Методика обучения личного состава стрельбе из стрелкового оружия и метанию ручных осколочных гранат

Обновлено: 05.07.2024

3. Содержание упражнений по метанию ручных осколочных гранат.

3.1. Назначение, особенности организации и проведения упражнений в метании ручных гранат
Упражнения в метании ручных гранат предназначаются для обучения личного состава метанию ручных наступательных и оборонительных гранат по неподвижным и движущимся целям из различных положений: с ходу, с места, в пешем порядке и из боевых машин.
В воинских частях и подразделениях РВСН упражнения в метании ручных гранат выполняются боевыми и учебно-имитационными (учебными) наступательными гранатами днем и ночью. Приемы и правила метания ручных гранат изложены в Наставлении по стрелковому делу «Ручные гранаты».
Упражнения в метании ручных гранат выполняются:

1. Содержание упражнений учебных стрельб из автомата АК74

1.1. Организация и порядок выполнения упражнений стрельб

После проведения инструктажа и проверки знаний личным составом условий выполняемого упражнения, усвоения требований безопасности при стрельбе и показа порядка выполнения упражнения стрельб личный состав приступает к обучению на учебных местах.

Завершив теоретическую и практическую подготовку к выполнению упражнения стрельб, личный состав прибывает на учебное место №7: «Выполнение упражнений стрельб из стрелкового оружия и вооружения боевых машин».

На учебном месте № 7 руководитель стрельбы на участке командует: «Очередной смене (расчету), получить на пункте боепитания боеприпасы», «Раздатчику боеприпасов (начальнику пункта боепитания) выдать смене по ____ патронов».

Боеприпасы[1] выдаются обучаемым по раздаточно-сдаточной ведомости. При необходимости боеприпасы могут выдаваться раздатчиком боеприпасов на исходном рубеже.

Обучаемые, получив боеприпасы, осматривают их, снаряжают патронами ленты (магазины), укладывают ленты (магазины), гранаты в сумки (коробки) и под руководством старшего смены следуют на исходный рубеж.

Командир стреляющего подразделения или руководитель стрельбы на участке уточняет каждому стреляющему порядок выполнения упражнения (огневую позицию, место и положение для стрельбы, сектор стрельбы, направление движения, порядок выдвижения на рубеж открытия огня, очередность стрельбы обучаемых и т. п.).

Убедившись в готовности смены (расчета) обучаемых и участка к стрельбе, руководитель стрельбы на участке докладывает о готовности к стрельбе старшему руководителю стрельбы.

По этому сигналу руководитель стрельбы на участке командует: «К БОЮ». Стреляющие в соответствии с поставленной задачей скрытно выдвигаются на рубеж открытия огня (занимают исходное положение для стрельбы на указанных направлениях).

Убедившись в готовности обучаемых и в безопасности стрельбы, старший руководитель стрельбы отдает распоряжение на доведение сигнала «Огонь» до руководителей стрельбы на участке.

Заняв огневую позицию на рубеже открытия огня, обучаемые действуют следующим образом:

при выполнении упражнений, где предусмотрена стрельба с места (со сменой огневых позиций), изготавливаются к стрельбе, заряжают оружие и докладывают: «Рядовой Иванов, к бою готов».

Руководитель стрельбы на участке, приняв доклады и получив сигнал, подает команду «ОГОНЬ».

Действуя в соответствии с полученной задачей, обучаемые наблюдают в указанном секторе стрельбы и при обнаружении целей самостоятельно открывают огонь из положений для стрельбы, предусмотренных условиями упражнений;

По окончании выполнения упражнения (показа целей) стреляющие докладывают: «Рядовой Иванов, стрельбу закончил» и ставят оружие на предохранитель.

Руководитель стрельбы на участке, подходя к стреляющим, осматривает оружие, изымает неизрасходованные боеприпасы, делая соответствующую запись в графе «Расход боеприпасов» в ведомости учета результатов выполнения упражнения.

После осмотра оружия руководитель стрельбы на участке возвращает смену на исходный рубеж, дает распоряжение заменить на участковом пункте управления красный флаг белым и заслушивает доклад каждого обучаемого о его действиях при выполнении упражнения, о наблюдении за результатами стрельбы, расходе боеприпасов, неисправностях и задержках при стрельбе. Примерная форма доклада: «Товарищ капитан, рядовой Иванов выполнял боевую задачу по уничтожению противника в указанном направлении (секторе стрельбы). В ходе боя наблюдал:

Заслушав доклады обучаемых, руководитель стрельбы делает краткий разбор выполнения упражнения, в котором обращает внимание обучаемых:

  • на действия обучаемых при изготовке к стрельбе, правильность выполнения приемов и способов стрельбы, продолжительность коротких остановок качество отработки нормативов по огневой подготовке;
  • на точность подготовки данных для стрельбы, умение вносить поправки в исходные установки и корректировать ведение огня;
  • на использование защитных свойств местности и местных предметов при ведении огня, метании ручных гранат;
  • на выполнение условий упражнения и требований безопасности.

После проведения разбора руководитель стрельбы на участке объявляет оценки каждому стреляющему, приказывает собрать гильзы, сдать их на пункт боепитания или раздатчику боеприпасов и следовать на очередное учебное место.

Затем руководитель стрельбы на участке докладывает старшему руководителю стрельбы об окончании стрельбы сменой.

После возвращения смены на исходный рубеж старший руководитель стрельбы дает распоряжение поднять на командном пункте белый флаг, подать сигнал «ОТБОИ» и при необходимости осмотреть мишени.

По окончании выполнения упражнения категорически запрещается вести огонь с целью окончательного расхода оставшихся в магазинах (лентах) боеприпасов.

При проведении стрельб с использованием табло информации о поражении целей осмотр мишеней не проводится, сигнал «ОТБОЙ» после окончания стрельбы каждой сменой стреляющих может не подаваться и красный флаг на командном пункте не заменяться. Очередная смена стреляющих в этом случае выполняет упражнение стрельб по командам старшего руководителя стрельбы (руководителя стрельбы на участке).

1.2. Особенности проведения стрельб из стрелкового оружия ночью

При выполнении упражнений стрельб из стрелкового оружия ночью в их организацию и проведение вносятся следующие изменения:

  • перед началом стрельбы обучаемым показывается и разъясняется порядок имитации и освещения целей;
  • от сигнала «Огонь» до окончания выполнения упражнения с места фонари на исходном рубеже, на рубеже открытия огня, а также освещение на пунктах управления выключаются;
  • при стрельбе ночью без ночных прицелов освещение и имитация огня целей (мишеней) производятся одним из возможных способов, указанных в Наставлении, при этом разрешается применять на прицельных приспособлениях оружия самосветящиеся насадки.

1.3. Упражнения учебных стрельб

1 УУС

Стрельба с места по появляющейся цели
из различных положений днем

Дальность до цели: 100 м.

Количество патронов:

ОценкаКоличество очков
АК, РПК, ПКсвд
«отлично»105125
«хорошо»95115
«удовлетворительно»90105

Особенности выполнения упражнения. Упражнение выполняется из трех положений для стрельбы. Из каждого положения производится по пять одиночных выстрелов. Из ПК стрельба ведется короткими очередями. Из снайперской винтовки стрельба ведется без оптического прицела.

2 УУС

Стрельба с места по появляющейся цели
из различных положений

Дальности до целей, м:

Вид оружияЦель
Атакующая (отходящая) группа пехоты
7,62 мм (5,45 мм) автомат300-400
7,62 мм (5,45 мм) ручной пулемет400-500
7,62 мм пулемет Калашникова400-500
7,62 мм снайперская винтовка400-500

Количество патронов:

ЗУ УС

Стрельба с места по появляющимся целям
со сменой огневой позиции

Дальности до целей, м:

Вид оружияЦели
Атакующая (отходящая) группа пехотыОгневая группаАтакующий стрелок (ручной пулемет)
АК, РПК450-550250-350150-250
ПК450-550350-450150-250
СВД450-550350-450250-350

Количество патронов:

Особенности выполнения упражнения. Боеприпасы снаряжаются равномерно в два магазина (в одну коробку). Смена огневой позиции (перемещение по окопу) стреляющим производится самостоятельно после каждого показа цели или ее поражения.

4 У УС

Скоростная стрельба с места по появляющимся целям
со сменой огневой позиции

Дальности до целей, м:

Вид оружияЦели
Атакующая группа пехотыОгневая, группаЗалегшая пехота
АК, РПК. ПК250-350150-25050-150

Количество патронов:

Особенности выполнения упражнения. Перед выполнением упражнения с обучаемым проводится тренировка без стрельбы применительно к условиям упражнения. Смена огневой позиции (перемещение в окопе) стреляющим производится самостоятельно после каждого показа или поражения цели.

1.4. Упражнения контрольных стрельб[2]

Стрельба с места по появляющимся целям

Промежуток между показами целей 10-20 с.

Дальности до целей, м:

Вид оружияДальности до целей, м
Мишень № 10аМишень №8
На дальнем рубежеНа ближнем рубеже
5,45-мм АК74, 7,62-мм РПК250-300250-300150-200
5.45-мм АКС74У200-250250-300150-200
7,62-мм АКМ и карабин200-250250-300150-200
5,45-мм РПК74,7,62-мм ПК (ПКМ)300-350300-350200-250
Снайперская винтовка400-500350-400250-300

Количество патронов:

Особенности выполнения упражнения. Стрельба из автомата и пулемета ведется автоматическим огнем. Положение для стрельбы определяется проверяющим (руководителем стрельбы).

Боеприпасы для автомата, ручного пулемета и снайперской винтовки снаряжаются в два магазина, по мере расхода боеприпасов смена магазина производится самостоятельно.

2 У КС

Стрельба с места по появляющимся целям
со сменой огневой позиции

Дальности до целей, м:

7,62-мм пулемет Калашникова,

Количество боеприпасов:

Положение для стрельбы: стоя из окопа с упора.

Особенности выполнения упражнения. Упражнение выполняется из окопа с упора с обязательной сменой огневой позиции. Смена огневой позиции производится стреляющим самостоятельно после окончания показа цели или ее поражения. При смене огневой позиции оружие ставится на предохранитель.

При выполнении упражнения из автомата с подствольным гранатометом ручная граната не метается.

Упражнения в метании ручных гранат предназначаются для обучения личного состава метанию ручных наступательных и оборонительных гранат по неподвижным и движущимся целям из различных положений: с ходу, с места, в пешем порядке и из боевых машин.

В воинских частях и подразделениях РВСН упражнения в метании ручных гранат выполняются боевыми и учебно-имитационными (учебными) наступательными гранатами днем и ночью. Приемы и правила метания ручных гранат изложены в Наставлении по стрелковому делу «Ручные гранаты».

Упражнения в метании ручных гранат выполняются:
- боевыми гранатами - на учебном месте для метания боевых гранат войскового стрельбища под руководством командира (заместителя командира) воинской части при строгом соблюдении требований безопасности;
- учебно-имитационными (учебными) гранатами - на оборудованном учебном месте войскового стрельбища, огневого городка (участка тактического поля) под руководством офицеров, прапорщиков и сержантов подразделения.

Перед выполнением упражнений с обучаемыми изучаются устройство ручных гранат, требования безопасности при обращении с ними, приемы, правила метания, а также проводятся тренировки в метании ручных учебных гранат на точность и дальность.

Учебные ручные гранаты, применяемые для метания, по весу и форме должны соответствовать боевым, иметь учебный запал с предохранительной чекой и быть исправными.

К выполнению упражнения в метании боевой ручной гранаты допускаются обучаемые, усвоившие правила обращения с боевыми гранатами и выполнившие данное упражнение учебно-имитационной гранатой.

Боевые гранаты метаются только днем.

Обучаемые и руководитель при метании ручных гранат должны быть в стальных шлемах (касках) и средствах индивидуальной бронезащиты.

Оружие стрелка при метании гранаты должно находиться в положении обеспечивающем его немедленное применение.

При метании боевых гранат руководитель и один обучаемый, метающий гранату, находятся на рубеже метания (в окопе); обучаемые очередной смены находятся на исходном рубеже в укрытии, остальные занимаются (тренируются в метании учебно-имитационных гранат) на учебном месте в тылу войскового стрельбища.

Попадание гранаты в цель определяется по месту разрыва запала гранаты (для учебных гранат - в месте ее остановки).

Учебное место для метания боевых гранат выбирается с таким расчетом, чтобы при метании наступательных гранат в радиусе не менее 50 м от места возможного разрыва гранат не было людей, животных или объектов, которые могут быть поражены осколками гранат.

При выполнении упражнений в метании боевых наступательных гранат соблюдается следующий порядок.

На исходном рубеже руководитель занятия объявляет личному составу тему цель и порядок проведения занятия; проверяет знание обучаемыми требований безопасности, правил обращения с боевой гранатой и условий упражнения; ставит обучаемым боевую задачу; объявляет очередность выполнения упражнения, распределяет обучаемых по сменам и назначает старших смен; после чего приказывает первому обучаемому, выполняющему упражнение, получить на пункте боепитания боевую гранату, запал к ней и выйти на рубеж метания, обучаемым очередной смены подготовиться к выполнению упражнения и занять укрытие, а остальному личному составу подразделения приступить к занятиям на учебных местах в тылу войскового стрельбища.

По этой команде обучаемый, выполняющий упражнение, получив гранату и запал, осматривает их, укладывает в сумку для гранат, а обучаемые очередной смены занимают места в укрытии на исходном рубеже.

Убедившись, что на участке для метания гранат и вблизи него отсутствуют люди, животные, машины и т.д., руководитель занятия указывает метающему место для метания (машину) - при метании из окопа (машины); направление наступления и порядок метания гранаты - при метании гранаты на ходу; меняет белый флаг на рубеже метания наступательных гранат на красный (размером 100х60 см), занимает свое место в окопе (машине). После этого подает команду «К БОЮ. Подготовить гранату» и осуществляет контроль за действиями обучаемого.

При выполнении упражнения в метании ручной наступательной гранаты на ходу обучаемый занимает окоп, расположенный в 4 метрах сзади рубежа метания гранат, вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «Рядовой Иванов к метанию гранаты готов». Руководитель занятия, убедившись в готовности обучаемого и в безопасности метания гранаты, подает команду «В атаку - ВПЕРЕД, гранатой - ОГОНЬ». По этой команде обучаемый выходит из окопа, самостоятельно на ходу берет гранату в правую (левую) руку и пальцами плотно прижимает спусковой рычаг к корпусу гранаты; продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжимает (выпрямляет) концы предохранительной чеки и за кольцо пальцем выдергивает ее из запала. С выходом на рубеж начала метания делает замax и бросает гранату в цель.

После броска гранаты укрывается в заранее оборудованном окопе для стрельбы лежа, а после взрыва гранаты (по истечении не менее 10 с после взрыва) с криком «УРА» завершает атаку цели.

После преодоления окопа по команде руководителя «СТОЙ» принимает положение для стрельбы лежа.

По окончании выполнения упражнения руководитель занятия возвращает обучаемого на исходный рубеж, осматривает цели, заменяет красный флаг на белый и производит разбор действий обучаемого. Если необходимо продолжать метание гранат, красный флаг на белый не заменяется.

После разбора по команде руководителя занятия обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие на исходном рубеже, а очередной обучаемый - на рубеж метания гранаты. После завершения выполнения упражнения сменой обучаемых руководитель занятия дает команду на смену учебных мест.

При выполнении упражнения в метании ручной наступательной гранаты из окопа с места порядок действий руководителя и обучаемого до занятий окопа такой же, как и при метании наступательной гранаты на ходу.

В окопе руководитель занятия приказывает обучаемому занять ячейку для метания гранаты на рубеже метания. Указывает порядок метания гранаты, подает команды: «К БОЮ. Подготовить гранату». Обучаемый вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «Рядовой Иванов к метанию гранаты готов».

Руководитель занятия, убедившись в готовности обучаемого и безопасности метания гранаты, подает команду «Рядовому Иванову, по атакующей группе, гранатой - ОГОНЬ».

После метания гранаты руководитель занятия и обучаемый должны немедленно опуститься на дно окопа и пригнуться.

По истечении не менее 10 секунд после взрыва гранаты руководитель и обучаемый выходят из окопов и осматривают цель.

Руководитель занятия заменяет красный флаг на белый и производит разбор действий обучаемого. Если необходимо продолжить метание гранат, красный флаг на белый не заменяется.

После разбора по команде руководителя занятия обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие на исходном рубеже, а очередной обучаемый - на рубеж метания гранаты. После завершения выполнения упражнения сменой обучаемых руководитель занятия дает команду на смену учебных мест.

В конце занятия с метанием боевых гранат руководитель занятия проверяет на пункте боепитания количество оставшихся гранат и колец с предохранительной чекой, проводит общий разбор и объявляет оценку подразделению.

При выполнении упражнений в метании учебно-имитационных и учебных гранат соблюдается такой же порядок, как и при метании боевых гранат.

При метании учебно-имитационных гранат очередная смена обучаемых, кроме метающего гранату, выстраивается на безопасном удалении на месте, указанном руководителем (не ближе 50 м), наблюдают за местом падения гранат и спускового крючка.

После выполнения упражнения руководитель занятия организует сбор учебных (учебно-имитационных) гранат и подготовку их к последующему метанию.

Если при метании учебно-имитационной или боевой гранаты предохранительная чека из запала не была выдернута, попадание гранаты в цель не зачитывается.

Упражнения в метании ручных учебно-имитационных (учебных) гранат

Метание ручных учебно-имитационных (учебных) наступательных гранат в пешем порядке

1-е упражнение
Метание ручных наступательных гранат на меткость с места

Цель: бегущая фигура (мишень №8) в круге радиусом 3 м.

Дальность до цели: 30 м.

Количество гранат: учебно-имитационные (учебные) - 2.

Положение для метания: стоя с места.

Оценка:
«отлично» - попасть в круг двумя гранатами;
«хорошо» - попасть в круг первой гранатой;
«удовлетворительно» - попасть в круг второй гранатой.

2-е упражнение
Метание ручных наступательных гранат на дальность с места

Цель: три грудные фигуры (мишень №6), установленные в полосе шириной 10 м на дальностях: при метании гранат из положения стоя - 30, 35 и 40 м; с колена - 20, 25 и 30 м; лежа - 10, 15 и 20 м.

Количество гранат: учебно-имитационные (учебные) - 3.

Положение для метания: стоя, с колена - из-за стенки, лежа - из окопа для стрельбы лежа.

Время: определяется руководителем.

Оценка за упражнение определяется по результатам метания гранат из трех положений:
«отлично» - выполнить метание гранаты на «отлично» из положений лежа и с колена, а из положения стоя - не ниже «хорошо»;
«хорошо» - выполнить метание гранаты на «хорошо» из положений лежа и с колена, а из положения стоя - не ниже «удовлетворительно»;
«удовлетворительно» - выполнить метание гранаты из трех положений не ниже «удовлетворительно».

При этом оценка за метание гранаты из каждого положения выставляется:
«отлично» - метнуть гранату стоя на 40 м, с колена - на 30 м, лежа - на 20 м;
«хорошо» - метнуть гранату стоя на 35 м, с колена - на 25 м, лежа - на 15 м;
«удовлетворительно» - метнуть гранату стоя на 30 м, с колена - на 20 м. лежа - на 10 м.

Особенности выполнения упражнения. Обучаемый метает гранаты последовательно, смена положения для метания - по команде руководителя.

Дальность метания ручной гранаты определяется до места ее падения в пределах 10 м полосы.

Упражнения в метании ручных боевых гранат

1-е упражнение
Метание ручной наступательной гранаты с места

Цель: атакующая группа противника. - три ростовые фигуры (мишени №86, трехмерные), установленные в обозначенном габарите на открытой местности по фронту 10 м и на глубину 5 м. Габарит разбивается в глубину на три части: центральную - глубиной 1 м, ближнюю и дальнюю - глубиной по 2 м. Мишени устанавливаются: две - по боковым краям центральной части и одна - в середине дальней части.

Дальность до цели: 25 м.

Количество гранат: боевая - 1.

Время: не более 30 с от команды «Гранатой - ОГОНЬ» до разрыва гранаты.

Положение для метания: стоя из окопа со ступеньки.

Оценка:
«отлично» - попасть в центральную часть габарита и поразить две фигуры;
хорошо» - попасть в дальнюю часть габарита и поразить одну фигуру;
«удовлетворительно» - попасть в ближнюю часть габарита и поразить одну фигуру.

- боевыми гранатами - на учебном месте для метания боевых гранат войскового стрельбища под руководством командира (заместителя командира) воинской части при строгом соблюдении требований безопасности;

К выполнению упражнения в метании боевой ручной гранаты допускаются обучаемые:
- усвоившие правила обращения с боевыми гранатами;
- выполнившие данное упражнение учебно-имитационной гранатой.

Обучаемые и руководитель при метании ручных гранат должны быть в стальных шлемах (касках) и средствах индивидуальной бронезащиты.

Оружие стрелка при метании гранаты должно находиться в положении, обеспечивающем его немедленное применение.

При метании боевых гранат руководитель и один обучаемый, метающий гранату, находятся на рубеже метания (в окопе), обучаемые очередной смены находятся на исходном рубеже в укрытии, остальные занимаются (тренируются в метании учебно-имитационных гранат) на учебном месте в тылу войскового стрельбища.

Попадание гранаты в цель определяется по месту разрыва.

Учебное место для метания боевых гранат выбирается с таким расчетом, чтобы при метании наступательных гранат в радиусе не менее 50 м от места возможного разрыва гранат не было людей, животных или объектов, которые могут быть поражены осколками гранат.

Учебное место для метания боевых гранат включает следующие элементы:
- исходный рубеж, оборудованный укрытием (окопом) для очередной смены обучаемых;
- рубеж метания с обозначенными рубежами начала и прекращения метания при метании ручных наступательных гранат на ходу;
- укрытием на рубеже метания для пункта выдачи гранат и запалов к ним (пункт боепитания);
- мишенное поле;
- тыловой район, оборудованный стендами по устройству ручных осколочных гранат, условиям выполнения упражнений в метании ручных гранат, приемам метания ручных гранат и требованиям безопасности при метании ручных гранат.

Исходный рубеж с укрытием для очередной смены обучаемых назначается и оборудуется на удалении не менее 50 м от рубежа метания боевых гранат и обозначается соответствующими указателями белого цвета.

Рубеж метания боевых наступательных гранат оборудуется рубежами начала и прекращения метания гранат.

Рубеж метания боевых гранат обозначается соответствующими указателями красного цвета.

Между рубежом метания и исходным рубежом должна быть установлена радио или телефонная связь.

При метании боевых наступательных ручных гранат в пешем порядке максимальная и минимальная дальности метания ручных гранат обозначаются местными предметами на расстояниях, указанных в условиях упражнения.

Пункт выдачи гранат и запалов к ним (пункт боепитания) оборудуется на рубеже метания в укрытии (окопе).

Окоп, по которому метается граната, оборудуется в соответствии с требованием Наставления по военно-инженерному делу и отрывается длиной до 10 м и глубиной 40 - 50 см. В середине окопа устанавливается мишень (мишени), появляющаяся (появляющиеся) на время, указанное в условиях упражнения.

По готовности участка к метанию боевых наступательных гранат на рубеже метания гранат выставляется белый флаг размером 100х60 см; при метании из машин – также на машине, из которой метаются гранаты.

При выполнении упражнений в метании боевых наступательных гранат соблюдается следующий порядок.

На исходном рубеже руководитель занятия:
- объявляет личному составу тему, цель и порядок проведения занятия;
- проверяет знание обучаемыми требований безопасности, правил обращения с боевой гранатой и условий упражнения;
- ставит обучаемым боевую задачу;
- объявляет очередность выполнения упражнения, распределяет обучаемых по сменам и назначает старших смен;
- после чего приказывает первому обучаемому, выполняющему упражнение, получить на пункте боепитания боевую гранату, запал к ней и выйти на рубеж метания, обучаемым очередной смены подготовиться к выполнению упражнения и занять укрытие, а остальному личному составу подразделения приступить к занятиям на учебных местах в тылу войскового стрельбища.

По этой команде обучаемый, выполняющий упражнение, получив гранату и запал, осматривает их, укладывает в сумку для гранат, а обучаемые очередной смены занимают места в укрытии на исходном рубеже.

Убедившись, что на участке для метания гранат и вблизи него отсутствуют люди, животные, машины и т.д., руководитель занятия указывает метающему место для метания - при метании из окопа; направление наступления и порядок метания гранаты - при метании гранаты на ходу; меняет белый флаг на рубеже метания наступательных гранат на красный (размером 100х60 см), занимает свое место в окопе. После этого подает команду «К бою. Подготовить гранату» и осуществляет контроль за действиями обучаемого.

После броска гранаты укрывается в заранее оборудованном окопе для стрельбы лежа, а после взрыва гранаты (по истечении не менее 10 с после взрыва), с криком «УРА» завершает атаку цели.

После преодоления окопа по команде руководителя «Стой» принимает положение для стрельбы лежа.

По окончании выполнения упражнения руководитель занятия возвращает обучаемого на исходный рубеж, осматривает цели, заменяет красный флаг на белый и производит разбор действий обучаемого. Если необходимо продолжать метание гранат, красный флаг на белый не заменяется.

После разбора по команде руководителя занятия обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие на исходном рубеже, а очередной обучаемый - на рубеж метания гранаты. После завершения выполнения упражнения сменой обучаемых руководитель занятия дает команду на смену учебных мест.

При выполнении упражнения в метании ручной наступательной гранаты из окопа с места порядок действий руководителя и обучаемого до занятий окопа такой же, как и при метании наступательной гранаты на ходу.

В окопе руководитель занятия приказывает обучаемому занять ячейку для метания гранаты на рубеже метания. Указывает порядок метания гранаты, подает команды: «К Бою. Подготовить гранату». Обучаемый вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает, например: «Рядовой Иванов к метанию гранаты готов».

Руководитель занятия, убедившись в готовности обучаемого и безопасности метания гранаты, подает команду «Рядовому Иванову, по атакующей группе, гранатой – Огонь».

После метания гранаты руководитель занятия и обучаемый должен немедленно опуститься на дно окопа и пригнуться.

По истечении не менее 10 секунд после взрыва гранаты руководитель и обучаемый выходят из окопов и осматривают цель.

Руководитель занятия заменяет красный флаг на белый и производит разбор действий обучаемого. Если необходимо продолжить метание гранат, красный флаг на белый не заменяется.

После разбора по команде руководителя занятия обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие на исходном рубеже, а очередной обучаемый - на рубеж метания гранаты. После завершения выполнения упражнения сменой обучаемых руководитель занятия дает команду на смену учебных мест.

В конце занятия с метанием боевых гранат руководитель занятия проверяет на пункте боепитания количество оставшихся гранат и колец с предохранительной чекой, проводит общий разбор и объявляет оценку подразделению.

Выполнение упражнений в метании боевых наступательных гранат

Упражнения
в метании боевых наступательных гранат

Метание ручной наступательной гранаты с места

Метание ручной наступательной гранаты на ходу

атакующая группа противника - три ростовые фигуры (мишени №8б, трехмерные), установленные в обозначенном габарите на открытой местности по фронту 10 м и на глубину 5 м. Габарит разбивается в глубину на три части: центральную - глубиной 1 м, ближнюю и дальнюю - глубиной по 2 м. Мишени устанавливаются: две - по боковым краям центральной части и одна - в середине дальней части.

стрелок (мишень №6), установленный в траншее (окопе) по фронту длиной 10 м и шириной 1 м.

Дальности до целей

не более 30 с от команды «Гранатой – Огонь» до разрыва гранаты.

Положение для метания

стоя из окопа со ступеньки

«отлично» - попасть в центральную часть габарита и поразить две фигуры;

«хорошо» - попасть в дальнюю часть габарита и поразить одну фигуру;

«удовлетворительно» - попасть в ближнюю часть габарита и поразить одну фигуру.

«отлично» - попасть в траншею (окоп);

«хорошо» - попасть в полосу за траншей (окопом) шириной 1 м;

«удовлетворительно» - попасть в полосу перед траншей (окопом) шириной 1 м.

Инструктируя личный состав, прибывший для проведения стрельб, старший руководитель стрельбы указывает учебные места и объявляет руководителей занятий на учебных местах (руководителей стрельбы на участках).

Объявляет порядок взаимодействия с руководителями стрельбы на участках во время проведения стрельб и доводит время начала и окончания стрельбы. В конце инструктажа объявляет порядок смены учебных мест согласно сетевого графика огневого урока.

Название учебного места (отрабатываемые вопросы)

Инструктаж и проведение разбора стрельбы. Проверка знаний обучаемыми условий упражнений и усвоение требований безопасности при стрельбе. Образцовый показ порядка выполнения упражнения стрельб

Порядок обучения личного состава изготовке к стрельбе из различных положений и выполнение нормативов (при стрельбе из стрелкового оружия)

Тренировка в действиях при вооружении (оружии) МОБД (БТР, МТ-ЛБ) и выполнение нормативов (при стрельбе из БТР (МОБД, МТ-ЛБ)

Обучение разведке целей наблюдением, определению дальности и целеуказанию

Обучение меткости стрельбы с использованием командирского ящика

Обучение меткости стрельбы на тренажерах. Изучение основ и правил стрельбы. Тренировка в решении огневых задач

Выполнение упражнений подготовительных стрельб из малокалиберной винтовки, автомата (ручного пулемета) одиночными выстрелами

Выполнение упражнений стрельб из стрелкового оружия и вооружения боевых машин:

- на участке для стрельбы из автомата, пулемета

- на участке для стрельбы из пистолета

- на участке для стрельбы из вооружения боевых машин

Изучение материальной части вооружения (оружия). Выполнение нормативов по его разборке и сборке

Изучение материальной части ручных осколочных гранат. Подготовка ручных гранат к метанию. Метание ручных учебно-имитационных гранат в пешем порядке

Проверка боя оружия (выверка прицелов). Приведение оружия к нормальному бою

К практическому выполнению упражнений стрельб военнослужащие допускаются только после обучения и получения положительных оценок на учебных местах, оборудованных в тылу войскового стрельбища.

К выполнению упражнений стрельб допускается личный состав, изучивший материальную часть оружия (вооружения) и боеприпасов, установленные требования безопасности, основы и правила стрельбы и условия выполняемого упражнения.

На этапе непосредственной подготовки: накануне стрельб и по результатам предыдущих занятий личный состав подразделения делится на две учебных группы:

1-я учебная группа

военнослужащие, выполнившие упражнение стрельб на предыдущих занятиях с положительной оценкой

2-я учебная группа

военнослужащие, выполнившие упражнение стрельб на предыдущем занятии с оценкой «неудовлетворительно»

Для рационального использования учебных мест в ходе занятия на войсковом стрельбище, выделенного учебного времени и оптимальной загрузки помощников руководителя занятий первая учебная группа делится на четыре учебных потока:

1-й учебный поток

военнослужащие, уверенно владеющие личным оружием

2 (2а), 4 и 5-й учебные потоки

военнослужащие, оцененные положительно по результатам предыдущих стрельб (количество военнослужащих во 2 (2а), 4 и 5-м учебных потоках должно быть примерно одинаковым)

3-й учебный поток

военнослужащие второй учебной группы в полном составе (военнослужащие, оцененные на «неудовлетворительно», по результатам предыдущих стрельб)

Накануне стрельбы из числа военнослужащих, выполняющих упражнения практических стрельб на «отлично» подбираются два-три лучших стрелка для участия в образцовом показе порядка выполнения упражнения стрельб. Во время стрелковой тренировки с ними проводится инструкторско-методическое занятие по образцовому выполнению упражнения стрельб, которое спланировано для отработки в ходе огневого урока.

При подготовке к занятию старший руководитель стрельбы составляет сетевой график организации и проведения огневого урока, который утверждает у непосредственного командира (начальника). Сетевой график разрабатывается в 11-ти экземплярах:

для старшего руководителя стрельбы

для руководителей занятий на учебных местах

для руководителя огневой декады (закладывается на командный пункт войскового стрельбища)

Сетевой график учитывает обязательное обучение военнослужащих, оцененных на «неудовлетворительно», по результатам предыдущих стрельб на учебных местах № 2 (2а), 3, 4, 5, 6, прежде чем допустить их к выполнению стрельб на учебном месте № 7. Военнослужащие, стреляющие на положительные оценки, до выполнения стрельб должны пройти обучение на учебных местах № 2 (2а), 4, 5.

Огневой урок начинается на учебном месте № 1, где в течение 10 минут старший руководитель стрельбы:
- объявляет тему, цели и порядок проведения занятия;
- указывает учебные места и порядок взаимодействия с руководителями стрельбы на участках, время начала и окончания стрельбы, порядок смены учебных мест;
- доводит условия выполнения упражнения;
- проверяет знание обучаемыми основных положений Курса стрельб и требований безопасности при стрельбе.

Далее подразделение в полном составе перемещается на учебное место № 7, где с привлечением наиболее подготовленных военнослужащих, образцово показывается порядок выполнения упражнения стрельб.

Для этого после доклада руководителя стрельбы на учебном месте № 7 о готовности к стрельбе старший руководитель стрельбы дает распоряжение на подачу звукового сигнала «Слушайте все» и на поднятие на командном пункте красного флага вместо белого (выставление соответствующего визуального сигнал); после доклада о готовности стреляющей смены к стрельбе и, убедившись в отсутствии на мишенном поле людей, машин и животных, дает распоряжение на подачу звукового сигнала «Огонь».

Образцовый показ выполнения упражнения учебных стрельб старший руководитель стрельбы сопровождает комментариями, а руководит стрельбой руководитель стрельбы на участке.

После окончания показной стрельбы подготовленными военнослужащими старший руководитель стрельбы приказывает поднять на командном пункте белый флаг и подать звуковой сигнал «Отбой».

После этого старший руководитель стрельбы перестраивает подразделение на пять учебных потоков и под руководством помощников руководителя занятий (старших) отправляет личный состав на учебные места в соответствии с сетевым графиком организации и проведения огневого урока:

1-й учебный поток

учебные места № 5, 2 (2а), 7, 8, 3, 9, 4

2-й учебный поток

учебные места № 8, 9, 3, 4, 2 (2а), 5, 7

3-й учебный поток

учебные места № 2 (2а), 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

4-й учебный поток

учебные места № 9, 4, 5, 2 (2а), 7, 8, 3

5-й учебный поток

учебные места № 4, 5, 2 (2а), 7, 8, 3, 9

По готовности всех участков к стрельбе старший руководитель стрельбы приказывает поднять на командном пункте красный флаг (включить красный фонарь) и подает звуковой сигнал «Слушайте все».

Убедившись в готовности обучаемых и в безопасности стрельбы, старший руководитель стрельбы отдает распоряжение на доведение сигнала «Огонь» до руководителей стрельбы на участке.

Отдельные военнослужащие 1–го учебного потока после прохождения учебных мест № 5, 2 (2а) и 7 могут назначаться помощниками руководителя занятий на учебных местах.

В ходе занятий на учебных местах необходимо строго выдерживать следующую последовательность обучения военнослужащих: рассказ (до 5%); образцовый показ (до 5%); разучивание (до 10%); тренировка (до 80%) выделенного учебного времени.

Военнослужащие, оцененные в ходе выполнения упражнений стрельб из стрелкового оружия на учебном месте № 7 на «неудовлетворительно», выделяются из учебных потоков и переходят на учебное место № 10, где у них проверяется бой оружия. На основе анализа результатов обучения военнослужащего на учебных местах и проверки боя оружия устанавливается причину неудовлетворительного выполнения упражнения стрельб и принимается решение о приведение оружия к нормальному бою или же о продолжении обучения данных военнослужащих на других учебных местах.

В ходе выполнения упражнения старший руководитель стрельбы наблюдает за действиями стреляющих.

Военнослужащие 1, 2 (2а), 4 и 5-го учебных потоков, после прохождения занятий на всех учебных местах и при наличии оставшегося резервного времени до подведения итогов, используют это время для обслуживания стрелкового оружия.

После завершения занятий на всех учебных местах в установленное сетевым графиком время, обучаемые во главе с помощниками руководителя занятий (старших) в составе учебных потоков прибывают на учебное место № 1 для проведения разбора и подведения итогов занятия.

После окончания стрельбы воинской частью (подразделением) старший руководитель стрельбы приказывает поднять на командном пункте белый флаг, подать звуковой сигнал «Отбой», проверить оружие и вооружение, патронные ленты и коробки, магазины и сумки для магазинов (гранат); при необходимости осмотреть мишени. Затем проводит общий разбор и заполняет журнал учета проведенных стрельб (стрелковых тренировок).

В ходе разбора занятия каждому военнослужащему и подразделению в целом доводятся оценки, отмечаются положительные стороны в личной подготовке военнослужащих и их недостатки. При этом особое внимание обращается на недостатки, которые привели к неудовлетворительному результату.

Читайте также: