Мировые рейтинги университетов проблема конкурентоспособности российских вузов

Обновлено: 30.06.2024

Что такое конкурентоспособность высшего образования, каких успехов достигла Россия в этой области и как меняются позиции наших университетов в мировых предметных рейтингах, в своей колонке рассказывает, руководитель Проектного офиса Проекта 5-100, Надежда Александровна Полихина.

В последние годы отмечается заметный рост конкурентоспособности российского высшего образования на международном рынке. Что же такое конкурентоспособность, почему она так важна и что именно указывает на все большее признание российского образования в мире?

Термин «конкурентоспособность» в сферу образования пришел из экономики, практически полностью сохранив свою смысловую нагрузку. Конкурентоспособность образования в глобальном масштабе — это способность национальной системы образования конкурировать на мировом научно-образовательном рынке, основываясь на предоставлении более качественного образования и на его большей доступности в сравнении с другими странами.

В последние десятилетия конкуренция в сфере образования в значительной степени усилилась, в нее вовлекаются все новые и новые страны. Россия также включилась в борьбу за признание своего образования на мировой арене. Почему это так важно для нашей страны? Потому что мы хотим, чтобы наши дети после обучения в России были востребованы на рынке труда, в том числе и мировом, а наша страна была сильной, обладала значительным потенциалом для дальнейшего развития.

Что же указывает на повышение конкурентоспособности российского образования? Наверное, самый важный фактор — увеличение числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Если человек не считает образование в данном университете и в данной стране перспективным для себя, зачем он поедет в эту страну и в этот вуз? Очень значимо, что подобный рост числа иностранных студентов происходит в том числе и за счет регионов, не являющихся «традиционными» для России: например, отмечается тенденция к увеличению числа студентов из стран Европы, в том числе Германии, Франции, Италии. Конечно, пока доля студентов из стран Европы очень незначительна. Но за последние пять лет их количество выросло более чем в 2 раза: с 1,3 тыс. в 2012 году до 2,7 тыс. в 2017 году (в данном случае учитываются только студенты, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, то есть студенты, выбравшие российские вузы для длительного обучения). Отмечается значительный прирост числа обучающихся из стран Азии, прежде всего, Китая. Если в 2012/2013 учебном году в российских вузах обучалось 26,9 тыс. студентов из стран Азии, в том числе 9,2 тыс. из Китая, то в 2017/2018 учебном году данные показатели соответственно составляют 47,4 тыс. и 16,3 тыс. При этом очень важно понимать, что многие страны борются за иностранных студентов, но все большее их число выбирает Россию как страну, которая сможет обеспечить им качественное образование.

В целом, начиная с 2012 года, ежегодно происходит рост числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: если в 2012 году в российских университетах училось 164,8 тыс. иностранных студентов, то по предварительным данным в 2018 году этот показатель достиг 309 тыс. человек. Подобная положительная динамика свидетельствует о том, что российское высшее образование становится все более привлекательным для иностранцев, его качество признается за рубежом.

Следующим ключевым фактором, свидетельствующим о росте конкурентоспособности российского образования, является значительное улучшение позиций российской высшей школы в ведущих мировых рейтингах университетов (ARWU, QS, THE). В целом год от года российские университеты демонстрируют в рейтингах положительную динамику. Так, согласно анализу, проведенному рейтингом QS, Россия в 2018 году стала пятой в мире по среднему национальному росту, войдя в 6% лучших стран в мире по динамике улучшения позиций в общем рейтинге QS.

По итогам 2018 года число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих предметных (отраслевых) мировых рейтингов, — 18. В данном случае речь идет и об институциональных, и о предметных (отраслевых) рейтингах. В топ-500 наиболее авторитетных мировых рейтингов представлено 28 российских университетов (для сравнения показатель 2012 года — 7 вузов).

Многие российские университеты уже сейчас входят в сотню лучших вузов мира по определенным предметным областям, таким как физика, математика, лингвистика, социология, политика и международные отношения, компьютерные науки (информатика), инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых, металлургия. При этом количество российских университетов, входящих в топ-100 предметных рейтингов увеличилось, — с одного университета в 2012 году до одиннадцати в 2018 году.

Это значит, что на настоящий момент 11 российских университетов приблизились к таким университетам как, например, Кембридж, Гарвард, Оксфорд, о которых, наверное, каждый из нас слышал, как о бесспорных лидерах в сфере высшего образования.

Очень важно, что российские университеты в определенных предметных областях заняли более высокие позиции, чем многие «звезды», входящие в топ-100 общего рейтинга QS. Причем даже в тех сферах, где традиционно российские университеты сильными не считались. Например, НИУ ВШЭ в предметном рейтинге «Социология» обгоняет Саутгемптонский университет и Университет Джонса Хопкинса, НИТУ «МИСиС» в предметном рейтинге «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых» опережает Иллинойсский университет. Таким образом, уже сейчас некоторые российские университеты — равные среди лучших.

При этом наши вузы представлены не только в предметных, но и в общих рейтингах, что свидетельствует о росте их конкурентоспособности сразу по широкому кругу направлений деятельности: повышается качество образования, развивается наука, проводятся исследования по наиболее актуальным в мире тематикам, формируется репутация российских университетов как ведущих мировых научно-образовательных центров.

По итогам выхода в 2018 году общего рейтинга QS, в нем представлено 27 российских университетов, в общий список THE 2018 года вошло 35 российских университетов. Много это или мало? Сколько университетов входит в рейтинг в тех странах, которые с точки зрения качества образования, считаются эталоном? Например, согласно результатам общего рейтинга QS, в него вошло 157 университетов из США, 76 университетов из Великобритании, 45 из Германии, 8 из Австрии. Вместе с тем, если посмотреть на соотношение количества университетов, входящих в рейтинг, и общего количества университетов в стране, то увидим следующую картину: в США данный показатель составляет около 3,4%, в России — около 3,5%. Для европейских стран этот показатель действительно значительно выше: например, для Великобритании — около 45%, для Германии — 25%, для Австрии — 20%. Данные цифры имеют приблизительный характер и в значительной степени обусловлены размером территории страны, особенностями высшей системы образования, а также пониманием слова «университет». В странах Европы университетами в большинстве случаев считаются образовательные организации, которые имеют аспирантуру (докторантуру), в России и США высшие учебные заведения не обязаны обучать аспирантов (докторантов). Именно разница в подходах к термину «университет» во многом влияет на разницу обозначенных показателей между Россией, США и европейскими странами. Вместе с тем, данный разрыв показывает, что российской системе образования есть куда стремится. При этом и органы власти, и сами университеты предлагают реальные меры по сокращению таких разрывов и выводу российского образования на более высокие позиции в мире.

Важно отметить, что эти разрывы начинают постепенно сокращаться. Так, количество российских университетов в ведущих мировых рейтингах год от года увеличивается, в то время как в значительном числе европейских стран (в Великобритании, Германии, Нидерландах, Финляндии, Австрии) и США, количество университетов, входящих, например в общий рейтинг QS, за последний год осталось неизменным, а во Франции даже сократилось.

Когда речь идет о повышении конкурентоспособности, следует понимать, что недостаточно просто расти, нужно расти быстрее, чем весь остальной мир. Иначе твои усилия будут не замечены в рамках глобального рынка. Таким образом, Россия делает первые, но вполне уверенные шаги по повышению конкурентоспособности своего образования. Главное, что эти шаги сделаны в правильном направлении и уже получены существенные результаты.

В 2020 году в России было 4 090 058 студентов, почти половина из них (46%) училась бесплатно за счет бюджетных средств. Число вузов сократилось по сравнению с прошлым годом с 1264 до 1218 в первую очередь за счет уменьшения количества частных учебных заведений. В частных российских вузах обучается 7,9% от общего числа студентов, при этом доля негосударственных вузов сокращается (9,7% в 2018 году, 8,7% в 2019-м).

Ежегодно увеличивается число международных студентов, проходящих обучение в России. Страна занимает 7-е место в мире по числу иностранных учащихся (после США, Великобритании, Китая, Австралии, Франции и Канады): в отечественных вузах проходят обучение более 262 000 граждан других государств. Традиционно больше всего международных студентов поступает в РУДН — почти 6500 человек. Большой популярностью у иностранцев пользуются медицинские вузы, в некоторых из них доля международных студентов достигает 35–40% об общего числа обучающихся. Пандемия создала для университетов существенные сложности из-за невозможности привлечь запланированное число студентов из зарубежья, но последствия этих изменений мы увидим только в следующем году, когда вузы подведут итоги 2020/2021 учебного года.

Первое место в рейтинге, как и год назад, заняла Высшая школа экономики, которая упрочила свое лидерство по сравнению с прошлым годом и увеличила отрыв от главного конкурента, МГУ им. М. В. Ломоносова, за счет более высокого среднего балла ЕГЭ, лучшего соотношения числа преподавателей и студентов и более молодого кадрового состава. В этом году ВШЭ стала лидером и по итогам опроса работодателей. В число вузов, качество выпускников которых вызывает наибольшее доверие у компаний, попали также МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и УрФУ им. Б. Н. Ельцина. МФТИ уступил 3-е место МИФИ, которому удалось подняться на две позиции по сравнению с прошлым годом. Благодаря поддержке работодателей и высоким баллам за качество образования 5-е место занял МИСиС.

Самыми востребованными российскими вузами среди детей миллиардеров оказались МГИМО (11 наследников), МГУ им. М. В. Ломоносова (10 наследников) и ВШЭ (8 наследников). Среди победителей рейтинга «30 до 30» оказалось больше всего выпускников ВШЭ (6 человек) и МГУ им. М. В. Ломоносова (5 человек).

В топ-20 вошли два частных вуза: Университет Иннополис и Российская экономическая школа (РЭШ). Иннополис поднялся с 36-го места на 12-е, совершить рывок ему помогли высокие показатели качества образования. РЭШ, в свою очередь, оказалась абсолютным лидером среди российских вузов по востребованности у талантливых абитуриентов, у нее самый высокий средний балл ЕГЭ поступивших на обучение (более 98). Также именно у РЭШ наиболее высока доля выпускников, нанятых в крупнейшие компании России. В топ-100 вернулась Московская высшая школа социальных и экономических наук («Шанинка»), не попавшая в рейтинг в 2020 году.

Как мы считали

В лонг-лист вошли 502 российских вуза (государственных и частных), обучающих по программам бакалавриата и магистратуры. В рейтинге не оценивались вузы без бюджетных мест, филиалы и религиозные организации.

Метрика «Качество образования» (максимум 30 баллов) ­основывалась на данных мониторинга Министерства образования и включала два параметра: качество преподавания и международную деятельность. Как и в прошлом году, качество преподавания оценивалось на основании уровня зарплат профессорско-преподавательского состава (5 баллов) и соотношения числа преподавателей и студентов (5 баллов). Кроме того, в этом году мы добавили новый параметр, оценивающий кадровый потенциал вуза, это доля молодых (до 40 лет) преподавателей (5 баллов). Этот параметр особенно важен в контексте изменений в подходах к обучению и необходимости цифровизации образования.

Для оценки «Международной деятельности» мы учитывали ­долю иностранных студентов, обучающихся в университете (5 баллов), долю иностранных преподавателей (5 баллов) и наличие совместных с зарубежными вузами программ двойных дипломов (5 баллов). Параметр «Международные стажировки» в этом году не учитывался из-за пандемии.

Метрика «Качество нетворкинга» (максимум 30 баллов) оценивала общий уровень поступивших в вуз студентов и возможность сформировать полезные связи в процессе обучения. Метрика включала два параметра: средний ЕГЭ принятых на обучение студентов (20 баллов) и фактор Forbes (10 баллов). Баллы в параметре «Фактор Forbes» получили те университеты, где учатся (учились) дети 200 богатейших бизнесменов России, а также победители рейтинга молодых и успешных россиян по версии Forbes «30 до 30» 2021 года.

Наконец, каждый вуз мог получить до 10 дополнительных баллов в метрике «Международное признание», в которой учитывались присутствие и позиция университета в трех ведущих зарубежных рейтингах — QS World University Rankings, Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities.


  • Востребованность у работодателей (30 баллов)
  • Нетворкинг (30 баллов)
  • Качество образования (30 баллов)
  • Международное признание (10 баллов)

Востребованность у работодателей

Для оценки этого критерия Forbes Education провел опрос 100 лучших работодателей России и проанализировал, выпускники каких вузов устроились на работу в лучшие компании, а также получили повышение зарплаты и должности в 2020-2021 годах.

Кроме того, работодателей попросили перечислить вузы, чьих выпускников они стремятся нанимать в первую очередь, так как считают их наиболее подготовленными.

Наиболее востребованными у работодателей оказались вузы технической направленности. В числе университетов, чьих выпускников стремятся нанимать в первую очередь чаще всего упоминались ВШЭ (вуз упомянули 54% опрошенных работодателей), МГУ им. М.В.Ломоносова (49%), МГТУ им. Н.Э. Баумана (40%), МФТИ (37%), МИФИ (31%) и УрФУ им. Б.Н. Ельцина (31%). При этом рекордсменом по числу успешно трудоустроившихся выпускников оказалась Российская экономическая школа: в вузе обучается всего 413 студентов (для сравнения, в МГУ им. М.В. Ломоносова – 35 080), однако выпускники РЭШ оказались в штате значительного числа лучших компаний России.

20 самых востребованных вузов у работодателей:

  1. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (26,35 баллов)
  2. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (24,47 баллов)
  3. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (23,68 баллов)
  4. Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет) (22,52 баллов)
  5. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (21,58 баллов)
  6. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (20,53 баллов)
  7. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (16,85 баллов)
  8. Национальный исследовательский Томский политехнический университет (16,28 баллов)
  9. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (15,82 баллов)
  10. Санкт-Петербургский горный университет (15,53 баллов)
  11. Национальный исследовательский университет ИТМО (14,28 баллов)
  12. Российская экономическая школа (институт) (14,21 баллов)
  13. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 13,35 баллов)
  14. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РАНХиГС (13,16 баллов)
  15. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (12,63 баллов)
  16. Санкт-Петербургский государственный университет (12,35 баллов)
  17. Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (12,08 баллов)
  18. Ярославский государственный технический университет (11,03 баллов)
  19. Национальный исследовательский университет «МЭИ» (10,39 баллов)
  20. Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (9,98 баллов)

Нетворкинг

  1. Российская Экономическая Школа (институт)
  2. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
  3. Университет Иннополис (АНО ВО "Университет Иннополис")
  4. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  5. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  6. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
  7. Национальный исследовательский университет ИТМО
  8. Санкт-Петербургский горный университет
  9. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  10. Академия хорового искусства им. В.С. Попова

5 самых востребованных российских вузов среди детей миллиардеров:

  1. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
  2. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
  3. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  4. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РАНХиГС
  5. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

20 вузов с лучшим нетворкингом (по сумме баллов)

  1. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  2. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
  3. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации МГИМО
  4. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
  5. Санкт-Петербургский государственный университет
  6. Российская экономическая школа (институт)
  7. Университет Иннополис (АНО ВО "Университет Иннополис")
  8. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  9. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  10. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  11. Национальный исследовательский университет ИТМО
  12. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина
  13. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации
  14. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  15. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РАНХиГС
  16. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
  17. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
  18. Академия хорового искусства имени В.С. Попова
  19. Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет)
  20. Всероссийская академия внешней торговли министерства экономического развития Российской Федерации

Качество образования

Качество образования в вузе оценивалось на основе данных мониторинга Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и учитывало такие параметры, как: соотношение числа преподавателей и студентов, зарплату профессорско-преподавательского состава, долю молодых преподавателей (до 40 лет) и международную деятельность вуза.

20 вузов с лучшим качеством образования

  1. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  2. Национальный исследовательский университет ИТМО
  3. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  4. Университет Иннополис (АНО ВО "Университет Иннополис")
  5. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  6. Российский университет дружбы народов
  7. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  8. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  9. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
  10. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
  11. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  12. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  13. Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка)
  14. Санкт-Петербургский государственный университет
  15. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  16. Национальный исследовательский университет «МЭИ»
  17. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  18. Российская экономическая школа (институт)
  19. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)
  20. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Международное признание

Существует три наиболее авторитетных мировых рейтинга вузов: шанхайский Academic Ranking of World Universities (ARWU), британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE). Присутствие вуза в рейтингах говорит о его узнаваемости за пределами России. Forbes Education посчитал средние показатели каждого вуза по всем трем рейтингам и перевел результат в 10-балльную систему.

В статье представлены основные пути решения задачи, стоящей перед системой высшего образования России по повышению конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. Анализируется продвижение российских вузов в ведущих международных рейтингах, при этом особое внимание уделяется участию в них вузов, не входящих в Проект 5-100, в том числе РЭУ им. Г. В. Плеханова, вопросу необходимости расширения числа участников этого проекта, их ротации, ужесточения требований к участникам проекта. Авторы рассматривают основные проблемы, с которыми сталкиваются вузы при международном продвижении: необходимость изменения подхода к обучению студентов на основе использования новых технологий, развития кадрового потенциала как за счет воспитания собственных молодых научно-педагогических кадров, их закрепления, так и привлечения зарубежных ученых и преподавателей, талантливых иностранных студентов, развития вузовской науки, повышения качества и востребованности результатов научных исследований российских вузов, повышения публикационной активности научно-педагогических работников при постоянном наращивании качества публикаций. Авторами показано, что в кардинальном решении всех этих и многих других проблем не обойтись без активного участия производственных и бизнес-компаний, охарактеризованы наиболее эффективные направления взаимодействия бизнеса и вузов.

Ключ. слова

Об авторах

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Виктор Иванович Гришин - доктор экономических наук, профессор, ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова.

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Дмитрий Александрович Штыхно - кандидат экономических наук, проректор по развитию РЭУ им. Г. В. Плеханова.

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Евгения Валериевна Шубенкова - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ развития образования РЭУ им. Г. В. Плеханова.

117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Список литературы

1. Баранов Б. А., Липатова Л. П., Полякова Р. Т. Корпоративный университет как инновационная модель интеграции бизнеса и образования / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). - С. 27-34.

2. Зуев В. М., Манахов С. В., Рыжакова А. В. Оценка эффективности взаимодействия высших учебных заведений с внешними партнерами / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 5 (83). - С. 13-20.

3. Калинина И. А., Карасев П. А., Кулапов М. Н., Скоробогатых И. И. РЭУ им. Г. В. Плеханова как конкурентоспособный университет будущего // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 6 (96). - C. 5-14.

4. Карташова Л. В. Реформирование российской системы образования: перспективы развития подготовки управленческих кадров (зарубежный и российский опыт) // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 4 (82). -С. 3-13.

6. Кочурова Л. И. Роль высшей школы в укреплении национальной экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. -№ 2 (92). - C. 40-49.

7. Родионов И. И., Архипова Н. И. Новая экономика и задачи образования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 3 (93). -C. 19-27.

8. Формирование системы непрерывного бизнес-образования в России: теория и практика : монография / главный научный редактор В. И. Гришин. - М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018.

Дополнительные файлы

Обратные ссылки


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Читайте также: