Penumbra игра описание

Обновлено: 05.07.2024

Penumbra — серия культовых survival horror от небезызвестных Frictional Games, во многом предопределившая направление современных инди-хорроров от первого лица, где главным геймплейным элементом стало исследование окружающего мира и необходимость избегать столкновений с врагами. Условно поделена на оригинальную трилогию («Overture», «Black Plague», «Requiem») и фанатское продолжение («Necrologue», «Twilight of the Archaic» (при том сюжет первой главы происходит до событий второй части)). В России оригинальная трилогия была издана 1С-Snowball.

Penumbra: Requiem (2008)


Frictional Games настолько не терпелось рассказать историю до конца, что третья и заключительная часть серии вышла в том же году, что и вторая, с интервалом всего лишь в 9 месяцев.

«Реквием» доводит безумие до логического финала – все происходящее больше всего напоминает одну большую галлюцинацию, в которой переплелись отрывки двух предыдущих игр. Мы попадаем в смутно знакомые локации, общаемся с погибшими персонажами и пытаемся найти ключи, позволяющие собрать всю картину воедино.

Выполняя задания Туурнгайта, наш персонаж, как ему кажется, становится все ближе к свободе и истине… А потом наступает концовка. И пусть «Реквием» вышла 11 лет назад, каждый любитель хорроров должен увидеть ее сам. Хотя бы для того, чтобы попытаться самому понять, чем же все закончилось.

Penumbra: Overture (2007)


Первая часть серии появилась всего лишь через год после выхода демки. Рассказанная в ней история начиналась с е-мейла от главного персонажа игры, который тот отправил одному из своих друзей. Все дальнейшее повествование было оформлено именно в виде таких писем.

Для нашего героя, 30-летнего физика по имени Филипп Лафреск, все тоже началось с е-мейла. Причем мало того, что это письмо он получает от имени своего отца Говарда, которого считал погибшим, так еще и приходит оно вскоре после смерти его матери. В письме отец просит Филиппа уничтожить все содержимое банковской ячейки. В этой ячейке среди прочего наш персонаж находит карту какого-то объекта, расположенного в Гренландии. Любопытство и желание выяснить судьбу отца берет верх над осторожностью, поэтому Лафреск отправляется к указанной на карте точке.

На месте Филиппу приходится спасаться от холода, укрывшись в заброшенной шахте. Внезапно вход в шахту оказывается завален, поэтому нашему герою не остается ничего, кроме как исследовать комплекс в надежде найти запасной выход.


Само собой, в процессе этих исследований мы столкнемся со множеством странностей и опасностей и будем решать головоломки с помощью подручных предметов (благодаря продвинутой для тех времен физике взаимодействовать можно было практически со всем окружением). Постепенно нам начнут встречаться записки сумасшедшего ученого, а на связь по радио выйдет интересный и слегка свихнувшийся персонаж, представляющийся как Рыжий. Рыжий говорит, что заперт в шахте, просит найти его и обещает взамен ответить на все наши вопросы, в том числе и про отца.

Дорога к Рыжему осложняется населяющими комплекс опасными созданиями – чем-то вроде зомби-собак, гигантскими пауками и даже парочкой огромных плотоядных червей. А так как вопреки стереотипу из Half-Life в реальности ученые-физики редко носят с собой мощные стволы, то лучшим способом пережить встречу с этими чудищами будет делать ноги, отвлечь тварь чем-то вкусным или где-нибудь спрятаться. При этом можно было покосплеить Гордона Фримена и ударить монстра чем-нибудь тяжелым и металлическим с летальными последствиями.

В отличие от большинства ужастиков тех времен, крови и расчлененки в Пенумбре было очень мало – как любой хороший триллер, она пугала не этим, а ощущением одиночества, мрачной тайны и постоянного саспенса.

Кроме великолепно-ужасной атмосферы, запомнилась эта игра еще и тем, что в ней для взаимодействия с предметами было недостаточно просто кликнуть на них мышкой. Нужно было еще и сделать движение мышкой в направлении, соответствующем тому, что вы хотите сделать.

Например, чтобы открыть дверь, нужно было кликнуть на дверную ручку, зажать ЛКМ и потянуть мышь на себя. Причем чем резче вы тянули мышку – тем шире открывалась дверь. Это не только способствовало полному погружению в игровой мир, но и расширяло тактический арсенал нашего героя – например, можно было приоткрыть дверь, заглянуть в щелочку и в случае чего резко захлопнуть ее.

Несмотря на такое новаторство, большинство геймеров и критиков встретили игру с гораздо меньшим восторгом, чем предшествующую ей демку. Главными претензиями были неудобная боевка, скомканная манера подачи сюжета через записки и е-мейлы, а также не очень внятная мотивация главного героя.

Заключение

Несмотря на то, что концовка «Реквиема» ставит скорее многоточие, чем точку, история все-таки была рассказана и серия завершилась. Впрочем, Frictional Games и по сей день продолжает делать качественные survival-horror в замкнутых пространствах (Amnesia в средневековом замке и SOMA под водой). Так что «Полутень» не умерла, а скорее переродилась, ведь страх перед темнотой и одиночеством – один из самых древних.

А если вам по душе именно холодные просторы Гренландии, то стоит скачать фанатский мод Penumbra: Necrologue для Amnesia и еще раз насладиться той самой атмосферой в новых декорациях и с гораздо лучшей графикой.


Игры и книги - мой способ прожить несколько жизней за одну. Мое детство пришлось на время, когда свет увидели проекты, уже ставшие бессмертной классикой: Heroes of Might and Magic, Diablo, Warcraft и прочие. С тех пор и появился интерес к индустрии, который вряд ли когда-нибудь угаснет.

Чтобы посмотреть обзоры за определённое время, отметьте промежуток на графике или выберите одну из колонок.

За всё время
За промежуток, выбранный на графике 
Вне промежутка, выбранного на графике 
Фильтр обзоров пользователей по их времени в игре в момент написания обзора: Если функция включена, обзоры не по теме будут исключены. По умолчанию будут использоваться настройки рейтинга. Узнать больше можно в нашем блоге. Фильтры


Вы можете использовать этот инструмент для создания виджета, чтобы сгенерировать HTML-код и вставить его в ваш веб-сайт, чтобы покупатели могли без труда приобрести игру в Steam.

Чтобы посмотреть обзоры за определённое время, отметьте промежуток на графике или выберите одну из колонок.

За всё время
За промежуток, выбранный на графике 
Вне промежутка, выбранного на графике 
Фильтр обзоров пользователей по их времени в игре в момент написания обзора: Если функция включена, обзоры не по теме будут исключены. По умолчанию будут использоваться настройки рейтинга. Узнать больше можно в нашем блоге. Фильтры


Вы можете использовать этот инструмент для создания виджета, чтобы сгенерировать HTML-код и вставить его в ваш веб-сайт, чтобы покупатели могли без труда приобрести игру в Steam.

Содержание

События всех частей, за исключением первой (там герою предстоит провести немало времени в шахтах и пещерах), разворачиваются в научной станции «Мануик», расположенной под землёй в Гренландии. Главный герой — Филипп Лафреск (отсылка к сами знаете кому) после похорон матери получает письмо от отца, давно покинувшего семью ради научных работ. Решив, что терять уже нечего, Филипп отправляется в Гренландию, где случайно находит люк, ведущий в систему подземных шахт; и спускается туда, дабы не замёрзнуть на лютом холоде. С этого момента и начинаются события трилогии…

Оказывается, что шахты и последующие за ним пещеры примыкают к некой исследовательской лаборатории «Мануик», где и работал отец героя. Однако, вместо работающего персонала персонажа встречает холодная пустота и мутировавшие до неузнаваемости собаки и прочая местная живность. Следуя подсказкам не менее таинственного спутника по кличке «Рыжий», герой таки преодолевает множество препятствии и добирается до главных ворот в лабораторию. Там же Рыжий просит Филиппа сжечь его в огромной печи, чтобы избавиться от мучений, связанных с продолжительным одиночеством; тот, с явной неохотой, выполняет последнюю просьбу единственного друга и наконец-то попадает в лабораторию. Однако, заметив в первом коридоре человеческий силуэт, Филипп спешит к ему, как внезапно гаснет свет, и кто-то (или что-то) тут же его оглушает.

Филипп приходит в себя в странной комнате и понимает, что оказался в одном из комплексов «Мануика». Пытаясь проследовать дальше, герой видит пугающих человекоообразных тварей, напоминающих зомби и прячется от них в системе канализации. Там же он теряет сознание и проходит через серию сюрреалистических кошмаров, так или иначе связанных со страхами или прошлого Филиппа.

Вскоре он приходит в себя и вдруг слышит в голове странный голос неизвестного существа (который называет себя Кевином (в англ.версии Кларенсом)) — оказывается, герой заражён страшной чумой, которая и уничтожила персонал лаборатории (либо же обратила его в мутантов), и если вовремя не найти лекарство личность Кевина захватит контроль над телом. К счастью, с Филиппом связывается единственная выжившая учёная Амабель Свансон, которая помогает ему изготовить лекарство. А тем временем Филипп наконец-то находит отца… а точнее его труп, да и сама Амабель превращается в мутанта, и её приходится убить . Тем не менее, лекарство удаётся изготовить, и Кевин в приступе ярости пытается убить героя, вселившись в тело мёртвого мутанта, но его самого убивает некая сущность, называющая себя Туурнгайт. Он то и открывает всю правду герою - оказывается, несколько лет назад учёные своими раскопками потревожили его гробницу, и в отместку Древний наслал на них страшную чуму. Теперь же, видя в Филиппе потенциал “человечности”, Туурнгайт просит его огородить это место от людей. Но вместо этого Лафреска отправляет письмо своему другу с подробным пересказом происходящего и просьбой уничтожить всех на станции. Конец игры.

Отправив письмо, Филипп тут же слышит звук открывающейся двери, и некое существо оглушает его. Спустя какое-то время он просыпается в некой пещере, сплошь и рядом состоящую из разрозненных элементов станции Мануика — теперь же ему необходимо пройти 9 комнат-испытаний, перемещаясь между ними с помощью странных порталов. Всё это время его сопровождает голос погибшего учёного из Мануика (его крики мы слышали в начале «Black Plague»), который, в какой-то момент, сменяется голосом Рыжего, зовущего к себе и обещая покончить с этим кошмаром.

В конце концов, Филипп находит комнату с той самой печью из первой части вот только сгореть теперь должен он. И в этот момент игрок понимает, что вся игра — предсмертный бред умирающего героя, оставшегося в той злополучной комнате из финала «Black Plague» .

Но есть и другая концовка, где Филипп отвергает зов Рыжего и покидает помещение с печью. Спустя какое-то мгновение он оказывается в каюте того самого корабля, на котором он прибыл в Гренландию в начале «Overture». Были ли события трилогии всего лишь сном? Или же это очередное видение? Ответа нет.

Фанатский мод-продолжение, призванный переписать неудачный финал трилогии. Притом, мод получился настолько качественным, что был признан самими Frictional, как часть канона.

Оказывается, Филипп не избавился от Кевина, но у него появился шанс раз и навсегда покинуть злополучный комплекс. Тем более, что и Свансон оказывается жива — её смерть была всего лишь галлюцинацией, насланной Кевином , и теперь она помогает герою в его нелёгком пути. В конце концов, миновав новые коридоры Мануика и столкнувшись с новыми мутантами Филипп таки покидает комплекс и возвращается домой. А Свансон остаётся в одиночестве в обречённой лаборатории… До поры до времени.

Мидквел и, одновременно, сиквел предыдущего мода. События первой главы разворачиваются между первой и второй частью и рассказывают о некой «касте древних» — группе приближенных к Туурнгайту людей, негласно управляющих выжившими учёнными. Вторая же повествует о попытках Свансон покинуть проклятый комплекс вслед за Филиппом. И ей почти это удаётся, однако, Кевин/Кларенс, нашедший себе новое тело, улетает на единственном вертолёте с намерением показать «человечеству» новый мир.

  • Филипп Лафреск — главный герой оригинальной трилогии и дополнения «Necrologue». Физик, который сразу же после похорон матери, получил письмо от отца и отправился на его поиски в Гренландию, где нашёл подземный комплекс Мануик и проблем на свою молодую голову. В процессе приключений заразился чумой, которая убила практически всех работников станции и чуть не свела его самого с ума от присутствия в голове гнусного Кевина (один из главных симптомов заболевания) но после приключений в Комаляндии вылечился и сумел вернуться домой. Несмотря на свою находчивость и умение нестандартно мыслить (в конце концов, не каждый проходит испытания Древних) в конце второй части Филипп показан, как холодный обманщик, который воспользовался милосердием Туурнгайта, чтобы отомстить за смерть отца.
  • Амабель Свансон — главная героиня второй главы Twilight of the Archaic, учёная из команды Говарда Лафрески. На момент «Black Plague» была единственной выжившей на станции, но в отличие от Рэда (см. ниже) сумела сохранить рассудок. Всё ждала и надеялась, что Филипп найдёт и спасёт её, однако судьба раз за разом разлучала их. В итоге плюнула на всё и попыталась в одиночку покинуть обреченную станцию.
  • Том «Рыжий» Рэдвуд — шахтёр, занимающийся раскопками возле Мануика, но в отличие от своих коллег умудрился не подцепить заразу и выжить. Впрочем, совсем скоро его тяга к выживанию практически обрекла беднягу на бесконечное одиночество — все коллеги мертвы, лаборатория законсервирована (им же), чтобы исключить распространение заразы, а из еды только пауки. Так он и жил несколько лет, пока однажды не встретил Филиппа. Долгожданная встреча с живым человеком увы и ах оказалась не такой, какой себе представлял Рэд. К тому времени его психика уже давно пошатнулась и единственной мыслью было самоубийство, как способ избавления от бесконечных душевных мук, вот только у него самого не хватало на этого духа. Вёл к себе Филиппа под предлогом помочь ему разобраться в происходящем и дать ответы на все вопросы на самом деле он хотел, чтобы герой сжёг его в печи, что и было сделано.
  • Говард Лафреск — ведущий учёный, занимающийся раскопками в Гренландии, отец главного героя. Известно, что он покинул семью ради своих научных достижений, когда Филипп был ещё ребёнком, и, судя по всему, сильно об этом жалел. Был первым, кто столкнулся с Туурунгайтом и до конца боролся с таинственной заразой, запершись ради этого в своей лаборатории. Тем не менее, нужную формулу лекарства он нашёл, вот только не успел его cинтезировать к моменту игры уже давно мёртв то ли от вируса, то ли от голода.
  • Кевин (англ. Кларенс) — главный антагонист серии, вирус, поселившийся в разуме Филиппа. Обладает скрипуче-старческим голосом (в оригинале). Злобный и циничный любитель порассуждать на тему человеческих пороков и, при этом, не лишён чувства юмора (чёрного, конечно же). Поначалу никак не вредит, кроме как ехидно комментирует происходящее, но ближе к концу «Black Plague» насылает на героя галлюцинации и заставляет убить Свансон, которая, как кажется, стала мутантом - на самом деле это очередной “зрительный” трюк злодея. Однако когда Филипп вколол себе антидот, мстительный Кевин тут же вселился в труп мутанта и попытался отомстить бывшему носителю но был убит Туурнгайтом. В «Necrologue» «вернулся» к Филиппу, но стал вести себя более сдержанно и «по-злодейски» дружелюбно, а в «Twilight of the Archaic» (найдя себе «очередное» тело) пытался убить Свансон. Кстати многие фанаты заметили, что для простого вируса Кевин ведёт себя уж слишком «живо», да и вообще кажется скорее злобным духом (из-за его способности раз за разом менять тела), нежели проявлением болезни.
  • Туурнгайт — древнее, очень древнее существо, которое, судя по всему, жило на Земле ещё задолго до человечества. Мирно спал подо льдами Гренландии, но стоило людям потревожить его саркофаг, как тут же наслал на них смертельный вирус. Встретив Филиппа, испытывает его на «человечность», а после просит его оградить Мануик от людей; но тот, напротив, рассказывает своему другу всю историю и просит «убить их всех!», за что разгневанный Древний тут же попытался отомстить неблагодарному человеку. Видимо, благодаря нему Кевин не только ухитрился уцелеть, но и улететь из Мануика, чтобы навредить человечеству за его грехи.

Стандартен для большинства хорроров нынешнего поколения. Главный герой исследует кусок небольшой территории (обязательно присутствует лабиринтообразный коридор), находит записки, а также предметы или ключи, необходимые для дальнейшего прохождения, время от времени решая несложные загадки (в основном связанные с включением того или иного механизма). В фанатских продолжениях модеры ухитрились усложнить жизнь игрокам, сделав месторасположение ключевых предметов абсолютно рандомным на извилистой локации.

«Requiem» же представляет собой чистую головоломку, где герою необходимо пройти девять миров-испытаний, чтобы продвинуться дальше, в то время как враги там отсутствуют напрочь (тем не менее, умереть можно от ловушек или потоков пара).

Основной фишкой серии является механика взаимодействия. Любой предмет, будь то камень или книга, можно поднять, покрутить и посмотреть со всех сторон. А чтобы открыть дверь или ящик необходимо сымитировать это движение мышью

Элементы страха достигаются за счет чувства безнадёжного одиночества и бесконечной темноты, изредка нарушаемой тусклым или мигающим светом; а также чувства абсолютной беззащитности перед лицом опасности (кроме первой части, но об этом подробнее в тропах) — герой не может противостоять злобным существам и вынужден постоянно прятаться и напряжённо искать безопасный путь. Один-два удара способны разом убить игрока.

С выходом Alien: Isolation жанр чистого survival-horror получил новое дыхание. А чтобы легче пережить отсутствие его сиквела, мы решили вспомнить, с чего начался предыдущий ренессанс хорроров 12 лет тому назад, и рассказать вам о серии игр Penumbra.

Замкнутое пространство вдали от цивилизации идеально для ужастиков. Оно позволяет авторам таких произведений эксплуатировать клаустрофобию, взывать к потаенным страхам перед одиночеством, темнотой и неизвестностью, наделить злодеев абсолютной властью над судьбами персонажей, лишить зрителей (или игроков) любых надежд на случайное спасение.

Чаще всего в качестве сеттинга для сделанных в таком ключе фильмов и игр выбирают космос – ведь что может быть страшнее безжизненной тьмы? Чуть ли не на втором месте по популярности полярные станции, которые по степени изолированности недалеко ушли от космических. К тому же ослепительные белоснежные ледяные просторы позволяют разнообразить визуальный ряд и играть на контрастах. И если для кинематографического арктического хоррора воплощением жанра стало «Нечто», то в мире игр на ПК это место по праву принадлежит серии игр Penumbra.


Интересно, что история «Полутени» (именно так Penumbra переводится с латыни) началась с небольшой демки. В 2006 году маленькая шведская компания Frictional Games, состоявшая в основном из студентов, завершила работу над своим дебютным проектом – игровым движком HPL Engine, предназначенным для игр-хорроров (HPL – инициалы знаменитого мастера ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта).

Чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов и более крупных студий, компания разработала короткую игру Penumbra Tech Demo. В ней персонаж игрока исследовал заброшенную арктическую станцию, спасался от ужасных монстров и мог использовать множество разбросанных по локации предметов.


Как и положено демке, та Пенумбра распространялась бесплатно. Неожиданно для создателей игра нашла отклик не только среди профессиональных геймдизайнеров, но и у простых игроков. Геймеры стали требовать продолжения рассказанной в демо-Penumbra истории, и шведы решили не упускать золотую рыбку и самостоятельно разработать полноценную игру на своем движке. При этом вместо одной огромной игры была задумана трилогия, состоящая из отдельных эпизодов. Такая модель издания позволяла поддерживать интерес публики и получать финансирование для разработки последующих игр.

Penumbra: Black Plague (2008)


Во второй части серии разработчики учли почти все замечания игроков и пожелания критиков. В результате игра превратилась в рафинированный стелс-хоррор без всякой возможности вступить в прямой бой с противниками. Ради этого пришлось убрать из нее собак с пауками и заменить их на смертоносных зомби.

Из шахтного комплекса наш Филипп перебирается в бункер организации, которая занималась исследованиями паранормальных явлений. Однако особой радости это не приносит – все сотрудники станции либо погибли, либо превратились в тех самых зомби. К тому же нас начинают преследовать не только реальные враги, но и периодические галлюцинации и «голоса».

В процессе исследований выясняется, что и шахтеры, и мутировавшая живность, и исследователи, и даже сам наш ГГ стали жертвой жуткого вируса. Тем временем наш внутренний голос мало того, что обретает имя, так еще и пытается манипулировать нашими действиями, а когда эти попытки срываются, начинает пытаться убить нашего героя.

Помощь приходит, откуда не ждали – оказывается, что вирус вырвался на свободу при исследовании гробницы существа по имени Туурнгайт. Это самое существо внезапно выходит на связь и предлагает помочь. А чтобы заслужить его доверие приходится решать сложные задачи и проявлять гибкость мышления.

В целом «Черная чума» получилась именно тем, чего ждали от первой части. Разве что к страхам нашего персонажа добавилось еще и ощущение постепенного съезжания с катушек, что сделало игру еще страшнее.

Читайте также: