Необходима ли интеграция форм обучения например очного и электронного обучения с использованием дот

Обновлено: 02.07.2024

Федеральный Закон об образовании № 273-ФЗ (ст. 10) определяет 4 вида образования в России:

  • общее образование;
  • профессиональное образование;
  • дополнительное образование;
  • профессиональное обучение.

Обучение осуществляется в 3 формах:

Заметьте, никакого «дистанционного образования» как вида, уровня или формы обучения в законе нет. Однако есть понятие «дистанционные образовательные технологии (ДОТ)».

Что такое ДОТ

В соответствии со ст. 16 ч. 1 Закона об образовании, дистанционные образовательные технологии — это «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». В привычном для нас смысле это удаленное обучение через интернет.

Подробнее о различиях дистанционного, заочного, электронного обучения мы рассказывали в одной из прошлых статей.

Понятие «дистанционные образовательные технологии» впервые появилось в проекте поправок к Закону об образовании в 2002 году. После принятия поправок Олег Смолин, на тот момент заместитель председателя думского комитета по образованию и науке, подчеркнул, что теперь закон «уравнил студентов, обучающихся посредством дистанционных образовательных технологий, с обычными студентами в обычном учреждении».

Сейчас применение ДОТ и электронного обучения регулируется статьей 16 Закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. N 06-381).

Давайте рассмотрим его подробнее.

Порядок применения дистанционного обучения

Использовать дистанционное обучение или нет и в каком объеме — это свободный выбор образовательной организации.

Порядок позволяет применять ДОТ и электронное обучение не только при проведении занятий. В дистанционном формате можно проходить практику, выполнять текущий контроль успеваемости и проводить итоговую аттестацию.

В документах об образовании и квалификации применение ДОТ в обучении не указывается.

Организация сама решает, сколько часов отвести на «дистанционку», а сколько оставить на аудиторные занятия с преподавателем. Главное, чтобы образовательная программа была изучена в полном объеме.

При этом Порядок не запрещает перехода на исключительно дистанционное обучение, когда обучающиеся изучают материал в форме онлайн-курсов, но есть ограничения для отдельных направлений подготовки.

По каким профессиям нельзя обучаться дистанционно

Список содержит более 200 профессий и специальностей, которым нельзя обучиться полностью дистанционно. Программы по этим курсам обязаны предусматривать очные аудиторные занятия с преподавателями.

В Перечень попали прежде всего те профессии, которые требуют основательной практической подготовки и опыта. Так, нельзя удалённо выучиться на архитектора, программиста, ювелира, акушера, пилота, актёра, дизайнера, бухгалтера или педагога по физкультуре, а также сварщика, токаря, водителя, машиниста котлов, радиомеханика и многих других.

Данный документ регламентирует обучение только в учреждениях СПО (техникумах, колледжах, училищах).

ДОТ в сфере профессионального обучения

Формально никаких ограничений по использованию дистанционных технологий в сфере высшего, дополнительного профессионального образования и профобучения нет.

Например, Перечень, о котором мы говорили выше, запрещает учреждениям СПО организовывать удаленное обучение по направлению «Фармация». Однако мы легко найдем вузы, которые готовят фармацевтов-провизоров в заочной форме, полностью дистанционно.

Особенно развит дистанционный формат обучения в учебных центрах дополнительного профессионального образования и профессионального обучения (ДПО и ПО).

Посмотрим, чем и как регламентировано применение ДОТ в учреждениях ДПО и ПО.

При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (п. 14).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения никак не регламентирует применение дистанционных технологий, в тексте Приказа нет упоминания ДОТ и электронного обучения.

Таким образом, вопрос исключительно дистанционного обучения по профессиональным программам на законодательном уровне однозначно не решен, поэтому обратимся к понятию практико-ориентированного обучения.

Задача профессионального образования — подготовить высококвалифицированные кадры, знания, умения и навыки которых будут в полной мере соответствовать профстандартам или квалификационным требованиям (если стандарт не принят).

Так, в рамках нацпроекта «Образование» на базе учреждений СПО реализуется федеральный проект «Молодые профессионалы». Проект предусматривает модернизацию профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Ожидается, что к концу 2023 года 85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс,

Профессиональное образование готовит обучающихся к выполнению конкретных действий на будущем месте работы, соответственно, теория должна закрепляться на практике.

Если мы говорим об исключительно дистанционном обучении какой-либо профессии, возникает вопрос о его эффективности. Можно ли без осложнений принять роды, обучившись по видео? Можно ли качественно выполнить сварочные работы, прочитав учебник? Вряд ли.

практика: ожидание и реальность

Практико-ориентированность в профессиональном образовании эффективно обеспечивает дуальная модель обучения. В узком смысле, это такое обучение, при котором теоретические знания дает образовательная организация (например, колледж или учебный центр), а практику проводит работодатель на предприятии.

Таким образом, законодательных ограничений на использование дистанционных технологий при реализации профессиональных программ в учреждениях ДПО и ПО нет. Однако есть требования профстандартов и общая тенденция развития образования в сторону практической ориентированности, которые исключают возможность полностью дистанционного освоения образовательных программ.

Изменения в реализации программ обучения с применением ДОТ

19 марта 2020 года было опубликовано Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».

Рекомендации должны помочь школам и учреждениям СПО быстро перейти на «дистанционку» в условиях распространения коронавирусной инфекции.

  • Образовательным учреждениям предоставлена свобода в выборе инструментов для проведения онлайн-уроков (СДО, платформы для вебинаров и видеоконференций) и организации контроля знаний.
  • При реализации программ СПО допускается использовать виртуальные аналоги специальных помещений, которые позволяют обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции.
  • Особое внимание в письмо уделено реализации учебной и производственных практик. Если есть возможность организовать для обучающихся дистанционное прохождение практики без выезда на производство, то учреждению СПО рекомендуется это сделать, соответственно откорректировав учебный график.

Дистанционное образование в России, несмотря на появление статьи о ДОТ в законе об образовании еще в 2002 году, до сих пор строго не регламентировано. Большинство вопросов, связанных с выбором инструментов электронного и дистанционного обучения, организации удаленной работы и подготовки кадров, компетентных в применении ДОТ, отдаются «на откуп» образовательным организациям.

Как показала ситуация с пандемией 2020, образование в России не готово перейти в онлайн-формат, поэтому дистанционные технологии и электронное обучение продолжают оставаться в статусе технологий, но никак не самостоятельной формой получения образования.

«Электронное обучение - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников (на расстоянии)».

Стремительно развивающиеся события привели к потребности в создании интегрированной модели массовой школы, традиционной и онлайн школы одновременно. Организации, способной функционировать самостоятельно, быстро переключаясь при необходимости с одной модели на другую или реализующей две модели одновременно. Такой современный вариант школы можно назвать «мобильная школа». Конечно, все образовательные организации серьезно занимаются вопросами безопасности, ежегодно проводятся тренировки противопожарной и противотеррористической безопасности, разрабатывают четкие алгоритмы, каждый участник образовательных отношений знает порядок своих действий. Однако алгоритмов перевода массовой школы в формат мобильной школы на определенный временной период нет и никогда не было.
Сегодняшняя реальность такова, что кроме двух статей закона с определениями (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»у нас нет ни необходимой нормативной базы, ни опыта, ни четких алгоритмов и минимальных требований к дистанционной форме функционирования школы на определённый период, включая механизмы входа в режим функционирования в виде мобильной школы и выхода из него в последствии.

Сформулируем основные элементы данной модели массовой школы в виде мобильной школы (реализующей одновременно очное и электронное обучение, либо варьирующей в течение учебного года в реализации переходов от очного к полному электронному обучению и обратно).

Ключевой фигурой перехода школы к электронному обучению в сжатые сроки становится учитель, причём в позиции организатора обучения и организатора включенности обучающихся в образовательный процесс. Функции учителя: организация и поддержка процесса, мониторинг и анализ, экспертиза.

Не менее важным элементом модели является процесс, предусматривающий уход от традиционных форм и методов реализации образовательных программ, возможно уход от традиционного деления учебных дисциплин к перспективному укрупнению учебного материала и интеграции различных учебных дисциплин в учебные блоки.

Третьим важным звеном модели мобильной школы является система мониторинга и сопровождения, включая психологическое сопровождение, мотивацию, процессы рефлексии. Естественно необходимо в максимально сжатые сроки обеспечить документальное сопровождение реализации модели мобильной школы.
Порядок «вхождения» в новую модель предполагает наличие рисков и дефицитов в техническом оснащении школ и участников образовательного процесса, низкий уровень базовых ИКТ компетенций участников образовательных отношений, неспособность существующими решениями обеспечить непрерывность образовательного процесса, эффективность и результативность. Затрудняются процессы взаимодействия, планирования и контроля образования.
Порядок «выхода» и функционирования в штатном режиме также определяет риски, среди которых разница уровня усвоения учебного материала школьниками (очевидно, в новой ситуации электронного обучения многие окажутся неготовыми к самостоятельной организации и принятию ответственности за собственно образование. Вот так становятся очевидными тенденции и тренды современного образования («чему учить?»). Ещё одним риском будет учёт результатов электронного обучения и механизмы регулирования процедур оценивания. И, наконец, главный риск - стремительное увеличение количества обучающихся и их законных представителей, которые в последствии предпочтут получение образования вне образовательной организации в форме семейного образования, либо изменят форму получения образования на очно-заочное или заочное образование. Риск в данном случае в неготовности общественных институтов к такому массовому оттоку учащихся из общеобразовательных школ, который приведет к стремительному росту репетиторства, сложностью оценки качества такого образования, а в последствии, как показывает практика, к формированию негосударственных образовательных институтов (семейных школ) по сути своей схожих с обычной малокомплектной общеобразовательной школой. В последние недели быстрой организацией дистанционного обучения озадачился похоже весь мир. Но подходы к этой организации совершенно разные.
Можно выделить три основные линии действий.
Интегрируя все три линии получаем, что для реализации быстрого перехода к формату «мобильная школа» необходимо четкое понимание ресурсного обеспечения, организационного сопровождения и механизмов взаимодействия.
Основные вопросы
Ответы на них помогут школе при переходе к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), или интеграции очного и электронного обучения (при свободном посещении уроков обучающимися) может выглядеть таким образом:
  • Как участники образовательных отношений будут проинформированы о переходе школы на смешанные формы (очное и электронное с использованием ДОТ) либо только на электронное с использованием ДОТ, либо возврат на очное обучение?
  • У всех обучающихся есть устройства, доступ к сети Интернет?
  • Все ли обучающиеся имеют адекватный контроль со стороны родителей, могут рассчитывать на поддержку?
  • Может ли онлайн-обучение в школе начаться немедленно (какими ресурсами или что препятствует)?
  • Как будет использоваться школьный сайт?
  • Есть ли в школе электронный журнал, электронный дневник или другая возможная структура LMS, есть ли блоги классов или страницы в социальных сетях, где возможна регулярная коммуникация (сформировать банк возможных каналов коммуникации по каждому классу)?
  • Кто и каким образом сможет осуществлять техническую поддержку учителям и семьям в переходный период к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (помощь в установке и наладке)?
  • Как будет выглядеть школьный день-неделя при интеграции очного и электронного обучения с ДОТ, только в формате электронного обучения с ДОТ (кто и чем будет занят)?
  • Будут ли использоваться видеоконференции, другие способы визуального взаимодействия учителей и обучающихся (скайп, zoom, вебинары)?
  • Как будет сформировано расписание интеграционной модели (очно+дистанционно) и только дистанционно? (помним, что это ни в коем случае не дублирование очного расписания).
  • Как будет происходить «доставка» заданий обучающимся (регулярность, частота, ресурсы)?
  • Какие инструменты онлайн-обучения будут использованы (существующие платформы, собственные резервы, ресурсы информационно-библиотечного центра)?
  • Как учителя будут проверять задания учеников, их вовлеченность в образовательный процесс, эмоциональное состояние при новой для них форме обучения?
  • Как получить обратную связь от семей: способы коммуникации и регулярность (нужно продумать и определить)?
  • Как организовать учебный день обучающегося: время онлайн общения с преподавателями, с другими обучающимися, с заданиями; время оффлайн самостоятельного выполнения заданий, режим отправки заданий учителю?
  • Как будут поддерживать учителя обучающихся, мотивировать к обучению и каким образом, как будут поддерживаться учителя?
7 шагов перехода к интеграции очного и электронного образования
Нет правильных решений и идеальных алгоритмов. Нужно мониторить активность учащихся, родителей, возможности и сложности педагогов, перестраивать алгоритмы, максимально упрощая технические и организационные сложности, ради повышения эффективности общения учителей и обучающихся между собой, в малых группах. Здесь будет уместно организовывать онлайн опросы, систематическую рефлексию (возможно ежедневную на этапах «входа» в мобильную школу и выхода из нее) с анализом организации, технических возможностей, комфорта, времени. В работе с младшими школьниками обязательно более активное подключение родителей.
На основании предложенных шагов перехода к «мобильной школе» сформулируем набор действий для сотрудников образовательных организаций. Алгоритмы по ним (порядок действий и необходимый минимум) могут составляться разные, с учетом готовности школы, в зависимости от ресурсов и потребностей, варианта организации обучения (только в электронной форме либо в интеграции очного и электронного обучения).
Администрация школы:
  • Издает приказ о временном переводе образовательных программ на реализацию в форме электронного обучения с использованием исключительно дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами с указанием срока действия такого решения, либо на модель, интегрирующую очную и электронную форму обучения (в том числе в формате свободного посещение занятий обучающимися).
  • Формирует комиссию по проведениюмониторинга технического обеспечения учителя (планшет-ноутбук-компьютер, интернет, необходимые электронные приложения). Выявляет потребности в обеспечении учителей необходимым оборудованием, проверяет наличие действующих адресов электронной почты, фактической работы в электронном журнале и дневнике.
  • Организует ежедневный «Экран обучения» - мониторинг фактически присутствующих обучающихся, дистанционно обучающихся (по информации от родителей и заболевших (тех, кто по болезни не учится). Определяется время подачи сведений от каждого класса классному руководителю – заместителю директора – ответственному специалисту за мониторинг
  • Определяет оптимальный набор ресурсов, онлайн-платформ и электронных приложений, в том числе электронных образовательных ресурсов, которые допускаются к использованию в образовательном процессе. Внести соответствующую корректировку в основную образовательную программу школы, проинформировать родителей, путем размещения указанной корректировки на сайте школы.
  • Продумывает инструкции и алгоритмы для учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей) по каждому ресурсу, используемому при дистанционной форме обучения.
  • Организовывает систему взаимообучения учителей внутри коллектива по использованию электронных приложений, организации онлайн уроков, вебинаров, консультаций и другим вопросам. Продумать план методической работы образовательной организации в форме мобильной школы, включающий мероприятия по взаимодействию учителей.
  • Организовывает совещания учителей для корректировки рабочих программ по учебным дисциплинам на период реализации электронного обучения с применением ДОТ, в ходе которого обсудить и внести корректировки в рабочие программы за счет укрупнения учебного материала в учебные еженедельные модули (например, математика, класс, 1-я неделя обучения, тематическое содержание учебного материала, график выдачи домашних заданий, их объем, форма, срок сдачи). Структурировать учебный материал в формате: день недели – учебный предмет, либо один-два раза в неделю ( в зависимости от объема изучаемого материала в учебном плане).
  • Формирует учебные планы, соответствующие модели электронного обучения с применением ДОТ.
  • Составяет расписание учебных занятий для каждого класса. Включить: регулярные видео чаты (уроки по скайпу, вебинары и тд); контрольные мероприятия (тесты, зачётные работы), график отправки и приёма домашних заданий, часы консультаций.
  • Определяет предельно допустимый объём ежедневных-еженедельных домашних на учащегося по всем предметам.
  • Организует работу по формированию открытого банка учебных материалов, например, научно-популярных и художественных фильмов и заданий к ним. Данная работа – один из возможных форматов подключения библиотечных ресурсов школы. Кроме того, библиотеке необходимо сформировать электронный каталог художественной и научно-популярной литературы для каждой параллели, а также каталог электронных форм учебников.
  • Разрабатывает положение об оценивании заданий электронной формы обучения, критерии оценки. В том числе для случая проведения контрольных работ и промежуточной аттестации, включая письменные работы.
  • Просчитывает увеличение нагрузки на учителя-предметника за счёт получившейся группы дистанционного обучения. По возможности предусмотреть систему стимулирования и премирования учителей в зависимости от количества дополнительной работы, либо скорректировать нагрузку учителя за счёт перераспределения очной и электронной форм обучения.
  • Вносит коррективы в положение об оплате труда, стоимости часа дистанционного обучения.
  • Корректирует правила внутреннего трудового распорядка, правилах для учащихся.
Классный руководитель
  • Ежедневно в определённое время (например, 11-00) заполнять «Экран обучения».
  • Собрать данные с учащихся класса: наличие компьютера-ноутбука-планшета-телефона с выходом в интернет; электронная почта ребёнка и родителей; адрес скайп (либо другого ресурса для видео взаимодействия).
  • Собрать актуальные данные родителей (телефон, электронная почта, адрес фактического проживания ребёнка и родителей).
  • Осуществлять мониторинг взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками.
  • Не реже одного раза в два дня (а в 5-6 классах чаще) проводить «видео часы общения» (20-30 минут) с учащимися класса. Продумать (можно совместно с психологом) тематику этого общения для мотивации учеников, поддержки и формирования учебной самостоятельности. Подключить психолога.
  • Ежедневно проводить часы общения с учениками очной формы.
Учитель-предметник
  • Определить удобные ресурсы и приложения для дистанционной формы обучения по своему предмету (коммуникация – электронная почта, чат в мессенджерах, электронный журнал; видео урок - вебинар, скайп, zoom и тд; Тесты, домашние задания - регулярность, график; Учебный материал - учебник; видео урок, дополнительные источники; способы организации обратной связи, рефлексии (ресурсы).
  • Сформировать список инструментов и приложений, их краткое описание для обучающихся каждой параллели; обсудить на малом педагогическом совете и методическом объединении; вывести итоговый общий список.
  • Продумать и обсудить с коллегами формат организации онлайн уроков, структуру и этапы.
  • Сформировать планирование преподавания учебного материала блоками, предметы закрепить за днями, сгруппировать учебный материал. Например, литература, история могут быть дистанционно один раз в неделю, задание даётся на неделю, описывается перечень тем к изучению и общий недельный объем домашних заданий; математика, русский язык, английский язык - два-три раза в неделю по тому же принципу.
  • Продумать и подобрать учебный материал для своего предмета, совместно с сотрудниками библиотеки при их помощи и ресурсном сопровождении (включая физическую культуру, изо, музыку. Это прежде всего каталоги электронных форм учебников, а также каталоги научно-популярных видео, электронные образовательные ресурсы, фильмов, спортивных игр и соревнований, разработка тренировок, а также творческие работы).
  • Внести корректировки в рабочие программы на период интеграции очного и электронного обучения, только при электронном обучении. (Лист коррекции), предусмотрев три блока: очное обучение (как есть по плану); электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (крупные блоки); болезнь ребёнка (система консультаций после выздоровления посредством крупных блоков учебного материала).
  • Продумать форматы домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организовать групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием. Описать подробно технологию: как ученики сканируют-фотографируют и присылают на проверку выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем документе.
  • Продумать формат и регулярность информирования родителей об обучении детей при реализации электронной формы обучения. Составить памятку информирования, довести до сведения родителей.
  • Продумать формат взаимодействия обучающихся, посещающих школу, и тех, кто обучается дистанционно. Создать смешанные группы для обсуждения проектов, творческих работ, выполнения домашних заданий.
  • Если есть возможность записывать урок на видео, формируя банк видео уроков.

Наталия Александровна Киселева, выпускник магистратуры НИУ ВШЭ программы «Управления образованием»,

См. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, направленные письмом Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. N ВК-1013/06

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования*(2).

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Данные методические рекомендации освещают основные вопросы реализации организациями образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N *(3).

Модели внедрения и использования (реализации) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели:

- полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя);

- частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя).

Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).

Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуются с дистанционными.

Применение (использование) этих моделей организацией обусловливаются в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих организаций, а именно наличием:

- разработанной нормативной базы (локальные акты организации, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);

- необходимой материально-технической базы (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся);

- соответствующего уровня кадрового персонала организации (наличие у административных и педагогических работников соответствующего основного или дополнительного профессионального образования);

- организации обучения и методического сопровождения педагогических работников, использующих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии (повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих обучение по образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).

Нормативно-правовая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организациями основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499*(4), Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N 2.

На основе имеющейся нормативно-правовой базы организация, использующая электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, разрабатывает соответствующие локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих образовательную деятельность организации.

Материально-техническая база применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения организация обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся.

Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможны при условии наличия качественного доступа педагогических работников и обучающихся к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет):

- с использованием установленных программно-технических средств для обучающихся и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с;

- в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с;

- должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с и возможностью установления не менее 20 одновременных сессий по 512 Кбит/с

Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика, за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.

Требования к скорости доступа в сеть Интернет носят рекомендательный характер и должны соблюдаться в целях беспрепятственного и своевременного освоения обучающимся образовательной программы.

Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.

Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и(или) наушниками).

Требования к рабочему месту педагогического работника определяются внутренним локальным нормативным актом организации.

Рабочее место педагогического работника рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором. Также могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Для предметов естественно-научного цикла могут использоваться цифровой микроскоп, комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации (музыкальная клавиатура и графический планшет). Наряду с указанными технологическими устройствами могут использоваться и иные.

В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления учебного процесса:

- общего назначения (операционная система (операционные системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудио-редакторы);

- учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и другие).

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения.

С помощью системы дистанционного обучения (далее - СДО):

- разработчики образовательных программ: авторы, веб-дизайнер, программист, художник, методисты, совместно разрабатывают и размещают содержательный контент;

- педагогический работник планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает нужные для обучающихся ресурсы и задания;

- администрация организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;

- обучающиеся выполняют задания, предусмотренные образовательной программой, при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим работникам за помощью;

- все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий невозможно осуществлять без использования СДО, однако СДО необязательно должна быть установлена в организации, осуществляющей обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Организации могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией, на основании договора.

Возможности системы электронного обучения непосредственно влияют на эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Используемая система электронного обучения должна удовлетворять следующим требованиям по управлению курсом:

- разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;

- педагогический работник должен иметь все возможности по организации обучения, без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например добавить индивидуальное задание для обучающихся, педагогический работник обращается к разработчику курса);

- должна быть обеспечена возможность загрузки курсов, в том числе в формате СДО Moodle;

- должна быть обеспечена возможность включения в образовательную программу большого набора различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора "ленты времени", построения схем и другого;

- должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;

- должны быть предоставлены различные способы оценки работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для оценки результатов обучения по критериям;

- все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;

- должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать как участие в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;

Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию, однако необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров, необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.

При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру обучающегося, так и к компьютеру педагогического работника.

Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика образовательной программы, реализуемой с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Кадровый потенциал организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация выбирает модель, адекватную ее ресурсному и кадровому обеспечению.

Имея в штате организации дополнительно программиста, веб-дизайнера в дополнение к педагогическим работникам, которые непосредственно организуют обучение с применением дистанционных образовательных технологий, можно повысить уровень и качество предоставляемых обучающимся услуг.

Уровень компетентности педагогических работников организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий при организации обучения также играет одну из важных ролей при выборе модели обучения, описанной выше.

Подготовка и методическое сопровождение педагогических работников,
применяющих электронное обучение, обучение с применением дистанционных образовательных технологий

Для того чтобы педагоги отвечали современным требованиям, профессионально владели средствами информационно-коммуникационных технологий, используемыми при электронном или дистанционном обучении, необходимо организовывать обучающие мероприятия (повышение квалификации), а также методическое сопровождение педагогических работников (снабжение информацией, посещение специализированных конференций и выставок и другое).

Повышение квалификации педагогических работников, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно вести с использованием системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем им предстоит работать.

Программы повышения квалификации педагогических работников целесообразно строить таким образом, чтобы часть времени они обучались очно, а часть - с использованием дистанционных образовательных технологий.

*(1) См. Образование в Документах. - 2013. - N 1. - С. 3-234.

*(3) См. Образование в Документах. - 2014. - N 5. - С. 77-80.

*(4) См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 27. - С. 35-42.

В начале этого учебного года никто не предполагал, что возникнет необходимость быстрого и массового внедрения дистанционных форм образования в общеобразовательной школе. Закреплённые в ст.15, 16 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» возможности школы в плане электронного образования, дистанционных образовательных технологий, различных форм получения образования для многих оставались лишь возможностями, но не необходимой реальностью. О них знали, но не думали, не продумывали сценариев и моделей масштабной реализации.

Конечно, согласно ФЗ № 273, школа организует обучение в очной, очно-заочной и заочной формах. Однако, нигде не регламентировано, что очно-заочная и заочная формы обучения должны реализовываться с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, могут, но не обязаны.

Кроме того, возникают споры и в отношении точности употребления формулировок понятий «дистанционное образование» и «дистанционные образовательные технологии», появляется формулировка «дистанционные формы получения образования». Из ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16):

«Электронное обучение — это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников (на расстоянии)».

Стремительно развивающиеся события привели к потребности в создании интегрированной модели массовой школы, традиционной и онлайн школы одновременно. Организации, способной функционировать самостоятельно, быстро переключаясь при необходимости с одной модели на другую или реализующей две модели одновременно. Такой современный вариант школы можно назвать «мобильная школа».

Конечно, все образовательные организации серьезно занимаются вопросами безопасности, ежегодно проводятся тренировки противопожарной и противотеррористической безопасности, разрабатывают четкие алгоритмы, каждый участник образовательных отношений знает порядок своих действий. Однако алгоритмов перевода массовой школы в формат мобильной школы на определенный временной период нет и никогда не было.

Сегодняшняя реальность такова, что кроме двух статей закона с определениями(ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»у нас нет ни необходимой нормативной базы, ни опыта, ни четких алгоритмов и минимальных требований к дистанционной форме функционирования школы на определённый период, включая механизмы входа в режим функционирования в виде мобильной школы и выхода из него в последствии.

Сформулируем основные элементы данной модели массовой школы в виде мобильной школы (реализующей одновременно очное и электронное обучение, либо варьирующей в течение учебного года в реализации переходов от очного к полному электронному обучению и обратно).

Ключевой фигурой перехода школы к электронному обучению в сжатые сроки становится учитель, причём в позиции организатора обучения и организатора включенности обучающихся в образовательный процесс. Функции учителя: организация и поддержка процесса, мониторинг и анализ, экспертиза.

Не менее важным элементом модели является процесс, предусматривающий уход от традиционных форм и методов реализации образовательных программ, возможно уход от традиционного деления учебных дисциплин к перспективному укрупнению учебного материала и интеграции различных учебных дисциплин в учебные блоки.

Третьим важным звеном модели мобильной школы является система мониторинга и сопровождения, включая психологическое сопровождение, мотивацию, процессы рефлексии.

Естественно необходимо в максимально сжатые сроки обеспечить документальное сопровождение реализации модели мобильной школы.

Порядок «вхождения» в новую модель предполагает наличие рисков и дефицитов в техническом оснащении школ и участников образовательного процесса, низкий уровень базовых ИКТ компетенций участников образовательных отношений, неспособность существующими решениями обеспечить непрерывность образовательного процесса, эффективность и результативность. Затрудняются процессы взаимодействия, планирования и контроля образования.

Порядок «выхода» и функционирования в штатном режиме также определяет риски, среди которых разница уровня усвоения учебного материала школьниками (очевидно, в новой ситуации электронного обучения многие окажутся неготовыми к самостоятельной организации и принятию ответственности за собственно образование. Вот так становятся очевидными тенденции и тренды современного образования («чему учить?»). Ещё одним риском будет учёт результатов электронного обучения и механизмы регулирования процедур оценивания.

И, наконец, главный риск — стремительное увеличение количества обучающихся и их законных представителей, которые в последствии предпочтут получение образования вне образовательной организации в форме семейного образования, либо изменят форму получения образования на очно-заочное или заочное образование. Риск в данном случае в неготовности общественных институтов к такому массовому оттоку учащихся из общеобразовательных школ, который приведет к стремительному росту репетиторства, сложностью оценки качества такого образования, а в последствии, как показывает практика, к формированию негосударственных образовательных институтов (семейных школ) по сути своей схожих с обычной малокомплектной общеобразовательной школой.

В последние недели быстрой организацией дистанционного обучения озадачился похоже весь мир. Но подходы к этой организации совершенно разные.

Можно выделить три основные линии действий.

Интегрируя все три линии получаем, что для реализации быстрого перехода к формату «мобильная школа» необходимо четкое понимание ресурсного обеспечения, организационного сопровождения и механизмов взаимодействия.

Основные вопросы

Ответы на них помогут школе при переходе к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), или интеграции очного и электронного обучения (при свободном посещении уроков обучающимися) может выглядеть таким образом:

– Как участники образовательных отношений будут проинформированы о переходе школы на смешанные формы (очное и электронное с использованием ДОТ) либо только на электронное с использованием ДОТ, либо возврат на очное обучение?

– У всех обучающихся есть устройства, доступ к сети Интернет?

– Все ли обучающиеся имеют адекватный контроль со стороны родителей, могут рассчитывать на поддержку?

– Может ли онлайн-обучение в школе начаться немедленно (какими ресурсами или что препятствует)?

– Как будет использоваться школьный сайт?

– Есть ли в школе электронный журнал, электронный дневник или другая возможная структура LMS, есть ли блоги классов или страницы в социальных сетях, где возможна регулярная коммуникация (сформировать банк возможных каналов коммуникации по каждому классу)?

– Кто и каким образом сможет осуществлять техническую поддержку учителям и семьям в переходный период к электронному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий (помощь в установке и наладке)?

– Как будет выглядеть школьный день-неделя при интеграции очного и электронного обучения с ДОТ, только в формате электронного обучения с ДОТ (кто и чем будет занят)?

– Будут ли использоваться видеоконференции, другие способы визуального взаимодействия учителей и обучающихся (скайп, zoom, вебинары)?

– Как будет сформировано расписание интеграционной модели (очно+дистанционно) и только дистанционно? (помним, что это ни в коем случае не дублирование очного расписания).

– Как будет происходить «доставка» заданий обучающимся (регулярность, частота, ресурсы)?

– Какие инструменты онлайн-обучения будут использованы (существующие платформы, собственные резервы, ресурсы информационно-библиотечного центра)?

– Как учителя будут проверять задания учеников, их вовлеченность в образовательный процесс, эмоциональное состояние при новой для них форме обучения?

– Как получить обратную связь от семей: способы коммуникации и регулярность (нужно продумать и определить)?

– Как организовать учебный день обучающегося: время онлайн общения с преподавателями, с другими обучающимися, с заданиями; время оффлайн самостоятельного выполнения заданий, режим отправки заданий учителю?

– Как будут поддерживать учителя обучающихся, мотивировать к обучению и каким образом, как будут поддерживаться учителя?

Читайте также: