Питер пэн и алиса в стране чудес сборы

Обновлено: 02.07.2024


Дата выхода в России: 26.11.2020
Мировая премьера: 24.01.2020
Дистрибьютор: Вольга
Страна: Великобритания/США
Жанр: фэнтези
Хронометраж: 94
Год: 2020
Возраст: 6+
Формат: 2D
Сборы в СНГ: o 44 300 499
Сборы в СНГ: $584 825
Сборы в США: $183 347
Первый четверг: o 1 435 699
Продюсер: Мишель Мэннинг , Лиса Кан , Андреа Кейр
Режиссер: Бренда Чепмен
В ролях: Джордан А. Нэш , Кира Чанса , Гугу Мбата-Ро , Анджелина Джоли , Майкл Кейн , Дерек Джейкоби , Дэвид Ойелово , Анна Ченселлор

Питер Пэн и Алиса в Стране Чудес

Давным-давно в некотором царстве, в некотором государстве в уютном домике посреди живописного леса жили-были трое непоседливых ребятишек: Дэвид, Питер и Алиса. Они играли днями напролет, устраивали чаепития с лесным братством, сражались с пиратами, читали на ночь истории о волшебных приключениях, слушались маму и папу и очень их любили. Короче говоря, жили долго и счастливо до несчастного случая, который поделил быт семьи Литтлтонов на до и после. Когда из реального мира вокруг выкачали всю радость, шкодливое ребячество и магию, дети стали все чаще сбегать в воображаемую страну своих грез, где можно никогда не взрослеть.

Анджелина Джоли в роли Роуз Литтлтон на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Анджелина Джоли в роли Роуз Литтлтон на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Анджелина Джоли в роли Роуз Литтлтон на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Еще после выхода первого трейлера на создателей обвалился шквал критики за кастинг темнокожих актеров на главные роли, одной семьей на экране стали: Анджелина Джоли, Дэвид Ойелоуо, Рис Йетс, Джордан Нэш и Кира Чанса. Инклюзивность в кино не всегда обусловлена художественным методом и порой становится необходимой из конъюнктурных соображений индустрии, но «Питер Пэн и Алиса в Стране чудес» не этот случай. Сказки давно уже перестали принадлежать своим авторам, сейчас едва ли вспомнят Джеймса Барри или Льюиса Кэрролла, разве что титульную вывеску Диснея – в классических анимационных лентах герои были другими. Но невозможно игнорировать тот факт, что на самом деле вся эта ребятня, будь то Питер Пэн, Алиса, Красная Шапочка или Золушка, давно уже принадлежат всем детям на планете и каждому ребенку по отдельности, а не студиям, продюсерам, режиссерам или даже писателям. Глобализация давно распахнула границы, и едва ли каждая девочка в России равняется только на Василису Прекрасную/Премудрую/Превеселую (нужное подчеркнуть) или царевну Несмеяну. А потому по большому счету нет ни одного повода лишать детей возможности ассоциировать и соотносить себя с любимым героем на экране.

Дэвид Ойелоуо в роли Джека Литтлтона на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Дэвид Ойелоуо в роли Джека Литтлтона на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

Дэвид Ойелоуо в роли Джека Литтлтона на кадре из фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»

К тому же до этой истории Питер и Алиса никогда не встречались раньше (а значит, это уже совершенно другая сказка): стать братом и сестрой им помогли сценаристка-дебютантка Марисса Гудхилл и маститая создательница анимационных лент Бренда Чепмен. Карьера Бренды неотрывно связана с Диснеем, она работала над сценариями «Короля Льва», «Красавицы и Чудовища», а в «Храброй сердцем» выступила и в роли постановщицы. Мерида стала особенной героиней для студии – это первая диснеевская принцесса без принца или любого другого романтического интереса. Хеппи-энд без поцелуя перед титрами нисколько не сказался ни на успехе анимационного фильма, ни на любви юных зрителей и зрительниц к героине. То есть переизобретать сказку Чепмен не впервой, но в первый раз она столкнулась с полнометражным игровым кино, а не анимацией: несмотря на общность структуры и построения сюжета, здесь используются другие выразительные средства из кинолексикона.

Питер и Алиса – брошенные и напуганные дети, жертвы невнимания, нелюбви и других пороков взрослых, их миры в каждой новой сцене очень нежно и осторожно проникают в явь, маня скорее совершить побег на край света и даже дальше. Тихое волшебство: немного пыльцы, и в глазах ребенка выскобленный на парте рисунок оживает и начинает скакать по тетради, старая прогнившая лодка превращается в парусное пиратское судно, а строгая тетка выглядит как королева из колоды карт. Тут и там оживают и знакомые герои из миров двух сказок: капитан Крюк, Шляпник, пропавшие мальчишки и даже звон колокольчика малышки Тинкер Белл. Главная беда, что Чепмен так и не определилась с адресатом: это история, рассказанная детьми своим сверстникам, взрослым, или взрослыми – своим детям? Сюжетную арку обрамляет голос Алисы – она хозяйка этой истории, но художественно сцены рассыпаются на отдельные лоскуты и цельного полотна не выходит. В том числе это происходит и потому, что, в отличие от анимационных лент, на экране волшебству нужно некое оправдание, чтобы случиться, один лишь «мир глазами ребенка» работает, увы, не всегда.

Подобное драматичное освоение сказок и фольклора уже не раз случалось в кино. Известный рассказчик Гильермо Дель Торо через фольклор, монстров и фей показывал на экране ужасы испанского фашизма и войну партизан глазами юной Офелии в «Лабиринте Фавна». Чтобы скрыться от боли и постоянного страха, она раз за разом ныряла в эту самую «кроличью нору». Другой пример, более близкий к конструкции сюжета Гудхилл (воспоминания Алисы о детстве), – «Спасти мистера Бэнкса»: писательница Памела Трэверс перед продажей прав на «Мэри Поппинс» Уолту Диснею вспоминает свое детство и то, как «волшебная» няня спасла всю их семью. Каждая знакомая история оживает заново с голосом рассказчика, а за каждой сказкой чаще всего стоит грустная правда: «Дети сейчас так много знают, что очень рано перестают верить в фей…» – да и сами тексты Кэрролла и Барри не лишены горечи жизни. Чепмен и Гудхилл изо всех сил хотят верить (и стремятся заразить этой верой зрителя), но до конца непонятно, во что именно.


26 ноября в прокат выходит одна из самых неоднозначных премьер этой осени "Питер Пэн и Алиса в Стране чудес" с Анджелиной Джоли в роли матери сказочных персонажей.

"Питер Пэн и Алиса в Стране чудес" еще не успел выйти в свет на просторах нашей страны, но уже собрал множество отрицательных отзывов от наших соотечественников.

Рейтинги фильма на киносайтах рекордно низкие: 2,8 из 10.

Причина очевидна: зрители не готовы следовать по выбранному Голливудом пути на повсеместную чрезмерную толерантность.

Ну не хотим мы в угоду кучке безработных последователей движения Black Lives Matter перекрашивать любимых героев детства. Ну не могут истинно британские Питер Пэн и Алиса быть темнокожими. Это все равно что героев Фенимора Купера сделать китайцами.


Но оказалось, что темнокожие Питер Пэн и Алиса далеко не единственная проблема нового фильма. Даже так: учитывая довольно логичное объяснение авторами того факта, что герои вдруг стали темнокожими, цвет кожи у детей перестает раздражать минут через десять после начала сеанса.

Тем более что если уж быть до конца честными, то в оригинальном тексте Льюиса Кэррола внешность Алисы вообще не описывается. Голубоглазую блондинку создала уже позже студия "Дисней" по своему желанию и подобию своих же принцесс.

Идея "Питера Пэна и Алисы в Стране чудес" сама по себе интересная: показать откуда возникли эти полюбившиеся детьми со всего мира персонажи, рассказать историю реальных прототипов классических сказочных героев. Эдакий модный в нынешнем кинематографе вид — приквел классического сюжета.

Жанр "Питера Пэна и Алисы в Стране чудес" значится как фэнтези. Но нет. То, что я увидела — это мелодрама. Даже скорее просто драма. Тяжелая, мрачная и безысходная. Обильно сдобренная сказочными элементами, но в контексте "Питера Пэна и Алисы в Стране чудес" эта нарочитая сказочность только усугубляет непокидающее ощущение безысходности и мрачности происходящего.


Если коротко, то сюжет "Питера Пэна и Алисы в Стране чудес" довольно прост. Жила-была счастливая семья. Простой темнокожий парень Джек, которому удалось влюбить и женить на себе красавицу-аристократку Роуз.

Джек и Роуз. И сразу подсознание услужливо напоминает, что подобный сюжет я уже наблюдала еще в девяностых, когда Джеймс Кэмерон масштабно утопил такую же парочку на своем "Титанике". Но все новое, как известно, хорошо забытое или незабытое старое. А повторы киношников никогда не пугали.

Но вернемся к сюжету. У Джека и Роуз появились трое прекрасных деток: Дэвид, Питер и Алиса. И жили все они в своем идеальном мире ровно до тех пор, пока не случилась трагедия. И тут становится понятно, что идиллическая жизнь семьи — не более чем картинка. Единения и поддержки в этой ячейке общества нет, и каждый переживает беду по-своему.

Мама уходит в запой. Папа срочно вспоминает, что он пусть и давно завязавший, но игроман, а поэтому пускается во все тяжкие. А брошенные любящими родителями в самый трудный момент своей жизни на произвол судьбы дети погружаются каждый в свои фантазии. Собственно, вот и все кино.


Многие сюжетные линии прерываются, не успев и начаться. Например, Шляпник только начинает загадывать детям загадки: что общего между вороной и секретером? — как тут же эта линия обрывается. Ответ уже не интересен ни самому Шляпнику, ни детям, которые, кажется, даже вопроса не расслышали. Стоит ли говорить, что и зрители не только не узнают, что общего между вороной и секретером, так и вообще не поймут, зачем этот вопрос был задан.

Линия Алисы обрезана практически под корень. Единственное, что роднит ее с классическим персонажем (кроме голубого платьица с белым передником, позаимствованным из диснеевских зарисовок), это выпитая бутылка бренди с надписью "выпей меня", после которой девочка падает навзничь, ну и, может, мимолетные видения матери и тетки в образах белой и красной королев. И так весь фильм: разрозненные картинки сменяют одна другую, никак не складываясь в единое стройное произведение. Как будто кто-то по очереди в произвольном порядке листает страницы книг Льюиса Кэррола и Дж.М. Барри и читает ту главу, которая на данный момент открылась.

Самое лучшее в "Питере Пэне и Алисе в Стране чудес" — это картинка. Вот она как раз и подходит под название фэнтези: красивая, волшебная, завораживающая, местами напоминающая ожившие полотна Сальвадора Дали. Но, увы, красивые пейзажи не способны добавить смысла и логики происходящему.


Если же говорить про актерский состав, то он не так плох, как можно ожидать, начитавшись отзывов в Сети (закроем глаза на некоторое несовпадение цветовых предпочтений). Мальчик Питер в исполнении Джордана А. Нэша довольно очарователен.

Правда, ну никак не похож на Питера Пэна, описанного в книге. И проблема не в цвете кожи исполнителя, а в отсутствии в персонаже тех качеств, которые и делали Питера Пэна вожаком потерявшихся мальчишек: дерзость, неуемная энергия и врожденный лидерский навык. Питер же режиссера Бренды Чепмен из "Питера Пэна и Алисы в Стране чудес" — милый мальчик и на этом все. На классического книжного Пэна, на мой взгляд, куда больше похож его более энергичный экранный брат Дэвид-Рис Йейтс.

Девочка Алиса, опять же несмотря на расовую принадлежность, удивительно похожа внешне на экранную маму — Анджелину Джоли. И почти так же эффектно пучит пухлые губки и закатывает глазки.


Анджелина Джоли в роли матери семейства все так же бесспорно красива. Она эффектно улыбается и периодически печально хмурится. А большего от нее эта роль и не требует. Как и от папы Дэнни Ойелоуо, который значительную часть фильма сокрушенно качает головой и разочаровано разводит руками.

На афише указан возрастной ценз "6+". Но фильм совсем, совершенно не детский. Он трудный и мрачный.

Маленький ребенок, тот, который как раз "6 плюс", но ". цать минус", сложные образы и аллегории фильма не поймет, а бесконечные диалоги его просто утомят. Ведь действий, необходимых для любого детского кино, — драк, приключений, путешествий — на экране практически нет. То есть фильм абсолютно и полностью взрослый. Но при этом для взрослого кино тут чересчур много сказочных деталей и крайне мало фактических подробностей.

В общем, как задолго до создателей "Питера Пэна и Алисы в Стране чудес" убедительно доказал нам Лев Николаевич своим гораздо более достойным произведением: каждая несчастная семья несчастна по-своему. Но если вдруг захочется в этом в очередной раз убедиться, современные Питер Пэн и Алиса с Голливудских холмов вполне способны в этом помочь.

Кадр из фильма Питер Пэн и Алиса в стране чудес

Кадр из фильма Питер Пэн и Алиса в стране чудес

Кадр из фильма Питер Пэн и Алиса в стране чудес

Кадр из фильма Питер Пэн и Алиса в стране чудес

Удивительно, но прежде чем Алиса отправилась в Страну чудес, а Питер стал Пэном, они были братом и сестрой. Их легендарные приключения начались благодаря силе воображения, унаследованного от любящей матери и фантазера-отца. С какими бы испытаниями ни сталкивалась их семья, они никогда не забывали мечтать. Безумный Шляпник и Красная Королева, фея Динь-Динь и капитан Крюк – волшебство поджидает за каждым углом, нужно только уметь его видеть.

Гугу Эмбата-Ро,
Carter Thomas,
Ava Fillery,
Jonathan Garcia,
Keira Chansa,
Джордан А. Нэш,
Дэвид Ойелоуо,
Анджелина Джоли,
Reece Yates,
Дженни Гэлловэй

Те, кто собирается пойти на этот фильм, имейте в виду, что это драма, а не детская сказка, как было показано в рекламе. Детям младшего школьного возраста будет очень скучно и многое даже непонятно.

Читайте также: