Печатная машинка эрика описание

Обновлено: 05.07.2024


Erika 10 очень комфортная в печати машинка, это подмечают даже новички, которые решили впервые попробовать механическую машинопись. Конечно, Erika 10 выпускалась в разных цветовых вариациях, все не перечислишь. Белые, светло-бежевые, розовые… Самая, пожалуй, распространённая серо-зелёного цвета. Фото с сайта ebay.de Машинка же чёрного цвета как будто стилизована под старинную. Впрочем, она и вправду несколько старше своих сестёр. Моя машинка была выпущена в 1955 году, и я считаю, что мне очень повезло с раскладкой клавиатуры. Это был период, когда от старого, ныне неудобного для набора текста расположения клавиш переходили к новому, близкому к современному, компьютерному. Вполне возможно, что в этом же году машинки такой же модели производили с прежней раскладкой. Крышка (верхний щиток) сконструирована в виде дверцы. Это не создаёт удобства при замене ленты, однако съёмные щитки часто терялись, а то и выбрасывались, так что с точки зрения сегодняшней, решение с «дверцей» замечательное. Модель выпускалась в ГДР на фабрике VEB Schreibmaschinenwerke Dresden с 1952 по 1963 гг. Более поздние машинки незначительно отличались от более ранних. Каталог деталей и сборочных единиц пишущей машинки Erika 10
(Обложка и 8 стр.)
VEB Schreibmaschinenwerke Dresden, 1953 г. Высокое качество десятой «Эрики» было признано во время её производства. Об этом свидетельствует маркировка, размещённая на задней части каретки в виде буквы Q (от нем. qualität — качество) и вписанной в неё цифры 1. Эта эмблема и есть знак «Отличное качество» (Ausgezeichnete Qualität Gütezeichen), под ней — регистрационный номер 00263. Знак качества был введён в ГДР и предусматривал четыре класса: Q – высший, S – специальный, первый и второй. Эти маркировки можно увидеть и на других машинках, выпущенных в ГДР. Например, Optima P1 признавалась машинкой первого класса. Знаки качества ГДР, которые можно увидеть на товарах, выпущенных в Восточной Германии: Q — высший класс (выше среднего на мировом рынке); S — специальный класс (очень хорошее качество); 1 — качество, сравнимое со средним на мировом рынке; 2 — хорошее качество, но ниже среднего на мировом рынке. * Десятая «Эрика» — абсолютно классическая портативная машинка, но дело в другом. Для изготовления модели разработчики провели доскональные расчёты, приложили максимум инженерных усилий, художники-конструкторы создали красивый дизайн, производитель использовал первоклассные материалы, а механики надёжно и добросовестно собрали все детали в единое гармоничное целое. Разумеется, серьёзный и творческий подход к делу у создателей «эрик» возник не с нуля. После войны предприятие VEB Schreibmaschinenwerke Dresden было создано на базе бывших двух компаний, которые были экспроприированы. Одна из них — легендарная фирма Seidel & Naumann, которая была основана ещё в XIX веке и производила, помимо канцелярских устройств, швейные машинки, велосипеды, арифмометры; в общем, работала с точной механикой давно. Десятая «Эрика» выпускалась с разными размерами шрифтов для многих языков мира. На моей машинке шрифт несколько приплюснутый по вертикали. То есть высота (кегль) шрифта меньше обычного, но шаг (размер) совпадает со стандартными размерами шрифтов пишущих машинок: 10 символов на дюйм (подробнее о размерах машинописных шрифтов я писал отдельно). Как и многие другие немецкие машинки, «эрики» десятой модели в больших количествах поступали в СССР в качестве возмещения ущерба от войны. Должно быть, ещё много сохранилось таких "экземпляров", в лучшем случае они прячутся в квартирах на антресолях, в худшем — погибают в подвалах и гаражах. Среди советских писателей, кто пользовался, в том числе машинкой именно этой модели, был Александр Исаевич Солженицын. В Доме русского зарубежья в Москве этот машинописный аппарат стоит в ряду мемориальных предметов, принадлежавших писателю. а О машинке из той же эпохи, что и Erika 10, но уже сделанной в Америке под влиянием новых веяний в дизайне, прочитать можно здесь.



Первый производитель: AG vorm. Seidel & Naumann , Германия, Дрезден

Начало производства: 1910 г.

Производство пишущих машин фабрика Seidel & Naumann начала в 1900 году с выпуска канцелярских моделей марки Ideal. Первую портативную машинку Erika завод Зайделя и Науманна выпустил в 1910 году. Как и американская Corona 3, эта машинка очень маленькая, с тремя рядами клавиатуры и складная, то есть способная уменьшать свои размеры для размещения её в чемоданчике и удобства при транспортировке (ношения с собой). Всего было выпущено четыре модели машинок такого типа. Машинки, выпускавшиеся на экспорт, получили название Bijou. В 1927 году компания приступает к производству наиболее распространённых портативных машинок — с четырёхрядной клавиатурой. В нескольких модификациях в течение нескольких лет выходят высококлассные машинки Erika 5 (в первых версиях 43 буквенно-символьных клавиши, в поздних — 44). Позднее эти машинки начнут выпускать также с табулятором — Erika 5 Tab — механизмом, упрощающим создание таблиц и колонок. В 1933 году с конвейера завода выходит следующая модель — Erika 6, от пятой модели её отличают некоторые новые решения, в частности, переключатель цвета печати, который в прежних моделях установлен между сегментом и кареткой, перемещён теперь в область клавиатуры — располагается справа от неё. В 1935 году выпущена новинка — Erika M ( Meisterklasse — в переводе с нем.: «мастер-класс»): у этой машинки особый механизм полеустановления — поля выставляются не при помощи ползунов на каретке, а нажатием специальных кнопок слева и справа от пробела, кроме того, это одна из редких портативных машинок, которые умеют печатать с разреженной постановкой букв и символов, то есть так: в р а з р я д к у. С более подробным обзором этой пишущей машинки можно познакомиться в статье « Эрика "М": красивая и беспристрастная… ». И, наконец, в 1936 году выходит упрощённая версия — Erika S ( Simplex ) без селектора цветной печати. Такой модельный ряд «эрик» Seidel & Nauman n выпускается без изменений вплоть до Второй Мировой войны, несколько лет во время неё и после — вплоть до 1949 года, пока предприятие не национализируют. В 1949 году компания Seidel & Naumann становится народным предприятием Mechanik vorm. Seidel & Naumann VEB Dresden. Некоторое время декаль с логотипом S & N ещё сохраняется на машинках, но вскоре исчезает, так же быстро и название предприятия усекается до VEB Dresden . В течение двадцати лет VEB Dresden сделает много новых моделей, которые можно перечислить в порядке времени их выпуска в такой последовательности: 8, 9, 10, 11, 12, 20, 14, 15, 30 и 40, 32 и 42, 33 и 43. Обзор модели Erika 10 можно прочитать здесь. В 1969 году все мощности предприятия передадут комбинату Zentronik (а через десять лет Robotron). К машинкам, выпущенным на этих предприятиях, относятся модели 50 и 60, 34 и 44, 100 и 105, 127, 103 и 108, 150 и 153, 155 и 158, 170 и 173, 125. В августе 1991 года с конвейера комбината Robotron сошла последняя машинка Erika , вскоре предприятие ликвидировалось.


Пишущая машинка Erika Meisterklasse, s/n 653167/M


Здесь: немецкое слово 'schreibmaschine' занимает 15 шагов, столько же занимает сочетание слов 'печатная_машина ' с учётом пробела между ними.


В 2016 году, когда Крым уже был наш, моя Эрика поехала красоваться на выставку в Москве, так и оставаясь «немкой». Там её заприметил интересный посетитель — военный атташе Германии, он даже написал несколько строк, отметив, что эта вещь напомнила ему студенческую молодость, хотя и в его молодости она уже считалась старой.


Москва, ЦДХ, 2016 г.



Американский коллекционер пишмаша Мартин Ховард в великолепном фильме «Калифорнийская печатная машинка» говорит, что ловит кайф, когда находит в буквопечатающем аппарате ХIХ века засохшего жука, допуская, что он туда заполз, когда в его стране ещё воевали с индейцами, а мне и букашки не надо — воображение заводится с четверть оборота от простого взгляда на машинку, даже если она не такая уж древняя.


Фото: Мартин Ховард и его машинки, 2015 (COLE BURSTON)



Эту модель немцы назвали Erika M. «М» в названии модели — сокращение, которое значит «meisterklasse», то есть «мастер-класс»; здесь читается отсылка к определённому разряду, уровню, более высокому, чем тому, которым обладают подобные ей модели.

Мария Маликова

Мария Маликова запись закреплена

Механическая пишущая (печатная) машинка:
немецкая ERIKA (конец 60-х гг)
и югославский UNIS tвm de Luxe (70-х гг).
Портативные, - т.е."удобные для ношения при себе". Несмотря на визуальную разницу, - сами машинки разнятся весом не более,чем в 1 кг.(около 4-х и 5-ти,соответственно), но"Эрика"выглядит более громоздкой из-за довольно массивного чемодана, тогда как у"Юниса" - п/массовая невесомая "пристяжная"крышка с ручкой.
Обе машинки очень и очень достойной сохранности, - в эксплуатации были незначительно. Не только прекрасный внешний вид (без каких бы то ни было дефектов), но и - после проведения регламентных работ (чистка-смазка-регулировка) - полностью готовы к использованию по прямому назначению: функциональность проверена по всем правилам, свежая лента установлена, - садимся и печатаем. При покупке - проверка всех опций и подробная консультация по уходу и экспл.
Кроме того, К КАЖДОЙ прилагается:
1) машинописный эквивалент инструкции,по которому будет легко освоить пишмаш даже начинающему пользователю
и
расходники на первое время:
2) 100листов копирки ф.а4 +
3) 2 красящие ленты на смену.
(Ленты - новые,магазинные,цвет на выбор: чёрный и фиолетовый, а копирка - копировальная бумага - из закромов,но св-в не утратила: копию /т.е.2-й экз.получается при печати с ней/ делает нормально.)
Встреча - на моей ст.м., где есть очень удобное место для посмотреть-проверить.
Цена каждой с БОНУСОМ =3500руб.
ТОЛЬКО - МОСКВА(без пересылок),из рук в руки.

Анатолий Заутер

Типичный чюмадан старых ДДР-машин.. у меня и у оптимы такой, и у эрики 14, и ещё у каких: не помню чё ещё у меня из ГДР дома понапрятано..))

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal




"Целый век поэты доверяли им душу, милиция – протоколы, канцеляристы – волокиту. Еще вчера на «Немецкой волне» веселый степ клавиш, каретки и звоночков был клевой заставкой, но впредь, увы, не будет и наверняка никого уже не ошарашит концерт для машинки с оркестром эстонца Эркки-Свена Тюйра, ибо эпатажная солистка вскорости стала, пожалуй, допотопней музыкального орудия серпент.

Вот и моя лежит в глухом шкафу, в последний раз обслуженная семь лет назад скрупулезным Юрием Петровичем, сыскавшим к ней шрифт, звавшийся меж мастеров «крестик». В баульчике же, оклеенном тускло-зеленой рябенькой бумагой, упокоилась другая. Да-да! «Эрика»! И не пластмассовая времен упадка, а М-10! Великая гэдээровская модель, во мнении знатоков лучшая из всех, какие в начале шестидесятых появились на улице Кирова, – «Райнметаль», «Колибри», «Оптима».

Сперва в последнюю треть прошлого века американские механики измыслили все выдуманные в будущем типы машинок. Потом (по Брокгаузу) «в 1870 году русский изобретатель Алисов устроил пишущую машину на совершенно иных принципах. Она получила премии на многих выставках, но в ход не пошла. ». Когда автор «в 1877 году получил первую партию, их приравняли к типографским по отношению к соблюдению цензурных постановлений. Посему никто не захотел их приобретать. ».

Потом – «ремингтонная» у Льва Толстого, ибо вещие слова яснополянского старца перебеливала не только Софья Андреевна.

Потом «ундервуды» – вундеркинды советских контор и НЭПа.

Потом из воссоединившегося Львова некто привез в Москву партию товара с библейским шрифтом. Счастливые покупатели сменили соломоновы буквы на кириллицу и уселись печатать. Но не тут-то было. Каретки у товара ездили в нерусскую сторону.

Народ, однако, не остыл. А между тем всякую машинку велели регистрировать и на крупный шрифт получать разрешение, так что, помня, отчего Алисов опустил руки, опустим их тоже.

Потом уезжали дочери Михоэлса и уступили мне сберегавшуюся для внучки «Колибри» с французским шрифтом, каковую обрусил все тот же Илья Самойлович. И хотя у него уже от старости дрожали руки, сделано было все как надо, правда, для какой-то литеры (а какой, уже и спросить не у кого) пришлось пойти на черную кнопку – темно-зеленой было не сыскать.

Потом уезжавший Аксенов оставил Белле Ахмадулиной некое портативное чудо, мечту всякого дышащего и пишущего, и наконец под занавес явилось одно из величайших измышлений человечества – белая забивающая копирка.

Как же самозабвенно послужил нам великий механизм! Как хотел, чтобы попользовались от его рычажков! Увы, издерганные машинистки, отстукивая абзацы, так и не освоили даже табулятор. Пренебрегли они и упором страницы, ставя на каждой закладке глупый крестик. А тут еще родимая промышленность за почти столетие опросталась всего лишь консервно-баночной «Москвой».

Но всё. Они уходят. Как паровозы и голубиная почта. Осталась индийская копирка и дефицитная лента. Лежат теперь сохнут. А я сочиняю реквием. Правильней бы отстукать его на ней же. Но где там! Отвык.

А ее под конец обобрали. Компьютер прикарманил клавиатуру, причем – порождение прагматического времени, – наплевав на привилегию хранителей человеческой интонации – знаков препинания, без верхнего регистра стал набирать цифры.

Но я-то у себя всё переустановил как было."

"Эрика берет четыре копии" - пел Галич. Да, была такая пишущая машинка "Эрика", и, когда печатали на ней самиздат под копирку, старались, естественно, напечатать побольше копий в одну закладку. Последние копии в закладке часто получались уже "слепые". Казалось бы, к чему вспоминать и кто сегодня имеет с этим дело? Однако же следы былых "копирочных копий" многие из вас видят чуть ли не ежедневно. Скажите максимально точно - где?

Читайте также: