Нужно ли взвешивать ручную кладь в аэропорту при онлайн регистрации

Обновлено: 07.07.2024

Количество мест и вес багажа, разрешенного к бесплатной перевозке, указывается в маршрутной квитанции (электронном билете) пассажира. Если указано 1КМ, то пассажир может бесплатно провезти одно место багажа весом до 20 кг.

Более подробная информация в разделе Перевозка багажа

Если по правилам тарифа у нас по 20 кг бесплатного багажа - летим семьей - верно ли что мы можем объединить наш багаж?

Объединение касается только норм бесплатного провоза багажа. В случае объединения норм бесплатного провоза регистрируемого багажа по весу и/или размеру, одно место багажа не должно превышать по весу 30 кг и/или по сумме трех измерений 203 см. Общее количество мест объединенного багажа не должно превышать суммы норм бесплатного провоза багажа, указанных в билетах каждого из пассажиров.

Я купил билет с нормой бесплатного провоза багажа 1 место (20 кг). Сколько еще багажа сверх нормы я смогу провести?

Какова норма провоза ручной клади?

Бесплатная норма провоза ручной клади может варьироваться от 5 кг до 10 кг в зависимости от выбранного вами тарифа. Нормы ручной клади для разных групп тарифов вы можете посмотреть в разделе сайта "Тарифы и условия"

Какие предметы можно взять с собой на борт (не попадающие под категорию "Ручная кладь")?

В качестве ручной клади сверх установленной нормы и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи:

  • один из следующих предметов с вложенными в него вещами: рюкзак, или дамскую сумку, или портфель. При этом габариты рюкзака, или дамской сумки, или портфеля не должны превышать размеры 40х30х20 см, вес – не более 5 кг;
  • букет цветов;
  • верхнюю одежду;
  • детское питание для ребенка на время полета;
  • один костюм в портпледе

Можно ли перевозить лекарства?

При перелетах по территории России, нет ограничений на перевозку разрешенных лекарственных препаратов. В багаже можно провозить медикаменты в любом количестве. В салон самолета пассажир может взять лекарство, необходимое ему в полете. Если данное лекарство является жидкостью и содержится в емкости более 100 мл, то необходимо взять с собой рецепт от врача или выписку из истории болезни с подписью и печатью. Лекарство должно быть в заводской упаковке.


Если лекарство требует определенных условий хранения и перевозки в специальном контейнере со льдом или аккумулятором холода, то в справке от врача или в инструкции к лекарству должно быть указано, что препарат должен храниться в холодильнике.

На каких условиях принимаются к перевозке спортинвентарь и музыкальные инструменты?

Спортивное оборудование и различный инвентарь подлежат обязательному согласованию с Авиакомпанией. Вы можете ознакомиться более подробно с условиями провоза спортинвентаря и музыкальных инструментов.

Я хочу провезти оружие. Каковы условия принятия его на борт самолета?

Что делать, если мой багаж был поврежден/утерян?

Если Вы не обнаружили свой багаж на транспортной ленте, либо обнаружили какие-либо повреждения, пожалуйста, обратитесь в службу розыска багажа в зоне выдачи багажа. Вам необходимо оформить справку о неисправности при перевозке багажа (PIR). При повреждении багажа/содержимого, недостачи содержимого претензия в адрес Авиакомпании должна быть направлена не позднее 7 дней со дня получения багажа.

Каковы сроки розыска багажа?

Согласно законодательству РФ розыск багажа осуществляется 21 день. Если багаж не найден по истечению указанного срока, направьте в адрес Авиакомпании информацию для решения вопроса о компенсации.

Я забыл личные вещи на борту самолета. К кому мне следует обратиться?

Если Вы обнаружили, что забыли какие-либо личные вещи или ручную кладь в салоне самолета, Вам необходимо обратиться в комнату невостребованного багажа в аэропорту. Все найденные после осмотра салона самолета вещи сдаются туда.

Если вы регистрировались на рейс онлайн , не забудьте распечатать посадочный заранее. Или сделайте это сразу, как только приедете в аэропорт. Подробнее о том, как и где распечатать посадочный, читайте здесь . Если вы не регистрировались онлайн, получите посадочный за стойкой регистрации. Сделать это нужно не позднее чем за 40 минут до вылета. Номер стойки вы найдете на табло в аэропорту или в мобильном приложении S7 Airlines .

Следующий шаг — сдать багаж . Это можно сделать за той же стойкой, где вы регистрировались, или специальными стойками «Прием багажа».

Когда получите посадочный, проходите на контроль безопасности и к выходу на посадку. Номер выхода указан в вашем посадочном талоне и на информационных табло. При вылете за границу нужно пройти таможенный и паспортный (пограничный) контроль. В зависимости от аэропорта такой контроль могут провести при регистрации на рейс или уже перед выходом на посадку. Заложите на это дополнительное время — хотя бы 30 минут, и приготовьте все документы заранее. Сотрудники авиакомпании также могут проверить у вас разрешение на въезд и визу.

Если вы летите с животным, вам предстоит пройти ветеринарный контроль. Подробнее об этом читайте здесь.

Рейс Москва — Тюмень. Помимо ручной клади мой брат решил взять в самолет мультиварку, которая не проходила по габаритам. Я приехал с ним, чтобы забрать мультиварку, если на стойке регистрации ее откажутся грузить в самолет. Но брат спокойно прошел регистрацию и досмотр, где ему ничего не сказали.

Когда он уже должен был садиться в самолет, представители авиакомпании заявили, что груз не соответствует габаритам. Брату предоставили выбор: доплатить 2500 Р за груз, который не пойдет даже в багажный отсек, либо его снимут с рейса. Он не смог ни отдать эту мультиварку мне, так как уже прошел пункт досмотра, ни выкинуть ее.

Насколько законно предоставлять такой выбор? Если я уже оплатил услугу — сам полет, то почему должен доплачивать за недосмотр авиакомпании на этапе регистрации?

Вы оказались в неприятной и неоднозначной ситуации. Здесь все зависит от действий сотрудников авиакомпании. Если при регистрации вашему брату дали бирку ручной клади, а при выходе на посадку сотрудники авиакомпании не измерили габариты мультиварки, требование доплатить за багаж было незаконным. Вот почему.

Как оформляют ручную кладь

Пассажир вправе взять с собой в салон самолета ручную кладь. Это вещи, вес и габариты которых установил перевозчик и которые можно безопасно разместить в салоне.

На внутренних рейсах по России пассажир может провозить до 5 кг ручной клади бесплатно. С собой на борт нельзя брать колющие и режущие предметы, например опасные бритвы, ножи и ножницы. Иногда перевозчики запрещают брать в салон пинцеты или металлические вязальные спицы. Их нужно сдать в багаж или выкинуть. Еще запрещено перевозить трекинговые, лыжные палки и ружье для подводной охоты. Медицинский спирт, алкоголь крепостью больше 70%, аэрозольные баллончики с краской, фейерверки, ртуть и антифриз нельзя брать не только в ручную кладь, но и в багаж.

При регистрации на рейс сотрудник авиакомпании должен проверить, соответствует ли ручная кладь пассажира требованиям перевозчика. Для этого при регистрации на рейс сумку должны взвесить, измерить и дать бирку.

Например, «Аэрофлот» разрешает провозить одно место ручной клади с габаритами не более 55 см в длину, 40 см в ширину и 25 см в высоту. Допустимый вес клади в тарифах «Эконом» и «Комфорт» — 10 кг, в тарифе «Бизнес» — 15 кг.

«Ютэйр» позволяет взять на борт стандартную ручную кладь размером 40 × 30 × 20 см и весом 5 кг. Клиенты с тарифами «Премиум» и «Евробизнес» могут дополнительно пронести в салон большую ручную кладь: 55 × 40 × 25 см и весом 10 кг.

Если вещи путешественника не соответствуют требованиям авиакомпании к ручной клади, он должен сдать их в багаж. Для этого должны совпасть два условия: в стоимость билета входит бесплатный провоз багажа, а вес вещей укладывается в нормы авиакомпании. Авиакомпания может взять на борт сверхнормативный, негабаритный и тяжеловесный багаж, если в самолете есть место и пассажир заплатил за провоз.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Как должны были оформить багаж

Ваш брат должен был предъявить мультиварку во время регистрации на рейс. Сотрудник авиакомпании обязан был ее взвесить и измерить габариты. А потом выдать бирку ручной клади или объяснить, почему мультиварку нельзя провезти в салоне. Тогда у вашего брата был бы выбор: оставить мультиварку вам или заплатить перевозчику, чтобы ее загрузили в багажный отсек.

Если сотрудник компании по какой-то причине не обратил внимания на багаж при регистрации на рейс, работники у гейта должны были сначала взвесить и измерить мультиварку.

Иногда пассажиры сами отказываются сдавать в багаж свои вещи, которые по габаритам не подходят для провоза в качестве ручной клади. Например, пассажир летел из Минеральных Вод в Москву и решил взять в салон три сумки весом 31 кг. Бирку ручной клади ему выдали только на одну сумку. Пассажир все-таки пронес на борт все три сумки и отказался сдавать их в багаж по требованию бортпроводников. Он вез фотоаппаратуру и боялся, что перевозки в багажном отсеке она не выдержит.

Командир экипажа вызвал полицию, клиента сняли с самолета, после чего ему пришлось покупать билет на другой рейс. У нового перевозчика вопросов к багажу не возникло. Пассажир предъявил первой авиакомпании иск о возмещении денег на новые билеты и компенсации морального вреда. Но суд сказал, что мужчина мог заранее согласовать с авиакомпанией и оплатить одну из услуг на выбор — провоз хрупких вещей в багажном отделении или дополнительных сумок в салоне, — а значит, перевозчик не нарушил права потребителя и не должен ничего компенсировать.

Совсем другое дело, если сотрудники авиакомпании не измеряют и не взвешивают багаж, но при этом требуют от пассажира дополнительную плату за провоз. За такие действия перевозчика могут оштрафовать, потому что они нарушают требования нормативных правовых актов.

Так произошло с авиакомпанией, которая заставила пассажирку доплатить за багаж. Женщина летела из Чебоксар в Москву, прошла регистрацию и получила посадочный талон на свой рейс. С собой у пассажирки был рюкзак, который она собиралась пронести как ручную кладь. Но на посадке сотрудник авиакомпании потребовал оплатить провоз ручной клади. Он сослался на то, что ее рюкзак не входит в перечень, указанный в пункте 135 ФАП-82 . При этом сотрудник не измерил габариты и вес сумки, чтобы выяснить, действительно ли она превышает нормативы.

В результате пассажирка написала жалобу в Роспотребнадзор, и компанию оштрафовали на 20 000 Р . Перевозчик решил обжаловать штраф, но суды двух инстанций сказали, что Роспотребнадзор правильно вынес решение о наказании. Дело в том, что рюкзак не замерили. Но даже если бы он по габаритам не прошел как ручная кладь, пассажирка могла бесплатно провезти до 10 кг багажа.

На тот момент, когда Роспотребнадзор оштрафовал перевозчика, действовало правило бесплатного провоза багажа в пределах 10 кг с любым билетом. С 5 ноября 2017 года пункт 122 ФАП-82 изменили: теперь бесплатно провезти багаж можно в пределах нормы, которую установил перевозчик, и в случае, если багаж предусмотрен тарифом билета.

Но если у пассажира есть право на бесплатный провоз багажа в пределах определенного веса, требовать с него дополнительную плату за груз весом не выше нормы авиакомпания не вправе.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда г. Владимира от 16.03.2018 № А79-13352/2017 PDF, 306 КБ

Как быть, если требуют доплаты за ручную кладь

Если вы везете какую-то вещь и хотите взять ее с собой на борт, настаивайте, чтобы при регистрации на рейс ее измерили и выдали бирку ручной клади. Тогда сотрудники авиакомпании на посадке не смогут требовать от вас доплатить или сдать вещи в багаж.

Если вам не дали бирку и вы не уверены, что вас пустят в салон с сумкой, лучше сразу сдайте все в багаж или верните провожающим, пока не покинули зону досмотра.

Если вы все-таки дошли до гейта, а при посадке сотрудники авиакомпании начали требовать доплатить за передачу ваших вещей в багаж, настаивайте, чтобы груз измерили. Если его габариты соответствуют требованиям и багаж включен в билет, попросите сдать сумку в багажное отделение без доплаты.

Если считаете, что авиакомпания незаконно взяла с вас доплату, напишите жалобу в Роспотребнадзор. Если ведомство найдет нарушения в действиях перевозчика и назначит административное наказание, у вас будет больше шансов требовать деньги обратно, ведь ведомство подтвердит незаконность сбора.

Мы писали, как правильно подать жалобу в любое ведомство, — можете воспользоваться нашими шаблонами и советами.

Планирую лететь «Победой» и знаю, что у авиакомпании жесткие требования к багажу: надо, чтобы все помещалось в калибратор. Но я слышала, что есть вещи, которые пассажиры могут провозить на борту сверх нормы. Например, цветы или верхнюю одежду. И вроде как размеры таких вещей авиакомпания ограничить не вправе. Правда ли это?

Вы правы: помимо ручной клади есть вещи, которые пассажиры российских авиакомпаний имеют право брать на борт бесплатно. Список таких предметов приведен в правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. Авиакомпании не должны требовать деньги за их перевозку, но к сожалению, иногда это делают. Расскажу подробнее.

Что авиакомпания должна провозить бесплатно

Пассажиры российских авиакомпаний имеют право провозить некоторые вещи в ручной клади сверх нормы и без доплаты. Перевозчик может ограничивать их размер — это законно.

К вещам, которые можно провезти бесплатно, относятся:

  1. Рюкзак, дамская сумка или портфель с вещами. Вес и габариты рюкзака устанавливает перевозчик. Дамская сумка и портфель могут быть любого размера.
  2. Букет цветов.
  3. Верхняя одежда.
  4. Детское питание для ребенка на время полета.
  5. Костюм в портпледе.
  6. Детская люлька, коляска, удерживающие системы для детей до двух лет, другие устройства, которые поместятся на багажной полке или под сиденьем.
  7. Лекарства и диетическое питание на время полета. Например, молоко и молочные продукты, еда, приготовленная на пару без добавления соли и специй, безглютеновые продукты.
  8. Складное кресло-коляска, костыли, трости, ходунки, роллаторы, которые использует пассажир. Они должны помещаться на багажной полке или под сиденьем. Если они не подойдут по габаритам, сотрудники аэропорта должны забрать такие предметы у трапа и бесплатно разместить в багажном отделении. После прилета пассажир сможет получить их обратно — тоже возле трапа.
  9. Товары из магазинов дьюти-фри. Их нужно упаковать и запечатать в пластиковый пакет. Вес и габариты должны соответствовать требованиям перевозчика. Например, у «Аэрофлота» это один пакет по сумме трех измерений не более 115 см.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Таким образом, вы можете взять на борт сумку и вдобавок к ней, например, костюм в портпледе, букет цветов и пакет с покупками из дьюти-фри или детскую коляску, пальто и сумку с детским питанием.

По закону ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, планшеты и любая другая техника не входят в список вещей, которые авиакомпания должна провозить бесплатно. Они считаются частью ручной клади, то есть их габариты должны соответствовать нормам, которые установил перевозчик.

Если техника хрупкая и требует особых мер предосторожности во время перевозки, пассажир может договориться с авиакомпанией. Тогда аппаратуру провезут в специальном отсеке, а если его нет — на отдельном пассажирском месте. Тарифы за эту услугу устанавливает перевозчик. Например, «Аэрофлот» в таких случаях просит оплатить дополнительный билет.

«Аэрофлот» требует, чтобы провоз негабаритного багажа пассажиры согласовывали заранее Перечень предметов, которые можно перевозить бесплатно, компании S7 Airlines

Что разрешает провозить «Победа»

В 2018 году «Победа» подала иск в суд, чтобы признать пункт 135 федеральных авиационных правил частично недействующим. Авиакомпания хотела запретить пассажирам брать на борт бесплатно дополнительные вещи, кроме ограниченной по габаритам ручной клади: дамскую сумку, портфель, портплед с костюмом, букет цветов, верхнюю одежду и рюкзак. Представители перевозчика даже принесли в суд калибратор — специальный ящик с крышкой, в который перед полетом сотрудники просят пассажиров положить сумки, чтобы измерить их размер. Если ручная кладь не помещается в калибратор, клиентов просят сдать ее в багаж за доплату.

Представители «Победы» пытались доказать, что невозможно разместить дополнительные вещи в салоне лоукостера так, чтобы не нарушить требования безопасности. Они говорили, что кресла в салоне стоят вплотную, поэтому под ними нет места для вещей. А цветы, по мнению авиакомпании, — сильный аллерген, и перевозить их в салоне нельзя.

Но суд отказал компании в иске, поэтому теперь «Победа» предлагает пассажирам два варианта провоза ручной клади на выбор:

  1. максимальные габариты всех предметов ручной клади не должны превышать 36 × 30 × 27 см. По количеству и весу вещей ограничений нет, но все они должны свободно помещаться в калибратор в аэропорту. Дополнительно пассажиру разрешают взять в салон ноутбук или планшет без специального чехла и зонт-трость; разрешают взять в салон сразу несколько вещей: одно место ручной клади с габаритами до 4 × 36 × 30 см и предметы из списка из федеральных авиационных правил, который мы привели выше. При этом «Победа» установила свои требования к размерам некоторых вещей из списка. Например, рюкзак должен быть по габаритам 36 × 30 × 23 см, а товары из дьюти-фри — максимум 10 × 10 × 5 см. Если пассажир пользуется альтернативными правилами, помещать вещи в калибратор не нужно.

Что говорят суды о провозе ручной клади

Периодически между авиакомпаниями и пассажирами все равно возникают конфликты по поводу бесплатного провоза ручной клади. Некоторые даже доходят до суда.

Так, жительница Башкирии взыскала с авиакомпании компенсацию морального вреда. Она летела из Тюмени в Москву. Ее рюкзак взвесили в аэропорту — он потянул на 6 кг. Это больше нормы, установленной для ручной клади: авиакомпания разрешала брать на борт рюкзак весом только 5 кг. Женщина вытащила из рюкзака сумку с ноутбуком. Рюкзак стал весить всего 2 кг. Пассажирка хотела, чтобы его оформили как ручную кладь, а сумку она намеревалась пронести на борт как сверхнормативную ручную кладь по правилам, установленным пунктом 135 ФАП-82. Но сотрудники перевозчика сказали, что ноутбук в отдельной сумке — это ручная кладь, а значит, рюкзак уже не может быть ручной кладью.

Пассажирке не пришлось ничего оплачивать, потому что у нее был тариф с бесплатным багажом весом до 23 кг. Но женщина потратила время на получение багажа и опоздала на деловую встречу, поэтому она решила получить с авиакомпании компенсацию морального вреда в размере 600 000 Р .

Суд сказал, что авиакомпания действительно нарушила требования закона о сверхнормативной ручной клади: рюкзак надо было оформить как ручную кладь, а сумку пассажирка имела право взять на борт бесплатно в дополнение к нему. Но женщине присудили всего 4500 Р : 3000 Р в качестве компенсации морального вреда и 1500 Р штрафа, который взыскали с перевозчика.

А вот жительницы Омска не смогли доказать, что авиакомпания «Победа» нарушила их права. Женщины летели из Москвы в Омск и хотели взять на борт в качестве ручной клади рюкзак, сумку, два пакета и календарь. Сотрудники авиакомпании решили, что пассажирки не смогут воспользоваться альтернативными правилами провоза багажа: у них был большой рюкзак и вещи, которые не входили в перечень из пункта 135 ФАП-82 . Пассажирки попытались поместить все в калибратор, но у них не получилось это сделать. Перевозчик подтвердил это фотографиями, на которых было видно, как одна из пассажирок ногами утрамбовывала ручную кладь в калибратор, рядом с которым лежали пакеты, рюкзак и календарь.

Женщинам предложили сдать вещи в багаж и заплатить за это. Но пассажирки багаж не оплатили, из-за чего не попали на рейс.

В суде женщины хотели взыскать с авиакомпании расходы на новые билеты, проезд из аэропорта на такси, проживание в гостинице, штраф, неустойку и компенсацию морального вреда — по 31 276,5 Р . Но суды двух инстанций сказали, что, поскольку размеры ручной клади превышали установленную перевозчиком норму, истцам обоснованно было предложено сдать ручную кладь в багаж. В исковых требованиях омичкам отказали.

Скорее всего, проблем бы не возникло, если бы пассажирки взяли с собой в качестве ручной клади коробки габаритами 4 × 36 × 30 см, а вместо рюкзака — дамские сумки. Тогда сумки считались бы сверхнормативным багажом, который по правилам можно брать в салон и не помещать в калибратор.

Как быть, если сотрудники авиакомпании заставляют сдавать ручную кладь в багаж

Сотрудники авиакомпаний не всегда выполняют федеральные авиационные правила: они могут попросить пассажира сдать в багаж что-то из вещей, которые он имеет право провозить бесплатно. Тогда клиент окажется перед выбором: уступить незаконному требованию или не попасть на рейс.

Такая ситуация произошла с мужчиной из Владимирской области в кресле-коляске. Сотрудники «Аэрофлота» заставили пассажира сдать кресло в багаж, хотя по правилам он мог взять его в салон самолета. Когда мужчина прилетел на место, оказалось, что кресло сломано: рама повреждена, поэтому пользоваться им нельзя.

Сотрудники авиакомпании не предложили пассажиру замену на время починки коляски, поэтому мужчине пришлось купить новую коляску в аэропорту. Он потребовал, чтобы перевозчик компенсировал ему расходы. «Аэрофлот» отказался, и пассажир пошел в суд. Суд сказал, что пассажир имел право взять кресло-коляску в салон, но ему не дали этого сделать. В итоге с авиакомпании взыскали в пользу истца стоимость ремонта, покупки нового кресла, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя.

Чаще всего пассажиры подчиняются требованиям сотрудников авиакомпании и сдают вещи в багаж за доплату, даже если эти требования неправомерны. Ведь если они откажутся, их не пустят на борт. Чтобы вернуть деньги, после полета придется обратиться в суд. Но так мало кто поступает: слишком малы суммы, которые можно потребовать обратно, даже с учетом штрафа и компенсации морального вреда.

Например, авиакомпания потребовала, чтобы пассажир сдал в багаж рюкзак и доплатил за его провоз 2000 Р . Если клиент обратится в суд, он может вернуть 2000 Р и еще примерно 2000—4000 Р сверху: компенсацию морального вреда в размере 1000—3000 Р и штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке — 50% от положенной к уплате суммы, то есть в нашем примере всего 1000 Р .

Так было в деле жителя Свердловской области. Пассажир собирался взять в салон портфель с документами и вещами. Но сотрудники авиакомпании сказали, что портфель больше по габаритам, чем разрешает перевозчик, и его нужно сдать в багаж. За провоз багажа мужчина доплатил 2000 Р .

Пассажир пошел в суд и потребовал, чтобы ему вернули 2000 Р , заплатили штраф и 5000 Р компенсации морального вреда. Мировой судья истцу отказал. А вот суд второй инстанции сказал, что авиакомпания была неправа. В пункте 135 ФАП-82 сказано, что пассажир имеет право провезти сверх норм ручной клади, установленных перевозчиком, сумку или портфель. При этом правила не регламентируют габариты этих вещей, а значит, перевозчик не может ограничивать их размер. Поэтому апелляционный суд решение мирового судьи отменил и сказал, что пассажиру надо вернуть 2000 Р , заплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 Р и штраф 1000 Р .

Если сотрудники авиакомпании требуют сдать в багаж вещи, которые можно провозить в салоне бесплатно, попробуйте пригрозить им судом и сразу начать записывать препирательства на видео. Возможно, это приведет работников в чувство. Если нет, обращайтесь в суд и используйте отснятые материалы как доказательство вашей правоты.

Если бы судебная практика оценивала моральный вред более весомыми суммами, авиакомпании, возможно, относились бы к пассажирам бережнее и тщательнее соблюдали законы. Но пока большинство пассажиров не готовы отстаивать свои права, потому что суммы компенсаций слишком маленькие. Люди не хотят тратить время и силы на походы по судам ради пары тысяч рублей.

Читайте также: