Нужно ли убивать человека в красном papers please

Обновлено: 08.07.2024

Дисклеймер: Данный блог не ставит за собой цель разжечь политсрач. Автор не дает субъективную оценку обсуждаемым политическим режимам. Цель видео — анализ игры, а не продвижение определенной политической идеологии. Спасибо за внимание!

Видео-версия блога

В своих интервью Лукас Поуп (создатель Papers Please) не раз обозначал что основным его приоритетом при создании игры была ее геймплейная механика. По его словам, “основная механика игры (работа инспектора на пропускном пункте) достаточно хороша для того чтобы получилась отличная игра”. Тем не менее, Papers Please не вышла стерильным симулятором проверки паспортов. Эти самые паспорта были выданы определенными странами, люди которые хотели попасть в Арстоцку имели определенные цели, и сама Арстоцка показана в определенном виде: достаточным для того чтобы иметь четкое представление о мире который был создан для Papers Please.

В данном блоге мы как раз таки изучим режим Арстоцки, его проявления в игре, и как игра позиционирует инспектора в этой системе. Возможно случайно, возможно намеренно, но Papers Please, при должном подходе, высказывает глубокий комментарии по поводу природы тоталитарных режимов. Для изучения этого комментария, к нам в помощь придет Вацлав Гавел (чешский диссидент, противник Чехословацкого режима, который в свою очередь еще и стал первым президентом Чехии). В своей книге “Сила бессильных” Гавел описывает место “бессильных людей” в тоталитарных режимах, а также механизмы, которые не только подталкивают людей к диссидентству, но и помогают им на этом нелегком пути.


“Жизнь во лжи” и подчинение

Для начала важно очертить рамки Арстоцкого режима через информацию которая исходит от персонажей, газетных вырезок и игрового окружения. Имея очевидные намеки на прототипы из реального мира (Восточный и Западный Грештин уж очень хорошо подходят к Восточному и Западному Берлину) и игровой год (1982) мы можем уверенно заявить, что Арстоцка – это страна в которой господствует общество потребления, с неплохим техническим развитием (в частности, высоко развитой медициной) под надзором очень сильного государства. Это самое государство проявляет себя через многочисленную бюрократию, контроль над информацией, и пропаганду величия страны (тот самый пресловутый слоган “Слава Арстоцке!” о котором мы еще поговорим – яркое проявление такой пропаганды).

Казалось бы – перед нами типичный тоталитарный режим. Однако он не похож на империю зла с младенцами вместо завтрака и орками вместо населения. Мы не видим злого диктатора и солдат-кровопийц. Тот же Каленск хочет побольше арестов на пропускном пункте не из-за того что он человек плохой, а потому что он получает премию только по выполнению плана по арестам (и даже делится этой премией с инспектором). Конечно, это не пример высоких моральных качеств, но пока еще и не Мордорские орки. Гавел, как человек который жил в подобном обществе, тоже заметил данное отличие – тоталитарный режим в котором проживал Вацлав не был вотчиной злого дяди который бил по голове дубинкой каждого несогласного. Вернее, дяди с дубинками были, но в масштабе страны их было не так уж и много. Оно и неудивительно – в рамках общества потребления XX века было банально невозможно приставить полицая к каждому человеку. Но контроль над населением все же держать надо. Поэтому фактором, который обеспечивал подчинение в данных режимах служила государственная идеология.

Гавел объясняет эффект идеологического контроля граждан через историю о зеленщике, который выставил на витрине лозунг “Пролетарии всех стран, объединяйтесь!” Для самого зеленщика данный лозунг не несет никакой смысловой нагрузки, ибо он видит этот лозунг каждый день по всему городу. Для людей, которые хотят купить овощей этот лозунг также не примечателен по той же самой причине. Однако он все же его выставил. Не для того чтобы привлечь к себе внимание, а наоборот, отвести от себя взор вышестоящих сил. Он не хочет чтобы его подозревали в неподчинении, поэтому он демонстрирует свою лояльность через этот лозунг, лишь бы не навести на себя беду.

У инспектора в Papers Please тоже есть свой лозунг. Слоган “Слава Арстоцке!” который очень быстро стал мемом среди игроков как раз таки служит демонстрацией лояльности. Инспектор отвечает данным слоганом не кому попало, а только гражданам Арстоцки. Те, в свою очередь, не придают особого значения этому слогану. Для них, так же как и для инспектора, не возникает никакой реакции на контент самой фразы – те больше обеспокоены своими паспортами, разрешениями на въезд, и справками о прививках. Слоган “Слава Арстоцке!” существует не для того чтобы восхвалять Арстоцку (по крайней мере в рамках игры), а для того, чтобы контролировать граждан без необходимости задействовать физическую силу. Таким образом режиму удается вогнать человека в состояние самоцензуры и самоконтроля. Инспектору может быть плевать на политику с очень высокой колокольни, однако повторять “Слава Арстоцке!” словно мантру он от этого не перестанет. Потому что иначе будут неприятности.


“Жизнь в правде” и сопротивление

Неприятности, которые являются результатом неподчинения и нелояльности как раз таки исходят из корневой логики государственной идеологии – неприятие альтернативного взгляда на жизнь. Линия государства – единственно верная, и спорить с ней – себе дороже. А когда линия государства не сходится с реальностью – остается лишь пожать плечами и посмотреть на действительность сквозь пальцы. Как в случае с Жоржи Коставой – еще одним мемом игры, и просто очень приятным и колоритным человеком (даром что детям наркотики продает). Когда Жоржи в кой то веки приходит с правильными документами, у нас не возникает никаких иллюзий по поводу подлинности его паспорта и разрешения на въезд. Однако подделка подходит под правила Министерства – соответственно игрок может просто закрыть на это глаза пропустить Коставу через пункт. Иначе будет замечание со стороны начальства.

В данном случае не важно что правильно. Важно следовать правилам, все больше и больше превращая свою деятельность в ритуал, и вкладывать не то что нужно личному чувству справедливости/счастья/наживы, а то что нужно системе, которая стоит над личностью. Система стремится к тотальному обезличиванию для того чтобы идеология занимала главную роль в работе этой системы. В игре мы не видим личность вождя Арстоцки, кажется будто эта система работает сама по себе, и личности будут ей только мешать. Именно поэтому, как мне кажется, большинство персонажей Papers Please не запоминаются, или могут быть охарактеризованы только их положением в системе. Начальник пункта Дмитрий, не запоминается как “Дмитрий”, он запоминается как “Начальник в красном”, потому что он проявляет себя не как личность, а как часть системы. Та же история со следователем М. Вонелом, да и мне кажется, немногие вспомнили о Каленске, пока не было сказано что он “охранник, который арестовывает ради премии”. Когда за персонажа говорит его положение в системе он нам не интересен как личность, потому что никакой личностью там и не пахнет.

В отличии, например, от Сергиу. Будучи чисто эпизодическим персонажем, он, тем не менее, имеют личную историю которая характеризует его как Сергиу, а не как очередного охранника пункта. Для игрока он выделен зеленым, а история его любви к Элизе очень сильно выделяется на фоне проверки паспортов. Могу предположить, что игроки на миг отрывали свой взгляд от паспортного стола, для того чтобы увидеть воссоединение Сергиу и Элизы. Также могу предположить, что после возможной смерти Сергиу, игроки перезапускали уровень чтобы не дать ему погибнуть “за два дня до пенсии” (сам в их числе). Спрашивается: почему? Почему нам было плевать на незавидные судьбы остальных солдат, а до зеленого охранника вдруг появилось какое-то дело? А потому, что индивидуальность создает ценность сама по себе, так как она примечательно и отличается от фона. По этой же причине идеология и система видят в ней угрозу.

Гавел также подмечает что идеология и система воспринимает личность и индивидуальность как угрозу – отчасти потому что не приемлет альтернативного мнения, отчасти потому что индивидуальность выделяется на фоне системы и мешает людям полностью обезличиться в идеологии. Что интересно, Арстоцкая система также наказывает игрока за проявление индивидуальности. Уже упомянутый начальник в красном будет штрафовать инспектора за то что он вывешивает на стене портрет его семьи или рисунок его сына. На стену разрешено вывешивать только официальные грамоты от Министерства, которые описывают инспектора как часть системы а не как отдельную личность. Министерству не нужен “Гирой Астоти”, ему нужна “Славная Арстоцка, на пользу которой работает инспектор”. Все остальное должно быть отброшено на задний план, так как инспектор, сам по себе, не важен и не является ценным. Важна только его лояльность.

Когда эта лояльность ставится не только под вопрос, но и полностью уступает место диссидентству, обратной дороги уже нет. Гавел описывает становление на путь активного сопротивления режиму и системе как политическая игра ва-банк. Стоит открыто заявить о своей нелояльности, как человек выпадает из зоны комфорта и вынужден дальше предпринимать активное действие или жить с последствиями своего сопротивления. В выборе между двух зол, человек должен осознавать что ступив на нелегкий путь борьбы с системой, обратной дороги уже нет. Также и с инспектором – стоит ему один раз помочь Ордену Ezic, и он закрывает для себя 20 концовку. Из “каноничных” концовок (те что не заканчиваются для инспектора плачевно), игроку предстоит выбор между победой Ордена (политическая игра ва-банк) или бегство со своей семьей в Орбистан (когда ставки становятся слишком высоки для того чтобы продолжать жить в Арстоцке).


Such is life in Glorious Arstotzka

Примерно как то так. Опять же повторюсь – Поуп мог и не закладывать изначально такой смысл в сюжет и мир Papers Please. Возможно это натягивание совы на глобус. Возможно это Синдром Поиска Глубинного Смысла. А возможно и нет. Тогда зачем нужна была эта простыня текста? Потому что это интересно. И потому что это показывает как через, на первый взгляд, обыденные моменты игра может дать игроку пищу для размышления. Казалось бы, если Лукасу Поупу был важней геймплей, а не сюжет, он мог выбрать любой сеттинг, будь то вымышленный или реальный. Но он остановился на Арстоцке – а Арстоцка, в свою очередь, самая великая страна в мире. И все с этим согласны. И никто с этим не спорит… Ваши документы!


Человек в красном (англ. Man in red) - человек, который стоит в очереди днём 23. Его данные меняются, в зависимости от того, отравили ли вы Халеда Истом или нет в день 20. Если отказать пропуск Халеду, но не отравить его, письмо от Ордена заявит, что Халед Истом - человек в красном. В других случаях, его данные неизвестны.

Если инспектор пропустит агента Ордена Мари Эскалли в день 17, то она скажет, что человек в красном - не угроза Ордену.

В игре

Ближе к началу дня 23, к вам придёт вестник Ордена, который заявит, что человек в красном - угроза Ордену: он знает кое-что об агентах EZIC в Арстотцке. Инспектору говорят, что его нужно застрелить ради Ордена. Чтобы это выполнить, вестник также даст вам серебристый ключ к снайперскому ружью в кабинке инспектора.

В тот же день, во время проверки восьмого въезжающего, человек в очереди (предположительно, работающий вместе с Орденом) перелазит границу и бежит в сторону Арстотцки, тем самым вызывая тревогу и возможность стрельбы из оружия.

В этот момент единственный способ продолжить игру - игнорировать задание от Ордена и не стрелять в человека в красном.
Иначе это приведёт к следующим двум концовкам:

    происходит, если инспектор выстрелит в человека снайперским ружьём; происходит, если инспектор выстрелит в человека ружьём с транквилизаторами.

В следующий же день, вестник Ордена придёт и даст инспектору записку, где говорится о том, что Орден пропустил свой шанс, что человек в красном жив и что он уже убивает агентов Ордена из Колечии. Убийство человека в красном не является одним из пяти заданий Ордена, потому его невыполнение не предотвратит концовки 19 и 20.

во время проверки восьмого въезжающего, человек в очереди (предположительно, работающий вместе с Орденом) перелазит границу и бежит в сторону Арстотцки, тем самым вызывая тревогу и оружия.

В этот момент единственный способ продолжить игру - игнорировать задание от Ордена и не стрелять в человека в красном.
Иначе это приведёт к следующим двум концовкам:

Концовка 9 происходит, если инспектор выстрелит в человека снайперским ружьём (там героя казнят);
Концовка 10 происходит, если инспектор выстрелит в человека ружьём с транквилизаторами (там героя приговорят к принудительным работам)
.



Papers, Please

6 июл. 2017 в 3:10 Нужно досмотреть всех Колечан, так как один из Колечии был террористом, всех получается досмотреть, но не Колечан, поэтому дают штраф, что делать?! 9 июл. 2017 в 8:37

Как раз только колечиан (ну и тех, у кого вес не соответствует, к примеру) нужно досматривать.
Да и "всех остальных" досмотреть невозможно.

Просто в "режиме инспекции" указываешь на то, что посетитель - из Колечии (в паспорте гражданство), и на пункт в правилах, говорящий досматривать всех колечиан.
Вот и всё.

Имено так это должно работать со всеми нарушениями и указаниями. Нужно, найдя несоответствие, указать на него.
Хотя и не сейчас, но с одного из следующих дней это делать будет нужно обязательно, или получишь замечания.
Так что лучше привыкать заранее, и "набивать руку", объясняя всем, почему ты не пропускаешь/досматриваешь их.

Читайте также: