После какого события в жизни пастернака им было написано стихотворение я пропал

Обновлено: 06.07.2024

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Судьба одного из выдающихся поэтов Советского союза Б. Пастернака сложилась крайне трагически. Он долгое время пользовался заслуженной славой и популярностью, имел большое количество друзей в литературном мире. Склонность поэта к символизму не подвергалась осуждению и воспринималась со снисхождением. Только к концу Великой Отечественной войны растущая популярность Пастернака на Западе стала причиной для некоторых подозрений. В это же время поэт начинает серьезную работу над главным делом своей жизни – романом «Доктор Живаго». Она продолжалась около десяти лет. Пастернак был доволен результатом и отправил рукопись сразу двум советским издательствам. Одновременно он передает текст итальянскому корреспонденту. Складывалась очень щекотливая ситуация. В СССР решение о публикации принималось крайне медленно, а на Западе уже начали появляться некоторые фрагменты романа. Это вызвало крупный скандал, который усилился выдвижением Пастернака на Нобелевскую премию. Советское правительство расценило это как прямое предательство и принудило поэта отказаться от премии. Его отказ уже ничего не менял. Пастернака исключили из Союза писателей, от него отвернулось множество друзей и знакомых.

Реакцией поэта стало стихотворение «Нобелевская премия» (1958 г.), в котором отразились боль и отчаяние Пастернака. На этот раз он сознательно переправляет произведение для публикации за границей.

Поэта больше всего возмущает обвинение в предательстве и антисоветчине. Он не видит своей вины, так как не стремился к критике коммунистического строя («что же сделал я за пакость?»), а постарался дать максимально реалистичную картину в своем романе («весь мир заставил плакать»). Парадокс в том, что причиной гонений стал действительно не сам роман, а положительные отклики на него в западном обществе.

Пастернак был уже серьезно болен и предчувствовал скорую смерть. Травля усилила его болезнь. Поэт считает, что находится «почти у гроба» и скоро обрадует своих врагов, покинув этот мир. Присуждение Нобелевской премии и реакция в СССР на многое открыли ему глаза. Он познал «силу подлости и злобы» и верит лишь в будущее неизбежное торжество «духа добра».

В конце октября 1958 года Нобелевская премия по литературе присуждается Борису Пастернаку, русскому поэту и писателю. А уже через неделю в Шведскую академию летит телеграмма:

В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я вынужден отказаться от незаслуженной премии, пожалуйста, не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ. Б. Пастернак.

Это решение Пастернаку далось нелегко. Начиная с 1946 г, писатель 5 раз номинировался на Нобелевскую премию. И вот, после публикации главного своего произведения - романа "Доктор Живаго ", - долгожданная и заслуженная победа. 10 лет посвятил писатель работе над романом, и кажется, всю творческую жизнь шел именно к "Доктору Живаго".

Пастернаку в момент начала романа уже 55 лет. Он - свидетель двух революций, двух мировых войн, имеет огромный опыт и человеческий, и творческий. Роман - как результат его внутренних переживаний от происходящих событий, и своего отношения к тем потрясениям, которые испытал русский народ за все эти годы. Роман запретили в СССР, но он издавался и не раз переиздавался за рубежом. Этого и не могли простить Пастернаку на родине.

Советские критики усмотрели в романе антисоветизм, очернение идей революции и достижений социалистического строя. Роман признали "литературным сорняком", самого писателя с высоких трибун назвали "паршивой овцой", "свиньей". Причем большинство из тех, кто не одобрил книгу, и не читал ее. В писательском кругу появилась недобрая шутка: "Не читал, но осуждаю!"

На заседании президиума правления Союза писателей СССР литераторы единогласно проголосовали за исключение Пастернака из Союза писателей. Нависла угроза лишения советского гражданства и изгнания из страны. У дачи Пастернака в Переделкино дежурили КГБ-шники, следили за всеми гостями и членами семьи писателя. Стало понятно, что выход один - отказаться от премии. Пастернак пишет письмо Хрущеву:

. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее. Каковы бы ни были мои ошибки и заблуждения, я не мог себе представить, что окажусь в центре такой политической кампании, которую стали раздувать вокруг моего имени на Западе. Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти, и поэтому я прошу не принимать по отношению ко мне этой крайней меры.

Пастернак умер в 1960 г, через 2 года после этих событий. А "Доктора Живаго" опубликовали в СССР только в 1988г.

Нобелевская премия (написано в 1959 г)

Я пропал, как зверь в загоне./ Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,/ Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,/ Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду./ Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,/ Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать/ Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,/ Верю я, придет пора —

Силу подлости и злобы/ Одолеет дух добра.

Кстати, "Доктор Живаго" экранизирован трижды - в 1965г (Италия, получил 5 премий "Оскара" и "Золотой глобус" ) , в 2002г. (Великобритания), и в в 2006 г (Россия) .

Спасибо, что дочитали!

А Вы читали роман? Или смотрели фильмы? Какая экранизация, на Ваш взгляд, получилась удачнее?

 Я голосую за третье, за Янковского и Меньшикова, а также Ильина и Хаматову.

1958 год выдался для СССР урожайным на Нобелевские премии. Тремя лауреатами стали учёные-физики за открытие и изучение «излучения Черенкова», а четвёртым оказался писатель Борис Пастернак. В газете «Правда» пришлось советским гражданам объяснять, что физика — это хорошо и объективно, а литература — политическая конъюнктура. Чем же так провинился Борис Леонидович?

О своей популярности на Западе поэт не знал, но догадывался. В стране резко увеличилась критика его творчества. Пастернак был вынужден оправдываться: «По сведениям Союза писателей, в некоторых литературных кругах на Западе придают несвойственное значение моей деятельности, по её скромности и непроизводительности — несообразное. »

И вот в 1958 году сразу пять литературоведов выдвинули кандидатуру Бориса Леонидовича. Мнение учёных мирового класса — Эрнеста Симмонса, Гарри Левина, Ренато Поджиоли, Романа Якобсона и Дмитрия Оболенского — уже сложно было игнорировать, и тогда Нобелевский комитет остановил свой выбор на Пастернаке. По другой версии дать премию Пастернаку предложил прошлогодний лауреат Альбер Камю. Кроме Бориса Леонидовича в тот год на премию претендовали Михаил Шолохов, Джон Стейнбек, Жан-Поль Сартр, Альберто Моравиа, Жорж Сименон.

Вопреки сложившемуся мнению «Нобелевку» Борис Леонидович получил не за «Доктора Живаго», а «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Именно так указано в обосновании награды.

О своей победе писатель узнал в тот же день и отправил телеграмму в Швецию: «Благодарен, рад, горд, смущён».

По воспоминаниям Евгения Борисовича, сына писателя, в тот вечер в семье все радовались, были уверены, что неприятности позади. Однако, как выяснится уже на следующий день, они только начинались.

Нобелевская премия Пастернака стала основанием для специального постановления Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака». Его инициатором стал М. Суслов, курирующий в то время идеологию. Основной мыслью постановления явились обвинения Нобелевского комитета в разжигании Холодной войны.

На Пастернака ополчились всевозможные организации, а Союз писателей СССР даже потребовал выслать его из страны. Следом появилась статья в «Литературной газете», где Бориса Леонидовича обвиняли в том, что он стал виновником антисоветской пропаганды. «Убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение», — писала «Литературная газета».

А потом своё веское слово сказала и «Правда». Д. Завадский, давно недолюбливавший Пастернака, возмущался: «Захлёбываясь от восторга, антисоветская печать провозгласила роман "лучшим" произведением текущего года, а услужливые холопы крупной буржуазии увенчали Пастернака Нобелевской премией».

Под таким давлением Борис Пастернак отправил в Нобелевский комитет вторую телеграмму, в которой отказывался от премии. Ответ был незамедлительным: решение писателя приняли уважительно, сочтя его правом, однако нового голосования не было — Пастернак так и остался лауреатом 1958 года.

Несмотря на отказ Бориса Леонидовича от премии, он так и остался изгоем в советских литературных кругах. Нападки и отсутствие постоянного заработка обострили его болезнь, и весной 1960 года он скончался от рака лёгких. «Нобелевку» получил за него сын лишь в 1989 году.

Но навсегда в строках стихотворения Бориса Пастернака «Нобелевская премия» осталось его горькое сожаление о том, что в родной стране он так и не был понят:

Борис Пастернак

Анализ стихотворения «Бабье лето» Пастернака 2 вариант

Стихотворение “Бабье лето” было написано Пастернаком для романа “Доктор Живаго”, якобы от имени главного героя романа, и потому лишено характерного для поэта романтизма.

Нобелевская премия (+ Анализ)

Краткий анализ
История создания – написано стихотворение в 1947 году, когда Пастернак писал роман “Доктора Живаго”.
Тема – бабье лето на даче как удивительная пора, когда повседневная суета радует так же, как и красота окружающего мира.
Композиция – произведение развивается линейно, для него использована простая одночастная композиция.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “высохшие старые коряги”, “осенняя белая копоть”, “хозяйственный гомон”.
Сравнения – “как насмешник”, “словно жаром костра опалён”.

История создания

В 1945 году Борис Пастернак начал работу над романом “Доктор Живаго”, для которого планировалось написать серию стихотворений от лица главного героя. В 1947 году поэт пишет “Бабье лето”, лишённое привычного для него романтизма. При этом грубоватая манера письма отлично отражает прозаический взгляд на жизнь Юрия Живаго, который и является “автором” данного произведения. Часть стихотворений цикла была опубликована отдельно, якобы как рукопись доктора, но “Бабье лето” не вошло в число этих избранных произведений.
В определённом смысле это произведение созвучно одноимённому стихотворению Дмитрия Кедрина, который также пишет о бабьем лете. Однако в его стихотворении звучит другая мысль: хорошо бы зима никогда не приходила.

Считается, что “Стихи Юрия Живаго”, которые завершали роман, полностью впервые были опубликованы в 1958 году к Голландии, когда книгу Пастернака напечатали на русском языке общим тиражом в 500 экземпляров.

Тема

Пастернак описывает бабье лето на даче, рисуя картины этого удивительного времени года, прекрасного и быстротечного. С одной стороны, люди погружаются в повседневные хлопоты, стремясь заготовить солений на зиму, с другой же невозможно не заметить красоту природы, которая уже готовится отцвести и от этого выглядит ещё более удивительно.

Композиция

Поэт использует простую линейную композицию, развивающуюся последовательно. В то же время он “обманывает” читателя, с первых строк показывая нарочито обыденную картину, которая наводит на мысль о пошлости и примитивности. Однако далее становится понятно, что за картинами обыденной жизни скрывается особая теплота и красота, которая может быть присуща только бабьему лету. В это время даже привычные вещи видятся как будто впервые – и именно такими описывает их Пастернак.

Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе.

Завершается стихотворение предчувствием скорого прихода зимнего ненастья, но важен при этом эмоциональный настрой – автор не видит в этом ничего грустного, рассматривая как повод ещё больше наслаждаться последним теплом.

Стихотворение написано анапестом (чередование трёх- и четырёхстопных строк). Перекрёстная рифма упрощает восприятие произведения, делает его более близким читателю.

Жанр

Это лирическое стихотворение. В нём виден взгляд и чувства лирического героя.

Средства выразительности

Поскольку произведение написано от лица Юрия Живаго, Борис Пастернак прибегает к максимально простым художественным средствам – это созвучно характеру и мировосприятию героя.
Так, в стихотворении используются в основном эпитеты – “высохшие старые коряги”, “осенняя белая копоть”, “хозяйственный гомон” – и сравнения – “как насмешник”, “словно жаром костра опалён”.

Максимально простой слог выделяет эмоциональную часть произведения, создает атмосферу и буквально даёт почувствовать аромат того самого бабьего лета.

Читайте также: