Какую роль играет пейзажная зарисовка ясного летнего дня

Обновлено: 05.07.2024

«Природа и ее роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

учитель русского языка и литературы

Чиркова Анна Сергеевна

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Природа и ее роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

образовательные : - расширить представление учащихся о творчестве И.С.Тургенева;

- познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в описании природы

- повторить понятия «метафора», «эпитет», «олицетворение» , «сравнение»;

развивающие: - развивать навыки связной устной речи;

- развивать логическое мышление;

- развивать умение работы с текстом;

- развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;

воспитательные : - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;

- прививать интерес к творчеству И.С.Тургенева;

Тип урока : урок актуализации знаний и умений.

Оборудование урока : презентация.

Методические приёмы : беседа, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста.

1. Организация начала урока. Слайд 1.

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения известны и высоко ценятся не только в России, но и во всем мире . На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – о крестьянских детях; они являются центральным образом произведения. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке.

Тему сегодняшнего урока вы попытаетесь сформулировать сами, отгадав ключевое слово. Для этого выполним следующую работу: Слайд 2.

Картина природы в художественном произведении.

Созвучие окончаний стихотворных строк.

В литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование.

Разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам, людям.

Разговор двух или нескольких лиц.

Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Обратите внимание на выделенные буквы каждого термина, какое слово у нас получилось. О чем мы будем говорить на уроке? Слайд 3.

3. Изучение нового материала.

Оформление записи в тетрадях (дата, «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»)

Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

В описании природы присутствуют светлая часть дня (утро, день) и темная (сумерки, ночь). Свои наблюдения мы будем оформлять в виде таблицы.

Светлая часть (день, утро)

Темная часть (сумерки, ночь)

небо ясное, румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое

зашумело, заговорило, звуки колокола

полынью, сжатой рожью, гречихой

- Каким предстает пейзаж перед охотником в самом начале рассказа? Найдем это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. ( Чтение эпизода на с. 178 ) Слайд 4.

- Какие же они, краски июльского дня?

(небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)

- Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле?

( Полынью, сжатой рожью, гречихой. )

Ответы записать в таблицу.

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное.

Б) Сумерки. Слайд 5.

- Именно в такой день рассказчик удачно поохотился и собирается в обратный путь, но неожиданно осознает, что заблудился. Давайте проследим, как меняется окружающая среда и ее восприятие.

- Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом?

-А какими словами передает свое состояние рассказчик? (С.180-182)

(«Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую».

-Тревожное настроение может передаваться не только с помощью слов, но и знаков препинания.

(Чередование коротких вопросительных и восклицательных предложений. Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?

(Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Вывод: С помощью описания природы рассказчик передает свое тревожное состояние. Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности. Автор подготавливает читателя к беседе мальчиков о домовых и леших.

В) Глубокая ночь . Слайд 6.

Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны, их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

- Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.

- А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод на с. 184.

(тихо, спокойно, торжественно)

-Но пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает таинственные рассказы «… торжественно, необыкновенно стояла ночь …», а с другой, вместе с ребятами переживает непонятные явления природы «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»

-Но, как пишет Тургенев, «Недолги летние ночи. » Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. ( Чтение эпизода с.205. )

-В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

-Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.

Возвращение к заполнению таблицы.

Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и…?

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

- Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.

4 . Проблемный вопрос.

- Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб»

5. А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

6. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Вован21

Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.

В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.

Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.

Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.

В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и детей, но это не единственная ее роль.

Рассказ начинается с описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на своем языке, только голоса у нее нет. Автор рассказа дает ей возможность поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника, какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней». На смену реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

Каждый фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам, разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной синевы.

Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.

Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.

Вместе с охотником и ребятами из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.

Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать следующими словами « Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». Как вы думаете о чём же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

На прошлом уроке мы с вами изучали творчество известного русского писателя В.П. Астафьева и вы дома должны были дочитать его рассказ «Конь с розовой гривой» и выписать в тетради слова с сибирскими диалектизмами, которые он употреблял в своём рассказе.

Слайд 2 . Это произведение вошло в его книгу «Последний поклон». Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

Открываем тетради, записываем число и тему урока. Эпиграфом нашего урока послужат слова немецкого философа Г. Гегеля «Вина-благородное чувство воспитанного человека».

Слайд 3. Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа «Последний поклон», давшего название целой книге…

“ Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон.

И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, — да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать. ”

Ребята, как вы думаете:

1.Кому посвящены эти строки? (Бабушке Катерине Петровне)

2. Какое чувство испытывает автор письма и почему? (чувство вины)

«Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека» ,- говорил Гегель.

Но не только чувство вины испытывал автор долгие годы, но и чувство признательности, благодарности за урок, который вынес он из детства и о котором поведал нам в рассказе «Конь с розовой гривой». А сегодня мы с вами постараемся понять и выяснить, какой же жизненный урок может получить каждый из нас с этого произведения.

- Бывает ли у вас так? «Сон не брал меня». (Что означают эти слова? Значит ему не спится).

«Сон не брал меня…» стр.222

«Вон как хорошо было бы жить! А теперь? Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.»

Почему герой называет себя преступником, какое совершил преступление и какие уроки вынес из этого, мы и постараемся сегодня ответить с вами на эти вопросы.

II .Проведем лингвистическое исследование и определим состав преступления. Сравним лексическое значение двух слов:

Преступление – наиболее существенное нарушение законности и правопорядка, влекущее за собой уголовное наказание.

Преступление против государства. Уголовное преступление.

Проступо к – поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности; провинность.

А теперь давайте ответим на вопрос:

-Что же совершил герой - преступление или проступок?

Задание для 1 группы : Как вы думаете, в чем состав преступления главного героя? (Обманул бабушку, украл калачи).

Задание для 2 группы : Какой проступок совершил наш герой? (под землянику нарвал травы, высыпал и скормил левонтьевским ребятишкам, похвастался, что может стащить калач у бабушки)

Задание для 3 группы : Мог ли семилетний мальчик, которому бабушка старалась дать хорошее воспитание, сам это совершить? Кто подтолкнул его к обману?

(Сам совершить этот проступок он не мог. На это подтолкнули «Левонтьевские ребятишки»)

Подумали, ваши ответы…

II . Слайд №5 : Установим личности тех, кто подтолкнул его к обману и проведем следующее групповое исследование:

Какое определение наиболее полно характеризует соседских детей:

«Левонтьевские орлы»

«Левонтьевская орда»

«Левонтьевские ребятишки»

1 группа. Анализ эпизода «По дороге за земляникой».

Выразительно прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:

1) Найдите в отрывке глаголы. Как они характеризуют ребят?

2) Почему автор использует так много глаголов ?

3) Как автор относится к ребятам?

2 группа. Анализ эпизода «Сбор ягод»

Выразительно прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:

1) Каково отношение «Левонтьевских» друг к другу?

2)Как вы думаете, почему они так себя ведут?

3) Каково отношение автора к «Левонтьевским»?

3 группа. Анализ эпизода «На речке».

Выразительно прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:

1) Какие поступки совершали ребята на речке?

2) Как вы их расцениваете?

3) Как автор относится здесь к ребятам?

Вывод: Больше подходит выражение «Левонтьевская орда».

Дети перенимают устои семьи.

Большое количество глаголов говорит о том, что левонтьевские дети действуют, порой необдуманно, порой агрессивно, легкомысленны, драчливы, эгоистичны, безответственны. Отношение автора несколько иронично: добродушно подсмеивается над их легкомысленностью, но при этом нет негативного отношения к деревенским детям.

IV .Человека характеризует его поведение в ситуации нравственного выбора. Как вы понимаете выражение « нравственный выбор»?

(Человек на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности.)

Давайте сейчас проанализируем ситуацию нравственного выбора в одном эпизоде «Разговора Саньки и главного героя рассказа».

Ребята, почему наш герой не пожалел ягод и накормил левонтьевских ребят, а сам успел лишь несколько штучек попробовать.

Вывод: не хотел потерять друзей, не хотел ссориться, конфликтовать. Ему было важно не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Наш герой не хотел выделяться, он хотел быть как все.

Черты характера : оказался нерешительным, слабовольный, не может сказать Нет, пошел на поводу у Саньки, оказался в зависимости от чужого мнения, проявил в себе слабость.

Слайд 6 Ребята, давайте сделаем вывод, каким нам надо быть в жизни?

Какие уроки нравственности мы можем выделить в этом рассказе :

надо уметь говорить нет, быть твердым, проявлять решительность, не поддаваться на провокацию, не пытаться показаться храбрым, надо стоять на своем взгляде на мир, т.е. не бояться быть личностью. Герой не выдержал испытание на прочность характера.

IV .Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека.

(к нашему эпиграфу мы уже обращаемся на уроке несколько раз)

– Как вы думаете, испытывает ли чувство вины наш герой или ему все равно, что он совершил, как Левонтьевским ребятишкам.?

Где и в каких моментах мы встречаемся с переживаниями нашего героя?

(Через речь, портрет, внутренние монологи автор показывает душевные переживания героя. Большую роль в этом сыграл и пейзаж).

Проведем следующее исследование и ответим на вопрос: какую роль играет пейзажная зарисовка ясного летнего дня?

Задание по группам:

1. Какие слова использует автор для передачи цвета летнего дня и какие слова использует автор для передачи звуков? (ясный день, рябенькие кукушкины слезы, синие колокольчики, хрустких стеблях, колокольчики, пчелы, цветы-граммофончики.)

2.Какие изобразительно-выразительные средства языка мы видим в отрывке и для чего они использованы?

(для передачи чувств, эмоций, состояния героя)

3 . Какое настроение вызывает пейзаж? Что происходит в природе и что происходит в душе героя?

(Радостное, возвышенное. Цветут колокольчики, кукушкины слезки, день ясный, летают шмели.)

Вывод: На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ещё ярче видны переживания героя : «Вон как хорошо было жить! А теперь?» Жизнь главного героя омрачена безобразным поступком- обманом. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана, эгоизма, куда был вовлечен мальчик. Обман делает человека несчастным.

V . Почему , осуждая внука за мошенничество, бабушка купила все-таки ему пряник конем?

(Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет:

«А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

Слайд 11 VI . Рефлексия. Какие уроки доброты и нравственности я получил после прочтения рассказа «Конь с розовой гривой».

- Уметь говорить нет;

- Не быть жестоким;

- Быть честным, признаваться в содеянном;

- Уметь прощать, спешить делать добро;

-Уметь признать ошибку, покаяться.

-Делать правильный выбор

-Быть решительным, не поддаваться чужому влиянию

Открыть слайд

Самооценка : 1 группа оценивает-2, 2-3, 3-1.

VII .Заключительное слово учителя.

- Рассказы В. П. Астафьева – это обращение ко всем людям на этой земле о нобходимости любить и прощать, продлевать жизнь друг другу, наполняя её радостью и красотой.

V Ш . Домашнее задание:

1.Прочитать другие рассказы из сборника «Последний поклон» .

3.Составить кроссворд из диалектных слов, которые встречаютя в этом рассказе.

Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Вина – благородное чувство

Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать следующими словами « Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». Как вы думаете о чём же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

На прошлом уроке мы с вами изучали творчество известного русского писателя В.П. Астафьева и вы дома должны были дочитать его рассказ «Конь с розовой гривой» и выписать в тетради слова с сибирскими диалектизмами, которые он употреблял в своём рассказе.

Слайд 2 . Это произведение вошло в его книгу «Последний поклон». Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

Открываем тетради, записываем число и тему урока. Эпиграфом нашего урока послужат слова немецкого философа Г. Гегеля «Вина-благородное чувство воспитанного человека».

Слайд 3. Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа «Последний поклон», давшего название целой книге…

“Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон.

И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, — да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать. ”

Ребята, как вы думаете:

1.Кому посвящены эти строки? (Бабушке Катерине Петровне)

2. Какое чувство испытывает автор письма и почему? (чувство вины)

«Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека» ,- говорил Гегель.

Но не только чувство вины испытывал автор долгие годы, но и чувство признательности, благодарности за урок, который вынес он из детства и о котором поведал нам в рассказе «Конь с розовой гривой». А сегодня мы с вами постараемся понять и выяснить, какой же жизненный урок может получить каждый из нас с этого произведения.

- Бывает ли у вас так? «Сон не брал меня». (Что означают эти слова? Значит ему не спится).

«Сон не брал меня…» стр.222

«Вон как хорошо было бы жить! А теперь? Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.»

Почему герой называет себя преступником, какое совершил преступление и какие уроки вынес из этого, мы и постараемся сегодня ответить с вами на эти вопросы.

II.Проведем лингвистическое исследование и определим состав преступления. Сравним лексическое значение двух слов:

Преступление – наиболее существенное нарушение законности и правопорядка, влекущее за собой уголовное наказание.

Преступление против государства. Уголовное преступление.

Проступо к – поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности; провинность.

А теперь давайте ответим на вопрос:

-Что же совершил герой - преступление или проступок?

Задание для 1 группы : Как вы думаете, в чем состав преступления главного героя? (Обманул бабушку, украл калачи).

Задание для 2 группы : Какой проступок совершил наш герой? (под землянику нарвал травы, высыпал и скормил левонтьевским ребятишкам, похвастался, что может стащить калач у бабушки)

Задание для 3 группы : Мог ли семилетний мальчик, которому бабушка старалась дать хорошее воспитание, сам это совершить? Кто подтолкнул его к обману?

(Сам совершить этот проступок он не мог. На это подтолкнули «Левонтьевские ребятишки»)

Подумали, ваши ответы…

II . Слайд №5 : Установим личности тех, кто подтолкнул его к обману и проведем следующее групповое исследование:

Какое определение наиболее полно характеризует соседских детей:

  1. «Левонтьевские орлы»
  2. «Левонтьевская орда»
  3. «Левонтьевские ребятишки»

1 группа. Анализ эпизода «По дороге за земляникой».

Выразительно прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:

1) Найдите в отрывке глаголы. Как они характеризуют ребят?

2) Почему автор использует так много глаголов ?

3) Как автор относится к ребятам?

2 группа. Анализ эпизода «Сбор ягод»

Выразительно прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:

1) Каково отношение «Левонтьевских» друг к другу?

2)Как вы думаете, почему они так себя ведут?

3) Каково отношение автора к «Левонтьевским»?

3 группа. Анализ эпизода «На речке».

Выразительно прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:

1) Какие поступки совершали ребята на речке?

2) Как вы их расцениваете?

3) Как автор относится здесь к ребятам?

Вывод: Больше подходит выражение «Левонтьевская орда».

Дети перенимают устои семьи.

Большое количество глаголов говорит о том, что левонтьевские дети действуют, порой необдуманно, порой агрессивно, легкомысленны, драчливы, эгоистичны, безответственны. Отношение автора несколько иронично: добродушно подсмеивается над их легкомысленностью, но при этом нет негативного отношения к деревенским детям.

IV.Человека характеризует его поведение в ситуации нравственного выбора. Как вы понимаете выражение « нравственный выбор»?

(Человек на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности.)

Давайте сейчас проанализируем ситуацию нравственного выбора в одном эпизоде «Разговора Саньки и главного героя рассказа».

Ребята, почему наш герой не пожалел ягод и накормил левонтьевских ребят, а сам успел лишь несколько штучек попробовать.

Вывод: не хотел потерять друзей, не хотел ссориться, конфликтовать. Ему было важно не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Наш герой не хотел выделяться, он хотел быть как все.

Черты характера : оказался нерешительным, слабовольный, не может сказать Нет, пошел на поводу у Саньки, оказался в зависимости от чужого мнения, проявил в себе слабость.

Слайд 6 Ребята, давайте сделаем вывод, каким нам надо быть в жизни?

Какие уроки нравственности мы можем выделить в этом рассказе :

  • надо уметь говорить нет, быть твердым, проявлять решительность, не поддаваться на провокацию, не пытаться показаться храбрым, надо стоять на своем взгляде на мир, т.е. не бояться быть личностью. Герой не выдержал испытание на прочность характера.

IV.Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека.

(к нашему эпиграфу мы уже обращаемся на уроке несколько раз)

–Как вы думаете, испытывает ли чувство вины наш герой или ему все равно, что он совершил, как Левонтьевским ребятишкам.?

Где и в каких моментах мы встречаемся с переживаниями нашего героя?

(Через речь, портрет, внутренние монологи автор показывает душевные переживания героя. Большую роль в этом сыграл и пейзаж).

Проведем следующее исследование и ответим на вопрос: какую роль играет пейзажная зарисовка ясного летнего дня?

Задание по группам:

1. Какие слова использует автор для передачи цвета летнего дня и какие слова использует автор для передачи звуков? (ясный день, рябенькие кукушкины слезы, синие колокольчики, хрустких стеблях, колокольчики, пчелы, цветы-граммофончики.)

2.Какие изобразительно-выразительные средства языка мы видим в отрывке и для чего они использованы?

(для передачи чувств, эмоций, состояния героя)

3 . Какое настроение вызывает пейзаж? Что происходит в природе и что происходит в душе героя?

(Радостное, возвышенное. Цветут колокольчики, кукушкины слезки, день ясный, летают шмели.)

Вывод: На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ещё ярче видны переживания героя : «Вон как хорошо было жить! А теперь?» Жизнь главного героя омрачена безобразным поступком- обманом. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана, эгоизма, куда был вовлечен мальчик. Обман делает человека несчастным.

V. Почему , осуждая внука за мошенничество, бабушка купила все-таки ему пряник конем?

(Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет:

«А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

Слайд 11 VI . Рефлексия. Какие уроки доброты и нравственности я получил после прочтения рассказа «Конь с розовой гривой».

- Уметь говорить нет;

- Не быть жестоким;

- Быть честным, признаваться в содеянном;

- Уметь прощать, спешить делать добро;

-Уметь признать ошибку, покаяться.

-Делать правильный выбор

-Быть решительным, не поддаваться чужому влиянию

Самооценка : 1 группа оценивает-2, 2-3, 3-1.

VII.Заключительное слово учителя.

- Рассказы В. П. Астафьева – это обращение ко всем людям на этой земле о нобходимости любить и прощать, продлевать жизнь друг другу, наполняя её радостью и красотой.

VШ. Домашнее задание:

1.Прочитать другие рассказы из сборника «Последний поклон» .

3.Составить кроссворд из диалектных слов, которые встречаютя в этом рассказе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе.

Предлагаемый урок был проведен в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература).


Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой".


Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс.


Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.


План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука.


Презентация к открытому уроку по литературе по рассказу И. А. Бунина "Роман горбуна"

Данный материал направлен на осмысление текста рассказа И. А. Бунина "Роман горбуна", что способствует лучшему восприятию авторского текста.

Читайте также: