Подвижные игры для развития скоростных способностей

Обновлено: 05.07.2024


«Караси и щука»
Игровая площадка разделена двумя линиями на расстоянии 10—15 м одна от другой. Из играющих выбирается водящий — «щука», а остальные участники игры — «караси». Водящий-«щука» стоит в центре, а «караси» располагаются на одной стороне площадки за линией.
По сигналу или команде учителя «караси» перебегают на противоположную сторону, стараясь скрыться за линией, а «щука» ловит их, дотронувшись рукой.
Когда пойманы 3—4 «карася», они образуют невод, взявшись за руки. Теперь, перебегая от черты к черте, играющие «караси» должны пробежать через невод (под их руками).
Когда щукой пойманы 8—10 человек, они образуют круг-корзину, а остальные караси должны пробежать через нее (дважды пройти под руками).
Когда пойманы 14—16 человек, они образуют две шеренги, взявшись за руки, между которыми должны пройти остальные караси, но на выходе стоит щука и ловит их.
Победителем считается последний пойманный карась.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении.

«Кружева»
Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние меж¬ду парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и под¬нимает их вверх, образуя «ворота».
Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.
Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».
Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».
Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

«Космонавты»
На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету»

«Третий лишний»
По цели и характеру является одной из разновидностей игры «Пятнашки».
Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу (круг можно начертить на игровой площадке диаметром 5—6 м).
Первый играющий отходит от водящего на 3—4 шага начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», Чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»).
После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
Правила игры: бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.

«Свободное место»
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.
Из числа играющих выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг, очерчивая к тому же небольшой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и игрок — в другую. Каждый из них стремится быстрее обежать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продолжается.
Правила игры: пробегать через круг запрещается.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: внимание, ловкость, скоростные качества.

Шишки, желуди, орехи
Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.
Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более
Место игры: улица

Птицы, блохи, пауки
Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет, — «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу жест, обозначающий выбранное животное.
Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.
Возраст: от шести лет
Цель игры: разрядка, концентрация внимания
Количество игроков: 10 — 30
Место игры: просторное безопасное помещение

Белые медведи
Белые медведи — подвижная коллективная игра для детей младшего школьного возраста. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место — льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
Когда будут переловлены все «медвежата» — игра заканчивается.
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: ловкость, реакция, фантазия
Количество игроков: 7 и более

Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью используется обобщенный термин «быстрота».

  • это комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции;
  • это единство проявления центральной и периферической нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющего перемещать тело или его звенья за минимальный промежуток времени.

Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, чаще всего используют в практике физического воспитания и спорта термин «скоростные способности».

Скоростные способности – комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Одним из средств развития быстроты являются подвижные игры, игровые задания и эстафеты.

Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности.

Методы развития быстроты: игровой, соревновательный.

Встречная эстафета (варианты)

Команды начинают бег из различных исходных положений:

  • стоя на колене;
  • сидя;
  • из упора лежа;
  • из полу приседа;
  • с низкого (высокого) старта.

На дистанции бегуны могут выполнять различные установленные для них дополнительные задания (обежать флажок; переставить один городок на место другого; взять из кружка, начерченного на земле, набивной мяч, подбросить его на определенную высоту, поймать и положить его на место и т.д.). После окончания эстафеты отметить лучших играющих. Менее подготовленным можно давать «фору».

Группа делится на две команды: первая команда – «Шмели» в роли догоняющих, вторая команда – «Бабочки» в роли убегающих. «Бабочки» разбегаются на площадке, ограниченной линиями. «Шмели» становятся в одну шеренгу перед линией площадки.

По сигналу первый из команды «Шмелей» выбегает на площадку, чтобы ужалить одного из противоположной команды, после чего возвращается для передачи эстафеты следующему участнику своей команды и так пока «Шмели» не ужалят всех «Бабочек».

Выбежавшая «Бабочка» за пределы оговоренной площадки считается осаленной.
Засекается время от начала игры и до последнего пойманного. После чего команды меняются ролями, и игра проходит на тех же условиях. Побеждает команда, которая затратила меньше времени, чтобы ужалить (осалить) убегающих игроков.

Выбираются один или два водящих.
По сигналу, водящие должны осалить одного из убегающих. Осаленный игрок становится водящим и т.д. Побеждают те, которые наименьшее количество, раз были водящими по окончанию игры.

Играют как в простые салки, но, выручая товарища, можно пересекать дорогу между убегающими игроками и салкой. Тогда салка начинает догонять того, кто пересек ему дорогу.

Салки с ленточками

Играющие, кроме трех (двух, четырех) салок имеют за воротником (за резинкой трусов) ленточку. Салка, догоняя убегающего игрока, вытягивает ленту и продевает ее конец за свой воротник (резинку). Оставшийся игрок без ленты становится салкой, и поднимает руку и громко объявляет: «Я салка!» Прежний салка играет наравне со всеми.

Команды по 5-6 человек строятся в одну колонну перед линией старта, с интервалом и дистанцией два метра, каждому участнику команды присваивается номер в порядке их построения.

Во время выполнения общеразвивающих упражнений преподаватель называет один из номеров. Игроки под этим номером выбегают из колонны и ускоряются до ограничения и обратно. В порядке прихода к финишной линии, участники приносят своей команде баллы, которые потом плюсуются. Выигрывает та команда, которая набрала наименьшее количество баллов.

Вариант. Каждая из команд образует свой круг. Названные номера обегают круг и становятся на свои места, в порядке прихода получают баллы.

Встань на свое место

Три (четыре) команды по 5-7 игроков располагаются в колонну на линии старта.
Во время выполнения ОРУ, по определенному сигналу, команды оббегают ограничители, поставленные на расстоянии 3-4м. от направляющих и оббегают второй ограничитель, расположенный в 3-4м. от замыкающего и возвращаются на свои места.
Выигрывает команда, которая большее количество раз построится первой.
При проведении строго соблюдать технику безопасности.

Играют две команды. Первая команда – «Вороны», вторая команда –
«Воробьи». Команды становятся напротив друг друга на расстоянии от двух до трех метров.
Во время выполнения ОРУ, руководитель называет одну из команд. Команду, которую назвали – убегает, другая команда догоняет убегающих игроков до определенного ограничителя.

Осаливший участник игры – приносит своей команде очко. Осаливать можно одного (двух, трех) играющих. Побеждает команда, осалившая большее количество раз. Команды должны быть названы четное количество раз.

Вариант. Вместо названия команд можно использовать вброшенный между командами кружок, одна из сторон которого окрашена в определенный цвет и означает ту или иную команду (можно нарисовать этих птиц на сторонах кружка).

Участники делятся на две команды, каждая из которых располагается на своей половине площадки. В составе каждой команды имеются два игрока
– ловца.

По сигналу ловцы, взявшись за руки, начинают преследовать игроков противника с таким расчетом, чтобы сомкнуть вокруг них руки или осалить их. Игрок, вокруг которого ловцы сомкнули руки или осалили его, считается пойманным.

Игроки распределяются по двум командам, каждая из которых, в свою очередь делится пополам на две встречные колонны. Первые номера в колоннах принимают положение низкого старта.

По сигналу устремляются вперед. Как только они достигнут линии второй половины своей команды, помощник, касаясь плеча второго номера команды, дает ему старт.

Прибежавший игрок встает в конец колонны, а каждый оказавшийся впереди ее принимает положение низкого старта для последующего бега. Эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки не вернуться на исходные позиции. За каждый фальстарт команда получает штрафное очко.

Старт с преследованием

Вариант. Игроки распределяются по четырем шеренгам. Игроки одной команды составляют первую и третью шеренги, второй – вторую и четвертую. Задача игроков каждой шеренги – коснуться рукой бегущего впереди игрока и не дать бегущему участнику игры сзади осалить себя. При обратных перебежках команды меняются ролями. После каждой перебежки команды подсчитывают количество осаленных игроков.

Группа делится на две команды, игроки которых строятся в шеренги лицом друг к другу за лицевыми линиями площадки.

По сигналу игроки каждой команды стремятся быстрее перебежать за линию противоположной команды. Каждый участник должен обегать своего соперника с правой (левой) стороны.

Выигрышное очко присуждается той команде, игроки которой в полном составе выполнят задание, возьмутся за руки и громко скажут «Есть!»

Вариант. Игру можно разнообразить за счет изменения исходного положения, а также путем их изменения видов передвижения.

Место проведения – спортивный зал, стадион или площадка. Возраст – от 12 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 30 человек.

Играют две команды: «стрелки» и «бегуны». «Стрелки», разделившись пополам, располагаются на боковых линиях волейбольной площадки, а
«бегуны» – на середине лицевой линии волейбольной площадки. Посередине, от одной лицевой линии до другой лицевой линии волейбольной площадки, проводится линия – путь «бегунов».

По сигналу преподавателя один из «бегунов» бежит по этой черте на другую сторону площадки, а «стрелки» бросаю с двух сторон волейбольными мячами в пробегающего игрока.

Если им удаются попасть в бегущего, то команда «стрелков» получает одно очко. Дальше бежит следующий участник – так до последнего участника, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Быстро по местам

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 10 до 16 лет.
Количество играющих от 10 до 20 человек.

Играют две команды. По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте. Варианты построения: в общей шеренге или отдельных шеренгах; в общем круге или отдельных кругах; в отдельных колоннах в виде квадрата.

Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает. Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. При недостаточной площади для игры, построение команд выполняется раздельно и борьба идет за сокращение времени построения.

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 30 человек. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. Команды становятся в линию напротив друг друга на расстоянии 5-6 м. Игроки обеих команд крепко держатся за руки.

Жребием или по договоренности определяется, какая команда начнет игру. Игроки этой команды начинают говорить хором: «Цепи-цепи кованы! Цепи не раскованы»? После этого они выкрикивают имя любого игрока из команды противников. Игрок, разбежавшись, старается силой прорвать «цепь» команды противников.

Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, прихватив с собой «пленника» – одного из игроков команды противников. Если же игроки настолько крепко держались за руки, что их «цепь» не удалось «расковать», игрок сам попадает в плен к команде противников. Играют до тех пор, пока все игроки не окажутся в одной команде.

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 30 человек.

Выбираются двое ловцов («Бульдог»). «Бульдоги» стоят в центре игровой площадки, а все остальные на лицевой стороне волейбольной (баскетбольной, гандбольной) площадки. После определенного сигнала одного из «Бульдогов» все игроки стараются перебежать на другую сторону площадки так, чтобы их не осалили «Бульдоги». Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «Бульдогов».

  • Вариант 1. Можно увеличить или уменьшить расстояние расположения
    «Бульдогов» в зависимости от задач занятия.
  • Вариант 2. Можно увеличить или уменьшить размеры площадки.
  • Вариант 3. Увеличить количество ловцов.
  • Вариант 4. Игру можно провести на время.

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 20 человек.

Играющих поделить на 3-4 команды. В каждой команде 4-5 участников. Участники одной из команд становятся в одну шеренгу на линии старта. На расстоянии 20-30 м от линии старта чертится финишная линия. По сигналу преподавателя стоящие на старте участники бегут к линии финиша.

Участник, первым пересекший финишную черту, считается сильнейшим в команде. Так же пробегают все команды. Затем победители и занявшие вторые, третьи и четвертые места в каждой группе соревнуются между собой.

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 20 человек.

Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку. Прокатывая мяч вперед, руководитель называет чей-либо номер. Оба игрока бегут вперед за мячом.

Мяч необходимо осалить на расстоянии 10-15 м от руководителя игры. Тот, кто первый овладеет им, приносит своей команде очко. Если не удалось соперникам осалить мяч на этом расстоянии (выкатился за пределы оговоренного за ранее расстояния10-15 м) участникам не начисляются очки.

Побеждает команда, игроки которой набрали большее количество очков. Следует провести игру два раза, чтобы участники игры были в одинаковых условиях, поменяв команды местами.

При проведении игры учитывать технику безопасности. Игроки находящиеся с правой стороны от руководителя, осаливают мяч левой рукой, находящиеся с левой стороны – правой рукой.

Место проведения – спортивный зал, площадка. Возраст – от 8 до 16 лет. Количество играющих от 10 до 20 человек.

Игроки, разбившись на две команды, образуют два круга (один внутри другого). Игроки внутреннего круга поворачиваются лицом к соперникам из внешнего круга. Игроки запоминают, напротив кого они стоят. По оговоренному за ранее сигналу (хлопок, свисток, команда преподавателя) все игроки двигаются приставными шагами (шагами польки) по кругу в разные стороны (по и против часовой стрелки).

По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются догнать их и дотронуться до них рукой. Когда все игроки оказываются пойманными, команды меняются ролями и игра повторяется.

Выигрывает команда, которая за меньший промежуток времени сумеет догнать всех игроков другой команды. Заранее определить размеры игровой площадки, где может проходить осаливание участников игры.

Вариант 1. Определить время в течение которого можно осаливать своих партнеров (15 сек, 20 сек, 25 сек).

В этой статье представлены примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых ка­честв на уроках легкой атлетики в спортивном зале размером 12X24 м.

ВложениеРазмер
podvizhnye_igry_i_spetsialnye_uprazhneniya_na_urokah_legkoy_atletiki.docx 239.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики

В этой статье представлены примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в спортивном зале размером 12X24 м.

1. Бег с высоким подниманием бедра, максимальной частотой движений. 3—4 серии по 12 м.

2. Бег с захлестыванием голени назад, с максимальной частотой движений. 3—4 серии по 12 м.

3. Ускорения высокого  старта (стартовый разгон). 5—6 серий по 9 м. Класс делится на 3—4 команды по 3—5 человек в каждой. Первые номера встают на стартовую линию. Вводится соревновательный элемент: стартуя одновременно по сигналу учителя, учащийся каждой команды должен как можно быстрее пересечь среднюю линию зала. После пересечения средней линии по инерции гасится скорость и бегун должен остановиться у противоположной стены зала, не касаясь ее руками.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ

Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики

(рис. 1). Как показано на рисунке, в зале в 5 м от стены белой тесьмой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой. Игроки, выделенные для участия в беге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами располагаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.

«ЗАЙЦЫ И КРОЛИКИ»

(рис. 2). Класс делится на две команды — «зайцев» и «кроликов», которые строятся через одного (вперемежку) в колонну по продольной оси зала лицом к учителю, ведущему игру. Слева и справа от команд на линиях А и В разложены различные предметы (кубики, мячи, кегли), которых по количеству вдвое меньше, чем участников игры. По заранее обусловленному сигналу участники обеих команд бегут к соответствующей линии и стараются первыми овладеть расположенными там предметами и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

(рис. 3). В игре участвуют две команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта А и В, находящихся на расстоянии 3—4 м одна от другой. Линия финиша С находится на расстоянии 9—11 м от линии- В. По сигналу учителя «Внимание!» игроки, находящиеся на линиях А и В, принимают одинаковое исходное положение — упор присев, упор лежа, сидя, высокий старт и т. п. По сигналу «Марш!» обе команды одновременно начинают бег, причем каждый из бегунов команды А старается догнать бегущего впереди соперника и осалить его до того, как он пересечет финишную линию С. За каждого осаленного игрока команда преследователей получает 1 очко. При проведении следующего забега команды меняются ролями.

(рис. 4). Две команды, принимающие участие в этой игре, строятся в колонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В. По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший > первым, приносит своей команде 1 очко. После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.

(рис. 5). В эстафете участвуют три команды, построившиеся в колонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стене зала. Обогнув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд. Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.

РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

1. Освоение равномерного темпа бега (рис. 6). Класс делится на четыре группы — по числу установленных в спортивном зале стоек А, В, С, Д. Группы (не более 3—4 учащихся) занимают места на своих отметках: первая группа — у стойки Д, вторая — у стойки А, третья — у стойки В и четвертая — у стойки С.

Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики

По сигналу учителя, стоящего с секундомером в руках в центре зала, команды начинают бег на 1000 м в равномерном темпе. Чтобы преодолеть 1000 м за 5 мин., нужно пробегать 50 м (расстояние по кругу нашего спортивного зала 12X24 м, приблизительно равно 50 м) за 15 сек. Учитель через каждые 15 сек. дает свисток. По первому свистку все группы одновременно принимают старт и бегут по кругу. Второй и затем каждый последующий свисток, звучащий через каждые 15 сек., должны точно соответствовать моменту прохождения групп около своих отметок Г, Д, А, ,В, С. Бегуны вносят поправки в темп бега: они ускоряют его, если не добегают до своей отметки по свистку, или замедляют, если сигнал застал их уже за отметкой.

2. Бег в равномерном темпе под музыкальное сопровождение- Данное упражнение дается учащимся после того, как они освоили равномерный темп бега.

В зависимости от задачи урока бег использую во вводной части урока после небольшой разминки или в конце основной части. Для учащихся V класса продолжительность бега от 2 до 6 мин., VI—VII классов — от 3 до 7 мин. Например, в сентябре начиная с 3-го урока даю в VII классе 3 мин. бега, затем через каждые 2 урока прибавляю 1 мин. и довожу до 7 мин.

Мальчики и девочки (рис. 7) бегут противоходом вокруг стоек (девочки по внутреннему кругу). Педагог регулирует темп бега и обусловленным способом показывает, сколько минут осталось бежать. Бегуны, которые не выдерживают заданный темп, переходят на ходьбу в середине зала и после небольшого отдыха вновь продолжают бег.

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

1. Эстафеты с использованием гимнастической скамейки. Класс делится на 3—4 команды, каждая садится на свою скамейку. Затем по сигналу учителя все команды встают и участники их, друг за другом обежав гимнастическую скамейку, быстро садятся по своим местам. На втором этапе эстафеты все делают 2 круга, на третьем этапе — 3 круга подряд и т. п. Команда-победительница определяется по последнему участнику, севшему на скамейку. Во время бега можно обгонять друг друга, касаясь рукой края скамейки. Но нельзя перепрыгивать через скамейку.

Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики

Вариант (рис. 8). Исходное положение то же, но по сигналу учителя все команды встают со скамеек, бегут вперед и, обежав стойки А и В, возвращаются на свои скамейки.

2. Эстафетный бег по кругу (рис. 9). Дается в конце основной части урока. Класс делится на две смешанные команды, которые становятся по диагонали в колонны по одному на противоположных сторонах центральной линии С, разделяющей спортивный зал пополам.

Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики

По сигналу первые номера команд одновременно начинают бег по кругу и, обежав 4 стойки, передают эстафету вторым номерам, асами встают в конец колонны. Вторые номера, выполнив задание, передают эстафету следующим участникам, и т. д. Команда-победительница определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Варианты: каждый участник бежит 1 круг; каждый участник бежит 2 круга подряд; мальчики бегут 3 круга подряд, а девочки на один меньше.

При проведении эстафеты следует учесть правила безопасности: чтобы не допустить столкновения учащихся во время бега и передачи эстафеты, играющие, ожидающие своей очереди, должны стоять в колонне в 2—3 м от места старта.

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

Учитывая, что учебные нормативы в прыжках трудны для выполнения многим учащимся, необходимо уделять постоянное внимание развитию скоростно-силовых качеств и прыгучести.

Упражнения, которые следуют ниже,необходимо использовать в основной части урока. Выполняются они с большой интенсивностью, однако девочкам количество повторений дается на 1—2 раза меньше, чем мальчикам. Учащимся, имеющим недостаточную физическую подготовленность, разрешаю, если они устали, пропустить 1—2 серии для восстановления сил. Но в любом случае я добиваюсь от учащихся технически правильного выполнения каждого упражнения, естественно, предварительно правильно показав и объяснив его.

1. Прыжки через скакалку в максимальном темпе в течение 1 мин. V класс: мальчики — 80—100 раз, девочки — 100—120 раз; VI—VII классы: мальчики — 100—120 раз, девочки — 120—150 раз.

2. Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная толчком двумя.3—4серии по 16—18 м.

3. Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев. 4 серии по 10 раз.

4. Подскоки на одной, поочередно на левой и правой ноге, другая на опоре (гимнастическая скамейка). 4 серии по 15 раз.

5. Прыжки через натянутые поперек зала резинки(высота 30 см): стоя сбоку от резинки с двух ног две продвижением вперед; продвижение вперед — резинка между ног; над резинкой соединить колени и ступни ног, приземляясь— ноги врозь. В упражнении важно, чтобы колени подтягивались к груди. 2—3 серии. После преодоления трех резинок (сделав не менее 10—12 прыжков через каждую резинку) отдых 20—40 сек.

6. Прыжки в высоту через резинку, натянутую на высоте 40-—60 см, способом «перешагивание» правой левой стороны от нее, с продвижением вперед, поочередно отталкиваясь то правой, то левой ногой. Обращать внимание то, чтобы учащиеся правильно выполняли не только толчок, но и маховые движения.

Вариант 1. Водящий вращает скакалку так, чтобы она скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением скакалки и подпрыгивают, чтобы она не задела кого-либо из них. Тот, кого заденет скакалка, становится в середину и начинает вращать скакалку, а бывший водящий идёт на его место в кругу.

Выигрывают два – три игрока, оставшиеся последними.

Вариант2. водящий вращает скакалку, а играющие при этом не стоят на мест, а бегут на встречу удочке по кругу, перепрыгивая через неё толчком одной ноги.

В командном варианте игроки, стоящие по кругу, рассчитываются на первый-второй и соответственно составляют команды. Водящий – один и тот же. Игрок, которого задела скакалка, поднимает руку вверх: он приносит своей команде штрафное очко. После каждой ошибки громко объявляется счет.

Победу в игре одерживает команда, после 2-4 минут игры получившая меньше штрафных очков.

Правила игры: 1.игрок считается пойманным в том случае, если скакалка коснулась его ноги не выше голеностопа. 2. Игрокам во время прыжков не разрешается приближаться к водящему. 3. Тот игрок, которого задела скакалка, выбывает из игры.

«Прыжок за прыжком».

Игра проводится между двумя командами, игроки которых распределяются по парам и выстраиваются параллельными колоннами (расстояние между парами – два шага). В руках у ребят концы коротких скакалок, которые они натягивают на уровне опущенной вниз руки. По сигналу первая пара каждой команды быстро кладёт скакалку на пол и оба игрока бегут назад снаружи своих колонн. Затем они последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Достигнув своих прежних мест, оба игрока останавливаются и берут опять свою скакалку за концы. После этого в игру вступает вторая пара. Теперь эти дети кладут свою скакалку на землю, перепрыгивают через первую и бегут назад, чтобы снова начать прыжки от конца колонны к своему месту.

Игра заканчивается, когда последняя пара перепрыгнет через скакалки всех стоящих впереди и вернётся на своё место. Победитель определяется по времени, затраченному на игру (за ошибки прибавляются штрафные секунды). Опускать скакалку ниже коленей, а бегущим задевать её ногой запрещается. Прыгать можно заранее обусловленным или произвольным способом.

«Охотники и зайцы».

Одна команда, охотники, располагается двумя шеренгами напротив друг друга за противоположными лицевыми линиями квадрата (12×12м) или прямоугольника. Им даётся волейбольный мяч. Вторая команда, зайцы, количество которых равно числу охотников, находится в шеренге за боковой линией между охотниками. По сигналу первый заяц, прыгая на одной ноге и придерживаясь середины площадки, старается преодолеть её, не будучи осаленным мячом, который перебрасывают с одной стороны на другую охотники. Заяц может увертываться, делать короткие остановки, но продвигаться только вперед. Тот, кто сумеет обмануть охотников и перебраться на другую сторону площадки, приносит своей команде 1 очко.

Если заяц осален мячом, оступился или попытался бежать через площадку, он выбывает из игры. Затем заяц возвращается обратно, но прыгая на двух ногах. Далее это путь по очереди проделывают остальные зайцы. После двух пробежек игроки меняются ролями. Попадание в зайца не засчитывается, если оно произошло после отскока мяча от пола, если мяч попал в голову зайца или бросавший заступил за линию. Побеждает команда, получившая больше очков.

«Опереди на этап».

Две – три команды располагаются на обычной беговой или специально очерченной круговой дорожке, разбитой на этапы. Число игроков в команде зависит от общей протяженности дорожки: каждый должен преодолеть не менее 15м и не более 30м. длина всех этапов одинакова. На каждом этапе от команд стоят по одному участнику. По сигналу игроки первого этапа продвигаются к следующему, прыгая на одной ноге. Коснувшись партнёра рукой, игрок остаётся на его этапе, а второй номер продолжает двигаться в третьему этапу и т.д. Прыжки проводятся без остановки и могут продолжаться несколько кругов, т.е. до тех пор, пока одна из команд не опередит отстающую на один этап. Заранее договариваются на какой ноге участники игры совершают прыжки. Можно условиться прыгать на двух ногах.

«Попрыгунчики – воробышки».

На полу чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «кот» - становится в центре круга. Остальные играющие – «воробышки» - находятся за кругом, у самой черты.

По сигналу учителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком», и игра продолжается.

Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

«Прыгуны и пятнашки».

Подготовка. Участники игры делятся на две равные команды, каждая из которых выстраивается вдоль боковых сторон зала лицом к середине. По жребию одна команда назначается прыгунами, вторая – пятнашками. На площадке делается разметка. В 1м от лицевой границы площадки проводится стартовая линия (для бегунов), а впереди, через 3м – вторая стартовая линия (для прыгунов). Перед это линией (в 10-12м от неё) чертят полосу шириной 1,5 – 2м.

По команде учителя «На старт!» четыре игрока из команды прыгунов занимают места за второй линией. За ними тут же за ближайшую к стене линию встают в затылок четыре игрока из команды пятнашек. По команде «Внимание!» прыгуны и пятнашки принимают положение высокого старта, а по команде «Марш!» все выбегают вперёд. Задача прыгунов – быстрее достичь полосы и перепрыгнуть через неё. Задача пятнашек – успеть осалить прыгунов, прежде чем они сделают прыжок (пятнашки не прыгают). Если прыгуна не успеют осалить до прыжка, его команда получает одно очко. После первых четверок в борьбу вступают вторые четверки прыгунов и пятнашек, пока все не примут участие в игре. После этого команды меняются ролями и местами на линиях старта.

В итоге побеждает команда, набравшая больше победных очков.

Правила игры: 1. Пятнашке разрешается салить любого игрока или нескольких игроков. 2. Касание засчитывается только до момента отталкивания. 3. Прыгун, заступивший за пределы полосы или перепрыгнувший её, считается осаленным.

Читайте также: