Лиханов солнечное затмение проблемы

Обновлено: 05.07.2024

Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьёзных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.

Я с огромным интересом прочитал повесть А.А.Лиханова «Солнечное затмение». Эта повесть мне очень запомнилась, я снова и снова перечитывал эпизоды из жизни Фёдора и Лены, думал, как бы я поступил на месте Фёдора, обсуждал с мамой страницы, которые взволновали, перевернули что-то в моей жизни.

Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк. Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.

Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске.

У подростков есть свои проблемы и заботы. У Федора нет друзей, потому что он стесняется своего пьющего отца со странным именем Джон. А у Лены хоть и есть подружки в школе-интернате, но ее жизнь ограничена. Она не может играть со здоровыми сверстниками, выйти погулять и даже самостоятельно надеть платье. Несмотря на это, Федор и Лена становятся друзьями. Их дружба очень крепка. Федор помог Лене пережить смерть ее подружки Зины, остановил её и вселил надежду, когда Лена в инвалидной коляске неслась по дороге навстречу движущемуся транспорту, можно сказать, что он спас Лене жизнь.

В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя. Эти друзья – только для общения и веселья. Все почему-то стремятся к тому, чтобы друзей было много-много, и набирают таких «друзей» в Интернете. Будто то, что у тебя пара сотен таких друзей, сделает тебя популярным и крутым. А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я очень надеюсь, что он появится со временем.

У моей мамы есть подруга – инвалид детства. У нее детский церебральный паралич. Она может ходить, но только с поддержкой. Они дружат с первого класса, вот уже тридцать лет! Мама водила ее из школы и обратно каждый учебный день. И сейчас иногда ездит к ней в гости, даже берет меня с собой. И теперь я не понаслышке знаю, как живется инвалидам. Любые дела, которые мы делаем, не задумываясь, для них могут быть невыполнимы, или делаться с большим трудом. Многие из инвалидов вынуждены сидеть дома, так как выйти на улицу для них очень трудно. И даже если это удалось, то в городе они сталкиваются с препятствиями почти на каждом шагу. Мы можем без проблем перешагнуть бордюр, подняться по ступенькам, а для них это - трудно. Для того, чтобы инвалиды могли попасть в магазин или аптеку, сейчас делают пандусы. Но во многих магазинах пандусы такие крутые, что я бы не рискнул с них съехать, даже если бы удалось на них забраться.

Но что самое плохое – это то, что им каждый день приходится сталкиваться с ненормальным человеческим отношением и невниманием к себе. Мама рассказывала, как их с подружкой, по дороге в школу, обзывали другие дети, передразнивали, забрасывали снежками… И как это все было противно и обидно. Да и сейчас подружку обзывают даже взрослые люди, смеются над ней со словами: «О, у тебя проблемы. Как ты смешно ходишь. » Почему они себя так ведут? Это же так невоспитанно! Подружка давно научилась не принимать все близко к сердцу, и старается вообще не обращать внимание на таких людей. Я никогда не буду так себя вести. Если будет нужна моя помощь – помогу, а нет – буду вести себя так, будто не вижу отличия между нами.

Вот и героиня рассказа Лена не терпит жалости к себе и старается быть сильной, хотя все больше понимает, насколько ограничена ее жизнь. И только дружба с Федей помогает ей пережить трудности, как солнечное затмение, которое надо просто переждать.

И очень хорошо, что Альберт Анатольевич Лиханов поднял эту тему в своей повести, он показал, что инвалиды – те же люди, со своими заботами и проблемами, при том гораздо большими, чем у обычных людей. Им надо помогать, а не обижать. Может быть, кто-то из подростков, прочитавших это произведение, задумается об этом и будет лучше к ним относиться, а еще будет больше ценить дружбу, любовь и поддержку. Тогда и мир будет хоть немного лучше и добрее. Спасибо автору за это!

"Не родись красивой, а родись счастливой". Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители — красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет — это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей — инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!

«Родителей не выбирают». А это вот про него, про Федора. Разве выбрал бы он себе такого отца — местного алкаша с нелепым именем Джон Иванович? Или вечно усталую, забитую мать? Он их любит,
очень любит! Но ведь стыдно, как же стыдно ему за родителей! Ведь бывают же родители и другие. Как же завидует он этой девушке с косой!

Пронзительная, горькая повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но много бед и боли они узнали за свою жизнь. А впереди — неизвестность. Есть ли у них будущее? Смогут ли они сохранить и сберечь то чувство, которое зарождается между ними?
«Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что есть любовь? Что есть зло? Как избежать плохих поступков?

Просмотр содержимого документа
««Человек – это целый мир». Творческая мастерская по повести «Солнечное затмение» А. Лиханова»

«Спасательная» литература

Закон любви

Методические рекомендации, презентация повести «Солнечное затмение» Альберта Лиханова

Краткая аннотация


Методические рекомендации

I.В предлагаемых материалах выделяются разделы, которые соответствуют следующим основным методическим задачам:

-организация чтения повести (важно заинтересовать восьмиклассников и добиться, чтобы все ее прочитали. Строить изучение повести на основе целостного ее восприятия);


-подготовка к изучению (знакомство с автором, проблематикой его творчества, особенностями стиля);

-работа с текстом (истолкование).

Вопросы и задания помогут в изучении повести. В разделе «Заметки на полях» содержатся мысли и афоризмы нравственно-эстетического характера.

Все это может быть использовано на уроках, классных часах, родительских собраниях в различных вариантах.

Рабочие материалы для подготовки к занятиям, не сковывая инициативы учителя, значительно облегчат его труд. Материалы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта и могут использоваться учителями, работающими по любым учебным программам.

II.Материалы уроков разработаны с учетом современных образовательных технологий (педагогических мастерских), ИКТ.

Выбор приемов школьного анализа определяется своеобразием художественного мира Альберта. Лиханова, его стиля.

Первый этап:

-формулировка интерпретационного вопроса, дающего проблемный импульс (авторское название рассказа)

- активизация ассоциативного «фона»(фиксируется первичное читательское восприятие, которое затем будет уточняться)

Второй этап

Решение проблемного вопроса – сопряжено с погружением в текст автора, активизирующим внимание к языку произведения, чему способствует обращение к лексическим повторам, смысловым ассоциациям.

Третий этап:

Завершение урока – творческая интерпретация смысла названия повести с опорой на записи.

Четвертый этап:

Рефлексия – самоанализ собственных мыслительных путей и действий в процессе урока.

Какой этап урока был для вас самым интересным?

Какие открытия, выводы показались неожиданными?

Над какими вопросами хотелось бы поразмышлять после урока?

Обоснование выбора темы.

За последнее десятилетие качественно обновилась программа по литературе, в нее стремительно вошли «новые имена» - открылось иное зрение на многое в жизни. Уроками добра и справедливости, взаимной любви и доверия стали уроки по творчеству А. Лиханова.

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Одна из ведущих тем его творчества – детство, проблемы и радости ребенка. становление личности.(не случайно писатель с 1992 г.является президентом Международной ассоциации детских фондов. А. Лиханов продолжает традиции русской классической литературы с «единым полюсом милосердия», с сюжетами из жизни обыкновенных людей, «со слезинкой ребенка» Достоевского, с чеховским Ванькой Жуковым, горьковским Алешей Пешковым, Андреевским страдальцем – ребенком Петькой, Никитой из «Детства» Толстого… Настоящее, подлинно художественное произведение всегда открывает перспективы в работе, возможности, которые содержит повесть «Солнечное затмение»

Писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий потаенные уголки души своих героев. Мастерство писателя неотделимо от правды изображенного им, как сама правда неотделима от мастерства.

Организация чтения.

Объяснение значений непонятных слов (словарь см. в конце урока).

Подготовка к изучению повести.

Сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами, читателями) в повести А. Лиханов, и мы с восьмиклассниками будем размышлять над ними. Сумеем ли мы прочитать ее вместе с детьми так, чтобы она стала событием в их жизни, откровением.

О чем будем говорить на 3-х уроках по повести? Медленно, с наслаждением (этому тоже надо учиться) о событиях, которые произошли в жизни подростков, Феди и Лены, за несколько дней их жизни: о том, как они учатся, увлечением голубями Федей, болезнью и мудростью Лены, их влюбленностью и страданиями, испытанием первым в жизни страшным горем – смертью подруги Зины.

Что такое любовь в жизни человека (Любовь к матери, девочке, женщине, ко всем людям «ближним и дальним»).

Идиомы: конфликт поколений – «отцов» и «детей».

Что есть доброго? (жизнь мальчика Феди, любовь к птицам, поведение отца Лены, работников интерната).Что есть зло? (пивная будка, «друзья детства» отца: Седой, Платонов). Неизбежно ли оно в жизни?

Как самому избежать дурных поступков?

Что есть страдание и можно ли прожить жизнь без страданий? (и много ли будет «стоить» такая жизнь?)

Что есть счастье? (и несчастье)?

Что есть смерть? (Что – то остается после нас? Что же?)

И в итоге: что есть жизнь, для чего жить? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Заметки на полях.

«Люди как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских» (Л.Н. Толстой).

Тема урока «Человек – это целый мир»


(урок по повести «Солнечное затмение» А. Лиханова)

Цели урока: Создание условий для включения учащихся в самостоятельную деятельность на основе исследования литературного текста и личных впечатлений;

предметные-: осмысление произведения в философском, эстетическом и нравственном аспектах; умение воспринимать силу авторского слова;

личностные: образное восприятие (людей), эмоциональное

со – переживание, со – чувствие поможет увидеть устремление главных героев к познанию истин;

метапредметные-: осознание глубины философской мысли, , видеть черты эстетически преображенной реальности.

Оборудование урока: медиапроектор, экран, иллюстрации.

Наглядность: текст, рисунки детей.

Примечание: презентация содержит макросы, для ее работоспособности необходимо, чтобы они не были отключены.

Открыв презентацию, выберите в меню Сервис- Макрос –Безопасность. Установите среднюю. Закройте файл, сохранив изменения. Теперь при открытии будет появляться диалоговое окно, в котором необходимо выбирать кнопку «Не отключать макросы».

I.Вступительное слово учителя. Постановка проблем

Наш мир соткан из противоречий: любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь. Они всегда рядом. Мир человека разнообразен, окружен тайной. В нем есть место мучительной доброте и холодной жестокости, где люди живут и умирают, но остаются людьми. Этот мир сложный, не упрощенный. Нам так необходимо понять свой мир и принять мир другого человека, особенно, когда происходит взросление. В этом нам помогают произведения А. Лиханова. Все творчество писателя обращено в равной мере и к миру взрослых, и к миру детей. Чтобы попасть в страну детства, необходимо открыть повести А. Лиханова: «Крутые горы», «Последние холода», «Мой генерал», « Мальчик, которому не больно». Мы остановили свое внимание на повести «Солнечное затмение». Все произведения Лиханова – это кладовая человечности, воспитание любви и отзывчивости между людьми, миропонимания. Сегодня мы поговорим о замысле, сюжете повести. Обратим внимание на особенности композиции, своеобразие языка повести в изображении героев; лаконизм прозы и умение поднять важные нравственные вопросы.

Проблемный вопрос Что символизирует название? – противоречие (в природе и в жизни, мире людей Солнечное затмение – аномалия в природе, беда у человека). А что входит в ваше понятие – мир человека (запись на доске)

МИР ЧЕЛОВЕКА. ( слайд 1)

(доброта (вина, сострадание (милосердие) (любовь)

совесть борьба со злом) сохранение своего внутренне

покаяние) прошлого «я»

II.Анализ повести. Первичное восприятие.

С каких событий начинается повествование? Работа в группах. Описание старого поселка, где жизнь протекает тихо и размеренно. Такой покой стоял вокруг – отрада душе. Уголок этот жил другим дыханием и ритмом. Это благотворно влияет на жителей, но, к сожалению не на всех. Главный герой Федор тревожится за своего отца, стыдится за его поведение.

Проследите внутренний монолог героя от слов «Эх, жизнь. Хватало Федьке в ней расстройств и огорчений…» до слов «стыдно за отца. Федор привык быть один».

III. Проверка первичного восприятия.

1.Что нам известно о главном герое?

Выпишите ключевые слова, несущие большую смысловую нагрузку (Индивидуальная нагрузка). (Взглядом хотел уберечь отца, пивная палатка, тоскливое место, срам за отца; замолкал, затухал отец. Мать, высохшая как доска, совсем старуха).

Высказывания ребят. Выводы

(Федор живой, наблюдательный парень, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но отходит быстро, не помнит зла. Он переживает за отца, за его пристрастие к алкоголю, неустроенность в семье).

Подчеркните понравившиеся слова, словосочетания в первой части, которые будут темой вашего маленького сочинения (10 мин.).

- Старый мир поселка.


- Одиночество.

- Есть ли у неба дно?

IV. Определим тему повести

Сформулируйте ее одним предложением.

(Эта повесть о нравственных исканиях подростков.)

(Повесть построена на контрастах – Федор – романтик, увлеченный голубями, мечтатель, а девочка Лена – в инвалидной коляске, живет по суровым правилам, составленными девчонками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо. Нравственное озарение посещает юных героев).

-Теперь остановимся на конкретных судьбах героев. Попробуем изложить свои впечатления не отрывочно, а в форме монолога по заданному плану.

Работа в группах, задания на карточках. (слайд 3)

1.Тревога Федора за отца и мать.

2.История имени отца Джона Ивановича

Страдания Лены «Я не умею ходить!»

1.Наблюдения за Федей

2.Воспоминание об интернате.

3.Мера ценности – сердечность, любовь, душа

4.Конфликт в семье Федора.

5.Знакомство Лены и Федора

Разрушение старого поселка, тихого мира.

4.Новое место для птиц в интернате.

V.Для активизации читательских реакций, внимания к слову, оценки предложим поработать с портретными характеристиками, качествами характера жильцов.(слад4)

смешной, зеленоглазый, черные волосы с непослушными вихрами, грустный взгляд, любил голубей, с ребятами не водится, тревожится за родных, жалость к отцу

синие огромные глаза – как на иконе, красивая, белолицая, ржаная коса солнышком вокруг головы уложена, нравилось оставаться невидимой, решительная, волевая.

VI.Комментарии.

Внимание автора направлено на мысли, переживания героев. Мотив страдания задан сюжетно и особенно настойчиво выделяется лексически и интонационно! (Страдает Федор от неустроенности в семье: за отца, за мать. Морально и физически страдает Лена: инвалид детства «не такая как все» (приведите примеры из текста).

Что еще помогает передать внутренний мир героев?

(Описание природы. Приведите примеры)

Вывод: Поведение человека и описание природы связаны между собой. Через описание пейзажа передается состояние души человека.

Карточка (слайд 2)

…Простор – поле, одуванчики, земля, воздух деревенский, этот уголок природы жил тишиной.

Дождь хлестал по земле, сек траву

Лето подходило к концу, дорогу усыпали жухлые листья тополя

«Надо так жить… чтобы самому себя можно.. было уважать» (М.Горький)

«Худшее… относиться к людям равнодушно, в этом – суть бесчеловечности» (Б.Шоу)

Литературоведческое исследование

-деление повествования на множество мелких эпизодов, что помогает увидеть многоплановость изображаемого;

-выбор эпизодов, описаний и обобщений после наблюдений над частыми текста;

-неповторимые характеры героев.

Вывод: «В человеческих характерах – главное содержание повести». Боль и радость, страдания и преодоления объединяют все эпизоды, потому и в названии резкий контраст «Солнечное затмение».

VI.Разнообразные формы повествования(слайд5)

от 3-го лица изображение внутреннего смена носителей

мира героя речи

Вывод: композиционные формы позволяют изобразить мир глазами Феди, Лены, автора.

Рефлексия : Меня заставило задуматься…

Особенно запомнилось…

Хочу поделиться с другими…

VII.Заключительное слово учителя. Обобщающие ответы

Автор призывает нас к диалогу поколений, помогает лучше понять себя, свой мир, друг друга, утверждает в сердцах общность духовной культуры, миропонимания. Писатель страстно доказывает и детям, и взрослым, что истинным является лишь один путь улучшения мира человека: требовательность к себе, работа над своими душевными исканиями, воспитание миролюбия.


Спасибо вам за умные и добрые мысли, которые мы услышали. Надеюсь, что ваш мир обогатился после нашего разговора над проблемами повести.

VIII.Домашнее задание(слайд 6)

а)о матери: портрет, привычки, черты характера;

б)об отце: история имени, положение в доме (письменно).

ТУРМАН – разновидность породы голубей

ЗАКУТОК – специально отведенное место

НИКЕЛИРОВАННОЕ – покрытый особым сплавом

ПОЛИОМИЕЛИТ – медицинский термин, название болезни

СКАРБ – вещи, пожитки

ТРЕЙЛЕР – вид тяжелого транспорта. ЯКШАТЬСЯ – (разг.) общатьс

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Альберт Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Учился в школе. Поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского университета в Екатеринбурге. Закончил его в 1958 году и вернулся в Киров, где работал сотрудником газеты «Кировская правда». В 1967 году становится ответственным секретарем журнала «Смена», а затем возглавляет этот журнал. Основные произведения объединены в трилогию «Семейные обстоятельства». Произведения

Повесть А. Лиханова «Солнечное затмение» можно охарактеризовать, используя самые противоположные понятия. Повесть трагичная, потому что изображает непреодолимые тяжелые обстоятельства. Она светла и жизнеутверждающая, потому что создает сильных духом людей, открытых человеческому состраданию, верящих, что солнечное затмение — явление временное.

Это повесть о первой любви и понимании неотвратимости расставания. Это повесть о мире подростков и мире взрослых. Она для взрослых и подростков.

Главные герои — подростки со своим сложным миром. На окраине города, где покой и отрада для души, Федька мучается тоской за отца, который не мог спокойно пройти мимо пивной палатки. Расстройств и огорчений у Федька всегда хватает: «и пары огребал букетами», дрался с такими же, как он, голубятниками, порол его батя не раз. Но все это для Феди пустяки по сравнению с пивнушкой, так обожаемой отцом. Он испытывал срам за отца. И это было страшной бедой для него и матери, высохшей, как доска, от горя. А с фотографии на стене смотрит красивая, веселая мать. Больше всего страдал мальчишка, что отца оскорбляли, смеялись над ним. Для всех он был не кто иной, как американец, дядя Сэм, потому что хвали отца Джон Иванович. Народ хохочет, за животы держится, издевается, а отец не может за себя постоять. Это-то и обидно Федьке. Отца Федька жалеет. Не хочет его бросать, хотя мать уговаривает его уехать к бабушке.

С ребятами Федька не дружит, потому что за отца стыдно. Поэтому живёт он отдельно ото всех. Жизнь у него собственная. Любит голубей, строит новую голубятню. Это его радость.

Лена тоже живет собственной жизнью. Она прикована к инвалидной коляске. Жизнь её протекала в интернате среди таких же больных детей, как и она. Заболев пневмонией, она вернулась в дом любящих её родителей. Но здесь она одна, будто в заточении. Дни проходят однообразно. И её развлекают тайные наблюдения из окна второго этажа за Федькой, Лена очень своеобразный человек. Она тонко чувствует всё. В интернате ей было легче, там все равноправные люди. И ещё — открытые и прямые. Лена протестует против ухода мамы с работы. Главное требование, которое Лена и её друзья в интернате предъявляли людям — «нас не надо жалеть!». А «мера ценностей взвешивалась на весах сердечности, любви и души». Здесь другая жизнь. Ее беспокоит, чтобы этот мальчика-голубятник не увидел её в безобразной, уродливой стыдной коляске.

Лена становится свидетелем семейной ссоры соседей. Она слышит, как Федька бросает отцу страшные слова: «Ты никто!». Потрясенный отец плачет навзрыд. Плачет в отчаянии и Федька и кричит родителям: «Что вы делаете, взрослые люди?!» Именно Федя пытается наладить отношения взрослых: дом приводит в порядок, едет за отцом на работу, благополучно проводит его мимо пивной палатки, даже вальс включает при появлении матери, готовит ужин. Но мир взрослых сложен и непонятен.

Спасает его голубятня, на которой он отдыхает душой. Но теперь чувствует пристальное внимание девушки за шторой на втором этаже. Ему досадно, что она слышала ссору. Он прям и настойчиво просит знакомую отдернуть штору. Лена красавица. «Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза — как на иконе, в пол-лица». Она — прекрасная. Еще Федор сразу про себя отметил: «Беззаботные девчонки так не смотрят».

Лена тоже по достоинству оценила мальчишку: боевой парнишка, сообразительный.

Встреча состоялась на следующий день, когда Федька промокший сидел на голубятне, отчаявшись совсем понять родителей. Лена приглашает его в гости. Приглашает на свидание. Успевает нарядиться в новое длинное платье, чтобы Федька не видел этого уродства — её безжизненных ног. Несложно понять ошарашенного Федю, когда Лена сообщает о том, что ходить не может. Лена не может его понять. Он от чистого сердца сказал, что завидовал ей, её семье. Лена общается с ним жестким, ледяным тоном, выгоняет его.

Федька корит себя: человек глубоко страдает, а он этого не увидел. Конечно, виноват. Надо вернуться, попросить прощения. Бежит под дождем в соседний дом к Лене. А Лена, виноватая, летит на коляске к нему. И оказывается, не надо никаких слов прощения. Им достаточно признаться в своей глупости: «Я гигантская дура!», «А я дурак ещё великолепней». И можно смеяться на всю улицу и мокнуть под дождем. У Федора и уверенность и сила появляются. Он уверенно на руках заносит Лену на второй этаж. Как просто и радостно им общаться. Как нежны их первые поцелуи.

На следующий день вместе наблюдают солнечное затмение через стеклышки, закопченные на свече. Оказывается, это страшно, когда солнце полностью исчезло. В этом признается Лена. И сама потом объясняет: «Все беды — это солнечные затмения, а жизнь — само солнце».

Сколько ещё затмений будет в их жизни! В семье Федора несчастье другое: у мамы во время ревизии обнаружилась большая недостача. Мамино несчастье помогли сгладить соседи. Те самые пьяницы собрали деньги. Помог семье и Ленин отец. Кончилось солнечное затмение, опять солнце светит. Радость на сердце у Феди. Мир наступил и в семье.

Меняется и мир Лены. Уходит ирония, которую она проявляла по отношению к маме. Сердце полнится добротой и любовью. Но обостренное чувство правды остается, даже самой тяжелой правды. Она за честность до конца. Любимая учительница из интерната, увидев глаза влюбленной девочки, не смогла ей сказать о смерти её подруги Зины. Узнав об этом, Лена в отчаянии летит в своей инвалидной коляске на кладбище через весь город. Если бы не подвернувшийся на пути Федька, она скорее всего бы разбилась, врезавшись в троллейбус.

Снова солнечное затмение в жизни ребят — разъединяющие их обстоятельства. Сносят их дома, перевозят в новые микрорайоны. Не будет голубятни, не будет запаха стружки, зашторенного окна на втором этаже. Что станет с ними?

Лена, не попрощавшись с Федором, уезжает в интернат. Рушатся их дома. Сжигает Федя в каком-то отупении и голубятню. Но во время приходят на ум слова мудреца об ответственности за всех, кого приручили. Он чувствует ответственность за голубей. За Лену. Голубей он привозит к Лене в интернат. Лена, не слушая свое сердце, выкрикивает горькую свою правду: «Рано или поздно все кончится. Надо самим». Фёдор твёрдо стоит на своей правде: «Так, наверное, бывает, когда люди становятся взрослыми. Но мы же не взрослые. Мы не должны, пока мы не взрослые». Он тверд, уверен, спокоен. Трудно ему не поверить.

Конечно, финал «Солнечного затмения» звучит печально. Автор прав, что не скрывает от нас правды.

Читайте также: