Описание мадам грицацуевой из 12 стульев

Обновлено: 02.07.2024

Мадам Грицацуева — яркий и колоритный второстепенный персонаж романа «Двенадцать стульев», созданного писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Женский образ появился в произведении всего в нескольких главах, но успел запомниться читателям благодаря оригинальным характеристикам, данным Остапом Бендером. Авторы подчеркнули комические черты героини, воплотившей собой тип «дамы в поиске».

Авторы персонажа

Авторами героини стали советские писатели и журналисты Илья Ильф и Евгений Петров. Роман оказался первой совместной работой сочинителей. Идею для сюжета книги подал творческому дуэту писатель Валентин Катаев: мэтр предложил молодым авторам написать авантюрную историю о деньгах, спрятанных в стульях, в которую затем классик собирался внести правки. Однако Ильф и Петров настолько профессионально выполнили задание, что Катаев назвал их сложившимися авторами, не нуждающимися в корректуре.

В центре романа — приключения героев, занятых поисками бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев гамбсовского гостиного гарнитура. Стулья принадлежат теще Ипполита Матвеевича Воробьянинова, мадам Петуховой, — о тайном сокровище герой узнает от умирающей дамы. По иронии судьбы секрет спрятанных бриллиантов открывается и священнику, отцу Федору, исповедавшему старушку. С этого момента оба персонажа стремятся любыми способами добраться до драгоценностей.

Случайным помощником Ипполита (Кисы) Воробьянинова в этой сложной «концессии» становится молодой авантюрист Остап Бендер. Заключив сделку, герои приступают к поискам. Поиски начинаются с Старгороде, где, по словам мадам Петуховой, остался гарнитур. Здесь их опережает отец Федор, успевший раздобыть первый стул в доме вора Александра Яковлевича Альхена. В ходе драки Кисы и священника за предмет гарнитура стул ломается, и выясняется, что драгоценностей в нем нет. Остап тем временем узнает, что еще один стул перешел в пользование инвалиду войны Грицацуеву, а остальные 10 находятся в Москве, в музее мебельного мастерства.

Теперь Бендер и Воробьянинов заняты поиском второго в Старгороде потенциального «хранителя» сокровищ. Авторы романа придумали образ мадам Грицацуевой ярким, незабываемым. Прототипом героини послужила фигура жены Осипа Шора, черты которого легли в основу образа Остапа. Эта тучная женщина имела свою лавку, что сделало ее выгодной невестой для Шора в голодное время. Героиня романа не имеет собственного имени, а только наделена авторами комичной фамилией.

История мадам Грицацуевой

К моменту знакомства Бендера с мадам Грицацуевой та уже является вдовой. Как женщина с горячим сердцем и страстной душой, героиня мечтает вновь найти любовь. С этой целью она посещает салон Елены Станиславовны Боур, подрабатывающей гаданием. Свято веря в силу карт, вдова находится в предвкушении встречи с «марьяжным королем». И эта встреча не заставляет себя долго ждать. В городе появляется чертовски обаятельный, молодой и дерзкий Бендер.

К моменту знакомства с Грицацуевой Остап еще не знает, что она осталась вдовой. Оценив ситуацию, он тут же придумывает новый план действий: собирается жениться на «знойной женщине, мечте поэта» — такое описание дамы слышит от него Киса. Это удается Бендеру с виртуозной легкостью — уже через несколько дней после первой встречи проходит свадьба. В главе, рассказывающей об этом торжественном событии, дается подробное описание невесты.

Знаменитые фразы, описывающие внешность мадам Грицацуевой, позже разошлись на цитаты. Перед читателями вдова предстает дамой с арбузными грудями, кратким, но выразительным носом, мощным затылком и необозримыми задами. Она боится нового мужа, поэтому называет его «товарищ Бендер». Знойная красавица еще не знает, что супруг оставит ее после свадьбы спящей, украв заветный стул и несколько дорогих безделушек.

Мадам Грицацуева в фильмах

Роман Ильфа и Петрова получил популярность и был неоднократно экранизирован. В 1971 году на экраны вышел фильм режиссера Леонида Гайдая, где роль мадам Грицацуевой исполнила великолепная актриса Наталья Крачковская, а роль Остапа — Арчил Гомиашвили. Фактура артистки идеально подошла под внешность героини, описанную в книге. В процессе создания фильма актрисе пришлось выполнять, несмотря на эпизодичность роли, множество трюков. После съемок в картине Гайдай начал приглашать Крачковскую и в другие проекты.

На вступительном экзамене во ВГИК она рассказывала монолог Иванушки-дурачка из "Конька-Горбунка", да так забавно, что руководитель курса произнёс: "Вот эту "дурочку" надо брать!"

Любимая роль

Наталья очень любила себя в образе мадам Грицацуевой и с удовольствием вспоминала яркие моменты съёмок фильма "Двенадцать стульев". И как случайно попала в картину. Туда пробовались Нонна Мордюкова и Галина Волчек, но показались режиссеру «несмешными».

Когда Леонид Гайдай снимал "Кавказскую пленницу", Крачковская поехала в съёмочную экспедицию вместе с мужем - звукооператором картины. Режиссёру запомнилась эффектная супруга члена съёмочной группы. И, подыскивая актрису на роль Грицацуевой, он просил помощников найти такую, как жена Крачковского. Но где ж найти такую, если она единственная?

И в результате пригласили на пробы Наталью Леонидовну. И в результате пригласили на пробы Наталью Леонидовну.

Не дали похудеть

"Сто килограммов мечты", - сказал о ней один из поклонников.

Во время работы над ролью в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" Наталья Крачковская сильно заболела и в итоге сбросила 20 килограммов. Гайдай, увидев актрису в другой весовой категории, очень расстроился, ведь съёмки ещё не были закончены. Он велел ей вернуть все формы обратно. Иначе зритель не поймёт превращения: вошла в дверь пышка, а вышла модель.

Особенности конфетно-букетного периода

Влюблённый Владимир Крачковский ухаживал за "знойной женщиной" тоже по-особому. Их роман начался во время съёмок, и Володя чутким сердцем уловил, что розами эту даму не проймёшь. А потому Наталья быстро оценила оригинальность ухажёра, когда однажды утром в дверь гостиничного номера просунулась рука с подносом, уставленным вкусностями к завтраку. Это выглядело красиво и показывало заботу кавалера. Творог, сметана и булочки сделали своё дело, и бастион сопротивления актрисы пал.

Почему не в Думе?

Когда ей предложили поработать на благо отечества в Государственной Думе, она не согласилась, потому что "достала бы всех своей нетерпимостью". В жизни она, по её же утверждению, как в кино, вредная толстая тётка. Но мы-то знаем, что при этом актриса была очень обаятельной, с лучезарно доброй улыбкой. Эта «женщина-улыбка» могла рассмешить любого, потому что не боялась быть собой ни на экране, ни в жизни.

Но своей главной актёрской и женской изюминкой актриса считала именно пышные формы:

«Каждому человеку все время хочется видеть перед собой что-нибудь большое и светлое».

Разве она неправа?

Светлая память актрисе и глубокая благодарность за незабываемые кинообразы!

Интересные и любимые актёры советского кино всегда в поле нашего внимания. Оставайтесь на канале!

"Знойную женщину" и "мечту поэта" я просто не могла обойти стороной. Вдова инвалида империалистической войны, державшая свою бакалейную лавочку и мечтавшая найти себе нового мужа, мадам Грицацуева наткнулась на широкую грудь "сына турецкоподданного" Остапа Бендера, который незамедлительно на ней женился:

"Молодая была уже не молода. Ей было не меньше 35 лет. Природа одарила ее щедро. Тут было все: арбузные груди, краткий, но выразительный нос, расписные щеки, мощный затылок и необозримые зады. Нового мужа она обожала и очень боялась." - "Двенадцать стульев", И. Ильф и Е. Петров

Увы, любовная лодка разбилась в первую брачную ночь, когда коварный Бендер сбежал, прихватив с собой дорогие сердцу Грицацуевой вещицы, включая стул, чайное ситечко и дутый браслет.

Вместо того, чтобы разочароваться в новом супруге, покинутая бросилась искать его, давая объявления в газеты. Остается неизвестным одно: как такая женщина, умудрившаяся проявлять деловую хватку - в конце концов ее магазинчик держался на плаву даже в кризисное время, была настолько пленена могучими плечами Бендера (не будем говорить о прочем), что позабыла и о ситечке, и о браслетике, упорно оправдывая своего Суслика. Меж тем, в остальном она была деловита и сурова:

Вдова поднялась с мешков. Она была замарана мукой. Запорошенные ресницы усиленно моргали.
Он чуял, что и три рубля вырвать у несчастной женщины будет трудно." - "Двенадцать стульев", И. Ильф и Е. Петров

Узнав от Варфоломеича, что Бендера видели в Москве, Грицацуева, ни минуты не сомневаясь, ринулась в погоню. Но, увы, Остап такой преданности не оценил, и вновь сбежал, сверкнув на прощание своими малиновыми ботинками.

1. "Двенадцать стульев", 1966 год: гражданка Грицацуева - Валентина Савельева

Этот телеспектакль мне не нравится целиком и полностью: большой вклад в это внес лично товарищ Бендер , отличившийся умением наводить на зрителя тоску. Мадам Грицацуева здесь тоже несколько разочаровывает: она, откровенно говоря, совсем не знойная женщина. Скорее деревенская с задатками трепетной лани. Из деревенского - говорок в духе "Людк, а, Людк". Из трепетного - возведение глазок куда-то к потолку и легкое подвывание в голосе. За Бендером она гоняется тоже в соответствии со своим образом, то есть - полутрепетно.

Мадам Грицацуева (роль исполняет Валентина Савельева). Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 1966 год, реж. Александр Белинский. Мадам Грицацуева (роль исполняет Валентина Савельева). Кадр из фильма "Двенадцать стульев", 1966 год, реж. Александр Белинский.

2. "12 стульев", 1971 год: гражданка Грицацуева - Наталья Крачковская

Нужно ли говорить, что Крачковская в фильмах Гайдая - просто королева эпизода. И в "12 стульях" она стала той стопроцентной Грицацуевой, что описана на страницах книги. И речь, безусловно, идет не только о внешности. Вдовушка абсолютно покорена бендеровским обаянием. Она готова простить ему и стулья, и ситечко и прочие пропавшие безделушки, лишь бы ее Суслик вернулся к ней вновь. Она даже готова временно прикрыть торговлю, бросившись в Москву за своей великой любовью. Эх, такую преданность хорошему бы мужчине. но проблема в том, что на обычного нормального мужика Грицацуева не клюнет, такой уж тип. Ей страдания нужны, страсти, нужен ей такой мужичок, чтобы она могла его спасать и опекать. Вот такая вот жизненная несправедливость. В общем, потрясающа здесь Крачковская, что и сказать.

И не важно, что ВОЗ теперь подняла планку молодого возраста до 44 лет. Для обоих гендеров. В наших северных широтах эйджистский воз и ныне там.

Представления эти, между прочим, питает и классическая литература. Взять хотя бы «Двенадцать стульев».

В дилогии, написанной молодыми авторами, быть возрастным почти грешно, а уж пытаться заполучить себе партнера помоложе — нечего и думать.

Отношения Остапа Бендера и мадам Грицацуевой — просто идеальный образчик двойной бухгалтерии, принятой в нашей культуре.

К бриллиантовой вдовушке навеки приклеилась обидная фраза «молодая была не молода», в то время как ей всего-то 35 лет. Пардон, фраза, определяющая ее возраст, на самом деле более размыта — «никак не меньше 35» — видимо, чтобы потом иметь возможность еще накинуть лет несчастной вдове.

И вот над этой знойной женщиной авторы потешаются что есть мочи. Складывается ощущение, что вдова заимела непозволительно молодого мужа и между супругами пролегает прямо-таки возрастная бездна, будто между престарелой императрицей Екатериной и последним фаворитом Платошей Зубовым.

Между тем Остапу — примерно 28. Как ни крути, бездна выходит какая-то несолидная, скорее овражек.

Дальше и вовсе начинается нелепица. Авторы удревняют мадам Грицацуеву на глазах. Когда благоверный сбегает от супруги со стулом и ситечком, она подает объявление в «Старгородскую правду» ( с указанием примерного возраста товарища Бендера 25-30 лет).

— Муж он мне! — ответила страдалица, закрывая лицо платком.

Для «странных взглядов» нет ни малейших оснований. Молодой человек «лет 28» ну никак не может годиться в сыновья той, которой «не меньше тридцати пяти лет». При самом, извините, неудачном раскладе.

Дальше градус безжалостности со стороны авторов лишь нарастает. При последней встрече супругов Остап, отвечая на обвинения в краже, роняет фразу:

— Значит, если молодой, здоровый человек позаимствовал у провинциальной бабушки ненужную ей, по слабости здоровья, кухонную принадлежность, то, значит, он вор? Так вас прикажете понимать?

Бабушка? По слабости здоровья? Хамите, парниша.

Возможно, мадам Грицацуева выглядит из рук вон плохо? Однако для этого нет особых оснований: она не работала на вредных производствах и даже не рожала детей.

Наталья Крачковская в образе мадам Грицацуевой | Фото: mtdata.ru


24 ноября могло бы исполниться 78 лет заслуженной артистке России, знаменитой актрисе театра и кино Наталье Крачковской , но в марте 2016 г. она ушла из жизни. Ее самой яркой ролью стал образ мадам Грицацуевой в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» . Но несмотря на то, что эта роль принесла Крачковской славу и успех, она стала камнем преткновения в дальнейшем развитии ее кинокарьеры.

Нонна Мордюкова в образе мадам Грицацуевой на пробах | Фото: postlive.net

Актрису Наталью Крачковскую часто называли открытием режиссера Леонида Гайдая. Именно он заметил в ней огромный творческий потенциал и раскрыл все грани ее комедийного таланта. Роль мадам Грицацуевой досталась ей по воле случая. Пробы проходили очень солидные конкурентки – Гайдай планировал снимать либо Нонну Мордюкову, либо Галину Волчек. Мордюкова показалась худсовету слишком серьезной для этой роли, ее игра не вызвала должного эффекта – никто не смеялся. Поэтому предпочтение отдали Галине Волчек.

Наталья Крачковская в фильме Л. Гайдая *Двенадцать стульев*, 1971 | Фото: gs.fm

Наталья Крачковская в фильме Л. Гайдая *Двенадцать стульев*, 1971 | Фото: gs.fm

Но тут звукооператор Крачковский привел на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью. Едва увидев ее, режиссер воскликнул: «Так вот она, мечта поэта! Вот такую Грицацуеву мне надо!». Крачковская уж было обрадовалась, но, придя домой, перечитала Ильфа и Петрова и поникла духом. Описание внешности мадам Грицацуевой страшно задело актрису: «Мадам Грицацуева – женщина необъятных размеров с арбузными грудями". "От обиды меня просто колотило, – вспоминала Крачковская, – но Гайдай меня сразу поставил на место: "Ты себя в зеркале видела?" После этого я перестала думать о своей внешности».

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1971 | Фото: istoriya-kino.ru

Пробы не обошлись без курьезов: реквизитное платье «54-го размера» оказалось по факту на пару размеров меньше, и Наталья Крачковская не могла его надеть. Тогда платье разрезали на спине, а сверху накинули платок. Во время съемок платок соскользнул как раз в том момент, когда актриса повернулась к камере спиной… Съемочная группа покатывалась со смеху, а Наталья сгорала от стыда. Тем не менее пробы оказались удачными.

Наталья Крачковская в образе мадам Грицацуевой | Фото: mtdata.ru

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1971 | Фото: ruskino.ru

Съемки были достаточно сложными: сцену погони мадам Грицацуевой за Бендером снимали две недели, и все это время актрисе приходилось бегать вверх-вниз по лестницам и самостоятельно выполнять все трюки – дублершу такой комплекции найти не удалось. Крачковская с ужасом вспоминала: «Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять. ». В придачу ко всему в сцене, где мадам Грицацуева бьется в дверях, вдруг лопнули стекла и посыпались актрисе на лицо.


Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1971 | Фото: 24smi.org

Несколько раз Крачковской пришлось ездить на конвейере по твердым валикам: «Пока сняли этот эпизод, мне все ребра пересчитало, так что потом долго ходила в синяках. Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила!», – вспоминала актриса. Но все мучения были не напрасными – именно эта роль принесла ей невероятную популярность и всенародную любовь.

Наталья Крачковская в фильме Л. Гайдая *Двенадцать стульев*, 1971 | Фото: dayonline.ru

Кадр из фильма *Двенадцать стульев*, 1971 | Фото: kino-teatr.ru

Крачковская создала в советском кинематографе новый уникальный типаж, благодаря которому мгновенно стала востребованной комедийной актрисой. Но именно это и сыграло с ней злую шутку – в другом амплуа ни один режиссер ее уже не видел. Мадам Грицацуева стала для нее клеймом, навсегда закрепившим за ней имидж «знойной женщины, мечты поэта».

Лучшая мадам Грицацуева Наталья Крачковская | Фото: kino-teatr.ru

Автор сценариев нескольких фильмов с участием Крачковской Аркадий Инин говорил: «Когда появлялась возможность сыграть какую-нибудь более серьезную и объемную роль, она часто говорила: «Ну вот, опять пробы прошли. Сказали, что все хорошо. А потом режиссер передумал: «Все-таки – нет. Она же мадам Грицацуева». Это над Наташей висело как дамоклов меч. С одной стороны – слава, а с другой – некий штамп, клеймо. Это часто бывает, как было с актерами из программы «Кабачок «13 стульев». Безумная слава, вся страна обожает, а в кино не брали».

Заслуженная артистка России Наталья Крачковская | Фото: aif.ru

Тем не менее Наталья Крачковская за 40 лет кинокарьеры снялась более чем в 70 фильмах, и хотя большинство ролей были второстепенными, это не отразилось на ее популярности и любви зрителей.


А в жизни автора «Двенадцати стульев» Евгения Петрова однажды случилась мистическая история: письма из ниоткуда .

Читайте также: