Мастер и маргарита прототипы героев в реальной жизни

Обновлено: 08.07.2024

Журнал о современном мире женщины. Мода, красота, стиль, психология. С юмором для женщин и о женщинах.

Реальные прообразы героев романа «Мастер и Маргарита»

Но долгие годы судьба книги висела на волоске. Первую версию, которая тогда еще называлась «Копыто инженера», Булгаков сжег в 1930 году. Это стало реакцией на запрет ставить в театре его новую пьесу «Кабала святош». После этого писатель по памяти восстановил сожженный текст, но уже с изменениями.

Изначально роман задумывался как нечто похожее на «Фауста» Гёте, где главным персонажем был бы Воланд. Уже в восстановленной версии впервые появились Маргарита и ее возлюбленный, которого впоследствии Булгаков назвал Мастером. Финальное название роман получил только в 1937 году.

До конца жизни Михаил Афанасьевич писал «Мастера и Маргариту». Увлечение морфием существенно сократило жизнь Булгакова. Уже после кончины писателя его вдова Елена Сергеевна занялась сведением текста в единое произведение. 25 лет «Мастер и Маргарита» пролежал на полке, но благодаря усилиям супруги Булгакова роман всё же напечатали.


Мастер

Нет однозначной трактовки этого персонажа. Среди его прототипов называют Максима Горького, Мандельштама. Другие считают Мастера русским Фаустом. При этом внутри самого романа у многих персонажей есть двойники. Так, двойником Мастера является Иешуа Га-Ноцри — тоже беззащитный мыслитель, который хочет странствовать по миру и проповедовать.

Маргарита

Считается, что эта героиня навеяна Маргаритой (Гретхен) из «Фауста», а также реальной Маргаритой Наваррской, «королевой Марго». Кроме того, литературоведы видят в героине романа и Елену Сергеевну, третью жену Булгакова.

Воланд

Дьявол у Булгакова — не абсолютное зло. Воланд получился олицетворением некой справедливости, которая карает людей за их пороки. Его двойник в романе — Понтий Пилат. Он также выступает в роли Закона и управляет судьбами людей.

Сам Михаил Булгаков отрицал, что у этого образа есть какой-либо прототип: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет». Тем не менее драматург Эдвард Радзинский считал, что в Воланде отчетливо видны черты Сталина.

Понтий Пилат

Этот персонаж отличается как от своего исторического прототипа, так и от евангельского образа. Булгаковский прокуратор часто сомневается и способен на трусость, за что проклинает себя.

Иешуа

Многие считают, что его прототип — Иисус. Но булгаковеды подмечают множество различий между этими образами. В романе Иешуа 27 лет, он не помнит родителей и имеет только одного ученика, а не 12.

Фагот (Коровьев)

Рыцарь Фагот является старшим из подчиненных Воланда. Некоторые считают, что его имя отсылает к музыкальному инструменту. Тощий и высокий, он напоминает длинную трубку. Фамилию Коровьев трактуют по-разному. По одной из версий, она связана со словом «каров» из иврита, которое значит «приближенный». По другой, фамилия отсылает к персонажу повести Алексея Толстого «Упырь» Теляеву — статскому советнику, оказавшемуся рыцарем и вампиром.

Азазелло

Образ демона пустыни взят из Ветхого Завета. Это падший ангел, научивший мужчин создавать оружие, а женщин — красить лицо и украшать тело.

Кот Бегемот

Берлиоз

Вероятно, это собирательный образ всех советских идеологов. К прототипам относят основателя Российской ассоциации пролетарских писателей Леопольда Авербаха.

Иван Бездомный

Прообразами этого персонажа могли стать поэты Александр Безыменский и Демьян Бедный, чьи антирелигиозные стихи печатались в «Правде».

Критик Латунский

Персонаж, разгромивший роман Мастера, является воплощением реального человека — Осафа Литовского. Этот советский драматург резко критиковал творчество Булгакова.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает особое место в мировой литературе. За свою ни на что не похожую мистическую атмосферу, многогранный сюжет и запоминающихся персонажей книга завоевала культовый статус и разлетелась на цитаты.

Третья жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна, урожденная Нюренберг, стала основным прототипом Маргариты в самом культовом романе автора.

Остальными составляющими образа были французская королева Маргарита Наваррская и литературный персонаж Гретхен из трагедии Гете « Фауст ».

А с кого же списан образ Воланда?

Одни предполагают, что прототипом Воланда является Ленин, и в подтверждение тому приводят вырезку из газеты, где описаны события, отраженные в эпизодах романа. Другие считают, что Воланд имеет сходство со Сталиным.

Однако, сам Булгаков однажды написал:

«Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет».

Но тогда почему в образе Воланда отсутствуют какие-либо литературные несостыковки, неизбежно допускаемые авторами художественных произведений, если герой является вымышленным? Да и может ли придуманный персонаж настолько пугающе говорить очевидную истину с таким безупречным цинизмом и уверенностью?

Будучи практикующим врачом, Булгаков изучал книги по немецкому мистицизму, научные трактаты о дьяволе, иудаизм и богословие. Это знание бесспорно придало сюжету « Мастера и Маргариты » некую реалистичность, но некоторые историки считают, что с этим романом не так все просто, поскольку с ним, как и с личностью Булгакова, тоже связан ряд необъяснимых явлений.

По роману кот Бегемот неоднократно устраивал пожары — то в магазине Торгсина, то в ресторане Грибоедова, то в квартире номер 50. И однажды, когда Булгаков редактировал эпизод, в котором кот произносит свою знаменитую фразу: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус…», в квартире у соседей писателя на кухне реально вспыхнул примус.

Книга « Мастер и Маргарита » дважды экранизировалась, и в обоих случаях во время работы над картиной с режиссерами, актерами и операторами внезапно происходили какие-то странные случаи. Кто-то считал их просто совпадением, а кто-то находил в них взаимосвязь с участием в съемках мистического сценария.

Сейчас уже никто не узнает, что из этого было правдой, а что — вымыслом, как и то, каким образом все реально произошедшее могло быть связано с романом « Мастер и Маргарита » или его автором. Литературоведы спорят между собой, что хотел сказать Булгаков этим произведением. Хочется верить, что ответ кроется в этой простой фразе из романа:

Впрочем, у вас будет возможность сделать собственные выводы, прочитав роман. Загадочная, интригующая, многосюжетная книга « Мастер и Маргарита » выходит в новом издании специально к 130-летию со дня рождения Михаила Булгакова.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

(по книге Бориса Соколова "Тайны Мастера и Маргариты. Расшифрованный Булгаков")

Участники бала (в порядке появления):
- господин Жак - Жак ле Кёр (финансист при Карле VII);
- граф Роберт - Роберт Дэдли Лейчестер (граф, фаворит Елизаветы I);
- Фрида - детоубийцы Фрида Келлер (швейцарская швея) и Кониецко (работница из Силезии);
- госпожа Минкина - Настасья Фёдоровна Минкина (экономка и любовница Аракчеева, над которой расправились крестьяне за изуродованное лицо горничной; считается также одной из прототипов Настасьи Филипповны из "Идиота");
- император Рудольф - Рудольф II (германский император);
- маркиза, отравившая отца, двух братьев и двух сестер из-за наследства - маркиза де Бренвиллье (совершившая отравление вместе со своим любовником Жаном Батистом де Годеном де Сен-Круа);
- два последних участника, отравители - Ягода и его секретарь Буланов (якобы пытались отравить Ежова, Куйбышева, Менжинского и Горького).

Реалии, связанные с выступлением в Варьете
- Джули (семья, выступавшая в Варьете с "чудесами велосипедной техники") - Польди, наст.фам. Подрезовы (циркачи-велофигуристы);
- магазин французской моды - подпольный магазин модного женского платья из рассказа Александра Амфитеатрова "Питерские контрабандистки";
- "разудалый марш" в конце сеанса - пародия на куплеты из водевиля "Лев Гурыч Синичкин или Провинциальная дебютантка" Дмитрия Ленского, наст.фам. Воробьёв:
Его превосходительство
Зовёт её своей
И даже покровительство
Оказывает ей.

Предыстория и замысел. «Рукописи не горят»

Судьба легендарного романа довольно трагична: первую версию Булгаков сжег, а потом восстанавливал текст по памяти. Писатель решил «отыграться» на своем новом произведении, после того как в театре запретили постановку его пьесы «Кабала святош». Вскоре он отправил правительству письмо с такими строками: «И лично я своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе. »

Кроме того, Михаил Афанасьевич так и не успел закончить свое детище: после смерти писателя сведением воедино всех черновиков и редактированием занималась его вдова, Елена Сергеевна. Роман пролежал на полке более 25 лет и мог бы остаться безвестным, но супруга Булгакова дала жизнь рукописям, совсем как Маргарита в романе.

Первая публикация романа, журнал «Москва», № 11, 1966 год.

В начальной версии произведение называлось «Копыто инженера», а среди героев не было ни Мастера, ни Маргариты. Всем известное название появилось только в 1937 году. Изначально Булгаков задумывал написать что-то вроде русской фаустианы, и потому центральным персонажем был Воланд.

Маргарита и ее возлюбленный, который поначалу именовался Поэтом и Фаустом, появились во второй версии романа. Кстати, до этого слово «мастер» не встречалось в произведениях Булгакова и имело скорее негативную коннотацию, так как было синонимом слова «ремесленник» (нетворческий человек). Булгаков придал ему новое значение и приравнял к слову «художник».

Музей «Булгаковский дом».

Книга была невероятно важна для писателя, о чем свидетельствует обнаруженная на одном из листков реплика автора: «Помоги, Господи, написать роман».

Герои и прототипы. «Никогда не разговаривайте с неизвестными»

Мастер. Существует большое количество трактовок этого образа. Кто-то считает, что прототипом послужили Максим Горький или Мандельштам (на шапочке у Мастера была вышита буква М). Также есть версия, что Мастер — это русский Фауст, творец, который одержим пониманием мира. К слову, в романе у многих персонажей есть двойники. Так, двойник Мастера — Иешуа Га-Ноцри. Он тоже беззащитный мыслитель, человек, который хочет заниматься своим делом — бродить по миру и проповедовать.

Воланд. Когда Булгаков прочитал первые две главы романа своим друзьям, он спросил, кто, по их мнению, Воланд. Примечательно, что не все посчитали его дьяволом. Наверное, так оно и есть: он не абсолютное зло. Воланд — один из вариантов этого зла, который ведает земными проблемами: устанавливает некую справедливость, наказывает взяточников и дураков, дарит немногим приличным людям «покой» и улетает. Двойник Воланда в романе — Понтий Пилат, ведь он тоже Закон, который вершит судьбы людей.

Драматург Эдвард Радзинский видел в Воланде черты Сталина: «Под палящим летним солнцем 1937 года, когда другой дьявол уничтожал дьявольскую партию, когда один за другим гибли литературные враги Булгакова, писал Мастер свой роман. Так что нетрудно понять, кто стоял за образом Воланда».

При этом сам Булгаков отрицал, что у этого образа есть какой-либо прототип. Он говорил: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет».

Маргарита. В Маргарите угадываются черты как литературных персонажей, так и реальных женщин. Во время работы над романом Булгаков обращался к героине «Фауста» Маргарите (Гретхен), а также к образу реальной женщины — Маргариты Наваррской, «королевы Марго». По словам исследователей, их сближают «дерзость в любви и решительность в поступках».

Кроме того, Маргарита Николаевна напоминает третью жену писателя — Елену Сергеевну, ведь она тоже в свое время ушла к Булгакову от мужа. Схожесть есть даже в описании внешности: «косящий разрез глаз» у Елены Сергеевны и «чуть косящая на один глаз ведьма» — Маргарита.

Иешуа. Кто-то полагает, что Иешуа — это Иисус. Однако булгаковеды утверждают, что между этими образами нельзя поставить знак равенства. В романе персонажу около 27 лет, в то время как Иисусу было 33 года, когда его распяли. Иешуа не помнит своих родителей и по крови «кажется, сириец», что также не вполне соответствует биографии Христа. Кроме того, у булгаковского героя всего один ученик — Левий Матвей, а не 12.

Александр Мирер в своей книге «Евангелие Михаила Булгакова» пишет, что Иешуа — это не Христос, а богочеловек. Спаситель, который никого не спас, в отличие от Иисуса. А образ Христа проявляется в двух персонажах: Иешуа олицетворяет его милосердие, а Понтий Пилат — карающую сущность (именно он руками Афрания расправляется с предателем Иудой).

Понтий Пилат. Пилат в романе отличается как от исторического персонажа, так и от евангельского образа. Писатель сделал своего прокуратора нарочно «негероическим», подверженным сомнениям и проклинающим себя за минуту трусости. По словам театроведа Виталия Виленкина, однажды Булгаков спросил его о главном человеческом пороке, а потом сам ответил: «Трусость — вот главный порок, потому что от него идут все остальные».

Фагот (Коровьев). Имя рыцаря, Фагот, видимо, является отсылкой к названию музыкального инструмента: его форма с длинной трубкой отдаленно напоминает тощую фигуру Коровьева. Что касается фамилии — Коровьев, — то есть версия, что на иврите слово «каров» значит «приближенный», а Фагот — старший из подчиненных Воланда. По другой версии, фамилия — отсылка к персонажу повести Алексея Толстого «Упырь» статскому советнику Теляеву, который оказался рыцарем и вампиром.

Азазелло. Образ демона пустыни Азазеля Булгаков взял из Ветхого Завета. Этот падший ангел научил мужчин создавать оружие, а женщин — украшать свое тело и красить лицо. Неслучайно именно Азазелло убивает барона Майгеля и преподносит Маргарите волшебный крем.

Кот Бегемот. Если верить «Булгаковской энциклопедии», то прообразом этого яркого персонажа послужило морское чудище из книги «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». Также, согласно демонологической традиции, Бегемот — демон чревоугодия.

При этом вторая жена Булгакова Любовь Белозерская утверждала, что прототипом Бегемота послужил их огромный домашний кот Флюшка. Характер и повадки Флюшки отражены во фразе Бегемота: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

Михаил Александрович Берлиоз. Вероятнее всего, это собирательный образ советских идеологов. Среди возможных прототипов данного героя — основатель Российской ассоциации пролетарских писателей Леопольд Авербах. Кстати, многие задаются вопросом, за что Берлиозу отрезали голову. Кто-то полагает, что он был наказан за то, что не верил в бога и проповедовал атеизм поэту Бездомному. Однако есть версия, что Михаил Александрович попал под трамвай просто потому, что Воланду нужна была его квартира. Иными словами, автор говорит, что часто для террора и зла не нужна глубокая философская причина.

Иван Бездомный. Скорее всего, прообразами этого героя могли быть поэты Александр Безыменский и Демьян Бедный, которые печатали в газете «Правда» антирелигиозные стихи.

Критик Латунский. Прототипом персонажа, который разгромил роман Мастера, стал реальный человек — Осаф Литовский, советский драматург, выступавший с резкой критикой Булгакова. Современники писателя говорили, что Елена Сергеевна в гневе даже обещала отравить Литовского за разгромную статью «Против булгаковщины».

Аннушка. Героиня с этим именем не первый раз появляется в произведених Булгакова и всегда знаменует собой начало чрезвычайных происшествий. Например, в одном из ранних рассказов персонаж Аннушка Пыляева растапливает печь и устраивает пожар. Также, по свидетельствам современников писателя, Аннушкой звали соседку Булгакова.

Трактовка. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Роман породил множество самых невероятных трактовок и теорий.

Некоторые исследователи, например писатель и литературовед Дмитрий Быков, полагают, что в романе угадываются два слоя. Первый — обращение к Сталину, которому автор хотел донести мысль: да, мы понимаем, что ты — зло и пришел как суд, который мы заслужили. Ты можешь делать с обывателями все что захочешь, но, пожалуйста, не трогай художника.

И в этом смысле образ Мастера нарисован так, чтобы он был понятен именно Сталину. Мастер — это творец, который доведен до отчаяния и ждет снисхождения, и его нужно непременно спасти, ведь он призван исцелить человечество.

Читайте также: