Куда человек попадает после смерти на самом деле в исламе

Обновлено: 04.07.2024

Во многих религиях верят в загробное существование души. По особому толкуется жизнь после смерти в исламе. Это уникальная система взглядов, имеющая свои традиции и предписания. Священной книгой для мусульман является Коран, в котором и собраны все предписания. Однако, не всегда слова из него трактуют одинаково.

Понятие души в исламе

В религии верят, что в теле человека находится 2 души. Они неразделимы и существуют рядом там, где было предназначено Аллахом. Они подобно двойняшкам в материнской утробе.

  1. Рух аль-якза. Находится в теле, пока человек бодрствует. Когда покидает тело, он спит и видит сновидения.
  2. Рух аль-хаят. Когда она покидает тело, человек умирает, когда попадет в него, он живет. Так решил Аллах.

Познать их таинство мусульманину не суждено. Сам Бог предупредил об этом в хадисах. Плод наделяется душой по воле Аллаха еще в утробе матери, примерно на 80 день. Вдыхает в него жизнь ангел, которые записывает, сколько суждено прожить человеку, будет он счастливым или несчастным.

Главная цель жизни каждого мусульманина — познать Аллаха. Пустив его в душу, человек познает запретное и дозволенное. Нужно жить праведно, чтобы после физической кончины обрести вечное существование в райских садах.

Главная цель жизни каждого мусульманина — познать Аллаха.

Жизнь души в исламе после смерти называют ахиретом. Умерший проходит могильный суд, затем попадает в Барзах. Если мусульманин был праведным, то после Страшного суда попадет в Рай, который называется Джаннат. Там его ждут все блага и главное — лицезрение Аллаха.

А неверные и грешники обречены мучиться в огне и льду в Аду. Причем неверные обречены на вечные муки, а мусульмане могут искупить свои грехи и потом жить с Аллахом в райских садах.

Отношение к смерти

Все мусульмане веруют в ахирет — загробную жизнь. Ранее отказ от этой мысли приравнивался к отступничеству. В исламе земная жизнь считается лишь подготовкой к ахирету, где верным воздается за плохие и хорошие поступки. Т.е. мусульманин должен вести праведную жизнь, чтобы попасть в милость к Аллаху.

Существование ахирета делает земную жизнь осмысленной. Не стоит бояться смерти, потому что она естественна. Согласно Корану, мир всегда обновляется, поэтому на смену одним людям должны приходить другие. А смерть великого человека имеет еще большее значение, он обретает вечную жизнь в Раю.

Однажды один умирающий попросил Аллаха вернуть его назад, чтобы он рассказал другим, как прекрасно встречают верных. Но Бог отказался, сказав, что смерть необратима.

Смерть в исламе

Также мусульмане верят, что человек умирает каждый раз, когда спит. Его душа на время покидает тело, а потом попадает обратно по воле Аллаха. Но если он решит, что жизнь человека истекла, то наступает смерть.

Праведные люди даже не замечают, что прекратили существовать. Жизнь утекает из них легко, как вода из кувшина. Они чувствуют, что попадают в лучший мир. А грешники обречены на долгую смерть в агониях, расплачиваясь за плохие дела и отступничество.

Момент кончины

Смерть приходит к мусульманину по милости Аллаха, еще он призывает к человеку ангела смерти по имени Азраил. Он служит неким проводником между миром живых и мертвых, подсказывая душе, как поступить. В Коране его называют Маляк аль-маут. Он руководит всеми ангелами.

За праведными приходят существа под названием Нашитат, а за неверными — Назиат. Первые предстают в красивых одеждах с приятными лицами. А вторые ужасны, приносят с собой мазь из Ада, предсказывая страшные мучения.

Ангел смерти Азраил

Ангел смерти Азраил

В Коране скудная информация про ангела смерти Азраила. Считают, что его образ не прописан, т.к. не имеет ключевого значения для веры. Буквально его имя переводится как «Кому Бог помогает». Азраила считают олицетворением смерти и общечеловеческим образом, потому что он появляется в других религиях и культурах.

Также существует много предписаний тем, кто будет находится рядом с умирающим. Они должны напоминать ему слова молитвы к Аллаху, напоминать о том, что он уходит в лучшую жизнь, поэтому не должен бояться смерти. А после кончины одним из тяжелых грехов считают чрезмерную скорбь и оплакивание умершего. Потому что он покинул этот мир по воле Аллаха.

Могильный суд

Понятие малого суда носит название азаб ал-кабр. Он происходит в могиле, куда попадает и душа усопшего. Это некий аналог христианского чистилища, где верный (хоть и грешный) может искупить грехи и рассчитывать на жизнь в Раю.

В могиле душу допрашивают два ангела — Накир и Мункар. Если она праведна, то ее забирают с собой в Барзах, далее она остается в приятном небытие до дня суда. Тело же оставляют нетленным, чтобы потом она смогла соединиться с ним. А грешников наказывают давлением и страшными муками. Тела умерших, хоть и пребывают в могилах, все еще обладают способностью чувствовать.

Этап между смертью и вечной жизнью

Барзах упоминается в Коране как промежуточный этап между смертью и вечной жизнью. Сведения очень скудные, поэтому трудно определить истинную роль для мусульманина.

Два пути после смерти

По одной версии, так называют жизнь после смерти. По другой Барзах является аналогом Чистилища у католиков. Когда душа попадает на небеса, то остается там до момента Судного дня, если будет воскрешена. При такой версии непонятно, следует ли Рай или Ад для усопшего сразу после частного суда после смерти или после всеобщего, который проводит Аллах.

В исламской традиции самой распространенным считают такой порядок перехода души в вечность:

  1. Жизнь до рождения.
  2. Дунья, или земное существование.
  3. Пребывание в Барзахе.
  4. Момент Страшного Суда для всех.
  5. Небесное существование в Раю или Аду.

Это общепринятая схема. Т.е. душа попадает на небеса (но не в Рай) и ожидает Страшного Суда. А неправедные мусульмане и неверные отправляются в колодец Барахут в Хадрамауте.

Представления о Рае

В исламской традиции Рай носит название Джаннат. Есть несколько версий перевода, но основное слово «джанна» означает «сады».

Обычно полное название используют в устойчивых словосочетаниях на обозначение Рая:

  • сады благодати;
  • эдемские сады;
  • сад пристанища;
  • сад вечности;
  • сад возвышенный.

А также его называют обителью мира, обителью богобоязненных и обителью вечного пребывания.

Мусульманский рай

Устройство Рая

Всего у Рая 8 ворот, каждым из которых нужно поклоняться. Главный ангел — Ридван. Степени Рая:

  1. Джаннатуль Мава.
  2. Даруль Макаам.
  3. Даруль Салаам.
  4. Даруль Хульд.
  5. Джаннатуль Адан.
  6. Джаннатуль Наим.
  7. Джаннатуль Касиф.
  8. Джаннатуль Фирдаус.

В Коране сказано, что Рай огромных размеров. Там большое количество цветущих садов, богатых плодами и красивыми деревьями. Их можно не обойти и за 100 лет. Упоминаются акация, есть райское дерево Туба. Их стволы из чистого золота. Венчает место Сидрат аль-мунтаха. Название переводится как лотос крайнего предела.

В садах множество тенистых деревьев, укрывающих от солнца, каналов, прудов. Известны 4 реки: молочная, винная, водяная и медовая. Среди вод выделяется специальное озеро для пророка Мухаммеда, куда стекаются все райские реки.

Все здания сделаны из кирпича с запахом мускуса. Убранство дворцов — это золото, серебро, мягкие ковры. На самом верхнем уровне Рая находится Фирдаус. Уже после него начинается трон Аллаха.

Жизнь мусульман

По описаниям невозможно представить все блага, которые дал Аллах праведным мусульманам. В Раю всем будет по 33 года. Каждый одет в шелка, атлас, в легкие одежды, но одновременно роскошные. Их будет по 70 на каждом.

Еды и питья будет вдоволь. Аллах даст все, чего пожелает праведник: самые вкусные райские фрукты, изысканное вино, от которого не пьянеешь. В течение 40 лет мусульманин каждый день будет есть новые блюда в изобилии. Прислуживают молодые мальчики. Каждому предназначены золотые и серебряные браслеты, жемчуг. А жить люди будут в домах из яхонта и жемчуга.

Люди не будут испражняться: все будет выходить как пот, но с запахом мускуса. Есть супружеская жизнь. Так, каждому мусульманину удастся воссоединиться с супругой своей, а также ему положены черноокие пышногрудые гурии-девственницы.

Одинокие обязательно обретут свою вторую половинку. Но в Раю не рождаются дети.

Не будет ни жары, ни холода. Это жизнь, полная удовольствий. Вершиной райских благ будет возможность лицезреть Аллаха подобно тому, как видно Луну на небе.

У богословов такие трактовки описанного в Коране вызывает дискуссии. Некоторые считают, что это слишком приземленное толкование, и все описанные блага не должны возводиться в культ. Потому что главное благо после смерти для мусульманина — лицезреть Аллаха, а не вкушать еду и питье.

Картина Ада

В исламе подробно расписаны мучения, которые предстоят грешникам. В Ад попадают не только неправедные мусульмане, но и все неверные. Последние обречены пребывать там вечность, без права перехода в Рай. А мусульманин спустя 80 лет испытаний может рассчитывать на прощение Аллаха. Тогда он попадет в Рай.

В Аду предусмотрены изощренные пытки. В Коране написано, что повсюду слышны крики грешников, которые то горят в огне, то изнывают от холода. Им приходится есть плоды с адского дерева, а пить гнойную воду или кипяток, рассекающий их внутренности. А на адском дереве растут головы шайтанов.

Мусульманский ад

Одежды грешников — горящая смола. Когда они едят и пьют, к ним приходит смерть отовсюду, но они не мертвы; позади и в грядущем у них только суровое наказание. Носит название Джаханнам.

Как он выглядит:

  • воронкообразные круги;
  • ворот — 1 или 7 (в разных частях Корана по-разному);
  • иногда представляется как чудовище, чем-то приближаясь к западной традиции.

Над Джаханнамом протянута так называемая «прямая дорога». Это мост шириной как лезвие меча. По нему должны пройти грешники в день Страшного суда.

Страшный суд

Неизвестно, когда наступит день Воскресения. Это знает только сам Аллах. Он вернется на землю вместе с пророком Мухаммедом. Все праведники из Барзаха попадут в Джаннат, а другие в Ад.

Есть несколько признаков, по которым можно определить приближение Судного дня.

  1. Приход пророка Мухаммеда.
  2. Смерть пророка Мухаммеда.
  3. Освобождение Палестины.
  4. Верблюжья битва.
  5. Появление лжепророков.
  6. Ускорение времени.
  7. Испытания.
  8. Тяга людей к богатству.
  9. Распространение убийств.
  10. Стремление состязаться в постройке высоких домов.
  11. Поиск смерти.
  12. Потеря доверия.
  13. Украшение мечетей.
  14. Скупость.
  15. Полуобнаженные женщины (разврат).
  16. Мерзость и прелюбодеяние.
  17. Разрыв родственных связей.
  18. Появление печати.
  19. Уменьшение знаний про религию.
  20. Лжесвидетельство.
  21. Превращение Аравийской пустыни в сады.
  22. Золотая гора на Евфрате.

А также другие, менее значительные признаки. К ним относят увеличение численности женщин, путь за другими общинами. Это так называемые малые признаки, которые произойдут задолго до самого дня Страшного суда. Почти все они уже случились на сегодняшний день.

Коран гораздо строже Библии и более категоричен. Однако, богословы все еще спорят о правильности толкований слов пророка Мухаммеда, стоит ли понимать их буквально или образно.

смерть в исламе

В Исламе смерть является понятием очень важным, и на всем протяжении существования исламской религии считалось, что даже незначительно отступая от веры в загробную жизнь, мусульманина можно назвать отступником от Всевышнего Аллаха. Вера в загробную жизнь (Ахират) является одним из основ Имана (мусульманской веры).

Истинный верующий мусульманин должен всегда помнить о смерти и следующим за ней Вечном мире, и именно такая вера делает осмысленными поступки человека. Мирская жизнь по исламу - это только миг, за который человек не может получить сполна ни возмездие за свои поступки, ни справедливую награду. В Священном Коране сообщается, что каждому из живущих будет справедливое воздаяние как за все хорошее, что он сделал в течение земной жизни, так и за все плохое, поэтому земная жизнь человека – это только подготовка к Будущей Вечности.

Ислам рассматривает земной мир как созданную Всевышним Аллахом среду, в которой души людей будут испытываться на верность Создателю. Тот, кто уверовал во Всевышнего Аллаха и Пророка Мухаммада ﷺ , должен уверовать и в то, что наступит Конец Света и настанет Судный День, как сказал об этом в Священной Книге Коран Всевышний Аллах.

Момент смерти

Вопрос смерти в Исламе поднимается в хадисах и Коране. Рассказано подробно о том, что происходит с человеком после смерти. Час смерти определен Аллахом, а забирает человеческие души в момент когда человек умирает Ангел Смерти, который является посредником между Всевышним Аллахом, посылающим смерть, и самим мусульманином. По исламу, человек заслуживает такую смерть, какой жизнью он живет: если человек жил праведной жизнью, то умирать будет легко и спокойно, а если человек в течение земной жизни грешил, то и смерть ему будет послана мучительная и умирать он будет в мучениях. По Исламу, верующему, совершающему праведные поступки мусульманину, не следует бояться смерти.

Как умирают шахиды

По словам Пророка Мухаммада ﷺ , души праведных покидают тела так же плавно и мягко, как вода вытекает из кувшина. Мученики, которые погибли на пути Всевышнего Аллаха, которых в Исламе называют шахидами, умирают, но агонии смерти не чувствуют: они даже не знают, что умерли и их земная жизнь завершена – они лишь чувствуют то, что переместились в другой мир, где наступило для них вечное счастье.

Приводится история о том, как Пророк Мухаммад ﷺ в беседе с Джабиром, сыном погибшего на пути Аллаха во время битвы при Ухуд Абдаллаха ибн Амра, говорил, что Всевышний разговаривал с его отцом напрямую, без посредников. Всевышний Аллах сказал ему: «О Абдуллах, спрашивай, что хочешь, Я тебе дам». Он сказал: «О мой Господь, я хочу, чтобы ты меня оживил, вернул, чтобы я был убит на Твоем пути повторно». Это говорит о том, насколько легким стал переход из мира живых в мир загробный для души его праведного отца. (Этот хадис передает имам ибн Маджа с хорошим иснадом).

Переход в иной мир

Место ожидания, в которое приходит душа человека, носит название «барзах», что в переводе означает «преграда». В этом месте умерший находится до Судного дня: в отличие от душ мусульман, которые попадают на небеса, души умерших неверных подвергаются мучениям в могиле.

Допрос ангелов после смерти

К умершему возвращается его душа через какое-то время после того, как душу от тела отделит Ангел смерти, и тело человека похоронят, и дальше покойный человек уподобляется спящему до того момента, пока не придут к нему два ангела Мункар и Накир, которые зададут ему вопросы о том, кто его Господь и кто Пророк Его, а также какова его религия.

Мумин или верующий ответит, что Господь его – Аллах, Который является Создателем всего сущего, и единственным, Кто достоин поклонения. Ответит, что Ислам – это его религия, а суть Ислама – в проявлении покорности Всевышнему Аллаху. Ответит, что его Пророк - Мухаммад ﷺ . Неверующий же ответить на вопросы ангелов не сможет.

Эти ангелы оставляют в могиле наслаждаться покоем до Дня Воскресения тело умершего праведника или верующего над которыми смилостивиться Аллах. Если же человек был грешником, то его подвергают наказанию давлением, которое мучительно для умершего. Неверующим достаются в наказание и другие страшные муки. В Коране это описано так: «Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам со словами: «Вкусите мучения от обжигающего Огня!» (сура Аль-Анфаль (Трофеи), 50-й аят).

Мучения в могиле

В зависимости от того, какие земные деяние были у умершего человека – праведные или греховные – для него могила покажется либо садами райскими, либо адскими ямами.

Могила в Исламе является чем-то вроде чистилища в Христианстве, местом где будет определено для умершего, чего он заслужил на протяжении своей земной жизни – наказание, и тогда могила станет для умершего преддверием Ада, или награду, и тогда могила станет для умершего преддверием Рая. Для такого верующего, который имел определенные грехи, но искренне верил в Аллаха, ангелов, Священные Писания, божьих посланников, в жизнь после смерти, то за его земные грехи он может получить наказание в могиле, а когда эти грехи он искупит, то сможет войти в Рай.

Смерть в Исламе включает в себя такое понятие, как «азаб ал-кабр», что означает могильное наказание, то есть малый суд, который совершается сразу после смерти над умершим человеком, а всего, как гласит Священный Коран, наказания два – малое и великое: «Мы накажем их дважды [в этом мире и в могиле] , потом (в День Суда) они будут возвращены к великому наказанию [в Ад] » (сура Ат-Тауба (Покаяние), 101-й аят).

Смерть всего сущего перед Судным днем

аяты о смерти в Коране

Аяты о смерти в Коране

С понятием смерти в Исламе связано также такое понятие, как признаки Конца Света, которые возникнут также неожиданно, как и сам Конец Света. Об этом сказано в хадисе, что наступление его будет таким внезапным, что два человека, расстеливших ткань, не успеют ни продать её, ни купить, ни свернуть, и когда настанет Час этот, человек надоивший молока своей верблюдицы и унёсший его, не успеет его выпить, и когда настанет Час этот, человек, укрепляющий свой водоём, не успеет напоить из него своих верблюдов, и когда настанет Час этот, человек поднёсший ко рту кусок пищи, не успеет съесть его.

К моменту Конца Света всех верующих Всевышний заберет к себе, и они не станут свидетелями этого ужасного зрелища.

В День Конца Света Исрафил, один из самых главных ангелов, затрубит в свой огромный Рог "Сур", подобный величине неба и земли, и этим возвестит Конец Света. Это будет страшный звук, он разнесется на весь мир, и при звуке этом ужас настигнет все живое в мире – страх зверей и людей перед друг другом полностью затмит их ужас перед звуками этого Рога.

Гармоничный мир, который был создан Творцом, по Его же воле начнет разрушаться и гибнуть, и все живое в мире погибнет – как это будет происходить, описано и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ , и в Священном Коране. Каждому мусульманину следует помнить о том, что он несет ответственность за свое поведение и использование своего времени, отпущенного ему Аллахом, рационально.

Воскрешение после смерти

Когда же наступит Судный день (киямет), Вселенная разрушится, а люди, которые умерли, воскреснут и предстанут для суда перед Всевышним Аллахом, тогда состоится высший справедливый суд Аллаха, грешников будет ждать наказание, а праведных мусульман будет ждать вечное блаженство. В Священном Коране написано, что в день Воскресения, день самой большой катастрофы люди вспомнят все свои труды: «Когда же наступит Величайшее бедствие (День воскресения), в тот день человек вспомнит о том, в чем он усердствовал, и Ад будет ясно виден тем, кто будет видеть. Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай». (сура Ан-Назиат | Исторгающие, аяты 34-41).

О том, когда именно наступит День Страшного Суда, не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха: «Тебя спрашивают о Часе: «Когда же он настанет?» К чему тебе упоминать об этом? (Какая польза тебе и им от того, что мы возвестим о сроке наступления Судного дня?) Только твой Господь ведает об этом» (сура Ан-Назиат | Исторгающие, аяты 42-44).

Первым, кто оживет, будет Пророк Мухаммад ﷺ . Всех людей в Судный день ангелы соберут в долине «аль-Махшар» - это место указано в Коране как место сбора. Затем ангелами будет выдана одежда, и первому ее ангелы вручат пророку Ибрахиму. Одежда будет дана ангелами тем, кто помогал нуждающимся при своей земной жизни. Грешники же в этот момент будут испытывать мучения.

В долине, где соберутся все верующие, будет стоять такая жара, что укрыться от нее будет негде, и все собравшиеся будут испытывать сильные мучения от жары, настолько, что будут желать смерти.

Сень Небесного престола скроет только некоторых из них. Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ , только семь категорий людей укроет своей тенью небесный престол: справедливых руководителей, имамов, верующих с самого детства и до самой смерти, постоянно поклоняющихся в мечети людей, любящих друг друга ради Всевышнего Аллаха людей, раздающих милостыню так, что его правая рука не знала, что делает левая. А также тех людей, которые отказались от соблазняющих их красивых женщин ради Всевышнего Аллаха, и тех людей, которые проливают слезы в уединении из-за своего страха перед Всевышним Аллахом. Также есть упоминание в хадисе, что «Не увидят огня ада люди, ограждавшие мусульман от врагов».

Суд на человечеством

После этого состоится допрос, для которого появятся ангелы со свитками в руках, и в этих свитках будут учтены все деяния человека. Каждому в руки будет дан его свиток, и каждый будет читать в нем о своих деяниях, и так он узнает, куда попадет, хочет он этого или не хочет. Не будут допрошены в тот день только пророки и особая категория верующих. Кающимся и не разглашающим о своих грехах при жизни мусульманам будет сказано Всевышним Аллахом: «Вы скрывали ваши плохие деяния, просили прощения, и Я скрыл ваши грехи на этом свете».

После смерти по Исламу во время такого допроса верующие, которые пострадали в своей земной жизни, получат сполна от своих обидчиков, поэтому, по словам Пророка Мухаммада ﷺ , нужно разрешить все свои обиды и несправедливости именно в земной жизни, и просить друг у друга прощения.

Следующее, что придется пережить после смерти верующему – это перейти мост «тоньше волоса и острее кинжала», который называется Сират. Этот мост ведет в Рай и проходит над адской пропастью. Каждый верующий в зависимости от своих деяний в земной жизни или сможет пройти легко этот мост, или преодолеет его с большими трудностями, и если человек хочет преодолеть этот мост легко, то ему следует быть праведником при жизни.

Те люди, кто после смерти по Исламу попадет в Рай (Аль-Джаннат), останутся там и навсегда пребудут вечно молодыми в возрасте тридцати трех лет. Те же, кто попадет в Ад (Нар), испытают страдания и мучения в великом огне. Вечно в аду в мучениях останется только две категории людей – лицемеры и неверующие. Остальные же отбудут в Аду срок соразмерно своим грехам, а когда они его отбудут, они попадут в Рай и там останутся навечно.

Жизнь после смерти в исламе

Пророк Мухаммад ﷺ рассказывал о том, что Джибриль (архангел Гавриил), явившись к нему, сказал ему жить так, как он желает, поскольку все равно суждено умереть в конечном счете, и любить того, кого он желает, ведь все равно когда-то придется умереть и покинуть их. Джибриль сказал Мухаммаду ﷺ делать то, что он считает приятным для себя, поскольку все равно ему придется умереть и в загробном мире заплатить за все свои земные радости. « Знай, что ночная молитва - честь верующего, а его гордость состоит в том, чтобы не быть иждивенцем » - сказал тогда Джибриль Пророку Мухаммаду ﷺ .

Ислам ( Islam ) учит, что в человеческой жизни только то можно считать определенным, что рано или поздно жизнь подойдет к концу и мусульманин умрет, наступит смерть. И поэтому большинство людей занимает вопрос о том, что же по Исламу ожидает человека после смерти, какова будет жизнь вечная и каков загробный мир. С точки зрения физиологии, каждому наблюдателю понятно, как умирает человек – из человеческого тела уходит жизнь , перестает биться сердце, легкие перестают вдыхать воздух, дыхание останавливается, клетки человеческого тела от недостатка кислорода и голода крови обречены на гибель. После физической смерти кровь прекращает поступать к внешним конечностям, конечности становятся бледными, какое-то время дыхание клеток продолжается автоматически, молочная кислота производится и это приводит к отвердениям мышц трупа, затем начинают разлагаться клетки, жесткость конечностей уменьшается. После смерти у трупа высовывается язык, падает температура тела, цвет кожи меняется, а сама плоть начинает гнить. В результате деятельности паразитов от человеческого тела остаются только высушенные кости и зубы. Однако, у человека остается живая, вечная душа, которая продолжает жизнь, в ином, невидимом мире.

О том, какое путешествие совершает человеческая душа мусульманина после смерти в загробный мир и что представляет собой вечная жизнь, доподлинно неизвестно человеку, поскольку научным путем исследовано и засвидетельствовано быть не может, точно также как не может быть исследована человеческая душа даже во время его жизни, а уж тем более после смерти, поскольку не поддается человеческому контролю. Все, что относится к загробному миру, вечной жизни после смерти, Судному Дню и воскресению, а также всему, что приходится переживать человеческой душе во время и после смерти, относится к вопросам веры Ислама. Единственный способ узнать хоть что-то об этой незримой стороне жизни и смерти, это прислушаться к Божественному откровению, которое Господь передает через своих Посланников.

О загробном мире говорится во всех священных писаниях – и в Торе, и в Псалмах, и в Евангелиях, которые были низведены ранним пророкам. Но полную картину о том, какова жизнь после смерти в Исламе и каков загробный мир, мусульманину можно узнать только в одном месте - из того откровения, которое было ниспослано последнему Пророку Всевышнего в Исламе Мухаммаду ﷺ . Священная книга Всевышнего Коран останется навсегда текстом, который не исказили и не изменили человеческие руки, и именно один Коран, а также достоверные хадисы Пророка Мухаммада ﷺ дают нам представление и истинную информацию о будущей жизни.

Положение людей в барзахе

Промежуточная жизнь после смерти в исламе называется барзах. Люди в нем находятся в трех состояниях:

  • состояние богобоязненного верующего;
  • состояние неверующего и лицемера;
  • верующие грешники, совершившие большие грехи.

Жизнь в барзахе подобна саду из садов Рая или подобна яме из ям Ада.

Вопросу о том, что случается с мусульманином когда он умирает, сопутствует в Исламе вопрос о том, с какой целью и для чего создан человек. Эти вопросы сопутствуют друг другу, и не могут существовать отдельно. Жизнь человека имеет хоть какой-то смысл только в том случае, если он признает, что за нашим созданием стоит Создатель, и этот создатель будет судить человека за то, как он проживает свою земную жизнь, которую Он подарил нам, после того, как человек умрет. В Коране сказано: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (сура Аль-Муминун (Верующие), 115-116-й аяты).

Путешествие души после смерти в загробный мир представляет собой удивительную историю, которая была ниспослана Всевышним Пророку Мухаммаду ﷺ в виде Откровения – в нем было дано однозначное и всестороннее описание образа смерти и загробной жизни человека.

Душа богобоязненного верующего

И с того момента верующий начинает с нетерпением ожидать смерти и встречи с Всевышним. Пророк Мухаммад ﷺ поясняет, что при приближении времени смерти верующий получает хорошие вести о том, что Господь доволен им, и с этой минуты ничего не является для него более важным и дорогим, чем образ того, что его ожидает после смерти. С этой минуты он жаждет встретиться в Богом, а Бог желает встретиться с ним в Ахирате (Вечной Жизни).

Душа покидает человеческое тело во время смерти мирно и так, как капля покидает поверхность воды. Человеческую душу, подхватывают ангелы, извлекая ее мягко из тела. Ангелы говорят человеку не бояться и не печалиться и сообщают радостную весть о Рае, который обещан верующим. Ангелы сообщают человеку, что становятся его опекунами в настоящей жизни и будущей, и что в будущей жизни человека ожидает благодать от Милосердного и Всепрощающего Господа.

жизнь в барзахе праведника

Душу праведного человека ангелы оборачивают саваном, который пахнет мускусом, а затем поднимают ее до небес в загробный мир. Для принятия праведной души раскрываются Небесные Врата, и когда праведник проходит в это место через них, ее приветствуют ангелы. Затем праведную душу называют самыми красивыми и приятными именами, какими человека называли при жизни, заполняя «книгу» этой души, после чего душа возвращается в могилу, где ожидает Судного Дня. Эту душу посещают два ангела внушающих страх, которых зовут Накир и Мункар, они спрашивают строго душу о ее вере, о пророке и о Боге. Отвечая ангелам, душа верующего человека сидит в могиле вертикально, поскольку для этого Бог придает ей сил.

На вопрос, какой он религии, верующий отвечает, что исламской. На вопрос, кто его Господь, он отвечает, что Аллах. Затем ангелы спрашивают, кто его пророк, и он отвечает, что Мухаммад ﷺ . Также ангелы спрашивают, как узнала душа об этом, и она отвечает, что узнала об этом, прочитав Книгу Аллаха и уверовав. Такое испытание проходит верующий, и после этого с Небес раздается голос: "Мой раб сказал правду, окружите его райскими благами, дайте одеяния из Рая и откройте для него врата Рая".

С этой минуты могила верующего мусульманина наполняется пространством и светом, и ему каждый день начинают демонстрировать Ад и картину того, какие мучения принимал бы он, будь он грешником и окажись в Аду. После этого ему показывают, где он будет находиться в Раю. С того момента верующий начинает с нетерпением спрашивать, когда же наступит тот самый день воскрешения, и его даже попросят успокоиться.

Рассказано, что подавляющим и ужасающим будет Час Воскресенья, но верующий в Исламе все равно будет рад, представ на Суд Божий, поскольку Всевышний внушит ему радость и спокойствие.

Души неверующих и грешных верующих, их дальнейший путь

Такую душу тоже возвращают в тело, и также ангелы Накир и Мункар являются к ней для допроса, но грешник не может ответить на их вопросы. Ему откроют дверь Рая, показывая Рай и сообщив, что это было бы его место, если бы он уверовал, затем закроют и никогда больше не откроют. Голову неверующего после того, как он провалит испытание, поражают железным молотом, и после дно его могилы загорается, а сама могила сжимается так, что тело сжимается и превращается в уродливое существо. Затем неверующему показывают, какова бы была его участь, если бы он попал в Рай, а затем показывают, куда именно он должен попасть – ему демонстрируют все муки Ада. Неверующий будет обращаться с мольбой к Всевышнему Аллаху пощадить его, но его молитвы не будут приняты.

Уже в этом состоянии неверующий и лицемер начинает подвергаться могильным мукам. Также верующие грешники, совершившие большие грехи будут подвергнуты могильным мучениям, среди них есть те, кто совершал чрезмерность в совершении грехов, а также есть те, кто не проявлял чрезмерности, но они находятся под волей Аллаха, если пожелает Аллах накажет их, а если пожелает - простит. Совершившие большие грехи, кто-то из них будет, возможно, наказан в могиле, столько по времени, сколько это будет достаточно, чтобы очиститься от совершенных грехов, а затем они будут наслаждаться в могиле ожидая Судного Дня. Будут такие, кто будет наказан в могиле и их наказание продолжиться до Судного Дня, а затем они войдут в Ад, чтобы получить наказание в нем, чтобы очиститься, а затем их выведут из Ада введя в Рай. Наказание в могиле смягчает наказание в Аду.

Судный День для праведника

Все люди, которые рождались когда-либо на земле, будут собраны вместе, они встанут все вместе, будучи необрезанными и голыми, посреди огромной равнины загробного мира под палящим жестоким солнцем на Суд Всевышнего, но некоторая часть людей, среди которых будут особо набожные женщины и мужчины, будут укрыты от солнца тенью от Трона Господня. Как рассказывал Пророк Мухаммад ﷺ , эти удачливые души будут принадлежать таким категориям людей, как справедливые правители, не злоупотреблявшие властью и судившие при жизни людей по Божьему Закону в Исламе, молодые люди, которые выросли в вере Ислама и поклонении Всевышнему, которые сдерживали свои желания, чтобы сохранить свое целомудрие. Среди таких душ будут люди, кто был привязан сердцем к Исламу и мечети, кто стремился туда возвратиться с того самого момента, как покидали их. Среди них были такие люди, кто во имя Всевышнего возлюбил своего брата, кто удержался от прегрешения, будучи соблазненным обольстительными красивыми женщинами, и те, кто по секрету давал милостыню во имя Аллаха. Также среди таких душ были те, что из страха перед Богом плакал, будучи наедине.

Людей в такой день спасут такие поступки и действия поклонения, как стремление к уменьшению горя страждущего, как стремление помочь нуждающемуся. Среди поступков и действий на земле, которые способны смягчить судьбу мусульманина в загробном мире в Судный День, также проявление мягкости к должнику, проявление справедливости к своей сем ье , а также проявление бесстрастности в тех делах, которые им поручены. Также по Исламу будет помилован тот, который на земле имел привычку сдерживать свой гнев и призывал на молитву, кто регулярно и тщательно совершал омовения вуду . В Судный День от палящего солнца также будут спасены мученики.

Весы Судного Дня

Все перечисленные праведные души будут приближены Богом к С ебе, по Исламу они будут защищены Господом и укрыты им в загробном мире. Затем Господь спросит о грехах его, и когда его грехи будут подтверждены и мусульманин уже подумает, что обречен, Господь скажет ему, что скрыл эти грехи от посторонних и прощает верующего за них. За свои недостатки он будет осужден, но после ему будет вручена Книга его хороших дел в его правую руку. Эту книгу будут дотошно взвешивать, чтобы определить, перевешивает ли она количество плохих дел этого праведного мусульманина, и от этого определят, справедливо ли отмеряны наказание и награда.

Водоем Пророка ﷺ

У праведных верующих будет возможность утолить свою жажду из водоема, который посвящен Пророку Мухаммаду ﷺ : все, кто из этого водоема выпьет воды, никогда больше жажду испытывать не будет, вода в нем сладка и прекрасна на вкус, этот источник велик и красив.

Мост над Адом

Верующие праведные мусульмане останутся на огромной равнине – и набожные, и греховные, и лицемеры, и праведники, но неверующие будут все отправлены в Ад. От Рая их отделит длинный мост, который пересечет Адский огонь, уходя в темноту. Верующие праведные, проходя через этот мост, будут сильны и спокойны, и идти они будут на свет, который Господь пошлет им, чтобы указать дорогу в вечный дом в загробном мире. Пройдя через этот мост, праведные верующие будут очищены перед вхождением в Рай – между ними не останется ни разногласий, ни недовольства друг другом.

День Возмездия для неверующего

В ожидании Суда и жуткого возмездия неверующий будет воскрешен из могилы в Судный день, когда его будет ждать наказание от Аллаха, заслуженное им. Трижды неверующие будут представать на Суд перед Аллахом нагими и необрезанными, какими были рождены, и они будут в первый раз защищаться, вступая в бесполезный спор с Аллахом, но Бог прикажет не спорить с Ним, ибо Слово Аллаха неизменно. Затем душе грешника будет вручена Книга деяний, и в книге этой не будет пропущено ничего. После грешника Аллах осудит перед всем человечеством. Неверующий понесет наказание не только за свои грехи, но и за грехи тех людей, которых он одурачил в своей земной жизни до момента смерти. Они понесут наказание в виде физической боли, но их наказанием также станет чувство отрешенности, одиночества и обреченности. И если у всех верующих будет заступник в лице Пророка Мухаммада ﷺ , то у неверующих никакого заступника не будет.

После того, как участь неверующего будет решена, его отправят в Ад, который встретит его ревом и яростью. Неверующие будут скованны и повязаны цепями, а потом протащены и повергнуты в Ад. Они будут просить воды у тех, кто в Раю, но те должны отказать им, поскольку Аллахом будет наложен запрет на то, чтобы помогать неверующим. Вся еда, которая будет им подаваться, будет напоминать тернистые ветки и удушать, а одежда их будет состоять из смолы и огня.

Наказание, которое будет наложено на них, будет зависеть от их степени неверия, а также от других грехов и плохих деяний.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

МОИ СТИХИ
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.

Священное писания Аль-Коран.
Он послан был пророку Мухаммеду.
От истины единого Аллаха.
Творца небес планет и звезд всего живого.
Открылся он пророку Мухаммеду.
И в откровение Истины Единой.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Я милосердный Бог Аллах.
Единый я Творец небес и звезд.
Всего живого я Аллах.
Пророк Мухаммед Мир тебе.
Ниспосылаю истину тебе в Писание.
Что я Единый вечный свет.
Я ваш Творец Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.
Места святые для ислама.
Медина Мекка и Кааба.
Туда направлены все взоры мусульман.
Там взор Каабы смотрит на людей.
Взгляд истины и милосердного Аллаха.
Он ниспослал писания пророку Мухаммеду.
От истины Единой един Творец Аллах.
Паломники идущие к святыне.
Аллах един.
Приветствуйте пророка Мухаммеда.
Ниспослано с небес писания людям.
Как истина и милосердия Аллаха.
Един Творец всего Аллах он Вечный Бог.
О люди знайте Милосердия в вас.
Паломники и люди слушайте Имамов.
И вспоминайте много Аллаха.
Да будьте благодарны.
Пророк Мухаммед приветствует его Аллах.
Медина Мекка и Кааба.
Паломники идущий к святыне.
Мечеть и минарет молящиеся в нем.
Благодарят Аллаха Милосердного.
Мы верим в истину единого Аллаха.
Творца людей всего живого лишь Аллах.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Мечеть и два прекрасных Минарета.
Ниспослано писания как Истина.
И откровения людям от Аллаха.
Свет книги Истина писания суть.
А слова Бог милосердия и труд.
Читая книгу света знаете.
Един Творец и Истина едина.
Все знание дает Аллах единый.
Будь благодарным человек и верь.
Не забывай что милосердный Бог.
Аллах. Единый

Похороны у мусульман

О том, как, согласно Сунне, должны проходить мусульманские похороны, известно далеко не всем мусульманам. И очень часто действия мусульман расходятся с теми требованиями, который предписывает шариат.

Процесс похорон мусульманина необходимо описать детально, причем важно понимать, что процесс похорон начинается с момента смерти и оканчивается в тот момент, когда могилу человека засыпают землей.

Мусульманин при смерти

Человека, находящегося при смерти, близкие должны положить так, чтобы его лицо было обращено к Кибле, на правый бок. Если придать ему такое положение затруднительно, то умирающего мусульманина близкие кладут на спину, приподнимают его голову таким образом, чтобы его лицо было обращено в сторону Киблы.

Сунной является напомнить умирающему, чтобы он повторял «ля иляха илля­Ллах» - слова шахады. Ни в коему случае нельзя заставлять его это делать, но важно постоянно в течение дня напоминать ему об этом в мягкой форме, подсказывая, не проявляя излишней настойчивости и не говоря напрямую «Скажи то-то и то-то!». Как сказано в хадисе Муслима, «Напоминайте вашим умирающим [слова]: ля иляха илля Ллах».

Перед умирающим мусульманином не является сунной читать суру «Йа Син». Желательно говорить умирающему о том, что все его грехи будут прощены Аллахом за веру его в Единобожие и напоминать о том, что Аллах милостив и всепрощающ.

Процедура подготовки к похоронам

После смерти глаза покойного надо закрыть, челюсть его связать специальной повязкой таким образом, чтобы не оставить открытым его рот. На его живот рекомендуется положить что-то не очень большое, но тяжелое, чтобы живот не вздулся, суставы его необходимо размягчить. Одежду после наступления смерти с умершего надо снять, после чего уложить на что-то, что будет приподнято над землей, или на кровать.

Мусульманам следует выполнить ряд обязанностей по отношению к усопшему человеку. Важно безотлагательно выполнить четыре важные вещи:

  1. Тело покойного предписано омыть, совершив гусль;
  2. затем тело оборачивают в саван, совершая такфин;
  3. после этого совершают заупокойную молитву;
  4. затем хоронят.

Эти четыре дела – обязанность коллективная, то есть фарду­ль­кифая, для мусульман того населенного пункта, где умер покойный мусульманин. Эти действия важно выполнить обязательно по наступлении смерти, иначе грех от неисполнения их ляжет на всех жителей-мусульман в этом населенном пункте.

Кто совершает гусль над покойным мусульманином

Гусль или полное омовение усопшего мусульманина совершается в первую очередь. Обязательно мужчину мусульманина должен омывать мужчина, женщина должна омывать женщину. Исключение может быть сделано только для мужа и жены – в случае смерти они могут омывать друг друга.

В случаях, когда некому купать мусульманина-мужчину, кроме посторонних женщин, либо некому купать женщину, кроме посторонних мужчин, то купание совершать не нужно, а вместо него должно совершаться таяммум, то есть омовение пылью. За исключением таких случаев, омовение для каждого умершего мусульманина или мусульманки обязательно. Это правило не касается только шахидов, то есть тех мусульман, что погибли в сражениях за возвышение Слова Всевышнего Аллаха.

Оборачивание в саван

В соответствие с Сунной, обязательный минимум такфина - это заворачивание всего умершего в саван. Аврат умершего необходимо обязательно покрыть. Если умер мужчина, то его желательно заворачивать в три белых покрывала, покрывала других цветов лучше не использовать. Каждое из этих покрывал должно полностью закрывать все тело умершего – так того требует предписание, которое передано в хадисе от Айши.

Если умерла женщина, то ее заворачивают в пять покрывал, причем одним из них покрывают туловище пониже пупка, во второе покрывало заворачивают голову, в третье покрывало заворачивают ту часть туловища, что находится повыше пупка, и двумя оставшимися покрывалами закрывают у женщины все тело. Именно так, как гласит хадис, повелел Пророк Мухаммада ﷺ завернуть умершую дочь свою Уммукульсум после ее смерти. В случаях же, когда умер паломник, будучи в состоянии ихрама, при заворачивании нужно оставить открытым его лицо.

Джаназа за ребенка умершего в утробе матери

При захоронении выкидыша важно учитывать такие моменты: если признаков жизни от выкидыша не исходило, то есть не было слышно крика или иных проявлений того, что родившийся жив, то в этом случае не нужно ни купать, ни заворачивать плод, а также за него не нужно читать заупокойную молитву. Такой плод следует завернуть в саван и похоронить.

В случаях же, когда от выкидыша был слышен крик, когда от него исходили какие-то еще признаки жизни, то за него следует совершить заупокойную молитву, а также соблюсти все те требования, о которых было сказано ранее, то есть в данном случае различия между выкидышем и взрослым человеком делать не нужно. Об этом в хадисе Ибн Маджа передается следующее: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…».

Сопровождение к могиле

Непосредственно процедура похорон включает в себя такое понятие, как сопровождение носилок до места, где будет захоронен умерший. Такое сопровождение для мужчин желательно. Мужчины обязаны присутствовать на похоронах ровно до того момента, пока не будет засыпана могила полностью. В качестве доказательства такого требования приводятся слова Пророка Аллаха, который, судя по хадису имама Бухари, сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». И пояснил, что два кирата – это две огромные горы награды от Всевышнего.

Для женщин в данном случае является нежелательном присутствовать на похоронах и участвовать в похоронном процессе. И хадисы имама Ибн Маджа, имама Муслима и имама Бухари подтверждают это.

Носилки с усопшим следует нести аккуратно, но быстро, следя за тем, чтобы они сохраняли равновесие и покойный не выпал из них. Носилки следует накрыть покрывалом, желательно, чтобы они были закрытыми. Если хоронят женщину, то это требование должно быть соблюдено неукоснительно.

Во время несения носилок разговаривать, тем более громко или на повышенных тонах, не следует. Идти можно перед носилками, немного в стороне от них, а можно сопровождать носилки, находясь по бокам от них или сзади.

Если сосед или родственник мусульманин участвует в похоронной процессии, провожая в последний путь немусульманина, то в этом ничего нежелательного нет, согласно высказыванию некоторых ученых.

Захоронение и могила

Во время самой процедуры захоронения важно обратить внимание, чтобы могила была вырыта на нужную глубину: ее минимальной глубиной является такая, чтобы захороненное тело не смогли раскопать животные, а ее длина должна быть такой, чтобы человек поместился в ней во весь свой рост с вытянутыми вдоль туловища руками. Ширина же могилы составляет семьдесят-восемьдесят сантиметров, если нестандартная фигура человека не требует больше.

Тело в могилу необходимо положить на правый бок, лицом оно должно быть направлено в сторону Киблы, а щека должна быть прижата к земле.

В случае, если твердая земля, можно даже в той стене могилы, которая находится на стороне Киблы, вырыть нишу, углубление, в которое и положить тело, а затем заложить эту нишу досками или тонкими камнями таким образом, чтобы земля не осыпалась на положенного туда человека. Это трудно будет сделать, если земля не будет достаточно твердой и будет осыпаться. В таких случаях покойника просто кладут на дно могилы, а сверху точно также, только с помощью подъёма при помощи кирпичей, закладывают досками.

Тело в могилу должно заноситься вперед головой, его заносят оттуда, где будут лежать ноги покойного. При совершении этого действия те, кто это делает, должны произносить «Бисми­Лляхи ва ‘ аля суннати расули­Лляхи». Желательно, если в могилу будут спускаться близкие умершего. Это особенно важно при похоронах умершей женщины.

Чтение джаназа-намаза

Джаназа-намаз или погребальная молитва

При произнесении погребальной молитвы (джаназа-намаз) надо учитывать, что без проведения гусля и заворачивания в саван умершего такая молитва не будет считаться действительной.

Молитву за упокой души предписано совершать стоя. Произносящий молитву четырежды воздевает руки вверх, как это совершается при обычной молитве, и произносит такбир. Первый раз произнесение такбира сопровождает выражение намерения совершить за конкретного покойного заупокойную молитву.

После произнесения первого такбира тот, кто молится, должен сложить на груди руки, как это делает при обычной молитвы, и начинает читать суру «Аль­Фатиха». После прочтения суры совершается второй такбир, во время которого руки поднимают до уровня мочки уха, а затем снова складывают руки на груди во время чтения благословения Пророку Мухаммаду ﷺ в любой из тех форм, которые приведены в Сунне.

После чтения благословения совершается третий такбир, молящийся после этого складывает на груди руки и читает за покойного дуа. Эта часть во всей молитве за упокой души является самой главной.

После совершения дуа молящийся должен прочитать четвертый такбир, затем он вновь складывает на груди руки и читает общий дуа для мусульман. После чтения этого дуа совершается таслим, как в обычной молитве салам дает с направо и налево. Форма совершения молитвы соответствует мазхабу имама аш-Шафии.

Еще раз необходимо обратить внимание, что молитва за упокой души совершается полностью стоя, и во время нее ни поясные, ни земные поклоны не отдаются. Не дозволяется читать заупокойную молитву за неверующего, атеиста.

Сколько дней длятся соболезнования родственникам

При выражении соболезнования родственникам и близким умершего следует придерживаться следующих правил. Семье покойного соболезнования желательно выражать не более, чем в течение трех ней после смерти члена семьи, чтобы после не напоминать лишний раз о случившемся в семье горе. В случае же, если человек в течение трех дней после смерти покойного отсутствовал и не имел возможности выразить соболезнование лично, то на его случай это правило не распространяется.

Выражать соболезнование повторно не следует, поэтому лучше, если соболезнования будут выражены уже после того, как усопший будет захоронен. Если семья покойного подавлена сильно горем, то можно сделать это раньше погребения. Соболезнование по шариату выражает призыв к терпению, которое будет вознаграждено Аллахом, а также к тому, чтобы совершить дуа о прощении грехов умершему.

Почему мусульмане отмечают 52 дня после смерти?

Что же касается тех вопросов, которые периодически возникают в связи с порядком проведения похорон, то при их проведении лучше опираться на достоверные источники, основными из которых являются хадисы. Но у целого ряда народов существуют свои нововведения и изменения, которые не находят подтверждения в шариате. Для того, чтобы понять, что из обычаев является истинными предписаниями шариата и ислама, а что было придумано людьми и является нововведением, достаточно опираться на вышеприведенную информацию.

К подобным нововведениям относится и вопрос относительно того, что обозначают поминки спустя 52 дня после смерти мусульманина, и каким образом по исламу нужно проводить в эту дату поминки. 52 дня после смерти мусульманина – это понятие никак не отражено в исламской традиции и в шариате, поэтому говорить о том, что оно является желательным или нет, нельзя.

К запретным в исламе новшествам относят и отмечание 3, 7, 40 дней после смерти мусульманина. Традиция посещать могилу на кладбище утром и в послеобеденное время каждый день до истечения определенного срока и чтения на кладбище определенных сур Корана тоже является новшеством, не имеющим ничего общего с традициями шариата. На такие обычаи и традиции нет никаких указаний в исламе: ни в Коране, ни в Сунне, ни в одном из хадисов, и даже в трудах, которые писали сами нововведенцы.

В шариате для поминок на 52 день после смерти у мусульман нет никакого упоминания и никакой основы. Много говорят о том, что не рекомендуется накрывать поминальные столы и устраивать поминки, то есть застолье в печальный день: созывать гостей в дом можно в праздник. То есть это новшеством в исламе можно считать таким же запретным, как указанные как запретные имамом ан-Навави новшества.

Шариат также ничего не предписывает относительно таких поминальных традиций ни на третий день, ни на седьмой или девятый день, ни на день сороковой или пятьдесят второй, как резание животного в тот момент, когда выносят покойного из дома, как чтение в четырех углах сур и многих других, получивших в последнее время в некоторых регионах широкое распространение. В шариатских книгах ничего об этом ученые не пишут. Проведение поминок на третий день, на седьмой день или поминки спустя 40 или 52 дня после смерти у мусульман, не является ширком, но является бидгатом, поскольку основы в исламском шариате для таких действий нет – ни в Сунне, ни в Коране. Но зато есть упоминания, доказывающие, что делать поминки не стоит ни в какой день. Джарир ибн Абдулла аль-буджали в достоверном хадисе говорит: «…мы считали собрание у семьи умершего и накрывание на стол в честь него (в день похорон) после его похорон из ряда нияха», где под словом «нияха» подразумеваются причитания и крики, которые в Исламе запрещены.

Для правильного проведения похорон, которые бы полностью соответствовали шариату, достаточно того, что приведено выше.

Читайте также: