Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировой арене проблемы и пути решения

Обновлено: 19.05.2024

Что такое конкурентоспособность высшего образования, каких успехов достигла Россия в этой области и как меняются позиции наших университетов в мировых предметных рейтингах, в своей колонке рассказывает, руководитель Проектного офиса Проекта 5-100, Надежда Александровна Полихина.

В последние годы отмечается заметный рост конкурентоспособности российского высшего образования на международном рынке. Что же такое конкурентоспособность, почему она так важна и что именно указывает на все большее признание российского образования в мире?

Термин «конкурентоспособность» в сферу образования пришел из экономики, практически полностью сохранив свою смысловую нагрузку. Конкурентоспособность образования в глобальном масштабе — это способность национальной системы образования конкурировать на мировом научно-образовательном рынке, основываясь на предоставлении более качественного образования и на его большей доступности в сравнении с другими странами.

В последние десятилетия конкуренция в сфере образования в значительной степени усилилась, в нее вовлекаются все новые и новые страны. Россия также включилась в борьбу за признание своего образования на мировой арене. Почему это так важно для нашей страны? Потому что мы хотим, чтобы наши дети после обучения в России были востребованы на рынке труда, в том числе и мировом, а наша страна была сильной, обладала значительным потенциалом для дальнейшего развития.

Что же указывает на повышение конкурентоспособности российского образования? Наверное, самый важный фактор — увеличение числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Если человек не считает образование в данном университете и в данной стране перспективным для себя, зачем он поедет в эту страну и в этот вуз? Очень значимо, что подобный рост числа иностранных студентов происходит в том числе и за счет регионов, не являющихся «традиционными» для России: например, отмечается тенденция к увеличению числа студентов из стран Европы, в том числе Германии, Франции, Италии. Конечно, пока доля студентов из стран Европы очень незначительна. Но за последние пять лет их количество выросло более чем в 2 раза: с 1,3 тыс. в 2012 году до 2,7 тыс. в 2017 году (в данном случае учитываются только студенты, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, то есть студенты, выбравшие российские вузы для длительного обучения). Отмечается значительный прирост числа обучающихся из стран Азии, прежде всего, Китая. Если в 2012/2013 учебном году в российских вузах обучалось 26,9 тыс. студентов из стран Азии, в том числе 9,2 тыс. из Китая, то в 2017/2018 учебном году данные показатели соответственно составляют 47,4 тыс. и 16,3 тыс. При этом очень важно понимать, что многие страны борются за иностранных студентов, но все большее их число выбирает Россию как страну, которая сможет обеспечить им качественное образование.

В целом, начиная с 2012 года, ежегодно происходит рост числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: если в 2012 году в российских университетах училось 164,8 тыс. иностранных студентов, то по предварительным данным в 2018 году этот показатель достиг 309 тыс. человек. Подобная положительная динамика свидетельствует о том, что российское высшее образование становится все более привлекательным для иностранцев, его качество признается за рубежом.

Следующим ключевым фактором, свидетельствующим о росте конкурентоспособности российского образования, является значительное улучшение позиций российской высшей школы в ведущих мировых рейтингах университетов (ARWU, QS, THE). В целом год от года российские университеты демонстрируют в рейтингах положительную динамику. Так, согласно анализу, проведенному рейтингом QS, Россия в 2018 году стала пятой в мире по среднему национальному росту, войдя в 6% лучших стран в мире по динамике улучшения позиций в общем рейтинге QS.

По итогам 2018 года число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих предметных (отраслевых) мировых рейтингов, — 18. В данном случае речь идет и об институциональных, и о предметных (отраслевых) рейтингах. В топ-500 наиболее авторитетных мировых рейтингов представлено 28 российских университетов (для сравнения показатель 2012 года — 7 вузов).

Многие российские университеты уже сейчас входят в сотню лучших вузов мира по определенным предметным областям, таким как физика, математика, лингвистика, социология, политика и международные отношения, компьютерные науки (информатика), инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых, металлургия. При этом количество российских университетов, входящих в топ-100 предметных рейтингов увеличилось, — с одного университета в 2012 году до одиннадцати в 2018 году.

Это значит, что на настоящий момент 11 российских университетов приблизились к таким университетам как, например, Кембридж, Гарвард, Оксфорд, о которых, наверное, каждый из нас слышал, как о бесспорных лидерах в сфере высшего образования.

Очень важно, что российские университеты в определенных предметных областях заняли более высокие позиции, чем многие «звезды», входящие в топ-100 общего рейтинга QS. Причем даже в тех сферах, где традиционно российские университеты сильными не считались. Например, НИУ ВШЭ в предметном рейтинге «Социология» обгоняет Саутгемптонский университет и Университет Джонса Хопкинса, НИТУ «МИСиС» в предметном рейтинге «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых» опережает Иллинойсский университет. Таким образом, уже сейчас некоторые российские университеты — равные среди лучших.

При этом наши вузы представлены не только в предметных, но и в общих рейтингах, что свидетельствует о росте их конкурентоспособности сразу по широкому кругу направлений деятельности: повышается качество образования, развивается наука, проводятся исследования по наиболее актуальным в мире тематикам, формируется репутация российских университетов как ведущих мировых научно-образовательных центров.

По итогам выхода в 2018 году общего рейтинга QS, в нем представлено 27 российских университетов, в общий список THE 2018 года вошло 35 российских университетов. Много это или мало? Сколько университетов входит в рейтинг в тех странах, которые с точки зрения качества образования, считаются эталоном? Например, согласно результатам общего рейтинга QS, в него вошло 157 университетов из США, 76 университетов из Великобритании, 45 из Германии, 8 из Австрии. Вместе с тем, если посмотреть на соотношение количества университетов, входящих в рейтинг, и общего количества университетов в стране, то увидим следующую картину: в США данный показатель составляет около 3,4%, в России — около 3,5%. Для европейских стран этот показатель действительно значительно выше: например, для Великобритании — около 45%, для Германии — 25%, для Австрии — 20%. Данные цифры имеют приблизительный характер и в значительной степени обусловлены размером территории страны, особенностями высшей системы образования, а также пониманием слова «университет». В странах Европы университетами в большинстве случаев считаются образовательные организации, которые имеют аспирантуру (докторантуру), в России и США высшие учебные заведения не обязаны обучать аспирантов (докторантов). Именно разница в подходах к термину «университет» во многом влияет на разницу обозначенных показателей между Россией, США и европейскими странами. Вместе с тем, данный разрыв показывает, что российской системе образования есть куда стремится. При этом и органы власти, и сами университеты предлагают реальные меры по сокращению таких разрывов и выводу российского образования на более высокие позиции в мире.

Важно отметить, что эти разрывы начинают постепенно сокращаться. Так, количество российских университетов в ведущих мировых рейтингах год от года увеличивается, в то время как в значительном числе европейских стран (в Великобритании, Германии, Нидерландах, Финляндии, Австрии) и США, количество университетов, входящих, например в общий рейтинг QS, за последний год осталось неизменным, а во Франции даже сократилось.

Когда речь идет о повышении конкурентоспособности, следует понимать, что недостаточно просто расти, нужно расти быстрее, чем весь остальной мир. Иначе твои усилия будут не замечены в рамках глобального рынка. Таким образом, Россия делает первые, но вполне уверенные шаги по повышению конкурентоспособности своего образования. Главное, что эти шаги сделаны в правильном направлении и уже получены существенные результаты.

Поиск ссылок Послать статью по эл. почте (Необходимо имя пользователя (логин)) Связаться с автором (Необходимо имя пользователя (логин))

В. И. Гришин
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Виктор Иванович Гришин - доктор экономических наук, профессор, ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова.

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Д. А. Штыхно
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Дмитрий Александрович Штыхно - кандидат экономических наук, проректор по развитию РЭУ им. Г. В. Плеханова.

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Е. В. Шубенкова
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Евгения Валериевна Шубенкова - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ развития образования РЭУ им. Г. В. Плеханова.

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Обратные ссылки


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

В условиях ужесточения конкуренции на глобальном рынке высшего образования за ресурсы, кадры и студентов российские вузы должны быть востребованными среди потенциальных зарубежных абитуриентов. Посредством реализации экспорта образования в условиях экономики знаний и глобальной конкуренции появляется возможность привлечения талантливой молодежи из других стран. Кроме того, взаимодействие с иностранными студентами способствует академическому развитию университетов, дипломатии знаний и международному сотрудничеству. В статье проанализирован опыт Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики и Российского университета дружбы народов в сфере повышения и применения показателей оценки международной конкурентоспособности. Проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости численности иностранных студентов, обучающихся в России, от количества российских вузов в мировых университетских рейтингах. Выполнена оценка изменений в работе вузов по привлечению иностранных студентов в период пандемии COVID-19.

Ключевые слова

Об авторах

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», Пензенский филиал
Россия

Танина Мария Алексеевна, канд. экон. наук

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», Пензенский филиал
Россия

Бондаренко Владимир Викторович, д-р экон. наук

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», Пензенский филиал
Россия

Юдина Вера Александровна, канд. экон. наук

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», Пензенский филиал
Россия

Лескина Ольга Николаевна, канд. экон. наук

Список литературы

3. Бондаренко, В. В., Танина, М. А., Селезнев, П. С., Юдина, В. А. Формирование устойчивой конкурентоспособности отечественных вузов в условиях глобальных и пандемических угроз // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 27–30.

4. Васильев, А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. – 2019. – № 4. – С. 37–43.

5. Габриелян, А. М. Факторы повышения конкурентоспособности университета: международный опыт // Южно-российский журнал социальных наук. – 2017. – Т. 18, № 2. – С. 85–100.

6. Гришин, В. И., Штыхно, Д. А., Шубенкова, Е. В. Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировой арене: проблемы и пути решения // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2019. – № 4 (106). – С. 85–95.

8. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. – М.: Росстат-M., 2020 – 550 с.

9. Скворцов, Н. Г. Конкурентоспособность университетов в глобальной системе высшего образования: вызовы и стратегии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2017. – Т. 23, № 4. – С. 45–57.

10. Суетин, А. Н., Суетин, С. Н., Шулус, А. А., Богомолов, О. А., Трифонова, А. В. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 6. – С. 143–149.

11. Теория статистики: учебник / под ред. Г. Л. Громыко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 476 с.

При поддержке: Публикация подготовлена по результатам исследования в рамках государственного задания на тему «Повышение международной конкурентоспособности российских вузов в условиях глобальных трансформаций и эпидемиологических угроз» (ВТК-ГЗ-ПИ-42-21).
Для цитирования:
For citation:


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Читайте также: