Первый сценарий назад в будущее

Обновлено: 05.07.2024

Крайер вспомнил, что ему дали почитать сценарий фильма перед кинопробами. Сюжет в той версии сценария сильно отличался от фильма, который знают и любят во всём мире. Вот что поведал Крайер:

"Начинался фильм с того, что Марти Макфлай играет на электрогитаре тему из "Близких контактов третьей степени" и делает копию VHS с самим фильмом. А машиной времени была вовсе не DeLorean, которой для скачка во времени нужно было разогнаться до 88 миль/ч и энергия в 1,21 ГВт. Машине времени требовалась энергия ядерного распада и секретный ингредиент, которым оказалась Кока-Кола (Богом клянусь)".

The final sequence didn’t involve a clock tower or a lightning bolt, but instead finds Marty sneaking onto a atom bomb test site with his time machine to be near the nuclear fission that he needs for it to work.

In an eerie scene he finds.

— Jon Cryer (@MrJonCryer) July 28, 2020



Роберт Земекис и Боб Гейл придумали историю про школьника и машину времени еще задолго до 1985 года, когда на экраны вышел один из прекраснейших приключенческих фильмов.

Роберт Земекис и Боб Гейл познакомились в школе Кинематографии при Южнокалифорнийском Университете, когда учились там в шестидесятых, собираясь стать голливудскими сценаристами. Позднее, когда друзья уже работали на Фабрике Грез (Земекис уже успел снять пару дебютных фильмов, а Гейл — написать к ним сценарии), Боб заложил фундамент той самой истории, которая позднее вылилась в знаменитую трилогию, покорившую мир. Гейла осенило, когда после премьеры сделанного совместно с Земекисом фильма «Подержанные автомобили» (1980) он приехал в Сент-Луис, чтобы навестить своих родителей. Там, разбирая в подвале старые вещи, Боб наткнулся на фотоальбом своего отца, который никогда не видел раньше.

Боб Гейл: «Мой отец не особенно любил рассказывать о своей молодости, и для меня было огромным сюрпризом, когда я наткнулся как-то раз на его старый фотоальбом, и узнал, что он был президентом выпускного класса. Раньше я этого не знал. Я вспомнил о президенте своего класса, с которым почти не общался, и подумал: Если бы я учился в одном классе со своим отцом — были бы мы друзьями? Вот тогда-то я и придумал этот сюжет про школьника, который попадает в прошлое, и знакомится там со своими родителями».


В сентябре 1980 года друзья заключили контракт на сценарий с компанией «Коламбия Пикчерз», и принялись за дело.

На финальном этапе сценарий подвергся доработке со стороны исполнительного продюсера Сидни Шейнберга: он изменил имя матери Марти с Мег на Лорейн (в честь своей обожаемой супруги Лорейн Гэри), а также настоял на том, чтобы домашним питомцем дока Брауна вместо шимпанзе (!) был пес. Кличку Эйнштейн, впрочем, оставили без изменений. Но на одно из требований Шейнберга ответили решительным отказом: назвать фильм «Пришелец с Плутона». Сидни объяснял свое предложение тем, что раньше в прокат еще не выходили кассовые фильмы со словом «Будущее». Спилберг и Земекис назвали его идею «смехотворной», и Шейнберг в конце концов согласился, что сморозил глупость.


Проекту очень повезло с актерами — пожалуй, невозможно себе представить на месте Марти МакФлая кого-то кроме Майкла Дж. Фокса, а на месте доктора Брауна — кого-то кроме Кристофера Ллойда. Все идеально вжились в свои образы.

Кандидатура Кристофера Ллойда на роль доктора Эммета Брауна была предложена продюсером Нилом Кантоном, который работал с Кристофером в 84-м над фильмом «Приключения Букару Банзая в восьмом измерении». Ллойд сперва отказался от роли, но передумал, как только прочитал сценарий. Актер скопировал своего персонажа с его копной встрепанных белых волос и размашистыми движениями с известного дирижера Леопольда Стоковского. Док Браун двигается так, будто он дирижирует одному ему видимым оркестром. Плюс — в Брауне есть что-то от Эйнштейна, тем более, что по сценарию он — чокнутый гений. Он произносит слово «Гигаватт» как «Джигаватт» - точно так же, как его произнес один ученый-физик, когда Земекис и Гейл консультировались с ним по поводу научной составляющей сюжета.


Криспин Гловер идеально исполнил роль отца Марти — Джорджа МакФлая. Большую часть фильма он импровизировал, и, по словам Земекиса, так вошел в роль неуверенного в себе, рассеянного «ботаника», что до него «едва можно было достучаться». Как бы то ни было, образ получился просто безупречным.



На роль Биффа Таннена сначала взяли Джей Джей Коэна, но он показался Земекису «недостаточно крутым парнем». Так что в итоге его утвердили как одного из дружков Таннена, а роль «плохиша» досталась Томасу Ф. Уилсону, никому не известному молодому актеру, который ранее появлялся исключительно в маленькой роли в телесериале «Рыцарь дорог». Блестяще исполненная роль задиристого здоровяка Биффа стала для него настоящим прорывом.


Сохранился ролик с кинопробами к фильму


В конце концов отобрали двух юных кандидатов, лучше всех показавших себя на тестах — Томаса Хауэлла (слева), снимавшегося ранее у Спилберга в «Инопланетянине» в роли Тайлера, и у Копполы в «Изгоях» в роли Понибоя, а также Эрика Штольца, очень популярного молодого актера с телевидения. Когда директор Юниверсал посмотрел их пробы он сказал: «Берите Штольца. Я настолько уверен, что он справится, что если что-то пойдет не так — я дам вам возможность переснять все заново с другим актером.» Наконец, работа над фильмом началась.


Роберт Земекис: «Штольц — отличный актер. Он играл замечательно, лучшего и пожелать было нельзя. Но с каждым новым дублем я все отчетливее понимал, что Эрик — не тот Марти МакФлай, которого мы с Бобом придумали, когда писали сценарий. В нем не было и тени того юмора, которым должен был лучиться Марти. Эрик был чудовищно, убийственно драматичен. Настоящим Марти мог быть только Майкл Джей Фокс. Ему не нужно было даже играть — он просто сам по себе был такой же, как наш вымышленный герой. Эрик терпеть не мог скейтборд — а Майкл катался на нем с детства. Я принял не самое легкое решение о прекращении работы со Штольцем спустя примерно месяц после начала работы. Это стоило нам 3 миллиона долларов».





Майкл моментально включился в работу, сделав все сцены, отснятые ранее со Штольцем, всего за две недели. Наконец-то работа над фильмом пошла полным ходом. Фокс работал на износ, участвуя в съемках по вечерам, а дневные сцены снимались в выходные


Режиссер из-за продолжительных ночных смен был постоянно в «полусонном» состоянии. Но никто не жаловался — все находились под очарованием уникальной атмосферы 50-х годов.


В первоначальной версии главный герой занимался видеопиратством, и в прошлое он перемещался при помощи некой абстрактной лазерной установки в кабинете дока. Затем чья-то фантазия подсказала: попасть в прошлое и будущее эффектнее всего в холодильнике! Но от идеи с холодильником решили отказаться: Земекис боялся, что дети будут забираться в холодильники под впечатлением от фильма. Нужно отметить, он был прав: впечатление фильм произвел незабываемое.

Когда же сценаристы обратились к идее машины времени в виде автомобиля, они сперва решили, что это должен быть какой-нибудь вездеход на гусеницах, который мог бы передвигаться в том времени, где еще не было дорог. ДеЛореан появился благодаря чистой случайности.




Земекис придумал сцену, в которой фермерское семейство в пятидесятых принимает машину времени за летающую тарелку, и оригинальный мелкосерийный спорткар DMC-12 DeLorean с его поднимающимися вверх дверями и блестящей обшивкой из нержавеющей стали выглядел достаточно футуристично, чтобы сойти за неземную технику в глазах "простых американцев".



Настоящая серийная DeLorean DMC-12

DeLorean DMC-12 — реально существовавший спортивный автомобиль, выпускавшийся с 1981-го по 1983 год. Дизайн машины был настолько необычным для того времени, что наделять его дополнительной «футуристичностью» для фильма почти не пришлось. Разве что прицепили «ядерный реактор», точнее элемент кузова старичка Dodge Polaris, и обвешали найденными на свалке авиадеталями. Всего кинематографистам понадобилось три экземпляра DeLorean, каждый из которых отработал на съемках на 100%.



Киношная версия DeLorean DMC-12

То, как будет выглядеть путешествие во времени, было одной из детелей, которые Гейл и Земекис не описали в сценарии никак. Только сам факт перемещения. Решение было принято только после разговора с художником Роном Коббом, когда узнали его мнение по этому поводу. В итоге пришли к выводу, что переход во времени должен быть мгновенным. Персонаж просто попадал из одного года в другой. Но тогда возникал другой вопрос - что будет происходить с машиной времени во время переноса путешественника?


Создатели фильма обратились к специалистам с просьбой разработать несколько вариантов того, как могло бы выглядеть путешествие во времени и как это можно преподнести зрителю. Появились различные идеи. Например Делориан мог бы растягиваться, когда переносился во времени, а затем сжиматься, как резиновая лента. Или как-то деформироваться, или подвергаться другим подобным изменениям. Был рисунок, в котором из автомобиля вырывался огонь. И именно тогда появилась идея с огненными дорожками. Потом появилась ещё одна идея, что автомобиль переносится нагретым, а возвращается холодным. Именно этот вариант и был выбран


В то время делать спецэффекты было гораздо сложнее, чем сегодня и они были более дорогостоящими. Поэтому большинство из них делали прямо на съёмочной площадке чуть ли не из подручных средств.


На Делориан закрепили трубки с неоновым светом. Потом на студии просто эффект усилили. Но этого показалось мало и специалисты предложили создать вспышки света и искры, чтобы показать деформацию времени - своего рода дверь во времени, через которую молниеносно проходил путешественник и попадал в пункт назначения. Огненные следы были обычным разлитым бензином, подожженным вручную. А эффект инея у вернувшейся машины получали с помощью жидкого азота. Как говорится, "дёшево и сердито". И выглядит вполне убедительно до сих пор. А вот эффект растягивания-сжимания Делориан сегодня выглядел бы, скорее всего, безнадёжно устаревшим


«Взрослые» машины не обошлись без игрушечных дублеров. Кинематографисты создали несколько уменьшенных макетов DeLorean. Именно они, подвешенные в воздухе на специальном рукаве, планируют на фоне синего экрана, на место которого затем накладывались нужные видеофрагменты. Этот же прием впоследствии применялся на съемках второй и третьей частей трилогии — все летающие автомобили и поезда дублировались в игрушечном формате, с которым киношникам работать намного сподручнее.



Что ещё может дать большое количество энергии? Молния! Блистательная идея — при этом действие не выходило за пределы Хилл Вэлли, и, кроме того, в эпизоде появлялись часы, символизировавшие Время. Это была очень удачная идея, и именно она была воплощена на экране в блистательной кульминационной сцене.


Одной из самых больших статей расходов стали не игрушки и не тройка «заряженных» DeLorean, а декорации. Весь городок Хилл-Вэлли не имеет отношения ни к одному из реально существующих населенных пунктов и был создан в открытом павильоне киностудии Universal. Миллионы долларов ушли на то, чтобы создать декорации центральной площади со всеми предусмотренными сценарием зданиями. В первой части новенькие фасады сначала использовались для съемок сцен, происходивших в 1950-х годах. Лишь ближе к концу съемочного периода декорации специально состарили, чтобы показать настоящее, то есть середину 1980-х.



20 апреля съемки благополучно завершились, но, само собой, и думать было нечего о том, чтобы выпустить фильм в мае. Премьеру перенесли на август 85-го. Но когда фильм показали тестовой группе, на предварительном просмотре, по выражению продюсера Фрэнка Маршалла, «зрители прыгали до потолка». По признанию того же Маршалла, «такого предварительного просмотра он не припомнит». Премьеру назначили на 3 июля. Чтобы уложиться в сроки, монтажеры и специалисты по озвучке работали круглые сутки.


Когда компания Лукаса Industrial Light & Magic закончила изготавливать спецэффекты (их было всего 32 на весь фильм), до премьеры оставалась одна неделя.




Замечу, что сценарий очень сырой, ведь это по сути просто нароботки. В нём много сюжетных дыр. Но уверен, если бы Земекис принял его за основу, они бы с Гейлом всё обточили бы до совершенства.


Док Браун, Марти и Дженнифер на летающей машине времени на глазах у изумлённого Биффа улетают в будущее. Они приземляются 7 октября 2015 года в 15:30. Док рассказывает Марти с Дженни об их детях. После чего оставляет в скрытом переулке и, сказав, чтобы они никуда не уходили, куда-то улетает на DeLorean. Но молодёжь не стала слушать старика и отправилась смотреть на Хил Вэлли будущего.


Там они натыкаются на магазин, где продаётся спортивный альманах.


Марти быстро смекнул, что с этой книжкой он сможет быстро разбогатеть. Вот только в магазине нет печатного издания альманаха, а только его цифровая версия в форматах ROM-Cart, ROM-D, Standard-C, Mini-C или Micro-C, воспользоваться которой в 1985 году не будет никакой возможности.

Марти и Дженни и дут в ближайшую закусочную, где находят электронную он-лайн справку и пытаются с её помощью найти все розничные книжные магазины в пределах одной мили от их местоположения, где можно найти бумажную версию альманаха.


И тут они слышат: "МакФлай! Ты сделал мою домашку?! Мне её ещё перезаписать надо, представляешь, если я сдам диск с твоим кодом доступа? Да меня из школы вышвырнут! Ты же не хочешь, чтобы это случилось? Алё, есть кто дома?!" Это Гриф (внук Биффа) стучал по голове их сыну Норману.


Марти отправляет Дженнифер к Доку (а то старик будет волноваться), а сам идёт по найденному адресу покупать альманах.

Док же, не найдя на месте Марти и Дженни отправляется за Эйнштейном, которого он оставил в лаборатории. Его план (суть которого в первоначальном сценарии не раскрыта) полностью провалился, когда он не нашёл Марти в нужное время в переулке.


Дженни, видя улетающую DeLorean, решила съездить на Transrapid Maglev и посмотреть на свой дом в будущем (адрес она нашла в той же онлайн-справке).

Марти же, купив альманах (5000 страниц на ультратонкой бумаге) возвращается на площадь, но натыкается на Грифа с дружками, которые приняв его за Нормана, решили вломить молодому МакФлаю.


На церемонии Гриф продолжает преследовать Марти, и тот спасается только благодаря неожиданному появлению Дока на DeLorean. Но тот их узнаёт присутствующий на церемонии старый Бифф.


Марти и Док предположили, что Дженнифер надо искать в доме МакФлаев в будущем и отправились постараться её перехватить, ведь «если Дженнифер увидит сама себя, последствия могут быть катастрофическими – может уничтожиться половина галактики! А может не уничтожиться. В любом случае, надо будет попробовать провести такой эксперимент».


А за ними на такси увязался Бифф.

В это время Дженни подглядывает в окно своего будущего дома и видит, что её дочь совсем не следит за собой, а сын учится в школе для проблемных детей и едва справляется с учёбой.


Муж (Марти) – бездельник, в долгах по уши, постоянно просаживающий деньги в лотереях и сомнительных авантюрах. В 1985 году Марти отменил поездку на озеро, когда ему предложили «сделку, которая бывает раз в жизни, чтобы заработать большие деньги», но в итоге его чуть не отправили в тюрьму. Ещё Марти чуть не загубил инвестиционную фирму брата мошенничеством с синтетической бумагой и вовлек отца в фальшивое налоговое убежище, в результате которого Джордж исключил его из завещания.


Сама же Дженни – алкоголичка с заплывшим лицом, подавшая на развод с МакФлаем. Дженни, увидев саму себя, падает в обморок. Её подхватывают Док и Марти и увозят в 1985 год. Но за время, пока они ходили за Лоррейн, Бифф украл альманах и машину времени, съездил на ней куда-то и вернул машину на место.

Марти приходит домой и обнаруживает, что в его доме живёт семья чернокожих. Ничего не понимающий, он идёт в кафе и узнаёт, что его отец давно мёртв, а Бифф разбогател на ставках, создал корпорацию BiffCo и женился на Лоррейн.

Марти кинулся на кладбище, нашёл там могилу отца и увидел дату смерти 15 марта 1973 года. Он вспомнил, что рассказывала Лоррейн на церемонии открытия комплекса и мчится искать больницу, где должны были спасти жизнь его отцу. Но видит на этом месте казино и отель Pleasure Paradise, принадлежащие Биффу Таннену. На деньги, которые он выиграл на ставках, он смог купить землю, и больница в этой реальности не была построена.


Дальнейшая сцена перешла в итоговый сценарий практически без изменений – Марти получает по голове, очухивается в отеле встречает свою мать, потом появляется Бифф. Единственная разница – в первоначальной версии сценария он уже к этому времени знает о смерти отца. И ещё – он в конце сцены бьёт Биффа по лицу, защищая мать и, не желая извиняться, уходит.

Вместе с Доком Марти выясняет, что в 1967 году Бифф получил в наследство 25000 баксов. Благодаря этому он смог сделать по-настоящему большую ставку. Док ещё улетая из 2015 года обратил внимание, что DeLorean побывала в 1967 году. Ему известно, когда Бифф изменил время, но каким образом он это сделал?

Док с Марти решили спрятать DeLorean на заброшенной ферме Отиса Пибоди (фермер, который принял машину времени за космический корабль, а Марти в противорадиационном костюме – за пришельца). По случайному совпадению фермера именно в этот день выписали из психушки, в которую он попал, рассказывая в 1955 году полицейским про пришельцев.


Пиболи, приехав домой, обнаруживает в своём сарае тот самый «космический корабль». Он хватает дробовик и стреляет в след уезжающему Доку. Чем самым уничтожая Mr. Fusion.


Марти тем временем идёт к дому Биффа. Альманах лежит на крыльце, но дом охраняет здоровенный пёс. Позже приходит почтальон и вместе со свежей прессой кладёт альманах в отверстие для почты в двери. Марти пытается через него достать заветную книжонку, но тут появился Бифф. Он принял Марти за хиппи (а Док одел его именно так), а решил, что конверт (в который был вложен Альманах) подбросил ему именно он, прогоняет его вместе с конвертом.

Марти сначала хотел было выбросить Альманах, но передумал и решил оставить его себе (он же на самом деле был его, он за него заплатил в будущем). И в это время его арестовывают. За что? А вот просто за то, что он выглядит как хиппи (ну и документов у него не было никаких). Ну вот не любят хиппи в Хилл-Велли. Ему дают адвоката (Голди Уилсона) и он просит его дать объявление в газету в надежде, что Док внесёт за него залог. Но вместо этого залог за него вносит Лоррейн, которая сама «дитя цветов» - участница движения против войны во Вьетнаме.


Лоррейн, которая уже много лет замужем за Джорджем и уже имеет от него двоих детей (Дэйва и Линду) приглашает Марти на ужин в свою семью. Так как Джордж, будучи преподавателем колледжа был в отъезде – выступал с лекцией в университете Беркли, Лоррейн с детьми в жила у родителей. Там Марти узнаёт, что Лоррейн, которая почему-то в упор не узнаёт Кельвина Кляйна (вот что с человеком делает наряд под хиппи), вытащила Марти из тюрьмы на деньги, которые она откладывала на поездку в Сан-Франциско – навестить Джорджа. Путём не хитрых математических вычислений Марти понимает, что именно в эти выходные его родители должны были зачать его самого – до его дня рождения осталось всего 9 месяцев. Плюс ко всему прочему его второе имя - Хопкинс (. ) было ему дано родителями в память о выходных, которые его родители провели в отеле Марка Хопкинса в Сан-Франциско. В общем – Марти вновь стал пропадать с фотографии.


К этому времени по объявлению в газете откликнулся другой Док, тот что на самом деле жил в 1967 году. По сценарию он тоже был близок к хиппи, одет был как нечто среднее между индийским гуру, звездой рок-н-ролла и учёным. Чтобы два Дока не столкнулись, Марти решил занять работой местного – доверить ему ремонт DeLorean, а также придумать, как подать 1,21 ГВт на конденсатор потока (ведь Mr. Fusion безнадёжно разбит выстрелом из дробовика).

Марти принимает приглашение Лоррейн выступить перед хиппи на антивоенном митинге, чтобы попытаться на сцене вручить ей деньги на поездку к мужу и перед ликующей толпой она не сможет отказаться. Но вот проблема – у Дока (того, что из 1985) закончились деньги и их надо украсть из сейфа Дока (того, что из 1967). Док помнит, что в 1967 году, когда он открыл банковский счет, он получил бесплатный тостер, который сломался. Когда банк его не заменил, он закрыл счет и положил все свои деньги в сейф у себя дома. Там оба Дока встречаются и нас ждёт забавная сцена с зеркалом из классических комедий, когда двойник повторяет движения, изображая из себя отражение в зеркале.

Однако на митинге Марти дают слово слишком рано – Док ещё не принёс ему деньги. И Марти начал тянуть время как мог. Митинг пытаются сорвать Бифф с друзьями


Док (тот, что из 1967) придумал-таки, как послать энергию в конденсатор. Он устраивает диверсию на электростанции, по проводам (которые висят над каньоном) на краткий миг пройдёт ток высокой мощности. В этот момент Марти на DeLorean взлетает над каньоном (так как летательный привод повреждён, высоту он должен набирать при помощи элеронов и пульта управления), цепляется мачтой за провода именно в те 3,3 секунды, что там будет держаться нужное напряжение. На вопрос Марти, как ему в голову пришла такая идея, Док ответил: «Я принял немного ЛСД, и эта мысль просто сама пришла ко мне».

Итак, выбора нет и Марти с Доком (тем, что из 1985) мчатся к каньону. Но вот незадача – Док (из 1967) не знал, что Марти лететь будет не один, и все расчёты делал с учётом его веса. Чтобы облегчить машину путешественники во времени выкидывают на ходу всё не нужное. В ход идут даже двери. Но решающим оказывается вес Альманаха – Марти приходится расстаться с ценной книжкой и выбросить и её. Альманах, кстати, нашёл на земле всё тот же фермер Пиболи. Но книжка показалась ему скучной, и он её сжёг. А вот найденную дверь DeLorean он сохранил.

Прилетев в 1985, Марти мчится к Дженнифер, с мыслью убедить её, что это был только сон. Но тут появляются приятели, которые предлагают ему поучаствовать в очень прибыльной авантюре. И Марти бы согласился, но он преодолел свою тягу к лёгким деньгам.

Ну и заканчивается фильм Доком, который приехал к Марти вернуть ему документы, забытые в бардачке. Среди документов была табличка с оценками Нормана, забытая их сыном в закусочной 2015. С неё пропадают все надписи, что означает – будущее не определено заранее. Мы можем его менять.


Заметьте, в сценарии Джордж МакФлай только упоминается и ни разу не появляется. В 2015 он мёртв, в альтернативном 1985 он мёртв, в 1967 он в отъезде. Это следствие конфликта Криспина Гловера с создателями о котроом я рассказывал вам ранее


Просматривая пожелтевшие фотографии, Гейл с удивлением узнал, что в школьные годы его папа был старостой класса. Гейл вспомнил старосту своего класса, с которым никогда не общался, и задался вопросом: что было бы, если бы он каким-то образом попал в прошлое? Сумел бы он подружиться со своим отцом или у них не нашлось бы общих интересов?

Тот самый фотоальбом, с которого все началось

Когда Боб Гейл поделился этой историей со своим другом Робертом Земекисом, тот мигом вспомнил свою маму. Та очень любила раздавать нравоучения и рассказывать, какой ответственной была в школе и как никогда не целовалась с мальчиками (разумеется, все это не сильно соответствовало действительности). На стыке этих двух историй и родился сюжет про подростка, который попал в прошлое и встретил своих родителей юными.

Финал истории полностью отличался от того, что мы увидели в фильме. Чтобы найти недостающую для путешествия во времени энергию, Док и Марти отправлялись на полигон в Неваду, где проводились ядерные испытания. Для защиты от радиации главный герой залезал в свинцовый холодильник и ждал атомного взрыва, который отправлял его назад в будущее. Теперь вы знаете, откуда создатели «Индианы Джонса и королевства хрустального черепа» позаимствовали, пожалуй, самую известную (и уж точно самую спорную) сцену фильма.

Вернувшись в настоящее, Марти понял, что его действия изменили ход истории. Док из прошлого разгадал состав секретного ингредиента и в результате создал массу изобретений (летающие автомобили, роботы и т. п.), перевернувших мир. Что касается Джорджа Макфлая, он стал успешным боксёром. Но главное, после зажигательного исполнения героем песни Johny B. Goode учителя вызвали полицию, чтобы пресечь школьные беспорядки. Из-за этого по какой-то странной логике рок-н-ролл так и не был изобретён. Так что теперь Марти знает, чем будет заниматься в этом дивном новом мире.

Ранний набросок потокового накопителя

Раскадровка изначальной концовки

Роберт Земекис и Боб Гейл

Актер подобрал под себя проект, который должен был сделать его большой кинозвездой: «Роман с камнем». Дугласу требовался режиссёр для будущего хита, и его выбор пал на Роберта Земекиса. Не исключено, что Дуглас выбрал Земекиса как раз потому, что у того не было успешных фильмов: легче манипулировать постановщиком, которому выпал, возможно, последний шанс.

Когда создатели картины обсуждали кандидатуры на роль Марти Макфлая, они быстро пришли к единому мнению. Все считали, что Майкл Дж. Фокс станет идеальным попаданием в образ. Но возникла непредвиденная проблема: в то время актёр снимался в сериале «Семейные узы». Его продюсеры испугались снижения рейтингов и отказались отпускать актёра в мир большого кино.

Эрик Штольц в роли Марти Макфлая

Земекису пришлось искать замену. Был устроен масштабный кастинг. Спустя много лет Боб Гейл просмотрел старые записи и с удивление обнаружил, что на роль Марти пробовался даже Джонни Депп (которого он тогда не запомнил). Выбор пал на 20-летнего Эрика Штольца.

К слову, роль Дока Брауна также досталась совсем не тому актеру, на которого изначально рассчитывали создатели. Они надеялись заполучить Джона Литгоу, но тот был занят над другим проектом. Так Доком Брауном стал Кристофер Ллойд.

Кастинг-лист на роль «Учёного». Как видим, Кристофер Ллойд находился лишь во второй половине списка потенциальных кандидатов. А в правом верхнем углу можно увидеть пометку с указанием основных претендентов на роль Марти

Из-за затянувшегося кастинга начало съёмок несколько раз сдвигалось, что поставило под сомнение возможность выпустить ленту в мае 1985 года, как того хотела студия. Но основные проблемы были ещё впереди. Когда съёмки всё же начались, Земекис достаточно быстро понял, что нанять Штольца было большой ошибкой.

По словам режиссёра, актер был слишком серьёзен — словно он снимается не в комедии, а в драматическим фильме. Штольц не выходил из образа даже после дублей и требовал, чтобы коллеги обращались к нему не иначе как «Марти» (по словам актёров, исключением была лишь Лиа Томпсон, с которой Штольц постоянно флиртовал). Вдобавок Штольцу тяжело давалось катание на скейтборде.

Примерно через месяц после начала съёмок режиссёр и продюсеры пошли на этот беспрецедентный шаг. Им помогло то, что они нашли замену в лице… Майкла Дж. Фокса. Киноделам наконец удалось договориться с создателями «Семейных уз» и получить актёра в свое распоряжение. Как только сделка была оформлена, Штольца немедленно попросили на выход.

То самое письмо Сидни Шейнберга с рекомендацией изменить название фильма

К счастью, продюсировавший фильм Стивен Спилберг придумал оригинальный выход из положения. Он написал Шейнбергу письмо, в котором похвалил за «классную шутку с новым названием, которая всех здорово повеселила». Разумеется, после такого глава студии не рискнул признаваться, что это была не шутка. Более того, сам Шейнберг потом утверждал, что вся эта история не более чем городская легенда. Но пару лет назад копия записки была наконец опубликована, и все встало на свои места.

В будни он по-прежнему снимался в «Семейных узах». После съёмок актер сразу же шел в павильон Universal и, не теряя времени, приступал к работе над фильмом. С понедельника по четверг с Фоксом снимались с 18:30 до 02:30, а по пятницам — с 22:00 до 6-7 утра. Суббота и воскресенье были целиком отданы под дневные сцены.

Фокс очень хотел перейти с телевидения в кинематограф, а потому мужественно терпел все неудобства, связанные с работой в двух проектах одновременно. Актеру помогало то, что образ главного героя был ему очень близок. Эрик Штольц играл Марти Макфлая, Фокс же во многом им был. Он любил кататься на скейте, в школьные годы играл в нескольких группах и мечтал стать рок-звездой.

Вызванные заменой актера пересъёмки и перенос даты премьеры обошлись Universal в дополнительные 3 миллиона долларов. Но, думаю, вы не будете спорить с тем, что каждый цент из потраченной суммы того стоил.

Нет, это не удаленная сцена из «Сияния». Так снимали эпизод отправки Эйнштейна на одну минуту в будущее

В наши дни это было бы невозможно. Постпродакшен современных блокбастеров может растягиваться на целые годы. Сложно представить, чтобы сейчас крупный фильм вышел в широкий прокат спустя 2.5 месяца после завершения основных съёмок (конечно, не считая случаев вроде последних «Звездных войн»).

Роберт Земекис всерьез подумывал вырезать из фильма исполнение Марти песни Johny B. Goode — по его мнению, оно не привносило ничего в сюжет. Но после тест-просмотра, когда публика зааплодировала во время сцены, благоразумно оставил её в фильме. Так что, как видите, тест-просмотры сами по себе не зло. Все зависит от того, какие выводы из них делает студия.

В любом случае, Сильвестри блестяще справился с заданием. Кстати, это именно он посоветовал создателям группу Huey Lewis and the News, которая написала песню для фильма. Правда, её первый вариант не устроил студию, зато вторым оказался The Power of Love.

Далеко не все создатели картины верили в то, что их ждет успех. Тот же Земекис считал, что маркетинг, откровенно говоря, оставляет желать лучшего. Ну, в самом деле, какие родители пойдут на фильм с детьми, если его слоган — «Говорите, моя мама в меня втюрилась?». Ещё одной проблемой стало то, что из-за все тех же «Семейных уз» Майкл Дж. Фокс не мог участвовать в промокампании.

Что касается киноакадемиков, они удостоили фильм четырёх номинаций, включая лучший сценарий, — но в итоге он получил лишь одну статуэтку за лучший звуковой монтаж. Впрочем, создатели вряд ли согласились бы променять народную любовь к своей картине на какие-то там формальные премии.

Хотя творение Земекиса уже можно смело называть фильмом из совсем другой эпохи (из разряда «так больше не снимают»), у него определённо есть кое-что общее с современными блокбастерами. Речь о финальной сцене, казалось бы, прямо намекающей на скорое продолжение.

Позже Земекис и Гейл даже пожалели, что завершили фильм именно этой сценой, как следует её не продумав. Она заметно сузила их возможности по созданию сиквела, заранее определив, где будет разворачиваться начальное действие. Кроме того, возникла проблема с Дженнифер (подружкой Марти). Земекис и Гейл совершенно не знали, что же с ней делать. В итоге они не придумали ничего лучше, чем быстро усыпить персонажа в начале следующего фильма. Как позже признались Земекис и Гейл, знай они заранее, что будут снимать вторую часть, то не посадили бы Дженнифер в «Делореан».

И вот с момента выхода фильма прошло уже целых 35 лет. От столь наглядного свидетельства того, как быстро уходит время, честно говоря, становится немного не по себе. Особенно с учётом того, что, в отличие от героев фильма, у нас нет возможности вернуться назад.

Смотрите также

Октябрь 2015 наступил. Время летающих скейтов и самозашнуровывающихся кроссовок! Разбираемся, что из будущего по Макфлаю стало реальностью.

Читайте также: