Metro tashkent схема

Обновлено: 07.07.2024

Создаются новые кварталы, площади, бульва­ры, путепроводы, транспортные магистрали, раз­вивается промышленный потенциал города. Делается очень многое, чтобы Ташкент из года в год становился еще более красивым и удобным для проживания и труда. Благодаря заботе и вни­манию Президента Ш.М. Мирзиёева начато стро­ительство Юнусабадской и Сергелийской линий метрополитена.

Постановлением Президента Республики Узбе­кистан от 21 октября 2016 года, за №2638 «О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффек­тивности деятельности Ташкентского метрополи­тена» метрополитен включен в организационную структуру АО «Узбекистан темир йуллари», что явилось закономерным следствием проводимых преобразований в сфере транспорта и перевозоч­ных процессов.

Основные мероприятия по развитию городско­го общественного транспорта в настоящее время, это: завершение строительства второго этапа Юнусабадской линии метрополитена и дальней­шее развитие линий подземного метрополитена согласно концепции развития до 2030 года. Стро­ительство новой Сергелийской линии метрополи­тена в жилом массиве Сергели.

21 октября 2016 года был принят Указ Прези­дента Республики Узбекистан «О мерах по даль­нейшему развитию и повышению эффективности Ташкентского метрополитена» под №ПП-2638. В целях обеспечения своевременного и эффектив­ного исполнения данного указа 21 ноября 2016 года был издан приказ председателя правления АО «Узбекистан темир йуллари» А.Ж. Раматова «Об организации строительной дирекции Таш­кентского метрополитена» под №484-1-1. В эти дни ускоренными темпами ведутся строитель­ные работы новой очереди Ташкентского метро­политена. Ответственной за данные процессы является строительная дирекция Ташкентского метрополитена под руководством Б.Каримова, все работы провоходят под непосредственным руководством и контроле этой организации.

Уже в 2017 году предусмотрено строительство 4,5 километровой эстакады по Сергелийской линии. В настоящее время здесь трудятся более 200 строителей и специалистов. Привлечено более 300 специальных технических средств. На Юнусабадской линии также в разгаре строитель­но-монтажная работа. К работам по строительс­тву этой линии привлечены около 75 единиц техники и более 180 квалифицированных специ­алистов, рабочих и служащих.

В первые годы появления идеи о строительстве метров в Узбекистане основная ответственность и нагрузка легли на проектно-исследовательский инс­титут «Ташгипротранс» (ныне «Boshtransloyiha»). «Ташгипротранс» был образован в 1953 году и обес­печивал проектно-сметной документацией строи­тельную работу 130 транспорту в Средней Азии и Казахстане. Организация и в эти дни занимается проектированием работа по строительству новой железной дороги и совершенствованию имеющих­ся путей, важных транспортных объектов.

В настоящее время в «Boshtransloyiha» проекти­руются очередные части строящейся в Сергелях Чиланзарской линии. В институте проектно-иссле- довательская работа автоматизирована на высоком уровне с использованием соответствующей между­народным стандартам современной вычислитель­ной техники. В проекте Сергелийской линии метро, которая будет курсировать по эстакадам и станут новшеством для нашей страны, сотрудники инсти­тута эффективно применяют ноу-хау современных технологий. Также в строительстве новых станций Юнусабадской линии организация принимает весомое участие. Нет сомнения в том, что коллектив во главе с руководителем института - инженером железных дорог, кавалером ордена «Дустлик» и обла­дателем звания «Заслуженный работник транспорта Республики Узбекистан» Р.В.Рузиевым успешно реа­лизует эти важные проекты.

Строительство любого метро, прежде всего, начинается с проекта. Первый практический шаг для строительства Ташкентского метропо­литена в 70-х годах прошлого столетия был сделан с организацией института «Ташметропроект». На эту организацию, созданную в 1972 году в качестве филиала института «Метрогипротранс», была возложена задача по проекти­рованию метрополитена, тоннелей и различного характера подземных сооружений на территории страны.

В Ташкенте метро строилось с нуля, в Узбекис­тане, не было ни опыта по его строительству, ни научно-технической базы. Все организационные вопросы легли на плечи первого директора инс­титута Масара Холмуродовича. Он при содейс­твии руководства республики и города создал команду единомышленников и наладил работу. Также воспитал ряд учеников, заложил основу школе проектирования метро в Узбекистане.

Организация, позднее продолжившая деятель­ность в качестве ООО «Tashkent metroproekt», разработала проекты ныне имеющихся всех трех линий Ташкентского метрополитена. Также она проектирует мосты, автодорожные тоннели, транспортные перекрестки и другие подземные и наземные сооружения.

В организации осуществляют деятельность высококвалифицированные специалисты с мно­голетним трудовым опытом. Они хорошо знают все особенности и тонкости сферы, способны решать сложные инженерно-геологические, сейсмические, гидрологические вопросы, это ценные кадры в сфере градостроительства.

При участии” ООО « Tashkent metroproekt» были спроектированы первая и вторая очереди Алматинского метрополитена, Бутовская, Строгин-Мининская линии Московского метро, а также осуществлен ряд других международных проектов.

В настоящее время дружный коллектив ООО « Tashkent metroproekt» во главе с председате­лем правления О.Зокировым, генеральным директором А.Зокировым, заместителем гене­рального директора М.Ходжаевым в составе таких ведущих специалистов, как главный инже­нер В.Бенцлер, главный архитектор Т.Нуруллин активно участвует в качестве основного проек­тировщика второй очереди Юнусабадской линии. Также работает над разработкой проек­та Сергелийской линии и концепцией развития Ташкентского метрополитена.

Если обратите взор на более 100-летнюю историю транспорта Ташкента, то станете свидетелем того, сколько разновидностей транспорта появлялись и исчезали. Однако метро, даже в случае изобретения воздушных машин, будет оставаться не теряющим своей значимости общественным транспортом. Поэтому в планах руководства нашего государства всегда самыми актуальными задачами будут оставаться продление линий метро, неуклонное развитие этого вида транспорта. Строительство метро-это непрерывно продолжающийся долгосрочный процесс. У Ташкентского метрополитена - светлое будущее.

В будущем ожидается, что метро будет немного другим от нынешней своей классической формы. Теперь есть идеи сочетания его с другими видами транспорта, превращение его не только в подземный, но и наземный транспорт.

Все более расширяющийся Ташкент с возрастающим населением и машинами сталкивается с проблемой транспортных пробок, которые могут стать серьезной причиной для больших экономических и социальных потерь. Для решения этой проблемы строятся различные мосты, путепроводы, новые дороги, все более преображается облик города. Ташкент становится шире и больше. В таких условиях расширение сети метро рассматривается в качестве одного из самых оптимальных путей решения проблемы.

В последние годы в целях расширения дорог, уменьшения автомобильных пробок город отказался от трамвая и троллейбуса. Были демонтированы все трамвайные пути в столице, срезаны троллейбусные провода. Теперь в качестве общественного транспорта остались только автобусы и метро. Это становится причиной повышения нагрузки

на них. «Тошшахарйуловчитранс» путем увеличения автобусных маршрутов, а «Тошкент метрополитени» - продлением линий метро находят решение проблеме. Кроме того, в городе также развиваются сети такси. Только метро имеет большое преимущество над автобусами и легковыми автомобилями: это экологически чистый вид транспорта. Тогда как город загрязняется до 70 процентов выхлопными газами от автомобилей, нет необходимости много говорить о значении метро.

В Ташкенте развитие метрополитена осуществляется на основе генерального плана города и генеральной схемы линий метро. А его направления проектируются с учетом терри­торий населенных пунктов, производственных предприятий, учебных заведений, ведомств, зон отдыха и подобных оживленных мест.

Наряду с продлением линий метро и увеличением станций также становится больше точек их пересечения. Это в свою очередь создает новые удобства, экономит время достижения места назначения, сближает расстояния.

Происходящие в последние годы в нашей стране широкомасштабные преобразования, реформы принесли множество новшеств также и в сферу метро. Выдвинутая Президентом нашей страны Шавкатом Мирзиёевым Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах направлена на повышение эффективности данных реформ, выведение развития страны и общества на новый уровень.

По инициативе Президента нашей страны уделяется особое внимание дальнейшему развитию сферы транспорта, в том числе, метрополитена. Так, 18 сентября 2016 года в ходе посещения Шавкатом Миромоновичем в должности временно исполняющего обязанности Президента районов города Ташкента он лично ознакомился со строительством ряда объектов. Во время этого объезда столицы президент дал указания ряду министерств и ведомств о восстановлении строительных работ по Юнусабадской линии метро.

Строительство метро оживилось. В эти дни продолжаются работы по строительству следующих двух станций после станции «Шахристон» Юнусабадской линии и продлению линий метро согласно программе развития до 2030 года.

общей протяженности Юнусабадской линии до 9,85 км. Эта линия будет иметь мощность перевозки 60-70 тысяч пассажиров в день. В проекте намечено осуществление строительства и запуска Юнусабадской линии в два этапа, первый этап был сдан в эксплуатацию в 2001 году, в результате от станции «Мингурик» до станции «Шахристон» была задействована первая очередь из б станций протяженностью 7,1 км. Одновременно была начата работа по строительству второй очереди.

В рамках второго этапа продолжается работа по строительству двух станций - от станции «Шахристон» до станции «Туркистон». В настоящее время построены шахты №24 и №25, начата работа по рытью тоннелей, территория, где будет проходить линия метро, освобождена от инженерных коммуникаций.

В 2017-2019 годах планируется завершение строительства и сдача в эксплуатацию второго этапа Юнусабадской линии. Уже завершен подготовительный этап и начаты строительные работы.

Также начата работа по строительству наземного метро в Сергелийском районе нашей столицы. Его проект осуществляется в основном проектно-исследовательским институтом по транспорту «ВозЫхапзЬуНпа». Строительство на этом массиве подземного метро очень сложная задача с инженерно­геологической точки зрения. Поэтому для столицы Узбекистана внедряется новый, широко применяемый в мировом опыте проект метро методом эстакады. То есть, стальные пути будут проложены не под землей, а над землей через эстакады (мосты). Протяженность линии составляет 7,1 км, от станции «Олмазор» Чиланзарской линии до массива Сергели будут построены 6 станций.

Строительство нового Сергелийского метро соединит этот городок-спутник с центром Ташкента, улучшит транспортные коммуникации, сблизит массив с другими районами города. Реализация проекта намечена на 2017-2020 годы. 3 февраля 2017 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев лично ознакомился со строительными работами Сергелийского направления метро, дал ряд предложений и указаний. Глава нашего государства особо отметил, что этот проект является единственным в истории Узбекистана. Подчеркнул, необходимость возведения станций с крытым верхом для создания еще больших удобств для пассажиров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Создаются новые кварталы, площади, бульва­ры, путепроводы, транспортные магистрали, раз­вивается промышленный потенциал города. Делается очень многое, чтобы Ташкент из года в год становился еще более красивым и удобным для проживания и труда. Благодаря заботе и вни­манию Президента Ш.М. Мирзиёева начато стро­ительство Юнусабадской и Сергелийской линий метрополитена.

Постановлением Президента Республики Узбе­кистан от 21 октября 2016 года, за №2638 «О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффек­тивности деятельности Ташкентского метрополи­тена» метрополитен включен в организационную структуру АО «Узбекистан темир йуллари», что явилось закономерным следствием проводимых преобразований в сфере транспорта и перевозоч­ных процессов.

Основные мероприятия по развитию городско­го общественного транспорта в настоящее время, это: завершение строительства второго этапа Юнусабадской линии метрополитена и дальней­шее развитие линий подземного метрополитена согласно концепции развития до 2030 года. Стро­ительство новой Сергелийской линии метрополи­тена в жилом массиве Сергели.

21 октября 2016 года был принят Указ Прези­дента Республики Узбекистан «О мерах по даль­нейшему развитию и повышению эффективности Ташкентского метрополитена» под №ПП-2638. В целях обеспечения своевременного и эффектив­ного исполнения данного указа 21 ноября 2016 года был издан приказ председателя правления АО «Узбекистан темир йуллари» А.Ж. Раматова «Об организации строительной дирекции Таш­кентского метрополитена» под №484-1-1. В эти дни ускоренными темпами ведутся строитель­ные работы новой очереди Ташкентского метро­политена. Ответственной за данные процессы является строительная дирекция Ташкентского метрополитена под руководством Б.Каримова, все работы провоходят под непосредственным руководством и контроле этой организации.

Уже в 2017 году предусмотрено строительство 4,5 километровой эстакады по Сергелийской линии. В настоящее время здесь трудятся более 200 строителей и специалистов. Привлечено более 300 специальных технических средств. На Юнусабадской линии также в разгаре строитель­но-монтажная работа. К работам по строительс­тву этой линии привлечены около 75 единиц техники и более 180 квалифицированных специ­алистов, рабочих и служащих.

В первые годы появления идеи о строительстве метров в Узбекистане основная ответственность и нагрузка легли на проектно-исследовательский инс­титут «Ташгипротранс» (ныне «Boshtransloyiha»). «Ташгипротранс» был образован в 1953 году и обес­печивал проектно-сметной документацией строи­тельную работу 130 транспорту в Средней Азии и Казахстане. Организация и в эти дни занимается проектированием работа по строительству новой железной дороги и совершенствованию имеющих­ся путей, важных транспортных объектов.

В настоящее время в «Boshtransloyiha» проекти­руются очередные части строящейся в Сергелях Чиланзарской линии. В институте проектно-иссле- довательская работа автоматизирована на высоком уровне с использованием соответствующей между­народным стандартам современной вычислитель­ной техники. В проекте Сергелийской линии метро, которая будет курсировать по эстакадам и станут новшеством для нашей страны, сотрудники инсти­тута эффективно применяют ноу-хау современных технологий. Также в строительстве новых станций Юнусабадской линии организация принимает весомое участие. Нет сомнения в том, что коллектив во главе с руководителем института - инженером железных дорог, кавалером ордена «Дустлик» и обла­дателем звания «Заслуженный работник транспорта Республики Узбекистан» Р.В.Рузиевым успешно реа­лизует эти важные проекты.

Строительство любого метро, прежде всего, начинается с проекта. Первый практический шаг для строительства Ташкентского метропо­литена в 70-х годах прошлого столетия был сделан с организацией института «Ташметропроект». На эту организацию, созданную в 1972 году в качестве филиала института «Метрогипротранс», была возложена задача по проекти­рованию метрополитена, тоннелей и различного характера подземных сооружений на территории страны.

В Ташкенте метро строилось с нуля, в Узбекис­тане, не было ни опыта по его строительству, ни научно-технической базы. Все организационные вопросы легли на плечи первого директора инс­титута Масара Холмуродовича. Он при содейс­твии руководства республики и города создал команду единомышленников и наладил работу. Также воспитал ряд учеников, заложил основу школе проектирования метро в Узбекистане.

Организация, позднее продолжившая деятель­ность в качестве ООО «Tashkent metroproekt», разработала проекты ныне имеющихся всех трех линий Ташкентского метрополитена. Также она проектирует мосты, автодорожные тоннели, транспортные перекрестки и другие подземные и наземные сооружения.

В организации осуществляют деятельность высококвалифицированные специалисты с мно­голетним трудовым опытом. Они хорошо знают все особенности и тонкости сферы, способны решать сложные инженерно-геологические, сейсмические, гидрологические вопросы, это ценные кадры в сфере градостроительства.

При участии” ООО « Tashkent metroproekt» были спроектированы первая и вторая очереди Алматинского метрополитена, Бутовская, Строгин-Мининская линии Московского метро, а также осуществлен ряд других международных проектов.

В настоящее время дружный коллектив ООО « Tashkent metroproekt» во главе с председате­лем правления О.Зокировым, генеральным директором А.Зокировым, заместителем гене­рального директора М.Ходжаевым в составе таких ведущих специалистов, как главный инже­нер В.Бенцлер, главный архитектор Т.Нуруллин активно участвует в качестве основного проек­тировщика второй очереди Юнусабадской линии. Также работает над разработкой проек­та Сергелийской линии и концепцией развития Ташкентского метрополитена.

Если обратите взор на более 100-летнюю историю транспорта Ташкента, то станете свидетелем того, сколько разновидностей транспорта появлялись и исчезали. Однако метро, даже в случае изобретения воздушных машин, будет оставаться не теряющим своей значимости общественным транспортом. Поэтому в планах руководства нашего государства всегда самыми актуальными задачами будут оставаться продление линий метро, неуклонное развитие этого вида транспорта. Строительство метро-это непрерывно продолжающийся долгосрочный процесс. У Ташкентского метрополитена - светлое будущее.

В будущем ожидается, что метро будет немного другим от нынешней своей классической формы. Теперь есть идеи сочетания его с другими видами транспорта, превращение его не только в подземный, но и наземный транспорт.

Все более расширяющийся Ташкент с возрастающим населением и машинами сталкивается с проблемой транспортных пробок, которые могут стать серьезной причиной для больших экономических и социальных потерь. Для решения этой проблемы строятся различные мосты, путепроводы, новые дороги, все более преображается облик города. Ташкент становится шире и больше. В таких условиях расширение сети метро рассматривается в качестве одного из самых оптимальных путей решения проблемы.

В последние годы в целях расширения дорог, уменьшения автомобильных пробок город отказался от трамвая и троллейбуса. Были демонтированы все трамвайные пути в столице, срезаны троллейбусные провода. Теперь в качестве общественного транспорта остались только автобусы и метро. Это становится причиной повышения нагрузки

на них. «Тошшахарйуловчитранс» путем увеличения автобусных маршрутов, а «Тошкент метрополитени» - продлением линий метро находят решение проблеме. Кроме того, в городе также развиваются сети такси. Только метро имеет большое преимущество над автобусами и легковыми автомобилями: это экологически чистый вид транспорта. Тогда как город загрязняется до 70 процентов выхлопными газами от автомобилей, нет необходимости много говорить о значении метро.

В Ташкенте развитие метрополитена осуществляется на основе генерального плана города и генеральной схемы линий метро. А его направления проектируются с учетом терри­торий населенных пунктов, производственных предприятий, учебных заведений, ведомств, зон отдыха и подобных оживленных мест.

Наряду с продлением линий метро и увеличением станций также становится больше точек их пересечения. Это в свою очередь создает новые удобства, экономит время достижения места назначения, сближает расстояния.

Происходящие в последние годы в нашей стране широкомасштабные преобразования, реформы принесли множество новшеств также и в сферу метро. Выдвинутая Президентом нашей страны Шавкатом Мирзиёевым Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах направлена на повышение эффективности данных реформ, выведение развития страны и общества на новый уровень.

По инициативе Президента нашей страны уделяется особое внимание дальнейшему развитию сферы транспорта, в том числе, метрополитена. Так, 18 сентября 2016 года в ходе посещения Шавкатом Миромоновичем в должности временно исполняющего обязанности Президента районов города Ташкента он лично ознакомился со строительством ряда объектов. Во время этого объезда столицы президент дал указания ряду министерств и ведомств о восстановлении строительных работ по Юнусабадской линии метро.

Строительство метро оживилось. В эти дни продолжаются работы по строительству следующих двух станций после станции «Шахристон» Юнусабадской линии и продлению линий метро согласно программе развития до 2030 года.

общей протяженности Юнусабадской линии до 9,85 км. Эта линия будет иметь мощность перевозки 60-70 тысяч пассажиров в день. В проекте намечено осуществление строительства и запуска Юнусабадской линии в два этапа, первый этап был сдан в эксплуатацию в 2001 году, в результате от станции «Мингурик» до станции «Шахристон» была задействована первая очередь из б станций протяженностью 7,1 км. Одновременно была начата работа по строительству второй очереди.

В рамках второго этапа продолжается работа по строительству двух станций - от станции «Шахристон» до станции «Туркистон». В настоящее время построены шахты №24 и №25, начата работа по рытью тоннелей, территория, где будет проходить линия метро, освобождена от инженерных коммуникаций.

В 2017-2019 годах планируется завершение строительства и сдача в эксплуатацию второго этапа Юнусабадской линии. Уже завершен подготовительный этап и начаты строительные работы.

Также начата работа по строительству наземного метро в Сергелийском районе нашей столицы. Его проект осуществляется в основном проектно-исследовательским институтом по транспорту «ВозЫхапзЬуНпа». Строительство на этом массиве подземного метро очень сложная задача с инженерно­геологической точки зрения. Поэтому для столицы Узбекистана внедряется новый, широко применяемый в мировом опыте проект метро методом эстакады. То есть, стальные пути будут проложены не под землей, а над землей через эстакады (мосты). Протяженность линии составляет 7,1 км, от станции «Олмазор» Чиланзарской линии до массива Сергели будут построены 6 станций.

Строительство нового Сергелийского метро соединит этот городок-спутник с центром Ташкента, улучшит транспортные коммуникации, сблизит массив с другими районами города. Реализация проекта намечена на 2017-2020 годы. 3 февраля 2017 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев лично ознакомился со строительными работами Сергелийского направления метро, дал ряд предложений и указаний. Глава нашего государства особо отметил, что этот проект является единственным в истории Узбекистана. Подчеркнул, необходимость возведения станций с крытым верхом для создания еще больших удобств для пассажиров.

Метро в Ташкенте открылось в 1977 году и стало первой подземкой в Средней Азии. Для города с населением в 2,5 миллиона это необходимый вид транспорта, но пока что он загружен не полностью. Столица Узбекистана активно развивает метро, подводя его к окраинам.

График работы

Время работы Чиланзарской и Узбекистанской веток – с 5 утра до полуночи, а Юнусабадской – с 6 утра до 11 вечера. В некоторые мусульманские праздники график работы метро изменяют: оно открывает двери в 4 утра, чтобы люди успели в мечеть на намаз.

Схема и линии ташкентского метро

Метрополитен Ташкента – это классический подземный («тяжелый») метрополитен мелкого заложения. При проектировании и строительстве учитывались риски, связанные с высокой сейсмической активностью региона. В системе имеются три незначительных по протяженности наземных участка с метромостами через городские каналы.

В настоящий момент система Ташкентского метро включает в себя 3 линии: Чиланзарскую, Узбекистанскую и Юнусабадскую. Их общая протяженность невелика и составляет около 36 км. Для пассажиров открыты 29 станций, из которых 3 – пересадочные на соседнюю линию. Два метромоста располагаются на Чиланзарской линии: между станциями «Новза» и «Миллий бог», «Хамида Алимджана» и «Пушкинской». Третий метромост расположен на Юнусабадской линии между станциями «Бадамзар» и «Шахристан».



Чиланзарская линия

Первая в Танкентском метрополитене. Была введена в эксплуатацию в 1980 году. Ее протяженность составляет 16,8 км, для пассажиров открыты 12 станций, 2 из которых («Пахтакор» и «Сквер Амира Тимура») – пересадочные. Проехать линию от начала до конца можно за 22 минуты.

Узбекистанская линия

Открыта в 1991 году. Ее протяженность составляет 14,2 км, число станций – 11, из которых 2 («Алишера Навои» и «Айбек») – пересадочные. Проехать линию от начала до конца можно за 20-22 мин.

Юнусабадская линия

Открыта в 2001 году. Ее протяженность невелика – 7,61 км. На линии действует 6 станций, из которых 2 («Юнуса Раджаби» «Минг Урюк») – пересадочные. Время проезда от начала до конца



Станция метро «Алишера Навои» в Ташкенте

Достопримечательности ташкентского метро

Первые станции Ташкентского метрополитена напоминают богатые подземные дворцы Москвы, но их рисунок более воздушный и перекликается с архитектурой столицы Узбекистана.

Одна из красивейших станций – Алишер Навои, названная в честь жившего в XV веке великого поэта и философа, основоположника литературного узбекского языка. Она расположена на Узбекистанской линии, здесь находится пересадка на станцию «Пахтакор» Чиланзарской ветки.

«Алишер Навои» (на фото) украшена стрельчатыми арками и куполами, отделанными национальными орнаментами из мозаики. На входе над эскалаторами расположено большое мозаичное полотно с геометрическими узорами.

Станция «Пахтакор» названа в честь хлопкоробов – одной из наиболее уважаемых в Узбекистане профессий. Стены отделаны мозаичным полотном с растительным орнаментом.

На Узбекистанской линии находится и станция «Космонавтлар», или, на русском языке, «Космонавты» (на фото). Стены её отделаны плиткой от белого до глубокого синего цветов и напоминают атмосферу Земли – от прозрачной у поверхности до тёмной на границе с Космосом. Посередине потолка проложена широкая линия из множества ламп, символизирующая Млечный Путь. Станцию украшают изображения на тему космических экспедиций в стилизованных под иллюминаторы космического корабля плиточных рамках. Это портреты космонавтов Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Владимира Джанибекова, картины на тему программ «Союз-Аполлон» и «Интеркосмос» и портрет великого узбекского правителя и астронома Мирзо Улугбека.

метро

Станция «Великий Шелковый путь» (по-узбекски Buyuk ipak yo`li), расположенная на Чиланзарской ветке, раньше носила имя Максима Горького. На торцевых стенах сохранились барельефы, посвященные Горькому как предвестнику революции, но большего внимания заслуживают резные орнаменты куполов и карнизов.

Станция «Дустлик» («Дружба») Узбекистанской линии украшена арками, напоминающими пролёты моста. Неудивительно, ведь до 2012 г. она носила название «Чкаловская». На самом деле Чкалов под мостом не летал. Этот красивый трюк придумал режиссер фильма о великом лётчике-испытателе, чтобы оправдать увольнение Чкалова на гражданку, которое произошло из-за банального дебоша. Были на станции и барельефы, посвященные реальным подвигам лётчика – беспересадочным перелетам из Москвы в Петропавловск-камчатский и, через год, в Ванкувер (США) через Северный полюс. Но их демонтировали в 2012 году.

Внимания туристов заслуживают станции Чиланзарской ветки «Hamid Olimjon» и «Mustaqillik maydoni».

Станции Ташкентского метрополитена

Станции Ташкентского метрополитена по праву входят в список красивейших станций в мире. Для их оформления были приглашены лучшие художники Советского Союза. Дизайн каждой станции индивидуален. Мраморные колонны и хрустальные светильники, световые панно и восточные орнаменты поражают воображение. Одна из красивейших станций – «Юнус Раджабий» – также является самой глубокой в Ташкентском метро, она находится на 25 метров ниже уровня дневной поверхности.

Режим работы станций


  • Чиланзарская лини – 05:00-24:00
  • Узбекистанская линия – 05:00-24:00
  • Юнусабадская линия – 06.00-23.00.

Традиционно интервал движения поездов в Ташкентском метро не превышал 4 минуты, однако, пассажиры с тревогой замечают, что с каждым годом он неуклонно увеличивается. На сегодняшний день средний интервал движения поездов на линиях составляет 9 – 11 минут, что вполне логично: чем меньше пассажиров, больше время ожидания.

Метрополитен Ташкента

Метрополитен Ташкента, первый в Средней Азии и 5-й в Советском Союзе, начал строиться еще в конце 60-х годов прошлого века и позиционировался как часть программы восстановления и развития столицы Узбекистана после разрушительного землетрясения. До сих пор он остается единственным метрополитеном в стране.

Первая очередь Ташкентского метрополитена была открыта для пассажиров в 1977 году, но за последние 40 лет метро развивалось не слишком активно. Учитывая, что сеть метрополитена невелика и не охватывает большинство «спальных» районов города, объемы перевозок достаточно низки. В частности, линии «подземки» не доходят до таких крупных жилых микрорайонов, как Каракамыш на северо-западе, Юнусабад – на севере, Карасу и Феруза – на северо-востоке, Янгиабад на юго-востоке и Сергели на юге Ташкента.


Суточный пассажиропоток составляет порядка 170 тысяч человек . В сравнении с европейскими столицами это незначительные цифры (Римский метрополитен, к примеру, перевозит более 760 тысяч человек в сутки), но вполне сопоставимые с объемами перевозок в российских региональных центрах. В частности, объем метроперевозок в Самаре составляет порядка 38 тысяч человек в сутки, в Новосибирске – 230 тысяч человек в сутки.

Заключение

Метрополитен Ташкента – не только удобная транспортная система, но и памятник архитектуры, в создании которого принимали участие и академические художники, и народные мастера. Поездка по его станциям (которые, кстати, с 2018 г. можно беспрепятственно фотографировать) – способ отлично провести время в столице Узбекистана.

Ташкент – один из древнейших городов мира, столица современного Узбекистана и самый крупный по численности населения город Центральной Азии. Метрополитен Ташкента, первый в Средней Азии и 5-й в Советском Союзе, начал строиться еще в конце 60-х годов прошлого века и позиционировался как часть программы восстановления и развития столицы Узбекистана после разрушительного землетрясения


Транспортная сеть Ташкента включает в себя наземный и подземный транспорт. В городе курсируют автобусы и маршрутные такси, а вот троллейбус и трамвай (самый популярный в свое время вид общественного транспорта) прекратили свое существование в 2016 и 2010 годах соответственно. В городе действуют два крупных железнодорожных вокзала Ташкент-Центральный и Ташкент-Южный, а также международный аэропорт.

Стоимость проезда

Проезд в метро производится с помощью пластиковых жетонов, которые можно купить в кассе при входе на станцию. С 1 апреля 2016 года тариф за проезд в метрополитене установлен в размере 1200 узбекских сум, что эквивалентно 9 российским рублям. С 1 октября 2016 года в метрополитен возращены проездные карточки на месяц – их стоимость составляет 166 тысяч сум, то есть где-то 1235 российских рублей.

Интересно, что в отличие от других метрополитенов постсоветского пространства, в Ташкенте пенсионеры имеют право бесплатного проезда в период с 10:00 до 16:00. Предъявив пенсионное удостоверение в кассе, можно получить жетон бесплатно.

Современное состояние

Сейчас ташкентское метро состоит из 29 станций, расположенных на 3 линиях, общая протяженность которых составляет 36,2 км. Линии соединены тремя пересадочными станциями (на каждой по 2 пересадки). Загруженность транспортной системы относительно невелика, на сегодняшний день составы насчитывают всего 4 вагона. Это происходит потому, что ветки не доведены до спальных микрорайонов на окраинах. Продление веток – вопрос времени, Чиланзарская строится на юг, а Юнусабадская – на север. Пока же жители «спальников» предпочитают наземный транспорт, чтобы не переплачивать за пересадки.

Стоимость проезда

Одна поездка в метро стоит 1400 узбекских сумов (10,8 рублей по курсу на 9 апреля 2020 г). Оплатить ее можно жетоном, которые продаются в кассах. Для частых поездок можно воспользоваться транспортной картой ATTO. Она дает возможность проезда не только в метро, но и на наземных видах транспорта. Владельцы карт платежной системы Узбекистана HUMO могут оплачивать проезд, просто прикладывая к турникету свою банковскую карту. Стоимость проезда не зависит от формы оплаты.

метро

Подвижной состав

На линиях Ташкентского метро курсируют 4-вагонные поезда – такие же, как и в метрополитенах на всем постсоветском пространстве. Длина платформ станций составляет 102 метра, и рассчитаны они на прием 5 вагонов. Парк вагонов постепенно обновляется – в 2019 году Ташкентский метрополитен получил 5 модифицированных составов «Москва» российского предприятия «Метровагонмаш» для строящейся кольцевой линии.


История постройки

Первой линией Ташкентского метро стала Чиланзарская. В 1977 г., в день открытия, ее протяженность составляла 12,2 км, на которых расположились 9 станций. Сегодня число станций увеличилось на 3, а протяженность ветки выросла до 16,8 км. Время поезда в пути между конечными станциями составляет 22 минуты.

В 1991 г. открылась вторая линия – Узбекистанская. Она состоит из 11 станций, протяженность ее 14,2 км, а вот время поезда в пути такое же или чуть меньше (20 минут), как на Чиланзарской ветке.

Самая новая линия – Юнусабадская. Она открылась в 2001 г. и стала первым крупным метропроектом в Таджикистане после обретения независимости. Пока что она совсем небольшая – 6 станций, 7,6 км, 10 минут поезд проводит в пути.


Несмотря на небольшую глубину залегания, тоннели Ташкентского метрополитена построены в основном закрытым способом. Сухая строчка «работы велись в основном немеханизированными щитами» означает: практически все тоннели и станции метрополитена Ташкента вырыты вручную. Это связано с особенностями грунта: Ташкент стоит на лёссовых почвах, суглинке который легко оседает под воздействием вибраций, переувлажнения и других факторов. Тяжелые и сильно вибрирующие механизированные щиты проваливались значительно ниже уровня тоннелей, приходилось поднимать их, укреплять грунт и только после этого продолжать работу. Ручной способ оказался экономически эффективнее. Но он значительно замедлил работы. Начатое в 1968 году строительство завершилось запуском первой линии только в 1977-м – и это было на год раньше проектного срока, измененного с учетом сложных грунтов. Строительство новых подземных участков ведется при помощи современных щитов, способных укреплять грунт перед собой.

метро

Кроме грунтов, проектировщики столкнулись с проблемой строительства метрополитена в сейсмоопасном регионе. Ташкентское метро, согласно проекту, должна выдерживать землетрясения до 9 баллов по MSK-64, что соответствует 7 баллам по шкале Рихтера.

Со времени открытия метро в Ташкенте, по счастью, не случалось сильных землетрясений, но бывали подземные толчки. На работе метро они не сказались. Впервые со дня запуска работу метрополитена приостановили 22 марта 2020 года – из-за пандемии коронавируса.

Навигация

Названия станций в Ташкентском метрополитене с 1992 года объявляют на узбекском языке. Ни на русском, ни на английском они не дублируются. Так что туристам ориентироваться в метро не очень просто, но и не слишком сложно, учитывая незначительную протяженность и неразветвленность сети.

Зато с 1 июня 2018 года на станциях метрополитена официально разрешена фото и видеосъемка.



Станция «Космонавтлар» или «Космонавтов» в Ташкенте

Планы развития

2020 год должен стать знаковым для метро Таджикистана. Практически готовы к открытию станции Юнусабад и Туркестан. Пробный поезд до новых станций прошел 7 февраля 2020 года.

На 21 марта было запланировано открытие первого участка новой Сергелийской ветки. Эта наземная линия протяженностью 7,1 км, строительство которой началось в 2017 году, соединит спальный Сергелийский район с центром. Пересадка пока планируется одна – на Чиланзарскую ветку.

метро

метро

метро


Более чем вдвое увеличит протяженность ташкентского метрополитена строящаяся Кольцевая линия. Её протяженность – 55 км. Уже построены две из семи станций первого отрезка этой ветки, вскоре ожидается ввод в строй первого участка – между станциями Дустлик и Куйлюк.

Карта-схема

Для человека, который недавно оказался в Ташкенте, простая схема метро, даже на русском языке, дает мало информации. Другое дело – когда она наложена на карту города. Сразу понятно, где ближайшая станция и как до неё дойти.

метро

Эта схема создана энтузиастами общественного транспорта Ташкента и постоянно обновляется.

Планы развития

В стадии строительства находится новая Сергилийская линия. Ее строительство должна была начать китайская компания Citic International Cooperation еще а 2003 году, но работы так не были выполнены. Стройка началась в ноябре 2016 года, сдача в эксплуатацию намечена на 2021 год. Протяженность Сергилийской линии составит 7,1 км, на ней откроются 6 станций. Трасса пройдет от конечной станции Чиланзарской линии «Алмазар» до жилых массивов Сергели и Спутник.

В ближайших планах – развитие Юнусабадской линии – строительные работы начались в октябре 2016 года. Сроки сдачи участка протяженностью 2,7 км и 2-х станций с рабочими названиями «Юнусабад» и «Туркестан» – 2019-2020 год. В дальнейшем Юнусабадскую линию планируется также продлить до Южного вокзала.

Также в стадии строительства с октября 2017 года находится наземная Кольцевая линии в направлении базара Куйлюк. Она пройдет на эстакаде от конечной станции Узбекистанской линии «Дустлик». Строительные работы будут идти в пять этапов, в ходе которых будут построены 35 станций и 3 вагонных депо. Протяженность Кольцевой линии составит 52,1 км, из них 50,5 км пройдут на эстакадах высотой 6 м и 1,6 км – по поверхности земли. Ввод первого участка в эксплуатацию намечен на 2021 год.



Проект надземной кольцевой линии метро в Ташкенте. Источник: nuz.uz

Читайте также: