Нужна ли санитарная книжка на автотранспорт

Обновлено: 05.07.2024

Акт дезинфекции автотранспорта бывает необходим логистическим компаниям и частным перевозчикам для того, чтобы получить допуск на территорию магазинов, столовых, складов, продовольственных баз и других предприятий с повышенными требованиями к соблюдению гигиенических норм. Для того чтобы соблюсти внутренний распорядок организаций, составляется эта бумага. Она не имеет единственно верной формы бланка.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Стоит отметить, что требования о дезинфекции автотранспорта всегда имеют смысл. Допускающий авто на свою территорию всегда должен знать, что взаимодействовать с ним безопасно. Это касается как людей, так и перевозимых товаров. Срок действия справки в большинстве случаев равняется одному месяцу.

Область применения

Акт дезинфекции автотранспорта будет необходим в следующих ситуациях:

  • При каком-либо взаимодействии машины с продуктами питания. Даже если кузов непосредственно не соприкасается с упаковкой пищевых продуктов, акт будет необходим. Некоторые продовольственные склады имеют особую инструкцию на этот счет: не допускать на территорию машины, которые не прошли санитарную обработку.
  • При пассажирских перевозках. Здоровье людей имеет при оказании услуг первостепенное значение. Не стоит забывать об этом владельцам автотранспорта. Грамотный администратор всегда закладывает в бюджет расходы на своевременную дезинфекцию автотранспорта. Бывают ситуации, когда эта процедура проводится экстренно, но в большинстве случаев дезинфекция запланирована заранее и проводится ежемесячно.
  • При перевозках животных и других грузов, которые имеют эпидемиологическое значение.

Дезинфекция может иметь разные цели. Помимо соответствия общепринятым нормам и соблюдения законодательства, санитарная обработка автотранспорта поможет избавить поверхности от насекомых, грибков, плесени.

Законодательная база

Федеральный закон №29-ФЗ исключил из обращения санитарные паспорта на автотранспорт. Но требования к специальной подготовке автомобиля к перевозке пищевых продуктов не потеряли своей актуальности.

Поэтому, даже если теперь санитарный паспорт не нужен, необходимо оформлять акт о дезинфекции к каждой машине, которая имеет дело с перевозкой продуктов питания, людей или животных. Это прямо не сказано, но вытекает из требований, сформулированных в пункте 4 статьи 19 того же закона 29-ФЗ.

Кто может проверить

Прежде всего, наличие акта (и актуальность его срока действия) проверяют организации, к которым прибывает автомобиль, либо те, у кого на территории он будет осуществлять грузоперевозки. Акт дезинфекции автотранспорта могут потребовать также, вместе с правами и техпаспортом, сотрудники ГИБДД, если увидят, что перевозятся продукты питания. Контроль за оформлением документации по дезинфекции также лежит на Роспотребнадзоре. Уполномоченные сотрудники этой организации также могут потребовать от водителя акт, подтверждающий безопасность совершаемой перевозки.

Особенности

Акт должен быть приложением к договору между автомобильной мойкой и ее клиентом. Отдельным документом без привязки к договору он быть не может. Текст акта обязательно должен иметь ссылку на дату и номер договора между организациями.

В последнее время даже частные лица прибегают к услуге дезинфекции транспорта. Эта процедура позволяет иметь дело с бывшими в употреблении машинами и не бояться за здоровье взаимодействующих с ним людей. Прошедшие дезинфекцию экземпляры авто продаются лучше.

Элементы акта дезинфекции

Документ является приложением к договору, заключенному между организацией, осуществляющей дезинфекцию и ее клиентом. Поэтому можно ограничиться ссылкой на договор, без печати на фирменном бланке.

Акт дезинфекции является краткой официальной бумагой, которая в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:

  • Наименование документа.
  • Город составления.
  • Ссылку на договор между сторонами, дату и номер.
  • Отдельно – частоту и дату фактического проведения дезинфекции. Именно от этой даты отсчитывается календарный месяц действия акта.
  • Исполнитель, его реквизиты и контакты.
  • Заказчик. Его персональные данные, реквизиты. Если это частное лицо, то достаточно будет данных паспорта.
  • Название автотранспорта, его номер государственной регистрации.
  • Адрес, по которому происходила дезинфекция.
  • Какие средства использовались при процедуре. Если они имеют свою специфику использования и ограничения в последующем применении автотранспорта, то эти моменты необходимо кратко отразить.
  • В течение какого времени актуальны работы по дезинфекции. Стандартный срок – 1 месяц, но бывают исключения из правил.

В представленном и доступном для скачивания образце все это содержится. Только так бумага будет юридически грамотно оформлена. Также в акт можно включать принципиально важные для понимания ситуации детали. Например, в течение какого времени на поверхности кузова будет сохраняться числящее вещество, когда можно приступать к осуществлению перевозок.

акт дезинфекции автотранспорта образец

В конце акта обязательно подписывается исполнитель. Указываются его фамилия и инициалы. Если у автомобильной мойки есть печать, то ею и заверяется документ.

Обязательно ли иметь

Согласно существующему законодательству, получатель груза пищевых продуктов вправе отказаться его принимать, если автомобиль, осуществляющий перевозку, не прошел дезинфекцию. Также это правило касается случаев, когда срок акта о дезинфекции автотранспорта истек и не был составлен новый.

А расходы, связанные с недопуском и отсутствием выгрузки, лягут целиком на перевозчика, так как он не озаботился своевременным прохождением дезинфекции собственного автотранспорта.

Таким образом, акт дезинфекции автотранспорта является необходимым элементом в процессе перевозки продуктов питания, людей или животных. Его наличие вправе проверить заинтересованный деловой партнер, сотрудник ГИБДД или Роспотребнадзора.

Пункт 4 статьи 19 Федерального закона № 29-ФЗ в редакции, действующей с 21 октября 2011 года, сформулирован следующим образом:

«Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства».

Рассмотренные нормы, содержащиеся в федеральных законах, в силу части 1 статьи 76 Конституции РФ имеют прямое действие на всей территории РФ.

В свою очередь, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009).

В связи с вышеизложенным, указанные акты в части требований наличия санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов не применяются.

Обязанность контроля технического и санитарно-гигиенического состояния указанных транспортных средств законодательством возложена на перевозчика.

В связи с поступающими вопросами о необходимости наличия санитарного паспорта на автотранспорт перевозящий пищевые продукты, Управление Роспотребнадзора по Самарской области разъясняет следующее.

В соответствии с п.4 ст.19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в действующей редакции) для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства.

В свою очередь, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) устанавливает требования к процессам перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции.

Кроме того, в силу требований п.2 ст.15 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты в процессе их транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в соответствии с Федеральным законом №52 от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказом Минздрава РФ №229 от 26.06.2000г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» осуществляет профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников организаций (декретированных групп профессий ), деятельность которых связана с :

  • с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
  • воспитанием и обучением детей;
  • коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Для прохождения обучения и аттестации необходимо:

1. Заполнить бланк заявления (для организаций - приложение).

2. Предъявить личную медицинскую книжку с пройденным медосмотром и заключением терапевта о пригодности к работе.
(обучение проводится только после прохождения медицинского осмотра и при наличии заключения терапевта о пригодности к работе)

3. Произвести оплату по действующему прейскуранту цен.

Гигиеническое обучение и аттестация проводятся в соответствии с графиком проведения лекций, который утверждается ежемесячно (график проведения лекций можно уточнить по тел. 27-64-55, 27-64-83).

В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (статья 19), для перевозки пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для этих целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта.Совместная перевозка продовольственных и непродовольственных товаров, а также использование транспорта для других целей запрещена.

Санитарные паспорта на транспортные средства выдаются и регистрируются Центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ и их филиалами, являются документом строгой отчетности и свободной продаже не подлежат.

Приобретенные в других местах санитарные паспорта являются недействительными. Использование поддельных санитарных паспортов влечет за собой уголовную ответственность в соответствии со ст. 327 УК РФ.

Оформить санитарный паспорт на транспортные средства можно по адресу: г. Архангельск, пр. Троицкий, 164 корп. 1. , 1 этаж

тел. для справок: 27-64-55 с понедельника - по пятницу: с 9:00- до 13:00 и с 14:00- до 16:30

Необходимые документы для оформления санитарного паспорта на транспортные средства:

  • Заявление по установленной форме (приложение).
  • Документы на транспорт.
  • Транспортное средство для осмотра.
  • Документ, подтверждающий личность (паспорт).
  • Доверенность на представление интересов (при обращении лица, не являющегося владельцем транспортного средства).

Санитарный паспорт выдается сроком на 1 год, удостоверяется печатью организации и голограммой.

Транспортные средства должны ежедневно подвергаться мойке с применением моющих средств и ежемесячно подвергаться дезинфекции в специализированной организации с отметкой о ее проведении в санитарном паспорте на стр. 5., внутренняя поверхность кузова машины должна иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке и дезинфекции.

Перевозка продуктов питания требует повышенных требований к чистоте транспортного средства. Рассмотрим, регламентируется ли оформление санитарного паспорта на автомобиль, задействованный на транспортировке пищевой продукции, и какой документацией подтверждается соответствие машины санитарно-эпидемиологическим нормам.

Суть документа

Санитарным паспортом на транспортное средство называют документ, выдаваемый специализированной компанией, по результатам проведенной дезинфекции машины. Это обеспечивает:

  • уничтожение микробов, способствующих процессам гниения и вызывающих плесень;
  • общую очистку отсека для грузов с обеззараживанием поверхностей;
  • удаление насекомых с личинками.

Санпаспорт составляется с указанием:

  • полного наименования компании, выдавшей документ;
  • марки и государственного номера авто;
  • вида грузов, допускаемых к транспортировке;
  • исполнителя дезинфекционных работ.


Специализированная компания выдает санитарный паспорт на автомобиль после проведения дезинфекции автомобиля.

Достоверность санитарного паспорта подтверждается росписями руководителей компаний, производивших дезинфекцию автомашины и оформление документа с печатями организаций.

Отмена обязательств по оформлению санпаспорта на автотранспорт

Какая документация требуется после отмены санитарного паспорта

Несмотря на отмену санитарного паспорта для авто, необходимость проведения дезинфекции машин и выполнение других мероприятий, направленных на поддержание чистоты при перевозке пищевых грузов, остается актуальной.

Владелец пищевого автотранспорта должен предоставить в СЭС бумаги об организации санитарной обработки техники и прохождении медосмотра персоналом.

Соответствие ТС и людей, связанных с доставкой продуктов, требованиям эпидемиологических норм подтверждается:

  • медицинскими книжками водителя и лица, сопровождающего груз;
  • актом выполненных работ по результатам обработки машины;
  • справкой, подтверждающей качество и объем проведенной дезинфекции.

Отдельные нормативы регламентируют минимально допустимые нормы очистки и обработки транспортных средств.

Необходимость оформления медицинской книжки на водителя и экспедитора

Медицинская книжка оформляется представителям профессий, связанных с перевозкой продуктов, на обязательной основе. Для получения документа кандидат проходит медицинский осмотр с проверкой у следующих специалистов:

  • стоматолога;
  • отоларинголога;
  • терапевта;
  • дерматолога;
  • нарколога и психиатра.

Состояние здоровья работника подтверждается исследованиями крови, кала и мочи, чтобы исключить присутствие опасных инфекционных заболеваний и паразитов. Обязательно проводится флюорография легких.

Обратите внимание! Санкнижка выдается первоначально при устройстве на работу, с последующим проведением ежегодного профилактического осмотра.

Требования к мойке и дезинфекции машины

В зависимости от характера перевозимых грузов, автомобиль подвергается следующим видам обработки:

  • комплексной, направленной на удаление всех разновидностей микроорганизмов, вирусов и плесени;
  • фумигации, проводимой в соответствии с требованиями международного стандарта;
  • газации – в грузовой отсек запускается ядовитый газ, убивающий вредные формы жизни и быстро выветривающийся. Применяются специальные препараты с фосфорином.

Последняя из указанных методик наиболее надежна, но требует наибольшего времени для проведения. Вместе с проветриванием на обработку уходит до семи дней.


В СЭС автовладелец подает бумаги о прохождении санобработки техники и данные о медосмотре персонала.

Работы проводятся в специально предназначенном для этого помещении с централизованным подводом воды и оборудованной канализационной системой. Предварительно машина очищается с использованием моющих средств и уборочного инвентаря. Если владелец предоставил к дезинфекции грязное авто, исполнитель вправе отказаться от выполнения работ.

Акт и справка санитарной обработки дезинфекции кузова автомобиля

Качество и объем работ по санитарной обработке грузового отсека автомобиля подтверждаются выданными исполнителем документами, предъявляемыми в СЭС для открытия соответствующего бизнеса:

  • актом – содержит перечень и дату дезинфекции или дезинсекции с указанием данных обработанного автомобиля;
  • справкой – удостоверяет факт дезинфекции машины, с указанием характеристик использованных препаратов и вида обработки.

Выдача этой документации, как и проведение работ, требуют от исполнителя обязательного получения лицензии и разрешения государственных органов.

Наказание за отсутствие санитарного паспорта на автомашину

Документацию, требуемую взамен исключенного из перечня обязательных бумаг санитарного паспорта, могут потребовать к проверке представители:

  • ГИБДД;
  • специализированных государственных служб, контролирующих качество обслуживания населения и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Если в процессе перевозки продуктов будут выявлены нарушения в оформлении необходимых документов и отклонения от санитарных требований, виновным грозят:

  • серьезные денежные штрафы в размере от нескольких сотен рублей для граждан до сотен тысяч рублей – для компаний;
  • запрещение на продолжение деятельности сроком до трех месяцев.

Читайте также: