Картинка метафорическая карта сравнение себя с другими

Обновлено: 05.07.2024

Название у них романтическое и немного загадочное, кажется, будто они связаны с магией и гаданием. Но нет. Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок, которые используют для диагностики и проработки психологических проблем, а также для обучения, самопознания, игр и творчества. Иногда их ещё называют проективными, О‑картами или картами ассоциаций.

Метафорические карты. Фото: Irina Neyman / Shutterstock

Первую колоду метафорических карт создал А. Горобченко, М. Евменчик. Уникальные колоды метафорических ассоциативных карт / Адукатар в 1975 году художник и искусствовед Эли Раман. В 1983 году его колоду под названием OH‑Cards увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и решил использовать её в работе с пациентами.

С тех пор МАК стали одним из инструментов психологов, а позже — коучей, преподавателей, творческих натур и всех тех, кто хочет узнать себя получше.

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Изначально метафорические карты были изобретены как «карманное искусство» и не имели отношения к психологии и психотерапии. Это позволяет думать, что действительно любое изображение при должной квалификации специалиста может использоваться в качестве МАК.

Для первой колоды, которая теперь считается классической, Эли Раман использовал OH‑Cards / OH Publishing самые разные образы и ситуации: пейзажи, играющих детей, пациента на приёме у врача, грустного клоуна, летящую в небе птицу. Позже художник создал ещё несколько A unique series of metaphoric cards / OH Publishing колод. Например, Persona, которая состоит из портретов, или Mythos и Saga, в которых отражены мифические и сказочные сюжеты.

Сейчас помимо классических существует множество наборов МАК разных авторов. У каждой колоды своя стилистика и свой набор изображений. Но в целом в качестве метафорических карт можно применять практически любые иллюстрации и фотографии.

Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании business speech.

Я не использую наборы карт, поскольку много путешествую по миру, бываю в художественных музеях и там покупаю открытки. Эта уникальная коллекция с яркими и довольно абстрактными произведениями современного искусства и служит мне метафорическими картами.

Основной принцип, которым я руководствуюсь, когда выбираю изображения: они должны вызывать эмоцию и быть противоречивыми. Причём нередко карты могут всколыхнуть и негативные переживания, и это нормально, ведь мы больше работаем с болью, нежели с чем‑то приятным.

Главное требование к МАК — они должны подстёгивать воображение, давать повод для размышлений, запускать каскад ассоциаций. Ну и, конечно, образы на картах не должны быть страшными, отталкивающими, порнографическими или способными травмировать человека.

Психологи часто отдают предпочтение именно абстрактным изображениям — они достаточно универсальны и позволяют не привязываться к конкретным образам.

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Всё, что видит человек в этом мире, способно вызывать у него ассоциации. Однако абстрактные художественные изображения могут давать больший простор для работы именно через метафоры.

Собственно, кляксы Роршаха тоже являются проективной методикой, хотя полноценными изображениями их назвать сложно — акцент, как и при работе с МАК, делается на то, что клиент домыслит недостающие части и элементы целостной картины в своём сознании.

Какими бывают метафорические карты

Существует несколько классификаций МАК. Например, в зависимости о того, что на них изображено, они делятся на рисуночные, абстрактные и фотокарты.

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Есть универсальные колоды для решения широкого круга вопросов и узкоспециализированные, например, для работы с детьми, с эмоциями, личными границами, постановкой целей и так далее. Исходя из ситуации и запроса клиента, специалист выбирает те карты, которые будут наиболее подходящими и позволят максимально эффективно раскрыться подсознанию.

По цели использования МАК бывают такими:

  • Универсальными. Это колоды с большим набором самых разных образов и сценок, которые подходят для проработки почти любой ситуации.
  • Персонифицированные. На них так или иначе изображены лицо или фигура человека, а также животные. Психолог Оксана Коновалова отмечает, что такие карты помогают исследовать эмоции, настроение, реакции, характер человека. Клиент может говорить о себе и заниматься самопознанием, а может описывать других людей, исследуя своё к ним отношение.
  • Ресурсные. Это любые позитивные сценки, пейзажи и абстракции, которые призваны вдохновить человека, подарить ему силы и радость. Такие карты дают возможность сформулировать новое решение, по‑другому посмотреть на себя, обрести внутреннюю опору и найти внешний ресурс. По словам Оксаны Коноваловой, эти колоды помогают ответить на вопросы «Что я могу использовать?», «К кому я могу обратиться в текущей ситуации?»
  • Специальные. Например, наборы с изображениями детей, соответственно, для взаимодействия с клиентом‑ребёнком, или с картинками, на которых нарисованы пары — для семейного консультирования.

Как психологи используют метафорические карты

МАК относятся к проективным психологическим методикам. В основе работы с этим инструментом лежит такой защитный механизм психики, как проекции.

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Чтобы понять, что такое проекции, можно обратиться к образу кинопроектора. Пока плёнка находится у него внутри, узнать содержание, «а какое у вас тут кино», практически невозможно. Точно так же и человек не может «разглядеть» своё подсознание.

Однако благодаря устройству проектора, то, что находится на плёнке, проецируется на белый экран, и мы теперь можем видеть его крупно, детально, даже в динамике.

Метафорические карты — это образы фильма на стене. Изучая их, мы можем понять, что было на плёнке. Человек проецирует во внешний мир и видит в других людях, ситуациях и предметах то, что не может или не хочет видеть и принимать в себе. Таким образом, понимая, как он описывает, например, своё окружение, можно делать выводы о том, каково содержание его сознания и подсознания.

Специалисты используют МАК, чтобы разговорить клиента, помочь ему сформулировать свой запрос, выразить переживания и через образы проработать беспокоящие его ситуации.

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Метафорические карты позволяют человеку через разговор со своим подсознанием понять и устранить причины тех жизненных ситуаций, которые его беспокоят. МАК помогают заглянуть вглубь себя, быстро обнаружить и изменить установки, которые мешают наладить отношения в семье, встретить достойного партнёра, решить финансовые проблемы, найти призвание и просто стать счастливым.

Никаких жёстких правил, как именно использовать МАК, нет. Поэтому специалист может, например, попросить клиента вытянуть карту и просто рассказать, что он видит, какие ассоциации у него возникают. У изображений нет единой универсальной трактовки, каждый, по сути, видит в них себя, свою боль, свои острые ситуации и яркие переживания. А значит, и психотерапевт в рассуждениях о картинке «читает» самого человека.

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Способы работы с МАК не универсальны. Практически каждый специалист может работать с ними по‑своему, в авторском подходе. Кто‑то предпочитает «расклады» — работу с определённым количеством карт, которые раскладываются в определённом порядке. Кто‑то работает спонтанно, интуитивно — идёт за ходом рассуждения клиента, привлекая наиболее подходящие колоды и схемы.

МАК можно использовать не только в индивидуальной работе, но и в групповой психотерапии, во время различных тренингов и тимбилдингов, на коуч‑сессиях.

Кроме того, Оксана Коновалова отмечает, что карты прекрасно работают и онлайн. Основатели метода считают, что человек должен сам вытаскивать карту, а значит, при онлайн‑работе одна колода должна быть у психолога, а другая такая же — у клиента. Однако практика показывает, что можно работать иначе.

Например, карту может вытаскивать специалист; карты могут быть предварительно отсканированы или сфотографированы и предложены для выбора клиенту; наконец, существуют программы, которые позволяют клиенту «вытягивать» карту онлайн.

Кому ещё могут пригодиться метафорические карты

Работа с проекциями и ассоциациями может помочь не только психологам и их клиентам. МАК принесут пользу и в других ситуациях.

Творческим людям

Карточки могут помочь придумать историю, найти интересный образ для работы над творческим проектом, просто расшевелить воображение.

Аналоги метафорических карт используют и известные творческие личности. Например, писатель Филип Пулман, автор книжной серии «Тёмные начала», говорил Philip Pullman: ‘I use coloured pencils to show which key I’m writing in – D minor, at the moment’ / The Guardian , что найти вдохновение ему помогает колода Myriorama — нечто среднее между ассоциативными картами и игрой. Из карточек этой колоды можно составлять разные пейзажи и сценки.

Любителям настольных игр

Что‑то похожее на МАК лежит в основе многих настолок. Например, известной и в некотором роде культовой игры «Имаджинариум» со всеми её дополнениями. Она построена на том, что один участник должен рассказать об ассоциациях, которые у него вызывает картинка, а остальные — угадать, какую именно карточку он имел в виду.

Также существуют игры в формате сторителлинга, например «В некотором царстве» и «Однажды в сказке», которые предлагают рассказать историю с помощью изображений персонажей, мест и событий. Картинки в таких играх — это тоже, по сути, метафорические карты.

Всем, кто хочет узнать себя получше

У психологов нет единого мнения о том, стоит ли человеку самостоятельно работать с метафорическими картами или он может столкнуться со слишком сильными эмоциями и не суметь их правильно прожить без поддержки специалиста.

Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании business speech.

Метафорические карты можно использовать и самостоятельно, наедине с собой, но с одним условием: только после того, как вы уже получили опыт такой практики у психолога.

И тем не менее МАК часто используются именно для самостоятельной работы. Человек медитирует, концентрируя внимание на образах, и делает упражнения, в которых нужно так или иначе пофантазировать о нарисованных сценах и ситуациях. Таким образом он может лучше понять себя, свои переживания, мотивы своих поступков.

Кому не стоит использовать метафорические карты

Психологи считают, что в целом это достаточно мягкий и безопасный инструмент, у которого нет противопоказаний. И всё же в некоторых обстоятельствах с ним стоит быть осторожными.

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Метафорические карты — один из самых безопасных и экологичных инструментов в психологии. Они позволяют работать с психикой бережно и мягко, поэтому подходят даже для подростков и детей от 6 лет. Человек при взаимодействии с МАК чувствует себя спокойно, расслабленно, так как не нужно затрачивать усилия и ресурсы, думая над тем, как лучше описать те или иные события своей жизни.

С осторожностью карты применяют при лечении людей с психическими заболеваниями и отклонениями, так как МАК способны поднять старые эмоциональные травмы, послужившие толчком к возникновению болезни.

Также специалисты внимательно относятся к выбору колоды и к особенностям личности клиента.

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Противопоказаний в работе с метафорическими картами, в общем‑то, нет. Есть отдельные темы и колоды, которые предполагают участие высококвалифицированного специалиста. Например, колода Lidya Jacob Story не подойдёт новичку или для самостоятельной работы с картами. Эта колода нередко вызывает сопротивление у клиентов, поднимает очень глубокие темы, связанные с травмами, страхами. Чтобы работать с МАК на этом уровне, нужна подготовка и опыт.

Колода COPE ориентирована на проработку травмирующих событий, поэтому работа с ней также может сопровождаться определёнными трудностями.

«Противопоказание» может быть связано с особенностями клиента. У некоторых людей не развито образное, ассоциативное мышление. Если к этому добавить нежелание работать, то такой клиент выдаст заявление о том, что «он ничего не видит и ничего эта картинка у него не вызывает».

И, конечно, стоит всегда держать в голове, что МАК, как и любой другой инструмент самопознания, — не универсальная таблетка, способная вылечить любую проблему. Если вам очень плохо или вы в трудной ситуации, из которой не можете выбраться сами, лучше сразу обратиться за помощью к специалисту.

Как работать с метафорическими картами самостоятельно

1. Выберите подходящие картинки

Можно остановиться на классических колодах Эли Рамана OH‑Cards, Persona, Personita, Mythos, Saga и других. Или выбрать любую из современных колод, которая вас вдохновляет и кажется вам интересной. Купить их можно в книжных магазинах и на сайтах, посвящённых МАК.

Также вы можете «вытащить» карту онлайн или самостоятельно собрать необычные изображения в хранилищах картинок, например в Pinterest.

2. Сочините историю

Разложите перед собой несколько картинок и попробуйте пофантазировать. Что на них происходит? Кто главный герой? В чём его проблема и как он попытается её решить? Куда он отправится? В конце получится небольшая история или сказка, которую при желании можно даже записать.

Веселее играть в такую игру в компании хотя бы из двух‑трёх человек, но можно делать это и самостоятельно.

3. Выбирайте из двух вариантов

Метафорические карты могут помочь с трудным выбором.

Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.

Представим, что человек оказался перед дилеммой. В таком случае можно не глядя вытащить из колоды две карты. Затем спросить себя «Что будет, если я отвечу „да“?», взять одну из двух карт и постараться её интерпретировать. Затем задать вопрос «Как будут развиваться события, что я получу, если отвечу „нет“?» и рассмотреть вторую карту.

Допустим, девушка не знает, увольняться ли ей с работы. Она вытягивает две карты. Левая, на которой изображён спортсмен, для неё означает ответ «Да, уволиться», а правая, с портретом ребёнка, — ответ «Нет, не увольняться (по крайней мере пока)».

Рассуждения могут быть такими: «Если я уволюсь, мне придётся нелегко, но я справлюсь. Видно, что спортсмен в прекрасной форме, ему, возможно, и тяжело, но нагрузка ему по силам. Если я не уволюсь, с моей стороны это будет инфантильным решением — ребёнок на картинке грустный, похоже, он не знает, что делать. По ощущениям мне больше откликается карта с ответом „да“».

4. Ищите ответы

Это упражнение поможет разобраться с проблемой, которая вас беспокоит.

Сформулируйте запрос или вспомните трудную ситуацию, из которой хотелось бы достойно выйти. Достаньте карту из универсальной колоды, переверните, чтобы увидеть, что на ней изображено, и спросите себя: «В чём основная трудность при решении моего вопроса?»

Рассматривайте все детали на картинке, расскажите, кто на ней изображён и что происходит. Подсознание выдаст ассоциативный ряд, и вы сможете ответить на вопрос.

Потом достаньте ещё одну карту и задайте себе другой: «Что мне поможет решить мою проблему?»

Наконец, возьмите третью карту — для поиска ресурса и спросите себя: «В чём я смогу найти ресурс для достижения цели?»

Психолог Светлана Тропманн обращает внимание, что очень важно сформулировать запрос правильно — так, чтобы на него можно было получить ответ, который зависит от ваших действий и учитывает вашу ответственность.

Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.

Например, «Когда я выйду замуж?» — это не запрос, а гадание, поскольку в такой формулировке нет вас, вашей фигуры и вашего вклада в желаемый результат. Совсем другое дело, если вы задаёте вопрос «Что я могу сделать, чтобы выйти замуж?» Здесь уже вы работаете с собой и своими внутренними установками, которые или мешают вам, или помогают.

5. Следуйте инструкциям

Привет, мои дорогие. С вами Диана Царбаева. Ох, люблю я карты. Таро - это моя первая любовь. Метафорические карты (или МАК) - вторая. Для начала разберемся, что такое МАК и чем они отличаются от Таро, а потом я дам вам упражнение.

Что такое метафорические карты?

Если совсем просто, то метафорические карты - это карточки с изображениями.

Изображения могут быть разными: люди (мужчины, женщины, дети), события, объекты и предметы, геометрические фигуры, абстракция и много еще чего.

Отвечаю сразу на самый популярный вопрос: НЕТ, метафорические карты НЕ ДЛЯ ГАДАНИЯ. Хотя гадать на них тоже можно.

Что представляют из себя метафорические карты?

Лично я считаю метафорические карты зеркалом. Зеркалом, которое показывает разное. И правду, и иллюзии, и ожидания, и мечты.

И делает это без критики, без обсуждения и советов. Без давления и обвинений.

Карты просто отражают то, что с вами происходит. Так, как есть.

Метафорические ассоциативные карты (или сокращенно МАК) - это в первую очередь психологический инструмент. Хотя возможности метафорических карт намного больше, чем психологическая помощь.

Они прекрасно подходят как профи (психологам, коучам, консультантам), так и обычным людям, без образования психолога.

Чем МАКи отличаются от Таро?

А вот чем! У Таро есть фиксированные значения. А у МАК их нет. Вы смотрите на метафорическую карту и сами рассказываете, что вы там видите. Без навязанных значений. Правда, новичков часто это пугает. Но из практики скажу, что люди быстро привыкают работать с МАКами.

Удивительная особенность МАК в том, что в них всегда можно найти ответ на свой вопрос. Самый важный и полезный для вас здесь и сейчас. Единственное условие - вы должны сами захотеть услышать ответ.

Как можно использоваться МАКи?

МАК - это зеркало, которое отражает все, что происходит внутри вас.

Они дают подсказку, помогают увидеть то, чего вы не видите. Это прекрасный инструмент для самопознания и самокопания. С их помощью можно узнать себя лучше, распознать свои желания, чувства, потребности. Увидеть, какие роли и маски мы играем. Что боимся показать миру. Увидеть себя настоящего. Свои сильные и слабые стороны. Увидеть отношения с другими людьми. Да много еще чего!

Карты можно использовать не только для психологических консультаций, но и как инструмент для развития творчества и воображения.

Я очень люблю использовать карты для поиска ресурсов и нестандартных решений.

Например, когда я писала поздравление с днём рождения для одной знакомой и поняла, что слова не идут, я просто вытянула несколько карт и тут же вдохновилась на душевный текст.

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ "РОБОТЫ"
АВТОР: Ушакова Т.О.

В комплект «Роботы» входят два идентичных набора метафорических карт (84 цветных и 84 черно-белых), каждый из которых включает в себя три вида изображений: головы (28 карт), туловища (28 карт) и ног (28 карт). В методическом пособии описана специфика этого комплекта, основные принципы, цели и способы работы с картами, приведены случаи из практики. Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка. Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать.
Карты предназначены прежде всего для психологической работы с детьми, подростками и родителями, однако они могут эффективно использоваться и в работе с любыми взрослыми. Проблематика может быть очень разной: внутренние конфликты, образ себя в целом и образ тела в частности, представления о близких и об отношениях с ними, изменения, адаптация к новым условиям и т.п.
Комплект адресован практикующим психологам.

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАК ВЫБРАТЬ КОЛОДУ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ?

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

МАК С ДОШКОЛЬНИКАМИ. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКЕ "МОНСТРИКИ ЧУВСТВ"
Чтобы познакомить детей с эмоциями, способами их выражения и решить конфликтные ситуации между ребёнком и родителем можно использовать карточки и упражнения по методике «Монстрики чувств» авторов Ютта Гох-Корона и Кристиан Корона.
Это набор из 25 цветных карт с изображением монстриков в разных эмоциональных состояниях (25 разных чувств и настроений).Эта методика используется с 4-х лет. Эмоции на красочных картинках переданы точно, понятно. Ребёнок воспринимает занятие как игру и легко идёт на контакт. Результат зависит от уровня развития самосознания ребёнка, его воображения, способности к ассоциированию. Слово «монстр» употребляйте, когда ребёнок понимает, что это значит. Если ребёнок маленький, можно придумать вместе с ним другое назначение существам, которые изображены на карточках. В работе с «Монстриками чувств» можно применять арт-терапию: рисование, лепку.
Если у ребёнка ночные страхи, используйте пособие «Набор укротителей монстров» Н. Львовой.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:
Как я себя чувствую именно в эту минуту?
Какие чувства я могу называть своими именами?
Когда я сталкиваюсь с чувствами других, с какими чувствами я могу совладать, а какие чувства являются сложными для меня?

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПОГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ. УПРАЖНЕНИЕ С МАК.

Для развития эмоционального словаря сейчас существует множество игр и пособий. Я в своей работе никогда не ограничиваюсь существующими предложениями, а изобретаю новые способы поговорить о чувствах с ребенком.

Рассмотреть картинки из «Монстрики чувств». Дать название и описание каждой из них.
Выбрать из колоды «Морена» ситуации, в которых индейцы племени испытывают похожие на монстриков чувства.
Рассказать о ситуациях.
Выбрать из получившихся пар несколько (3-7) , которые ребенок, по его мнению, чаще всего испытывает, переживает, в каких условиях, что чувствует, как именно он понимает, что это за чувство, как его тело на это реагирует.
Завершить сессию рисунком настоящего состояния.
Такая работа помогает ребенку лучше понимать себя, а значит, и управлять своими эмоциями, выражать их, вербализовать, улучшать коммуникацию. Ребенок понимает, что он имеет право на все чувства, происходит их легализация, а, следовательно, крепнет его самоощущение, он становится более цельным.

А для меня, как психолога, это упражнение позволяет увидеть острые углы семейных отношений и определить вектор работы. Например, ребенок описывает карточки так: «Это обида. А это крокодил, он обижен, когда кто- то плавает в его воде» (и речь идет о гиперопеке и нарушении границ); или «Это ужас. Племя ужасно испугалось, когда их дом сгорел. Я такое чувствовал, когда мама узнала, что я брал ее телефон и я понял, что мне попадет» (без комментариев), или «Это злость, а это родители злятся, что дети им мешают и шумят»…

Вот теперь подошло время обучиться самой впечатляющей технике при работе с метафорическими картами, которая является основой для многих других техник и со стороны выглядит практически как волшебство.

Виктор Гюго.

Во все времена и во всех культурах у людей появлялись сложные вопросы, ответы на которые они пытались получить весьма странным способом.

Например в моём детстве мама пыталась узнать будущее, рассматривая тень от сожжённого на Рождество в полночь куска мятой бумаги.



Греки для тех же целей использовали бессвязные бормотания, которые произносились дельфийской пифией, надышавшейся ядовитых паров. В Дельфы даже не обязательно было ехать. Помощники пифии задавали ей интересующий просителя вопрос, а потом записывали всё, что она произносила. Получалась реально тарабарщина, но греки были довольны.


А как вам гадание на кофейной гуще?


Методы специфические, но при всей их внешней непохожести, они все проходят по одному плану: человек формулирует интересующий его вопрос, а затем при помощи особого специалиста рассматривает или слушает что-то, что якобы заключает в себе ответ, что-то совершенно хаотичное, бессмысленное и бесформенное вроде кофейной пены, внутренностей, записей Нострадамуса, бормотание пифии. И проситель говорит что понял ответ.

Ничего не напоминает?

Человек( клиент ) формулирует интересующий его вопрос( запрос ), а затем при помощи особого специалиста( психолог ) рассматривает или слушает что-то, что якобы заключает в себе ответ, что-то совершенно хаотичное, бессмысленное и бесформенное вроде кофейной пены, внутренностей, записей Нострадамуса, бормотание пифии( метафорическую карту ). И проситель говорит что понял ответ( 5 способов получения материала ).

Да это же идентично тому, что делают современные психологи!

Сегодня миллионы психологов по всему миру делают то же самое каждый день прося своих клиентов сформулировать интересующий их вопрос, а затем выкладывая перед ними какой-нибудь стимульный материал вроде карточек с изображениями, которые якобы содержат ответ. И клиент в самом деле этот ответ понимает.

Вы можете удивиться. Как же так? Выглядит это крайне сомнительно. Разве это может работать?

Ответ: безусловно да.

Моего отца действительно могли посадить в тот год. И собиралась это сделать именно мама. Понимаете? В той тени я не видел тюрьмы, а она видела, потому что сама об этом думала. Если бы мы тогда строили дом, в той тени она бы увидела его, если бы собирались купить баню, тень показалась бы ей баней, но она думала о том, как напишет заявление на своего мужа, переживала по этому поводу. Тюрьма была в её мыслях, и поэтому она видела её повсюду.

Представьте себе римского полководца, который приходит к жрецам чтобы понять, стоит ли в этом году вторгаться в соседнюю страну. Он задаёт вопрос, а затем рассматривает внутренности убитого быка. Если полководец знает, что его бойцы плохо оснащены, а стойкость новых легионов не опробована на более слабом противнике, то с большой вероятностью в этой мешанине кишок и внутренних органов он увидит неясные силуэты своих разгромленных войск.

Так это и работает.

Все эти древние чудаки вовсе не были идиотами.

Повторюсь, современные психологи делают то же самое. Только стимульный материал, который они используют, это уже давно не внутренности жертвенных быков, не кристаллы горного хрусталя и не бессвязные выкрики обкурившегося прорицателя

Уточним определение метафорических карт с учётом новой информации.

А теперь самый простой пример того, как карты отвечают на вопросы:

Самая первая колода метафорических ассоциативных карт была названа её создателем Моритцем Эгетмайером несколько странно: Ох.

Именно это “Ох!” вырывалось у людей, которые задавали вопрос и доставали из колоды карту, которая должна была стать ответом. Сейчас это называют ох-реакцией.

Помню дородную, запущенную женщину лет сорока пяти, соцработник из какого-то московского психдиспансера, которая наугад должна была достать из колоды карту, на которой будет изображена её проблема.

Она потянула карту, которая должна была стать ответом, из колоды и вот, что у неё получилось:


Она сперва покраснела, потом побелела, безуспешно попыталась что-то сказать, а затем, закрыв лицо руками, зарыдала.

Я думаю, лишним будет уточнение, что выглядела она так, будто последний секс в её жизни произошёл при её зачатии. Проблема ли это? Судя по её реакции, безусловно да. Неудивительно, что в этом контексте у него оказалось столько энергии. Это была самая сильная реакция “Ох”, которую я когда либо видел.

Я уже купил пару колод, сходил на тренинг, с полгода что-то лениво почитывал по проективным методикам, когда это произошло и со мной.

В самом начале семинара Леонида Тальписа, он попросил наугад достать из колоды одну метафорическую карту, на которой будет изображена моя проблема. И это случилось.

ТЯНУ КАРТЫ ПЕРВЫЙ РАЗ

Это действительно была проблема самый пик переживания которой я проходил в тот момент.

ТЯНУ КАРТЫ ВТОРОЙ РАЗ:


Надо сказать, что до этих отношений у меня был перерыв в 3 года и, собственно, на момент встречи с этой девушкой мне уже было не до изысков. И карта прямо говорила мне: “Остановись. Тебя толкнуло к ней 3-х летнее отсутствие секса. Хотя она совершенно тебе не подходит. Пора сделать выбор более осознанно”.

Пару минут я пялился на карты. Они снова прямо отвечали мне на заданный вопрос.

ТЯНУ КАРТЫ ТРЕТИЙ РАЗ


Помню, тут я начал смеяться, потому что происходило что-то совершенно непонятное. Карты попадались удивительно в тему, хоть и освещали проблему с разных ракурсов. Надо же какие совпадения. Просто не может такого быть!

Я снова повторил запрос: “Сейчас я достану из колоды карту, на которой будет показана моя проблема”. И извлёк ещё одну пару карт:

ТЯНУ КАРТЫ В ЧЕТВЁРТЫЙ РАЗ


Это ведь я стою весь такой правильный монах в каком-то сером, скучном здании, а за окном настоящая жизнь, миллионы женщин. Глупец! Иди туда и возьми ту, которую ты действительно хочешь.

В тот раз я повторял запрос и извлекал метафорическую карту с ответом 6 раз.

Ох! Ох! Ох! Ох! Ох! Ох!

Мистика или нет?

Кажется, что каждый раз мне выпадала единственная метафорическая карта в колоде, содержащая совершенно точный ответ на мой вопрос.

У психологически наивного человека возникает полное впечатление, что происходит разговор с картами в форме “вопрос-ответ”. Он формулирует вопрос, достаёт карту и видит на ней совершенно точный ответ.

Это похоже на магию, какое-то волшебство.

На самом ли деле это так?

Если подумать, то вариантов всего два:

1)некая сверхъестественная сила подбрасывает человеку единственную карту в колоде, содержащую совершенно точный ответ.

2)ничего магического в происходящем нет. Человек извлекает из колоды случайную метафорическую карту, которая сама по себе не имеет ничего общего с его вопросом. Именно его психика каким-то образом извлекает точный ответ из карты, которая сама по себе ничего не значит.

Вам какая версия больше нравится?

Диалог с кем-то в моей собственной голове

Первый вариант кормит семьи тарологов и эзотериков по всему миру. Второй больше по вкусу психологам.

Психологи, как более тренированные в наблюдении за происходящим в их психике, очень быстро замечают, что это вовсе не диалог. Ответ исходит не совсем от карты, а скорее появляется в их собственной голове абсолютно так же, как любая другая мысль, например, в Макдаке перед кассой когда спрашиваешь себя: “Какую картошку брать? Фри или деревенскую?” И тут же мысленно отвечаешь: “А возьму ка обе”.

И всё же это совсем другое, нежели просто разговор с самим собой, когда что-то обдумываешь.

Потому что когда вы сами с собой разговариваете, ваши реплики почти никогда не бывают неожиданным и не вызывают реакции “Ох”. Ответ может удивить только если он отличается от ваших повседневных мыслей, как будто он не ваш.

Если бы в тот день я спросил себя “есть ли у меня какая-нибудь важная проблема?”, мой ответ сильно отличался бы от того, что я получил с помощью метафорическеих карт. Та женщина, испугавшаяся карты с мужскими гениталиями, спрошенная психологом, наверняка сказала бы, что у неё проблемы на работе, с дочкой недопонимание, переаттестацию пройти не может, третий коренной шатается и т.д.

Как это объяснить?

Кто этот “другой” в моей голове?

Немного интроспекции

Дело в том, что между предъявлением метафорической карты спрашивающему и появлением у него словесного ответа на заданный вопрос в его голове очень быстро порой буквально за доли секунды происходит ещё кое-что, чего люди часто не замечают.

В ходе рассматривания метафорической карты в сознании человека, задавшего вопрос, в разной очерёдности и сочетаниях появляются такие явления как восприятия, идентификации, проекции, ассоциации и метафоры. И только после этого человек формулирует ответ, логично вытекающий из тех, обстоятельств, которые возникли у него в сознании благодаря рассматриванию карты.

Получение ответа через метафору

Вот, что я достал из колоды вслепую:


Но постойте, скажете вы, это же не ответ. И я согласен. Это на самом деле не ответ. Потому что с помощью метафорической карты, запроса и 5-ти способов извлечения материала мы получаем только материал, который может помочь. Это материал, подчёркиваю.

О какой проблеме он свидетельствует?

Ни из восприятия, ни из метафоры проблема не очевидна. Мне приходится собственным умом придумать проблему на их основе. Это тоже заняло доли секунды.

Проблема: мне нужно не помириться с ней снова, удержаться от сочувствия ей, от мыслей, что всё может получиться, если попробовать ещё раз, потому что это будет лишь новая трата времени. Крепкого союза нам никогда не создать, потому что на самом деле мы друг другу не очень то и нравимся. Одиночество толкнуло нас в эти отношения.

Для меня сейчас это хороший ответ карт, потому что я время от времени думаю о той девушке и иногда мне начинает казаться, что всё было не так уж плохо. До сего момента и подсказки карты я действительно не сознавал этого как проблему.

Получение ответа через ассоциацию


Снова достаю метафорическую карту вслепую:

Сперва возникает восприятие чистенькой туалетной комнаты, которая тут же вызывает ассоциацию с комнатой в общежитии, в которой я был недавно. В этой комнате на 4 человека я снял койку на месяц для одного бомжа. До того как опуститься много лет назад он был другом моего отца. Встретив его недавно я решил ему помочь и оплатил ему жильё в общаге. Через неделю его выгнали оттуда из-за энуреза.

Проблема напрямую не вытекает из материала. Мне также приходится извлечь её с помощью мышления.

Проблема в том, наверно, что мне делать с этим человеком дальше и стоит ли вообще что-то для него предпринимать? Ведь по сути я вожусь с ним из-за памяти об отце, которому я не успел помочь, а сам этот человек в нынешнем состоянии совершенно мне чужой.

Эта проблема, хотя и получена через метафорическую карту, новостью для меня не является. Я вполне сознательно обдумываю её последнюю неделю.

Далеко не все ответы метафорических карт вызывают Ох-реакцию. Это нормально.

Получение ответа через восприятие

Метафорическая карта извлекается вслепую:


Так это и работает.

Как-то я пытался составить блок-схему, показывающую как появляется ответ. Вот, что у меня получилось:

Само собой это очень упрощённая схема.

Получение ответа через восприятие-ассоциацию-метафору

Метафорическая карта извлекается вслепую:


Согласитесь, ответа ещё нет. Есть только образ, который я получил с помощью метафорической карты.

А вот и проблема: я слишком много теоретизирую. Возможно, это будет не интересно читателям.

Ответ на вопрос, время которого пришло, может появиться в сознании человека через фантастически причудливую цепочку мыслительных операций.

Метафорические карты служат для того, чтобы посредством процессов восприятия, метафоры и ассоциации извлечь из психики человека материал о значимых обстоятельствах, касающихся заданного вопроса. Если ответ не очевиден из материала, или очевиден, но не устраивает человека, дальше он сам отвечает на собственный вопрос с учётом этих новых фактов с помощью собственного мышления.

До сих пор мы просто извлекали материал и озвучивали его. Но при задавании вопросов метафорическим картам, для получения ответа уже недостаточно просто озвучивания появившегося в сознании материала.

Если вопрос более менее сложный, человек сам отвечает на него с помощью собственного мышления, но на основе материала, который метафорическая карта и вопрос вытолкнули в его сознание.

Теперь мы можем ответить на вопрос о том, кто этот “другой” в нашей собственной голове, который отвечает на вопросы.

Это мы сами, но только более информированные.

Несколько важных следствий описанного выше:

1.Первые образы, возникающие при предъявлении метафорической карты, являются самыми ценными и содержат информацию о самых значимых обстоятельствах в контексте заданного вопроса. Именно поэтому они и появились первыми. Если вы видите, что человек пытается извлечь из карты другие обстоятельства, нежели те, что возникли у него изначально, попытайтесь вернуть его обратно.

2.Метафорическая карта может быть такой, что никаких восприятий, ассоциаций и метафор, связанных с контекстом вопроса не появится. Не мучайте человека, дайте ему достать другую.

3.Метафорическая карта может быть такой, что её разглядывание вызовет из психики в сознание материал никак не связанный с вопросом, просто очень памятный, имеющий особую силу для задающего вопрос. Например какую-нибудь глупую песенку, воспоминание о киногерое, похожем на персонажа карты, что-нибудь смешное. Данные обстоятельства будут незначимы для ответа на вопрос, соответственно лучше сменить карту.

4.Метафорическая карта может быть такой, что не вызывает появление материала из психики. Ответ появляется в результате восприятия самой карты. Например, на ней написано “Нет”. Человек проговаривает этот ответ, но видно, что он разочарован, не уверен, нет ох-реакции. В таком случае стоит сменить карту, чтобы значимый для вопроса материал всё-таки появился из психики.

5.Метафорическая карта может быть настолько хаотичной и непонятной, например из колоды Экко, что восприятие не может выделить в ней никаких объектов или ситуаций. Соответственно ни ассоциации, ни метафоры на её основе не появятся. Тоже просто смените карту.

6.В психике человека может не быть никаких значимых обстоятельств связанных с задаваемым вопросом. Например моей психике абсолютно по барабану какую приставку купить икс бокс или сони плейстейшн. Я ничего не знаю ни о той, ни о другой, соответственно, предъявление метафорических карт будет вызывать появление материала совершенно не связанного с сутью вопроса и никак не поможет мне определиться с выбором. Нужно уметь понимать по невербальным признакам, когда предъявление карты вызвало в сознание значимый для разрешения вопроса материал, а когда материал никак не помогает человеку ответить на вопрос.

7.Далеко не все ответы вызывают Ох-реакцию.

На последнем нужно остановиться подробнее.

Ещё раз про ох-реакцию

Ох-реакция образована тремя компонентами:

1)удивление от самого факта, что метафорические карты дают осмысленные ответы;

2)удивление от необычности и точности появившегося ответа;

Теперь, когда вы знаете как это работает, удивление от того, что карты вообще отвечают на вопросы должно пропасть или уменьшиться. Соответственно снижается интенсивность ваших ох-реакций в целом.

Вот именно когда такой материал, такие обстоятельства оказывается в сознании и происходит настоящая реакция “Ох”, возникает то, что в психологии называется инсайт.

Инса́йт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) — неожиданно ясное понимание чего либо, сопровождаемое эмоцией удивления.

Вот именно такие ох-реакции, сопровождаемые инсайтами, влекут значительные изменения в жизни человека.

Самые ценные инсайты человек получает, когда метафорические карты с помощью восприятий, ассоциаций либо метафор выталкивают в его сознание обстоятельства, которые до этого момента были заперты в подсознании. Это самая ценная способность проективных методик, именно за ней люди ехали к дельфийскому оракулу и не скупились на жертвенных животных.

Вот так изнутри устроена эта техника, которая со стороны выглядит как настоящая магия.

А теперь пришло время перейти к тому, как описанное явление можно использовать в психотерапии.

Домашнее задание

Проходите на страницу сервиса “ Мак онлайн ” и попробуйте самостоятельно поотвечать на вопросы с помощью карт. Вопросы могут касаться любых обстоятельств вашей бытовой жизни, к примеру, что есть, что пить, куда пойти, чем заняться и т.д.

Резюме урока

В техниках “Искренний разговор обо мне” и “Искренний разговор о чём угодно” запрос был сформулирован так, что приводил просто к появлению материала в сознании. Сам запрос был таков: “Карта, а достань ка из моей психики что-нибудь важное на такую то тему”. Это важное оказывается в сознании и дальше просто озвучивается.

Ох-реакция образована тремя компонентами:

1)удивление от самого факта, что карты дают осмысленные ответы;

2)удивление от необычности и точности ответа.

Полезные ответы сопровождаются инсайтом.

Инса́йт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) — неожиданно ясное понимание чего либо, сопровождаемое эмоцией удивления.

Следует отслеживать чтобы полученные клиентом ответы сопровождались именно инсайтами, а не просто ох-реакцией.

Читайте также: