Полоса препятствий для стрельбы

Обновлено: 05.07.2024

Перед скалами я вошла в дебри, не имея навигатора и компаса, и двинулась на "ура", примерно зная, куда надо идти.

Тропинка за всё время мне попалась одна,
и располагалась она перпендикулярно моему направлению, так что не пришлось ею воспользоваться, а после встречи с тропинкой я раз пять подумала, что окончательно заблудилась.

Примерно после второго раза, когда я решила, что неправильно иду, устала, поняла, что мне страшно и подумала махнуть на эти скалы и вернуться, мне попалась лежащая давно и основательно сосна, древесина которой уже распадается на щепки. Ствол её оказался на уровне моей груди, потому что она лежит на собственных ветках, остальные ветки торчат во все стороны как мачты (я знаю, что мачты не торчат во все стороны, но других аналогов нет). Я сразу забыла о том, что мне страшно и что я, кажется, заблудилась, и мне стало интересно - смогу ли я это дерево перелезть вообще и (в перспективе) идти дальше.

Было не до фото- и видеосъёмок, я увлеклась процессом преодоления, причём почему-то сначала попробовала продвинуться вдоль ствола к корням и там спуститься, но поняла, что мне туда не надо.

Как я не застряла там и не упала оттуда - не знаю.

После того, как я спустилась с этого чуда природы, Тот, кто заведует моей судьбой, посовещавшись, видимо, с хранителями леса, моим Ангелом-хранителем и ещё, наверное, с кем-то, решил, что с меня на сегодня достаточно и, немного проведя по нехоженым зарослям (где я раза три успела подумать, что вообще не выберусь отсюда), вывел меня к скалам.

Возле скал я сняла короткое видео, где можно угадать очертания бурелома, но это уже, можно сказать, и не бурелом вовсе по сравнению с тем, что я видела.

1. Полоса препятствий состоит из 7 - 10 элементов в зависимости от возрастной группы участников и статуса соревнований. Она должна включать препятствия, требующие от участников проявления физических качеств силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости, навыков преодоления технически сложных препятствий, владения стрелковым оружием и метания спортивных снарядов (предметов) по цели. Для спортсменов возрастных категорий юноши, девушки (10 - 11 лет) и юноши, девушки (12 - 13 лет) вместо стрельбы и метания холодного оружия проводится метание теннисного мяча на точность (рисунок 1.).

2. На соревнованиях субъекта Российской Федерации (муниципального образования или спортивных организаций) общий набор элементов для полосы препятствий определяется Положением о соревнованиях с учетом возрастной группы участников. Все элементы полосы препятствий должны иметь точное описание и отвечать требованиям травмобезопасности.

3. Конкретный набор элементов полосы препятствий и их расстановка в зале зависит от статуса соревнований, возможностей спортивного объекта и возрастных категорий соревнующихся, и должен быть идентичным для обоих спортсменов:

Рисунок 1. Типовая полоса препятствий

4 - Горизонтальная труба: длина 3 м, диаметр 0,8 м.

5 - Ручная лестница: высота 2,5 м, длина 4 м, ширина 0,5 - 0,6 м.

6 - Резервное место для другого препятствия.

7 - Стрельба (пневматика, пейнтбол).

8 - Метание ножа (теннисного мяча).

9 - Бум (гимнастическое бревно): высота 0,9 - 1,0 м, длина 5 м, наклонная доска - 1,3 м, ширина поверхности 0,2 - 0,25 м.

10 - Наклонная сетка: высота 5 - 6 м, длина 10 м, угол наклона 60°, диаметр отверстия 0,7 м.

11 - Канат: высота 5 - 6 м.

12. Ринг 6 x 6 м.

4. Содержание полосы препятствий. Длина дистанции до 60 м, включает в себя:

бум (типовой гимнастический бум или его аналог);

забор - высота 2 м, ширина 2 - 3 м, для младших и средних юношей с опорой бруском 5 x 5 см на высоте 0,5 м от поверхности пола (земли);

ручная горизонтальная лестница - высота 2,5 м, длина 4 м (для 10 - 11 и 12 - 13 лет - 2 м, для 14 - 15 лет - 3 м);

барьер - высота 1 м;

место для стрельбы из пневматического пистолета (винтовки) в мишень с отверстием диаметром 25 см, в которую вставляется надутый воздушный шар (может использоваться электронное оружие и электронная мишень);

для мужчин и женщин, юниоров и юниорок (18 - 20 лет, 17 - 25 лет) дистанция стрельбы на расстоянии 15 м, для юношей и девушек (16 - 17 лет) - до 12 м, для юношей и девушек (14 - 15 лет) - до 10 м, для юношей, девушек (10 - 11 лет) и юношей, девушек (12 - 13 лет) - до 8 м;

место для метания по цели: для мужчин и женщин, юниоров и юниорок (18 - 20 лет, 17 - 25 лет), юношей и девушек (16 - 17 лет), юношей и девушек (14 - 15 лет) - метание спортивного сертифицированного (Органом по сертификации гражданского и служебного оружия) ножа (приложение 6), в деревянный стенд - мишень размером 32 x 36 см (приложение 7) с расстояния 3 м; для юношей, девушек (10 - 11 лет) и юношей, девушек (12 - 13 лет) - метание теннисного мяча с расстояния 3 м по щиту с отверстием диаметром 25 см (отверстие сзади щита имеет сетку-корзину для сбора мячей, попавших в цель);

горизонтальная труба - длина 3 м, высотой свода 0,8 м;

наклонная сетка с углом наклона 60° высота 6 - 8 м, ширина 4 - 5 м в верхней части сетки, отверстие - диаметром 0,7 м для перелезания на канат;

канат - высота 5 - 6 м.

5. Два участника стартуют одновременно, проходят все этапы по параллельным дорожкам и финишируют у ринга или татами, касанием рукой линии, соответствующей цвету костюма спортсмена.

6. Полоса препятствий преодолевается в следующей последовательности (рисунок 1):

по команде "Марш!" или по выстрелу стартового пистолета - старт (1) пробежать 5 - 7 метров;

Преодолеть лабиринт (2);

Преодолеть забор (3) высотой 2 метра способом "зацепом" или "силой", для юношей (10 - 11, 12 - 13, 14 - 15 лет) с использованием дополнительной опоры или помощи ассистента у препятствия;

Преодолеть в висе ручную горизонтальную лестницу (4), начиная с первой перекладины, с последней перекладины соскочить. Для юношей (10 - 11, 12 - 13 лет) преодолеть лестницу длиной 2 м, для юношей (14 - 15 лет) - 3 м;

Преодолеть горизонтальную трубу 3 м (5);

Стрельба в мишень (пейнтбол - маркер или пневматический пистолет или винтовка) (6). Оружие находится на огневом рубеже. Не более двух выстрелов из пейнтбольного маркера, из пневматического пистолета (винтовки) - 1 выстрел.

Метание ножа в мишень (7) с расстояния 3 м. (Метание теннисного мяча для юношей (10 - 11, 12 - 13 лет) с расстояния 3 м.) Два броска (до первого попадания);

Преодолеть бум (8): взбежать по наклонной доске на бум, пробежать по буму, с конца бума соскочить;

Преодолеть наклонную сетку (9) высотой 6 м. угол наклона 60° произвольным способом;

Пролезть в отверстие в сетке, спуститься по вертикальному канату (10) высотой 6 м, способом - перебирая руками канат до отметки 2 метра. Соскочить вниз. Пробежать до ринга;

Финиш - у ринга, коснувшись рукой специально обозначенного места на подиуме, на котором установлен ринг или верхнего каната ринга, если он установлен на одной поверхности с полосой препятствий (или у татами - коснуться обозначенную линию);

На преодоление каждого препятствия на полосе дается не более 3 попыток. В случае невыполнения данного требования участнику засчитывается общее поражение.

Непопадание в мишень при стрельбе и метании ножа (метании теннисного мяча - для юношей (10 - 11, 12 - 13 лет) наказывается дополнительным преодолением препятствия, которое предшествует линии стрельбы (метания), а также оценивается в один балл (каждый из элементов), которые засчитываются в поединке сопернику во втором раунде.

Спортсмен, финишировавший первым с разницей во времени от 10 до 15 секунд, по сравнению с соперником, получает дополнительную премиальную оценку в 1 балл, который зачисляется ему во 2 раунд. За каждые последующие 5 секунд начисляется 1 дополнительный балл.

Спортсмен, финишировавший вторым с разницей во времени более 50% от времени первого спортсмена считается проигравшим встречу, его сопернику присуждается чистая победа.

7. Полоса препятствий для возрастных категорий юноши, девушки (10 - 11 лет) и юноши, девушки (12 - 13 лет) может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6 - 10 элементов (препятствий).

В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках) оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий, с местом для стрельбы из пневматического оружия и метания теннисных мячей в цель.

В содержание полосы включаются препятствия и элементы, которые бы развивали, и совершенствовали разнообразные физические качества (быстроту, силу, выносливость) и двигательные навыки (в лазании, перелезании через препятствия, переползании, специальные навыки в стрельбе, метании предметов и другие).

Вариант оборудования полосы препятствий для возрастных категорий - юноши, девушки (10 - 11 лет) и юноши, девушки (12 - 13 лет) и порядок преодоления ее элементов:

линия старта - ширина 5 - 7 см, длина 1 м. По сигналу (команде) судьи-стартера необходимо пробежать 5 - 8 м;

гимнастическая скамейка (типовая) или доска - ширина 20 см, длина 4 - 5 м, толщина 5 см. Со стартового разбега вбежать на скамейку (доску) и пробежать ее до противоположного конца, соскочить на пол и пробежать 5 - 8 метров до следующего элемента;

"змейка" (лабиринт) - размечается стойками в виде медицинбольных мячей или пластиковых конусов, пирамид и других аналогичных предметов, отвечающих требованиям травмобезопасности, для возрастных категорий юноши, девушки (10 - 11 лет) и юноши, девушки (12 - 13 лет), которые устанавливаются на дистанции, образуя равносторонние треугольники со сторонами 1 м (по схеме), 5 стоек. Преодолевая это препятствие, участники слева направо обегают "змейкой" все стойки, не касаясь их;

тоннель (горизонтальная труба) - длина 3 м, высота 0,8 м. Конструкция изготавливается из проволочного каркаса, покрывается сеткой, и устанавливается на пол или специальную подставку. Преодолевается переползанием;

гимнастический конь (забор) - типовой "гимнастический конь" устанавливается на максимальной высоте 120 - 130 см поперек направления движения. Вместо "коня" может быть изготовлен устойчивый деревянный забор, шириной 2 м, высотой 130 см, толщиной 5 см (доски - 50 мм). Преодолевается любым способом перелезания препятствия сверху; далее добежать до места стрельбы;

стрельба из пневматического оружия типа "пейнтбол - маркер" из исходного положения "лежа", на расстоянии 8 - 10 м, двумя выстрелами (до 1-го попадания) попасть в мишень (круг диаметром 40 см, красного или синего цвета) или при стрельбе из пневматического пистолета по падающей мишени размером 210 x 297 мм или надувным шарам, вставленным в отверстие диаметром 20 см. Дается один выстрел. Поразив мишень, добежать до места метания. Расстояние 3 - 5 м;

метание мячей с исходного положения с расстояния 3 м, по специальной мишени - отверстию диаметром 25 см в стенде с сеткой - корзиной для сбора мячей, попасть в мишень одним из 2-х мячей (до первого попадания);

В случае непопадания в цель при выстреле или метании мяча, участник наказывается штрафом в виде повторного преодоления предыдущего препятствия, а также оценивается в один балл (каждый из элементов), которые засчитываются в поединке сопернику во втором раунде.

финиш - пробежать до линии финиша расстояние 15 м и перейти на татами для проведения поединка.

Организаторы соревнований для возрастных групп юноши, девушки (10 - 11 лет) и юноши, девушки (12 - 13 лет) вправе предложить другие варианты оборудования полосы препятствий, но все это должно быть обязательно включено в Положение о соревнованиях, имеющим статус субъекта Российской Федерации или муниципального образования (приложение 1).

1.1. Форма одежды: военная, специальная, костюм подразделений специального назначения (далее - СпН).

1.2. Вооружение и экипировка: автомат АК-74М (в штатной комплектации), сумка для магазинов, два магазина, ИСС (индивидуальная страховочная система): каска альпинистская (номер с обеих сторон размером 10 x 10 см), 4 карабина, 4 оттяжки, спусковое устройство (восьмерка, типа Reverso), репшнур расходный 2 метра, рукавицы альпинистские.

1.3. Полоса препятствий оборудуется на участке естественного сильно пересеченного рельефа. Дистанция - 350 - 400 метров.

1.4. Порядок преодоления препятствий:

а) Подъем груза (ящика с боеприпасами);

б) Спуск по вертикальным перилам на глубину не менее 5 метров;

в) Переход ручья по выступающим камням (сухое русло реки);

г) Качающееся бревно;

д) Разрушенный мост;

ж) Спуск спортивным способом;

з) Ограниченный проход не менее 5 метров;

и) Подъем по вертикальным перилам на зажиме не менее 3 метров;

л) Метание гранат;

м) Подъем по склону до финиша.

1.5. Полоса препятствий оборудуется указателями направлений, а границы отмечаются ограничительной лентой.

1.6. Старт раздельный, при котором участники стартуют по одному с интервалом от 5 до 10 минут.

1.7. Преодолевать препятствия и выполнять специальные приемы и действия разрешается любым способом, если техника их выполнения не обусловлена в описании порядка преодоления.

1.8. Если при выполнении упражнения пропущено или не преодолено какое-либо препятствие, то упражнение считается невыполненным.

1.9. Исходное положение для старта - изготовка для стрельбы лежа перед линией старта (начала полосы).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакин Александр Владимирович, Пивоваров Данил Владимирович, Гилль Владимир Робертович

Раскрыты особенности учебно-тренировочного процесса по подготовке сборной команды курсантов к соревнованиям по преодолению полосы препятствий . Даны предложения по совершенствованию подготовки курсантов к соревнованиям. Предлагается включить «Преодоление полосы препятствий со стрельбой » в раздел военно-приклад ных и служебно-прикладных видов спорта, что позволит существенно повысить физическую подготовленность и надежность курсантов к деятельности в экстремальных условиях.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакин Александр Владимирович, Пивоваров Данил Владимирович, Гилль Владимир Робертович

Некоторые особенности методики огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к соревнованиям различного уровня Актуальность поиска новых методик отбора курсантов в служебно-прикладные виды спорта Анализ физической подготовленности курсантов вузов МВД России, занимающихся летним служебным биатлоном Актуальность разработки научно обоснованных методик подготовки спортсменов в вузах МВД России i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Peculiarities of obstacle course and marksmanship training at the educational institutions of the Russian MIA

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки к соревнованиям по преодолению полосы препятствий со стрельбой в образовательных организациях МВД России»

ки и политологии. Изучать нравственный выбор, политические идеологии и формирование нетрадиционных религиозных культов можно с помощью серии популярных ролевых игр «Fallout» 6. Пользователю предоставляется возможность путешествовать по открытому постапокалиптическому миру, изучать его историю, взаимодействовать с виртуальными персонажами и влиять на судьбу этого мира. При этом игроку предстоит сделать выбор в пользу одной из фракций, деятельность которой определяется той или иной идеологией. Например, в четвертой части игры с идеологией гражданского активизма и устройством гражданского общества обучаемый может познакомиться, примкнув к ополчению — минит-менам, приверженцам ценностей Американской революции, с доктриной прав и свобод человека, а также философией трансгуманизма, вступив в ряды тайного общества «Подземка». Нетрадиционные религиозные культы представлены организацией «Дети Атома». Вдумчивое прохождение игры может дать обучаемым ценный опыт, побудить их к ценностной рефлексии, к изучению политических идеологий, этических и религиозных учений. Игровой опыт может быть отражен в соответствующих докладах и эссе, в постановке проблем для совместного обсуждения, возможен анализ игрового видео, элемен-

тов игровой вселенной с точки зрения глобальных проблем современности, специфики массовой культуры.

В случае с использованием неспециализированных компьютерных программ разнообразие заданий в значительной степени зависит от знания преподавателем игровой механики, от умения соотносить содержание игрового процесса с учебной программой.

Появление специализированных компьютерных программ для обучения философским дисциплинам — дело обозримого будущего.

1 Дьяконова О. О., Железнякова О. М. Сущность и содержание понятия «эдьютейнтмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Вестник высшей школы. 2013. № 2. С. 67-70.

2 Франц М. Л. Вечный юноша. PuerAeternus. М., 2009. 384 с.

3 Шабалина О. А. Разработка обучающих компьютерных игр: как сохранить баланс между обучающей и игровой компонентой // Образовательные технологии и общество. 2013. № 3. Т. 16. С. 587-602.

5 Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь. М., 2010. 608 с.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ СО СТРЕЛЬБОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

А. В. Бакин, Д. В. Пивоваров, В. Р. Гилль

Раскрыты особенности учебно-тренировочного процесса по подготовке сборной команды курсантов к соревнованиям по преодолению полосы препятствий. Даны предложения по совершенствованию подготовки курсантов к соревнованиям. Предлагается включить «Преодоление полосы препятствий со стрельбой» в раздел военно-прикладных и слу-жебно-прикладных видов спорта, что позволит существенно повысить физическую подготовленность и надежность курсантов к деятельности в экстремальных условиях.

Ключевые слова: полоса препятствий, стрельба, физические качества, показатели, учебно-тренировочный процесс.

Актуальным направлением научно-исследовательской работы по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России является поиск новых, более эффективных подходов к обучению и воспитанию курсантов и слушателей 1 . Наряду с практической деятельностью по физической подготовке многие преподаватели (специалисты) задействованы в организации учебно-тренировочного процесса в сборных командах по служебно-прикладным видам спорта в качестве тренеров или участников. Для них необходимо повышать эффективность тренировоч-

ных занятий, в том числе путем внедрения результатов научно-исследовательской работы, применения новейших тенденций и методик, используемых в спортивной тренировке 2.

В настоящее время в рамках Спартакиады МВД России по служебно-прикладным видам спорта среди образовательных организаций системы МВД России проводится 10 чемпионатов. Особая роль отводится таким видам спорта, как стрельба из боевого ручного стрелкового оружия, преодоление полосы препятствий со стрельбой, а также летний служебный биатлон. Эти состязания имеют ярко выраженную прикладную направленность и являются, по нашему мнению, наиболее приближенными к практической деятельности сотрудников полиции, так как непосредственно связаны с применением навыков в стрельбе из боевого оружия в сочетании с ускоренным передвижением и преодолением препятствий.

Особую популярность в последние годы приобретает преодоление полосы препятствий со стрельбой. И это вполне закономерно, поскольку отличительной чертой данного служебно-прикладного вида спорта является не только его зрелищность, но и то, что курсант, не обладающий высокими спортивными достижениями, может за период обучения завоевать место в сборной команде и отстаивать спортивную честь своего вуза. Данный факт подтверждается тем, что еще несколько лет назад костяк сборных команд составляли курсанты и слушатели, занимавшиеся ранее стрельбой из боевого оружия, гимнастикой, легкой атлетикой, летним служебным биатлоном или различными видами многоборий. В последнее время на

чемпионатах среди образовательных организаций системы МВД России высоких результатов стали добиваться курсанты, целенаправленно занимающиеся только преодолением полосы препятствий со стрельбой.

В Вооруженных Силах России, МЧС России, подразделениях специального назначения различных силовых структур полоса препятствий (в тех или иных вариациях) существует уже несколько десятилетий. Тренировки, направленные на ее прохождение, зарекомендовали себя как эффективный инструмент подготовки личного состава к выполнению задач, предусмотренных спецификой профессиональной деятельности. В системе МВД России преодоление полосы препятствий со стрельбой стало интенсивно развиваться в 2006 г. в ГУ МВД России по Краснодарскому краю в целях развития физических и психологических качеств, способности к быстрым и решительным действиям в сложной оперативной обстановке. Выделим основные задачи нового служебно-прикладного вида спорта:

— обучение преодолению отдельных элементов полосы препятствий различными способами (в сочетании с максимальной скоростью и скоростной стрельбой из боевого оружия);

— развитие и совершенствование физических качеств (выносливость, ловкость, быстрота);

— воспитание решительности и психологической устойчивости (в процессе выполнения разнообразных и непрерывно чередующихся напряженных действий), уверенности в себе, стремления сблизиться с противником и обезвредить его 3.

За основу был взят учебно-методический материал по преодолению восьми препятствий (брусья, стена, пеньки, ров, лабиринт, бум, завал, подземный переход) с пятью выстрелами из пистолета Макарова (ПММ) по специальным мишенным установкам, имеющим пять черных дисков диаметром 200 мм, либо по одной мишени № 4 с черным кругом (спортивная). Расстояние от огневого рубежа до цели составляет 20 м, после стрельбы спортсмен пробегает 100 м и финиширует. Форма одежды — повседневная либо патрульно-постовая.

Если преодоление полосы препятствий и бег представляют собою динамическую работу, требующую от спортсмена высоких скоростно-силовых качеств и ловкости, то стрельба — это статический вид спорта, где необходимо сосредоточение внимания и абстрагирование от посторонних раздражителей 4. Спортсмен должен демонстрировать навыки в стрелковой подготовке, быть ловким, быстрым, выносливым и психологически устойчивым. С одной стороны, ему необходимо максимально быстро преодолеть все препятствия и пробежать 100-метровую дистанцию, с другой — стараться не допустить промахов, так как за каждый неточный выстрел к результату добавляется 10 секунд штрафа.

Стрельбу приходится вести в сложных условиях, характеризующихся дефицитом времени и большой физической нагрузкой (частота сердечных сокращений составляет от 165 до 190 ударов в минуту), на фоне значительного утомления и напряжения мышц плечевого пояса, а также дополнительного влияния психологи-

ческих факторов 5. Полагаем, такие практические действия приближены к служебной деятельности в условиях реального преследования и силового задержания правонарушителя.

Для участия в чемпионатах системы МВД России по преодолению полосы препятствий со стрельбой тренерам-преподавателям необходимо подготовить курсантов и слушателей высокой спортивной квалификации. Действующее Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее — НОФП) 6 предусматривает рассмотрение темы «Преодоление полосы препятствий», однако в образовательном процессе она рассматривается в небольшом объеме и изолированно от стрельбы. Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — НООП) 7 такой темы и упражнений не содержит.

Поэтому подготовить спортсмена высокого класса на учебных занятиях не представляется возможным, для этих целей создается группа спортивного совершенствования, в которой проводятся учебно-тренировочные занятия в течение всего учебного года и формируется сборная команда. Учебно-тренировочный процесс, как правило, осуществляется на базе стрелкового тира, полосы препятствий и других спортивных объектов преподавателями по огневой и физической подготовке, выстраивается с учетом даты проведения основных соревнований по плану:

1) отбор кандидатов в сборную команду (проводится на учебных занятиях и чемпионате образовательной организации);

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) учебно-тренировочные занятия в группе спортивного совершенствования, участие в подготовительных состязаниях (4-5 комплексных занятия в неделю);

3) предсоревновательный период (не менее трех недель);

4) участие в чемпионате среди образовательных организаций системы МВД России.

В предсоревновательный период целесообразно проведение учебно-тренировочного сбора, на котором отрабатываются техника преодоления полосы препятствий и техника скоростной стрельбы в едином комплексе, формируется основной состав команды. Оценочным показателем деятельности группы спортивного совершенствования по преодолению полосы препятствий со стрельбой является результат выступления сборной команды на чемпионатах среди образовательных организаций системы МВД России. В целях совершенствования и оптимизации учебно-тренировочного процесса во время пред-соревновательных сборов, проводимых в 2011-2015 гг., в Омской академии МВД России нами было проведено исследование, в котором приняли участие 52 человека.

Испытуемые были протестированы по двум блокам показателей:

1) качество стрельбы, потраченное время на преодоление полосы препятствий и оценка функционального состояния, которое измерялось при помощи ЧСС;

2) физические качества: сила, общая и скоростная выносливость, быстрота.

Таблица. Показатели при преодолении полосы препятствий со стрельбой и уровнем развития физических качеств

Исследуемые показатели Единицы измерения Уровень результатов по исследуемым показателям Достоверность различий (Р0)

Показатели при преодолении полосы препятствий со стрельбой

Пульсометрия при стрельбе (ЧСС) уд/мин 172,3 ± 1,8 179,7 ± 2,3 <0,05

Качество стрельбы (кол-во попаданий) кол-во раз 4,50 ± 0,16 3,91 ± 0,18 <0,05

Время, затраченное на стрельбу сек 11,8 ± 0,15 15,8 ± 0,13 <0,05

Общее время пробегания полосы препятствий мин, сек 1.13,3 ± 1,9 1,19,8 ± 2,1 <0,05

Уровень развития физических качеств (сила, общая выносливость, скоростная выносливость, быст рота)

Подтягивание на перекладине кол-во раз 21,2 ± 0,44 17,5 ± 0,42 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа кол-во раз 48,81 ± 0,62 43,23 ± 0,68 <0,05

Бег (кросс) на 3 км мин 10.23,1 ± 8,5 10.57,9 ± 8,9 <0,05

Бег (кросс) на 5 км мин 17.46,4 ± 14,3 17.53,8 ± 16,2 <0,05

Бег на 400 м сек 57,1 ± 0,13 61,4 ± 0,15 <0,05

Челночный бег 4 х 100 м сек 63,4 ± 0,21 66,9 ± 0,19 <0,05

Бег на 100 м сек 13,18 ± 0,26 13,64 ± 0,30 <0,05

Челночный бег 10 х 10 м сек 24,23 ± 0,20 25,09 ± 0,32 <0,05

После проведения тестирования и показанных результатов было отобрано по пять наиболее высоких и наиболее низких результатов (по каждому тесту).

Математическая обработка результатов исследования позволила определить средние уровни представленных высоких и низких показателей по исследуемым критериям, их достоверность различий при 5%-ном уровне значимости.

Из таблицы видно, что практически по всем показателям, кроме времени, показанного в кроссе на 5 км, выявлены достоверные различия (при Р < 0,05).

По результатам контрольных забегов на учебно-тренировочных сборах был сформирован основной состав для выезда на чемпионаты среди образовательных организаций в 2011-2015 гг. (20 человек). Сумма средних результатов данных спортсменов по всем исследуемым параметрам оказались внутри условного коридора между низким и высоким уровнем показателей, приведенных в таблице.

Спортсмены основного состава в среднем показали результат, равный 92% — относительно высокого уровня по показателям, характеризующим скоростную выносливость (бег 400 м, челночный бег 4x100 м), 83% — по показателям, характеризующим высокий уровень в качестве стрельбы (количество попаданий), 81 % — по показателям ЧСС во время стрельбы (пульсометрия). Аналогичные значения по другим показателям находились в пределах до 68%.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании экспериментальных данных можно сделать вывод: при подготовке курсантов к преодолению полосы препятствий со стрельбой необходимо ориентироваться на выявленные уровни развития основных физических качеств и показатели времени, затраченного на ее преодоление. При отборе кандидатов в группу спортивного совершенствования по преодолению полосы препятствий со стрельбой (кроме навыков в стрельбе из боевого оружия) следует учитывать и необходимый уровень развития физических качеств, обра-

щая особое внимание на показатели, характеризующие развитие скоростной выносливости.

Спартакиады системы МВД России по данному виду спорта зрелищны и с каждым разом все набирают популярность. Однако предложенная в НОФП полоса препятствий практически не используется в учебном процессе. Возникает вопрос об оптимизации развития такого вида спорта, как преодоление полосы препятствий со стрельбой в системе МВД России путем создания системной нормативной правовой базы и на ее основе подготовки квалифицированных спортсменов для сборных команд.

Рассматриваемая нами полоса препятствий необходима для подготовки сборных команд к соревнованиям, но она не входит в основные руководящие документы по физической и огневой подготовке. Чтобы официально «узаконить» полосу препятствий, нужны основания (наличие данной полосы в НОФП и примерной учебной программе). Это позволит использовать ее на учебных занятиях по физической и огневой подготовке, проводя более качественный отбор кандидатов в группу спортивного совершенствования.

В образовательных организациях системы МВД России на занятия по теме «Преодоление полосы препятствий» отводится, как правило, немного времени. Полагаем, данная тема должна рассматриваться обучающимися в объеме, позволяющем каждому курсанту в достаточной мере освоить технику преодоления отдельных препятствий (минимум 4-5 учебных занятий в год). Заключительным этапом возможно проведение комплексных занятий по преодолению полосы препятствий в сочетании со стрельбой из боевого оружия.

Считаем необходимым включить «Преодоление полосы препятствий со стрельбой» в раздел военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта во Всероссийский реестр видов спорта, что позво-

лит присваивать спортивные разряды и существенно повысит мотивацию курсантов к тренировочному процессу. Надеемся, что предложенные нами практические результаты исследования и выводы позволят преподавателям и руководителям групп спортивного совершенствования оптимизировать процесс отбора кандидатов в сборные команды и подготовки к соревнованиям по преодолению полосы препятствий со стрельбой, наметить средства и пути тренировочной работы с курсантами.

1 Кузнецов А. Ф., Бакин А. В., Чигоряев Е. А. Организация и методика педагогических исследований по физической подготовке в образовательных исследованиях МВД России : учеб.-метод. пособие. Омск, 2008. С. 3 ; Троян Е. И. Особенность использования полосы препятствий для совершенствования координационных способностей сотрудников МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1(52). С. 43-45.

2 Лупырь В. Г., Осипов О. О. Проблемы междисциплинарных связей кафедр, формирующих профессионально важные

качества у курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2(20). С. 65-67.

3 Кучерук С. А., Бойко Н. И., Середа В. Н. Учебно-методический материал по преодолению полосы препятствий со стрельбой. Краснодар, 2006. С. 15.

4 Пивоваров Д. В., Пенькова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы 20-й всерос. науч.-методич. конф. Иркутск, 2015. С. 250-253.

6 Об утверждении Наставления по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1025дсп.

7 Огрыза А. В. Основные положения действующего Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3(69). С. 52-55.

Читайте также: