Пикник на обочине и сталкер сравнение

Обновлено: 07.07.2024

Начну с банальной фразы,о том, что многие знают, что родоначальником и источником идеи игры "Сталкер" послужило произведение братьев Стругацких "Пикник на обочине". Насколько я знаю, это не только очевидно, но и подтверждается самими разработчиками игры.

Несмотря на то, что действия игры перенесены по отношению к книге из несуществующего города Хармонт в реально существующее место - Зону отчуждения ЧАЭС, из книги в эту Зону перекочевало немало понятий, идей и даже персонажей.

Начнем с главного - самого понятия "сталкер" . Сталкер в книге - исследователь, проводник по аномальной зоне, возникшей в результате посещения Земли инопланетным разумом. Кто такой сталкер в игре, Вы знаете, и , думаю, понятно, что эти понятия примерно совпадают в книге и в игре.

Аномалии и артефакты. Некоторые из них перенесены из игры в полной мере без и изменения, например, артефакт "Пустышка"

Вот описание артефакта из книги:

«Пустышка» («гидромагнитная ловушка», «объект 77-Б») — два металлических диска, пространство между которыми ничем (кроме воздуха) не заполнено, но которые при этом сохраняют взаимное расположение при произвольных нагрузках. В книге упоминаются «малые пустышки» (естественно предположить, что есть и большие). Была найдена и отправлена на исследование как минимум одна «пустышка» с содержимым — вязкой жидкостью синего цвета, возможно — ведьминым студнем.

В игре "Пустышка" представляет собой два диска, между которыми находится пустое пространство, то есть механически они не связаны. При этом диски нельзя сдвинуть с места относительно друг друга. Никаких свойств у пустышек не обнаружено, но учёные скупают их в надежде всё же понять сущность этих странных объект

Аномалия "Мясорубка" из книги трансформировалась в "Воронку" в игре, при этом сохранила свои свойства, описанные в книге. При попадании в её поле действия предмет или существо моментально скручивает, деформирует и разрывает на части. (книга) При попадании в центр «воронки» шансов выжить нет: тело и животного, и человека будет сжато в плотный комок, а затем разорвано в момент так называемой разрядки. (игра).

Зомби в игре , они же кадавры - это "муляжи" или "живые покойники" из книги Движения «муляжей» неуклюжие и резкие, напоминают движения механической куклы, интеллект практически на нуле.

Ну, а про Реда Шухова я уже рассказывал)

Я не ставил целью найти все параллели игры и книги, моя задача заинтересовать читателя и, возможно, сподвигнуть на прочтение книги, а тем, кто читал, напомнить о тех впечатлениях, которые они получили при прочтении.

Наконец-то и я прикоснулся к первоисточнику и вдохновителю огромной части культуры в виде книг, фильмов и игр. Все эти истории про постапокалипсис, зону и сталкеров я всегда обожал. Братья Стругацкие создали просто огромный мир, полный романтики русских деревень и серых хрущевок. Хотя к моему удивлению в книге действие происходит не в России, и с радиацией, в отличие от творений серии "Сталкер", дело не связано. Но это и не так важно.

Первое знакомство с авторами у меня не задалось. Оно произошло с книги "Понедельник начинается в субботу" , которая была для меня совершенно непонятной. За это мнение меня до сих пор ненавидят в комментариях под статьей "50 хороших книг". Но там были и адекватные люди, которые объяснили мне, что там советский колорит и фольклор, а я слишком молод, чтобы понимать все это.

Но я никогда не ставил крест на Стругацких, и решил почитать поистине культовую книгу "Пикник на обочине". И заходя вперед скажу, что для меня это шедевр, шикарное произведение. Но если кто-то не читал, то расскажу немного о сюжете.

На Землю внезапно в нескольких местах происходят высадки инопланетян. Действие происходит возле одного такого места, которое называют "Зоной". Эти места полны необычных вещей и явлений. Это и вечные двигатели, и кольца, продлевающие жизнь, и предметы, которые ещё не знают, как применять. Но в тоже время Зона полна опасностей в виде аномалий, которые могут расплющить человека повышенной гравитацией, выжать его как полотенце или сжечь заживо.

В эти полные опасностей зоны ходят "Сталкеры" - простые парни, которые выносят оттуда "хабар" в виде различных инопланетных штуковин, а это делать ещё и запрещено законом. Эти штуковины бодро скупаются на черном рынке за отличную цену. Но сталкеры постоянно рискуют жизнью, ведь Зона не исследована, опасна и агрессивна. Сюжет стоится вокруг одного из сталкеров по имени Рэдрик Шухарт - он молод, но уже опытен и известен.

Не буду больше о сюжете, но после и во время чтения я был просто в восторге. Этот невероятный колорит, полное погружение в историю и безумные фантастические гипотезы. Чего стоит только разговор ученого с одним из дельцов Зоны про инопланетян, людей и знания. Кто читал, тот поймет. А также есть достаточно жуткие и пугающие моменты, связанные с тем, как Зона влияет на людей, а иногда даже на давно умерших людей.

Концовка - просто шедевр. Я был под огромным впечатлением и искренне расстроился, что книга закончилась. Одно из лучших прочитанных мной произведений за этот год. На этот раз Стругацкие перевернули во мне всё, заставили так привыкнуть и полюбить героев, что я просто не мог поверить, что история кончилась.

Я уже точно знаю, что буду перечитывать эту книгу. Отличная, мастерски написанная история. Любителям тематики постапокалипсиса, зоны и сталкеров должно особенно понравиться. Но и не только сюжетом и атмосферой она хороша. К моему приятному удивлению, "Пикник на обочине" оказался очень глубоким произведением. Как говорится, один минус у этой книги - она закончилась.

Термин Сталкер прочно вошел в обиход почитателей "Зоны отчуждения" вовсе не после игры "С.Т.А.Л.К.Е.Р". На ум приходит старый фильм 1979 года Тарковского "Сталкер", но и он, опять же не был первоисточником. Термин появился благодаря книге "Пикник на обочине" братьев Стругацких. Что же общего между всеми этими произведениями?

Что взято из книги "Пикник на обочине"

Действие в книге разворачивается в выдуманном городе Хармонт в 1970-е годы. Здесь нет мутантов. Зато есть подобие аномалий и ловушек и артефакты, которые имеют различные свойства, как полезные, так и опасные. Артефакты стоят больших денег и за ними охотятся сталкеры. Зона естественно огорожена и посещение ее запрещено, что впрочем не останавливает искателей приключений.

Еще именно в книге была рождена идея создать "Исполнитель желаний" - золотой шар. Разве что герой в конце просит счастья для всех разом. Выполнено ли было это желание, остается только догадываться.

Фильм Тарковского "Сталкер"

Фильм "Сталкер" снят по мотивам книги "Пикник на обочине". Тарковский здесь и вовсе отказался давать имена героям и называть место действия. Кроме того, если в книге было несколько аномальных "Зон", то здесь всего одна. Никуда не делся "Исполнитель желаний". Главный герой, сталкер, водит экспедиции на "Зону" из людей желающих этот самый "Исполнитель" найти.

И здесь и в книге упоминается опасная аномалия "Мясорубка", которая в последующем так же перейдет в игру. Хоть и в своей, игровой интерпретации.

Science fiction book club: "Пикник на обочине" VS "Сталкер"

Собственно, мой пост это не вопрос, а просто призыв к вашему мнению. Хочется от вас услышать, как вам повесть братьев Стругацких "Пикник на обочине" (1972 г.) и что вы думаете про фильм "Сталкер" (1979 г.), снятый по мотивам этой повести, признанная классика советского кинематографа.


Немного о повести "Пикник на обочине".

Примерно за 13 лет до начала описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре возникают «зоны» — области, в которых начинают происходить странные явления, нарушающие известные законы физики. Быстро выяснилось, что люди и животные проживать в Зонах не могут, и все население было из них срочно эвакуировано. Сами зоны обнесены строго охраняемым ограждением и официально стали предметом осторожного научного изучения. Предполагается, что Зоны созданы представителями внеземной цивилизации, и строится множество гипотез, по-разному объясняющих, что они из себя представляют и каким образом нужны инопланетянам для контакта с нами. Главный герой книги Рэдрик Шухарт, житель Хармонта, становится сталкером, то есть зарабатывает на жизнь, вынося из Зоны артефакты, обладающие необычными свойствами и продающиеся за большие деньги.

Для меня это очень увлекательное и глубокое чтиво. Дочитывая последнюю страницу в голове всегда крутится только одна мысль - "гениальное произведение". Борис Стругацкий в послесловии к изданию, которое есть у меня, объяснил, откуда взялось слово "сталкер". Оказывается, во-первых, в английском языке есть слово to stalk - подкрадываться, идти крадучись. Конечно, звучит оно правильно не "сталк", а "сток". Плюс к этому, оказалось, что один из братьев Стругацких очень любил рассказ Киплинга, который назывался Stalky and Co (про задиристого сорванца по имени Stalky) - и писатели, будучи еще подростками, неправильно произносили имя главного героя - и вместо "Стоки" называли его "Сталки". Отсюда в принципе и пошло слово "сталкер", которое на сегодняшний день уже прочно вписалось в русский язык.


Насчет фильма А. Тарковского.

Тут почти все тоже самое - но акцент Тарковский все-таки больше ставит на нравственные терзания и желания главных героев. А Зона, инопланетяне и прочая фантастика служат всего лишь фоном для философических диалогов и монологов главных героев.

Я знаю, что словосочетание "по мотивам" дает режиссерам большой полет для фантазии и позволяет перекраивать сюжет, вводить придуманных персонажей и прочее. Но все равно после просмотра фильма у меня возникло очень много вопросов. Например, мне непонятно, зачем Тарковский превратил грубого смелого Рэдрика Шухарта в запинающегося мнительного Кайдановского? Мне показалось, что есть в нем что-то от образа Христа.

Безусловно, Тарковский - талант и самородок, но мне бы очень хотелось, чтобы кто-то взялся уже за экранизацию полностью следуя повести, ведь она сама по себе уникальна. Я прочла, что в Голливуде в начала 2000-ых был проект экранизации "Пикника на обочине", но как-то он потом незаметно исчез. И не хотелось бы, чтобы этим американцы занимались (вспоминая "Солярис" по Лемму. )


Обновлено 30/01/14 14:33:

А вы знали, что известная песня Ротару была написана на стихи папы Андрея Тарковского, знаменитого советского поэта - Арсения Тарковского? Это замечательное стихотворение Тарковский мл. включил в свой фильм. Читает А. Кайдановский.

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало.
День промыт, как стекло.
Только этого мало.


И каждый раз они создавали узнаваемые, но по-своему оригинальные творения, которые спустя много лет все еще ассоциируются с первоисточником. Опуская подробности об этой вселенной, которые известны практически каждому, мы прошлись по ее жизненному пути, заостряя внимание на проблемах, с которыми она сталкивалась на протяжении почти 50-ти лет.

Прежде чем коснуться термина «Сталкер», стоит все-таки обратить внимание на людей, благодаря которым он обитает в массовой культуре до сих пор. Аркадий и Борис Стругацкие. Поистине громкие и знакомые имена с не менее знакомыми произведениями. Они начали с простейших рассказов, которые вскоре трансформировались в романы, полные аллюзиями, метафорами и отсылками к миру реальному. Для Стругацких фантастика была не просто полетом мысли, а настоящим инструментом, чтобы осветить проблемы которые окружали их уже тогда или могли возникнуть в будущем. Наряду с Ефремовым, они, одними из первых, начали задавать вопросы более глобального характера, чем их современники, выделяя множество социальных проблем.


У «Пикника на обочине» существует идейный прародитель — рассказ «Забытый эксперимент», который увидел свет в 1959 году и был написан также Стругацкими. Его можно называть эскизом к “Пикнику”, но, тем не менее, он обособлен и имеет свою законченную сюжетную линию, повествующую о печальных экспериментах постройки «двигателя времени», за которыми последовало появление той самой Зоны. Идея более подробно раскрыть тему отрешенного от остального мира кусочка земли, где властвуют свои законы пришла Стругацким в 1970 году. На этапе проработки мира каких-либо упоминаний о сталкерах не было вообще. Действующие персонажи изначально назывались старателями или трапперами, а своё культовое название обрели уже в процессе написания повести. Вдохновителем был Редьярд Киплинг с его книгой «Stalky & Co», которой Аркадий Натанович очень восхищался и даже перевел на русский язык.


Не вдаваясь в полный пересказ, стоит отметить ключевые моменты, давшие крепкий фундамент для последующих вдохновленных повестью литературных произведений, фильмов и, в особенности, игр. И если плоская Земля стоит на трех слонах, то любое воплощение мира Сталкера базируется на трех феноменах.

Первым является Зона — в повести их целых шесть, а появились они в результате посещения планеты внеземным разумом, который вскоре исчез, впрочем, не бесследно. Возникшие Зоны и поспешное удаление пришельцев похожи на оставленный мусор после какого-нибудь пикника на обочине, чем и объясняется название. Вторым феноменом можно назвать аномалии — бессчетное количество стихийных и опасных явлений, где зачастую находятся артефакты — третий феномен, за которыми и отправляются в смертельные вылазки сталкеры.

История написания не таит в себе ничего интересного. Повесть была закончена менее чем за год, но с публикацией дела обстояли совсем иначе. Как и многие произведения в те времена, изначально “Пикник на обочине” публиковался частями в различных журналах. Получить же полное издание удалось только в 1980 году, когда с момента написания прошло уже целых 8 лет. Но и это издание не было идеальным — редакторы, по своей прихоти, заставили изменить множество названий и решили дать какие-то объяснения внутрисюжетным явлениям. Основной период творчества братьев Стругацких пришелся на время, когда советский режим еще крепко стоял на ногах, а это влекло большинство проблем для людей, работавших в литературной сфере, кино, радио или театре. Для людей творческих рамки постоянно сужались, цензура не щадила никого. Лучше всего охарактеризовать то время может сам Борис Стругацкий: «Писать надо таким образом, чтобы у советского редактора, читающего рукопись, с одной стороны, волосы вставали дыбом, но, с другой стороны, не возникло желания немедленно побежать в «Большой дом».»

Если судить по его же словам в «Комментариях к пройденному», то попытка добиться публикации “Пикника на обочине” была настоящим путешествием по всем кругам ада. Братья отправляли письма для ред. заключения и получали ответы умопомрачительного содержания. Там, где с первого взгляда не было ничего антисоветского, редакторы умудрялись находить сотни моментов, которые были по их мнению грубы и пошлы для подрастающей молодежи, являвшейся неотъемлемой читательской базой. Поместившиеся на 18 страницах замечания были связаны с физическим насилием и жаргонными выражениями, вкупе с упреками аморального поведения персонажей. Итогом стали две сотни исправлений в тексте, из-за чего первое опубликованное издание оказалось для авторов сущим кошмаром. Для Стругацких такое событие было не в новинку — «Обитаемый остров» претерпел 980 правок. И если борьба авторов за то, чтобы повесть увидела свет просто показывает абсурдность системы, то создание фильма «Сталкер» таит в себе намного больше производственных проблем, хотя и здесь не обошлось без тяжелого партийного пресса.

1975 год, когда «Пикник на обочине» еще не получил полного издания, стал началом сотрудничества Стругацких и режиссера Андрея Тарковского. К тому времени он уже успел поставить не одну пару высокооцененных фильмов, благодаря чему получил звание режиссера с мировым именем. Впрочем, такая гениальность таила в себе массу препятствий для людей, работавшими с ним рука об руку, о чем Стругацкие не подозревали.

От «Пикника на обочине» Стругацких двигаемся к главному. Изначально, Тарковский делал запросы в Госкино на разработку нескольких экранизаций, в том числе «Мастера и Маргариты» и даже «Гамлета». Но добро режиссер получил только на сценарий «Машины желаний», потому что фантастика в то время пользовалась большой популярностью. Этот сценарий был уже вторым по счету при разработке фильма «Сталкер», над которым работали Стругацкие. Позже они называли его одной из самых изнуряющих работ, которая, однако, так и не впечатлила режиссера.

После утверждения актеров началась работа над съемками. Сюжет переписывался на ходу, а Тарковский еще не мог окончательно определиться с концепцией, что было причиной для бесконечных дискуссий со сценаристами, о чем впоследствии с горечью вспоминал Борис Натанович. Остальная команда тоже была не в восторге от излишних придирок режиссера. Переломный момент настал после завершения съемок. При проявлении, пленка оказалась бракованной, весь отснятый материал был испорчен. Объяснений такому событию дают множество и по сей день. Сам автор картины был уверен, что пленку подменили. В любом случае, это сильно повлияло на здоровье Тарковского и послужило подспорьем к скандальному завершению сотрудничества с оператором Георгием Рербергом, который ранее снял для режиссёра «Зеркало».


Андрей Тарковский во время работы над «Сталкером».

Возникла срочная необходимость полностью переснимать весь фильм, и, чтобы получить дополнительное финансирование, было принято решение сделать его двухсерийным. Такие события подтолкнули Тарковского поменять не просто общий настрой картины, но и изменить саму фантастическую основу, на которой строилась вся история. К тому моменту было предложено и отвергнуто уже около восьми сценариев. Аркадий Натанович лично присутствовал на съемках в Эстонии, и когда режиссер заявил, что ему нужен совсем «другой сталкер», писатель вернулся в Ленинград, где они с братом за два дня закончили очередной вариант сценария, который, наконец, удовлетворил постановщика. Из него убрали всю видимую фантастику, наполнили саспенсом, а из первоначальной концепции оставили лишь ту самую загадочную Зону, в которой происходят необъяснимые вещи — аномалии, и включили в сюжет исполняющую любые желания «Комнату» — цель путешествия главных героев. Полностью изменился и характер проводника — Сталкера. Если в первоначальных сценариях ему было присуще импульсивное и жесткое поведение, почти схожее с главным героем повести, то в итоговой версии это был, как говорил Борис Стругацкий, юродивый. Такая поправка оказалась важна для всей картины.


несмотря на негодование Госкино, и представить картину на Каннском кинофестивале в 1980 году. Там фильм получил как награду, так и восторги критиков, которые всегда были особенно благосклонны к творчеству Андрея Арсеньевича и называли его самым главным советским режиссёром. Однако для Тарковского «Сталкер» оказался последним фильмом, который он снял на родине.

Достаточно сложно не проводить параллели с «Пикником», когда идет речь о «Сталкере», но если углубиться в творчество режиссера, взглянуть на то, какого рода фильмы он снимал, приоткрывается совсем иной взгляд на картину. Как уже было сказано выше, произведения Тарковского всегда пользовались успехом за пределами СССР, в то время как на родине он постоянно испытывал давление сверху. Несмотря на это, вместо попыток высмеять или осудить государство, которое на протяжении многих лет буквально саботировало старания режиссера, он дотрагивался до куда более существенных и значимых для него духовных вопросов. И если в повести видна аллюзия на политический строй того времени, то фильм говорит о проблеме совсем другого характера. В нем отражается борьба человека с самим собой, со своими взглядами и верой, которые выдерживают или не выдерживают проверку путешествием. Этого достаточно, чтобы остановить сравнения с идейным вдохновителем — «Пикником на обочине», и уже тем более, прекратить относиться к фильму, как к экранизации.

Читайте также: