Пиратский совет в реальной жизни

Обновлено: 08.07.2024

Этот Пиратский Совет был созван капитаном "Летучего Голландца" Дэйви Джонсом. На этом Совете он рассказал пиратским баронам про то, как пленить морскую языческую богиню Калипсо в человеческую плоть и таким образом власть над морем стала принадлежать людям, а не богам. Чтобы пленить Калипсо нужно было использовать любые 9 предметов, наделив их магической силой. Предполагалось использовать 9 песо, но ни у кого ни оказалось ни гроша. Так, что пришлось использовать всякое барахло, которое завалялось в карманах. Тем не менее, название "девять песо" сохранилось. У 9 из пиратских баронов хранится по одному такому "песо".

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Очень часто сочинители, которые создавали произведения о приключениях и на основе исторических событий, чересчур увлекались романтикой. Впрочем, и сейчас тоже многие писатели порой склоняются к этому. И рассказывая о похождениях пиратов упоминают о неком неписанном кодексе, регламентирующем их поведение и взаимоотношения. Интересно то, что это не плоды воображения. В действительности существовал определённый набор правил и законов, которого непременно придерживались приверженцы каперства и представители ремёсел, имевших к нему определённое отношение.
Создателем такого кодекса многие историки и романисты считают Джона Бартоломью Робертса по прозвищу Чёрный Барт. Он был выходцем из бедной крестьянской семьи Уэльской провинции. Родился он в деревне в 1682 году. Ещё подростком, в возрасте 13 лет Робертс ушёл на флот, так как не желал жить как обычные крестьяне.

Нет никаких сведений о том, как он провёл свои юные и молодые годы. Подробности его биографии известны лишь с 37-летнего возраста, когда он на корабле служил помощником капитана. Это судно занималось работорговлей, которая в ту эпоху была вполне обычным делом. Такая должность могла достаться лишь очень толковому и способному человеку, который хорошо разбирался в штурманском деле. А допустить к изучению такой науки могли далеко не любого. Значит можно предполагать, что Робертс сумел обратить на себя внимание и добился симпатии корабельного начальства. Только так он мог подняться по карьерной лестнице в торговом флоте.

Робертс был непреклонным, честным и искренним человеком. Казалось бы, такие качества вовсе не подходят для пиратского ремесла. Однако Робертс всё же стал самым настоящим пиратом.
В береговом братстве нечасто оказывался учёный человек, который умел проложить курс. И когда пираты захватили судно Робертса, то его оценили очень высоко. И он получил предложение стать навигатором. Отклонить его он никак не мог. И быстро сумел найти общий язык с командой, природное обаяние сделало своё дело. Но при разделе захваченных богатств он получил совсем малую долю.

Капитану пиратов не повезло. Нападая на остров Принца, планировалось обманом захватить в заложники губернатора и получить впоследствии за него выкуп. Но план провалился, и капитан погиб в перестрелке с местными жителями. И уцелевшие пираты обратились в бегство, вернувшись на свой корабль. Погони за ними не было – губернатор решил, что потеря вожака разобщит команду и вынудит сдаться. Однако пираты выбрали нового – Джона Робертса, т. к. он был штурманом и умел управлять кораблём.

Возглавив команду, Робертс решил отомстить за капитана. И ночью пираты устроили нападение, захватив богатые трофеи. Это было началом успешной пиратской карьеры Робертса. Он сумел создать негласный пиратский кодекс, который определил взаимоотношения в братстве.
Его репутация была безупречна. Он всегда держался и выглядел как настоящий джентльмен. При виде флага Робертса моряки торговых судов часто просто бросали их и бежали на берег. Бывало, что целые флотилии отказывались от боя с командой Чёрного Барта, численность которой составляла лишь 60 человек, и сдавались.

Робертс промышлял сначала у берегов Африки, затем добрался до Карибов. В Канаде захватывал суда с пушниной. Захваченное добро сбывал в других районах. По слухам он ненавидел испанцев и французов, иногда даже сам участвовал в пытках. Англичанам после захвата предлагал присоединиться к его команде. Но губернаторов он вешал.
Сумма награбленного Чёрным Бартом за три года богатства составила 50 млн. стерлингов. Он захватил за это время 456 судов. Его вполне заслуженно считают самым удачливым пиратом в истории.

Но везение не может быть бесконечным. Как-то раз после очередного удачного нападения команда Робертса отмечала событие. Два из трёх кораблей нуждались в ремонте и были отправлены на берег. Английский фрегат, которым командовал офицер Шалонер Огла, боровшийся с пиратами, подошёл к кораблю Чёрного Барт и начал залп. Но пьяные пираты плохо соображали и не смогли отразить натиск, хотя имели такую возможность. Их ответный залп по фрегату оказался неудачен. И англичане вновь выстрелили картечью, в результате чего погибла часть команды Робертса и он сам.

Но даже после этого пираты могли бы уйти, однако пожелали отомстить за своего капитана и повернулись навстречу нападавшим. Англичане стреляли ещё около трёх часов и сбили все мачты. Пираты выполнили последнюю волю Робертса и похоронили его в море, завернув в парусину. Почти все оставшиеся члены команды оказалась в плену, были осуждены и повешены. А капитан Шалонер Огла получил звание сэра за это сражение.

После разграбления поселков Ило и Ла-Серена отряд пиратов под командованием Бартоломью Шарпа, зашел на острова Хуан-Фернандес для починки судов и пополнения провизии. Среди корсаров возникли споры о дальнейших действиях. 16 января 1681 года состоялся совет, на котором пираты решали несколько основных вопросов. Во-первых, куда идти дальше? Одна часть хотела вернуться на Антильские острова или в Англию, но большинство планировали дождаться большой добычи. Также пираты сместили Шарпа с должности капитана и избрали нового — Джона Уотлинга. Они также посадили на цепь одного из пиратских капитанов — Эдмунда Кука, поскольку у него нашли список всех пиратов и подозревали в измене, и сговоре и испанцами.


После окончания совета, пираты занялись пополнением запасов воды и древесины. Индейский проводник обнаружил в глубине острова большое стадо коз, за которым отправилась дюжина корсаров, но они вынуждены были свернуть свои занятия и внезапно сняться с места на следующий день, поскольку заметили три испанских судна, направляющихся к острову. На палубе одного из них были видны солдаты.

В дальнейшем пираты были вынуждены крейсировать вдоль побережья Перу, а когда под командованием нового капитана Уотлинга попытались захватить город Арика, было убито двадцать восемь человек, в том числе капитан Уотлинг. Оставшиеся в живых пираты вновь выбрали свои капитаном Бартоломью Шарпа и ушли в острову Ла-Плата.

Рекомендуем для чтения

Бартоломью Шарп

Бартоломью Шарп

Бартоломью Шарп (Bartholomew Sharp) – известный английский флибустьер, прославившийся своим походом вокруг Южной Америки. Из Карибского моря в Тихий океан На одном из своих допросов Бартоломью Шарп заявил, что начал свою карьеру флибустьера в…

vicunas

Арика

Арика — город и морской порт Перу (современный Чили), связывающий рудники Потоси с системой мировой торговли. Город расположен на берегу Тихого океана в 1660 км севернее столицы Чили Сантьяго. Пираты несколько раз атаковали Арику….

Поклонники историй о морских разбойниках наверняка хоть раз задавались вопросом о том, как они жили бы, если бы вдруг довелось поплавать на настоящем пиратском корабле. На самом деле, жизнь на море кардинально отличалась бы от той, что мы видели в фильмах "Пираты Карибского моря" или читали в "Острове сокровищ". И вот почему.

Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины" (2003) Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины" (2003)

1. Отвратительная жизнь на корабле

Жизнь пиратов если чем-то и напоминала весёлую вечеринку, так это только попойками. В остальном долгое плавание на корабле было чрезвычайно тяжёлым в бытовом смысле. Во внутренних помещениях всегда было очень душно, тесно и воняло несколькими десятками немытых мужиков. Вместо туалета был гальюн - открытый участок в носовой части верхней палубы, откуда при сильной качке легко можно было булькнуть за борт.

Проблемы были и с едой. На кораблях не было холодильников, а при плавании в южных широтах все его части нагревались так сильно, что мясо и овощи портились очень быстро. Всякие бобы и мука могли заплесневеть из-за большой влажности. Именно поэтому приходилось есть всякую гадость вроде высушенного хлеба (в котором часто заводились насекомые) и солёного мяса. И да, рома было много, потому что он, в отличие от воды, не портился.

2. Килевание в качестве наказания

Если вы думаете, что вся жестокость пиратов сводилась к размахиванию саблями при абордаже, то вы ошибаетесь. Если вам кажется, что самое страшное, что могло случиться с нарушителем порядка на корабле - это "прогулка по доске", то вы ошибаетесь ещё раз. Канал "National Geographic" вообще утверждает, что такой способ казни, как "прогулка по доске", применялся пиратами очень редко (и в основном в голливудских фильмах). Пираты не были столь гуманны. Гораздо более распространённым у них было килевание.

Осуждённого к такому наказанию привязывали к рее, после чего опускали головой вниз в воду и при помощи верёвки протаскивали под килем на другую сторону корабля. Это могло повторяться до 3-х раз - в зависимости от тяжести проступка. В результате человек либо захлёбывался, либо забивался до смерти кораблём (на его днище всегда было много раковин, которые оставляли глубокие порезы). Если вам вдруг когда-нибудь захочется увидеть, как это примерно выглядело, посмотрите 3-ю серию 4-го сезона сериала "Чёрные паруса". Впечатлений хватит надолго.

Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины" (2003) Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины" (2003)

3. Сокровищ вы бы почти наверняка не видели, зато много работали бы грузчиком

Когда в фильме или книге пираты идут на абордаж, это почти всегда заканчивается захватом сундука (а то и нескольких) с золотыми монетами и блестящими ювелирными изделиями. В реальной жизни им гораздо чаще приходилось иметь дело с куда более прозаическими вещами - теми самыми, что продавались в обычных магазинах.

Чтобы выжить, пиратам приходилось грабить всех подряд. Чаще всего на пути им попадались самые обычные корабли со всякой ерундой - мылом, свечами, посудой. Если в трюме находились шёлк, сахар, хлопок или какао, то это было большой удачей, потому что такие товары можно было продать выгоднее и получить больше денег. В любом случае захваченное богатство надо было ещё перегрузить к себе на корабль. Поэтому главное занятие рядового пирата - это погрузо-разгрузочные работы, сначала на захваченном корабле, потом на берегу.

4. Пиратство всегда было работой на кого-то

Пираты нанимались на корабль, и по этому поводу даже оформлялись кое-какие документы. С одной стороны, это означало повиновение владельцу судна и капитану (и дисциплина была жёсткой). Зато с другой - документальное оформление трудовых отношений дарило некоторые преимущества.

Например, капитана можно было в любой момент сместить, проголосовав за другого, а твой доход как члена экипажа зависел от успехов работы команды в целом. Награбленное распределялось пропорционально участию в общем деле. Многие корабли давали даже нечто вроде страховки - если бы вам отрубили руку при абордаже или ногу отъела акула, можно было получить небольшое выходное пособие (компенсацию).

Карьера известного пиратского капитана чаще всего заканчивалась одинаково - он начинал работать на большого правительственного дядю (или тётю - если какой-то страной в то время правила королева). Если не можешь что-то победить, надо это возглавить. Известная истина, которой пользовались правители нескольких государств. Британцы нанимали пиратов грабить корабли испанцев, а испанцы делали то же самое, чтобы обзавестись собственными головорезами. Так что считать себя вольной птицей у вас бы не получилось - вы бы всегда плыли туда, куда решил кто-то другой.

5. Пираты одевались очень скучно

С подачи кинематографа мы уверены, что типичный пиратский костюм - это большая шляпа или бандана, длинная куртка, большая пряжка ремня, рубашки с завязками вокруг воротника вместо пуговиц и широкие штаны. Понятно, что многое из этого вымысел ради красоты кадра. И самое главное, что мы должны понять - эти люди одевались очень просто и все по-разному.

На пиратском корабле обычно собиралась толпа народа из самых разных уголков мира. Вряд ли все они могли быть одеты одинаково. Не было никакой общей моды. У кого что было поудобнее, тот то и надел. Куртка, простая рубаха и мешковатые брюки - примерно так одевался любой моряк в то время. И если бы вы встретили пирата и обычного матроса с гражданского судна, вы бы вполне могли не заметить разницы в одежде.

А что вы думаете по поводу пиратской жизни? Никогда не хотели стать пиратом?
Напишите в комментариях!

Читайте также: