Немецкая техника ww2

Обновлено: 04.07.2024

Но не ко всей технике Германии это утверждение применимо. Были и образцы, пережившие эпоху, их породившую. Как водится, это относилось не к тем ярким образцам, которых восхваляла пропаганда, а к самым серым лошадкам, на которых планировался Drang Nach Osten. Сегодня мы поговорим об удачных разработках, использовавшихся после краха нацистской Германии.

Jagdpanzer 38 (t) Hetzer

Кроме чехов, к самоходке проявили интерес в Швейцарии, которая имела на вооружении лишь 24 танка (!) Чехословацкого производства. На базе стареющих Pz.38 пытались сделать свою САУ по образу и подобию StuG. Но проект штурмового орудия, обозначенный как NK II, заморозили ввиду окончания войны, и ненадобности собственного производства оружия. Так страна снова обратилась к Чехословакии. Комиссия обратила внимание на «Хетцеры», которые с рядом доработок были закуплены. Установочная партия прошла испытания в швейцарских Альпах, удовлетворив военных и САУ приняли на вооружение под индексом G-13. Изменения коснулись, прежде всего, орудия. Запасы изначально устанавливаемой PaK 39\2 подошли к концу, и инженеры приспособили установку орудия PaK 40, которое для немцев делали чехи. Отличия иной пушки были в другом снаряде и наличии дульного тормоза. Мотор, изначально бензиновый, заменили на дизельный аналог швейцарского производства. Швейцарский заказ продлил производственную жизнь «Хетцера» до 1952 года. А на вооружении эти САУ находились до 1972 года.

Швейцарское исполнение немецкой самоходки с чешскими корнями - G13. Можно заметить дульный тормоз, который был отличием пушки PaK 40.

После окончания войны, на улицах городов осталось множество подбитой техники. Чехословакия не была исключением. До поры на нее не обращали внимания. Лишь в конце 1945 года подбитые и брошенные машины начали собирать на ремонтных базах. Первые самоходки вышли из ворот в 1946 году. Отремонтированную САУ чехи назвали ShPTK 40/75N. За последующий год было восстановлено еще две машины – на том работы приостановили. Собранные единицы отправили в учебные части, где комиссия дала им зеленый свет – спустя несколько модификаций. Так, орудийную маску надлежало сделать литой. А вентилятор боевого отделения – более мощным. В 1949 году машину переименовали в SD 40\75N. К этому моменту было восстановлено 124 StuG 40. Машины отличались от немецкого прообраза незначительно. На них принципиально не крепились бортовые экраны. А некоторые машины получили дополнительные ящики для запчастей и инструмента. Предлагались проекты по установке на САУ более мощных орудий собственного и советского производства. Но к концу 1953 года на территории Чехословакии начали производить лицензионную копию советской СУ-100, а немецкие самоходки постепенно выводить на хранение. К весне 1955 все 108 машин были выведены в резерв. После они были переданы в Сирию, где успели повоевать с израильтянами в ходе шестидневной войны.

В танкостроении Германии можно выделить три условных периода. Начало первого - появление в рейхсвере инспекции по вооружению и мат. части, которая объединяла пехотное и артиллерийское КБ, а также лабораторию пиротехники. Инспекция разрабатывала ТТТ к бронетанковой технике, а также занималась рассмотрением опытных образцов. Официально ее деятельность ограничивалась только бронеавтомобилями, разрабатываемыми в Ганновер-Линдене фирмой Дойче Эдельштальверке.

Непосредственные работы над танками начались во второй половине 1920-х годов на трех машиностроительных заводах в секретных цехах. После прихода нацистской партии к власти процесс пошел гораздо интенсивнее.

Начало второго этапа совпало, по сути, с трансформацией рейхсвера в вермахт. В танкостроении заказчиком выступало Oberkommando des Heeres (главное командование сухопутных сил, ОКН). По принятым в то время правилам, на каждый вид вооруженных сил возлагались проектирование, сдача заказов, приемка оружия, боеприпасов и военно-хозяйственного имущества, разработка планов по мат. обеспечению собственной производственной программы. Распорядительными функциями наделялось Waffenamt (управление вооружений), которое включало отделы приемки, проектирования и WaPruf-6 (испытаний), инженерно-инспекторский. Управление вооружений должно было финансировать танковую промышленность, а также бесплатно передавать танкосборочным предприятиям закупленные агрегаты, узлы, корпуса, башни, моторы, трансмиссии, вооружение, оптические приборы, радио- и электрооборудование.

К концу 1930-х гг. германское танкостроение находилось в ведении минимум девяти крупных концернов, занимавшихся поставками бронекорпусов и танков. Они контролировали 32 предприятия, принадлежащих 27 различным компаниям. Характерным является то, что данные фирмы специализировались сразу в нескольких областях. Например, из восьми предприятий Даймлер-Бенц лишь одно занималось выпуском танков. Другие четыре занимались производством автомобилей еще три — авиационных моторов. В военные годы ситуация практически не изменилась.

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 3. Танковая промышленность Третьего рейха

Цех по производству орудийных стволов немецкого завода Рейнметалл–Борзинг (Rheinmetall-Borsig) накануне войны

Начало третьего и, наверное, самого интересного периода – 1940 год. Вторая мировая война, развернувшаяся в Европе, требовала корректив в промышленности. Формирование новых частей сильно страдало от нехватки техники и вооружений. Производство танков отставало от потребностей вермахта в них. Да, вероятно, по-другому и быть не могло, поскольку мобилизация экономики носила ограниченный характер. Более того, практически все области экономики использовали довольно своеобразно: бесконечно переключали с выпуска одной продукции на другую. При этом планирование, как правило, подгонялось под приоритеты военно-стратегических мероприятий. Кроме того, нужно было экстренно решить и многие другие организационные вопросы, связанные с повышением эффективности использования производственных мощностей, производительности труда и перераспределением трудовых контингентов.

Выход из сложившейся ситуации был найден. 17 марта 1940 года создали Reichsministerium die Waffe und Munition (специальное имперское министерство вооружений и боеприпасов), главой которого стал инженер Ф. Тодт. Российским читателям он больше известен в качестве основателя и руководителя общенациональной строительной организации «Тодт». Именно благодаря его усилиям построили знаменитые рейхсавтобаны. Этот же напор энергии, вероятно, был необходим и в военной промышленности. Однако вскоре Тодт погиб в авиакатастрофе.

После него министерство возглавил не менее талантливый организатор — архитектор Шпеер. За достаточно короткий период — два года — Шпееру удалось в три раза увеличить выпуск бронетанковой техники. Поэтому неудивительно, что время его руководства министерством часто называют «эрой Шпеера».


Сошедшие с конвейера немецкие танки Pz.Kpfw. V Ausf. D "Пантера" и Pz.Kpfw. VI ausf.H "Тигр" во дворе завода фирмы «Хеншель»

Теперь министерство вооружений и боеприпасов занималось планированием снабжения, выдачей заказов, руководством опытными работами через главком по танкостроению. О скрупулезности подхода можно судить по структурным подразделениям главного комитета: производства и ремонта танков, проектирования и наблюдения за производством, усовершенствования брони, изготовления легкобронированных машин, моторов, снабжения и других.

Рассмотрим новую схему «рождения» бронетанковой техники. Генштаб сухопутных сил с учетом пожеланий практиков из фронтовых частей выдавал примерное тактико-техническое задание управлению вооружений (генеральный штаб также определял необходимое количество техники). В WaPruf-6 задание детально прорабатывалось, после чего оно передавалось в главком по танкостроению, который, в свою очередь, подбирал две-три компании-проектировщика. Специальной комиссией, состоящей из представителей заинтересованных сторон, изучались готовые проекты, из которых выбирался наилучший. Конструкторское бюро, представившее выбранный проект, назначалось ведущим по данной конструкции, хотя само предприятие могло и не получить заказ на серийное изготовление собственного детища.

Опытные образцы подвергались всесторонней обкатке на Куммерсдорфском центральном испытательном полигоне, расположенном около Берлина. Также испытания проводились в филиалах полигона: на горном полигоне в Тюрингии, а так же в Тирольских Альпах на так называемом снежном полигоне. И лишь после этого решался вопрос о передаче самоходной установки или танка на поток. Общий объем выпуска определялся верховным командованием германской армии. Распределением заказов по заводам и фирмам занималось министерство вооружений и боеприпасов. Бронетанковой техникой в министерстве ведала главная группа по производству танков. Если план выпуска танков был более или менее стабильным, то программы выпуска башен, рубок для самоходок и бронекорпусов, которые также составлялись на год, могли неоднократно корректироваться.

«География» танкостроения Германии главным образом определялась стратегическими соображениями. Производственные объекты для снижения их уязвимости от воздушных бомбардировок намеренно рассредоточивались. Также учитывался принцип дублирования поставок основных агрегатов и узлов с различных предприятий.

Следует отметить, что насколько подобная кооперация была развита, настолько же и усложнена. Например, для производства «Пантер» было привлечено 136 смежников. Корпуса поставлялись 6 заводами, башни — 5, коробки перемены передач — 3, двигатели — 2, гусеницы — 4, оптика — 1, вооружение — 1, поковки — 15, стальное литье – 14, остальные — готовые детали, агрегаты и крепеж.


В связи с успехами, обозначившимися по результатам первого года кампании против Советского Союза, наметилась тенденция передвижения танкостроения Германии на Восток. Специальной комиссией по производству танков и запчастей в декабре 41-го года изучалась возможность привлечения промышленности оккупированной Украины для собственных нужд. Превосходные перспективы для выпуска бронекорпусов танков открывались на мариупольском заводе им. Ильича, захваченном немцами. Однако быстро меняющаяся обстановка на германо-советском фронте в данном регионе не позволила реализовать данные далеко идущие планы. А после того как Вермахт потерпел поражения на Волге и Курской дуге, прекратили производство танковых узлов даже в Польше и Силезии.

Со второй половины 43-го года крупные танковые заводы, расположенные на территории Германии, становились объектом атак со стороны союзной авиации. Так, например, до конца года производственные мощности фирмы Даймлер-Бенц, расположенные в Берлине, трижды подвергались бомбовым ударам. В 44-м году к ним добавились заводы компании MAN, а также практически все предприятия, расположенные в Рейн-вестфальском промышленном районе и занимающиеся производством бронекорпусов.

Для недопущения сбоев в отлаженной системе танкостроения часть заказов на важные агрегаты и детали пришлось передать мелким производителям. На крупных же предприятиях стали перемещать некоторые цеха, группы станков вместе с персоналом в безопасные места, а также. под землю. Так, например, в сентябре 44-го года практически половина структурных подразделений Даймлер-Бенц, которые специализировались на выпуске механизмов управления, подбашенной коробки и шасси для «Пантеры», перебазировали в маленькие городки Фалькензее под Берлином, Фиц у Кюстрина, Кзериц в Померании, Тельтов, Оберпраусниц в Судетах и даже в винный погреб компании Деуливаг. Рассматривали варианты размещения производственного оборудования в калийных шахтах, в бывших укреплениях в Чехословакии, в пещерах .


Танк Pz IV являл собой пример довольно удачной конструкции. Его производство на заводах Рейха продолжалось до конца войны. На этом фото представлен танк модификаций Н, проходивший испытания на Куммерсдорфском полигоне в 1944 г.

Проведенные мероприятия по перемещению производства, естественно, не способствовали реализации преимущества современного массово-поточного производства, а только увеличили и так напряженные грузопотоки. Несмотря на это, Шпеер данные обстоятельства представлял как добродетель, говоря, что «германское производство вооружений не приемлет конвейерного метода США и СССР, а полагается в основном на квалифицированный немецкий труд». Хотя именно отсутствие больших предприятий не позволило германскому танкостроению выдержать соревнование с танкостроением стран антифашистской коалиции. Немецкая серийная броня разделялась на несколько групп по марке стали и толщине. Наряду с гетерогенной все-таки больше выпускалось гомогенной брони. Броневые листы по технологии производства разделялись на бронелисты с поверхностной закалкой и равномерно закаленные. После потери Никопольского бассейна уменьшилось поступление в Германию марганца. Никель доставляли только с севера Финляндии.

Результатом постоянной нехватки легирующих элементов стало ухудшение качества серийной брони. Например, лобовые листы корпусов «Королевского тигра» и «Пантеры» довольно часто попросту раскалывались после попадания советских 122- и даже 100-миллиметровых бронебойных снарядов. Для выхода из сложившейся ситуации навешивались защитные экраны, увеличивали толщину и углы наклона бронелистов. Среди броневых марок сталей, имеющих пониженную легируемость конструктивного материала, с удовлетворительной снарядостойкостью так и не нашли.

Теперь несколько слов о том, какой вклад внесло танкостроение оккупированных стран в пополнение парка бронетехники вермахта. Про Венгрию и Италию будет рассказано отдельно, так как эти страны были сателлитами Германии и вооружали в основном собственные армии. При этом итальянскими предприятиями выполнялись некоторые ограниченные заказы для вооруженных сил Германии. Танковые предприятия Франции и Польши использовались для импровизированной переделки, а также ремонта трофейных машин, изготовления запчастей для них. Ни одной самоходной артиллерийской установки или танка там собрано не было.


Сборка ходовой части танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» на одном из заводов Германии

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

Производство танков, штурмовых орудий, истребителей танков и САУ в 1934—1945 годах составило: в 1934-1937 гг. – 1876 ед., 1938 г. – 804 ед., 1939 г. - 743 ед., 1940 г. – 1743 ед., 1941 г. – 3728 ед., 1942 г. – 5496 ед., 1943 г. – 12052 ед., 1944 г. – 18821 ед., 1945 г. – 3945 ед. Всего в период с 34-го по 45-й год было произведено 49208 единиц.

Всего же в Германии (или по ее заказам) было произведено 75513 объектов бронетанковой техники.

Кроме того, было выпущено много командирских танков (отсутствовали пушки), ремонтно-эвакуационных машин, артиллерийских подвижных постов и прочей техники. С учетом данной техники общее число бронеобъектов составляло 89266 машин.

К данному количеству необходимо прибавить трофейную технику, которая поступила в вермахт – 1577 единиц.

Таким образом, ВС фашистской Германии получили и использовали во время Второй мировой 90843 объекта бронетанковой техники.

Союз Советских Социалистических Республик

Производство танков и САУ в Советском Союзе во время Второй мировой войны составляло: 1940 г. – 2421 танк; 1941 г. – 6542 танка; 1942 г. – 24445 танков и 59 САУ (всего 24504 ед.); 1943 г. – 19892 танка и 4194 САУ (всего 24086 ед.); 1944 г. – 16923 танка и 12061 САУ (всего 28987 ед.); 1945 г. – 16295 танков и 9640 САУ (всего 25935 ед.). Всего же в период с 1940 г. по 1945 г. было выпущено 112475 танков и САУ.

Великобритания и США

Производство танков в Великобритании в годы Второй мировой войны составило: 1939 г. – 315 ед.; 1940 г. – 1399 ед.; 1941 г. – 4841 ед.; 1942 г. – 8611 ед.; 1943 г. – 7476 ед.; 1944 г. – 2474 ед.; 1945 г. – 612 ед. На Великобританию также работала промышленность Канады, произведшая 5807 танков. Общее производство танков – 31534 машины.

Производство танков в США в годы Второй мировой составило: 1939 г. – 96 ед.; 1940 г. – 331 ед.; 1941 г. – 4052 ед.; 1942 г. – 24997 ед.; 1943 г. – 29497 ед.; 1944 г. – 17565 ед.; 1945 г. – 11558 ед. Для Соединенных Штатов к числу танков необходимо добавить 43481 САУ. Общее количество бронеобъектов, выпущенных промышленностью США в этот период, составило 131577 единиц.

В 40—41 годах германские танкостроительные компании по указанию мин. вооружений и боеприпасов заказывали некоторые детали мелким машиностроительным фирмам Бельгии, Франции, Румынии, Дании. Предпринимались попытки заключить контракты в Швейцарии, Швеции, Югославии.

О двух странах следует сказать отдельно. В марте 39-го года под протекторат Германии перешли самые развитые области Чехословакии — Моравия и Чехия. Находящиеся в них танковые заводы ЧКД в Праге (немцами переименован в ВММ) и Шкода в Пльзене до самого окончания войны производили вначале легкие танки, а позднее на их базе самоходки собственной разработки. Руководители третьего рейха по политическим причинам не решились развивать там производство тяжелых или средних танков немецкой конструкции.


Самый тяжёлый серийный танк Второй мировой войны "Тигр II". Запущен в серийное производство на заводах фирмы Хеншель в январе 1944 г.

Австрию постигла такая же судьба. Она была присоединена к Германии в 1938 году. Еще до начала Второй мировой на базе штирийских рудников, расположенных у Линца, начали строительство крупного металлургического завода для удовлетворения растущих потребностей танкостроения Германии. Вскоре на данном предприятии появились цеха, занимающиеся производством бронекорпусов. Тогда же начали работать аналогичные цеха в Калфенберге на старом заводе компании Белер. Это дало возможность строить тяжелые и средние танки в Санкт-Валентине на заводе Нибелунген. Продукция данного предприятия, равно как и чешских ВММ и Шкода, всегда значилась как немецкая.

Каков же итог производственной деятельности германской танкостроительной промышленности в 34—45 годах? Логично взять данные, которые являются наиболее объективными, приводятся авторитетными исследователями, следовательно, и меньше всего подкорректированы по моральным, идейным и другим мотивам.

В этом плане предпочтение следует отдавать немецкому автору Мюллеру-Гиллебранду, хотя третий том книги «Сухопутная армия Германии 1933—1945 годов», переведенной на русский язык и вышедшей в 1976 году в Военном издательстве, отличается от оригинала отсутствием одного приложения. Именно в нем содержатся интересующие нас сведения.

Существуют и другие источники. Однако большинство из них издавалось на Западе и широкому кругу российских читателей до настоящего времени является недоступным.

Porsche, Maybach, BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen - что объединяет все эти знаменитые слова? Правильно - хорошие немецкие автомобили! Вряд ли найдется человек, который скажет, что немецкие автомобили могут быть плохими, т.к. их автопроизводители, как и, к примеру, производители японских автомобилей, за много десятилетий смогли доказать, что умеют делать качественную технику, отличающуюся надежностью и комфортом.

Большинство из крупнейших немецких компаний по производству автомобилей было создано задолго до начала крупного чёрного пятна в истории Германии - Второй мировой войны. До неё эти самые компании выпускали автомобили, после неё - автомобили. А что же крупнейшие немецкие автопроизводители выпускали в военное время?

1) Фольксваген - самый безобидный

С идеей создать народный автомобиль (" Volks-Wagen " от нем. - народный автомобиль) выступил в 1933 году сам Адольф Гитлер, поручив работу по его разработке знаменитому Фердинанду Порше. В 1938 году с конвейера свежепостроенного завода сошли первые Volkswagen Käfer - знаменитые немецкие "жуки", на основе которых в том же году был сконструирован и полноприводный армейский Volkswagen Typ 82 Kübelwagen.

Typ 82 выпускался на заводе Volkswagen с 1939 по 1945 год, заслужив титул самого массового немецкого автомобиля Германии времён Второй Мировой войны (около 50 000 ед) . Автомобиль использовался для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненых и в качестве передвижной мастерской.

На его основе в 1942 году был создан также автомобиль-амфибия VW Typ 128 Schwimmwagen. За все время производства (до 1944 года) было выпущено около 15 000 амфибий.

2) БМВ - самый реактивный

В годы Второй мировой компания снабжала армию знаменитыми мотоциклами BMW R75 , авиационными поршневыми двигателями (для самолетов Focke-Wulf FW-190 ) , автомобилями для высших чинов, однако основной вектор работ был направлен в сторону разработки реактивных двигателей, что для того времени было в новинку.

В годы войны конструкторами компании БМВ был разработан один из первых в мире турбореактивных двигателей BMW-003 , который использовался на экспериментальном немецком истребителе Heinkel He 162 , немецком бомбардировщике Arado Ar 234 (построено 214 ед.) , а также планировался к использованию на реактивном Ме.262.

3) Майбах - сердце "панцерваффе"!

Карл Майбах был лично знаком с Гитлером и даже состоял с ним в тесных дружеских отношениях. Именно по этой причине компания "Майбах" в годы Второй мировой стала едва ли не единственным в Германии производителем танковых двигателей!

Двигатели "Майбах" устанавливались буквально на все немецкие танки, а именно: Pz.I, Pz.II, Pz.III, Pz.IV, Pz.V "Пантера", Pz.VI "Тигр", Pz.VI Ausf. B "Королевский тигр" (+ машины на их базе).

Maybach HL 230. Устанавливался на «Пантеру», «Ягдпантеру», «Тигр », «Ягдтигр», «Королевский тигр» и «Штурмтигр». Maybach HL 230. Устанавливался на «Пантеру», «Ягдпантеру», «Тигр », «Ягдтигр», «Королевский тигр» и «Штурмтигр».

4) Мерседес-Бенц - самый разнообразный!

"Мерседес-Бенц" является прямым потомком компании "Даймлер-Бенц" , которая была образована в результате слияния в 1926 году фирм Карла Бенца и Готлиба Даймлера, управление над которой принял Фердинанд Порше. Автомобили этой компании стали выпускаться под новым названием - "Мерседес-Бенц".

В годы войны "Даймлер-Бенц" занимался массовым выпуском авиационных поршневых двигателей, которые устанавливались, например, на знаменитый "Мессершмит" Bf.109 и его более тяжелого собрата - Bf.110.

Также компания продолжала активно производить легковые и грузовые автомобили, спрос на которые подняла война, требующая массовой транспортировки личного состава.

Mercedes-Benz L1500A. За годы войны было выпущено около 4900 единиц Mercedes-Benz L1500A. За годы войны было выпущено около 4900 единиц

В стенах заводов "Даймлера-Бенца" производились и некоторые составляющие стрелкового оружия, например - стволы к винтовкам Маузера Кar98k.

Также компания "Даймлер-бенц" принимала участие в разработке танка "Пантера", однако вариант машины, очень схожий с советским танком Т-34, проиграл проекту фирмы MAN.

5) Порше - самый опасный

До войны Фердинанд Порше занимался конструированием легковых автомобилей, однако с 1939 года его талант стал работать на благо вермахта.


Знакомимся с техникой, на которой Вермахт планировал осуществить свой «Блицкриг».


Не понаслышке зная, что такое фронт и военная операция, Гитлер прекрасно понимал, что без надлежащего обеспечения передовых частей крупномасштабную военную операцию не провести. Поэтому немалую роль в наращивании военной мощи в Германии уделяли армейским машинам.


Вообще-то для проведения военных действий в Европе вполне годились обычные автомобили, но планы фюрера были гораздо более масштабными. Для их осуществления нужны были полноприводные машины, способные справляться с российским бездорожьем и песками Африки.

В середине тридцатых была принята первая программа моторизации армейских частей Вермахта. Автомобильная промышленность Германии приступила к разработке грузовых автомобилей повышенной проходимости трех типоразмеров: легкие (грузоподъемностью 1,5 т), средние (с полезной нагрузкой 3 т) и тяжелые (для перевозки 5-10 т груза).

Разработкой и производством армейских грузовиков занимались компании Daimler-Benz, Bussing и Magirus. Кроме того, в техзадании оговаривалось, что все автомобили как внешне, так и в конструкционном плане, должны быть похожи и иметь взаимозаменяемые основные агрегаты.


Кроме того, автомобильным заводам Германии поступила заявка на производство специальных армейских автомобилей для командования и разведки. Их выпускали восемь заводов: BMW, Daimler-Benz, Ford, Hanomag, Horch, Opel, Stoewer и Wanderer. При этом шасси для этих машин были унифицированы, а вот моторы производители ставили в основном свои.


Немецкие инженеры создали отличные машины, сочетающие полный привод с независимой подвеской на винтовых пружинах. Оснащенные блокирующимися межосевыми и межколесными дифференциалами, а также специальными "зубастыми" шинами, эти внедорожники были способны преодолевать очень серьезное бездорожье, были выносливы и надежны.

Пока военные действия велись в Европе и Африке, эти автомобили полностью устраивали командование сухопутных войск. Но, когда войска Вермахта вступили в Восточную Европу, отвратительные дорожные условия стали постепенно, но методично разрушать высокотехнологичную конструкцию немецких автомобилей

"Ахиллесовой пятой" этих машин оказалась высокая техническая сложность конструкций. Сложные узлы требовали ежедневного технического обслуживания. А самым большим недостатком стала малая грузоподъемность армейских грузовиков.

Как бы там ни было, но ожесточенное сопротивление советских войск под Москвой и очень холодная зима окончательно "добили" практически весь парк имеющихся у Вермахта армейских автомобилей.

Сложные, дорогие и энергозатратные в производстве грузовики были хороши во время практически бескровной европейской кампании, а в условиях настоящего противостояния Германии пришлось вернуться к производству простых и неприхотливых гражданских моделей.


Теперь "полуторки" стали делать: Opel, Phanomen, Stayr. Трехтонки производились на: Opel, Ford, Borgward, Mercedes, Magirus, MAN. Автомобили грузоподъемностью 4,5 тонны — Mercedes, MAN, Bussing-NAG. Шеститонки — Mercedes, MAN, Krupp, Vomag.

Кроме того, вермахт эксплуатировал большое количество автомобилей оккупированных стран.

Самые интересные немецкие автомобили времен ВОВ:


Stoewer R200 — выпускался фирмами Stoewer, BMW и Hanomag под контролем Stoewer с 1938 по 1943 год. Stoewer стал основателем целого семейства легких стандартизованных штабных и разведывательных автомобилей с колесной формулой 4x4.

Главными техническими особенностями этих машин являлись постоянный привод на все колеса с блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами и независимая подвеска всех ведущих и управляемых колес на двойных поперечных рычагах и пружинах.


Одной из самых оригинальных и интересных машин Германии стал многоцелевой полугусеничный тягач NSU НК-101 Kleines Kettenkraftrad сверхлегкого класса. Это был некий гибрид мотоцикла и артиллерийского тягача.

В центре лонжеронной рамы помещался 1,5-литровый двигатель мощностью 36 л.с. от Opel Olympia, передававший крутящий момент через 3-ступенчатую коробку на передние звездочки движителя с 4 дисковыми опорными катками и автоматической системой подтормаживания одной из гусениц.


От мотоциклов были заимствованы одиночное переднее 19-дюймовое колесо на параллелограммной подвеске, седло водителя и управление мотоциклетного типа. Тягачи NSU широко применялись во всех подразделениях Вермахта, имели полезную нагрузку 325 кг, весили 1280 кг и развивали скорость 70 км/ч.

Нельзя обойти вниманием легкий штабной автомобиль, производимый на платформе "народного автомобиля" — Kubelwagen Typ 82.

Мысль о возможности военного использования новой машины появилась у Фердинанда Порше еще в 1934 году, а уже 1 февраля 1938 года Управление по делам вооружений сухопутных войск выдало заказ на постройку прототипа легкого армейского автомобиля.

Испытания экспериментального Kubelwagen показали, что он значительно превосходит все остальные легковые автомобили Вермахта, несмотря на отсутствие привода на передние колеса. Кроме того, Kubelwagen был прост в обслуживании и эксплуатации.

На VW Kubelwagen Typ 82 устанавливался четырехцилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, небольшой мощности которого (сначала 23,5 л.с., затем 25 л.с.) вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг со скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе.


Достоинства автомобиля оценили и противники немцев — трофейные "кюбельвагены" использовались и войсками союзников, и Красной Армией. Особенно его полюбили американцы. Их офицеры выменивали у французов и британцев Kubelwagen по спекулятивному курсу. За один трофейный Kubelwagen предлагали три Willys MB.

На заднеприводном шасси типа "82" в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38. Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Typ 87 с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Typ 166 (Schwimmwagen).

Автомобиль-амфибия VW-166 Schwimmwagen, создан как дальнейшее развитие успешной конструкции KdF-38. Управление вооружений выдало Порше задание на разработку плавающего легкового автомобиля, предназначенного для замены мотоциклов с коляской, состоявших на вооружении разведывательных и мотоциклетных батальонов и оказавшихся малопригодными для условий Восточного фронта.

Плавающий легковой автомобиль тип 166 был по многим узлам и механизмам унифицирован с вездеходом KfZ 1 и имел такую же компоновочную схему с двигателем, установленным в кормовой части корпуса. Для обеспечения плавучести цельнометаллический корпус машины был выполнен герметичным.


Движение автомобиля на плаву обеспечивалось смонтированным в кормовой части корпуса трехлопастным винтом, который при езде по суше откидывался назад и вверх и крепился ремнями. Высота борта машины над водой была явно недостаточной, так что при сколь-нибудь сильном волнении преодолевать водные препятствия на полностью загруженном автомобиле было рискованно.

В то же время, проходимость его по суше была выше всяческих похвал, что объяснялось, прежде всего, наличием привода на все колеса и независимой подвеской колес. На шоссе автомобиль развивал скорость до 80 км/ч, запас хода составлял 520 км. Полезная нагрузка равнялась 435 кг, обычно в автомобиле располагались четыре солдата (включая водителя) с личным оружием и 7,92-мм пулемет MG 42.

Еще одной массовой моделью в войсках Вермахта стала ничем вроде бы не примечательная довоенная модель Opel Blitz. Его популярность базировалась на недорогой и простой конструкции. Эта модель пользовалась значительной популярностью на фронте из-за огромного спроса на трехтонки, как самый распространенный тоннаж по обе стороны фронтовой линии, а также благодаря наличию в модельном ряду версии с передним ведущим мостом.


После провала "Блицкрига" и гибели большей части автопарка Германии в мясорубке Восточного фронта, неприхотливый Blitz стал наиболее массовой моделью армейского грузовика в частях Вермахта. Примерно 100 тыс. Opel Blitz поступили в войска Вермахта — больше, чем каких-либо других автомобилей.

Мотоциклы

Гражданские модели мотоциклов плохо подходили для нужд армии. Вермахту нужны были мощные, надежные и неприхотливые машины с большой грузоподъемностью и отличной проходимостью. Верховное командование сухопутными войсками поручило крупнейшим в Германии мотоциклетным компаниям BMW и Zundapp разработать прототип будущего армейского мотоцикла.

Так сложилось, что в 1939 г. выиграл тендер Zundapp с моделью KS750. BMW, по настоянию Вермахта, приступил к сборке мотоцикла, на 70% унифицированного с KS750. Но уже в 1941 г. они представили мотоцикл, превосходящий по своим характеристикам KS750.




Таким образом, BMW R75 стал основным мотоциклом Вермахта и стал просто незаменимым при ведении мобильных операций. Кроме того, BMW R75 был одним из главных видов транспорта немецких воздушно-десантных войск, его часто доставляли к месту высадки на внешней подвеске "Юнкерсов".

BMW R75 стал лучшим тяжелым мотоциклом Второй мировой войны. Не случайно, что его упрощенные копии выпускались в СССР и даже в США.

Немецкая техника выделялась на фоне американской (наши машины вообще можно назвать примитивными) продуманностью конструкции и внедрением передовых технологий, доселе в массовом производстве не применяемых. Но высокая стоимость и острая необходимость качественного обслуживания этих боевых единиц годилась разве что для молниеносного "Блицкрига".

Именно поэтому естественная селекция выделила в самую массовую техническую единицу довоенный Opel Blitz. Именно сочетание простоты конструкции с ее высокой надежностью и становятся главными при длительных и масштабных военных операциях.

Читайте также: