Мы команда одного корабля сценарий

Обновлено: 04.07.2024

Мероприятие нацелено на введение младшего школьника в социальный мир; обогощает опыт толерантного взаимодействия, способствует воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развиваться и чувствовать себя Человеком. Толерантность важна в индивидуально-личностном развитии.

ВложениеРазмер
"Мы - команда одного корабля." 355.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мы - команда одного корабля

Цели: - дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля;

- подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на жизнь, счастье;

- воспитывать в детях качества, которыми должны обладать люди;

-воспитывать бережное отношение и уважение к людям любой национальности

Оборудование : карта полушарий; изображение человечков; шарик – настроение; запись песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот».

Предварительная работа: анкетирование, мини-исследование «Какой национальности мои родители?»

- Сегодня у нас необычное занятие: мы будем рассуждать, наблюдать, доказывать.

II. Формулирование темы и прогнозирование целей занятия.

-Прочитайте тему нашего занятия (« Мы – команда одного корабля »)

- Что вы представили, когда прочитали слово «команда»?

-Что оно означает?

- Как должны относиться друг к другу люди, которые находятся в одной команде?

- Как вы думаете, почему наше занятие так называется?

- В конце этого занятия мы с вами ответим на вопрос: почему такое название «Мы – команда одного корабля».

III. Повторение изученного.

- Как называется наша планета?

- Сколько материков на нашей планете? Покажите их на карте полушарий.

- Как называется наша страна?

- Как называется народ, который живёт в России?

III. Вступительная беседа

- Каждого человека с самого детства интересует вопрос: как появились люди на Земле? Почему они все такие разные, непохожие друг на друга? Человечество давно стремилось выяснить своё происхождение. Люди складывали об этом красивые легенды…

- В библии – священной книге иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, под самый конец сотворил человека «по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину».

По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

- Существует наука антропология, которая изучает происхождение и изменение физического типа человека.

Создание проблемной ситуации:

- Как вы думаете, сколько сейчас на Земле народов? Какие народы самые многочисленные на земном шаре?

IV Работа по изучению нового материала. Работа с картой полушарий.

- На Земле примерно 15-20 тысяч разных народов и языков. Самыми многочисленными являются китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы. (Дети находят на карте страны и прикрепляют флажки)

- Давайте перенесёмся в нашу страну. Назовите главный город России. Назовите село, которое является малой родиной.

(Учащиеся рассказывают о своём селе)

- Люди каких национальностей живут в нашем селе? (Русские, немцы, украинцы, казахи, белорусы, башкиры, татары и т.д.

IV Итоги исследовательской работы

V.Продолжение изучения нового материала.

В нашем классе сегодня многолюдно. У нас в гостях и человечки, которых вы старательно рисовали. Глядя на ваше творчество, мне хочется прочитать замечательное стихотворение А.Моргуна:

Я рисую человечка – вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож? Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши человек объелся каши-

Круглый, добрый и весёлый, очень сильный и здоровый.

Петин мальчик – великан, у Алёши – атаман.

У Сергея же худой, с ярко-рыжей головой.

А Славика девчонка, словно Быхова Алёнка,

Паша тоже рисовал – сам от краски чёрным стал.

Люди разные на свете, словно человечки эти.

- Почему человечки получились все разные?

- А это хорошо или плохо?

- Пусть у людей будет разный цвет кожи, цвет волос, глаз. Даже говорить люди будут на разных языках. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

VI. Физминутка – танец

За руки дружно с тобою возьмёмся,

Будем кружиться мы в танце легко.

Глядя друг другу в глаза – улыбнёмся –

Как танцевать нам с тобой хорошо!

Пусть наши руки навстречу друг другу

Дружно взлетят высоко-высоко.

Весело прыгать с тобою мы будем,

Делай, как я, - это очень легко!

VII. Итоги проведённого анкетирования

  1. Моя любимая игрушка
  2. Моя любимая сказка
  3. Моё любимое занятие
  4. Моя любимая песня
  5. Моё любимое блюдо.

Анализ анкет. Вывод : у каждого ребёнка свои вкусы и увлечения. Но много сходства в ответах: игрушки, игры, песни и т.д.

VIII. Работа в группах

-Как вы думаете, каким должен быть человек, какими качествами он должен обладать?

- Каждой группе выдаётся лист. Вы должны посовещаться и написать все те качества, которыми должен обладать настоящий человек, независимо от национальности, от возраста.

На доске создают образ человека

- Если люди будут добрыми, умными, смелыми, честными, верными, весёлыми, преданными, то на Земле исчезнут все ссоры, беды, войны.

Люди будут жить в мире и согласии, независимо от национальности, цвета кожи и волос. Да и зачем нам ссориться, ведь мы все живём на одной планете – планете Земля.

- Итак, почему наше занятие называлось «Мы – команда одного корабля»? (Высказывания детей)

- Если мы в классе случайно не поймём друг друга, поссоримся из-за какого – нибудь недоразумения, то что нам делать, как помириться? Что поможет нам дружно, спокойно жить? (Улыбка)

- Ребята, в детской песне, которую вы все знаете, есть замечательные слова:

«… поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». Я с вами делюсь своей улыбкой, и вы поделитесь своей улыбкой: раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как и у тебя.

(Под запись песни « Улыбка» дети раскрашивают и прикрепляют шарики- настроение на доску)

  1. Безюлеева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.-М.: Вербум-М,2003.
  2. Бершадская Н. Р. , Халимова В. З. Литературное творчество учащихся в школе. - М. , 1986.
  3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
  4. Основы здорового образа жизни. Региональная образовательная программа: 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»-«Добродея»,2008.
  5. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Как корабль назовёшь - так он и поплывёт" (Название, девиз, эмблема для команды)

Творческий труд - найти нужный для команды девиз, подобрать название. «Как корабль назовёшь - так он и поплывёт!» Девиз и название должны заряжать энергией. Предлагаю вс.


Мы - команда одного корабля

Занятие по толерантности.


Открытый урок по Международному проекту АФЛАТУН (социально-финансовое образование детей) на тему "Одна голова хорошо, а пять - лучше!" (учимся работать в команде).

Цель проекта АФЛАТУН - дать детям возможность получить знания и развивать навыки социального и финансового образования. А на данном занятии мы говорили об .

Презентация по толерантности "Мы экипаж одного корабля".


"Мы команда одного корабля" 4 класс

Конспект классного часа для 4 классников "Мы команда одного корабля" .Целью которого является дружба и уважение к любому народу, воспитание любви к малой родине.


Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда».

Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда».


Презентация к празднику "Мы - команда одного корабля"

Презентация к празднику "Мы - команда одного корабля".Цель: сплочение детского коллектива.

Цели. Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Оборудование. Рисунок с изображением Земли (вид из космоса); карта полушарий; таблица "Самые многочисленные народы"; изображение человека; древо класса "Какой национальности были наши предки".

Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность".

Ученик читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

– О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

Занятие начинается с ролевой игры "Странные гости". Несколько человек из класса, переодетые в мусульманскую одежду, стучатся и входят в класс. Класс представляет собой Дворец милосердия.

Гости рассказывают о том, как в их замечательной и красивой сказочной стране начались раздоры между злыми волшебниками, и разразилась такая буря, что земля затряслась, дома рухнули. Каждый день гремит гром, сверкает молния, которая убивает жителей этой страны. Поэтому, чтобы их не постигла эта страшная участь, они вынуждены были собрать свои семьи и бежать куда глаза глядят. Так они попали в нашу волшебную страну.

Гости. Нас в вашей стране называют беженцами. Нам нужна помощь, и поэтому мы пришли к вам во Дворец милосердия.

Здесь представители Дворца милосердия (остальные ученики) предлагают гостям присесть, отдохнуть, выпить чаю. А сами члены Дворца милосердия собрали консилиум, на котором решали вопросы относительно гостей.

Игра проводится в виде эстафеты: весь класс делится на две команды. У каждой команды несколько воздушных шариков, в которых находятся вопросы, записанные на бумаге. Чья команда правильно ответит на все вопросы, та и побеждает

Учитель. Беженцы, кто они такие?

Дети. Люди, которые вынуждены были покинуть свою страну по причине угрозы их здоровью и жизни.

У. Почему им необходимо оказать помощь?

Д. Многие из них не знают русского языка – они не могут объясниться.

– У беженцев нет крова – им негде жить.

– Им нечего кушать, так как у них нет денег и они не могут купить себе еду.

– У них нет работы, чтобы обеспечить свою семью.

– Их детям негде учиться.

– Если они больны, то никто не может оказать им первую медицинскую помощь.

У. Беженцы, какие они?

Д. Такие же люди, как и мы, у которых должен быть свой дом, где они живут со своими семьями.

– У некоторых есть дети, они другой национальности.

У. Почему им необходимо оказывать помощь?

Д. Мы должны быть милосердны друг к другу. Сострадать и оказывать помощь, если человек в беде.

– Может случиться так, что в нашей стране будет разруха и нам некуда будет бежать, негде будет укрыться от беды. А люди из другой страны нам помогут.

У. Члены Дворца милосердия узнали, кто такие эти странные гости. Они из другой страны, другой национальности, другого вероисповедания, но им нужна помощь.

Ребята могут продолжить свои мысли. Совет Дворца милосердия объясняет гостям, что на это нужно неимоверно много денег, сил и времени, но так как страна наша добрая, то волшебники, обычные люди и Дворец милосердия помогут вам, чем могут.

Далее Совет Дворца милосердия выдвигает свои требования к гостям:

уважать и ценить людей нашей страны;

жить среди нас и принимать законы нашей страны;

быть трудолюбивыми, благодарными и честными жителями;

помогать всем, нуждающимся в помощи.

Для совета выдвигается еще одна задача. Какими качествами должен обладать человек, который стремится оказать помощь? Предлагается "колесо волшебных слов", которое надо прочитать.

Д . Доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость, помогать в беде…

У. Принятие людей таковыми, каковы они есть + все эти качества + терпение, уважение их чувств и интересов – это все называется толерантностью.

У. А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"

1. Ким плохо одет.

? Ты подсмеиваешься над ним.

2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии.

! Ты говоришь, что он выглядит смешно.

? Ты просишь, чтобы он объяснил это.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего.

! Ты стремишься лучше узнать его.

? Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

4. Пожилая женщина медленно идет…

? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой.

? Ты говоришь, что все девочки – нули.

! Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком.

? Ты говоришь, что все мальчики – нули.

! Ты разговариваешь с ним.

7. На твоих глазах на кого-то нападают.

! Ты пытаешься защитить его.

? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

8. К тебе подходит ребенок-инвалид.

! Ты естественным образом разговариваешь с ним.

? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.

– Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 7 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 3 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

1. Как называется наша страна?

2. Сколько материков на Земле?

3. Сколько океанов?

4. На каком материке живем мы?

5. Как называется наша планета?

6. Как называется народ, который живет в Украине?

У. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки. В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по-порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.

Д. Австралийские аборигены верят, что вначале, "в эпоху сновидений", Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия.

– В Библии – священной книги иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, под самый конец сотворил человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

У. Таких мифов много. Они красивы, интересны. Ученые доказывают, что человек произошел от волосатого, четвероногого и хвостатого животного. Казалось бы, что люди должны быть все похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды.

Д. Легенда североамериканских индейцев.

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

У. Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?

Д. По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

У. Сколько сейчас на Земле народов?

– На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков. Какие народы самые многочисленные в мире?

У. Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ?

Д. Язык, культура, национальный характер, религия, традиции…

У. Давайте перенесемся в нашу страну. Назовите главный город Украины. Назовите город, который является малой родиной.

Учащиеся дают справку о своем городе.

У. Назовите фамилии первых поселенцев.

Д. Сорокины, Медведевы, Курочкины, Аверины, Струнины.

У. Какие же народы живут в нашем городе?

– А теперь посмотрите, что представляет наш класс. Какая кровь течет в учениках нашего класса?

Учитель показывает рисунок дерева, где ветви дерева – фамилии учеников класса. Дети рассказывают о своей родословной.

Учитель обобщает ответы учеников.

– Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?

– В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

VII. Групповая работа

У. Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека.

– Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

Каждая группа выступает.

VIII. Подведение итога

У. А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой.

На доске дети создают силуэт человека.

Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

– Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля.

– Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

Цели: 1. Формировать стремления быть терпимым в обществе людей; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу. 2. Способствовать развитию устной речи учащихся,коррекция памяти,мышления,речи. 3. Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине; Форма проведения: тренинг-игра. Оборудование: красные черные карточки; древо "Какой национальности были наши предки". (2-3-10-5)

Ход занятия.

I. Организационный момент. II .Вступительная беседа.

-Сегодня необычное занятие. Мы будем коллегами.Мы будем рассуждать, доказывать, наблюдать.

III .Читаю стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод ".

Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских,турецких, немецких,
Французских негров, чья родина –Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,которым вставать
Надо,когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
Из тропических стран,где на деревьях не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный,задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,а дети – друг с другом!

– О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

В. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

В. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев.

Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

В. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили украинские города, многие жители этих городов были эвакуированы на восток, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Приехавшим предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

I V . А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.

В. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Есть дети разных национальностей. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

– А теперь посмотрите, что представляет наша группа. Какая кровь течет в учениках нашей группы?
Показываю рисунок дерева, где ветви дерева – фамилии учеников группы . Дети рассказывают о своей родословной.

О бобщаю ответы учеников . Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?
Высказывания детей. В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

V. Групповая работа

- Подумайте и скажите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.
Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека.
– Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.
Каждая группа выступает.

V I . Подведение итога

- А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой.

Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный…

Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

- Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

– Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

VI I . Итог. -Объясните, почему наше занятие носило название "Мы – команда одного корабля ".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 277 Ки ровского района Санкт-Петербурга 198215, проспект Ветеранов, дом 14, литера А, тел/факс.(812)377-36-05, тел. (812)752-19-19, факс (812) 752-56-55, E - mail: sc277@kirov . spb . ru ОКПО 52185291 ОКОГУ 23010 ОГРН 1027802735993, ИНН/КПП 7805149292/780501001

Конспект занятия по толерантности "Мы – команда одного корабля".

Мероприятие провела Лавицкая Нина Степановна – воспитатель группы продленного дня, ВКК.

Дата проведения: 14.03.2014 г.

Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности.

- Образовательная: продолжить изучать понятия, связанные с проблемой толерантности; формировать нравственные качества у учащихся;

- Развивающая: развивать толерантное мышление; представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий; учить принимать различия между людьми как положительный факт.

-Воспитательная: воспитывать культуру общения, взаимоотношений, чувство уважения друг к другу; умения слушать другого человека; способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Подготовительная работа: Детям предлагается дома прочитать: сказку Сутеева «Кораблик, сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Оборудование и ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, карточки со словами ( толерантный, толерантность, доброта, добрый, добренький, добрейший); листочки в клеточку; альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.

Фонограммы музыкальных произведений:

«Вместе весело шагать» Шаинский;

«Песня о доброте» Татьяна Мухаметшина.

1)Организационный момент. Дети входят в класс под песню «Улыбка». Слайд -2.

2) Вступительная беседа.

- Под какую песню вошли в класс? («Улыбка»).

-А вы, сегодня улыбались?

-Улыбнитесь друг другу. Слайд -3.

- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).Слайд-4

Давайте каждый из вас нарисует улыбку. Слайд -5.

Рассмотреть рисунки детей. Похвалить их. Предложить выбрать самую красивую улыбку и нарисовать ее на доске. Слайд – 6.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИСУНОК НА ДОСКЕ.

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. Слайд- 7.

А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

На нашем занятии мы не раз, будем слышать это слово. Слайд -8.

У вас было домашнее задание прочитать сказку Сутеева «Кораблик».Слайд – 9.

Вопросы по содержанию:

- О ком рассказывается в этой сказке? Слайд -10.

- Что придумали друзья? Слайд – 11.

- Как они строили кораблик?

- Как вы считаете, какими качествами обладали эти герои?(добрые, дружные, внимательные).

- Значит, про всех друзей можно сказать, что они толерантны.

- Чем заканчивается сказка? Какими словами? Слайд – 12.

- Каким показан лягушонок в этой сказке (Хвастливым, насмешливым, озорным).

- Можно сказать, что он толерантный?

- Чем вам понравилась эта сказка?

- А сейчас подумайте и скажите, как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех, и все за одного»? Слайд – 13.

- А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете? Почему? (Ответы детей)

- А есть среди вас друзья, про которых можно сказать «Один за всех, и все за одного»? (Ответы детей)

- Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки? Какие выводы сделали? (Над друзьями смеяться нельзя, над его ошибками и неуспехами, стараться помочь, подсказать и вместе все дружно сделать).

- Как видите, дети, еще раз у нас на занятии мы услышали слово – толерантность.

- Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру. Слайд-14.

ИГРА «БЕЛАЯ ВОРОНА»

Я вам сейчас раздам кому-то карточки, а кому-то «на ушко» сообщу название одного животного: кошка, собака, корова, лягушка и т.д. Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило , самому озорному , сообщается слово «ворона», или дается ему карточка с названием животного.

Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказала, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найди «своих».

Вопросы для обсуждения. Как вы узнали, где ваша группа? Легко ли было найти своих? Обратиться к вороне: «Почему никто не обращал на тебя внимания? Как ты себя чувствовала? Ребята, почему вы не обращали на нее внимания? Хотели ли вы быть на месте вороны? Тяжело быть непохожим на всех? Как вы следующий раз отнесетесь к такому человеку.

В заключении игры организовать круг. Слайд — 16.

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Поставить в центр «ворону» и каждый участник игры скажет ей доброе слово. Можно для этого использовать , передовая друг другу мягкую игрушку. А можно использовать клубок ниток, но тогда тот кто начинает, держит нить от клубка, желательно брать нить, которую дети не смогут разорвать. Когда клубок вернется к первому игроку, подвести итог: когда мы дружные, то нам вместе и играть интересно и класс у нас сплоченный как эта нить, которую никто не сможет разорвать. Мы – толерантны.

- Понравилась вам игра? Что в игре понравилось больше всего? Слайд — 17.

- Вижу у вас сегодня у всех отличное настроение! Я этому очень рада! И так мы продолжаем знакомиться с понятием – толерантность. Слайд — 18.

- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – латинское происхождение и означает терпение, терпимость. Слайд- 19

Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо). Слайд — 20.

- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля). Слайд- 21.

- Сколько материков на Земле? (6). Слайд — 22.

-Как называется наша страна? ( Россия). Слайд-23.

- А какой народ живет в России? (Русские, ……….).

- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).Слайд — 24.

- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).

- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.

- А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды.

Легенда североамериканских индейцев. Боги лепили фигурки людей. Для прочности ставили в печь на обжиг. Те фигурки, которые достали из печи после обжига имели кирпично-красный цвет, это индейцы. В следующий раз боги забыли вынуть фигурки из печи, достали угольки – это негры. В третий раз боялись пережечь, вынули фигурки очень рано – бледно-розовые – европейцы. Все расселились по всему земному шару, так образовалось 15-20 тысяч разных народов. Слайд — 25.

- Чем отличается каждый народ? (язык, культура, религия, традиции).

Физминутка . Проводятся упражнения под песню «Песня о доброте». Слайд — 26.

Составление цветка (работа со словами)

- Какое слово повторялось в песне? ( добрый).

- Подберите родственные слова к слову добрый (добренький, добрейший, доброта).

Доброта – хорошее чувство. А что значит хорошее чувство? ( Внимание, терпение…)

- Если человек обладает всеми этими качествами, относится к окружающим именно так, то говорят, что он толерантный.

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

-Ребята, кто прочитал сказочную повесть Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?

-Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка) Слайд- 28.

-Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке)

-Почему?( он не был не на кого похож)

-Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку? Слайд — 29.

-А как он знакомиться с Геной?( по объявлению)

-Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)

-Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)

-И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете? Если меня и в словаре нет.) Слайд -30.

-Ребята, как вы думаете как живется Чебурашке? (тяжело, обидно)

-А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений?

-Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)

-А в каких еще произведениях встречаются примеры нетолерантного обращения с героями?

-А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных ситуациях).

Физкультминутка. Слайд -31.

- Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:

Ну-ка, дружно встали вместе,

Повернулись все на месте,

Громко хлопнули 3 раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все «Ура!»

А теперь и сесть пора.

Психоразгрузка (Проверяем толерантность). Слайд — 32.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет.

?Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

?Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

!Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают.

!Ты пытаешься защитить его.

?Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Ты недоволен собой:

!Людей без недостатков не бывает

?Ты все сваливаешь на других

- Ребятки, встаньте у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны. Кто мне скажет, какими качествами вы обладаете? (Добротой, дружные. )

Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека.

– Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

Каждая группа выступает.

А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой.

На доске дети создают силуэт человека.

Честный… Слайд — 33.

Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

– Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля.

– Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

Объясните, почему урок носил название "Мы – команда одного корабля".

- "Команда" – люди, "корабль" – Земля. Слайд - 34.

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)

- Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)

Спасибо за внимание. Слайд — 36.

С.П.Казачкова, М.С. Умнова «Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности». ООО «Планета», 2012;

В.М. Пашнина, Т.В. Шепелева «Занятия в группе продленного дня» изд.2 Волгоград «Учитель» 2012г.

Читайте также: