Отличие аллода от бенефиция

Обновлено: 05.07.2024

Первые серьезные изменения в структуре сельского хозяйства Западной Европы произошли во Франкском государстве в эпоху Меровингов. Король Хлодвиг, впервые значительно расширивший границы владений франков, практиковал раздачу земель всем воинам, участвовавшим в походах. Земля впервые попала в частную, а не в родовую собственность. Именно тогда в европейской экономике появилось понятие аллода. Аллодом назывался земельный участок, находящийся в полной собственности владельца. Землю можно было дарить, продавать, обменивать и завещать. Из аллодов выросло все сельское хозяйство феодального Запада. Они сформировали свободное крестьянство, благодаря которому земледелие понемногу стало выходить из кризиса, начавшегося еще до Великого переселения народов.

Введение аллодиального землевладения свидетельствовало о серьезных переменах во всем франкском обществе. Как и все германские народы, франки имели родоплеменные устои. Пахотные земли, на которых проживала община, всегда были общественной собственностью. Каждая семья или род, имевшая собственный участок, обладала всеми правами на собранный урожай, но ни в коем случае не на землю. Однако по мере развития франкского общества, по мере укрепления королевской власти в ущерб власти общинных старейшин, старые родовые связи начали разрушаться. Рядовые общинники предпочитали вести собственное хозяйство, быть независимыми от громадной семьи. Из них и начало формироваться франкское крестьянство – лично свободные люди, обладающие и орудиями труда, и всеми правами на землю, которую обрабатывали.

В экономическом плане распад рода, выделение индивидуальных земледельцев-аллодистов были, безусловно, положительным изменением, особенно поначалу. Но с другой стороны, отныне все долги, которые совершал землевладелец, он обязан был выплачивать самостоятельно, без поддержки рода. Мелкие аллоды постепенно переходили в руки богачей и знати, забиравших землю – главное богатство в Средние века – у должников.

Аллоды, бенефициальные земли и общинные владения во Франкском государстве не шли ни в какое сравнение с громадными территориями, принадлежавшими королям и католической церкви. После каждого удачного завоевательного похода церковь получала от короля в дар обширные земли. Землями владели также монастырские общины. Разумеется, в условиях низкого уровня развития сельскохозяйственного инвентаря и скудости почв, у мелкого землевладельца было меньше шансов сохранить свое хозяйство, чем у монастыря, свободного от налогов. И понемногу аллодиальные участки местных крестьян вливались в монастырские владения. При Меровингах была введена также практика патроната, когда крестьянин поступал к крупному землевладельцу из знати под покровительство, передавая тому свой участок. Церковь также охотно принимала мелких землевладельцев под свою опеку. Как правило, в этом случае крестьянин отдавал церкви свой аллод, а взамен получал в пожизненное владение прекарий – несколько более крупный участок, за который был к тому же обязан отрабатывать ежегодную барщину или выплачивать оброк. Началось повсеместное закрепощение крестьянства. К началу Х века в Европе почти не осталось аллодов как таковых. Их вытеснили феоды – новая форма собственности на землю, обязанная своим возникновением новой, вассально-сеньориальной иерархии отношений средневекового общества.

Закрепощение крестьян, насильное «прикрепление» их к обрабатываемой земле, особенно быстро происходило во Франкском королевстве. Карл Мартелл, первым отменивший наследственный принцип пожалования земель дружинникам и знати, ввел систему бенефициев, при которой земля давалась в пожизненную собственность, а после смерти держателя или в случае нарушения им клятвы верности возвращалась в королевскую казну.

Такая политика имела далеко идущие последствия и в экономическом, и в общественном плане. Профессиональные воины из королевской дружины становились фактически единственными держателями сколько-нибудь значительных земельных наделов. Простые общинники превратились из воинов в крестьян. Поскольку король раздавал в бенефиции земли, населенные и обрабатываемые крестьянами, эти крестьяне попадали в зависимость от рыцаря, получившего землю.

Вассально-сеньориальные отношения между королем и его воинами предусматривали распространение власти сеньора исключительно на вассала, а не на тех, кто этому вассалу подчиняется. Поэтому крестьяне в бенефициарных землях перешли под власть королевских вассалов. На первых порах система бенефициев играла положительную для короля роль, поскольку укрепляла военную мощь франкского государства. Но с течением времени вассалы короля, владельцы крупных бенефициев, стали серьезной силой. Уже к Х веку бенефиции стали переходить по наследству. Это было началом развития системы феодов.

Что такое феод? Что означает этот термин, давший имя всей экономической системе этого исторического периода? Если говорить коротко, то феод (он же лен) – это земельный надел, полученный знатным человеком от его господина и принадлежащий ему на правах наследственной собственности. Передача феода по наследству – главное его отличие от бенефиция.

Размер феода мог быть каким угодно – от одного поместья до целого королевства, дарованного императором своему вассалу. Феодом могли обладать только знатные люди. Сеньор выделял своему вассалу феод не для того, чтобы тот занимался сельским хозяйством, а затем, чтобы он нес военную службу. Иными словами, «повинность», обязанность вассала перед сеньором была воинской, а ни в коем случае не крестьянской. Очевидно, что феод – владение, предназначенное для человека «благородных», воинских занятий.

Существовала и еще одна основополагающая характеристика феода как формы собственности. Если аллод, широко распространенный в предшествующий период, в эпоху формирования средневекового общества, и практически исчезнувший из хозяйственной системы Западной Европы к X – XI веку, являлся безусловной личной и независимой собственностью, то феод (как и его владелец, феодал) находился в вассальной зависимости от сеньора.

Введение королевских бенефициев имело целью сплотить государство. Установление системы феодов, напротив, вело к его дроблению. Крупный феодал-землевладелец, являясь вассалом по отношению к королю, раздавал часть земель феода своим подданным. Они оказывались связаны клятвой вассальной верности только с ним, но ни в коем случае не с королем. Знаменитый принцип феодализма гласил: «Вассал моего вассала – не мой вассал». По вертикали сеньориально-вассальных отношений могло возникать сколько угодно сеньоров и вассалов (естественно, до некоего логического предела, с учетом воинских обязанностей вассала, который должен был приводить с собой по требованию сеньора вооруженный отряд). Так или иначе, феоды оставались уделом исключительно знати – как крупной, так и мелкой.

Интересные сведения:

Феод (нем. «лен», фр. «фьеф», англ. «фи») – земельное владение или фиксированный доход, пожалованный сеньором во владение под условием несения вассалом феодальных служб (военной и придворной) и дополнительных платежей.

1. Общие положения

Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев - запись обычного права германских племен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.

2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.

Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за . собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.

3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:

· существование законного брака;

· объявление лица вне закона;

· наличие близкого кровного родства;

· несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

· преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;

· преступления против собственности - кража, поджог, грабеж;

· преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство;

· нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

· соприсяжничество - соприсяжниками, "свидетелями доброй славы" обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

Развитие феодальных отношений характеризовалось упрочением системы необычайно сложных и запутанных вещных прав, основным объектом которых была земля.

В феодальном праве существовали два основных вида вещных прав на землю:

1) Право собственности – наиболее абсолютное право владения, пользования и распоряжения вещами с ограничениями, установленными законом или договором.

2) Владение – фактическое господство лица на вещью с намерением относится к вещи как к своей (объективная и субъективная стороны)

АЛЛОД как форма земельной собственности имел наибольшее распространение в раннее Средневековье. Собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее, не неся за землю службы, не платя повинностей. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. Закреплялся в Салической правде(статья об аллодах).

В условиях развитого феодализма основными и наиболее распространенными правами на землю были держания — феодальные зависимые права, приобретавшийся от какого-нибудь вышестоящего владельца.

Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные. Первые держания имели форму бенефиция, под которым понималось имущество, находящееся лишь в пользовании владельца.

БЕНЕФИЦИЙ:

Вводился реформой Карла Мартелла. Был отменен прежний порядок дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание. Держатель бенефиция был обязан нести службу в пользу лица, вручившего землю. Объем службы зависел от размера бенефиция, а отказ от службы лишал права бенефиция.

1) давался высшей властью свободному человеку на условиях несения службы,

2) не передавался по наследству (условное владение)

3) со смертью бенефициария возвращался собственнику (пожизненное владение).

Хотя отношения между сеньором (королем) и вассалом (бенефициарием) строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). Они заключались публично и посредством торжественного и тщательно разработанного обряда. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж).

Наиболее распространенными видами земельных держаний становятся феоды (лены).

ФЕОД — благородное (дворянское) держание земли на основе ленных отношений.

Передача феода по наследству – главное его отличие от бенефиция.

Феодальный сеньор уступал часть своих земель лицу, становившемуся его вассалом и принимавшему на себя по феодальному договору обязанность верности и оказания определенных услуг сеньору. При уступке земли по феодальному договору вассал, однако, не был полным собственником земли, а сеньор не совсем лишался прав на нее. Грубо говоря, феод являлся наследственным бенефицием.

Права и обязанности сеньора:

1) Он мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней вассалов, и его согласие было необходимо при отчуждении вассалом своих прав на землю.

2) Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался к сеньору.

Права и обязанности вассала:

1) Вассалы имели в отношении феодов полномочия владения и пользования ими.

2) Вассалу принадлежали все доходы с феода, при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо периодические платежи.

3) Феод переходил к наследникам вассала, которые должны были при этом платить пошлину (рельеф) сеньору.

4) Полномочия вассала по распоряжению феодом были более ограниченными

5) Денежные выплаты вассала: выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и выходе замуж старшей дочери

. Права и обязанности вассала:

1) Должен нести военную службу в пользу сеньора вместе с подчиненными ему людьми.




2) Должен выплачивать сеньору «помощи», прежде всего по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы старшей дочери, выкупа сеньора из плена.

3) Участвовал в суде своего сеньора, если подсудимым был вассал равного с ним ранга.

4) Не имел права в своем суде разбирать дела, подлежащие юрисдикции своего сеньора.

5) Принимал участие в совещательном совете (курии) сеньора.

Права и обязанности сеньора:

1) В свою очередь сеньор брал обязательство оказывать своим вассалам военную помощь при нападении на них

2) В определенных случаях материальную помощь.

3) Если вассал выполнял все свои обязательства, сеньор не мог отобрать у него фьеф.

С XIII в. стала допускаться полная передача феода, т.е. постановка нового вассала на место продавца с переходом к покупателю всех прав и обязанностей, связанных со «служилым» феодом, без разрешения сеньора, но с двумя ограничениями: сеньор имел право,

во-первых, получать определенную, притом сравнительно высокую пошлину,

во-вторых, вернуть себе феод от приобретателя, возместив последнему уплаченную им цену.

Таким образом, вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора.

Другой вид свободного держания земли осуществлялся лично свободными крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название

ЦЕНЗИВЫ.

Крестьянин являлся наследственным пользователем земли. Никаких личных феодальных связей при цензиве не устанавливалось, не было ни обязанностей к военной службе, ни соблюдения верности господину. Зато с крестьянина причитались разнообразные и весьма обременительные платежи.

В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начали заменять часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньоров экономически наиболее развитых областей стал предпочтительнее лично свободный крестьянин — держатель наследственного земельного надела — цензивы. Цензитарий был обязан выплачивать своему господину твердо фиксированный ежегодный денежный платеж — ценз, выполнять определенные повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Будучи лично свободным, он мог сменить местожительство и профессию (уйти в город и т.д.). Но на нового держателя цензивы возлагались все сопутствующие ей феодальные повинности.

Во Франции переход к цензиве начался в ХШ веке. С течением времени она становится здесь основной формой крестьянского держания.

Образование единого государства во Франции. Реформы Людовика 9

Периодизация истории Франции:

I. Феодальная раздробленность (10-13 вв)

II. Сословное представительство (14-16 вв)

III. Абсолютная монархия (17-18 вв)

Франкская империя, была разделена в 843 г. Верденским договором, заключенным между внуками Карла Великого. Из ее состава выделилось Западно-франкское королевство.

Признаки Западно-франкского государства:

· Власть короля распространялась только на территорию своего домена;

· Король не издавал единых для всего королевства законов;

· Отсутствовало постоянное войско;

· Не было единой валюты;

· Отсутствовал бюрократический аппарат;

· Не единая судебная система.

Домен короля-Париж и Орлеан

Итог: слабая королевская власть

Знать боролась против любых попыток усиления монархии, но никогда не выступала против королевской власти как таковой. Монархия был символом единства, помогающим синьорам под знаменем короля объединяться в случаи военной угрозы или восстания крестьян. «Франции нужен король, но король слабый»

Франция была единым королевством чисто номинально, так как ее территория представляла собой конгломерат сеньорий с весьма различным составом населения.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

1. Графы и герцоги. Высший слой французского феодального класса, вассалы самого короля.

2. Бароны. Держали свои земли от герцогов и графов

3. Рыцари. Мелкое дворянство

4. Крестьяне:

1) Вилланы: могли передать свою парцеллу (небольшие участки господской земли) другому лицу. Это освобождало его от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца. Если виллан выполнял все феодальные повинности, сеньор не имел права отнять у него надел, который в таком случае переходил к наследникам виллана. Платили поземельную ренту – чинш.

2) Сервы: более тяжелое положение; находились в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они несли ряд повинностей, выплачивали значительное число различных податей и платежей.

Разорительными для крестьян были баналитеты — монопольное право собственности сеньоров на хлебные печи, мельницы и т.д., сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату, установленную господином.

Значительная часть крестьянства, все необходимое производила в своем хозяйстве. Этой продукцией довольствовались и очень многие сеньоры. Таким образом, хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер.

5. Городское население. В рассматриваемый период несколько увеличилась численность городского населения. Получило некоторое развитие городское ремесленное производство.

Вассальные отношения закреплялись правилом: Вассал моего вассала – не мой вассал.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Королевство состояло из множества фьефов — феодальных владений, которые формально считались его частью, а фактически представляли собой независимые политические образования. Власть короля на местах была очень слабой. Его власть распространялась в его личных владениях — королевском домене.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Однако большинство земель находились во владении у крупных феодалов в качестве фьефа. Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Обычно передача фьефа и установление в связи с этим отношений вассалитета фиксировались особым договором. Его заключение сопровождалось символическим обрядом — оммажем. Вассал торжественно приносил присягу на верность своему сеньору. В свою очередь сеньор совершал обряд вручения инвеституры: вассалу передавался символ власти над фьефом (меч, перчатки — светским феодалам, скипетр — духовным).

Права и обязанности вассала:

6) Должен нести военную службу в пользу сеньора вместе с подчиненными ему людьми.

7) Должен выплачивать сеньору «помощи», прежде всего по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы старшей дочери, выкупа сеньора из плена.

8) Участвовал в суде своего сеньора, если подсудимым был вассал равного с ним ранга.

9) Не имел права в своем суде разбирать дела, подлежащие юрисдикции своего сеньора.

10) Принимал участие в совещательном совете (курии) сеньора.

Права и обязанности сеньора:

4) В свою очередь сеньор брал обязательство оказывать своим вассалам военную помощь при нападении на них

5) В определенных случаях материальную помощь.

6) Если вассал выполнял все свои обязательства, сеньор не мог отобрать у него фьеф.

Государственные органы:

Король был выборным. После смерти главы государства новый выбирался его вассалами и высшими иерархами церкви,

1. Королевская курия, или Великий совет, была единственным общегосударственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны. Это был съезд крупнейших феодалов страны. Он эпизодически собирался под председательством короля. Здесь рассматривались и решались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

2. Управление на местах. Домен короля был сравнительно невелик и почти совпадал территориально с его личными хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые управляющие, ведавшие королевскими имениями, были одновременно и министериалами, заведовавшими делами домена.

3. Домен был территориально разделен на превотажи (округи), во главе которых находились прево — управляющие главного в этом округе королевского имения. Министериалы (в центре) и прево (на местах) назначались королем и были ответственны только перед ним.

4. Суд. Каждый свободный должен был судиться «судом равных».
Соответственно вассал короля мог быть судим только ему равными — вассалами короля. Сеньор лишь председательствовал, наблюдая за правильностью судопроизводства.
Несвободное население, и прежде всего сервы, судились их сеньорами или их министериалами и прево.
Cеньоры высших рангов имели большую судебную власть («высшую юстицию»), чем нижестоящие, которые были наделены «низшей юстицией». В отдельных районах страны сеньорам вручалась и «высшая», и «низшая» юстиция.

- рассмотрение дел и вынесение приговоров по преступлениям, наказываемым смертной казнью (убийства, поджоги и т.п.),

- другие менее серьезным преступлениям.

- все преступления, кроме наказываемых смертной казнью.

- исключение составлял разбой, который был в ведении «низшей юстиции», хотя наказывался смертной казнью.

Судебная власть не была отделена от административной.

5. Церковный суд:

- дела определенной персональной и предметной подсудности

- уголовные и гражданские дела духовенства, а также лиц недуховного звания, но по службе связанных с церковью.

- дела в отношении всех посягнувших на незыблемость догматов религии и авторитет церкви.

- преступления, связанные с «грехом» (внебрачное сожительство, лжесвидетельство, нарушение обязательств, скрепленных клятвой на кресте и т.п.).

6. Вооруженные силы. Их основу составляло ополчение рыцарей вассалов. Король и наиболее могущественные феодалы содержали небольшие отряды наемников.

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской власти. Стала проблема объединить княжества.

Короля в этом поддержали:

1) горожане: города находились под властью сеньоров, который рассматривал города как источник получения дохода; горожане хотели выйти из-под их власти; король предоставил горожанам право на самоуправление. Права городского самоуправления регламентировались хартиями, фиксировавшими городские вольности.

2) мелкие и средние феодалы: искали защиту у короля от крупных и хотели держать в повиновении крестьян.

Постепенно ликвидировался принцип «вассал моего вассала не мой вассал». Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить непосредственно королю.

К началу 12 в. короли Франции подчинили себе феодалов в собственном домене, а к началу 14 в. большая часть Франции присоединена к королевским владениям. Территория Франции увеличилась в 4 раза.

В XIII в. были приняты важные меры, имеющие целью ослабить сепаратизм феодальной знати.

Реформы Короля Лююдовика IX:

1. При Людовике оформилось центральное управление.

Королевский совет превратился в центральное бюрократическое учреждение, а выделился из него Малый Королевский совет.

Совет Феодалов распался.

2. Военная реформа. Были введены так называемые «40 дней короля». В течение этого срока феодалы не могли начинать частную войну. Они были обязаны обратиться в королевский суд, который рассматривал их спор по существу.

3. Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд.

Почти во все области страны были направлены королевские судьи. Они активно вмешивались в юрисдикцию феодалов. В итоге их значение возросло настолько, что к ним обращались не только сеньоры, но и все свободные. Вскоре рассмотрение дел «высшей юстиции» стало исключительной компетенцией королевских судей.

Усложнившиеся функции королевской юстиции потребовали ее организационного обособления. Из Королевской курии была выделена особая судебная палата — Парижский парламент. Это учреждение, ставшее высшей апелляционной инстанцией. Парижский Парламент, получил право ремонстрации – право выборочно утверждать ордонансы (законы) короля.

4. Финансовая реформа. В королевском домене в качестве главной расчетной единицы была введена королевская золотая монета. Единая валюта – динье.
Из Королевской курии выделилось еще одно учреждение — Счетная палата, которое вело учет судебных пошлин.

Друзья, для меня стал откровением тот факт, что всё, за что я плачу́ третьим лицам (в том числе и государству, как особой форме юридического лица), не является моей полной собственностью. Напротив, за свою полную собственность я не должен платить никому.


Феод (лат. feodum, feudum), в отличие от аллода, это передача прав пользования ниже по иерархии с компенсацией вышестоящему в виде выплат или службы верой и правдой. Корень fe (fee) очень распространён в европейских языках и значение его охватывает такие понятия как скот, имущество, богатство, деньги, дань, плата и - в одном ряду - вера. Повторюсь, феод может быть оплачен как имуществом, так и службой верой и правдой.

Началом договорных феодальных отношений являлся оммаж (homage), по которому вассал клялся в верности господину. Как не вспомнить тут "Esse homo" и моё утверждение, что homo означало на латыни раба. А что случалось с феодалами, которые ослушивались своей клятвы и стали неверны своему господину? Возможно, Вы уже догадались: их возвращали в веру через принуждение, посредством так называемого акта веры "Auto da fe" (исп., порт.). В легких случаях у них просто изымали предмет феодального договора - то есть имущество феода возвращалось аллоду, а в худшем - к конфискации прилагалась высшая мера наказания в виде сожжения на костре.


В отличие от распространённого мнения о сожжении ведьм, на кострах сжигали богатейших людей своего времени, например - Жака де Моле, последнего магистра ордена тамплиеров

Кто является аллодом?
Дворянство - от самых низших чинов до королей являлись феодалами, обычно пожизненно владея имениями на правах пользования и выплачивая вышестоящему сеньору как денежную ренту, так и военную и другую службу.

Даже короли не являлись аллодами. Вспомните многочисленные истории, когда короли вступали в должность только после одобрения папы римского, платили ему церковные сборы, то есть выступали лишь первым звеном в феодальной иерархии, которая дробилась и спускалась вниз вплоть до самых бедных дворян. Хорошо известен тот факт, что императоры являлись выборными, ну совсем как сейчас :)

Разумеется, меня заинтересовал вопрос, кто являлся (и, смею Вас уверить - является) вершиной этой феодальной иерархии, не платит подати и налоги (fee) и в то же время является верховным церковным иерархом (fe).


Инквизиция конфисковывала имущество в пользу католической церкви, которая, как и полагается аллоду, не платит налогов и является владельцем Земли.

Церковь как владелец Земли.
Тонкий момент, на который хочу обратить Ваше внимание. Неважно, верите ли Вы или нет, но священные книги и даже мифы дают право на владение землей. За примерами ходить далеко не надо. Несмотря на отсутствие археологических доказательств, земля Палестины была названа той самой "землёй обетованной" (т.е. обещанной), что дало достаточно оснований международному сообществу признать новообразованное государство Израиль. Среди возможных мест дислокации "земли обетованной" были и другие варианты - от Еврейской автономной области на границе с Китаем до Мадагаскара!
Другой пример - локализация новообразованной Греции на Балканском полуострове по греческим мифам и легендам, несмотря на широчайшее распространение греческой культуры в Причерноморье и на всем протяжении от Португалии до Пакистана.

Ещё раз подчеркну - неважно, верите ли Вы лично или нет, но есть те, которые верят и считают это достаточным. Так что же говорится про Землю (да-да, с большой буквы) в Новом Завете?

Иисус - единственный сын Бога-творца, соответственно, он является наследником Земли. По смерти Иисуса в наследство вступает жена. Есть огромное количества материала, в котором церковь уподобляется жене Иисуса. Особенно рьяно это доказывают апостолы в своих посланиях в Новом Завете, которые собственно и заложили апостольскую церковь. Соответственно, в отсутствии Бога и Иисуса здесь на Земле, именно церковь является аллодом, т.е. полновластным владельцем всей планеты; глава церкви - управленцем этим имуществом, а все государственные образования - феодами, которые в свою очередь могут дробить владения на более мелкие, сохраняя и поддерживая иерархию.

Ну а в самом низу иерархии находятся христиане - крестьяне, рабочие лошадки, обычно безземельные и неимущие, которых кормят словами Иисуса "кроткие наследуют землю". Вот и ждут они обещанной земли.

Англиканская церковь.
Как всегда, есть несогласные с ролью церкви как аллода всей Земли. На Руси это были староверы, их двуперстие как символ наследования я подробно разбирал в прошлых материалах.

Английский монарх является главой англиканской церкви с момента её отделения от католической. Суть отделения очевидна - непризнание роли католической церкви как верховного владельца. Другими словами, Британские монархи являются управляющими аллода, оспаривающим право верховного владения у католического.

В католических странах "недвижимость" переводится дословно: inmuebles (исп.), imobiliário (порт.), immobilier (фр.), immobiliare (ит.). В англиканских странах слово недвижимость переводится иначе, а именно как "королевские владения": real estate. Real - royal это переходные формы одного и того же слова, так же как и state - estate. Да что там недвижимость, само название государства - United States of America переводится дословно как "соединенные владения в Америке". Мексика (Estados Unidos Mexicanos, исп.) и ряд других государств имеют в своём названии или в территориальном устройстве те же самые "владения" (states, estates, estados), хотя и не указывают, кто же является аллодом.

assucareira напомнила мне в кулуарах про великие географические открытия. Делались они с обязательным участием священников, зачастую - иезуитов. Целые страны были под управлением христианских орденов - Парагвай, Доминиканы.

А на территории бывшего СССР, сразу после его распада, маклеры по недвижимости внезапно превратились в "риэлторов". Чьей собственностью торгуют риэлтеры?

Британская монархия - аллод США.
Все знают про войну США за независимость, закончившуюся победой соединенных владений над своим аллодом. По окончанию войны был подписан Парижский (Версальский) мир, заключавшийся в 10 пунктах.

Пункт первый, наиважнейший и единственный, не потерявший своей актуальности, гласит о том, что Британская корона признает независимость штатов (буквально - своих королевских владений) и отказывается от своих прав на прямое управление, имущественных и других территориальных прав.

В чём фокус? Британская монархия признала США в качестве полноценного феода, отказавшись от материальных выплат и прямого управления, но сохраняя неотчуждаемое аллодиальное право. Фактически, США поднялось на первую (но не высшую!) ступень в феодальной иерархии и стала суверенной, то есть - самоуправляемой территорией, без выплат аллоду - Британской монархии и Англиканской церкви. Как я уже говорил выше, феодальный договор не всегда основан на материальных выплатах (fee). Часто он ограничивается служением (fe), что мы и видим в сегодняшнем мире, где Америка выступает верным союзником, служа интересам Британии. Тем не менее, полное право владение территориями США по-прежнему принадлежит Британской монархии.

Федеративное государство
США - федеративное государство, с массой служб федерального значения. "Федерация" - обычно нам преподносят это как форму государственного устройства на основе договора, в котором субъекты федерации обладают определенным cуверенитетом на своей территории, но входят в более крупное "объединение", т.н. "федерацию" или "кон-федерацию".


Неподдельная нелюбовь местных властей к федералам - это избитая тема американских фильмов соответствующего жанра. Теперь Вы, полагаю, понимаете истоки этого противостояния и своеобразного "двоевластия" в США. Федералы являются представителями аллода, т.е. истинного полного владельца, в то время как на местах - владельцы неполные и их взаимный конфликт очевиден.

Федерация - это всего лишь форма государственного иерархического устройства, позволяющего эффективно управлять большими территориями и их населением.

Современные феоды
Российская Федерация, как, впрочем, любое другое современное государство, является феодом, во главе которого стоят "управленцы", поставленные работать в интересах аллода. Не-федеративные, так называемые унитарные государства, являются такими же феодами, в которых за ненадобностью отсутствуют некоторые уровни феодальной иерархии.

В современных условиях основа феодального устройства - земля стала слишком громоздким инструментом для управления. В качестве более удобного инструмента фискальной политики было введено денежное обращение и разрешено наследование феодальных земель, т.е. старого, ненужного инструмента управления. Право использования земли стало товаром, а реальным инструментом управления стали деньги. Система сохранилась, изменились лишь инструменты. Это отдельная тема, которую я хотел бы раскрыть в отдельной статье, если будет достаточный интерес с Вашей стороны.

Ну и что нам всем до этого?
Прежде всего - понимание, что феодальный строй и сегодня является рабочим инструментом. Купив скромный дачный участок или даже огромное старинное поместье, Вы всего лишь поднимаетесь по ступенькам феодальной лестницы, никогда не достигая вершины, сколько бы денег у Вас не было.

Вот стали Вы, дай вам бог здоровья и богатства, домовладельцем. Радости и счастья полон дом. Но Вы платите за дом определённую плату в виде налога. Большую или маленькую - не так важно, важен сам факт, что кому-то Вы платите за своё имущество. И это означает только одно - имущество Ваше только в определённых рамках, Вы - всего лишь ответственный квартиросъемщик, но никак не полноправный владелец.

СССР был хорошей попыткой изменить систему. Недвижимость была народной, и за неё не платили. Да, это создавало ряд других проблем, в результате приведших к распаду СССР, но важно само понимание принципа. Образование и здравоохранение тоже были народными, поэтому за них также не платили. И я благодарен СССР, где, несмотря на репрессии, которым подверглась моя семья, я лично получил великолепное образование, о котором в сегодняшних условиях не мог бы даже мечтать.

Ничего нового я не сказал. Наверное, все с подобным сталкивались в той или иной степени. Я не призываю что-либо менять, на данный момент важно само понимание, что всё, за что Вы платите в виде налогов, сборов, ипотечных, лизинговых и прочих выплат Вашим не является. Есть кто-то незаметный в иерархии, который в некоторый момент времени напрямую или через выстроенную феодальную систему вновь перераспределит права. Не знаю, как Вас, а меня это очень отрезвляет.

Читайте также: