Каменная маска в реальной жизни

Обновлено: 05.07.2024

В 2014 году Музей Израиля выставил на всеобщее обозрение двенадцать масок из известняка. Это древнейшие маски, сделанные людьми эпохи так называемого докерамического неолита. Все они были найдены в Иудейской пустыне, а происходят, как показали исследования поверхности камня, из очень небольшой области радиусом около пятидесяти километров.

Творения из известняка
Каждая маска весит примерно от одного до двух килограммов, имеет овальную форму, изготовлена в виде человеческого лица с прорезями вместо глаз и отверстием для рта, окружённым тщательно изображенными зубами, а также выступающим носом. Одна из масок близка по форме к изображению черепа — она имеет широкие круглые глазницы и детально проработанную нижнюю челюсть. Все маски, за исключением одной, умещающейся на ладони, по размерам сопоставимы с человеческим лицом.

Некоторые имеют отверстия по периметру, сквозь которые, вероятно, продевались удерживающие их завязки. Известняк — лёгкий в обработке камень, но нужно учитывать, что люди, сделавшие эти маски, не имели для обработки ничего, кроме каменных орудий. А им нужно было добыть кусок известняка, довести его до необходимой толщины, выдолбить овальную выемку в нижней стороне, чтобы каменное изделие можно было надевать или хотя бы держать руками около лица, внешней стороне придать схожесть с личиной, к тому же аккуратнейшим образом вырезать отверстия, не повредив изделие.

Для инструментов того времени это была сложная работа. И резчики по камню достойны всяческих похвал. На одной маске остались следы окрашивания (полосы красного и зелёного цветов) — иными словами, после резчиков к делу приступали художники. Они расписывали маски цветными полосами, имитируя, скорее всего, татуировку. Предполагают, что маски были «портретами» умерших соплеменников, поэтому все они сохранили индивидуальность, а не изготовлены по единому образцу. Маски были вытесаны из камня около 7200-7000 годов до нашей эры.

Люди далёкого прошлого
Девять тысяч лет назад на земле, где обосновались позже иудеи, жили племена натуфийцев. Они ещё не знали керамики и не умели изготавливать посуду. Но они прекрасно обрабатывали камень, искусно вырезали по дереву, выделывали кожи, из растительных волокон и шерсти животных изготавливали ткань. В пещере Нахаль Хемар, где в 1983 году археолог Офер Бар-Йосеф обнаружил две каменные маски, были найдены и другие замечательные артефакты — плетёные верёвочные корзины, остатки циновок, деревянные наконечники стрел и деревянный серп, гипсовые бусы, головные уборы из льна и множество кремниевых изделий.

В Иерихоне археологические раскопки тоже дали обильный материал к размышлению. Жители Иерихона занимались земледелием. Они выращивали два вида пшеницы, ячмень, чечевицу, горох, конские бобы, нут. И ячмень, и пшеница были искусственно выведенными растениями. Для хранения зерна иерихонцы строили специальные зерновые ямы.

Но главным занятием оставалась обработка камня. Из каменных блоков и глиняных «подушек» они возводили стены вокруг поселения, внутри протогорода возводили круглые дома, умели штукатурить стены внутри жилищ и окрашивали их, чтобы там было приятно жить, делали дверные проёмы с дверными косяками и навешивали двери, вокруг очагов и бассейнов выкладывали каменный или глиняный пол, расписывали его узорами, иногда возводили деревянные лестницы, крышу из камыша покрывали слоем глины. В Иерихоне находят множество резных каменных и костяных артефактов — фигурок людей и животных, экспрессивно выглядящих отдельных голов, орнаментированных ручек для утвари. Все это изготовлено мастерски. Один из археологов, изучавших эту эпоху, говорил, что у натуфийцев была просто какая-то страсть к искусству.

Маски, конечно, можно рассматривать как предмет искусства. Однако в жизни древних людей маски играли несколько другую роль. В Риме, например, и гораздо позже, делали посмертные восковые маски предков, которые хранили как зеницу ока, потому что верили, что таким образом предки остаются навеки вместе с потомками. Известна даже скульптура римлянина, который держит восковые маски своих предков. Наличие коллекции таких масок было для них чем-то вроде родословного древа. Чем больше масок — тем благороднее и знатнее род. Потом на смену этим маскам пришли бюсты предков, которые чтились с таким же воодушевлением.

В древние времена в Палестине маски тоже связывали людей с их предками. Их делали и из камня, и из керамики, и из дерева, возможно, как римляне, из воска. Но за девять тысячелетий все, кроме камня, обратилось в прах. Однако в Иерихоне нашли несколько очень интересных черепов, обмазанных глиной, чтобы сохранить индивидуальные черты умерших. Внутренняя полость этих черепов была заполнена глиной. В глазницы черепов вставлены двустворчатые ракушки или ракушки каури, отчего казалось, что веки немного смежены: художники стремились придать мёртвым живой взгляд. Некоторые черепа были плотно покрыты слоем глины, оставалась лишь прорезь для глаз. Другие имели чёрную полосу на лбу, чтобы была показана черта волос. Каким-то черепам нарисовали усы. Какие-то специально деформировали, убрав нижнюю челюсть. Некоторые уподобили маскам. Другие покрыли орнаментом. В упомянутой уже пещере Нахаль Хемаль Бар-Йосеф наткнулся на целую коллекцию подобных черепов. Они получили название «отштукатуренные черепа».

Все они принадлежали взрослым мужчинам. Со стороны лица черепа были раскрашены, с нижней, теменной стороны, была нанесена решётка из материала, который сначала приняли за асфальт. Однако в ходе изучения вещества выяснили, что это вовсе не асфальт, а древний клей, искусственный коллаген. Его изготавливали из вываренных шкур животных, добавляя растительные компоненты. Древним клеем были покрыты не только нижние стороны черепов, но и плетёные корзинки, деревянные изделия.

Среди исследователей нет единого мнения, для чего черепа отделяли от тела, набивали глиной, раскрашивали и потом дополнительно обрабатывали коллагеном. Некоторые специалисты полагают, что клей должен был предохранить от дождя. Учитывая, что клей на черепах превратился в асфальт, дождь в этом регионе — явление крайне редкое. Вероятно, так было не только сегодня, но и тысячелетия назад.

Поговорить с вечностью
Натуфийцы, живущие в домах, хоронили своих мёртвых прямо под полом жилища, очевидно, исходя из принципа, что предок не должен покидать своих родичей даже после смерти. Предок под полом был чем-то вроде оберега, который не позволит дому разрушиться. Какие манипуляции со своими «подпольными» предками проводили натуфийцы, мы не знаем. Как не знаем доподлинно, какие ритуалы проводили люди в масках. Понятно лишь, что эти ритуалы были тесно связаны с культом предков. Очевидно, в них использовали не только маски и, может быть, не только головы предков, но и фигурки зверей, людей, которые могли символизировать силы, способные защитить от беды или увеличить возможность удачи. Назначение одной фигурки точно известно: схематично вылепленная из глины (либо вырезанная из камня или кости) женщина с большой грудью и толстыми ляжками (так называемая палеолитическая Венера) символизировала плодовитость и плодородие.

Некоторые исследователи полагают, что ритуальные действия с масками, фигурками и черепами были обращены к богам, другие — что ритуалы связаны с сезонными работами и плодородием, третьи — что ритуалы имели сугубо магическую подоплёку, проводили их шаманы с помощниками. Именно они надевали маски, исполняли ритуальные танцы, пели ритуальные песни и взывали к предкам, чтобы те позаботились о своих потомках, послали им хороший урожай и избавили от несчастий и болезней.

В 1983 году небольшая группа археологов провела исследования в пещере, известной под названием Нахаль-Хемар, которая находится в южной части Иудейской пустыни. Находки удивили и привели учёных к выводу, что это место использовалось для хранения предметов, имеющих отношение к культу предков.

По сути, просто другого объяснения находкам найдено не было - одновременно там нашли верёвочные корзины, деревянные бусины, раковины, кремниевые ножи, различные фигурки, вырезанные из кости, украшенные человеческие черепа, а также вышитые ткани, которые, как в итоге предположили исследователи, когда-то были ритуальными костюмами.

Как известно, всё непонятное в таких случаях обычно относят к ритуалам и религиозным представлениям древнего человечества - проверить-то всё равно нельзя. Нет, учёные, конечно, опираются на ранее сделанные выводы коллег и сложившиеся в науке представления о тех или иных явлениях. Таков уж, как говорится, научный метод.

Больше всего резонанса вызвали найденные фрагменты каменных масок, возраст которых был оценен как примерно 9000 лет. При этом, к примеру, пишут о прядях волос, которые сохранились, будучи прилепленными к маскам - этому якобы способствовал сухой местный климат, о котором, впрочем, тоже спорят.

Спорить по поводу столь далёкой истории, как известно, сейчас любой мастер. Потому что доверия тем методам, которые используют учёные, давно уже нет. В данном случае нам сообщается, что эти редкие каменные артефакты были созданы древними земледельцами, которые отказались от охоты и собирательства, поселившись на Иудейских холмах - собственно там, где сейчас находится Иерусалим.

Впрочем, есть версия, что что-то из найденного могло быть привезено сюда из других мест для проведения ритуалов. Кем - непонятно. Наверное, теми же земледельцами. Повторимся, вывод о предназначении этих масок возник в том числе потому, что другие найденные артефакты тоже лучше всего объясняются именно таким предназначением - украшенные части одежды, фигурки животных и людей, раскрашенные черепа.

А вот отличия в масках "помогли" сделать вывод о культе поклонения предкам. Учёные сделали вывод, что поскольку лица отличаются, возможно даже, что это изображения конкретных людей - может даже, предков тех, кто сделал эти маски.

Каждая каменная маска весит по 1-2 килограмма и на самом деле похоже на то, что некоторые из них изображают совершенно конкретные лица. Можно отличить, что у одной маски "лицо" старое, у другой - помоложе. На масках также сохранились остатки пигмента - возможно, маски были раскрашены и даже имели более портретные черты. Отличительной чертой их также являются множество отверстий по внешнему краю.

Публикация фотографий в своё время вызвала большое количество весёлых комментариев по поводу "настоящего предназначения" найденных в Нахаль-Хемар масок. Те же отверстия вполне могут быть нужны для крепежа масок к голове, а ассоциация с театральными масками приходит в голову сразу же, как только видишь фото - настолько яркие выражений я этих "лиц".

Можно сравнить эти маски с защитными шлемами, например, тех же хоккеистов. Вряд ли в древней Аравии играли в хоккей, но почему люди, имея возможность делать такие вещи, не могли их использовать в совершенно утилитарных и практических целях, скажем, для защиты от огня или даже животных? Если у вас есть свои идеи, для чего древним людям могли пригодиться такие каменные маски - делитесь в комментариях!

самые древние маски отвратительные мужики

В 1983 году группа исследователей во главе с гарвардским специалистом по доисторическим культурам Офером Бар-Йосефом открыла разграбленную пещеру на юге Иудейской пустыни. Место получило название Нахаль Хемар и, судя по всему, 9000 лет назад оно было культовым. Здесь были найдены веревочные корзины, бусины, кремневые ножи и серпы, фигурки, вырезанные из кости, человеческие черепа, украшенные «горной смолой» (то есть асфальтом), а также вышитые ткани.

Все это сохранилось потому что было залито клейкой субстанцией, которую поначалу приняли за современные строительные отходы. Однако выяснилось, что это древний клей, которым древние люди специально залили артефакты, возможно, перед тем, как запечатать пещеру. Но самой любопытной находкой оказались вырезанные из известняка маски. Настолько же странные, насколько и древние, они, судя по всему, были частью культа предков, который был крайне важен для людей неолита. Часть из представленных на фото масок обнаружена в Нахаль Хемаре. Часть — поблизости, в пещерах, находящихся в 30-километровом радиусе.

Как видите, каждая из масок имеет уникальные черты. Скорее всего, они отражают черты каких-то определенных личностей. В то время, с приходом сельского хозяйства как раз начались изменения в культе предков. Если ранее было принято поклоняться всем предкам, то с возникновением неравенства силу приобретает почитание умерших вождей и старейшин. Возможно, древние маски из Нахаль Хемар как раз пытаются передать их внешний вид. А запечатанная пещера — довольно очевидный символ потустороннего мира.

2000-летняя зеленая змеевидная каменная маска, найденная у основания пирамиды Солнца, Теотиуакан, Мексика

Не тебе одному. Мне это даже казалось логичным. Вон, в старину типа были в моде бюсты Ленина. "теперь" (на момент того детского умозаключения), видимо, в обиход вошли бюсты Ельцина.

С музея срисовали. У не на башке жаба сидит

В голове мелодия проиграла

Т.Т.Т.Т.Т.Т.Т.Т.Т. та-та та-та ТАМ

СОНО ЧИ НО САДАМЕ

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку


В Мексике создали маску только для носа

Ученые из Мексики разработали защитную маску, которую носят только на носу, сообщает WVLT.

Такое средство защиты не заменяет полноценную маску, закрывающую нос и рот, говорят его создатели. Миниатюрную маску следует надевать во время еды в публичных местах. Это дополнительный барьер, который уменьшит шансы заразиться COVID-19. Маску для носа можно носить под обычной маской.

1 и 2 ноября в латинской Америке отмечают день Мертвых

1 и 2 ноября в латинской Америке отмечают день Мертвых Проекткалендарь2, Рисунок, Иллюстрации, День мертвых, Мексика, Маска, Маскарад

Обывателям этот праздник может показаться тем же Хеллоуином, но все не так просто. У дня Мертвых есть очень глубокий смысл. Все эти маски скелетов и маскарады - всего лишь внешняя мишура. Основная суть праздника очень правильная: пока мы помним наших усопших родных они будут жить. Поэтому в эти дни жители Мексики, Гватемалы, Никарагуа, Гондураса и Сальвадора различными способами вспоминают и выказывают свое уважение к родственникам, покинувшим этот свет. Для меня, как для абсолютно не религиозного человека, именно такой посыл является истинно верным. Для меня жизнь после смерти существует только в воспоминаниях тех, кто еще жив, и я надеюсь, что после смерти я буду жить на книжной полке в виде фотографии.

Читайте также: