проверяете).

  1. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком (ну это вроде несложно ахах)

Ответы в конце статьи :3

2. Хоть здесь мы это не разбирали, но я уверена, что вы справитесь)))

Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

ответ в конце :3

3. Рассмотрите таблицу «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Здесь тоже все не так страшно…главное вспомнить, какой путь эволюции приводит к поялению КРУПНЫХ изменений, а какой МЕЛКИХ…

а) по­яв­ле­ние тре­тье­го слоя кле­ток в за­ро­ды­ше червей — ?

4. Выберите ДВА верных ответа из пяти. Изменчивость, которая играет решающую роль в эволюции,

5. Примерами ароморфозов являются:

1) внутреннее оплодотворение

2) четырехкамерное сердце

3) трехслойный зародыш

4) сильное опушение листьев

5) форма клюва вьюрков

6) короткий срок вегетации растений

6. Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) элементарной единицей эволюции является популяция

2) влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков

3) естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций

4) материалом для эволюции служит модификационная изменчивость

5) элементарной единицей эволюции является вид

6) материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость

7. Выберите положения синтетической теории эволюции.

Это уже полегче ахах, главное внимательно читайте задания и ответы!

1) единица эволюции — популяция

2) единица эволюции — вид

3) факторы эволюции — мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны

4) факторы эволюции — наследственность, изменчивость, борьба за существование

5) формы естественного отбора — движущий и половой

6) формы естественного отбора — движущий, стабилизирующий, дизруптивный

8. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит:

1) редукция органов чувств у ленточных червей

2) редукция задних конечностей у кита

3) отсутствие хлорофиллоа у растений-паразитов

4) отсутствие конечностей у змеи

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) потеря страусом способности к полёту

9. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.

ВИД Организма:

В) уссурийский тигр

Г) пырей ползучий

Д) лошадь Пржевальского

Е) одуванчик обыкновенный

НАПРАВЛЕНИЕ:

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

Как делать такие задания? Очень просто! Все организмы, которые распространены ПОВСЕМЕСТНО — ПРОГРЕСС, если это какие-то редкие, вымирающие виды — РЕГРЕСС

10. Определите хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния на­уч­ных тео­рий в об­ла­сти эво­лю­ци­он­ной биологии.

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Почему появление третьего зародышевого слоя в типе Плоские черви оказалось прогрессивным событием в мире животных?

Биология ЕГЭ 100БАЛЛОВ

1) Появление третьего слоя — мезодермы обеспечило развитие мышечных, костных, хрящевых тканей у животных.
2) Из мезодермы развиваются кровеносная и выделительная системы.
3) Появление третьего зародышевого слоя обеспечило развитие новых систем органов по сравнению с двуслойными животными, у которых этих систем нет.

Анна Черняева

1) У плоских червей сформировался кожно-мускульный мешок( продольные,кольцевые, косые, спинно-брюшные мышцы), благодаря которому они смогли совершать разнообразные движения.
2) Мезенхима плоских червей мезодермального происхождения. Мезанхима заполняет промежутки между органами, осуществляет транспорт, доставляет протонефридиям продукты метаболизма, выполняет опорную функцию.
3) У плоских червей появляются органы выделения - протонефридии ( пламенные клетки)

Читайте также: