Киберпанк какой жанр игры

Обновлено: 04.07.2024

Восемь лет ожидания, несколько переносов и невероятно высокий уровень хайпа — дорога Cyberpunk 2077 к релизу была непростой. Для CD Projekt RED эта игра, кажется, станет magnum opus, а для игроков — доказательством того, что The Witcher 3: Wild Hunt не была случайностью и что студия может стабильно создавать знаковые и очень крутые проекты.

Гайд. Как повысить FPS в Cyberpunk 2077 и улучшить графику: разбираемся с настройками игры

После релиза оказалось, что оптимизация в игре далека от идеала. Игроки столкнулись с рядом проблем, которые мешают получать удовольствие от одной из главных игр 2020 года. А мы, в свою очередь, постараемся помочь эти проблемы решить.

Место, где вы можете обсудить Cyberpunk 2077 и обзор «Канобу» — со спойлерами

Здесь мы предлагаем вам обсудить игру — со спойлерами или без них, как угодно. Детали сюжета Cyberpunk 2077 и прочие спойлеры, конечно, лучше прятать под специальную «шапку» в комментариях. А если не хотите знать ничего про историю, задавайте вопросы автору рецензии — он непременно ответит!

Геймеры в ярости. Что бесит игроков в Cyberpunk 2077?

Запуск настолько масштабной RPG едва ли можно было провести совсем без проблем, угодив каждому игроку. Потому ничего удивительного нет в том, что вместе с большим количеством положительных отзывов в Steam полно и отрицательных комментариев. Разбираемся, за что сейчас ругают новую игру и оправдан ли хейт со стороны фанатов.

«Ведьмак 3», Half-Life 3, Цой и Кодзима — все «пасхалки» из Cyberpunk 2077

Cyberpunk 2077 — игра немаленькая, и нет ничего удивительного в том, что в ее мире масса всяческих отсылок и «пасхалок». Среди них — и вполне очевидные (и очень неожиданные!), и незаметные. Ниже — список «пасхалок», которые мы нашли за время прохождения.

40 крутых скриншотов Cyberpunk 2077

Если вы вдруг насмотрелись «слитого» геймплея Cyberpunk 2077 на Xbox Series S и теперь спешно отменяете предзаказ из-за того, что графика показалась вам ужасом, то сперва взгляните на нашу галерею снимков из игры. Все они сделаны на PC и дают более ясную картину того, как игра может выглядеть.

Как менялся Киану Ривз в играх. От «Константина» и «Матрицы» до Fortnite и Cyberpunk 2077

Невероятно, но факт: Cyberpunk 2077 — далеко не единственная игра, где появился актер Киану Ривз. Мы вспомнили еще семь проектов, где можно сыграть за одного из персонажей, сыгранных Ривзом.

Во что играть до и после Cyberpunk 2077? Лучшие игры про киберпанк

Среди видеоигр много и других представителей сеттинга «киберпанк», и в этой подборке мы рассказали о лучших играх про все эти корпорации, импланты и неоновые вывески.

Очень субъективный топ фильмов про киберпанк (вы не согласитесь!)

Киберпанк — не жанр, а сеттинг, набор штампов для людей с отсутствующим воображением. Эти штампы вы легко назовете и сами: мегакорпорации, искусственный интеллект, мрачная Земля ближайшего будущего, штыри и разъемы… Термин придумали в 80-х, чтобы как-то подтянуть откровенно слабых авторов вроде Брюса Стерлинга и Руди Рюкера, пишущих свою посредственную фантастику, к уровню «Нейроманта» Уильяма Гибсона.

Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк

Японцы обожают истории о далеком и мрачном будущем — это заметно по обилию произведений подобной тематики. Увы, качеством и оригинальностью они могут впечатлить далеко не всегда. Рассказываем, какие киберпанк-работы заслуживают вашего внимания.

Главные коллаборации Cyberpunk 2077 — с Porsche, Adidas, Nvidia и даже «ЮMoney»

Cyberpunk 2077 — не только одна из главных игр 2020-го, но еще и один из самых заметных релизов этого года. Заметных как в игровой индустрии, так и за ее пределами. Последнее подтверждается массой коллабораций Cyberpunk 2077 с другими брендами — от Nvidia и Porsche до Adidas и OnePlus. Здесь мы собрали самые яркие примеры такого сотрудничества.

На 19 ноября 2020 года запланирован выход мультиплатформенной компьютерной игры, разрабатываемой польской студией CD Projekt RED — Cyberpunk 2077. Анонсированный аж в 2012 году, проект наделал много шума. У еще не вышедшей игры уже появилось море фанатов, однако многие из них даже не смогут однозначно объяснить значение слова «киберпанк». В затянутом неразборчивом монологе любителя можно будет расслышать только «Матрица… хакеры… аниме», единицы вспомнят Гибсона и Стерлинга, на этом все рассуждения и затухнут. Разве это не печально? Именно поэтому предлагаю окончательно разобраться в том, что же означает загадочное определение.

Само слово киберпанк впервые употребил Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа. Оно тут же приглянулось людям, в связи с чем значение его слегка изменилось. В 1984 году выходит роман Уильяма Гибсона «Нейромант», и именно с него начинается отсчет эры киберпанка.

Пусть само понятие в книге не употреблялось, но все произведение было пронизано его духом от и до. Немалый вклад в жанр сделал и Брюс Стерлинг. В 1985 году он пишет роман «Схизматрица», а в 1986 году составляет первую жанровую анталогию «Mirrorshades», которая включает в себя двенадцать лучших рассказов в жанре киберпанк.

Благодаря этим двум авторам, а также Рукеру, Ширли, Суэнвику и некоторым другим, в 80-е годы сформировалось понятие, знакомое нам сейчас. Влияние оказал и фильм «Бегущий по лезвию», вышедший аж в 1982 году, но быстро приписанный фанатами к появившемуся вскоре жанру. Именно эта картина стала законодателем эстетики киберпанка.

В 1988 году выходит игра «Нейромант» по мотивам одноименного рассказа Уильяма Гибсона, однако первой компьютерной игрой в жанре киберпанк считается тактическая стратегия Syndicate, вышедшая в 1993 году.

В работах уже знакомого нам Уильяма Гибсона сюжет развивался в Японии, что не могло остаться незамеченным у самих японцев. Среди них начали появляться фанаты рассказов Гибсона, так, в 90-е годы, жанр стал проникать и на восток. Благодаря исполнителям Токио, киберпанк начал проявляться и в музыке. Набирала популярность индастриал-рок-группа под названием Wintermute (так назывался и искусственный интеллект в романе «Нейромант»). В том же десятилетии начали появляться и аниме в жанре киберпанк, которые уже считаются «классикой». К таким относятся: «Кибергород Эдо» (1990), «Призрак в доспехах» (1995), «Эксперименты Лэйн» (1998) и наиболее ранняя картина «Акиро» (1988).

Но и на западе киберпанк продолжал набирать популярность. В 90-е вышли популярные и до сих пор фильмы. Триллер «Железо» (1993), картина по мотивам рассказа Уильяма Гибсона «Отель Новая Роза» (1998), а также «Экзистенция» (1997) и Тринадцатый этаж (1999). Наиболее ярко характеризуют киберпанк 90-х фильмы «Хакеры» (1995) и «Разрушитель» (1993).

В этом десятилетии начали активно выходить и компьютерные игры. Самой показательной игрой является шутер System Shoсk (1994), события которого происходят в 2072 году на борту космической станции. Фокальным персонажем является безымянный хакер, который пытается помешать планам искусственного интеллекта shodan. Классикой киберпанк-игр 90-х считаются и такие проекты как «The Creed» (1998) и «Blade Runner» (1997). Крайне необычной для своего времени мультижанровой игрой считался первый проект Quantic Dream – «Omikron: The Nomad Soul», который представлял собой квест с элементами ролевой игры и файтинга от первого лица.

И вот в 1999 году выходит «Матрица» — фильм, который спровоцировал новую волну фанатов и авторов киберпанка, с которого начался отсчет новой жизни умирающего жанра.

Тысячелетие началось с выхода культовых игр: первой части серии шутеров «Deus Ex» (2000), «Anachronox» (2001) и пошаговой тактической стратегии «Код доступа: РАЙ» (2002). Выходят аниме «Киборг 009» (2001), «Яблочное зернышко» (2004), «Эрго Прокси» (2006), и «Dennou Coil» (2007), очень отличающиеся от картин 90-х своей абсолютно новой стилистикой – становится больше серых и бледных тонов, а контуры персонажей теряют резкость. Они все больше погружают в атмосферу уныния.

Технологии развиваются с бешеной скоростью, а вместе с ними меняется и сам жанр. Уже никого не удивишь взломом секретного кода и простейшим искусственным интеллектом. Техника в киберпанке начинает усложняться, а базовый конфликт «хакеры против корпорации» отошел на второй план. Сейчас человечество столкнулось с десятками других проблем, которые отражают авторы киберпанк-произведений в настоящее время. Все чаще встает вопрос гуманности использования искусственного интеллекта, клонирования и прочих продуктов прогресса. Чем больше возникает полезных изобретений, тем больше появляется и проблем. Сейчас авторы намного больше уделяют внимание анализу именно возможных трудностей, нежели придумыванию острого конфликта. Все чаще стараются именно предсказать будущее, а не написать что-нибудь нереальное. И если в прошлом люди рассматривали лишь развитие технологий, то сейчас внимание фокусируется на проблемах, возникающих из-за этого развития.

Именно поэтому с 2010 года киберпанк раскрылся совершенно по-новому. Вышли такие игры как: «Remember Me» (2013), «Shadowrun Returns» (2013), «Transistor» (2014), «Dex» (2015) и «Observer» (2017). Также мир увидел и аниме, которые постепенно становятся классикой – «Психопаспорт» (2012) и «Blame!» (2017).

Киберпанк вновь обратил на себя внимание, хотя еще в далеком 1998 году его назвали мертвым жанром. Чем активнее будут развиваться технологии, тем больше он будет видоизменяться. Что нас ждет в новом десятилетии? Кто знает. И все же будем надеяться на то, что грядущий проект «Cyberpunk 2077» станет новой «Матрицей» в мире видеоигр, и киберпанк продолжит существовать и вдохновлять многих людей.

Ещё летом из официального описания Cyberpunk 2077 пропало определение ролевая игра. Теперь её описывают как an open-world, action-adventure story, то есть экшн-адвенчура с открытым миром. Причём это произошло везде, кроме русскоязычного сегмента.

Почему же так случилось, и какой жанр нас в итоге ждёт? Попытаемся сделать предположения, основываясь на геймплейном фрагменте с Gamescom 2019. Не разобрал этот фрагмент только ленивый. Мы же попытаемся понять, черты каких жанров включает в себя Cyberpunk 2077 и почему CD Projekt Red изменила описание в твиттере игры.

Текст, монтаж — Никита Коваль
Озвучка — Алексей Гнеушев
Постер — Артём Чупико
Помощь со съёмками — Елена Китаева
При составлении постера использовалось фото модели Octokuro.

CD Projekt Red показала геймплей своего проекта два раза, и промежуток между показами составил год. Можно отметить, что за этот год игра серьёзно изменилась, она наверняка меняется и сейчас. Cyberpunk 2077, скорее всего, на той стадии, когда команда отрезает лишнее, выкидывает фрагменты, которые не успеет доработать, и в целом полирует продукт.

Интересно то, как в Cyberpunk 2077 получают развитие идеи, заложенные ещё в The Witcher 3. Для этого посмотрим на инвентарь.

Мы видим, что оружие имеет параметр DPS, количество урона в секунду. Это безусловно ролевой элемент, причём перекочевавший напрямую из Ведьмака 3. Кроме того, шмотки и оружие имеют определённый цвет, обозначающий его силу и редкость — синий, фиолетовый, зелёный и серый, которым обозначают самый обычный и распространённый лут. Цветовая сегментация по мощи и редкости присутствовала и в Ведьмаке 3. Вообще если смотреть на инвентари Cyberpunk 2077 и The Witcher 3 трудно не заметить сходство, а если вспомнить ещё и ранние версии инвентаря в The Witcher 3, то становится ясно, меняется расположение ячеек в инвентаре, но не его суть. Инвентарь персонажа — это развитие идей инвентаря из третьего "Ведьмака".

Да и вообще Киберпанк 2077 развивает немало идей из предыдущего творения CD Projekt Red. Тут есть и уровни противников и задания под названием “Уличные истории”, напоминающие ведьмачьи контракты и киберплотвичка, ставшая машиной с беспилотным управлением. Она подъезжает к хозяину по первому зову. В общем, родство с Ведьмаком 3 во многом очевидно и самое время вспомнить особенности его ролевой системы.

Есть немало людей, отрицающих принадлежность The Witcher 3 к жанру RPG. Их аргументы следующие: Во-первых, претензию предъявляют к ролевому отыгрышу, мы играем за уже прописанного персонажа, Геральта из Ривии, и по сути можем вносить в его характер лишь минорные изменения. В то же время отыгрыш должен предполагать создание своего персонажа, необязательно выбирать пол или внешность, важно наличие собственного характера, реакции на мир, обусловленной действиями протагониста, реакции мира на него и так далее. Во-вторых, были претензии к неглубокой ролевой системе, по сути не предлагавшей большой вариативности. Игрок мог качаться через меч, знаки или алхимию, но выбор был очевиден да и мало влиял на сам стиль игры.

Хоть в "Готике" мы и могли играть лишь за Безымянного, вылепить из него можно​ было почти кого угодно в рамках заданного мира и ролевой системы.

Отметим, что мы рассматриваем The Witcher 3 именно как RPG, а вернее ARPG, разновидность RPG. К этому поджанру относятся, например, серии The Elder Scrolls и Готика. Главный критерий для нас — это наличие ролевой системы. И в RPG навыки персонажа важнее навыков игрока, как бы игрок ни хотел, он не может убить высокоуровневую тварь; победить ее в первую очередь помогает билд, и уже во вторую навык игрока.

​Тварь с черепком нельзя запросто убить, будь вы даже сверхфехтовальщиком

Из ролевой системы проистекает и взаимодействие персонажа с миром. Есть силовой путь, а есть возможность взломать замок и пройти по стелсу, но только использование этих путей зависит не столько от навыков игрока, сколько от умений персонажа. При этом ролевая система в игре может быть глубокой или неглубокой, реализованной хорошо или же плохо, то же касается и нелинейности, которая также должна быть обусловлена ролевой системой. Важный фактор — наличие этой системы и то, что же всё-таки важнее — билд персонажа или навыки игрока. Если ролевая система и билд — основное, игра RPG, если же вспомогательное, то игра, скажем, экшн с элементами RPG. Именно это, а не какая-нибудь нелинейность, и есть основной критерий жанра ролевая игра. Нелинейность сама по себе, не обусловленная ролевой системой встречается и в интерактивном кино, это не жанрообразующий признак. Отыгрыш через ролевую систему также отличает настоящую ролевую игру от игры, скажем, на роулплей-сервере, где персонажи также отыгрывают роль, но при этом не играют в RPG.

​На РП-сервере GTA V отыгрыш роли обусловлен не столько ролевой системой, сколько теми масками, которые примеряют на себя игроки. Взято с YouTube-канала "Барсик"

Вообще RPG крайне неоднозначный жанр и споры о нем не прекращаются споры, но все же мы предлагаем рассматривать The Witcher 3 как RPG, пусть и отходящую от ряда классических ролевых принципов, любимых хардкорными ролевиками. Здесь есть ролевая система, есть несколько веток, нелинейность, обусловленная ролевой системой, к примеру возможность вкачаться в аксий и влиять таким образом на ход некоторых квестов. Есть некоторая вариативность, правда ограниченная, вы можете быть только Ведьмаком, у вас всегда будут два меча, знаки, а люди будут относиться к вам определенным образом, как к убийце чудовищ, которому не место среди людей. Да и прокачка в большей степени усиливает тот или иной боевой аспект Ведьмака, служит скорее дополнением, развивающим один путь, а не предлагает альтернативы. Именно поэтому есть люди, не желающие признавать "Ведьмак 3: Дикая Охота" ролевой игрой.

И как нам кажется, Cyberpunk 2077 как раз должна решать многие проблемы, возникающие у хардкорных ролевиков. Ведь здесь можно сформировать собственную идентичность. Вы не заранее прописанный Сапковский Геральт из Ривии, вы сами решаете кем быть, как выглядеть, с какими фракциями дружить и так далее. Это и называется отыгрыш роли, в основе которого, разумеется, лежит ролевая система. Давайте же её рассмотрим.

В отличие от The Witcher 3 в Cyberpunk 2077 у персонажа есть характеристики. Их пять: телосложение, интеллект, рефлексы, обращение с техникой и хладнокровие (именно хладнокровие, а не крутость, как ошибочно переводят некоторые российские СМИ и блоггеры). Характеристики задают тон навыкам персонажа. Всего их двенадцать штук: двуручное оружие, дробовики, взлом, клинки, винтовки, пистолеты и пистолет-пулемёты, именуемые handguns, убийство, смелость, снайперские винтовки, инженерное дело, ближний бой и атлетика.

Каждый из навыков привязан к определённой характеристике персонажа. Например, клинки привязаны к рефлексам, а снайперские винтовки к хладнокровию. Каждый навык, по всей видимости, предполагает несколько перков. Плюс ко всему навыки как-то связаны с уровнем персонажа. Скорее всего, они привязаны к уровню способностей.

Кроме того, у персонажа будет ещё и выбор предыстории, на выбор предлагается три варианта — кочевник, дитя улиц и корпорат. Причём, предыстория, как нам показали CD Projekt Red, идёт как дополнительная диалоговая опция, она разблокирует какие-либо варианты, и даже начало игры вроде как различается в зависимости от предыстории.

​Значок Streetkid показывает, что реплика доступна лишь персонажу определённого происхождения

Подобное наблюдалось в Dragon Age: Origins, но какого-то развития этой системы в других RPG мы, к сожалению, так и не увидели.

​В Dragon Age: Origins от нашей биографии и класса зависел пролог

К сожалению, пока это всё, что можно сказать о ролевой системе, а ведь там ещё параметры Bio Monitor и Stats, но в демке их так и не показали.

Пока что сложно судить о глубине ролевой системы и о том, как она будет работать. Но уже сейчас можно говорить о её наличии и о том, что это и впрямь система, позволяющая совершать различные действия, связанные с отыгрышем роли. Так почему же вдруг разработчики неожиданно открестились в описании игры от эпитета ролевая?

Как ни странно, нужно рассмотреть другое заявление разработчиков — в игре, за редким исключением, совсем не будет кат-сцен от третьего лица, только от первого. Хотя год назад в первой демонстрации геймплея подобные сцены присутствовали. Многим такой расклад не очень понравился, но разработчики сообщили, что это осознанное решение, на которое пошли ради иммерсивности или иначе — погружения.

С одной стороны, утверждение разработчиков смотрится странно. Можно вспомнить Kingdom Come: Deliverance, та была очень иммерсивной игрой с видом от первого лица, но при этом в ней были отлично срежиссированные кат-сцены. Так что же, неужели кат-сцены могут помешать погружению? Или же авторы просто не успевают их доделать, и поэтому пускают под нож, списывая все на иммерсивность. Возможно, но возможно и другое. В CD Projekt Red создают не просто ролевую игру, но ещё и иммерсив-сим.

Лучший ролик об Immersive Sim. Канал — DTF, автор — Алексей Луцай

Что же такое иммерсив-сим? Это не столько жанр, сколько особая философия геймдизайна, особый подход к созданию внутриигрового мира. Один из главных принципов — режиссером игрового процесса является сам игрок.

В иммерсив-симе воспроизводится целый мир, работающий по своим правилам, а уж игрок решает, как применять эти правила в рамках игры. Левел-дизайн иммерсив-сима сделан так, чтобы у игрока была свобода и вариативность в исследовании локаций, причем все локации должны подчиняться одним правилам, поскольку мир иммерсив-сима последователен и един. Каждый элемент игры выполнен с точки зрения правдоподобности её мира. Кроме того, он обладает высокой степенью интерактивности, в нем можно взаимодействовать с различными предметами в зависимости от того, насколько ваш персонаж на это способен.

Я постоянно использую этот пример. Вы видите на столе телефон, а он просто бутафория. Он должен использоваться. Если есть ружьё, оно должно выстрелить. Дизайнеру очень-очень важно правильно выстроить симуляцию.

Ещё одним важным фактором является перспектива, точка зрения. В иммерсив-симе за счёт попытки свести к минимуму внешнюю режиссуру, мы смотрим на мир глазами персонажа, полностью отождествляя себя с ним и становясь собственным режиссером и оператором. А теперь, когда мы определились с тем, что такое иммерсив-сим, давайте посмотрим, как проявляются черты этой философии в Cyberpunk 2077.

На наш взгляд, особо показательна здесь разница в двух стилях игры, за нетраннера, эдакого хакера, и за соло, крепкого бойца. В процессе прохождения геймплейного отрывка нам показали интерактивное окружение и то, как можно взаимодействовать с ним при разных стилях игры.

Например, при игре за соло вы можете схватить пулемет, выдернуть его и пойти стрелять по противникам. При этом такое действие наверняка возможно лишь при наличии у персонажа определенных навыков. Подобное, видимо, потребуется и для взаимодействия с камерами и устроения всяческих скрытых подлянок — закоротить автомат с напитками, повысить сложность тренировочного робота.

Смотря одну только миссию демонстрационного геймплея, поневоле поражаешься, неужели игровой мир будет и впрямь столь интерактивным и комплексным. Да, он компактнее и возможно, меньше, чем в The Witcher 3, но тут куда больше вариантов взаимодействия с ним, они не ограничиваются простым взрывом бочек или применении аарда на дверях с соответствующим значком. По идее именно это и будет отличать мир Cyberpunk 2077 от мира The Witcher 3. И именно комплексность и интерактивность станут фишкой мира новой игры CD Projekt Red. Наверное, поэтому авторам и нужна перспектива от первого лица, чтобы сделать игрока режиссером своего опыта в интерактивном и комплексном мире, потому что ракурс камеры со спины героя и кат-сцены задают восприятие извне. Именно это — интерактивность, комплексность, свободу и возможность самому быть режиссером CD Projekt Red наверняка и понимают под иммерсивностью.

Но если подумать, то гибрид иммерсив-сима и ролевой игры не такая уж диковина. Мы играли и в System Shock 2, и в Deus Ex и в последнюю Prey. И в этих играх есть большие локации с немаленьким уровнем свободы, но в них нет большого открытого мира Да, мир в игре обещают компактнее чем в The Witcher 3, но во-первых, для такого уровня интерактивности он все равно кажется немаленьким. А во-вторых, на нем планируется немало вертикальных локаций и вертикального геймплея. И подобный открытый мир с возможностью передвижения на автомобиле и байке — ещё одна фишка Cyberpunk 2077, и он тоже вносит свой вклад в определение жанра игры.

Ещё по первым трейлерам казалось, будто CD Projekt Red делают не столько игру в сеттинге киберпанк, сколько какую-нибудь GTA. И корни открытого мира Cyberpunk 2077, как нам кажется, произрастают из открытого мира GTA, симулирующего путь к успеху отдельно взятого человека в огромном городе возможностей, набитом различными активностями. Вот только вряд ли Cyberpunk 2077 будет играться как условная GTA 5. Судя по роликам, слишком уж сильно в ней выражены ролевой и иммерсивной аспекты, которых, при всем уважении, в GTA особо и нет. Серия, конечно, пыталась в ролевые элементы, можно вспомнить характеристики персонажей в GTA: San Andreas и GTA 5, но никогда не делала на них серьёзного акцента, не превращала их в главную фишку.

Какие же выводы можно сделать из всего вышесказанного? Мы порой видим сочетание ролевой игры и иммерсив-сима, ролевой игры и открытого мира. Но попыток совместить все три аспекта, создать ролевую игру с философией иммерсив сим в песочнице типа GTA на нашей памяти ещё не было. Как бы то ни было, на наш взгляд, Сyberpunk 2077 может не угодить любителям классических RPG или ARPG в стиле Ведьмака. Является ли Киберпанк 2077 RPG? Скорее всего, да, но это RPG особого типа, которую с таким же успехом можно назвать иммерсив-симом нового поколения. Почему же польский разработчик выбрал определение экшн-адвенчуры? Наша версия — потому что оно самое общее, и под него можно притянуть фактически что угодно. Жанр action-adventure по сути включает в себя игры, основу которых составляет боевка и исследования. Под это можно подогнать почти всё, хоть Sekiro: Shadows Die Twice, хоть Tomb Raider, хоть последние эксклюзивы Sony, хоть сам Death Stranding. Это чуть ли не то же самое, что жанр романа в литературе, под который подпадают совершенно разные произведения.

Суть же в том, что мы живём в постжанровую эпоху. Мы привыкли мыслить категорией жанра. Жанры помогают нам ориентироваться среди различных произведений искусства, хоть как-то определять их, классифицировать. Но сейчас игры заимствуют элементы разных жанров, привычные устои ломаются и по сути нельзя достучаться до сути, просто сказав "ролевая игра". Нет, ролевые игры бывают разными. Cyberpunk 2077 это точно не традиционная экшн-рпг и вряд ли она такой станет. В ней разработчики пробуют совместить ранее несочетавшиеся элементы. Поэтому, если вы фанат серии The Witcher, далеко не факт, что Cyberpunk 2077 вам понравится. CD Projekt Red явно не нацелены тиражировать одну и ту же геймплейную формулу.

На этих словах мы заканчиваем нашу статью. Надеемся, вам понравилось. Напомним, что у нас есть группа вконтакте, в которой происходит основная движуха: анонсы, стримы и обсуждения.

Кроме того, у нас также есть страница на Patreon.

А для тех, кому он неудобен, мы завели страницу на Boosty. Это аналог патреона, только на русском языке и с меньшей комиссией.


Жанр «киберпанк» начал обретать не малую популярность в играх еще с начала выхода первой Deus Ex, а сейчас можно считать, что его рейтинг взлетит в ноябре этого года, если уже не взлетел. Но откуда же взялся этот жанр и как он перекочевал в видеоигры?

Если на то пошло, то в как таковом «киберпанке» живем мы с вами сейчас. У большинства людей есть смартфоны, компьютеры и прочая техника. Осталось только внедрить сенсорные голограммы для максимального удобства. Но когда же люди стали мечтать кибер-будущем?

Deus Ex: Mankind Divided

Deus Ex: Mankind Divided

Появилось такое мышление еще в середине 20-го века, в тот момент когда в мире появились первые компьютеры, биомеханика нашла свое место в медицине, а крупные компании аннигилировали малый бизнес.

Все это отражалось на литературной составляющей и люди начинали писать свои романы на животрепещущую тему. Само слово «киберпанк» придумал Брюс Бетке в 1983 году, во время того, как писал одноименный рассказ. Само произведение не имело к этой теме никакого отношения, просто один из героев носил панковскую прическу. Позже у жанра и вовсе появился свой слоган, который гласит: High Tech. Low Life, что означает с перевода на русский: Высокие технологии. Низкий уровень жизни.


Кстати, впервые слово «киборг» было использовано Майнфредом Клайнесом в 1960 году, в повести «Киборги и космос».

«Киберпанк», как жанр научной фантастики был популяризован еще в 1980-х годах писателем фантастом Уильямом Гибсоном. Позже на тему будущего писало очень много людей, ввиду новомодности жанра. Стоит отметить, что в то время, технологии этого жанра были нацелены на ближайшее будущее, что в некотором роде и произошло.


Все те романы в основном были акцентированы на подростковую, протестующую категорию людей. Чаще всего в этих произведениях имелся главный герой - хакер, который боролся с могущественными корпорациями.

Одной из общих особенностей романов была технологическая антиутопия, так как в мире киберпанка зачастую высокоразвитые технологии трактовали с бедностью, бесправием и анархией на улицах города.

Cyberpunk 2020

Cyberpunk 2020

После коммерческого успеха экранизаций этого жанра, «киберпанк» постепенно переходил в кино и компьютерные игры. Не могу не упомянуть про настольную Cyberpunk 2020, разработанную Майком Пондсмитом, ведь на основе этой игре лежит создание Cyberpunk 2077.

Основополагающие термины «киберпанка» таковы:

  • Квантовая физика
  • Киберпространство
  • Виртуальная реальность
  • Хакеры, киборги
  • Искуственный интеллект
  • Ну и конечно, могущественные корпарации во власти

Теперь хотелось бы рассказать о самой первой «киберпанк» игре.

Syndicate(1993 год)

Syndicate(1993 год)

Это самая первая «киберпанк» игра, которая увидела свет в игровой индустрии. Разработана компанией Bullfrog Productions под изданием EA.

Как вы уже могли догадаться, игра была полностью в изометрии и имела неплохой коммерческий успех. С момента выхода этой игры, в геймерской индустрии много чего успело поменяться, но что можно сказать о самой Syndicate? Это чистый «киберпанк» и антиутопия, что будет и дальше в более современных проектах.

Хотелось бы так же отдать предпочтение серии Deus Ex, ведь именно эти игры запали в душу многим геймерам. Самая первая часть вышла в 2000-м году и надолго закрепила понятие жанра «киберпанк» в видеоиграх!

Не хочу оставлять за бортом некоторые достойные проекты, поэтому перечислю все те игры, что так же преуспели в «мире будущего»:

  • Remember me - киберпанковский экшн от 3-го лица. Игра имеет уникальный гемплей, ведь главная героиня имеет при себе перчатку, способную менять воспоминания людей и их дальнейшую судьбу.
  • Observer - игра имеющая уклон в сторону детектива и хоррора. Единственный недостаток - это небольшое количество экшна.
  • Syndicate - шутер, являющийся перезапуском той самой игры 1993 года. Действие игры разворачивается в 2069 году, где происходит борьба за власть между корпорациями.
  • Mirror’s Edge Catalyst - игра, в которой предстоит играть за бегуна Фейт(главная героиня). Её задача - свергнуть корпоративное правительство.

Читайте также: