Max payne 3 стоит ли играть

Обновлено: 03.07.2024

Весь внутренний настрой, психологическое состояние и боевой дух Макса Пэйна легко определить по одежде. В первой части он носил практичные берцы, практичную кожанку и практичную гавайскую рубашку — в таком очень удобно по-бунтарски носиться по городу. В сиквеле — выглаженная сорочка, плащ и типовые туфли из дорогой кожи; так, по мнению авторов, обычно одевается меланхоличный средневозрастной мужчина, который мучается экзистенциальными вопросами. Поэтому Rockstar, которые отчаянно пытались оправдать майку-алкоголичку пояснениями, что где-то там внутри бьется настоящий Макс Пэйн, пребывали в положении мужа, который с кривой ухмылкой выдавливает «это не то, о чем ты думаешь» внезапно вернувшейся с работы жене, когда вокруг сидят три голые соседки и разбросаны плюшевые наручники.

В 2001 и 2003 годах Макс примерил на себя две крайности центрального нуар-персонажа — героя во внешних поисках и героя во внутренних поисках. В первой игре он в основном метко комментировал все то, что попадается ему на глаза, во второй — все то, что бурлит у него внутри. После двух таких серьезных экспансивных всплесков логично было бы достигнуть какой-то эмоциональной гармонии. Любая точка между двумя этими крайностями легко сошла бы за хороший драматический архетип как раз в духе игр Remedy, но в 2012-м Макса Пэйна почему-то унесло куда-то в параллельный мир, где он по-другому разговаривает, по-другому мыслит, по-другому себя ведет — в принципе по-другому существует.

Max Payne 3

Белая горячка

По версии Rockstar, после долгих лет душевных мук, потеряв всех родных и друзей, Макс Пэйн не придумал ничего умнее, кроме как беспросветно бухать. Те вечера, что он не проводит дома за бутылкой, он проводит в пабе за стаканом, терпеливо выслушивая все насмешки местной шпаны. Вероятно, он бы так скучно тратил полицейскую пенсию до конца своих дней, если бы не несчастный случай: во время одной из разборок он убивает сына местного мафиозного гиганта, и на него в ту же секунду объявляют охоту. Старый друг Рауль, с которым они вместе учились (или не учились?) в академии, предлагает бежать в Бразилию и поработать частным телохранителем. Макс, чью квартиру в этот момент уже обстреливали со всех сторон, вынужден согласиться. На чужбине он запил пуще прежнего, лишь иногда в кого-нибудь стреляя, — провести день в Сан-Паулу, никого не убив, очень сложно. Потом бандиты похищают женщину из семьи заказчика, и убивать приходится сильно больше.

Max Payne 3

Max Payne 3

Похмельный синдром

Странно, что разработчики, напористо переделав вообще все, что касается героя и истории, выступили практически абсолютными консерваторами в том, что касается механики. Сегодня Max Payne, равно как и в начале двухтысячных, состоит из одной и той же игровой ситуации — когда Макс выпрыгивает из-за угла в рапиде с двумя «ингрэмами», причем в этот раз она почти не перемежается долгими блужданиями по коридорам. И точно так же, как и в начале двухтысячных, эта сцена просто не способна наскучить. Это только подчеркивают не слишком важные и не слишком нужные кусочки обязательной современной шутерной программы: укрытия нужны лишь для того, чтобы перевести дух, а постановочные моменты в духе Stranglehold (когда Макс картинно спускается на крюке или, например, катится с крыши) скорее отвлекают, чем развлекают. Вы просто заходите в комнату, и начинается головокружительное шоу: разряжаете обойму в одного, обходите второго, потом падаете в замедлении на журнальные столики, несколько выстрелов из укрытия, финальный рывок с автоматом, добивание… и вот уже вокруг все бьются кровавыми фонтанчиками. Причем «добивание» — это не фигура речи. Последнего врага на локации можно жестоко казнить, выпустив сразу несколько пуль, и вам в деталях продемонстрируют, как каждая из них пойдет в тело. Жуть!

Max Payne 3

Любопытно, что никакой напускной пиротехнической шелухи здесь практически нет — бьются стекла и летит штукатурка, но ни о какой, прости господи, разрушаемости или там постоянных взрывах речи не идет. Здесь каждый дежурный бой интересен сам по себе, и интересен по-своему. Вы можете пять раз подряд разыграть описанный выше героический сценарий, а в следующий раз неудачно прыгнуть, больно влететь в барную стойку, побить бутылки и словить три фатальные пули в живот. Если у вас при этом в запасе есть хотя бы один пузырек с болеутоляющими и хотя бы одна пуля, вы можете очухаться; включается, конечно, slo-mo, и нужно успеть всадить обидчику снаряд куда-нибудь в лоб. Впрочем, можно вообще случайно улететь в окно или в речку, и тогда уже ничего не поможет.

Max Payne 3

Поэтому Max Payne 3 — очень тактическая игра, но поначалу, щедро раздавая хедшоты, об этом почти не задумываешься. А вот через несколько глав, когда любая обезьяна с автоматом может на счет раз продырявить вам череп, приходится как-то включать смекалку. Запоминать расположение противников, следить за гранатами , экономить bullet time и четко планировать каждый свой отважный прыжок из-за угла. Можно, впрочем, почти не высовываться из-за какого-нибудь ящика, но тогда лучшие моменты игры пройдут мимо вас. Когда смерть за смертью исследуешь обстановку, чуть ли не в тетрадке зарисовываешь траектории обстрела, выстраиваешь маршрут, перезаряжаешь все оружие в арсенале и выходишь на тропу войны. Срабатывают скрипты, жахают петарды — и вокруг происходит отрепетированный по миллисекундам театр боли и смерти.

Max Payne 3

Конечно, кровоточащая рана крупным планом — не главное зрелище. Здесь красивейшие, исполненные деталей уровни, и лишь из-за характерных неказистых GTA-анимаций картинка уступает Uncharted 3. По иронии судьбы именно два флэшбека в Нью-Йорке (технически в Нью-Джерси, но кого это волнует?) выглядят хуже всего, и в этом весь Max Payne 3. Он будто бы нарочно пытается убедить вас, что непогода, печальное фортепиано и выдержки из Фрэнка Миллера –— это было давно, неправда и вообще для впечатлительных подростков, а вот когда алкаш средних лет взрывает бензоколонку — это круто. Не спорим, и правда круто, только вот в Max Payne 1 и 2 тоже, кажется, что-то взрывалось, но этого никто не запомнил. Зато криво ухмыляющийся мужик, который стоит на небоскребе и вещает что-то в пустоту, не ушел из памяти даже после того, как все мы с вами выросли, прочитали умные книжки и посмотрели умное кино.

Ночной Нью-Йорк, крупные снежные хлопья, полицейская сирена и ухмылка на лице уставшего копа — все это вспоминается в первую очередь, когда речь заходит о Max Payne. Сложно спорить с тем, что Remedy создала очень рельефный мир с запоминающимся настроением. И пусть этот мир построен на клише нуара и неонуара, он все равно отлично работает — причем не только из-за мрачной истории, комиксов и соответствующей музыки.

В первой Max Payne есть три других повествовательных элемента, которые действительно делают мир игры уникальным и живым. Во-первых, это мощные отсылки к скандинавской мифологии. Ну то есть сама по себе идея выстроить трагическую историю копа вокруг северных легенд звучит довольно дико, но когда видишь это в игре, проблем нет. Смотрится все органично, а события приобретают таинственность, которой не хватало бы в любой другой, обычной игре о полицейском, потерявшем семью. В Max Payne не просто какой-то там наркотик, а валькирин, который сводит с ума и высасывает жизнь. Не просто ночной клуб, а «Рагнарек», скандинавский конец света. Не просто лабораторный эксперимент, а проект «Вальгалла», результат которого — те самые наркоманы, ползающие по заснеженным улицам Нью-Йорка.

Третий повествовательный элемент, благодаря которому игра вгрызается в память — высказывания самого Макса по любому поводу: про снег, смерть, адский холод, даже удачу, сравнимую с девкой, на которую не хватает наличных.

Все это делает из слабого бульварного сюжета мрачную, но в то же время притягательную историю, а ее героя превращает в непризнанного философа. В третьей части от этого остались только высказывания Макса, но они перестали быть нарративным инструментом и потому выглядят как попытка разнообразить рефлексию. Едкие фразы все еще смотрятся здорово и к месту, но не строят мир, они даже героя не формируют — они лишь время от времени вбрасывают про то, что все плохо. Окей, на наших глазах убивают людей — спасибо, Rockstar, что акцентировала на этом внимание еще и с помощью внутренних монологов постаревшего Макса.

Тем не менее солнечная Бразилия тоже отлично работает как сеттинг. Это все еще неонуар, такой же, как и в фильме «Драйв», например, все еще с понятной, хоть и не настолько однозначной мотивацией для главного героя, который теперь работает телохранителем и обязан отстреливать всех, кто близко подходит к его работодателям.

Другое дело, что создатели третьей игры ничем не заменили указанные выше повествовательные элементы. От двух они попросту избавились, а третий воссоздали не совсем так, как надо было. В результате из Max Payne 3 получилась та самая обычная, поверхностная история про копа, какой могла бы выйти и первая часть, если бы не удачная работа Remedy с миром. Да, при этом третья игра стала реалистичнее — никаких больше скандинавских мифов, только богачи в небоскребах, бедняки на улицах фавел, а где-то посредине — лысый Макс Пейн. Только я об этой реалистичности не просил. Вы просили?

В общем, я не объявляю сеттинг третьей части ересью — для меня он все еще работает, хоть и кажется куда менее удачным. В конце концов, мир, окружающий Макса Пейна — это только одна составляющая серии, а вторая — безупречный геймплей. К третьей части он тоже сильно изменился, но это не значит, что стал хуже — в Max Payne 3 он просто другой.

Каждая перестрелка в оригинале — это отдельная головоломка, для решения которой у вас есть архитектура уровня и огнестрельное оружие. Почти всегда вы замечаете врагов заранее, еще до того, как начнется пальба, или, если противники появляются внезапно, у вас обязательно есть возможность отойти за стену и выпрыгнуть из-за нее в рапиде. Нет ни укрытий, к которым можно «прилипнуть», ни бесконечных вражеских подкреплений, только условная арена, ограниченное количество противников и Макс, показывающий чудеса боевой хореографии. Вот так это выглядит в действии.


Все началось в 2009 году. В феврале было официально объявлено, что новая часть Max Payne появится в скором времени. Естественно, что фанаты напряглись, и стали с нетерпением ждать новостей. В мае появились первые скриншоты и подробности новой части. Подробности вызвали немалый шок среди фанатов. Вместо стильного и нуарного Макса появился быдловатый и разжиревший мордоворот, который стал похож на спившегося бомжа.


Самое страшное заключалось в том, что место игры перенеслось из США в бразильский Сан-Паулу, который меньше всего напоминает темный и мрачный Нью-Йорк. Пока игра делалась, интернет заполонили довольно ядовитые фотожабы, которые высмеивали новую игру. Масла в огонь подлил тот факт, что главный сценарист игры Сэм Лейк никак не участвовал в создании новой части, но, если мне не изменяет память,он поддержал идею "обновленного" Пэйна, чем вызвал дополнительный бугурт у фанатов игры.


Время шло, а игра все не выходила. Прошел 2009 год, а за ним и 2010 год, но про игру не было вестей. Появились слухи, о заморозке игры и были серьезные опасения, что Max Payne 3 отменили, но зимой 2011 году появилась новая инфа о игре. Сначала появились фотки, где Макс выглядел как в предыдущих частях, хотя по сюжету он все-таки обретает злополучную лысину. При этом появились миссии в Нью-Джерси. Правда основное действие игры, все-таки происходило в Бразилии.

Плюсы игры

Начну с того, что самый главный плюс игры – механика. Она осталась практически без изменений. Как и раньше Макс может в прыжке замедлять время и выпиливать все живое. Шкала для bullet time поднималась за счет убитых врагов. При этом для того, чтобы убить врага из автомата или пистолета-пулемёта, требуется, всадить чуть ли не всю обойму. И не факт, что вы его убьете. Сама физика воспроизведена неплохо. При выстрелах все разлетается и разрушается.


Выбор оружия велик и вы сами сможете выбрать, что вам по душе. Но отмечу, что носить кучу оружия как первых частях не получится. Всего можно взять только три ствола. Если умеете стрелять, то этого вполне хватит чтобы устроить геноцид в бразильских фавелах.


Тех, кто ждет от игры графических красот, могу порадовать - с графикой все нормально. В игре был использован движок RAGE. Картинка игры приличная, анимация на высоте. Каких-то серьезных претензий к графике нет. Тем более ребятки из Rockstar откровенного шлака не делают. В итоге можно сказать, что в плане геймплея и механики игра осталась верна своим традициям. Теперь поговорим об атмосфере игры.

Максимальная боль

Самый главный минус Max Payne 3 – это запутанный сюжет. Я не буду говорить, что он плохой или тупой. Из-за того, что игра очень длинная, полная картинка сюжета сложится только после полного прохождения. Главное отличие сюжета третьей части от первых двух, то, что сюжет стал напоминать социальный триллер. Предыдущие части запоминались своими наркоманскими сюжетами, теорией заговора и даже отсылками к Библии и мифам. Теперь все стало проще. В центре сюжета игры банды из фавел Сан-Паулу, коррумпированные полицейские и незаконная продажа человеческих органов.


В Бразилии Макс оказался из-за того, что он успел насолить боссу местной мафии, убив его единственного сына. В Бразилии Макс защищает семью крупного бизнесмена, а чуть позже втягивается в круговорот неприятных событий. Сам Макс тоже поменялся. Если в предыдущей части он был обычным страдальцем, то здесь он эволюционировал до обычного старпера, который бухает почти каждый день. Даже на работу он не может выйти, не махнув соточку для храбрости. Как правило, такое отношения к работе приводит к печальным последствиям.

Отметим, что в игре есть миссии-флешбэки. Действия этих миссий происходят в Нью-Джерси – бальзам для тех, кому не нравится бразильский «колорит». Ностальгирующие товарищи будут довольны тьмой, безысходностью, нуаром и вездесущей итальянской мафией, которая пытается прикончить Пейна.


Если с первой половиной игры все нормально, то вторая половина превращается в несмешную пародию на Modern Warfare 2 (кто проходил бразильские миссии в этой игре, поймут меня). Миссия в фавелах – это сущий ад, который даже на легком уровне проходится как кошмарный сон. Бесконечная стрельба и засады превращают этот эпизод в сущий ад. В сюжетном плане миссия совершенно левая. Правда после неё снова идут достаточно интересные миссии вроде полицейского участка и т.д.

Итог

Что можно сказать в заключение? Третий Max Payne вышел абсолютно неоднозначным - я лично до сих пор не могу сформулировать своё мнение. Эта игра как будто страдает раздвоением личности. Вроде бы это старый добрый Макс Пейн, а с другой стороны это нечто новое, совсем не похожее на Пейна. Но в любом случае игра получилась достойной.

Max Payne 3

Макс Пэйн переквалифицировался в телохранителя, постарел, потолстел и спился. Rockstar так сильно хотели подчеркнуть превращение Макса в старого алкаша, что доходит до смешного. Представьте. Благотворительная вечеринка, элита и сливки местного общества, — Пэйн синячит. Ночной клуб, нужно следить за порядком и общественным спокойствием, — Пэйн закидывает за воротник, негодуя про себя, что пил бы и пил, ведь местная музыка его бесит, собеседник — идиот, а до дома тысячи километров. Дорогая яхта где-то в панамском канале, нужно следить, чтобы дети местных олигархов не спутали кокаин с крысиным ядом, — Макс, сидя спиной ко всем, бухает в грубой форме. В своих внутренних монологах герой постоянно упрекает себя в том, что он грязный алкоголик, но все равно продолжает пить сатанинское пойло. Взаимоотношения Макса Пэйна и бутылки — стержень игры, который будет определять не только хитросплетения сюжета, но и картинку. В роликах регулярно возникают наркоманские цветные полосы, кадры расплываются и на экране мельтешат странные огоньки.

Max Payne 3

В Бразилию Макса привели пьянство, проблемы с мафией в Нью-Йорке (убежал от проблемы, да), а также легкие деньги, которые героя, судя по монологам, как бы и не интересуют. Сюжет развивается как в Super Mario Bros.: принцессу похищают, и Марио как угорелый носится по разным замкам и пещерам, разыскивая ее. В роли королевны — жена олигарха.

Но даже такой «драмы» у Rockstar не вышло бы, не будь Макс полным «синяком» — при первой же возможности он удаляется глушить водку, оставляя своих клиентов выплясывать на танцполе или нюхать кокаин абсолютно беззащитными. И каждый раз по «несчастливой случайности» там оказывается криминалитет из нищебродских районов или работники органов, погрязшие в коррупции и незаконной торговле обезьяньими внутренностями. Клиентов похищают, а Макс Пэйн продолжает пить.

В определенный момент накатывает чувство, что выпивка в игре — это и есть сюжет, а все остальное, что происходит во время многочисленных миссий и между ними, — ирландское рагу из боевиков (не всегда хороших), которые сценарист пересмотрел перед тем, как сесть придумывать историю. Причем после прохождения игры едва ли останутся какие-то воспоминания о сюжете — не запоминаются ни имена, ни какие-то конкретные события — все как после долгого запоя.

А вот шутер из Max Payne 3 получился отменный. Фирменные прыжки в slo-mo присутствуют, правда безболезненно использовать их получится далеко не везде: проходы в некоторых местах настолько узкие, что прыгнуть банально некуда. А если попытаться, Макс смешно стукнется головой о стену, реалистично упадет на землю, а затем, пошатываясь, начнет подниматься на ноги. Кроме того, появились укрытия, хотя и без них было бы неплохо. Игрок может либо летать в slo-mo из угла в угол, как герои боевиков Джона Ву, либо трусливо отстреливаться из-за дивана. Первое круто, второе — не очень.

Max Payne 3

Каждый выстрел ясно ощущается, а каждый прыжок в slo-mo выглядит как сцена из дорогого боевика. Детальная анимация персонажа, камера, в замедлении смакующая последнее убийство в цепочке, а также отлично вписанные в игровой процесс ролики — из Max Payne 3 вправду получился зрелищный боевик.

Убивают в игре быстро. Фактически, несколько попаданий — смерть. Игрок и враги в этом плане на равных, правда, Максу доступен чит в виде болеутоляющих, закинувшись которыми можно со стиснутыми зубами пройти сквозь пули, гранаты и прочую непогоду.

Max Payne 3

Шикарные перестрелки бесшовно перетекают в сюжетные видеоролики, которые разбавляются привычными монологами Макса (вот с ними, кстати, явно переборщили — герой комментирует все и вся, к месту и нет). Из дорогих пентхаусов Макс попадает в клуб, потом на футбольный стадион; не успеешь оглянуться, а герой уже несется на лодке по петляющей реке, стреляя из пулемета. Потом трущобы, нью-йоркские флэшбеки, миссия в городе, полицейский участок — героя бросает из одного места в другое.

Rockstar Games, видимо, пытались разнообразить игровой процесс, но подобный подход просто рубит игру на не зависимые друг от друга кусочки. Они не перетекают плавно из одного в другой, не всегда подходят друг к другу, и порой совсем не понятно, как связаны предыдущая и текущая миссия. Это добивает и без того блеклый сюжет — где тут игроку понять, откуда появляются новые персонажи, кто кого похитил и предал и зачем вообще здесь все эти люди. Чувствуется, что сюжетом занимался сценарист GTA.

Max Payne 3

Игру можно условно разбить на две части. Первая половина Max Payne 3 старается походить на Max Payne 1—2, но получается грубо и как будто с издевательствами — не женщины, а телки, не алкоголь, а бухло, не Нью-Йорк, а Сан-Паулу. Вторая половина — это что угодно, но не Max Payne. Главный герой превращается в карикатурного героя боевиков, просто-таки помесь Кратоса с Джоном Мак-Клейном из «Крепкого орешка». Все вокруг взлетает на воздух, а вместо привычной печальной классической музыки начинает играть какой-то драйвовый бразильский рэп.

Голос Джеймса Маккеффри, озвучившего главного героя во всех трех частях серии, — единственное, что связывает старого и нового Максов. Когда Пэйн начинает дико, истерично на кого-то орать, даже не верится, что это тот самый флегматик из игр Remedy, который, приходя убивать злодея, спокойно говорил: «Привет, Влад, вижу, ты меня предал. » Учитывая сделанную на «отлично» шутерную часть, это не так уж и плохо, но как же, черт возьми, обидно, что в одном только первом выпуске графической новеллы, которая, по идее, должна быть просто довеском к игре, «макспэйности» больше, чем во всей третьей части.

С бодуна

У Max Payne и Max Payne 2 все-таки было собственное лицо, пусть по кусочкам и сложенное сразу из миллиарда фильмов, книг и комиксов. Чуточку инфантильный и напыщенный Макс Пэйн в играх Remedy, кто бы что ни говорил, — яркий, запоминающийся герой, а весь сумасшедший экшен вокруг, прямо как у цитируемого Джона Ву, приобрел едва ли не какой-то дополнительный поэтический смысл. Max Payne 3 тоже собрана из стороннего материала, но, во-первых, гораздо грубее, во-вторых, материал этот слабо стыкуется друг с другом. В одну секунду это классический боевик Джона Мактирнана, в другую — «Город бога», потом — продюсерские опыты Люка Бессона, затем еще и Скотт-младший пополам с ранним Майклом Манном, и все это — с подмигиваниями из сериалов «24» и The Wire, без любых намеков на логические и интонационные мостики. Сам Макс Пэйн при этом то героически взрывает джипы с гранатомета, то, как последний дурак, входит в тесную комнату с десятью вооруженными неграми и покорно поднимает руки вверх. К тому же он почти утратил способность разговаривать спокойно — или испуганно бубнит, или вяло хрипит, или противно орет.

Max Payne 3

Хотя, конечно, претензии про «нуара нет» и «герой испортился» легко обвинить в занудном старческом брюзжании, но самое неприятное заключается в том, что это далеко не самые главные проблемы Max Payne 3. События игры глупые и скучные сами по себе, без оглядки на заснеженный Нью-Йорк, русских мобстеров и комиксы про Капитана Бейсбольную Биту.

Max Payne 3

Ответственен за это, конечно, Дэн Хаузер, стоявший у самих истоков Rockstar, в Max Payne 3 он — главный сценарист. Этот удивительный человек, среди прочего, много лет уже придумывает GTA-истории, которые работают по одной и той же драматической структуре. Все его сюжеты легко разложить на набор совершенно одинаковых событий и персонажей, одни и те же клоуны у него кочуют даже между Bully и Red Dead Redemption, которые идеологически находятся в разных вселенных. Фокус тут в том, что у Хаузера — какое-то особенное романное мышление, заточенное исключительно под игры, проходить которые нужно сто часов. Поэтому те события и герои, которые поначалу кажутся банальными, поверхностными и скучными, у него постепенно все-таки обрастают интересными подробностями: у Rockstar для таких дел всегда есть десяток-другой каких-нибудь курьерских миссий.

Max Payne 3

В Max Payne 3 такие трюки и трансформации ожидаемым образом не срабатывают. На вас плотным потоком валят каких-то безликих латиносов, которые проговаривают треть диалогов на португальском и во взаимоотношениях и даже именах которых совершенно невозможно (и не хочется) разобраться. Зачем экран при этом еще и сверкает дурными монтажными артефактами в духе Kane & Lynch 2, даже и не хочется знать.

Max Payne 3

Читайте также: