Нужно ли менять санитарную книжку при смене фамилии после замужества

Обновлено: 04.07.2024

Процедура смены фамилии является практически рядовой для женщин, вступивших в брак. Вместе с тем, есть и другие причины для того, чтобы человек принял такое решение. Сюда можно отнести формальное прекращение брака между супругами, неблагозвучие именования и пр.

Фамилия – это персональные данные, относящиеся к идентификации личности человека. Поэтому для её смены существует определённый установленный законом порядок, в соответствии с ним, человек обязан заменить ряд документов. А надо ли менять личную медкнижку после замужества или при смене фамилии по другой причине? Из нашей статьи вы узнаете ответ на этот вопрос.

Действительно, после того как вы решите сменить фамилию, вы должны быть готовы к тому, что нужно будет потратить время и деньги на замену документов. А не один ли паспорт гражданина нужно менять? Конечно, нет. Замене подлежат загранпаспорт, водительские права, ИНН, страховое свидетельство и др. Получать же новую медицинскую книжку (медкнижку) или санитарную книжку (санкнижку) при смене фамилии как в 2018, так и в 2019 году, не требуется. Таким образом, ни работодатель, ни HR («кадры») не вправе обязать работника заменить ЛМК, если у него поменялась фамилия.

Замена сведений в медицинской книжке при смене фамилии

Нужно ли менять санкнижку при смене фамилии

Менять ли медкнижку при смене фамилии (после замужества и по другой причине) или нет, как мы выяснили, дело добровольное, т.к. нет никакой законодательной нормы на этот случай. Но, если есть желание и необходимость, то как это сделать и какова цена?
В действующей медкнижке, по аналогии с трудовой, можно вносить изменения в сведения о фамилии, но ни сам работник, ни работодатель, ни отдел кадров не имеют права это сделать. Необходимо обратиться в то место, где производилось оформление ЛМК – в государственное, муниципальное или частное медицинское учреждение.

Меняют ли личные сведения владельца бланка, если просто принести медкнижку и сказать о том, что требуется? Нет, чтобы в бланке медкнижки произвести изменение сведений о владельце необходимо предъявить паспорт гражданина и одно из свидетельств, которое подтвердит, что личные данные предъявителя были изменены. При смене фамилии подобными свидетельствами являются документ о браке, о разводе и о перемене имени. Таким образом, замена сведений владельца медкнижки при смене фамилии будет иметь законное основание.

Специалист медучреждения зачёркивает неактуальные персональные данные, и надписывает новые, обязательно указав ниже основание, по которому такие изменения были внесены. Услуга оказывается бесплатно.

Когда и как менять медкнижку при смене фамилии?

Нужно ли менять медкнижку при смене фамилии

Надо ли менять медкнижку после замужества, развода и при смене фамилии по собственному желанию или можно этого никогда не делать? Если владелец медкнижки будет продолжать осуществлять работу в той сфере, где требуется медкнижка, то, до того момента пока в бланке есть место для внесения записей – замена не требуется. Но, по необходимости придётся предъявлять одно из вышеперечисленных свидетельств, являющихся подтверждением смены фамилии.

В случае, когда бланк заполнен полностью и в нём больше нет места, то при получении нового бланка, он уже будет оформлен на новую фамилию владельца.

По Семейному Кодексу РФ при заключении брака супруги могут оставить каждый свою добрачную фамилию или:

  • выбрать фамилию одного из супругов в качестве общей;
  • образовать новую двойную посредством присоединения фамилий друг друга.

В случае, если один из супругов или оба выбрали новую фамилию, то это повлечёт за собой процедуру по смене (изменению) персональных данных. Сначала сотрудники ЗАГС обязаны вносить новые данные в запись акта о регистрации брака и только потом это отразится в первом документе на новую фамилию – свидетельстве о регистрации. И тут у большинства людей возникает вопрос, какие документы, кроме гражданского паспорта, потребуют замены?

Меняется ли медкнижка при смене фамилии?

В соответствии с положениями актуальных законодательных норм, граждане РФ, сменив персональные данные, должны произвести замену всех документов, в которых содержатся старые сведения. Однако, для части документов такое требование закона имеет обязательный характер, а для другой части – рекомендательный. Так, обязательной замене подлежат СНИЛС, заграничный паспорт, водительское удостоверение, свидетельство регистрации транспортного средства, полис обязательного и/или дополнительного медицинского страхования, ИНН и, в случае, когда заключение брака происходит в период обучения, то ещё и зачётная книжка со студенческим билетом.

Вместе с тем, при смене фамилии необязательной процедурой является замена таких документов как трудовая и санитарная книжка. Что делать, чтобы документы, выданные на добрачную фамилию, считались действительными? Каждый раз, когда это потребуется надо будет предъявлять свидетельство о заключении брака, как документ, подтверждающий, что поменялась добрачная фамилия небезосновательно. Вышеизложенное даёт возможность сделать вывод, и получить ответ на вопрос надо ли получать новый бланк медкнижки – по закону замены не требуется. Документ со старыми персональными данными остаётся действительным до полного его заполнения и менять ли медкнижку при смене фамилии после замужества или нет решает только её владелец! Работодатель в данном случае не имеет законных оснований настаивать на том, что нужно менять медкнижку, а лишь может рекомендовать сделать это во избежание возможных недоразумений с контролирующими органами.

Как поменять фамилию в медицинской книжке (медкнижке)?

Если произошло изменение фамилии и владельцем было принято решение, что новые персональные данные должны быть указаны в личной медицинской книжке, то как это сделать?

медицинская книжка СПб

Бланк медкнижки для работников отдельных профессий, производств и организаций утверждён Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте». Являясь документом строгой отчетности, защищённым от подделок полиграфической продукцией уровня «В», он снабжён голографической плёнкой. Она вшита между 2-3 страницами бланка и покрывая собой третью страницу бланка защищает сведения о владельце медицинской книжки от внесения всевозможных корректив. Клеевой слой голографической плёнки крепко сцепляется со страницей и не предусматривает отклеивания от неё. Получается, что как в трудовой книжке зачеркнуть добрачную фамилию и написать новую не получится. Как же в таком случае изменить фамилию в медицинской книжке?

При смене фамилии в медицинской книжке владелец документа обязательно должен иметь оригиналы документов, которые подтверждают смену личных данных – новый паспорт РФ и свидетельство о заключении брака. С просьбой о внесении актуальных данных в медкнижку их можно предоставить работодателю либо обратиться в медицинское учреждение, которое некоторое время ранее осуществляло выдачу этой медкнижки. Отличие в том, что работодатель имеет непосредственный доступ к бланку медкнижки, а для обращения в медцентр потребуется предварительно получить медкнижку у сотрудника из отдела кадров или персонала – бланк выдаётся под роспись в журнале учёта движения медкнижек. Затем на форзаце (внутренней стороне обложки) медкнижки ответственное лицо ручкой оставляет комментарий о том, что фамилия владельца изменена на другую (с указанием на какую именно) и основанием для этого является свидетельство о заключении брака (с указанием номера и серии, даты выдачи и отдела ЗАГС). Текст комментария заверяется подписью лица, оставившего комментарий, с расшифровкой и печатью, если она используется в организации. Больше ничего не меняется.

Если вы ранее получали медкнижку в многопрофильной клинике «ОСМЕД», то при первом же визите мы оперативно и бесплатно внесём в её бланк все изменившиеся персональные данные. Ждём вас в Василеостровском районе СПб по адресу: Васильевский остров 10-линия, д. 21 (ст. м. «Василеостровская»).

Какие документы необходимо поменять

Фамилия и имя достаются от родителей. Граждане вступают в брак, разводятся, хотят носить фамилию родственников или близких людей, их воспитавших.

После обращения в орган ЗАГС за переменой имени и получения свидетельства об изменении фамилии возникает вопрос: «Что нужно менять при смене фамилии, когда и как это сделать?».

Когда меняют имя

Свое имя гражданин вправе поменять как при наступлении определённых жизненных обстоятельств (вступление в брак, развод, усыновление), так и по личному желанию.

Имя можно изменить в случае:

  • грамматической ошибки в документах (буква «Е» вместо «Ё», «А» вместо «О»);
  • неблагозвучного имени, данного родителями;
  • желания носить фамилию родственников, опекуна или отчима;
  • иные основания.

Самыми яркими примерами смены имени и фамилии являются российские актёры и советские революционеры.

Нонну Мордюкову на самом деле звали Ноябриной, а Кирова – Сергей Миронович Костриков.

Скрябин всем известен как Молотов, Вячеслав Михайлович взял эту фамилию по идеологическим соображениям и в связи с проблемами дефекта речи – три согласных подряд ему было тяжело выговорить.

Нормативная база

Статьёй 19 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданин осуществляет права и обязанности под своим именем, которое включает фамилию, отчество и имя.

Согласно закону об актах гражданского состояния № 143-ФЗ граждане с 14 лет имеют право на изменение своего имени (ст. 58).

Какие документы менять обязательно

Таблица 2. Обязательные для замены документы, сроки и ответственность

от 3 000 руб. до 5 000 руб. (в городе федерального значения)

В случае повторного совершения – 5 000 руб. или лишение права на управление от 1 до 3 мес.

Не установлен 500 руб.

Не установлен от 500 руб. до 800 руб.

В случае повторного совершения – 5 000 руб. или лишение права на управление от 1 до 3 мес.

Обязанностью ЗАГСа является уведомление органов МВД, налоговой службы, военкомата о перемене имени.

Паспорт

Первый документ, который необходимо заменить – паспорт. На его основании меняются все остальные документы.

Паспорт подлежит замене в случае изменения:

  • фамилии;
  • имени;
  • отчества;
  • даты рождения;
  • места рождения.

На граждан возложена обязанность по замене паспорта в течение тридцати дней с даты изменения имени.

Для получения паспорта необходимо заполнить заявление установленной формы.

К заявлению приложить:

  • свидетельство о рождении;
  • документ о смене имени (свидетельство о браке, о перемене имени, о расторжении брака, документ другого государства о принятии фамилии супруга либо его изменении после развода);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • 2 цветные фотографии;
  • паспорт с прежней фамилией.

Если гражданин обращается по месту постоянной регистрации, то новый паспорт он получит уже через 10 рабочих дней, а жители других регионов, временно проживающие по месту обращения, – от 30 до 60 дней.

СНИЛС

Страховое пенсионное свидетельство является идентификатором личности гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. СНИЛС содержит личные данные, номер индивидуального лицевого счета, позволяет получать социальные льготы, хранит информацию о стаже и размере отчислений.

Страховое пенсионное свидетельство также подлежит обязательной замене. При этом номер лицевого счёта застрахованного лица остаётся прежним.

СНИЛС можно заменить самостоятельно, обратившись в региональное отделение Пенсионного фонда, либо через работодателя в случае официального трудоустройства.

Для получения нового свидетельства необходимо представить:

  • заявление установленной формы;
  • паспорт с новой фамилией;
  • старый СНИЛС;
  • документ, подтверждающий изменение имени.

Выдача нового свидетельства производится бесплатно в течение одного месяца.

Рис. 3. Замена СНИЛС. Источник: сайт «К новым рубежам»

Рис. 3. Замена СНИЛС. Источник: сайт «К новым рубежам»

Полис ОМС

При смене фамилии обязательно меняется полис медицинского страхования.

Замена полиса обычно осуществляется страховой компанией, в которую следует обратиться лично.

Бланк заявления заполняется в присутствии сотрудника страховой компании, которым он выдаётся.

К заявлению представляются:

  • новый паспорт;
  • полис ОМС с прежней фамилией;
  • свидетельство об изменении фамилии (имени).

На время выдачи нового полиса дается временный полис, который можно предъявлять в медицинские учреждения.

Обратите внимание! На временном полисе указана дата, когда будет готов новый полис! Срок изготовления полиса составляет от трёх недель до месяца.

Загранпаспорт

Заграничный и внутренний паспорта действуют независимо друг от друга. Загранпаспорт оформляется для посещения других стран.

Граждане могут продолжать пользоваться заграничным паспортом с прежним именем при посещении безвизовых стран либо при наличии действующей визы.

Обратите внимание! В случае посещения зарубежных стран с ребенком могут понадобиться документы, подтверждающие родство, оформленные на прежнее имя! Во избежание недоразумений в таких случаях лучше изменить загранпаспорт.

Рис. 4. Загранпаспорт. Источник: сайт «VizaImm»

Рис. 4. Загранпаспорт. Источник: сайт «VizaImm»

Для замены загранпаспорта необходимо обратиться в территориальное управление по вопросам миграции МВД и представить:

  • заполненную анкету;
  • паспорт с новым именем;
  • загранпаспорт, ранее выданный;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • трудовую книжку или ее копию, заверенную по месту работы;
  • свидетельство о заключении либо расторжении брака, перемене имени.

Для мужчин к указанному перечню понадобится предъявить военный билет.

Автодокументы

К автодокументам относятся:

Граждане обязаны менять водительские права в случае перемены имени или места жительства.

Для получения нового водительского удостоверения необходимо лично явиться в территориальный орган ГАИ (МРЭО).

Сотруднику МРЭО представляются следующие документы:

  • паспорт с новой фамилией;
  • копия свидетельства, подтверждающего факт перемены личных данных;
  • документ об уплате госпошлины (2 000 руб.);
  • заявление установленной формы;
  • водительское удостоверение с прежней фамилией

Водитель будет приглашен для фотографирования, после чего ему выдадут новое удостоверение.

После получения нового водительского удостоверения следует заменить и другие документы, поскольку отличающиеся в них фамилии послужат основанием для привлечения водителя к административной ответственности.

Как показывает практика, перед тем как обратиться с заявлением о замене СТС и ПТС, необходимо у страховщика получить новый полис ОСАГО (либо внести изменение в действующий).

Обязанность сообщать обо всех изменениях, вносимых в договор обязательного страхования, установлена Законом об ОСАГО. Изменения вносятся бесплатно.

Важно! Обращаться в страховую компанию за внесением изменений в полис или получением нового бланка имеет право только страхователь!

После замены водительских прав и уплаты госпошлины нужно снова обратиться в МРЭО для замены СТС и внесения записи об изменении личных данных в паспорт технического средства.

Для получения названых документов необходимо представить:

  • заявление;
  • гражданский паспорт;
  • водительское удостоверение с новым именем;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • свидетельство регистрации;
  • полис ОСАГО;
  • ПТС.

Все документы на автомобиль, как и водительское удостоверение, выдаются в день обращения.

Военный билет

Все мужчины, а также женщины, проходящие или прошедшие военную службу, обязаны заменить военный билет.

Органы ЗАГС уведомляют об изменении данных лиц, состоящих на воинском учёте, в течение 14 дней.

Для получения нового документа военнослужащему необходимо обратиться к руководству. Мужчинам, прошедшим военную службу или получившим его при прохождении военной кафедры в ВУЗе, следует обратиться в военный комиссариат по месту постоянной регистрации или временной прописки.

Для получения военного документа необходимы:

За несвоевременное обращение с заявлением об изменении семейного положения гражданин может быть привлечен к административной ответственности по статье 21.5 КоАП РФ в размере от 100 до 500 руб.

Банковские документы (карты и счета)

Во избежание проблем обязательно следует обратиться в банк, где находятся денежные вклады, выпущена банковская карта и т. д.

Для смены данных в банке, во избежание волокиты с учетом человеческого фактора, лучше позаботиться заранее о сохранении своих личных финансов, закрыть счета и снять все денежные средства.

Данные можно изменить, заполнив специальную анкету-заявление, которую выдаёт банк.

При обращении в банк следует выяснить, какие проценты теряются в случае смены фамилии, обязательно ли расторгать договор банковского счета и будет ли платным перевыпуск карты на новое имя.

Какие документы не обязательно менять

Таблица 2. Какие документы менять не обязательно

Идентификационный номер не меняется.

Студентам следует обратиться в деканат для замены зачётной книжки, студенческого и читательского билетов.

Если изменена фамилия, указанная в завещании или иных документах о наследовании, при вступлении в наследство достаточно предъявить документ, подтверждающий перемену имени.

Куда обращаться

Поменять документы на новые или внести в них изменения в установленном порядке граждане могут в государственных органах и организациях, их выдающих, обратившись в МФЦ либо через портал госуслуг.

Таблица 2. Где можно поменять документы

Документ Государственный орган Примечание
Паспорт Паспортный стол по месту регистрации МФЦ, сайт госуслуг
Загранпаспорт Орган ГУВМ МВД МФЦ, госуслуги
ИНН Налоговый орган (ИФНС) МФЦ
Полис ОМС Страховая компания
СНИЛС УПФР МФЦ
Водительское удостоверение МРЭО МФЦ, госуслуги
Полис ОСАГО Страховая компания
Свидетельство о госрегистрации МРЭО МФЦ, госуслуги
ПТС МРЭО МФЦ, госуслуги
Военный билет Военный комиссариат (военная часть) МФЦ

Один из оперативных способов заменить необходимые документы – обращение в МФЦ (Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг).

В МФЦ можно получить услугу по замене пакета документов за один приём! Эта услуга доступна для жителей Москвы. Для этого необходимо лишь представить новый паспорт.

Услуги в МФЦ предоставляются как по месту основной регистрации, так и по месту временного пребывания.

Специалисты МФЦ консультируют и информируют посетителей о порядке предоставления услуг, сами заполняют заявления и представляют документ для уплаты госпошлины, которую можно уплатить через банковские терминалы.

Узнать адреса центров и графики их работы можно на сайтах МФЦ каждого субъекта РФ. Для этого достаточно ввести в строку поиска «МФЦ», и появятся сайты региональных МФЦ.

Госуслуги

Одним из удобных способов обращения с заявлениями в различные госорганы, не выходя из дома, в целях экономии времени является портал госуслуг.

Обратите внимание! При обращении через портал госуслуг предоставляется скидка на уплату госпошлины в размере 30%.

При единовременном заполнении необходимых электронных форм не приходится каждый раз заново вводить данные документов (паспорта, СНИЛС, документов на автомобиль).

Внимание! При оформлении новых документов в МФЦ можно одновременно зарегистрироваться на сайте госуслуг.

Для получения услуги необходимо:

Смена документов по месту работы

При изменении имени об этом обязательно необходимо уведомить работодателя для приведения в соответствие служебных документов, поскольку изменяются персональные данные работника.

Для подтверждения нового имени и статуса в отдел кадров следует представить свидетельство о перемене имени (заключении или расторжении брака), новый паспорт. Работодателем издаётся приказ и заключается дополнительное соглашение к трудовому договору.

санитарная книжка оформление

В Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» закреплена возможность гражданина Российской Федерации поменять свои установочные данные – имя, отчество и, конечно же, фамилию. Чаще всего, решения о том, чтобы поменять фамилию, принимаются женщинами в процессе подачи заявления на регистрацию брака в ЗАГС. На этот случай законом закреплено понятие – «изменение (смена) фамилии».

Во всех остальных случаях осуществляется «перемена» фамилии.

Если после замужества произошло изменение (смена) фамилии, то по закону женщине в 30-дневный срок необходимо оплатить государственную пошлину и обратиться в паспортный стол, чтобы подать заявление на выдачу паспорта с новыми установочными данными. Срок обмена документа составляет от 10 до 30 дней. Как только женщина получит новый паспорт, ей следует заменить и остальные документы. Возникает организационный вопрос, что делать с медкнижкой при смене фамилии? Надо ли и как изменить фамилию в медицинской (санитарной) книжке читайте далее.

Меняется ли медкнижка при смене фамилии?

После процедуры смены личных данных далеко не все документы подлежат полной замене. В обязательный для обмена список (помимо гражданского паспорта) входят:

  • загранпаспорт;
  • СНИЛС;
  • полисы ОМС и ДМС;
  • ИНН;
  • водительские права и свидетельство регистрации транспортного средства;
  • студенческий билет и зачетная книжка (в случае, если брак регистрируется в период обучения в учебном заведении).

Во избежание какого-либо рода недоразумений государством рекомендовано вносить изменения в:

  • полисы КАСКО и ОСАГО;
  • трудовую книжку;
  • медицинскую книжку.

Таким образом, ответ на вопрос «Менять ли медкнижку при смене фамилии?» очевиден. Санитарная книжка (медкнижка) при смене фамилии остаётся действительной до того момента, пока в ней есть место для совершения записей о результатах обязательных профилактических медицинских осмотров и гигиенической аттестации работника. Медкнижка после замужества не меняется!

Если работодатель или сотрудники кадровой службы ввиду изменившихся личных данных требуют от работника произвести замену медкнижки ссылаясь на закон, то работник вправе отказать. Никакими нормативно-правовыми документами РФ данный аспект не регламентирован.

Изменение фамилии в медицинской книжке

Напомним, что личная медицинская книжка является официальным документом и её бланк не подлежит свободной реализации. Унифицированная учётная форма медицинской книжки установлена Приложением №1 к Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

смена медицинской книжки

В соответствии с приказом, в медкнижке на третьей странице расположены сведения о владельце. Помимо строк для указания должности и наименования организации-работодателя, в данном разделе бланка должны быть внесены установочные данные работника, содержащие Ф.И.О. В целях повышения эффективности противодействия подделке документов после заполнения страницы она подлежит ламинированию. Клеевой слой содержит голографическое изображение герба Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. По аналогии с трудовой книжкой внести правки и исправления в графу «Фамилия» под ламинированный слой на странице медкнижки не представляется возможным. Тогда как же поменять фамилию в медкнижке? Для разрешения данной ситуации существуют несколько вариантов.

Как мы уже выяснили при смене фамилии не нужно менять медкнижку, если она действительная и имеет свободные для заполнения страницы. Не обязательно и следовать рекомендациям по внесению изменений в персональные данные владельца медкнижки – это добровольное пожелание. Поэтому, работник может оставить в медкнижке всё, как есть. Но! При необходимости, потребуется предъявить свидетельство о заключении брака, как подтверждение смены фамилии.

Другой вариант предусматривает следующий порядок внесения изменений. Работник обращается в медицинское учреждение, которое осуществляло выдачу личной медицинской книжки, с просьбой внести правку в Ф.И.О. Для этого, он должен предоставить 2 документа: новый гражданский паспорт и свидетельство о заключении брака. Далее специалист медицинского учреждения на внутренней стороне обложки ЛМК прописывает новые личные данные и оставляет комментарий-сноска, в котором излагается основание для внесения соответствующих изменений – название предъявляемого документа, его серия и номер. Новые данные заверяются подписью ответственного сотрудника медицинского учреждения с расшифровкой и печатью учреждения.

Нужно поменять фамилию в личной медицинской книжке, ранее оформленной в медицинском центре «ОМЕД»? Ждём вас в любой день недели по адресу: город Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 74 (Фрунзенский район, ст. м. Международная). Услуга предоставляется бесплатно!

Читайте также: