Отрасль техники связанная с проектированием и изготовлением пособий для обучения слепых это

Обновлено: 07.07.2024

7. Чтение, брайль, тифлографика.
Электронные версии книг.

Антонов Н., Денискина В. - Обучение плоскопечатному письму незрячих детей младшего школьного возраста.

Цель предлагаемого пособия - обоснование и описание методики обучения письму шрифтом Гебольда и знакомство с письменными буквами детей без остаточного зрения.
Владение умениями и навыками письма обычными буквами – необходимо каждой социально адаптированной личности при глубокой зрительной патологии. Оно позволяет незрячим людям чувствовать себя увереннее и комфортнее в общении с окружающими и быть более независимыми
Обучение осуществляется в начальных классах специальных (коррекционных) школ для слепых и слабовидящих детей. Программа по русскому языку для начальных классов школ III-IV видов предусматривает обучение незрячих (слепых) учащихся, имеющих остаточное зрение до 0,04, чтению плоскопечатного текста и письму прописями. Дети, не имеющие остаточного зрения, обучаются плоскопечатному письму шрифтом Гебольда, знакомятся с письменными буквами и учатся расписываться.
Обучение ведется во 2-4 классах на уроках русского языка или коррекционных занятиях. При необходимости оно продолжается в классах среднего звена учителями русского языка или тифлопедагогами, проводящими с детьми коррекционные занятия. Если в школе есть дети, ослепшие в школьном возрасте или дети с прогрессирующими заболеваниями органа зрения, то могут быть созданы разновозрастные группы.

Башкирова И.Л., Гордейко В.В. - Условные обозначения по системе Брайля при обучении математике и языку: практическое пособие.(2010)

В пособии дается характеристика письма рельефно-точечным шрифтом Луи Брайля, раскрывается система брайлевских обозначений, используемая при обучении незрячих школьников русскому и белорусскому языкам, математике.
Данное практическое пособие состоит из двух разделов. В первом разделе излагаются общие характеристики письма рельефно-точечным шрифтом Луи Брайля, дается описание прибора для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, объясняется система брайлевских обозначений в русском и белорусском языках, использующаяся при обучении незрячих школьников. Во втором разделе на многочисленных примерах раскрывается система брайлевских обозначений, применяемая в школьном курсе математики.
Материал, содержащийся в практическом пособии, адресован студентам факультета специального образования и может быть использован при изучении следующих дисциплин: «Техника чтения и письма по Брайлю», «Методика обучения технике чтения и письма по Брайлю», «Основы специальной методики школьного обучения детей с нарушениями зрения». Кроме того пособие может быть применено в практике работы педагогов классов интегрированного обучения, специальных школ для детей с нарушениями зрения, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников системы специального образования.
Система рельефно-точечного письма, созданная Луи Брайлем для незрячих людей, дает им средство для связи с окружающим миром, открывает для них широкие возможности приобщения к миру культуры и общечеловеческим ценностям в условиях визуальной депривации. Благодаря системе рельефно-точечного письма незрячие люди могут изучать науки, знакомиться с произведениями литературы, музыки. Овладение рельефноточечным письмом по системе Брайля обеспечивает незрячему человеку активность в приобретении социального опыта, а также полноценный процесс социальной адаптации и интеграции в общество.

Раздел 1. Брайлевские обозначения в русском и белорусском языках.

§ 1.1. Прибор для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

§ 1.2. Брайлевское шеститочие, правила записи и чтения.

§ 1.3. Принципы построения ключа Брайля.

§ 1.4. Русский и белорусский алфавит, буквенная символика.

§ 1.5. Знаки препинания и правила записи.

§ 1.6. Оформление текста.

§ 1.7. Синтаксический разбор предложения, разбор слова по составу.

Раздел 2. Брайлевские обозначения в математике.

§ 2.1. Общие знаки и правила.

§ 2.2. Цифры и числа. Запись именованных чисел.

§ 2.3. Знаки арифметических действий и отношений, скобки.

§ 2.4. Латинский, греческий алфавиты, буквенная символика, римские цифры.

§ 2.5. Дроби: обыкновенные, десятичные, арифметические, алгебраические.

§ 2.6. Степени, корни, индексы.

§ 2.10. Логарифмы, элементы математического анализа.

§ 2.11. Элементы теории множеств и математической логики.

БЫКОВ А.Г. - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ УНИФИЦИРОВАННОЙ БРАЙЛЕВСКОЙ НАУЧНОЙ НОТАЦИИ(1982).

Естественнее всего начать унификацию с решения следующих проблем:
качественный анализ наиболее известных нотаций;
определение, обобщение и оценка методов, разработанных в этих нотациях;
расширение перечня принципов, провозглашенных на московском совещании, с целью удовлетворения всех требований, которые необходимо предъявить к УБНН, чтобы учесть особенности деятельности слепых в наши дни.
Исследования, связанные с этими проблемами, и составляют основное содержание этой работы.

I. Качественный анализ существующих брайлевских научных нотаций.

II Методы введения брайлевских обозначений.

III. Методы знакообразования.

IV. Принципы УБНН.

Вместе пишем и читаем по брайлю(2002).

ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ БРАЙЛЯ.
Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости.
Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром 1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различ¬ными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брай¬левские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Рельефно-точечный шрифт Брайля — Что это такое.

Определение системы Брайля.

Принадлежности для письма по Брайлю.

Слова, предложения, математические выражения.

Использование брайлевского прибора и грифеля.

Использование брайлевской печатной машинки.

Необходимые средства обучения.

В набор входят следующие пособия.

ГРИЩЕНКО Т.А. - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ СЛАБОВИДЯЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ(2009).

В результате анализа практики реализации коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе IV вида, а также соответствующей научной и методической литературы нами выявлены следующие несоответствия между:
• значимостью развития зрительного восприятия слабовидящих школьников как фактора успешности социализации в контексте современных требований к выпускнику школы со стороны общества и государства, с одной стороны, и недостаточностью научных исследований по разработке эффективных средств педагогического воздействия на развитие зрительного восприятия у данного контингента школьников, с другой стороны;
• необходимостью дальнейшего целенаправленного изучения особенностей зрительного восприятия слабовидящих школьников и отсутствием достаточно обоснованных критериев оценки уровня сформированности зрительного восприятия у данного контингента школьников;
• необходимостью существования научно-обоснованной, методически проработанной педагогической технологии развития зрительного восприятия слабовидящих учащихся начального и среднего звена школьного обучения и отсутствием таковой в современной системе коррекционной работы.
Из актуальности и приведенных несоответствий вытекает проблема исследования, состоящая в поиске и обосновании педагогической технологии развития зрительного восприятия слабовидящих школьников. В рамках указанной проблемы определена тема исследования.
Объект исследования: процесс развития зрительного восприятия школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования: педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками.

Гипотеза исследования:
1. Предполагается наличие взаимообусловленной зависимости между качеством зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками и уровнем развития операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия как психического процесса;
2. Повышение эффективности развития зрительного восприятия и овладения рациональными способами использования сохранного зрения слабовидящими школьниками может быть обеспечено педагогической технологией, предусматривающей: линейный принцип последовательного усложнения графических изображений; использование визуально-логических и практических заданий, требующих достаточного уровня сенсорного развития и включенности мыслительных операций и речи в процесс восприятия; оперативную корректировку содержания и методов развития зрительного восприятия на основе проведения диагностики на каждом этапе коррекционной работы.
В соответствии с целью и гипотезой в ходе данного исследования решались задачи:
1. Выявить факторы, значимо влияющие на формирование зрительного восприятия слабовидящих школьников.
2. Обосновать различие методов и приемов развития зрительного восприятия у детей в зависимости от формы и степени выраженности зрительной патологии.
3. Выявить зависимость между качеством зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками и уровнем операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия как психического процесса.
4. Теоретически обосновать и разработать педагогическую технологию развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической технологии развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками в условиях специально организованной коррекционной работы.
6. Выявить дидактический потенциал использования графических изображений в развитии операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия в условиях слабовидения.

Денискина В.З. - Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира (м-лы конференции 2004).

В сборнике представлены материалы конференции по изучению, использованию, развитию и пропаганде системы Брайля.

I. Применение системы Брайля в издательской деятельности.

Степанов В.С. Информационное обеспечение инвалидов по зрению и система Брайля.

Юнусова А.А. Значение системы Брайля в овладении иностранными языками лицами с глубокими нарушениями зрения.

II. Изучение в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения рельефноточечного шрифта Брайля и использование его в получении профессионального образования.

Плаксина Л.И. Теоретические основы реабилитации лиц с нарушением зрения средствами системы Л.Брайля.

Солнцева Л.И. Использование остаточного зрения в процессе освоения шрифта Брайля.

Денискина В.З. Овладение системой Брайля -одно из условий успешной социальной и профессиональной адаптации незрячих.

Белякова Н.А. Актуальные проблемы овладения незрячими детьми системой Брайля.

Фомина Л.А. Значение системы Луи Брайля для жизнедеятельности незрячих людей и готовность ребенка к обучению чтению и письму по системе Брайля.

III. Роль рельефно-точечного шрифта Брайля в реабилитации взрослоослепших.

Гилилов Е.И., Кантор В.З., Смирнова Н.Н. К проблеме повышения брайлевской грамотности инвалидов по зрению.

Копытин Н.Н., Головлева Н.И. Место системы Брайля в элементарной реабилитации слепых.

Капрова А.Г. Из опыта обучения рельефно-точечному шрифту Брайля взрослоослепших.

IV. Пропаганда системы Брайля.

Захарова Е.В. Великое шеститочие и мир незрячего человека.

Пилюгин О.Н. Пропаганда и значение системы Брайля в современных условиях.

V. Различные аспекты использования системы Брайля.

Эндер Йозеф. Устарел ли Брайль? Роль брайлевских дисплеев и речевых синтезаторов в интеграции незрячих.

Иванова Г.И. О роли системы Брайля в социальной реабилитации и жизни незрячих.

Зарубина И.Н. Проблемы создания и внедрения русской краткописи для слепых.

Келлер Е.Б. Использование «плоскопечатного Брайля» в интеграционном процессе.

Семевский, Николай Анатольевич — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Семевский Николай Анатольевич (5 мая 1898 –14 февраля1971 … Википедия

Зрение — процесс восприятия внешнего мира, обусловливающий представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Орган З. глаз. Глаз человека наделён способностью воспринимать световые волны в диапазоне от … Педагогический терминологический словарь

тифлографика — 1. Сукырлар язуы; сукырлар бармак белән капшап укырлык махсус хәрефләрдән торган язу ысулы 2. Шундый язу үзенчәлекләре тур. фән … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

Семевский, Николай Анатольевич — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Семевский Николай Анатольевич (5 мая 1898 –14 февраля1971 … Википедия

Зрение — процесс восприятия внешнего мира, обусловливающий представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Орган З. глаз. Глаз человека наделён способностью воспринимать световые волны в диапазоне от … Педагогический терминологический словарь

5. Практическое внедрение ТСО

На данный момент ООО «НПО «Сонар» выпускает следующие приборы:

• Ультразвуковая трость «Сонар-1УТ»
• Ультразвуковой фонарик «Сонар-5УФ»
• Электронный компас «Пеленг-01»

На стадии макетных образцов находятся более сложные приборы, развивающие концепциии выше упомянутых систем замещения зрения «Kaspa» и «VOICE», а также
локальная навигационная система на базе инфракрасных маячков.

6. Бытовые электронные приборы для незрячих

Отдельным направлением электронных разработок в помощь слепым являются приборы, позволяющие получать невизуальную информацию, касающуюся различных бытовых
проблем, прежде всего на кухне и в магазинах.
Сюда относятся приборы с речевым представлением информации:

• говорящий бытовой безмен «Сонар-Б1»,
• определитель номиналов российских купюр ПАЛИТРА-02»
• определитель цвета «ПАЛИТРА-01»
• говорящий вольтметр

Есть также более простые приборы с тональной звуковой индикацией:

• Звуковой маячок-индикатор уровня-таймер Кенар-01»
• Звуковой таймер «Колокольчик».

Компьютерная тифлотехника в конце XX начале XXI вв.

Одним из основных факторов развития современной личности становится овладение информационными технологиями в самом широком смысле.

Информационные потоки, которые должен обрабатывать современный ребенок или студент, требуют применения соответствующих приемов и методов. Без помощи «электронных помощников» уже не обойтись. Цифровая техника является неотъемлемой частью не только учебы и работы, но повседневной жизни, быта. Компьютер расширил возможности незрячего пользователя не только по восприятию информации, но и позволил полноценно участвовать в процессе обмена информацией. Если раньше для того чтобы написать курсовую работу, заявление или какой-либо другой документ, незрячему приходилось прибегать к помощи зрячего секретаря, теперь это легко сделать совершенно самостоятельно. Стали доступны огромные по объему информационные ресурсы интернета, что крайне необходимо студентам и специалистам любого профиля. Электронная почта позволяет общаться с друзьями и коллегами по всему миру независимо от того, знают они систему Брайля или нет. Такой способ виртуального общения через интернет уничтожает различие между людьми с сенсорной де-привацией и свободными от информационных ограничений людьми.

В странах западной Европы и в США развитие ти-фло-информационных средств и технологий направлено на обеспечение незрячим равных со зрячими возможностей
доступа к информации. Государство финансирует весьма дорогостоящие разработки, направленные на полную интеграцию инвалида в обществе. Например, в США все
банкоматы имеют брайлевские подписи, кнопки лифтов и номера кабинетов в государственных учреждениях также подписаны по Брай-лю. В любой библиотеке (даже
в библиотеке Конгресса) установлена «читающая машина», позволяющая незрячему посетителю читать плоскопечатные книги. Приняты и выполняются законы, обязывающие
разработчиков интернет-сайтов обеспечить возможность доступа незрячих к информации на сайте и т. д. Поэтому развитие тифло-информационных средств идет там по пути обеспечения равных возможностей. Западные программы невизуального доступа к информации ориентированы обеспечить незрячему пользователю возможность
работать с обычным программным обеспечением. Установив на свой компьютер какой-либо Screen Reader, незрячий учащийся получает возможность изучать тот же
Microsoft Word, Excel, систему программирования Delphi или любую другую программу, что и его зрячие товарищи.

Интеграционная направленность прослеживается и в разработке программного обеспечения. Такие программы экранного доступа как Cobra (Baum redec, Германия),
Jaws for Windows (Freedom scientific, США), Window eyes (Gwmicro, США), занимающие лидирующие позиции на мировом рынке подобных продуктов, предназначены
именно для того, чтобы дать возможность незрячему пользователю работать с любыми прикладными программами наравне со зрячими.

Конечная эффективность рассмотренных устройств (прежде всего, систем замещения зрения) зависит от пользователя не в меньшей мере, чем от качества реализации
приборов. Помимо технических проблем, возникает также вопрос преодоления психологического барьера. С этой точки зрения выглядит целесообразной организация
специальных учебных групп, оснащенных ассортиментом технических средств различной сложности, где пользователь имел бы возможность осваивать навыки использования
данных приборов, начиная с наиболее простых.

Источники:
1. Муратов, Р. С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников / Р. С. Муратов.- М.: Просвещение, 1968.

2. Сверлов, В. С. Тифлотехника / В. С. Сверлов.- М.: Учпедгиз, 1960.

3. АЛЕКСЕЕВ О.Л. - Теоретические основы учебной тифлотехники – Москва, институт коррекционной педагогики РАО (1994)

4. Соколов В.В. Современные компьютерные технологии в инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения(2011)

5. Соколов, В.В. Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебнометодическое пособие / В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова. - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012. - 256 с.

6. Вспомогательные электронные средства - Устинова, к.т.н., Санкт-Петербург.

Читайте также: